Научная статья на тему 'Системный контроль текущих знаний студентов как способ повышения качества учебного процесса'

Системный контроль текущих знаний студентов как способ повышения качества учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ТЕСТОВЫЕ МЕТОДЫ / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ / ТЕКУЩАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлева Л.И., Кулаев В.Е., Орлянский А.В., Гальков В.Ю.

В статье рассматриваются вопросы системного подхода к текущему контролю знаний студентов по тестовым заданиям на ЭВМ с использованием традиционных методов контроля, которые заметно активизируют процесс усвоения изучаемой дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный контроль текущих знаний студентов как способ повышения качества учебного процесса»

176

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Участие студентов в олимпиаде, проводимой на первом курсе их обучения, даёт направление на более углублённое изучение предметов, выявляет наклонности к научной деятельности, учит коммуникабельности и активности на последующих курсах.

Список литературы:

1. Нечаева Т.П. Дидактические основы дистанционного образования / Т.П. Нечаева, И.А. Мельникова // Физико-технические проблемы создания новых технологий в агропромышленном комплексе. - 2011. - С. 101-103.

2. Нечаева Т.П. Разработка стратегий использования информационных технологий при изучении инженерных дисциплин / Т.П. Нечаева, И.А. Мельникова, И.С. Богосов, А.А. Клименко // В сборнике: Аграрная наука - Северо-Кавказскому федеральному округу 75-я научно-практическая конференция. - 2011. - С. 208-210.

3. Кожухов А.А. Особенности образовательного процесса бакалавриат на инженерном факультете и некоторые методические предложения в этой связи / А.А. Кожухов, В.В. Очинский, А.В. Бобрышов, Ю.В. Прохорская, В.А. Лиханос // В сборнике: Инновационные векторы современного образования. - 2012. - С. 67-69.

4. Лиханос В.А. Формирование взаимосвязи общетехнических дисциплин при изучении курса механики / В.А. Лиханос, А.В. Бобрышов, А.А. Кожухов // Инновационные технологии современного образования. - 2013. - С. 92-94.

5. Мельникова И.А. О преподавании графических дисциплин на кафедре «Механика и Компьютерная графика» / И.А. Мельникова // В сборнике: Инновационные технологии современного образования. - 2013. - С. 100-102.

СИСТЕМНЫЙ контроль текущих знании СТУДЕНТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

© Яковлева Л.И.*, Кулаев В.Е.*,

Орлянский А.В.*, Гальков В.Ю.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

В статье рассматриваются вопросы системного подхода к текущему контролю знаний студентов по тестовым заданиям на ЭВМ с использо-

* Ассистент кафедры «Механика и компьютерная графика».

* Профессор кафедры «Механика и компьютерная графика», кандидат технических наук, профессор.

* Профессор кафедры «Механика и компьютерная графика», кандидат технических наук, доцент.

* Ассистент кафедры «Механика и компьютерная графика».

Компетентностный подход в образовании

177

ванием традиционных методов контроля, которые заметно активизируют процесс усвоения изучаемой дисциплины.

Ключевые слова уровень знаний, компьютеризация учебного процесса, тестовые методы, контроль знаний студентов, текущая успеваемость.

В любом учебном процессе, в том числе и в учебном процессе в высшей школе, участвуют две стороны: обучающий (преподаватель) и обучаемый (студент). Для того, чтобы определить степень доступности студентами изучаемого им учебного материала, обучающие (преподаватели) должны постоянно контролировать процесс усвоения обучаемыми (студентами) изучаемых программных вопросов учебной дисциплины. Это вытекает из того, что в педагогической, так же как и в любой другой деятельности неизменно должен действовать закон обратной связи: чем лучше преподаватель видит, как студент воспринимает и осмысливает содержание изучаемого материала, тем рациональнее уточняет свои принципы обучения, обеспечивая оптимальную доходчивость и прочное усвоение. При этом, лектор, начиная новый раздел дисциплины, должен иметь информацию, как усвоили студенты предыдущий раздел и в процессе лекции в определенной степени возвращаться к слабо усвоенным студентами вопросам, что способствует повышению уровня знаний студентов по изучаемой дисциплине.

Все эти особенности процесса обратной связи в технологии обучения в высшей школе решают контролем деятельности студентов. Традиционная форма контроля текущих знаний студентов в виде опросов на занятиях отдельных студентов, контрольных вопросов или письменных контрольных работ, проводимых на практических занятиях, на современном этапе развития образования не до конца удовлетворяют его требованиям. Это, во-первых, наличие субъективного фактора (преподаватель, студент) и во-вторых, недостаточная охватываемость студентов, например, при опросе студентов на занятиях.

В последние годы в СтГАУ, произошла интенсивная компьютеризация учебного процесса, что создало условия для применения тестовых методов контроля знаний студентов [1]. Тесты позволяют проводить более объективную оценку уровня знаний, выявить индивидуальный темп обучения и пробелы в подготовке специалистов.

На кафедре «Механика и компьютерная графика» разработаны тесты по основным разделам изучаемой дисциплины «Детали машин и основы конструирования». Тесты введены в компьютер, удобно и компактно проецируются на экран компьютера, хорошо различаются по форме и, что самое главное, быстро воспринимаются студентами. Тесты позволяют за короткий период времени при небольших затратах труда преподавателя осуществить контроль текущих знаний студентов по отдельному разделу изучаемой дисциплины или дисциплины в целом. Тесты составлены по механическим передачам (ременным, цепным, фрикционным, зубчатым и червячным), валам,

178

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

опорам валов, соединениям деталей машин (шпоночным, шлицевым, сварным и резьбовым). В тестах отражены также вопросы раздела дисциплины «Подъемно-транспортирующие машины».

В разработанных тестовых заданиях просматриваются четыре формы тестов:

- задания с выбором одного или нескольких правильных ответов (закрытая форма);

- задания формируются в виде утверждения, которое дополняется правильным ответом (словом, знаком, формулой, рассчитанным числом и т.п.) - (открытая форма);

- задания на утверждение правильного соответствия, в которых элементы одного множества требуется поставить в соответствие с элементами другого множества;

- задания на установление правильной последовательности действий, операций, вычислений, связанных с профессиональной работой.

Тесты составлены в объеме 25-30 заданий по отдельным разделам деталей машин и ПТМ и требуют для ответа, как показали апробация на экзаменах и лабораторно-практических занятиях, порядка 1-1,5 минуты на каждый.

Нормы оценок за выполнение тестовых заданий запрограммированы с учетом рекомендаций Учебно-методического управления по агроинженерному образованию [2]: оценка «неудовлетворительно» выставляется в случае менее 50 % правильных ответов, «удовлетворительно» - 50-64 %, «хорошо» - 65-84 %, «отлично» - 85-100 %.

Тестовый метод контроля текущих знаний студентов на ЭВМ безусловно не является идеальным. Поэтому, по нашему мнению, наилучший эффект этот метод должен дать в сочетании с традиционными методами [3, 4, 5]. В связи с этим при изучении дисциплины «Детали машин и основы конструирования» по разделам дисциплины составлены комплекты задач, решение которых значительно расширяет знания студентов по конкретным вопросам по деталям машин и подъемно-транспортирующим устройствам.

Наиболее подготовленных и креативных студентов необходимо привлекать к научно-исследовательской работе совместно с преподавателями [6], что помогает глубже изучить дисциплину.

В задачах, предлагаемых студентам для решения, отражаются такие практические вопросы, с которыми встречается инженер при эксплуатации сельскохозяйственной техники. Это, например, ременные передачи, сварные и резьбовые соединения, зубчатые передачи и т.д.

Таким образом, введение в учебный процесс системного подхода к текущему контролю знаний студентов по тестовым заданиям на ЭВМ с использованием традиционных методов контроля (решение задач, письменные контрольные работы и т.д.) заметно активизируют студентов и становится возможным формирование в течение семестра экзаменационной оценки или

Компетентностный подход в образовании

179

зачета по текущей успеваемости. Развитие такой системы будет способствовать также сокращению затрат времени студентов на подготовку и сдачу экзаменационной сессии.

Список литературы:

1. Нечаева Т.П. Разработка стратегий использования информационных технологий при изучении инженерных дисциплин / Т.П. Нечаева, И.А. Мельникова, И.С. Богосов, А.А. Клименко // В сборнике: Аграрная наука - Северно-Кавказскому федеральному округу 75-я научно-практическая конференция. - 2011. - С. 208-210.

2. Ананин А.Д. Тестовые задания по агроинженерным специальностям /

A. Д. Ананин. - М., 1998. - 276 с.

3. Лиханос В.А. Формирование взаимосвязи общетехнических дисциплин при изучении курса механики / В.А. Лиханос, А.В. Бобрышов, А.А. Кожухов // В сборнике: Инновационные технологии современного образования. - 2013. - С. 92-94.

4. Кожухов А.А. Особенности образовательного процесса бакалавриат на инженерном факультете и некоторые методические предложения в этой связи / А.А. Кожухов, В.В. Очинский, А.В. Бобрышов, Ю.В. Прохорская,

B. А. Лиханос // В сборнике: Инновационные векторы современного образования. - 2012. - С. 67-69.

5. Мельникова И.А. О преподавании графических дисциплин на кафедре «Механика и компьютерная графика» / И.А. Мельникова // В сборнике: Инновационные технологии современного образования. - 2013. - С. 100-102.

6. Кулаев В.Е. Теоретическое исследование кпд полиспастов грузопо-дьемных кранов / В.Е. Кулаев, Л.И. Яковлева, Е.В. Кулаев, Д.С. Вощевоз // В сборнике: Актуальные проблемы научно-технического прогресса в АПК VII Международная научно-практическая конференция в рамках XIX Международной агропромышленной выставки «Агроуниверсал-2013». - 2013. -

C. 172-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.