Научная статья на тему 'Самоконтроль и саморегуляция как один из методов оптимизации учебного процесса в вокальном классе'

Самоконтроль и саморегуляция как один из методов оптимизации учебного процесса в вокальном классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Г.А.

В настоящее время в вокальной педагогике при подготовке студента, ведущим является принцип научности, складывающийся из объективно существующих явлений и закономерностей певческого процесса. Методика вокального обучения опирается на общедидактические и специальные, свойственные вокальной педагогике, методы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самоконтроль и саморегуляция как один из методов оптимизации учебного процесса в вокальном классе»

160

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

САМОКОНТРОЛЬ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВОКАЛЬНОМ КЛАССЕ

© Григорьева Г.А.*

Иркутский региональный колледж педагогического образования, г. Иркутск

В настоящее время в вокальной педагогике при подготовке студента, ведущим является принцип научности, складывающийся из объективно существующих явлений и закономерностей певческого процесса.

Методика вокального обучения опирается на общедидактические и специальные, свойственные вокальной педагогике, методы.

Одной из основных дидактических форм оптимизации учебного процесса, является проблемное обучение, с которым связывают задачи формирования продуктивного мышления, т.е. мышления поискового, рассуждающего, исследующего, способного осуществлять решение проблемных ситуаций профессиональных задач во всей их полноте и многообразии.

Как известно, метод проблемного обучения является одним из наиболее прогрессивных в педагогике, т.к. позволяет сформировать у студентов способность к самостоятельному мышлению, научить их соединять теоретические вопросы с практикой, развивать у студентов ассоциативные связи и речевые способности.

Принцип научности в вокальной педагогике должен присутствовать на протяжении всего этапа обучения.

Обучение - это процесс двусторонний и успех в занятиях зависит не только от педагога, но и от личности обучающегося. Естественно, что те студенты, которые в детском возрасте получили систематическое музыкальное образование (ДМШ) или пели в детском хоре и т.д., имеют развитый интонационный слух, могут рассчитывать на более быстрые успехи в овладении вокальным искусством. Отсюда следует, что важное первостепенное значение имеет среда, в которой действует и развивается личность.

На занятиях в вокальном классе от студента требуется целеустремлённость, концентрация внимания, мобилизация внутренних сил, тяга к познанию.

С первых уроков установление творческого контакта между студентом и преподавателем, создание в классе спокойной доброжелательной атмосферы будет способствовать успешному развитию вокальных навыков.

В момент проведения урока, следует добиваться от студента сознательного и активного творческого состояния. Сознание должно быть свободно от всех отвлекающих моментов и направлено на выполнение поставленных задач.

Преподаватель.

Компетентностный подход в образовании

161

В ходе процесса обучения студент должен ясно понимать суть вокальных явлений (певческого регистра, атаки, дыхания, понятия резонанса и т.д.), уметь вскрыть и обосновать причинно -следственные зависимости между явлениями певческого процесса, опираясь на анализ воспроизводимого звука (как следствие) и технологию голосообразования (как причину).

С целью оптимизации и эффективности процесса обучения в вокальном классе мы используем следующие формы и методы контроля студента, осознанно направленные:

а) на закрепление полученных знаний на предыдущем занятии;

б) выработку у обучающегося умения творчески использовать и применять эти знания в вокальном классе, в вокально-хоровой работе, самостоятельной работе и т.д.;

в) выработки умения контролировать и логически обобщать полученный результат в процессе голосообразования;

г) использование наглядных средств обучения, методов зрительного самоконтроля (пение перед зеркалом);

д) приобщение к самостоятельной работе: (декламация слов песни, работа над артикуляционным аппаратом (уклад языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба, положение гортани, контроль за осанкой во время пения);

е) организацию творческой и поисковой деятельности студента;

ж) психологическую тренировку: освоение методов саморегуляции направленных на творческую собранность «настройку всего голосового аппарата».

На начальном этапе обучения преподаватель за счёт умелого отбора дидактического материала (для каждого студента индивидуально), помогает обозначить, определить проблему путём постановки вокальных задач, определяет поиск и нахождение путей, способов решения проблемы, соблюдая принцип постепенности и последовательности.

В данном случае уместно сказать, что теория поэтапного формирования умственных действий и прививаемых понятий, ощущений предусматривает сознательное освоение элементов действия, являющихся составными частями навыка.

Певческий голос не является готовым инструментом, как например, скрипка, фортепиано или флейта. Отсюда следует, что изучение своего инструмента и овладение им для певца является более трудной и сложной задачей, чем для инструменталиста. Поющий не имеет возможности при помощи зрения управлять процессом голосообразования, он одновременно сам является и инструментом и исполнителем.

Самоконтроль, самонаблюдение, самоанализ, т.е. осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний обязательная часть процесса пения и художественного творчества.

162

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Психофизиологическая сущность певческого самоконтроля и саморегуляции заключается в том, что вся информация от органов чувств и чувствующих систем поступает по нервным каналам в соответствующие участки головного мозга, которые её перерабатывают и посылают в голосовой аппарат необходимые сигналы на нервные окончания в мышцах гортани, и голосовых связок, системы дыхания, резонаторных полостей, органов артикуляции.

Человеческий голосовой комплекс по существу относится к саморегулирующей системе, тесно связанной с головным мозгом. Кора головного мозга, по словам выдающегося физиолога И.П. Павлова, «держится в своём ведении все явления, происходящие в теле». Все ответные реакции организма на любое раздражение осуществляется при посредстве нервной системы, и основной формой этой реакции является рефлекс (безусловный и условный).

В данном случае мы рассматриваем определённую, слаженную сумму условных рефлексов, который И.П. Павлов определил как «динамический стереотип». В том случае, когда динамический стереотип установился, вся сложная, координированная деятельность многих систем совершается легко и просто, без напряжения, автоматически, т.е. почти бессознательно.

Рефлекторность саморегулирования приводит к тому, что мозг автоматически вырабатывает оптимальные решения, т.к. тесная связь между слуховой и голосовой функцией, представляет систему хорошо развитых обратных связей мозга и работающих органов.

Отсюда следует, что под влиянием музыкальной, в частности вокальной, тренировки слух делается «тоньше», точнее осуществляется корректировка деятельности мышц, голосовых складок, участвующих в процессе голосообразования.

Поэтому, воспитанием самоконтроля и саморегуляцией во время уроков в вокальном классе следует заниматься постоянно, т.к., все виды чувствительности, участвующие в контроле за деятельностью голосового аппарата, способны развиваться.

Процесс развития певческого голоса зиждется на умении представить себе нужное звучание и желание в стремлении его достичь. Однако это слуховое представление о певческом тоне должно быть ясно сформулировано у студента, только в таком случае возможна самостоятельная оценка воспроизводимого звука, т.е. - самоконтроль. Певец как бы настраивает свой инструмент в соответствии с тем идеалом звучания, представление о котором у него создалось.

Музыкант-инструменталист во время игры проверяет звук слухом и ищет руками именно то положение, которое даст наилучшее звучание. Аналогично этому хорошо поющий человек использует не только слух, но и мускульно-осязательные чувства и другие ощущения для создания контроля и нахождения лучшего звучания голоса, получая информацию от всех отделов голосового аппарата.

В своём классе в процессе занятий, мы много внимания уделяем развитию слухового самоконтроля, чтобы студент учился выстраивать свой голос,

Компетентностный подход в образовании

163

опираясь и используя тот регулировочный образ, который соответствует академическому певческому тону.

Студент должен научиться слышать правильное звучание своего голоса, прочувствовав внутренним ощущением каждую спетую ноту.

Особенно ему следует контролировать, заострять внимание на положительных навыках, а также фиксировать и запоминать свои ощущения во время фонации, развивая тем самым вокальный слух.

«Вокальный слух - это умение не только слушать звучание своего голоса, но и представлять себе ясно его работу во время пения, ощущать, что делается в голосовом аппарате» [4].

Каждому обучающемуся необходимо задаваться вопросом «как я это делаю, почему голос звучит хорошо или плохо», т.е. развивать привычку к самоконтролю и саморегуляции, т.е. исправлению недостатков при фонации.

Получая одобрение от педагога в момент голосообразования, стараться проанализировавать, посредством чего задание выполнено успешно, какие при этом были слуховые, мышечные, резонаторные ощущения. Для этого в ходе проведения занятий педагогу важно «подчёркивать» положительные моменты голосообразования у студента и заострять на них внимание поющего.

Здесь уместно высказывание Джованни Ламперти «Следует учиться больше умом, чем голосом...».

В связи с этим крайне важно и необходимо присутствие в классе сольного пения на занятиях других студентов, это будет одним из непременных условий развития и формирования вокального слуха у будущих педагогов-музыкантов.

Хотя слух и является ведущим фактором в освоении вокальной технологии, однако он не остаётся единственным средством самоконтроля.

Взятый сам по себе, отдельно от прочих факторов самоконтроля, он может сильно подвести певца особенно малоопытного.

Попадая в непривычные акустические условия, поющий не может сразу наладить самоконтроль. Его голос может потерять звонкость, полётность, ухудшиться по тембру, детонировать.

«Певцы, контролируя своё пение в основном по слуховым ощущениям от звучания своего голоса, сильно зависят от акустической обстановки, в которой приходится петь.

Изменение акустических условий мешает им точно осуществлять контроль над голосом. В разной обстановке они поют по-разному: то, что удаётся в классе, не удаётся на сцене в связи с изменением условий слухового контроля. У таких певцов слабо развито мышечное чувство, и плохая мышечная память, что мешает им хорошо усваивать певческие навыки и прочно удерживать их в памяти» [8].

В процессе фонации, необходимо сознательно привлекать внимание студента не только к качеству звучания голоса, но и к анализу работы всего голосового аппарата.

164

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Здесь же в целях самоконтроля, могут служить резонаторные, вибрационные и мышечные ощущения.

«Если слух стоит на первом месте среди обратных связей, принимающих участие в контроле за голосообразованием у певца», пишет Л.Д. Дмитриев, то на второе место столь же определённо следует поставить мышечное чувство - двигательный контроль».

Исходя из практической работы в класса сольного пения, следует сделать вывод о сугубой индивидуальности певческих ощущений в процессе голосообразования. В связи с этим непременным и необходимым условием в своей практической работе со студентами, считаю основным принцип индивидуального подхода.

Мирзоева М.М. по этому поводу пишет: «Одни больше занимают мышечные ощущения, другие легче улавливают резонаторные, вибрационные ощущения. Нужно стремиться к определённой последовательности, устойчивости и сознательному процессу звукообразования. Необходимо развивать все виды ощущения, но у каждого певца должен быть свой собственный контроль» [11].

Для вокалиста большое значение имеют мышечные, вибрационные и зрительные ощущения, но наилучшим типом для пения следует считать певца, у которого хорошо поддаётся контролю и регулированию слух и мышечное чувство.

Саморегуляция, также формируется только в процессе обучения.

Общие закономерности саморегуляции, т.е. целесообразного функционирования живых систем разных уровней организации и сложности - реализуется в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий.

Основоположником современных методов психической саморегуляции принято считать немецкого врача И. Шульца, предложившего в 1932 г. Методику аутогенной тренировки. Также в освоении этого метода будет интересен опыт советских психоневрологов А.М. Свядоща и А.С. Ромена.

Существенное место среди методов психической саморегуляции занимает система педагогических приёмов, разработанных К. Станиславским и

З. Мейерхольдом для обучения актёрскому мастерству. В связи с этим Станиславский писал: «Вы не можете себе представить, каким злом может быть для творческого процесса мышечная судорога и телесные зажимы. Зажим может появиться и в диафрагме, и в других мышцах, участвующих в процессе дыхания, нарушать правильность этого процесса...» [10].

Навыки свободного расслабления мышц, умения контролировать и устранять подобные зажимы является одним из важных условий в процессе работы над голосом, т.к. в певческом голосообразовании принимают участие многочисленные группы мышц: дыхательные, артикуляционные, гортанные, и др.

Компетентностный подход в образовании

165

Используя методы саморегуляции, аутогенной тренировки, самовнушения можно освоить навыки свободного, произвольного расслабления этих мышц, при этом их работа становится очень тонко дифференцированной, образуются и вырабатываются новые связи и рефлексы, формируются стойкие вокальные навыки.

Суть систем и упражнений саморегуляции в том, чтобы достичь сосредоточенности на чувствах, образах, ощущениях. Развить творческое воображение, совершенствовать внимание, снять излишнее волнение перед предстоящим выступлением, умение полностью сосредоточиться на выполнении творческой задачи, т.е. чем чётче и яснее психологическая программа, тем точнее её физическое выполнение.

Основная задача самоконтроля и саморегуляции в классе сольного пения в целях оптимизации учебного процесса предусматривает определённую степень самостоятельной работы студента. Овладение навыками самостоятельной работы способствует улучшению практической подготовленности студентов, под которой понимается умение эффективно применять теоретические и практические знания и навыки.

При этом следует подчеркнуть, что самостоятельная работа - это не самостоятельность студента в усвоении учебного материала, а особая система условий обучения, которая обязательно должна планироваться, организовываться и управляться преподавателем.

Если на начальном этапе обучения необходима всесторонняя и полная организация самостоятельной работы студентов, то на последующих этапах такая регламентация снижается и это управление становится функцией самого студента.

В классе сольного пения, по мере развития самостоятельности и овладения студентом навыков правильной оценки собственного звучания, постепенно будет отпадать необходимость в постоянном вмешательстве педагога в процесс фонации с целью подтверждения корректировки его верного или неверного голосообразования.

Правильная организация педагогического процесса позволяет добиться того, что самостоятельная практическая деятельность студентов побуждает их к активизации собственной познавательной деятельности.

В самостоятельной работе студента при условии, что она проводится систематически и организованно, имеет чёткую структуру занятий, использование методов самоконтроля и саморегуляции для выработки необходимых качеств певческого голоса, должны возыметь действенное средство и послужить целям оптимизации учебного процесса.

В дальнейшем в своей профессиональной деятельности, специалист должен научиться различать все тонкости звучания своего голоса. Отсюда складывается определённая иерархия целей: от общей цели к более частным, что позволяет оптимизировать процесс обучения и сделать его более эффективным.

166

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Наличие такого психического комплекса, как воля, целеустремлённость, трудолюбие, внимание, умение организовать свой певческий и жизненный режим помогают гораздо быстрее добиться успехов в овладении своим голосом.

Поющий одновременно является музыкантом, контролёром вокальной технологии, инструментом и исполнителем, создателем художественной концепции и её выразителем.

В этом соединении проявляется специфика искусства пения, его огромная трудность.

Будущему педагогу-музыканту необходимо усваивать проверенные наукой практические и теоретические вокальные знания, но также не следует пренебрегать опытом и мастерством талантливейших «педагогов-эмпи-риков», получивших знания и методические установки от своих учителей.

Список литературы:

1. Аспелунд Д.А. Развитие певца и его голоса. - М.: Музыка, 1982.

2. Вербова А. Техника постановки голоса. - М.: Радуга, 1983.

3. Вопросы вокальной педагогики. - М.: Музыка, 1984. - Вып. 7.

4. Дмитриев Л.Б. Голосообразование у певцов. - М.: Музгиз, 1962.

5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М.: Музыка, 2008.

6. Иванов А.П. Об искусстве пения. - М.: Профиздат, 1968.

7. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - М.: Музыка, 1984

8. Морозов В.П. Резонансная теория искусства пения. - М.: 2002.

9. Павлов И. Условный рефлекс. БСЭ.

10. Станиславский К.С. Собр. соч. - М.: Искусство, 1959.

11. Яковлева А.С. Вопросы вокального образования. - М.: 1984.

комплексный инновационный подход

В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ИНЖЕНЕРНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Лебедев А.Т., Орлянский А.В.,

Швецов И.И., Яковлева Л.И.

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье предложен опыт профориентационной работы на инженерном факультете многопрофильного аграрного вуза. Обосновывается необходимость комплексного подхода к этой проблеме. Даны конкретные предложения по повышению интереса выпускников школ к инженерному образованию.

Ключевые слова: демография, профессионально-ориентационная работа, дополнительное образование, абитуриенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.