Научная статья на тему '«Виза в мировое научно-образовательное пространство»'

«Виза в мировое научно-образовательное пространство» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавская Марина Аркадьевна

После вступления России в Болонский процесс и начала активной интеграции высшего образования страны в единое европейское пространство стратегия международного сотрудничества отечественных вузов претерпела существенные изменения. Если на начальном этапе эта работа носила экстенсивный характер и проходила за счет наращивания числа зарубежных партнеров, то в новых условиях появилась необходимость интенсифицировать этот процесс и сосредоточиться на более сложных задачах. Сегодня от вузов ждут не только установления и поддержания прямых связей с зарубежными образовательными учреждениями, но и расширения совместных научных проектов, усиления академической мобильности студентов и преподавателей. О том, как развиваются международные отношения Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС), мы попросили рассказать координатора международных проектов, доцента кафедры «Мировая экономика и логистика» УрГУПС Марину ЖУРАВСКУЮ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Visa in the world scientific and educational space”

After join of Russia into Bologna process and start of active integration of the country’s higher education in the united European space the strategy of international cooperation of domestic universities has suffered serious changes. If at the initial stage this work had extensive character and went by means of enlarging a number of foreign partners, so in the modern conditions there is a necessity to intensify this process and focus on more complicated objectives. Today our universities need not only setting and maintaining of direct links with foreign educational institutions, but also broadening of mutual scientific projects, strengthening of students and lecturers’ academic mobility. About development of international relations of Ural State University of Railway Transport we have asked to tell Marina Juravskaya, the coordinator of international projects, Docent of the department “World economics and logistics” at Ural State University of Railway Transport. Our guest believes that the indicators of universities’ efficiency connected with internationalization holds the same positions as the indicators for universities’ science and education. For USURT integration in the world scientific and educational space the university has some objectives: growth of foreign students’ number, creation of information support of the university’s complex at the international scene, improve of students and lecturers’ language skills, organization of participation in international projects and programs. This university has accumulated a great experience of participation in international program TEMPUS, besides USURT has become the first university of Russia which was accepted in members of BEST, international student association of technical universities of Europe.

Текст научной работы на тему ««Виза в мировое научно-образовательное пространство»»

«ВИЗА В МИРОВОЕ НАУ ЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»

кандидат технических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и логистика» Уральского государственного университета путей сообщения.

Образование

Уральский электромеханический институт железнодорожного транспорта (инженер по управлению процессами перевозок)

Дополнительное образование

кандидатская диссертация «Управление транспортно-логистическими системами» (2007) - Уральский государственный университет путей сообщения Президентская программа « Управление качеством» (2002) - Уральский политехнический институт (УПИ) Программа ТЛБ1Б «Управление изменениями» (2005) - Академия менеджмента (Германия) + университет г. Манчестер (Англия)

Зеленая логистика, зеленые цепочки поставок Мультимодальные и интермодальные перевозки

После вступления России в Болонский процесс и начала активной интеграции высшего образования страны в единое европейское пространство стратегия международного сотрудничества отечественных вузов претерпела существенные изменения. Если на начальном этапе эта работа носила экстенсивный характер и проходила за счет наращивания числа зарубежных партнеров, то в новых условиях появилась необходимость интенсифицировать этот процесс и сосредоточиться на более сложных задачах. Сегодня от вузов ждут не только установления и поддержания прямых связей с зарубежными образовательными учреждениями, но и расширения совместных научных проектов, усиления академической мобильности студентов и преподавателей.

О том, как развиваются международные отношения Уральского государственного университета путей сообщения (УрГУПС), мы попросили рассказать координатора международных проектов, доцента кафедры «Мировая экономика и логистика» УрГУПС Марину ЖУРАВСКУЮ.

ЖУРАВСКАЯ Марина Аркадьевна

Сфера научных интересов

Сити-логистика, региональная логистика

- Марина Аркадьевна, прошедшие 20 лет были для высшей школы нелегкими и вузы не всегда стремились инвестировать в повышение квалификации сотрудников и преподавателей. Но сегодня, как мне кажется, ситуация изменилась. Международное сотрудничество является одним из критериев оценки эффективности вузов. Как Вы считаете, правильно ли это?

- Действительно, Министерством образования и науки РФ ежегодно проводится мониторинг эффективности вузов и индикаторы этого мониторинга, связанные с интернационализацией, занимают столь же значимое место, как индикаторы, характеризующие вузовскую науку и образование. Среди мероприятий по повышению эффективности и качества услуг в сфере высшего образования, прописанных в Плане мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», в так называемой дорожной карте 6 из 15 мероприятий (40%) имеют международную составляющую.

И, по моему мнению, это абсолютно правильный подход, так как международная деятельность вуза - это «виза» в мировое научно-образовательное пространство как для университета в целом, так и для его ученых и студентов.

У меня есть возможность наблюдать компетентностный даже не рост, а скачок

наших преподавателей и особенно студентов, которым довелось пройти обучение в зарубежном вузе-партнере. После того как человек съездил в другую страну, окунулся в другие образовательные технологии, прикоснулся к другим научным школам, познакомился с коллегами, которые работают в тех же научных направлениях, он неизбежно начинает по-другому видеть и себя, и мир вокруг. Существенно расширяется мировоззрение, появляется стимул мыслить и действовать по-новому, более инновационно, что ли. Такой человек начинает ставить перед собой смелые, более амбициозные цели и самое главное - достигать их!

- Но международное сотрудничество - штука недешевая. Эти затраты оправданны?

- Ученые доказали, что инвестиции в мобильность студентов и преподавателей -это наиболее выгодные инвестиции, поскольку они приводят к долгосрочным выгодам. Эффект от таких вложений колоссальный, причем он распространяется не только на экономическую сферу, но и на общественно-политическую. Международный опыт -яркое тому подтверждение. Люди, которые в свое время получили высшее образование в СССР, сейчас занимают ведущие позиции в своих странах и с удовольствием сотрудничают с Россией. Приведу лишь несколько

примеров, которые меня лично очень сильно впечатляют: Лазло Унгвари - 40 лет назад студент ИнжЭкона (Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет - прим. ред.), сегодня - профессор, ректор-президент немецкого университета прикладных наук Вильдау. Во многом благодаря профессору Унгвари в УрГУПС создан летне-зимний университет по логистике, который дает возможность нашим студентам пройти обучение в немецком вузе в течение семестра. Господин Рольф Эпштайн 40 лет назад учился в ЛИИЖТ (Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, сегодня - Петербургский государственный университет путей сообщения императора Александра I -прим. ред.), сегодня он директор направления комплексных транспортных решений в ООО «Сименс». Господин Аксель Шми-дер, бывший выпускник МИИТа (Московский институт инженеров транспорта, сегодня - Московский государственный университет путей сообщения - прим. ред.), а ныне главный инженер сектора «Инфраструктура и города» компании «Сименс». Они много сделали для организации стажировки наших студентов на предприятиях ООО «Сименс» в Германии. Еще один партнер УрГУПС -ректор Монгольского железнодорожного института, профессор Сервуд Бирва - учился в УПИ. Все эти люди, испытав в юности на себе интеграцию в международное студенчество, приобрели огромное количество университетских друзей и большую любовь к России. Сегодня они много делают для укрепления дружбы между нашими странами в целом и развития студенческой мобильности в частности. Поэтому, сами видите -затраты оправданны!

- Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях международного сотрудничества УрГУПС.

- Главная цель международной деятельности нашего вуза - это интеграция университетского комплекса УрГУПС в мировое научно-образовательное пространство с учетом отраслевых и региональных особенностей для подготовки квалифицированных кадров на основе стиму-

лирования научных исследований и роста научно-образовательных объединений. Для достижения этой цели в университете решается ряд задач:

— увеличение числа иностранных учащихся при создании толерантной среды обучения в университетском комплексе;

— информационная поддержка университетского комплекса на международной арене;

— участие в реализации положений Бо-лонской декларации, организация международной мобильности;

— повышение уровня языковой компетенции студентов и преподавателей;

— членство в международных ассоциациях и фондах;

— участие в международных проектах и программах.

— Хотелось бы подробнее поговорить о последнем пункте — международные проекты и программы.

— В нашем университете накоплен большой опыт участия в международной программе ТЕМРШ. Последний проект УрГУПС выиграл в 2014 году по теме «Экологический менеджмент и аудит». Проект имеет межкафедральный характер, в нем участвуют студенты и преподаватели пяти кафедр: «Техносферная безопасность», «Управление в социальных и экономических системах», «Экономика транспорта», «Мировая экономика и логистика», а также кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации».

Кроме нашего вуза в проекте участвуют ученые из Технического университета Дрездена (Германия), Университета Марибор (Словения), Технологического университета Ченстохова (Польша), Университета Жилина (Словакия) и трех университетов из России: Тюменского государственного университета нефти и газа, Самарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) и Омского государственного университета путей сообщения. Вот такая мощная международная команда. Ведь Европа давно поняла, что экологические проблемы не решить в одиночку, это можно сделать только совместно с соседями.

Руководит проектом кафедра «Экологический менеджмент и аудит» Технического университета города Дрезден, которую возглавляет профессор Э. Гюнтер. Область ее научных интересов - значимость природных ресурсов для предприятий; экологические закупки; замедление потребления ресурсов и производственных процессов. Кроме того, профессор Гюнтер имеет большой опыт работы со студентами и компаниями в области разработки бизнес-решений экологических проблем.

В рамках проекта планируется рассмотреть вопросы обоснования категории «экологический менеджмент и аудит» в качестве экономической категории в отраслевой транспортной науке, дать экономическое описание ее значения в развитии транспортных и других социоэкономических систем, разработать учебный курс «Экологический менеджмент и аудит». Проект ТЕМРИ8 позволит аккумулировать лучший опыт вузов-партнеров из стран Европы и, объединив усилия, создать новую единую образовательную программу в области экологического аудита и менеджмента для всех вузов-участников.

В рамках программы ТЕМРШ наши студенты получили возможность принять

участие в межвузовских соревнованиях, прошедших в феврале 2016 года на площадке СамГУПС. Было запущено несколько пилотных проектов по обучению студентов УрГУПС и сотрудников ОАО «РЖД» экологическому менеджменту. Таким образом, участие в проектах подобного уровня позволяет не только совершенствовать технологию обучения студентов, но и дает возможность решать такую задачу, как обучение в течение всей жизни.

- А абитуриенты, выбирая вуз, обращают внимание на его возможности в плане международного сотрудничества?

- Обязательно. Я разговаривала со многими студентами и была удивлена, узнав, что при выборе вуза решающим фактором для них оказывалась, например, возможность стажировки в «Сименс» или участие в международной студенческой организации BEST, или участие в соревнованиях «Формула-Студент».

Кроме того, некоторое время назад мои коллеги провели мини-исследование и выяснили, что если в названии направления обучения есть слово «международный»

или «мировой», то популярность такого направления среди абитуриентов значительно выше. Хотя и требования при поступлении на эти специальности выше. Достаточно сказать хотя бы о необходимом уровне владения иностранными языками.

К слову сказать, знание, владение иностранными языками студентами и преподавателями - основа международной деятельности вуза, а значит, это серьезный вопрос. Довольно продолжительное время в нашем вузе было две кафедры, где иностранным языкам уделяли значительное внимание -английский изучали на протяжении всех пяти лет обучения. Это кафедры «Мехатро-ника» и «Мировая экономика и логистика». Оказалось, что студенты именно этих кафедр были более всего интегрированы в международную деятельность вуза. Почему? Потому что уровень владения иностранным языком позволял им свободно коммуницировать со студентами из других стран и организовывать различные международные конференции, симпозиумы, проекты.

- Вы упомянули о международной студенческой организации BEST. Расска-

жите, пожалуйста, что она собой представляет.

- BEST- это международная студенческая ассоциация технических вузов Европы. Мы гордимся тем, что УрГУПС был первым российским вузом, принятым в члены этой ассоциации. Позднее в нее вошли и другие вузы России, но мы были первыми. BEST объединяет студентов из 96 университетов 33 европейских стран. Ассоциация образует высокоорганизованную студенческую сеть. Она создавалась с целью стирания границ между студентами разных стран, чтобы они могли взаимодействовать между собой, общаться. У организации четыре направления деятельности: HR (человеческие ресурсы), PR (связи с общественностью), FR (работа с компаниями) и IT (информационные технологии). Каждый студент может найти интересную для себя сферу, в которой будет развиваться в дальнейшем. При этом все направления взаимосвязаны.

- Появляются ли интересные предложения по сотрудничеству у студентов? Удается ли их реализовать ?

- Бывает. Хотя сегодня BЕST - это замечательная площадка для творчества, ведь

организация предлагает огромные возможности студентам. Но иногда ребятам хочется выйти и за эти рамки. Например, студент 4-го курса направления «Логистика» Иван Денисов выступил с инициативой создания на базе летне-зимнего университета международного научно-логистического центра. Он разработал бизнес-план и сейчас отправился с предложением о сотрудничестве в Московский автодорожный институт. Посмотрим, что из этого получится. Инициативой наших студентов было и участие в чемпионатах №0ЯЬВ8К1ЬЬ8.

- Опираясь на опыт сотрудничества с другими странами, можно ли выделить единые проблемы современного образовательного сообщества?

- Общей проблемой для образования - как в Европе, так и в России - является снижение количества студентов. Европа давно практикует обучение иностранных студентов именно потому, что созданы прекрасные условия для получения образова-

ния, но некому ими воспользоваться. Одна из общих приоритетных задач - это обеспечение качественного приема, отбор талантливых и мотивированных иностранных студентов.

- Какие мероприятия с участием иностранных гостей пройдут в университете в нынешнем году?

- В ноябре на базе университета состоится международный форум «Железнодорожная отрасль стран Азиатско-Тихоокеанского региона: взаимодействие и развитие». В нем примут участие представители Кореи, КНР, Австралии, Монголии, Украины, Казахстана, Узбекистана. Но мы также будем рады и своим давним партнерам из стран Европы. Это будет поистине грандиозное мероприятие на границе двух континентов, где встретятся ученые Азии и Европы. Конференция будет приурочена к 60-летию нашего вуза.

Беседовала Ольга Иванова

«ВИЗА В МИРОВОЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»

М.А. Журавская, кандидат технических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и логистика» Уральского государственного университета путей сообщения

После вступления России в Болонский процесс и начала активной интеграции высшего образования страны в единое европейское пространство стратегия международного сотрудничества отечественных вузов претерпела существенные изменения. Если на начальном этапе эта работа носила экстенсивный характер и проходила за счет наращивания числа зарубежных партнеров, то в новых условиях появилась необходимость интенсифицировать этот процесс и сосредоточиться на более сложных задачах. Сегодня от вузов ждут не только установления и поддержания прямых связей с зарубежными образовательными учреждениями, но и расширения совместных научных проектов, усиления академической мобильности студентов и преподавателей. О том, как развиваются международные отношения Уральского государственного университета путей сообщения, мы попросили рассказать координатора международных проектов, доцента кафедры «Мировая экономика и логистика» УрГУПС Марину Журавскую. Гостья нашего журнала считает, что индикаторы эффективности вузов, связанные с интернационализацией, занимают столь же значимое место, как индикаторы, характеризующие вузовскую науку и образование. Для интеграции УрГУПС в мировое научно-образовательное пространство в университете решается ряд задач: увеличивается число иностранных учащихся, создается информационная поддержка университетского комплекса на международной арене, повышается уровень языковой компетенции студентов и преподавателей, организовывается участие в международных проектах и программах. В университете накоплен большой опыт участия в международной программе ТЕМРиБ. Кроме того, УрГУПС стал первым вузом России, который был принят в члены международной студенческой ассоциации технических вузов Европы BEST.

Ключевые слова: международное сотрудничество, критерии эффективности вузов, студенческая и академическая мобильность, зарубежные партнеры, BEST, ТЕМРиБ, реализация положений Болонской декларации, иностранный язык, иностранные студенты.

"VISA IN THE WORLD SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SPACE"

M.A. Juravskaya, Candidate of Technical Sciences, Docent of the department "World economics and logistics" at Ural State University of Railway Transport

After join of Russia into Bologna process and start of active integration of the country's higher education in the united European space the strategy of international cooperation of domestic universities has suffered serious changes. If at the initial stage this work had extensive character and went by means of enlarging a number of foreign partners, so in the modern conditions there is a necessity to intensify this process and focus on more complicated objectives. Today our universities need not only setting and maintaining of direct links with foreign educational institutions, but also broadening of mutual scientific projects, strengthening of students and lecturers' academic mobility. About development of international relations of Ural State University of Railway Transport we have asked to tell Marina Juravskaya, the coordinator of international projects, Docent of the department "World economics and logistics" at Ural State University of Railway Transport. Our guest believes that the indicators of universities' efficiency connected with internationalization holds the same positions as the indicators for universities' science and education. For USURT integration in the world scientific and educational space the university has some objectives: growth of foreign students' number, creation of information support of the university's complex at the international scene, improve of students and lecturers' language skills, organization of participation in international projects and programs. This university has accumulated a great experience of participation in international program TEMPUS, besides USURT has become the first university of Russia which was accepted in members of BEST, international student association of technical universities of Europe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.