Научная статья на тему 'Университету ИНЖЭКОН 105 лет. Интервью с ректором О. В. Гончарук'

Университету ИНЖЭКОН 105 лет. Интервью с ректором О. В. Гончарук Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университету ИНЖЭКОН 105 лет. Интервью с ректором О. В. Гончарук»

с \

ИЗ ЖИЗНИ ВУЗА

Университету ИНЖЭКОН - 105 лет

История Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета берет свое начало с Частных счетоводных курсов М.В. Победин-ского, созданных в 1897 г. Это учебное заведение сразу же стало популярным среди учащейся молодежи, так как отличалось высоким профессионализмом преподавания и практической направленностью в подготовке специалистов.

В 1904 г. учредитель реформирует систему подготовки специалистов, ориентируя ее на потребности бурно развивающейся в России торговли и промышленности. Создаются Частные Санкт-Петербургские коммерческие курсы М.В. Побединского, где подготовка специалистов ведется по программам высших экономических школ Германии. 1906 г. становится знаменательным в истории курсов: они приобретают статус высшего учебного заведения и получают название «Высшие коммерческие курсы М.В. Побединского». Этот год и следует считать годом основания СПбГИЭУ как высшего учебного заведения.

Для чтения лекций на курсах приглашались лучшие преподаватели Политехнического института, Императорского университета и ряда других высших учебных заведений столицы: Е.В. Тарле, А.А. Корнилов, В.Н. Сперанский, С.В. Мыльников, министры финансов Временного правительства А.И. Шингарев и М.В. Бернацкий и др.

В1917 г. Высшие коммерческие курсы преобразуются в Торгово-промышленный институт М.В. Побединского, а с1919 г. он входит в состав Института народного хозяйства им. Ф. Энгельса. В1926 г. в Ленинградском институте народного хозяйства (ЛИНХ) создается самостоятельное Промышленное отделение, выпускники которого (79 человек в 1927 г.) стали первыми инженерами-экономистами в нашей стране. 26 июня 1930 г. Промышленное отделение было реорганизовано в Институт промышленности и труда, а 21 августа 1930 г. он был переименован в Ленинградский инженерно-экономический институт (ИНЖЭКОН).

На разных этапах своей истории вуз носил имена Фридриха Энгельса, Председателя Правительства СССР Вячеслава Михайловича Молотова, лидера итальянских коммунистовПальмиро Тольятти. В 1992 г. институт получил статус

академии. 19 июля 2000 г. академия преобразована в Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет. В ИНЖЭКОНе преподавали Лауреат Нобелевской премии, академикЛ.В. Канторович, академики Л.Н. Мелентьев, С.И. Солнцев, член-корреспондент АН СССР М.И. Боголепов.

В 2011 г. ИНЖЭКОН отмечает 105-летие своего основания.

Наше интервью - с ректором Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, заслуженным деятелем науки Российской Федерации, доктором экономических наук, профессором Ольгой Васильевной Гончарук.

- Основные признаки Болонского процесса в отечественном образовании проступают все более явно. Отчетливо наблюдается переход на двухуровневую систему образования. Ольга Васильевна, какие задачи предстоит решить именно вашему вузу?

- Интеграция России в европейское образовательное пространство - это тренд настоящего времени. Сегодня в ИНЖЭКОНе широко внедряются программы бакалавриата и магистратуры, но при этом мы сохраняем и подготовку специалистов. Магистратура в университете была открыта еще в 1997 г. по направлению подготовки «Менеджмент». На текущий момент направлений уже шесть, а магистерских программ - 35. Все это стало возможным благодаря профессионализму преподавателей вуза, их готовности идти в ногу со временем, их мотивации к внедрению новаторских идей в обучение студентов. В условиях активизации международного сотрудничества по некоторым программам обучение ведется на английском языке, как для иностранных, так и для русскоговорящих студентов. Кроме того, качественно новое обеспечение учебно-методическими материалами и их высокий уровень позволяют без проблем обучать студентов в соответствии с требованиями всех заинтересованных сторон. У нас практикуется включение в учебный процесс прогрессивных педагогических технологий; имеются в виду деловые игры (родиной которых, кстати, является ИНЖЭКОН), кейсы, учебные формы развития интеллектуального потенциала студентов через участие в межвузовских, региональных, федеральных, международных научных конференциях, конкурсах и олимпиадах.

Одна из стратегических задач вуза - развитие международной системы подготовки бакалавров с выдачей двойных дипломов совместно с университетами Франции, Великобритании, Германии

и Финляндии. Уже сейчас реализуется программа двойных дипломов с Университетом прикладных наук (Германия). В сентябре 2011 г. начинается подготовка магистров совместно с французским университетом Анже (Франция).

Сегодня ИНЖЭКОН занимает лидирующие позиции на отечественном рынке образовательных услуг. Благодаря мощному кадровому потенциалу, сильным научным школам, многолетнему опыту мы уверенно смотрим в будущее, наш университет адаптирован к тем изменениям и требованиям, которые ставит современность.

- ИНЖЭКОН- вуз с богатой столетней историей. Как увязываются у вас традиции и новации, имея в виду, что сейчас в России тема инноваций и управления ими вышла на первый план? В условиях модернизации для большинства вузов страны она стала приоритетной. Что Вы можете сказать об особенностях подхода вашего вуза?

- Уже много лет одним из главных для нас является направление инновационного менеджмента. С 1997 г. многое по этому направлению делается в рамках подготовки магистров - программа ведется у нас по инициативе заслуженного деятеля науки РФ Герольда Краюхина, который еще в начале девяностых годов заложил в ИНЖЭКОНе основы системы двухуровневого образования. В 1993 г. у нас состоялся первый прием на бакалавриат, а в 2010 г. на базе университета был создан Институт инновационного менеджмента. Главная идея в том, что инновационным процессом нужно уметь управлять - сама по себе инновация не рождается, нужен соответствующий климат, который называют «инновационным», нужны эффективные управленческие решения. Создан также Центр трансфера, задачей которого является разработка методических рекомендаций по сопровождению тех инновационных процессов, которые идут в первую очередь на микроуровне. Проблемой создания инновационного климата в стране занимаются многие, но как спроектировать его на уровне отдельного предприятия -это вопрос пока открытый. Поскольку государство выделяет на инновации огромные средства, в этой сфере должны быть только высококвалифицированные кадры, что будет фундаментом эффективного использования ресурсов. Для создания инновационного климата внутри самого университета образовано управление инновационных исследований, в рамках которого формируется студенческий бизнес-инкубатор. Мы полагаем, что к концу текущего года в университете будет действовать более десятка инновационных предприятий.

В рамках этой же инновационной стратегии создан Международный консорциум по производственному менеджменту. В него, кроме ИНЖЭКОНа, вошли эстонский институт «Экомен» и Вологодский государственный технический университет. Кроме того, мы подали заявку в Министерство образования и науки РФ о возрождении квалификации «инженер-экономист», а также соответствующего бакалаврского направления. Специалист по производственному менеджменту -это более современное определение квалификации инженера-экономиста.

- ИНЖЭКОН ведет активную международную образовательную деятельность, развивает академическую мобильность. Каковы ее основные направления?

- Бренд Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН) известен в большинстве стран мира. Наш вуз тесно сотрудничает как с вузами из ближнего зарубежья, так и с образователь-

ными и научными учреждениями и организациями из Бельгии, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Литвы, Монголии, Нидерландов, Польши, ОАЭ, США, Финляндии, Франции, Швеции, Швейцарии, Эстонии.

Международное сотрудничество осуществляется по таким направлениям, как обмен студентами в рамках программ академической мобильности, обмен студентами для прохождения учебно-ознакомительной практики, краткосрочные поездки, учебно-научные экскурсии, получение второго диплома, обмен преподавателями для чтения лекций, проведение совместных исследований и научно-исследовательских разработок в области образования, организация международных конференций, семинаров и олимпиад, обучение иностранных студентов.

На сегодняшний день у нас обучаются более 600 студентов и аспирантов из 30 стран мира; год от года количество иностранных студентов растет. География охватывает, кроме стран СНГ и бывшего Союза, Африку, Азию, Европу, Латинскую Америку. Как правило, у себя на родине выпускники ИНЖЭКОНа добиваются больших успехов. В их числе, например, глава администрации Президента Монголии Дашжамц Баттулги, ректор Института экономики и менеджмента в Таллине Барабанер Ханон, ректор Университета прикладных наук города Виль-дау Ласло Унгвари, начальник отдела Федерального министерства экономики и технологий Германии Андреас Нойманн. Два года назад с целью активизации программ академической мобильности и расширения сферы образовательных услуг мы создали Высшую школу экономики и менеджмента, где большая часть дисциплин читается на английском языке. Это дает студентам возможность пройти обучение в рамках существующих программ в вузе-партнере за границей, познакомиться с системой образования другой страны, получить новые знания и навыки. Для реализации задач интеграции университета в мировое образовательное пространство ИНЖЭКОН проводит международные конференции, форумы, семинары, олимпиады. Ежегодно у нас проходит около 15 международных мероприятий, наши преподаватели ежегодно принимают участие в зарубежных научно-практических конференциях, семинарах и форумах.

- Выбор вуза для абитуриента - очень ответственный шаг. Что поможет ему определиться с выбором именно вашего университета?

- ИНЖЭКОН - это лидер в сфере экономического образования и производственного менеджмента. Наши выпускники являются специалистами в экономическом обеспечении, в продвижении продукции, в управлении качеством. Мы учим пониманию технологии индустриальных процессов.

Назову отличительные черты, позволяющие позиционировать университет как вуз с хорошей репутацией, славными традициями и большим будущим.

Прежде всего, это наши кадры - профессорско-преподавательский состав, который характеризуется прекрасным владением предмета, высочайшей квалификацией, участием в серьезных научных исследованиях, знанием тех проблем, которые волнуют сегодня социально-экономическое сообщество. У нас работают 175 докторов и профессоров и более 550 доцентов и кандидатов наук. Возраст преподавателей тоже является нашей гордостью: 20% ППС моложе 35 лет, 60% -это коллеги 35-65 лет и 20% - это старшее поколение профессуры.

Вторая отличительная особенность - это, безусловно, научный потенциал ИНЖЭКОНа, сформированный за более чем вековую историю вуза. Нашему

университету удавалось сохранять преемственность в образовательных традициях, которые складывались на протяжении XX в., и при этом делать акцент на потребностях, продиктованных временем.

В-третьих, нельзя не сказать о наших студентах. ИНЖЭКОН традиционно ориентируется на молодежь, нацеленную на активную студенческую жизнь и бизнес-карьеру. Более 50% контингента - иногородние. Ребята из регионов уже созрели для самостоятельной жизни, для того, чтобы добиваться успехов, и питерцы должны быть готовы к жесточайшей конкуренции!

Очень важный и актуальный вопрос - конкурентоспособность при трудоустройстве. Мы стремимся к тому, чтобы с момента поступления будущие инженеры и экономисты принимали участие в современных научных исследованиях и разработках. Вуз организует учебную и производственную практику в крупнейших финансовых институтах, коммерческих организациях и государственных структурах как в России, так и за рубежом. Предложения о работе наши студенты получают уже на старших курсах. На бирже труда не зарегистрирован ни один наш выпускник, и это тоже свидетельствует о высоком качестве подготовки в ИНЖЭКОНе.

Кроме всего прочего, абитуриентов привлекают широкие возможности самореализации. В течение года в ИНЖЭКОНе проводится более 1500 мероприятий, в которых студенты могут проявить свои способности и таланты. Активно участвовать в жизни университета студенты могут через студенческие организации, такие как Студенческий совет, профком, Молодежный экономический клуб, локальные группы международных ассоциаций ESTIEM, AIESEC. Для студентов открыты многочисленные клубы по интересам, спортивный клуб, танцевальный коллектив ИНЖЭКОН^АКСЕ. Большой популярностью у молодежи пользуется Клуб интеллектуальных игр под руководством С. Виватенко - многократного победителя телевизионных игр «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг». Напомню, что команда КВН «ИНЖЭКОН» - участник высшей лиги КВН.

Наконец, отметим такой важный аспект, как социальная поддержка студентов. У нас действует социальная программа для детей-сирот, инвалидов и ребят из неполных семей. Мы стараемся подходить к проблемам и трудностям каждого студента индивидуально. Министерство образования и науки РФ выделяет нам квоту на бесплатное обучение студентов из г. Беслан (Республика Северная Осетия-Алания). Мы уверены, что забота о наших студентах и помощь нуждающимся -это наша особая задача.

В 2011 г. ИНЖЭКОНу исполняется 105 лет. Приглашаю всех принять участие в торжествах и юбилейных мероприятиях нашего университета!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.