Научная статья на тему 'Омским государственным университет путей сообщения: прошлое и настоящее'

Омским государственным университет путей сообщения: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Четвергов Виталий Алексеевич, Михеев Виктор Петрович

Омский государственный университет путей сообщения (ОМГУПС) одно из старейших высших учебных заведений Сибири и первый железнодорожный ВУЗ Сибири и дальнего востока. Его появление связано с началом строительства великой транссибирской железнодорожной магистрали, вызвавшего потребность в квалифицированных специалистах, необходимых для освоения ресурсов Сибири [1-3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Четвергов Виталий Алексеевич, Михеев Виктор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Омским государственным университет путей сообщения: прошлое и настоящее»

Работают 2 совета по защите докторских диссертаций, открыта докторантура по специальностям строительного профиля.

С 1968 года в СибАДИ образован факультет повышения квалификации с целью обеспечения квалифицированной послевузовской подготовки. В 1990 г. факультет преобразован в «Региональный центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов» (РЦПК), который осуществляет обучение специалистов предприятий автомобильного транспорта Урала, Сибири и Дальнего Востока. При РЦПК работает «Учебно-консультационный центр» Ассоциации международных автомобильных перевозчиков, осуществляющий переподготовку водителей-международников, перевозчиков опасных грузов в соответствии с международной конвенцией ДОПОГ, обучение преподавателей учебно-курсовых комбинатов по специализации «Перевозка опасных грузов».

Научно-исследовательский сектор академии объединяет усилия ученых вузах а фундаментальных и прикладных исследованиях госбюджетной и хоздоговорной тематик. Объем научно-исследовательских работ за ряд последних лет превысил 10 млн. рублей, из них более 2 млн. рублей госбюджетной тематики.

В последние годы среди традиционно сложившихся и успешно работающих научных школ получают развитие исследования в области экологии, ресурсосбережения, охраны природы Сибири и Омской области Наиболее значимые работы в данной области исследований следующие:

- «Разработка экологически чистой энергосберегающей технологии зимней эксплуатации транспортных машин в условиях Сибири». Научный руков,- к.т.н. доцент Робустов В.В. Разработки награждены дипломом Международного выставочного центра «Интерсиб» и Омской торгово-промышленной палаты, грант Минобразования РФ по фундаментальным исследованиям в области транспортных наук 1998 года.

- «Использование сжиженного нефтяного газа на автомобильном транспорте». Научный руков.- к.т.н., профессор Певнев Н.Г. Авторский коллектив данной темы является разработчиком газобаллонной аппаратуры СибАДИ, принятой государственной приемочной комис-

сией ЖКХ РФ, осуществляет ее производство и установку.

- »Проблемы энергосбережения при строительстве новых и обновлении существующих зданий и сооружений». Авторский коллектив- доцент Апатин С.Н., к.т.н., доцент Пахотин Г.А. Общее руководство - д.т.н., профессор Валов В.М.

- »Проблемы водопонижения населенных мест». Научный руков.-к.т.н., доцент Тюменцева О.В.

- »Разработка охраноприродных мероприятий и мониторинга при строительстве и эксплуатации искусственных сооружений в условиях абиотических и биотических факторов Западной Сибири». Науный руков.-д.х.н., профессор Туренко Ф.П.

- »Совершенствование технологии строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог и аэродромов в условиях Западной Сибири». Научный руков.-д.т.н., профессор Смирнов A.B.

- »Плазменная обработка поверхности строительных изделий, материалов и грунтов». Научный руков.-к.т.н., доцент Сиротюк В.В.

- »Формирование регионального хозяйственного механизма в условиях перехода к рыночным отношениям». Научный руков.- к.э.н., академик ACH РФ Бирюков В.В. Выполняется «Межвузовской социально-экономической лабораторией г.Омска».

- »Нейтрализатор выхлопных газов ДВС». Научный руков,- к.т.н., доцент ШевченкоП.Л. Перспективная НИР.

- »Разработка и внедрение ноосферных форм устойчивого развития регионов Омской области». Научный руков,-д.х.н., профессор Туренко Ф.П. Перспективная НИР.

Пропаганда научно-технических достижений академии ведется путем участия в Международных и региональных выставках. Вуз принимал участие в Международных выставках: »Высокие технологии и научные разработки» - в Женеве, «Омская область» - в Индии. Активное участие сотрудники академии принимают в Международных выставках «Интерсиб», «Строй-прогресс», «Город», «Автотехсервис», «Агропродсель-маш» и др. С 1995 по 1999 годы СибАДИ принял участие в 12 выставках, на которых представлено 39 экспонатов, получены 4 диплома.

I

S

I §

Й

1

D

3

В. А. ЧЕТВЕРГОВ, В. П. МИХЕЕВ

ОМСКИМ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

g Ü

I

I

ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (ОМГУПС)-ОДНО ИЗ С ТАРЕЙШИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ СИБИРИ И ПЕРВЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ВУЗ СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА. ЕГО ПОЯВЛЕНИЕ СВЯЗАНО С НАЧАЛОМ СТРОИТЕЛЬСТВА ВЕЛИКОЙ ТРАНССИБИРСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ МАГИСТРАЛИ, ВЫЗВАВШЕГО ПОТРЕБНОСТЬ В КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТАХ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ РЕСУРСОВ СИБИРИ [1-3].

В апреле 1896 г. Государственный Совет Российской Империи принял решение учредить в г. Томске технологический институт (ТТИ). В октябре 1900-го в нем начались занятия по подготовке сначала инженеров- механиков, а затем инженеров- строителей железнодорожного транспорта.

В 1930 г. на базе транспортных специальностей ТТИ был образован Сибирский институт инженеров транспорта (СИИТ), преобразованный в 1932 г. в Томский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (ТЭМИИТ). В 1961 г. институт из Томска был переведен в Омск и переименован в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта (ОмИИТ). В 1994 г. его преобразовали в Омскую государственную академию путей сообщения (Ом-ГАПС), а в 1997 г. статус академии изменили на уни-

верситет с наименованием Омский государственный университет путей сообщения.

У истоков университета стояли видные ученые и организаторы: профессора Е.Л.Зубашев (директор ТТИ), Н.И.Карташов, И.Н.Бутаков, С.А.Введенский, Б.П.Вейнберг, А.А.Потебня, А.Д.Еврейское, доценты А.П.Кузнецов (первый ректор СИИТа 1930-34 гг.). А.А.Серегин (первый ректор в Омске 1953-71 гг.). В нем работали известные ученые, доктора наук: П. А. Азбу-кин, М.Ф.Карасев, Р.А.Воронов, В.А.Шваб, Ю.Е.Неболю-бов, С. А. Чунихин, Н. А. Рогинский, В.Б.Медель, И. Д. Кутявин, М.А.Большанина, А.П. Бунтин.

В настоящее время ОмГУПС на 8 факультетах и 24 кафедрах ведет подготовку по 10 специальностям: локомотивы, электричмевш„шдныюот, вагоны, электроснабжение (ж.-д. тюансжют): гптамышленная тепло-

8

1 §

I

§

£

0

1

сч

С)

энергетика; технология транспортного машиностроения, управление и информатика в технических системах: автоматика, телемеханика и связь на ж.-д. транспорте; мировая экономика; информационные системы (ж.-д. транспорт). Имеются заочный факультет, ФПК, факультет довузовской подготовки, обучаются иностранные студенты. Подготавливаются бакалавры техники и технологии и магистры.

В ОмГУПС работают диссертационные докторские и кандидатские советы, по специальностям «Подвижной состав железных дорог и тяга поездов», «Электрификация ж.-д. транспорта», «Промышленная теплоэнергетика», докторантура и аспирантура по 23 специальностям.

Создана необходимая материальная база: филиалы кафедр и учебно-научные производственные комплексы на предприятиях, вычислительный центр, компьютерные классы, уникальные учебно-научные установки в лабораториях, библиотека (около 700 тысяч томов), студгородок, спорткомплекс, столовая. Университет имеет представительство в городе Карасуке, филиалы в городах Тайге и Петропавловске, Институт информатики менеджмента и экономики (ИМЭК) в составе университета в Омске.

В ОмГУПС обучается около 4 тыс. студентов, работает свыше 250 преподавателей, 2/3 из которых имеют ученые степени и звания (докторов наук - 26, кандидатов наук -140).

Доктор технических наук, проф. В.А.Четвергов является действительным членом Международной и Росссийской инженерных академий и Академии транспорта России. В.П.Михеев - действительный член Академии транспорта и член-корреспондент Академии наук высшей школы. Действительными членами Академии транспорта являются: доктора наук: И.И.Галиев, В.В.Лукин, В.К.Окишев, А.И.Володин. Доктор наук В.Д. Авилов является действительным членом Электротехнической академии и членом-корреспондентом Петровской академии наук и искусств. Доктора наук О.К.Михайлова, Л.М.Марцева, В.Т.Черемисин и профессор В.МЛебедев - члены-корреспонденты Петровской академии наук и искусств. Директор ИМЭК И.Л.Медведев - член-корреспондент Академии информатики.

Профессора М. Г. Шалимов, В.А.Четвергов, И.И. Галиев удостоены почетного звания «Заслуженный деятель науки и техники РФ». В.Н.Зажирко - заслуженный работник высшей школы. Директор библиотеки И.Н.Ва,-рьяш и доц. Э. И. Такелло - заслуженные работники культуры, проф.А.В.Бородин - засл. изобретатель РФ, проф. В.В.Лукин - засл. работник транспорта РФ. Проректор В.Д.Черненко - засл. строитель РФ. В университете работают 44 сотрудника, награжденных знаком «Почетному железнодорожнику».

В ОмГУПС подготовлено более 24000 инженеров железнодорожного транспорта, в т.ч. около 20000 инженеров за, омский период 1961-99 г. Среди выпускников заместители министра путей сообщения (МПС): П.Г.

Н.С. ЖИЛИН, В.И. ПОТАПОВ, В.И. ТРУШЛЯКОВ

Муратов. А.Н.Бевзенко, Б.Д. Никифоров, Г.М.Коренко, С.И.Соловьев, начальники Главных управлений (департаментов) МПС: И.И. Хаба, В.В. Мунькин, Н.Г.Васильев, A.M. Вайгель, начальники железных дорог: Н.П.Никольский, И.В. Казимиров, К.Н. Голиков, Г.П. Комаров, первые секретари ЦК КП республик К. Г. Вайно, А.А. Мюрисеп, крупные ученые: чл.-корр. АН Украины В. И. Клоков, более 30 докторов наук: М.П.Пахомов, Е.А.Карпов, В.М.Казаринов, А.С.Лисовский, В.Н. Лисунов и др.

В годы Великой Отечественной войны наряду с подготовкой специалистов коллектив университета освоил производство корпусов мин, выполнил более 100 научно-исследовательских работ, имеющих актуальное значение для железнодорожного транспорта в условиях военного времени. Выпускники университета В.И. Клоков и Г.И. Новиков стали Героями Советского Союза.

Главный вклад сотрудников и выпускников университета в экономику и оборону Российской империи и Советского Союза в том, что они обеспечили строительство, эксплуатацию и электрификацию Транссибирской магистрали и многих других железных дорог.

В настоящее время научные коллективы университета ведут крупные исследовательские работы по ключевым проблемам научно-технического прогресса, являются авторами изобретений, энциклопедий, монографий и учебников, проводят сетевые, всероссийские и международные конференции и семинары.

Исследования ведутся в области надежности и обслуживания подвижного состава, электрификации, повышения скоростей движения, энергосбережения, качества электрической энергии, связи и СЦБ экономики железных дорог, систем передачи информации, разработки элементов перспективных видов монорельсового транспорта.

При университете имеется научно-исследовательский и проектный институт региональных энергетических проблем (ИРЭП) и Инженерный научный центр (ИНЦ), занимающийся внедрением исследований сотрудников.

Таким образом, ОмГУПС готовит высококвалифицированные инженерные кадры для Сибири, а его сотрудники непосредственно активно участвуют в рациональном использовании богатейших ресурсов Сибири.

ЛИТЕРАТУРА

1. Омск научный. Омск, 1993,

2. В.А. Четвергов. Годы поиска и открытий. Между-нар. жизнь. М., 1993. .№ 12.

3. В.П. Михеев. Как это начиналось. Западно-Сибирский железнодорожник. Новосибирск. 1996. № 9091.

ЧЕТВЕРГОВ Виталий Алексеевич - д. г. н., проф., ак-к Академии транспорта, ректор ОмГУПС.

МИХЕЕВ Виктор Петрович - д. т. н., проф., проф. кафедры электроснабжения ж/д транспорта ОмГУПС.

ЗАЛОГ ЕГО

ВУЗА -УСПЕХА

Омский государственный технический университет

СУДЬБА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ ТЕСНО СВЯ ЗАНА С ПРОЦЕССАМИ, ПРОИСХОДЯЩИМИ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ. ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДВА С НЕБОЛЬШИМ ДЕСЯТИЛЕТИЯ РОССИЯ ДВАЖДЫ ОКАЗЫВАЛАСЬ В КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЯХ. ПЕРВАЯ КРИТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ, НАЗВАННАЯ "ЗАСТОЙНЫМ" ПЕРИОДОМ, ОХВАТЫВАЕТ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ70-Х И ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ 80-Х ГОДОВ, А ВТОРАЯ, НА ЧАВШАЯСЯ В НА ЧАЛЕ 90-Х ГОДОВ И СВЯЗАННАЯ С ПЕРЕХОДОМ К РЫНОЧНЫМ ОТНОШЕНИЯМ, ПРИВЕЛА К ОБЩЕСИСТЕМНОМУ КРИЗИСУ. ОХВАТИВШЕМУ ВСЮ СТРАНУ, И ПРИНЕСЛА СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ОСОБЕННО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ, ТЯЖЕЛЫЕ ИСПЫТАНИЯ, ПОСТАВИВ ВУЗЫ НА ГРАНЬ ВЫЖИВАНИЯ.

Первая критическая ситуация относится к периоду так называемого «развитого социализма», когда промышленность, в особенности оборонная, интенсивно работала и требовала большое количество специалистов, а денег в бюджете на развитие системы высшего

образования уже не было. Данную ситуацию вовремя уловил Минвуз РСФСР, создав необычное по тем временам хозрасчетное научное объединение, куда как ведущий в своей фуппе вуз вошел и Омский государственный технический университет (в то время Омский по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.