Научная статья на тему 'Студенческая инициатива как фактор расширения академической мобильности и профессионального роста обучающихся'

Студенческая инициатива как фактор расширения академической мобильности и профессионального роста обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черемисин Василий Титович, Тэттэр Александр Юрьевич, Серкова Любовь Ефимовна

Рассматриваются примеры студенческой инициативы на пути развития международного сотрудничества между транспортными университетами Европы и Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенческая инициатива как фактор расширения академической мобильности и профессионального роста обучающихся»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Международная деятельность вузов

№ 94(12)

УДК 378.1

СТУДЕНЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА КАК ФАКТОР РАСШИРЕНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

В.Т. ЧЕРЕМИСИН, А.Ю. ТЭТТЭР, Л.Е. СЕРКОВА

Рассматриваются примеры студенческой инициативы на пути развития международного сотрудничества между транспортными университетами Европы и Азии.

Анализ истории сотрудничества вузов различных стран показывает, что академическая мобильность студентов появляется, как правило, после того, как налажены научные связи между отдельными учеными, кафедрами, факультетами университетов. При этом самый распространенный вид обменов - это включенное обучение в течение одного-двух семестров для немногочисленного количества студентов с каждой стороны. Объясняется это просто - для длительного обучения необходимы значительные средства, а привлечение на эти цели различных фондов, в том числе государственных, возможно лишь в том случае, когда между вузами существуют официальные договорные отношения, которые, в свою очередь, нельзя оформить без наличия реального сотрудничества - научных связей и академической мобильности.

Однако практика показала, что установление связей с учеными зарубежных вузов - процесс не быстрый и не простой. Первой существенной причиной, сдерживающей это направление международного сотрудничества, является финансирование, второй - недостаточное знание нашими сотрудниками языков потенциальных партнеров. Всем известно, что получить как российский, так и зарубежный грант на академическую мобильность не так-то просто, для этого необходимо тщательно подготовить большой объем документов в строгом соответствии с предъявляемыми требованиями. Осознание того, что распределительная система перестала существовать и что надо бороться за получение финансирования, приходит только в процессе подготовки заявок на гранты. Не менее существенное обстоятельство, с которым приходится столкнутся, - это то, что мало иметь желание установить контакты, связи, наладить сотрудничество с ученым, кафедрой, факультетом, вузом, необходимо, чтобы у этого ученого, кафедры, факультета, вуза был обоюдный интерес к сотрудничеству с вами.

Поэтому для развития международных связей Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС) мы пошли не традиционным путем. Для возбуждения интереса к университету со стороны потенциальных партнеров мы пригласили руководителей транспортных факультетов и профессоров технических университетов Дрездена, Эрфурта, Вены познакомиться с материальной базой нашего университета, которая в настоящее время отвечает самым взыскательным требованиям, с железнодорожными предприятиями Омского отделения дороги, где работают наши выпускники, с организацией учебного процесса и научных исследований.

После этих визитов студенческие обмены между нашими вузами стали регулярными. Мы с первого раза постарались выйти за рамки «академического туризма» и придать поездкам студентов профессиональную направленность. В настоящее время сложились три направления в программах посещения: профессионально-ориентированная учебно-ознакомительная

практика, студенческие конференции транспортных вузов Европы, семинары по узким вопросам, например, по экологии транспорта.

В организации академической мобильности студентов мы опираемся в первую очередь на инициативу самих студентов. Однако надо констатировать, что инициатива западных, в частности немецких студентов, быстрее и эффективнее превращается в реальные дела.

Например, первая конференция студентов транспортных вузов Европы по нашей инициативе была организована немецкими студентами в сентябре 2003 года. В ней приняли участие около 50 студентов-транспортников из университетов Дрездена (Германия), Пардубицы (Чешская республика), Жилины (Словакия), Загреба (Хорватия), Бухареста (Румыния), Будапешта (Венгрия), Днепропетровска (Украина) и др. Омский государственный университет путей сообщения был единственным университетом, представлявшим Россию на этом форуме, хотя конференция рассматривала вопросы не только железнодорожного, но и других видов транспорта и коммуникаций.

Вторая аналогичная конференция с заочным участием студентов ОмГУПСа прошла в марте 2004 г. в Загребе, Хорватия. Третья состоится в Венгрии весной этого года, а четвертая -осенью, снова в Дрездене.

Положение Омского государственного университета путей сообщения в центре Транссибирской железнодорожной магистрали может быть использовано к взаимной выгоде представителей Центральной Европы и Юго-Восточной Азии. Так в октябре 2001 года руководители Пхеньянского железнодорожного института вместе со студентами факультета Транспорта Дрезденского технического университета знакомились с технологиями ремонта и подготовки подвижного состава в пассажирском вагонном депо ст. Омск и обсуждали общие профессиональные проблемы. А в октябре 2002 года корейские аспиранты и студенты, приехавшие на обучение в ОмГУПС, встречались с другой группой студентов-практикантов из Германии. В том же октябре 2002 года в университете прошла первая в истории университета конференция аспирантов из Австрии, КНДР и России по актуальным проблемам транспорта. Доклады были сделаны на английском языке.

Новым шагом в сотрудничестве стал международный студенческий семинар «Актуальные вопросы экологии транспорта», который проходил с 22 по 26 марта 2004 г. в Омском государственном университете путей сообщения.

С этой целью в Омск приехали 13 студентов транспортного факультета Дрезденского технического университета. В семинаре также принимали участие студенты и преподаватели института «Ин.яз.-Омск», Сибирской автомобильно-дорожной академии.

Автором идеи этого семинара и его основным организатором с немецкой стороны является Норберт Шотт, который в этом году окончил Технический университет Дрездена. Он проходил стажировку и неоднократно бывал в нашем университете, в МИИТе, знаком с другими железнодорожными вузами России.

На пленарном заседании обсуждались вопросы экологического образования; проблемы экологии как важной составляющей мировоззрения молодого поколения; вопросы, связанные с источниками загрязнения окружающей среды; методы оздоровления среды обитания в крупных городах; место транспорта в экологической среде; особенности воздействия транспортных средств на окружающую природу.

В последующие дни обсуждение проблем экологии проходило за круглыми столами по направлениям: «Организация движения транспорта и экология», «Влияние хозяйственной деятельности на экологию», «Пути улучшения экологической обстановки», «Экология и человек».

Итогом семинара стало русско-немецкое издание брошюры, в которой приведены разъяснения основных экологических понятий, принятых в Германии и России.

Развитию интереса среди студентов способствует пропаганда международных мероприятий университета в СМИ. Информация о взаимных обменах появляется не только в омских газетах, но также в австрийских и немецких местных периодических изданиях, на университетских Интернет-сайтах, телевидении.

Каждое мероприятие готовится очень тщательно и заранее. Отбираются достойные кандидаты, прорабатываются доклады, готовятся их переводы и презентации, подарки от университета и от студентов, разрабатывается маршрут поездки.

Встречи студентов университетов со своими зарубежными сверстниками способствуют сближению национальных культур, улучшению навыков разговорной речи на языке партнера, мотивации к освоению иностранных языков. Но академические обмены по упомянутым причинам не могут быть продолжительными, поэтому в условиях ограниченного времени пребывания зарубежных студентов в России и в Омске (7-10 дней) целесообразно повысить эффективность таких поездок, придав им характер профессионально-ориентированных учебноознакомительных практик.

Для этого на подготовительном этапе выясняются специальности, профессиональные интересы и пожелания студентов - участников поездки, составляется и согласуется с зарубежными партнерами программа их пребывания в Омске.

Поскольку нашими гостями бывают студенты из транспортных вузов Австрии и Германии, то типичная часть профессионально-ориентированной программы включает знакомство с университетом, его историей, музеем, библиотекой, лабораториями (в зависимости от профессиональных интересов), с полигоном действующей железнодорожной техники на территории университетского городка; экскурсий на железнодорожные предприятия Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги, являющиеся одними из лучших на сети железных дорог России: локомотивное депо Московка, пассажирское вагонное депо ст. Омск, тяговая подстанция и энергодиспетчерская сортировочная горка на ст. Входная.

Общеобразовательная и культурная части программы включают проведение уроков немецкого языка для студентов университета, на которых при методической поддержке преподавателей университета организуется диалог между австрийскими (немецкими) и российскими студентами. В последующие дни общение продолжается уже в неформальной обстановке. Всем нравятся пешеходные экскурсии по исторической части города; посещение дома генерал-губернатора, музеев изобразительных искусств им. Врубеля, Белова, где в завершении подают яблочный пирог и чай из самовара. Музыкальные вечера в органном и концертном залах, спектакли в Музыкальном и Драматическом театре подбираются для гостей в зависимости от знания русского языка. Надолго остается в памяти знакомство с природой сибирского края и посещение Ачаирского монастыря (с предварительного благословения владыки Феодосия). Экскурсии в вузы города позволяют составить более широкое представление о российских учебных заведениях. На заключительной встрече со студентами университета за чашкой чая происходит обмен впечатлениями, сувенирами, почтовыми и электронными адресами.

На всех этапах подготовки и проведения учебно-ознакомительных практик зарубежных студентов к их организации привлекаются студенты ОмГУПС - участники прошлых и кандидаты в состав будущих студенческих делегаций в Австрию и Германию. С ними обсуждается программа, определяются ответственные за организацию и проведение всех запланированных мероприятий. Участие студентов в решении организационных вопросов, проведении экскурсий по университету и городу, подготовка сообщений на немецком (английском) языке, бронирование и приобретение билетов дает им опыт организации подобных встреч и навыков общения с иностранными сверстниками.

В ответ на четкую организацию программ учебно-ознакомительных практик зарубежных студентов в Омске аналогичные практики студентов ОмГУПС организуются нашими партнерами на железнодорожных предприятиях и вузах Австрии и Германии. Во многом содействуют этому студенты, ранее побывавшие в Омске. Некоторые из них с удовольствием приезжают еще раз. В 2001 году с первой группой немецких студентов приехала Аня Питч, которая в 2002 году уже организовала поездку новой группы под своим руководством. Еще один участник первой группы Норберт Шотт в феврале 2003 года приехал на месячную практику для выполнения работы по вопросам транспортной экологии и организовал в 2004 году российско-немецкий семинар по экологии, о котором уже упоминалось.

Студенческие обмены способствуют установлению взаимопонимания между представителями различных национальностей, установлению дружеских и профессиональных

контактов, повышению профессионального и культурного уровня участников обменов, дальнейшей демократизации общества.

THE STUDENT'S INITIATIVE AS THE FACTOR OF EXPANSION OF THE ACADEMIC MOBILITY AND PROFESSIONAL GROWTH OF TRAINEES

Cheremisin V.T., Tetter A.J., Serkova L.E.

Examples of the student's initiative on a way of development of the international cooperation between transport universities of Europe and Asia are considered.

Сведения об авторах

Черемисин Василий Титович, 1943 г.р., окончил ОмИИТ (1965), доктор технических наук, профессор, проректор по научной работе Омского государственного университета путей сообщения, автор более 300 научных работ, область научных интересов - международное научно-техническое сотрудничество.

Тэттэр Александр Юрьевич, 1950 г.р., окончил ОмИИТ (1972), кандидат технических наук, доцент, начальник учебно-методического управления Омского государственного университета путей сообщения, автор 69 научных работ, область научных интересов -международное научно-техническое сотрудничество.

Серкова Любовь Ефимовна, окончила ОмИИТ (1977), кандидат технических наук, доцент, начальник международного отдела Омского государственного университета путей сообщения, автор 50 научных работ, область научных интересов - международное научнотехническое сотрудничество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.