Научная статья на тему 'Вокальный слух'

Вокальный слух Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
821
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / ВОКАЛЬНЫЙ СЛУХ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аксенова С.С.

В современной вокальной педагогике очень остро стоит проблема чистого интонирования. Наиболее важное место в решении этого вопроса составляет формирование у нынешних студентов вокального слуха. И необходимость слухового опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вокальный слух»

ВОКАЛЬНЫЙ СЛУХ

© Аксенова С.С.*

Музыкальный колледж им. Гнесиных Российской академии музыки им. Гнесиных, г. Москва

В современной вокальной педагогике очень остро стоит проблема чистого интонирования. Наиболее важное место в решении этого вопроса составляет формирование у нынешних студентов вокального слуха. И необходимость слухового опыта.

Ключевые слова музыкальная педагогика, вокальный слух.

Хорошо сформированные условно-рефлекторные вокальные связи и обозначают «вокальный слух».

К числу важных, но мало изученных вопросов вокального искусства относится проблема слуха. Среди других органов чувств - слух, наряду со зрением, занимает важнейшее место, ориентируя нас в окружающей многообразной среде и обеспечивая возможность общения посредством речи. Отсюда вытекает его огромное значение для развития интеллекта человека. Слуховой опыт является возбудителем звуковой деятельности голосового аппарата. Прежде всего возникает представление о звуке, полученное через слух, а затем это представление воплощается голосовым аппаратом посредством сложной системы дыхательных и артикуляционных мышц.

Наш мозг перерабатывает воспринятые звуки путем дифференциации, анализа и синтеза и при участии слуховых, речевых, певческих, ассоциативных и других центров создает звуковые образы, представления, осуществляет внутреннее звукотворчество.

В процессе речи и пения слуховые и мышечные голосовые ощущения оказываются рефлекторно связанными между собой. Эта внутренняя связь между слуховыми ощущениями и мышцами голосового органа была научно обоснованна еще И.М. Сеченовым; он говорил, что звуки артикулятируются в слове под контролем слуха. Происходит ассоциация ощущений, вызываемых сокращением голосовых и разговорных мышц и слуховыми ощущениями от звуков собственного голоса; ассоциация - это и есть путь последовательных рефлексов, присущий всей работе мозга.

Способность артикулировать слова дается частым повторением рефлекса в одном и том же направлении. При этом слышимое слово выступает как первое звено рефлекса, а произведение является его конечным звеном.

При воспроизведении речевых и музыкальных звуков наш слух контролирует как смысловую сторону, так и акустическую сторону звука (тембр, силу, высоту, тональность).

* Преподаватель кафедры Академического пения.

Комплекс звуковых представлений составляет ту часть нашего сознания, без которой мы не смогли бы осуществлять звукового общения: говорить, петь и понимать друг друга. Для музыканта, особенно певца, слуховые представления имеют решающее значение, так как от них, в конечном итоге, зависит характер музыкально-звукового творчества. Слуховые впечатления являются основой в образовании у музыканта и певца звукового идеала, который создает перспективу для развития собственных музыкально-исполнительских и технических данных.

Под вокальным слухом мы понимаем слух, достаточно натренированный на музыкально - вокальных звуках, способный тонко анализировать их качества; слух, позволяющий выбрать правильные и отклонять непригодные певческие звуки. Только в результате большого звукового опыта возникает критерий прекрасного в стиле исполнения. Если идеал прекрасного в пении у певца еще не возник в мозгу певца, напрасно было бы ждать от него правильного выразительного исполнения, красивого певческого звука. Это показывает, что в деле воспитания певца необходимо, прежде всего, идти от воспитания вокального и музыкального слуха, от глубокого вслушивания в музыку, в ее исполнение мастерами, в голос. Однако, к сожалению, в педагогической практике не всегда обращается должное внимание на это важнейшее обстоятельство, определяющее успешное развитие вокальных данных ученика.

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В него входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Но это не все. Активно задействована и нервная система: соответствующие нервные центры в головном мозге с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами. Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы (эффентарная связь). Органы, участвующие в голосо-образовании, являются, по сути дела, техническими исполнителями приказов, исходящих из центральной нервной системы в результате ее сложной деятельности при пении. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психо-физиологическим актом.

Великий русский физиолог И.П. Павлов первый стал рассматривать человеческий организм как единое целое, деятельность которого возглавляет, организует и согласовывает центральная нервная система. Функции отдельных органов, в том числе и при голосообразовании, связаны друг с другом и с психической деятельностью человека. В основе же всех психических процессов лежат условные рефлексы. Учение Павлова об условных рефлексах

открыло возможность для изучения таких сложных процессов, каким является пение; оно вскрыло условнорефлекторную основу вокальных навыков, благодаря чему мы можем глубже понять их механизм и усовершенствовать методические пути воспитания певческих голосов.

В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие как создающего, так и воспринимающего звуки аппарата. Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым. Воспринимаемые здоровыми органами слуха слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, ведающих работой органов голосового аппарата. У глухого ребенка слуховых восприятий и, как следствие их, раздражений речедвигательных центров нет, и потому голосовой аппарат не функционирует. В раннем детстве толчком для возникновения речевой функции являются, непосредственно воспринятые ребенком, слуховые раздражения: он слышит звуки и тут же пытается их воспроизвести. После первых неудач на помощь приходят обратные связи. В мозг ребенка по чувствительным нервам поступает информация о работе его голосовых органов, и одновременно через ухо он воспринимает воспроизводимые звуки. Он сопоставляет их, с первоначально воспринятыми, отмечает разницу (ошибку), и снова пытается подражать. Осуществляется новая проба, но при этом изменяется цепь мышечных сокращений. Так происходит подстраивание голосовых органов под слышимые звуки, налаживается координация между слухом и голосом - ребенок учится говорить. Во время этого процесса составляются и закрепляются условнорефлекторные связи, которые при многократных повторениях превращаются в динамические стереотипы, лежащие в основе голосовых навыков.

Точно так же формируются и певческие навыки, в их основе лежит тот же физиологический механизм. По мере накопления слухового опыта при формировании навыков раздражителями двигательных центров голосовых органов становятся не только непосредственно воспринятые звуки, но и представления о них, созданные мозгом и хранимые слуховой памятью.

В процессе развития ребенка взаимодействие слуховых и голосовых органов становится настолько тесным, что сливается в одну функцию, на базе которой формируется и певческая функция. Связь между слухом и голосом двухсторонняя: не только голос не может формироваться без участия слуха, но и слух также не может развиваться без участия голосовых органов. Слуховые восприятия осуществляются опосредованно, т.е. через деятельность голосовых органов. Слушая речь, музыку или пение, мы «про себя» (а иногда и вслух) повторяем их и только после этого воспринимаем.

При формировании и развитии вокальных навыков все время происходит коррекция работы участвующих органов: отметаются лишние, закрепляются и совершенствуются нужные движения. Весь этот процесс невозмо-

жен без сведений о том, как осуществляют работу голосообразующие органы, в каком состоянии они находятся. Поэтому обратные связи и особенно те, которые отражаются в нашем сознании в виде ощущений (слуховых, мышечных, резонаторных и др.), выполняют исключительно важную в развитии голосовых навыков. Среди таких связей ведущее место занимает слух. Он является главным регулятором голоса.

При воспроизведении звука нельзя отдельно рассматривать работу слуха в качестве слуховых навыков, а мышечные действия - как моторные вокальные навыки. Слух и голосовая моторика, хотя и являются в анатомическом плане разными системами, при пении физиологически неотделимы. Раздельно функционировать не могут. Воспроизведение звука осуществляется через голосовую моторику. Голосовую моторику побуждает к действию и регулирует ее работу слух - главный регулятор двигательной системы, воспроизводящей звук. Такое сочетание работы слуха и голосовой моторики, при котором двигательные акты выполняются под контролем слуха, классифицируются в психологии как сенсомоторный навык [6].

В психологическом механизме навыка различают две основные части: ориентировочную и исполнительскую. Первая определяет способы выполнения действия, а вторая их реализует. Успешность выполнения действия зависит от ориентировочной части - регулировочного образа. Поэтому его формированию придается первостепенное значение при обучении навыку. В пении регулировочным образом является звуковой образ. Чтобы спеть что-либо, необходимо четко представить звук, который будет воспроизведен. Отсюда самым первым этапом формирования вокального навыка как сен-сомоторного является создание ведущего сенсорного - слухового - звена, т.е. вокально-музыкального образа. Он будет выполнять ориентирующую и программирующую функции по отношению к голосовой моторике.

Следовательно, основной задачей начального этапа формирования вокальных навыков является применение такой методики, которая позволила бы как можно скорее создать у обучающегося регулировочный вокально-музыкальный образ. Самым простым способом тут является показ звучания самим педагогом. В начале обучения применяется и показ движений, необходимых для правильного голосообразования (движение дыхательных мышц нижней челюсти, губ и др.). Все это должно сочетаться с объяснениями. При этом показ, являющийся средством чувственного познания (первая сигнальная система), объединяется со словом (вторая сигнальная система), благодаря чему восприятие звука и образующиеся на этой основе представления становятся более осознанными, устойчивыми и лучше запоминаются.

В процессе выработки и использования вокальных навыков важны все ощущения, возникающие у певца во время пения. Это, прежде всего слуховые ощущения от спетого им звука. Обучающийся сравнивает их со слуховыми ощущениями, на основе которых он воспроизводил звук. При наличии разни-

цы между этими ощущениями (ошибка) делается новая попытка (проба) спеть правильно нужный звук с корректировкой способов работы голосового аппарата. Пробы заканчиваются при соответствии спетого звука представляемой норме звучания. Так будет найден нужный способ голосообразования.

Резонаторные и мышечные ощущения, так же как и слуховые, во время пения выполняют роль обратной связи, при помощи которой контролируется и корректируется процесс голосообразования, формируются вокальные навыки. Поэтому в процессе обучения следует специально фиксировать внимание ученика на этих ощущениях, а при достижении правильного звучания помогать ему хорошо их запоминать.

Усвоение вокального навыка происходит в несколько этапов. На начальном этапе создается регулировочный вокально-музыкальный образ, складывается понимание способов выполнения вокальных действий и делаются попытки их осуществить. Но у начинающего певца эти попытки еще неустойчивы и неточны, много ошибок и лишних движений. Ему приходится внимательно следить за всеми компонентами воспроизведения звука, его внимание очень напряжено. На этом этапе идет образование усовнорефлекторных связей в соответствии заданной акустической нормой. По мере тренировки эти связи упрочиваются, устраняются лишние движения и ошибки, выполнение отдельных действий становится четким, качество их повышается. Они автоматизируются и сливаются в один певческий акт. Так складываются системы услов-норефлекторных связей - динамические стереотипы. Внимание поющего в значительной мере переносится на конечный результат - улучшение качества звучания. На этом этапе в процессе голосообразования наряду со слухом все большее место начинают занимать вибрационные и мышечные ощущения.

Далее идет пластическая приспособляемость процесса голосообразова-ния (сложившихся динамических стереотипов) к изменению ситуации воспроизведения звука (например, освоение звучания и способа голосообразо-вания в верхней или нижней части диапазона, изменение звучания в зависимости от эмоционально-смыслового содержания исполняемого произведения и др.) На этом этапе вокальные навыки приобретают гибкость, идет процесс их совершенствования.

«Умение слушать - большое искусство. Внимательно прислушивайтесь к тому, каким звуком, какой манерой, каким тембром поют мастера бельканто. Вслушивайтесь в звучание их голосов. Ваше подсознание начнет кодировать звуковую информацию и программировать мышечную систему, выполнять такие же правильные движения.

В это время в нашем мозгу происходит большая серьезная работа» (В.Н. Бучель «Технология мембранно-резонансного пения»).

Профессор Московской консерватории Умберто Мазетти, начиная работать с учеником, находил наилучший певческий тон его голоса и постепенно строил на нем всю дальнейшую выработку вокальной техники. Наиболее

важным является развитие не только музыкального, но и вокального слуха. Привлекая внимание ученика к различным сторонам качества звука, он говорил, что недостаточно только услышать правильное или неправильное звучание. Главное - понять, каким механизмом действия голосового аппарата это осуществлено. Только тогда певец будет застрахован от капризов различной акустики: «слуховые ощущения необходимы для работы гортани в той же мере, как зрительные ощущения для быстроты правильного сокращения радужной оболочки глаза».

Вокальный слух включает в себя не только чисто слуховые моменты, но и мышечные ощущения от работы голосового аппарата при том или ином звучании. Так же, как и в речи, слуховые и мышечные ощущения от работы голосового аппарата, соединены в одно неразрывное звено.

Сейчас наукой уже доказано, что в анализе того, какого качества звук произнесен, участвуют не только слух, но и мышцы голосового аппарата, включая, так называемый, речедвигательный анализатор.

Выстраивание «эталонного» звука, работа с музыкальным материалом требуют от вокалиста развития большого количества умения, навыков и стереотипов. Все это требует значительной нагрузки на нервную систему певца. Потому, что все наши навыки, приемы, наработка нужных мышечных рефлексов - все это является следствием сложнейшей работы центральной нервной системы.

Каждый студент, уже исходя из своего, пока еще небогатого, жизненного опыта, знает, что усвоение чего-то нового и трудного удается лучше «на свежую голову», когда нервная система хорошо отдохнула. Поэтому будущий певец должен закрепить, прежде всего, в своем сознании, если он действительно хочет достичь успехов в обучении вокалу, что хорошо работать тогда, когда не устал. Голова должна быть свободна от других мыслей. Старое правило - оставлять за дверью вокального класса все свои заботы и беспокойства. Без этого успех занятий невозможен.

Список литературы:

1. Яковлева А.С. Искусство пения: Исследовательские очерки. Материалы. Статьи. - М.: Издательский дом «ИнформБюро», 2007. - 480 с.

2. Бучель В.Н. Технология мембранно-резонансного пения. - М., 2007. -63 с.

3. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. - Изд-во «Музыка» Ленинградское отделение, 1965. - 86 с.

4. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987. - 95 с.

5. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., 1968; 2004. - 320 с.

6. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. - Владимир, 1972. - С. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.