Научная статья на тему 'Академическая мобильность в свете Болонской декларации'

Академическая мобильность в свете Болонской декларации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
704
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ / ПРОГРАММЫ ОБМЕНА / ВУЗЫ-ПАРТНЕРЫ / BOLOGNA DECLARATION / ACADEMIC MOBILITY OF STUFF AND STUDENTS / EXCHANGE PROGRAMS / UNIVERSITIES-PARTNERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юденко Марина Николаевна

Мобильность преподавателей и студентов рассматривается в качестве неотъемлемого элемента интеграции университета в зону европейского высшего образования. Акцентируется внимание на интернационализации как одном из главных направлений повышения конкурентоспособности вуза не только в стране, но и в общеевропейском, и в мировом образовательном пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Academic mobility from the standpoint of Bologna process

The paper describes an issue of academic mobility of the university's stuff and students as an inevitable part of integration into the European educational zone. An increasing role of internationalization as one of the key areas of university's domestic and international competitiveness is accentuated.

Текст научной работы на тему «Академическая мобильность в свете Болонской декларации»

гистров в области производственного менеджмента. Центр тяжести в трудоемкости основной работы магистранта, по крайней мере на последнем году обучения, переместится на производственное предприятие, где весь багаж полученных в вузе теоре-

тических знаний должен претерпеть необходимую трансформацию в конкретные практические результаты, полезные для предприятия. И главное - эти результаты должны быть быстро внедрены в повседневную практику предприятия.

MALYUK V. HIGH QUALITY OF EDUCATION AS THE RESULT OF HIGHER SCHOOL ACTIVITIES

The article deals with one of the most important aspects of improving the quality of the educational process at the university, namely, the formation of associative structures that provide a high level of educational process on the basis of complementary resources, of approaching the theoretical learning to the real economy.

Key words: quality of education, association of universities, real economy, consortium.

М.Н. ЮДЕНКО, доктор экон. наук,

руководитель центра международных программ

Академическая мобильность в свете Болонской декларации

Мобильность преподавателей и студентов рассматривается в качестве неотъемлемого элемента интеграции университета в зону европейского высшего образования. Акцентируется внимание на интернационализации как одном из главных направлений повышения конкурентоспособности вуза не только в стране, но и в общеевропейском, и в мировом образовательном пространстве.

Ключевые слова: Болонская декларация, академическая мобильность студентов и преподавателей, программы обмена, вузы-партнеры.

В современных условиях, когда тема повышения качества российского образования и конкурентоспособности выпускников российских университетов на мировом образовательном рынке приобретает все большую актуальность, присоединение России к единому европейскому образовательному пространству оказывается решением на перспективу. Болонский процесс для России - это возможность сделать национальную систему высшего образования более современной и адаптированной к европейскому образованию.

Официальной датой начала Болон-

ского процесса принято считать 19 июня 1999 г., когда в г. Болонье министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования». Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. на Берлинской встрече министров образования европейских стран. В настоящее время в Болонском процессе участвуют 47 стран.

СПбГИЭУ является активным проводником идеи глобального образовательного пространства и к настоящему времени уже заключил 82 договора о сотрудничестве с вузами 26 стран, в т.ч. стран, входящих в зону европейского высшего образования (Армения, Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Италия, Казахстан, Литва, Нидерланды, Польша, Турция, Чехия, Швеция, Украина, Франция, Эстония).

Одна из основных задач Болонской декларации - создание условий для значительного повышения мобильности студентов, преподавателей и научных работников. Учитывая, что ИН-ЖЭКОН является одним из самых активных вузов в Санкт-Петербурге в области академической мобильности, считаем возможным поделиться тем позитивным опытом, который наработан здесь к настоящему времени.

Студенческая мобильность(сту-денческий обмен) - это возможность провести один или два семестра в другой стра-

не в качестве студента или стажера зарубежного университета, не прерывая обучения в своем вузе. Этот процесс носит двух- или многосторонний характер: университет не только направляет своих студентов за рубеж, но и принимает у себя иностранных студентов из университетов-партнеров, в связи с чем такие программы называют программами студенческого обмена. Основные цели таких программ:

• предоставление студенту возможности реализации индивидуальной траектории обучения посредством приобретения профессиональных компетенций за рубежом;

• предоставление студенту возможности познакомиться с культурой и системой образования другой страны, улучшить владение иностранными языками, завести новых друзей;

• повышение конкурентоспособности выпускников СПбГИЭУ на внутреннем и международном рынках труда.

В 2010-2011 уч. году 113 студентов ИНЖЭКОНа прошли обучение по программам студенческого обмена в вузах Бельгии, Венгрии, Германии, Испании,

Рис. 1. Показатели академической мобильности студентов в 2010-2011 уч. году

Нидерландов, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Эстонии.

На рис. 1 отображена диаграмма приоритетности обучения студентов СПбГИЭУ в вузах зарубежных стран.

В свою очередь, в нашем вузе обучаются студенты ряда зарубежных стран, в частности, каждый год по программам студенческого обмена в ИНЖЭКОН приезжают студенты из Венгрии, Германии, Люксембурга, Франции, Финляндии, Чехии, Швеции. С ознакомительными целями в текущем учебном году приехали 14 студентов Технического института им. А. Эйнштейна (Италия), 12 студентов Университета прикладных наук г. Дрездена (Германия), 46 студентов Университета Метрополия (Финляндия), 36 студентов из разных стран, проходящих курс обучения в летней школе Университета прикладных наук Сатакунта (Финляндия).

В январе 2011 г. в университете был реализован международный образовательный проект «Выездная Зимняя школа» в г. Таллинне (Эстония) с дополнительным посещением Стокгольма (Швеция). В проекте приняли участие шесть студентов. В рамках проведения в 2011 г. «Года Италии в ИНЖЭ-КОНе » в июле состоится летняя интеллектуальная студенческая декада в Италии (г. Рим).

ИНЖЭКОН является одним из самых активных проводников государственной политики по привлечению зарубежных студентов в вузы РФ. В настоящее время у нас обучаются 624

62

624 62 л

____ По направлению

Всего Минобрнауки РФ

Рис. 2. Количество зарубежных студентов в 2010-2011 уч. году

зарубежных студента, в том числе 62 -по направлению Минобрнауки РФ (рис. 2). В основном это студенты из Армении, Республики Беларусь, Казахстана, Молдовы, Туркменистана, Украины.

Прямые партнерские связи университета с зарубежными учебными заведениями предполагают не только включенное обучение, но и прохождение учебных ознакомительных и производственных практик (Болгария, Великобритания, Швеция, Эстония), участие в международных олимпиадах, бизнес-неделях и в кейс-турнирах (Норвегия, Польша, Чехия). В текущем учебном году более 70 студентов приняли и примут участие в вышеперечисленных программах.

Следует отметить высокую результативность студенческих поездок. Так, в европейской научной программе SOCRATES / ERASMUS «Интерактивное европейское бухгалтерское образование (теория и практика европейского налогообложения и бухгалтерского учета)» все участники были награждены дипломом «Самая профессиональная команда». В бизнес-неделе,

проходившей в г. Врославе (Польша), пять студентов заняли призовые места и получили сертификаты об участии.

В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества российской высшей школы можно выделить подготовку и реализацию целевых программ в таких проектах, как Socra-tus Erasmus Program, Erasmus Mundus (проект европейской инженерной образовательной сети), стипендиальные программы фондов Германии (DAAD) и Финляндии (FIRST), проекты международной студенческой организации AIESEC.

Вхождение России в Болонский процесс делает актуальной смену акцентов в учебном процессе высшей школы путем перестройки модели работы преподавателей. Известный ученый-педагог А. Дистервег однажды заметил, что без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех педагогических демонов: рутинности, банальности, механистичности. В этом смысле реализация положений Болонского процесса - это реальный путь университетского сообщества к преодолению остатков тоталитарной закрытости, тупиковой замкнутости и мнимой самодостаточности, это возможность приобщения на деле к общеевропейской образовательной интеграции при сохранении независимости и самостоятельности в своих образовательных подходах. Традиционная система преподавания, включающая лекции, семинары, практические занятия и экзамены, сегодня существенно перестраивается, соответственно к профессорско-преподавательскому составу предъявляются дополнительные требования, требующие расширения его компетенций. А именно: помимо выполнения своих функций, преподаватель должен стать

исследователем реальных педагогических процессов, а также быть консультантом, т.е. обладать междисциплинарным мышлением.

Политика руководства СПбГИЭУ, направленная на активизацию мобильности преподавателей, сегодня успешно реализуется. В текущем году преподаватели и сотрудники университета приняли участие в международных конференциях, проходивших в Америке, во Вьетнаме, в Эстонии, Швейцарии; в международных образовательных выставках "AULA-2011" (Мадрид) и "GETEX-2011" (ОАЭ); в книжной ярмарке (Лондон); в совещаниях по программе «Двойной российско-немецкий диплом бакалавра» (Германия); в международных студенческих программах (Польша, Чехия, Турция). Преподаватели университета выезжали в Финляндию, Эстонию с чтением лекций по современным проблемам экономики.

Система мер, нацеленная на привлечение европейских преподавателей в отечественные университеты, имеет не меньшее значение, чем создание механизмов и условий для зарубежной мобильности российских преподавателей. В этом плане ИНЖЭКОН всегда открыт для представителей зарубежных вузов. Значимыми событиями с точки зрения перспектив учебного процесса, бизнеса, повышения профессионального уровня стали встречи с представителями Высшей школы коммерции из г. Труа (Франция) Изабель Бежар и Д. Морозом. Нужно упомянуть также чтение лекций членом международных программ SOCRATES/ ERASMUS, профессором Института бухгалтерского учета и управления (Комбра, Португалия) Кристиной Гоис и директором Института внешней торговли Италии в Санкт-Петербурге, атташе по развитию торгового обмена Карло Феррари. Незабываем тренинг

обладает реальным потенциалом в деле подготовки кадров для зарубежных стран и экспорта образовательных услуг. Результативность встреч и переговоров, регулярно проводимых с представителями зарубежных вузов-партнеров, демонстрирует взаимное желание партнеров стать равноправными участниками зоны европейского высшего образования. ИНЖЭКОН успешно позиционирует себя в качестве конкурентоспособного вуза, открытого к сотрудничеству через программы академической мобильности для студентов и преподавателей.

для преподавателей СПбГИЭУ по использованию ресурса LexisNexis Academic, проведенный генеральным директором Московского представительства LexisNexis Гандольфо Яконо. Большой интерес вызвали встречи студентов ИНЖЭКОНА с видным европейским общественным деятелем, председателем Форума ЕС-Россия в Брюсселе, заместителем председателя Совета директоров Группы компаний Energy Consulting (Россия), господином Вольфгангом Клементом; с Генеральным консулом Японии Ичиро Каваба-то и руководителем программы науки и техники Национального Института политического анализа в Японии Сунами Ацуси. Весьма перспективными оказались переговоры с профессором Государственного университета штата Колорадо (США) Джоном Хоксмейером.

В заключение хотелось бы отметить, что основой международной деятельности ИНЖЭКОНА являются атмосфера равноправного диалога, оригинальность идей и их концептуальная ценность - весомые аргументы в пользу того, что университет

YUDENKO M. ACADEMIC MOBILITY FROM THE STANDPOINT OF BOLOGNA PROCESS

The paper describes an issue of academic mobility of the university's stuff and students as an inevitable part of integration into the European educational zone. An increasing role of internationalization as one of the key areas of university's domestic and international competitiveness is accentuated.

Key words: Bologna declaration, academic mobility of stuff and students, exchange programs, universities- partners.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.