Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций у студентов при обучении по направлению 190600. 62 - Эксплуатация ТТМиК на примере ПК-19'

Формирование профессиональных компетенций у студентов при обучении по направлению 190600. 62 - Эксплуатация ТТМиК на примере ПК-19 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПК-19 / ФОРМИРОВАНИЕ / СТЕНДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ / КОЛЛЕКТИВ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Швецов И.И.

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций у студентов при обучении по направлению подготовки 190600.62 «Эксплуатация ТТМиК» на примере ПК-19 при изучении дисциплины «Силовые агрегаты».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций у студентов при обучении по направлению 190600. 62 - Эксплуатация ТТМиК на примере ПК-19»

Компетентностный подход в образовании

169

Список литературы:

1. Нечаева Т.П. Разработка стратегий использования информационных технологий при изучении инженерных дисциплин / Т.П. Нечаева, И. А. Мельникова, И.С. Богосов, А.А. Клименко // В сборнике: Аграрная наука - Северо-Кавказскому федеральному округу 75-я научно-практическая конференция. - 2011. - С. 208-210.

2. Кожухов А.А. Особенности образовательного процесса бакалавриат на инженерном факультете и некоторые методические предложения в этой связи / А.А. Кожухов, В.В. Очинский, А.В. Бобрышов, Ю.В. Прохорская,

B. А. Лиханос // В сборнике: Инновационные векторы современного образования. - 2012. - С. 67-69.

3. Мельникова И.А. О преподавании графических дисциплин на кафедре «Механика и Компьютерная графика» / И.А. Мельникова // В сборнике: Инновационные технологии современного образования. - 2013. - С. 100-102.

4. Нечаева Т.П. Дидактические основы дистанционного образования / Т.П. Нечаева, И.А. Мельникова // В сборнике: Физико-технические проблемы создания новых технологий в агропромышленном комплексе. - 2011. -

C. 101-103.

5. Лиханос В.А. Формирование взаимосвязи общетехнических дисциплин при изучении курса механики / В.А. Лиханос, А.В. Бобрышов, А.А. Кожухов // В сборнике: Инновационные векторы современного образования. -2013. - С. 92-94.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 190600.62 - ЭКСПЛУАТАЦИЯ ТТМИК НА ПРИМЕРЕ ПК-19

© Швецов И.И.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье рассматриваются вопросы формирования профессиональных компетенций у студентов при обучении по направлению подготовки 190600.62 - «Эксплуатация ТТМиК» на примере ПК-19 при изучении дисциплины «Силовые агрегаты».

Ключевые слова профессиональные компетенции, ПК-19, формирование, стендовые испытания, коллектив исполнителей.

В соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки 190600.62 -«Эксплуатация ТТМиК» изучение дисциплин профессионального цикла

* И.о. заведующего кафедрой «Мобильные энергетические средства», кандидат технических наук, доцент.

170

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

блока Б-3 направлено на формирование целого ряда профессиональных компетенций. Среди них ПК-19: способен к участию в составе коллектива исполнителей при выполнении лабораторных, стендовых, полигонных, приемо-сдаточных и иных видов испытаний систем и средств эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов.

Рассмотрим процесс формирования данной профессиональной компетенции на примере изучения дисциплины «Силовые агрегаты». Из содержания компетенции следует необходимость наличия такой материальнотехнической базы, которая бы позволяла участвовать студентам в составе коллектива при выполнении не только лабораторных, но и стендовых испытаний. Стендовые испытания выполняются в соответствии с ГОСТ 18509-88 -Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний [1].

Существует достаточно большое количество разнообразных обкаточнотормозных стендов и комплексов, которые позволяются решать эти задачи.

Одним из таких комплексов, имеющемся на кафедре в составе учебноисследовательской лаборатории, является измерительно-вычислительный комплекс ИВК ДВС, разработанный ООО «Протон» (рис. 1) [2, 3].

Рис. 1. Измерительно-вычислительный комплексом ИВК ДВС испытательной установки с двигателем Д-245.12С

Комплекс ИВК ДВС обеспечивает выполнение следующих функций:

- измерение параметров быстропротекающих рабочих процессов в ДВС и его агрегатах посредством специальных датчиков;

- обработку экспериментальных данных средствами персонального компьютера с использованием специального программного обеспечения;

- визуальное представление измерительной информации, результатов ее обработки и анализа в графическом и табличном видах с выдачей на печать;

Компетентностный подход в образовании

171

- измерение низких и высоких давлений газов и жидкостей (давление в цилиндре ДВС, в топливопроводе высокого давления, во впускном и в выпускном коллекторах, перед и после компрессора наддува, картерных газов);

- измерение угла поворота коленчатого вала, положения верхней мёртвой точки, рабочего хода иглы форсунки (устройство топливоподачи), температуры газа и жидкости.

ИВК ДВС может одновременно осуществлять измерения по 10 каналам со скоростью измерения параметров через 0,1 градус угла поворота коленчатого вала при 5000 об/мин, и 0,2 градусов при 10000 об/мин. Диапазон измеряемых параметров двигателя: - давление газов в цилиндрах и агрегатах двигателя 0...50,0 МПа; - ход иглы форсунки системы топливоподачи

0...0,5 мм; угол поворота коленчатого вала 0.720 градусов. Суммарная погрешностью измерений сигналов датчиков - 0,1 %. Время обработки информации - 2 секунды.

Пример представления экспериментальных данных в графическом виде на экране дисплея ИВК ДВС показан на рис. 2.

Рис. 2. Пример представления экспериментальных данных в графическом виде на экране дисплея ИВК ДВС

Ряд характеристик снимается с использованием обкаточно-тормозного стенда КИ-5542 дизельного двигателя Д-65Н [4.6] и КИ-2139Б карбюраторного двигателя ГАЗ-52-03 [7.10].

Отличительной особенностью проведения стендовых испытаний ДВС от предыдущего комплекса является отсутствие возможности представления экспериментальных данных в графическом виде на экране дисплея.

Для построения необходимых графиков студенты снимают отдельные показания с приборов, а затем по эмпирическим формулам пересчитывают остальные показатели.

172

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Процесс формирования компетенции ПК-19 начинается на самостоятельной работе с изучения теоретической части, порядка выполнения работы и мер безопасности [11, 12]. Студенты учебной группы делятся на расчеты по три человека, в которых каждый отвечает за определенный объем выполняемых работ.

Так, номер 1 расчета отвечает за подготовку установки к проведению эксперимента, остальные номера наблюдают за его действиями, а в случае нарушения тех или иных требований, подсказывают.

В ходе проведения эксперимента старший расчета обеспечивает выполнение измерений (изменение управляющего параметра), остальные номера расчета фиксируют необходимые параметры по приборам.

Результаты экспериментов участники расчета заносят в таблицы (рис. 3), проводят необходимые вычисления и строят графики.

Таблица 2.3.2 - Сводный журнал испытаний двигателя

____________Лй_________ для построения регуляторной характеристики двигателя

Тормозной стенд_______________________________

Температура окружающего воздуха: 1в =___° С

Барометрическое давление: В =________мм.рт.ст.

П о каза те л и испытания Номер опыта

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. Нагрузка на тормозе - Р,Н

2. Частота вращения коленвала - пе, об/мин

3. Количество топлива за опыт - qon, г

4. Время расхода топлива- Топ, С

5. Температура жидкое™ - ta, °С

6. Температура масла -Ь, °С

7. Давление масла-Рм, МПа

8. Крутящий момент двигателя - Me, Нм

9. Мощность двигателя -Ne, кВт

10.Часовой расход топлива - Gt, кг/ч

11 .Удельный расход топлива -де, г/(кВт -ч)

12. Среднее эффенлив-ное давление - Ре, МПа

Рис. 3. Сводный журнал испытаний двигателя

Отличительной особенностью работы 2-го и 3-го номеров расчета заключается в том, что они выполняют разные группы вычислений, причем

Компетентностный подход в образовании

173

ошибка одного, приведет к неверным вычислениям второго. Контроль за правильностью вычислений осуществляет старший расчета, помогая устранять возникающие ошибки.

После проведения эксперимента все члены расчета обсуждают и анализируют полученные результаты, делают выводы и оформляют отчеты по лабораторной работе.

При выполнении следующей работы студенты меняются номерами расчетов, и, следовательно, выполняемыми функциями.

Таким образом, у студентов формируется способность к участию в составе коллектива исполнителей при выполнении лабораторных и стендовых испытаний систем (в частности, ДВС) транспортно-технологических машин и комплексов.

Предложенные процесс формирования данной профессиональной компетенции ПК-19 может быть распространен и на целый ряд других профессиональных компетенций.

Список литературы:

1. ГОСТ 18509-88 - Дизели тракторные и комбайновые. Методы стендовых испытаний [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gost-edu.ru/11655.html.

2. Койчев В.С. Измерительно-вычислительные комплексы «ИВК ДВС», используемые при испытании дизельных ДВС / В.С. Койчев, А.К. Кобозев // Вестник АПК Ставрополья. - 2012. - № 1. - С. 50-51.

3. Кобозев А.К. Использование оборудования для исследования быстропротекающих процессов в двигателях / А.К. Кобозев, В.С. Койчев, И.И. Швецов // Сборник научных трудов Sworld. - 2012. - Т. 7, № 2. - С. 19-21.

4. Алексеенко В.А. Выбор оптимальной регулировки угла опережения подачи топлива дизеля по регулировочной характеристике / В.А. Алексеенко, И.Б. Юров // Сборник научных трудов Sworld. - 2013. - Т. 2, № 1. - С. 32-36.

5. Кобозев А.К. Снятие регуляторной характеристики дизельного двигателя с использованием ИВК «ДВС» / А.К. Кобозев, В.С. Койчев, И.И. Швецов // Сборник научных трудов Sworld. - 2012. - Т. 7, № 3. - С. 29-32.

6. Газизов, И.И. Определение механических потерь двигателя / И.И. Газизов, С.Г Анцупов // Сб. научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 2, № 2. - С. 31-35.

7. Кобозев А.К. Регулировочная характеристика карбюраторного двигателя по углу опережения зажигания / А.К. Кобозев, И.И. Швецов, С.Г. Москаленко // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 2, № 2. - С. 24-26.

8. Алексеенко В.А. Скоростная характеристика карбюраторного двигателя / В.А. Алексеенко, И.Б. Юров, Д.П. Волошин // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 2, № 2. - С. 26-29.

9. Алексеенко В.А. Нагрузочная характеристика карбюраторного двигателя / В.А. Алексеенко, И.Б. Юров, В.В. Остапенко // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - Т. 2, № 2. - С. 29-31.

174

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

10. Кобозев А.К. Регулировочная характеристика карбюраторного двигателя по составу смеси / А.К. Кобозев, И.И. Газизов, С.Г Москаленко // Сборник научных трудов Sworld. - 2014. - Т 2, № 2. - С. 21-24.

11. Атанов И.В. Межпредметные связи в учебном процессе высшего учебного заведения / И.В. Атанов, И.В. Капустин, ГВ. Никитенко, В.С. Скрип-кин // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 355.

12. Скрипкин В.С. Организация и контроль самостоятельной работы студентов / В.С. Скрипкин, Е.И. Капустина, И.А. Орлянская, И.В. Капустин, Ю.А. Безгина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. -С. 346.

СТУДЕНЧЕСКИЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

© Яковлева Л.И.* *, Гальков В.Ю.*, Мельникова И.А.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

О значении студенческих олимпиад по графическим дисциплинам в деле развития интеллектуальных и творческих способностей студентов, углублённом понимании предмета с целью формирования мышления и становления специалиста высокой квалификации.

Ключевые слова: алгоритм, визуализация, научная информация, повышение квалификации, логическое мышление, коммуникабельность.

Настоящее время диктует серьёзные требования к уровню квалификации выпускников технических специальностей. Специалисты, кроме высокой профессиональной подготовки, должны иметь хорошее инженерное мышление, воображение, быть технически творческими людьми [1].

Именно графические дисциплины, такие как начертательная геометрия, инженерная графика, компьютерная графика способствуют развитию воображения и фантазии в техническом творчестве, так как в этих разделах дисциплин изучаются алгоритмы и средства визуализации информации о геометрических оригиналах. Графические дисциплины тесно связаны со всеми предметами, изучаемыми вузовской программой. В настоящее время компьютерное моделирование заметно потеснило инженерную графику [2]. Но, тем не менее, рабочие программы по начертательной геометрии и инженерной графике содержат по-прежнему все те разделы, на которые опираются при изучении общетехнических и профессиональных дисциплин [3, 4].

В настоящее время олимпиады по графическим дисциплинам проводятся по двум разделам: начертательной геометрии, инженерной графике.

* Ассистент кафедры «Механика и компьютерная графика».

* Ассистент кафедры «Механика и компьютерная графика».

* Ассистент кафедры «Механика и компьютерная графика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.