Научная статья на тему 'СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
163
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сценарный подход / система образования / глобализация / стратегии образования / социология образования / scenario approach / education system / globalization / education strategies / sociology of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т.А. Костылева, И.С. Карабулатова, А.Д. Данилова

Весь спектр образовательных услуг, предоставляемых государственными и негосударственными вузами различного значения, не всегда адекватно отражает трансформацию требований социально-экономической сферы современного общества. Сегодня происходят грандиозные системные изменения, которые обусловлены необходимостью ликвидации деформаций в системе высшего профессионального образования России, сформированных еще в советское время. Приоритетный фокус сценарного управления региональной системы высшего профессионального образования предопределен стратегиями конструирования развития того или иного вуза, созданием различных мифологем вуза как «историй перспективного развития», которые формируют эффективность адаптивной среды для решения экономических вызовов в регионах для составления поливариативных программ, направленных на будущее развитие экономики и сферы услуг региона. Это способствует пониманию населением будущих перспектив от получения образования, дает возможность ясно представить себя на конкретном рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Т.А. Костылева, И.С. Карабулатова, А.Д. Данилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCENARIO APPROACH IN MODERN EDUCATION

The entire range of educational services provided by state and non-state universities of various significance does not always adequately reflect the transformation of the requirements of the socio-economic sphere of modern society. Today, there are grandiose systemic changes that are due to the need to eliminate deformations in the system of higher professional education in Russia, formed in the Soviet era. The priority focus of scenario management of the regional system of higher professional education is predetermined by strategies for designing the development of a particular university, creating various mythologies of a university as “stories of promising development”, which form the effectiveness of an adaptive environment for solving economic challenges in the regions, for drawing up multivariate programs aimed at the future development of the economy and services of the region. These points have a good structure and logic for understanding the future prospects of education by the population as a whole, which makes it possible to clearly present themselves in a specific labor market according to the criterion of compliance with the level of human capital in the region.

Текст научной работы на тему «СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»

ской документации для использования инновации - программы, плана реализации, методик внедрения инновации и др.);

- информационно-аналитическая (обеспечивает анализ и обобщение информации о инновации, системное информирование работников и обмен информацией на этапах внедрения образовательной инновации);

- презентационная (обеспечивает освещение результатов внедрения образовательной инновации, наполнение общественно-образовательной среды информацией об образовательных инновациях).

К условиям эффективного функционирования модели информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации относим:

- методические - обеспечение наличия отобранной и систематизированной информации об образовательных инновациях и методах их внедрения;

- организационные - обновление существующих и создание новых информационных ресурсов для накопления информации и обеспечение ее доступности широкому кругу;

- технологические - эффективное применение современных информационно-коммуникационных технологий и Интернета для осуществления информационных процессов (поиска, сбора, обработки и распространения информации) и инновационной деятельности работников;

- коммуникационные - формирование единого информационного пространства системы повышения квалификации работников, что обеспечит активный обмен информацией, доступ к внешним источникам информации и организацию функционирования внутренних и внешних информационных потоков [5].

Содержательный компонент модели информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации характеризуется наличием отобранной и систематизированной информации об образовательных инновациях, различных видов информационных ресурсов (открытые, закрытые) и источников (современные, традиционные); определяет содержание работы специальных внутрифирменных подразделений по инновационной и информационной деятельности работников; наполняет другие структурные компоненты модели информационного обеспечения информацией в соответствии с определенными критериями ее качества:

- концептуально-теоретическим - нормативно-правовыми документами, в которых определены цели, задачи, функции, принципы и стратегии усовершенствования модели информационного обеспечения;

- организационно-педагогическим - методическими и инструктивными материалами по внедрению образовательных инноваций;

Библиографический список

- технологическим - информационными данными и инструкциями по осуществлению информационных процессов на этапах внедрения образовательных инноваций.

Организационно-педагогический компонент модели информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации работников предусматривает создание структурных подразделений по инновационной и информационной деятельностям, обеспечение их работы. Структурные подразделения осуществляют сбор, анализ и систематизацию информации об образовательных инновациях, создают документальную базу, консультируют участников внедрения образовательных инноваций, содержательно наполняют информационные ресурсы, сопровождают работу баз данных и банков [3].

Итак, модель информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации работников характеризуется:

1) согласованностью и взаимосвязью ее структурных компонентов;

2) возможностью корректировки целей, задач и содержания в соответствии с типом образовательной инновации и условий ее внедрения в конкретной фирме;

3) вариативностью сочетания информационных элементов ее структурных компонентов;

4) наличием субъекта и объекта - структурного подразделения, ответственного работника, который выполняет организационную функцию информационного обеспечения внедрения;

5) применением технологий эффективного использования информационных ресурсов, источников, информационных процессов внедрения образовательных инноваций.

Компоненты модели информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации определяются информационными потребностями всех фирм, которые являются участниками инновационных процессов в глобальном мировом пространстве.

На основе изучения научных трудов определены условия, способствующие результативному внедрению образовательных инноваций в систему повышения квалификации работников: организационно-методические; аналитически-информационные; психолого-педагогические. Процесс внедрения образовательных инноваций характеризуется новыми или усовершенствованными теоретическими подходами и технологиями и требует соответствующего обеспечения: научного, методического, информационного, организационного, кадрового, технического и финансово-материального.

1. Фокин Н.И. Содержание повышения квалификации управленческих кадров образовательных организаций в современных условиях. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017; Т. 9, № 3-1.

2. Костюкова Т.П., Лысенко И.А., Саубанов В.С. Концентрация ресурсов курсов повышения квалификации на инновационных направлениях развития. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018; № 1 (34).

3. Казарова Т.В., Ковалева Ю.С. Инновационные подходы к повышению производительности труда на предприятиях. Синергия наук. 2017; № 7.

4. Гущина О.М., Михеева О.П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Образование и наука. 2017; Т. 19, № 7.

5. Луцкая И.К., Новак H В. Инновационные методы преподавания на курсах повышения квалификации. Стоматология. Эстетика. Инновации. 2020; Т. 4, № 1. References

1. Fokin N.I. Soderzhanie povysheniya kvalifikacii upravlencheskih kadrov obrazovatel'nyh organizacij v sovremennyh usloviyah. Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2017; T. 9, № 3-1.

2. Kostyukova T.P., Lysenko I.A., Saubanov V.S. Koncentraciya resursov kursov povysheniya kvalifikacii na innovacionnyh napravleniyah razvitiya. Nauchnoeobespecheniesistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2018; № 1 (34).

3. Kazarova T.V., Kovaleva Yu.S. Innovacionnye podhody k povysheniyu proizvoditel'nosti truda na predpriyatiyah. Sinergiya nauk. 2017; № 7.

4. Guschina O.M., Miheeva O.P. Massovye otkrytye onlajn-kursy v sisteme podgotovki i povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Obrazovanieinauka. 2017; T. 19, № 7.

5. Luckaya I.K., Novak N V. Innovacionnye metody prepodavaniya na kursah povysheniya kvalifikacii. Stomatologiya. 'Estetika. Innovacii. 2020; T. 4, № 1.

Статья поступила в редакцию 21.09.20

УДК 37.013.78.

Kostyleva T.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Humanities Institute of Northern Studies, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia),

E-mail: kostyleva_t@mail.ru

Karabulatova I.S., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Foreign Languages, Philological Faculty, RUDN-university; Department of Philology,

Ugra State University (Urga, Russia), E-mail: radogost2000@mail.ru

Danilova A.D., teacher, Humanitarian Institute of Northern Studies, Ugra State University (Ugra, Russia), E-mail: adustyanceva@mail.ru

SCENARIO APPROACH IN MODERN EDUCATION. The entire range of educational services provided by state and non-state universities of various significance does not always adequately reflect the transformation of the requirements of the socio-economic sphere of modern society. Today, there are grandiose systemic changes that are due to the need to eliminate deformations in the system of higher professional education in Russia, formed in the Soviet era. The priority focus of scenario management of the regional system of higher professional education is predetermined by strategies for designing the development of a particular university, creating various mythologies of a university as "stories of promising development", which form the effectiveness of an adaptive environment for solving economic challenges in the regions, for drawing up multivariate programs aimed at the future development of the economy and services of the region. These points have a good structure and logic for understanding the future prospects of education by the population as a whole, which makes it possible to clearly present themselves in a specific labor market according to the criterion of compliance with the level of human capital in the region.

Key words: scenario approach, education system, globalization, education strategies, sociology of education.

Т.А. Костылева, канд. филос. наук, доц., гуманитарный институт сееероведения ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск, Е-таИ: TKostyleva@ugrasu.ru

И.С. Карабулатова, д-р филол. наук, проф. кафедры иностранных языков филологического факультета РУДН, проф. кафедры филологии ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», Е-таН: radogost2000@mail.ru

АД. Данилова, преп., гуманитарный институт североведения ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», Е-т&1: ADanilova@ugrasu.ru

СЦЕНАРНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Весь спектр образовательных услуг предоставляемых государственными и негосударственными вузами различного значения, не всегда адекватно отражает трансформацию требований социально-экономической сферы современного общества. Сегодня происходят грандиозные системные изменения, которые обусловлены необходимостью ликвидации деформаций в системе высшего профессионального образования России, сформированных еще в советское время. Приоритетный фокус сценарного управления региональной системы высшего профессионального образования предопределен стратегиями конструирования развития того или иного вуза, созданием различных мифологем вуза как «историй перспективного развития», которые формируют эффективность адаптивной среды для решения экономических вызовов в регионах для составления поливариативных программ, направленных на будущее развитие экономики и сферы услуг региона. Это способствует пониманию населением будущих перспектив от получения образования, дает возможность ясно представить себя на конкретном рынке труда.

Ключевые слова: сценарный подход, система образования, глобализация, стратегии образования, социология образования.

Сценарное управление в социально-экономическом развитии регионов важно с позиции соотнесенности с человеческим капиталом, базируясь на механизме сценарного управления региональными вузами. Исходя из этого, под сценарным управлением понимается некий конгломерат механизмов и методик, ориентированных на получение эффекта от реализации таких взаимообусловленных процессов, как:

- использование рациональной логистики всевозможных инструментов стратегии в управления региональной системой высшего профессионального образования в контексте паритета между реализуемыми образовательными и научно-исследовательскими процессами и инновационными стратегиями развития локальной экономики;

- поликомпонентная проверка комплекса реализуемых стратегических и инновационных задач в экономике конкретного региона в преломлении к организации образовательной и научно-исследовательской деятельности с позиции соответствия номенклатуры специальностей, выпускаемых региональными вузами, настоятельным потребностям экономики;

- формирование стратегического мышления для управленческих звеньев всех социально-экономических субъектов региона в плане развития социально-экономического потенциала в их перспективе для расчета расчетно-аналити-ческих методик и форсайт-технологий;

- рациональное фреймирование и обоснование критериев отбора инструментария для дальнесрочных стратегий планирования дальнейшего социально-экономического развития как самих субъектов России, так и региональных вузов;

- составление самообучающихся программ для вузов как экономических субъектов региона в разрезе эволюционного развития потенциала рациональной системы организации сотрудничества с партнерами для эффективной реализации разнообразных государственно-частных и общественных взаимоотношений, ориентированных на вызовы современного рынка.

В итоге сама реализация стратегии сценарного управления в региональной системе образования позволяет вузам иметь отклик от региональных властей в виде внятной характеристики требуемых параметров выпускников вузов и понятного описания возможных социально-экономических региональных вызовов, связанных как с производством наукоемких товаров, так и с потребностями регионального рынка конкретных образовательных услуг в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Авторы предлагают рассматривать данную проблему с позиции социально-экономического плана, когда необходимо синергетический подход в контексте разрешения накопившихся проблем, чье решение может быть реализовано в русле региональной системы высшего профессионального образования. Перспективы возможностей сценарного управления в региональной науке и образовании основываются, как нам видится, на достигнутых ранее комплексных результатах системно-ситуационного учета самих компонентов в перцепции наукоемкого производства товаров и услуг в регионе самыми разными контактными когортными группами общества с прицелом на разновременные периоды планирования, где может быть применен самый разнообразный инструментарий для полноценного и эффективного обеспечения стратегического развития региона.

Мы полагаем, что сам сценарий развития в этом плане должен учитывать всю сеть конкретных вариантов возможных представлений о перспективах реализации региональной и федеральной инноватики и инвестиционной деятельности, осуществляемой региональными вузами с точки зрения возникновения всевозможных инсайдерских ситуаций в том или ином регионе, при этом необходимо учитывать и результативность получаемого баланса таких регуляторов, как рыночные, социальные, государственно-частные, чисто государственные, только частные в обозримом времени планирования [1; 2; 3]. Что же представляет собой так называемый сценарий развития? Как указывают специалисты, сценарий развития является метафорическим преломлением кинематографического поня-

тия в управленческом менеджменте, поэтому он выступает как «гипотетическое системное описание обусловленной и причинной последовательности возникающих экономических событий, связанных с привлечением и потреблением в регионе различных видов ресурсов, производством продукции и услуг с высоким уровнем добавленной стоимости, помимо этого сценарий развития представляет возможные вариативные и комплексные картины построения будущих рациональных взаимодействий между всеми экономическими субъектами региона, обществом и государством по вопросам формирования рациональной структуры рабочих мест в регионе» [2].

Этот аспект представляется нам важным в контексте регионального сценарного управления вузовской системой образования и науки, что дает нам основание представлять сценарий как некий поликомпонентный комплекс мер различного уровня, который системно решает разновекторные задачи государственного, социально-экономического и общественно-политического звучания, ориентированные на приоритетное использование человеческого капитала в том или ином регионе, при этом превалирует решение региональных проблем соблюдения баланса в структуре рабочих мест в регионе с выпуском вузами подготовленных и профессиональных специалистов.

Что касается в целом вопросов сценарного управления вузами, то применительно к данной сфере обеспечения развития цели вузов обычно сложно соизмеримы, но, как правило, имеют высокий уровень качества, что позволяет включаться в работу над сценарными стратегиями развития вузов. Стратегические нематериальные активы складываются с учетом устойчивости конкурентных преимуществ вузов при сотрудничестве с частными структурами на уровне государственно-частного партнерства, общественных организаций и некоммерческих объединений, а также на уровне СМИ и социальных медиа. Все это ставит своей целью повышение качества уровня человеческого капитала в каждом конкретном регионе, поскольку современная система образования основывается на компетентностном подходе. Региональная специфика осуществления образовательных программ заставляет учитывать этнопсихолингвистические особенности потенциального студента при предоставлении образовательных услуг [4]. Однако региональные вузы зачастую проявляют недостаточную активность в улучшении позиций локального регионального рынка труда и образовательных услуг. Этот план осуществления предопределен сложностью хронотопа формирования стратегических нематериальных активов, а также поликомпонентностью самого механизма реализации приумножения и сбережения человеческого капитала в том или ином регионе, что возможно лишь в аспекте конструирования взаимообусловленных сценариев развития вузов, причем эти сценарии сопряжены с планами формирования отдельных отраслей промышленности и сферы услуг в регионе [5]. Региональная специфика сценарного управления вузами проявляется через: а) достигнутые результаты научно-исследовательской работы вузов и образовательных услуг; б) государственно-частные партнерства, ориентированные на создание материальных благ, которые возникают в качестве реального итога деятельности вузов. В связи с этим сценарное управление вузов ориентировано на эффективную ликвидацию внутренних противоречий между основными направлениями деятельности вуза. Следовательно, региональная специфика сценарного управления вузами обладает рядом эксклюзивных особенностей. Прежде всего, региональное сценарное управление основано на иерархической системе базовых ценностей региональной культуры, географии, регионального общественного уклада и экономики с учетом этнопсихолингвистической специфики общего, регионального и индивидуального мышления основной массы населения и разработчиков образовательных услуг в контексте необходимости формирования востребованных характеристик и параметров подготовки будущих специалистов в данном регионе. Мы понимаем, что региональные предложения вузовского образования в Югре и Чечне имеют отличительные особенности. Россия обладает разнообразием географических поясов, этнокультурных особенностей, социально-экономическими реалиями в регионах. Искажения в сценариях

подготовки специалистов могут быть связаны с недостаточным пониманием региональных особенностей социально-экономической специфики региона. Исходя из этого, руководство региональных вузов должно соотносить свои предложения с запросами регионального производства и рынка, моделируя как саму структуру производства продукции в перспективе, так и региональный рынок услуг с привязкой к потенциальным структурным изменениям экономики региона [6; 7].

Кроме того, сценарное управление региональными вузами должно быть актуализировано на экспансию стратегического анализа, направленного на расширение учета кластеров осуществления стратегического отбора программных мероприятий для модернизации региона с последующим возможным предоставлением возможности реализации новых идей и стратегических альтернатив в контексте внедрения рациональных моделей сотрудничества регионального вуза с другими социально-экономическими субъектами региона в плане подготовки востребованных для нужд региона специалистов. При этом необходимо понимать, что так называемые рациональные индивиды (школьники - абитуриенты -студенты - выпускники - молодые специалисты - руководители предприятий) играют роль основных субъектов рационального сотрудничества на региональном рынке труда и образовательных услуг, при этом эти акторы стремятся получить собственный максимум планируемых возможных дивидендов в течение всего жизненного цикла [8].

Региональные вузы, реализуя утилитарные задачи социально-экономического развития региона, испытывают сложности влияния на построение перспективных направлений развития региона, что связано со стереотипами обыденности, распространенными в обществе. Однако мы полагаем, что региональные вузы обладают значительным репутационным капиталом, который может влиять на содержание и характер взаимодействий между основными акторами локального рынка труда и образования. В связи с этим региональные вузы недооценены в плане формирования и расширения поля дополнительных возможностей в превентивной политике возможных социально-экономических угроз и вызовов в

Библиографический список

регионе. Кроме того, складывающаяся новая цифровая парадигма в сфере государственного управления вузами основывается на учете многофакторных параметров конкурентных механизмов, которые связаны с распределением между вузами субсидий на уровне государства, региона, межрегионального сотрудничества, а также с учетом дифференцированного подхода к анализу эффективности деятельности вузов в соответствии с типом их статуса и уровня финансирования. Мы должны признать, что конструирование сценариев региональных вузов испытывает, с одной стороны, влияние неолиберальных теоретиков, а с другой стороны, отражает неизбежные результаты глобализации, миграции, что в целом меняет структуру мирового рынка, в связи с чем позиции государства стремительно теряют свой приоритет на рынке образовательных услуг Несомненно, что миграционные процессы существенно трансформируют сферу образовательных услуг, поэтому система регионального образования вынуждена обращать внимание на мигрантские группы в принимающем сообществе, что порой неоднозначно оценивается коренным населением [8]. Это обстоятельство необходимо учитывать при создании программ подготовки специалистов, ориентированных на взаимодействие государства и конкретного образовательного учреждения с учетом возможностей привлечения бизнес-структур региона.

Обозначенные проблемы говорят о необходимости рационального применения механизмов и методов сценарного управления вузами в регионах. Сценарные стратегии развития региональных вузов должны быть ориентированы, по нашему мнению, на интеграцию в решении стратегических вопросов по перспективному социально-экономическому развитию региона. Такой подход даст возможность понять, каким образом региональные вузы могут быть эффективными в реализации своих стратегических программ в контексте перспективного развития человеческого капитала в регионе. Вместе с тем модели сценарного управления вузами должны быть ориентированы на качественное повышение уровня использования интеллектуальных ресурсов будущих молодых специалистов, выпускаемых региональными вузами.

1. Перфильев Ю.С. и др. Основные направления развития высшего образования в России и за рубежом: монография. Красноярск: Издательство КрасГАУ 2011.

2. Karabulatova I.S., Vykhrystyuk M.S., Dolzhenko N.G., Mychko E.I., Potmenskaya E.V. The Use of Stable Expressions in Modern Economic Discourse as an Emotional Increase in the Potential Impact on Purchasing Power. Space and culture. 2020; № 7 (4): 283 - 292. Available at: https://doi.org/10.20896/saci.v7i4.488

3. Карепова С.Г., Карабулатова И.С., Климовицкий С.В. Актуальные проблемы моделирования методологии стратегического общественно-политического планирования в современной России. Социально-экономические и гуманитарно-философские проблемы современной науки. Под редакцией И.С. Карабулатовой, С.Д. Галиуллиной, И.С. Коберси. Москва; Уфа; Ростов-на-Дону, 2015: 111 - 117.

4. Nakisbaev D., Dubinina N., Karabulatova I., Levshits A., Krivoshlykova L. Actual ethnopsycholinguistic methods of foreign languages teaching in higher education. Man in India. 2017; № 97 (23): 389 - 396.

5. Блягоз Х.Р Функционально-целевая адаптация системы управления технологическим вузом в рыночной среде: монография. Майкоп, 2011.

6. Мальцева ГИ., Уварова Т.Г. и др. Разработка экономических показателей и индикаторов эффективности деятельности вуза. Владивосток, 2004.

7. Карабулатова И.С., Савчук И.П. Стереотипы обыденности в современном рекламном дискурсе. Лингвистика будущего: новые тенденции и перспективы: материалы Международной научной конференции, 2019: 219 - 223.

8. Карабулатова И.С., Воронцов К.В. Цифровая лингвистическая мигратология и мониторинг потенциально опасных текстов о миграции. Миграционные мосты в Евразии: новые подходы к формированию миграционной политики в интересах устойчивого развития: материалы XI Международного научно-практического форума. Под редакцией С.В. Рязанцева, М.Н. Храмовой, 2020: 189 - 204.

Reference

1. Perfil'ev Yu.S. i dr. Osnovnye napravleniya razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii i za rubezhom: monografiya. Krasnoyarsk: Izdatel'stvo KrasGAU, 2011.

2. Karabulatova I.S., Vykhrystyuk M.S., Dolzhenko N.G., Mychko E.I., Potmenskaya E.V. The Use of Stable Expressions in Modern Economic Discourse as an Emotional Increase in the Potential Impact on Purchasing Power. Space and culture. 2020; № 7 (4): 283 - 292. Available at: https://doi.org/10.20896/saci.v7i4.488

3. Karepova S.G., Karabulatova I.S., Klimovickij S.V. Aktual'nye problemy modelirovaniya metodologii strategicheskogo obschestvenno-politicheskogo planirovaniya v sovremennoj Rossii. Social'no-'ekonomicheskie i gumanitarno-filosofskie problemy sovremennojnauki. Pod redakciej I.S. Karabulatovoj, S.D. Galiullinoj, I.S. Kobersi. Moskva; Ufa; Rostov-na-Donu, 2015: 111 - 117.

4. Nakisbaev D., Dubinina N., Karabulatova I., Levshits A., Krivoshlykova L. Actual ethnopsycholinguistic methods of foreign languages teaching in higher education. Man in India. 2017; № 97 (23): 389 - 396.

5. Blyagoz H.R. Funkcional'no-celevaya adaptaciya sistemy upravleniya tehnologicheskim vuzom v rynochnoj srede: monografiya. Majkop, 2011.

6. Mal'ceva G.I., Uvarova T.G. i dr. Razrabotka 'ekonomicheskih pokazatelejiindikatorov 'effekiivnostideyatel'nosti vuza. Vladivostok, 2004.

7. Karabulatova I.S., Savchuk I.P. Stereotipy obydennosti v sovremennom reklamnom diskurse. Lingvistika buduschego: novye tendenciiiperspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 2019: 219 - 223.

8. Karabulatova I.S., Voroncov K.V. Cifrovaya lingvisticheskaya migratologiya i monitoring potencial'no opasnyh tekstov o migracii. Migracionnye mosty v Evrazii: novye podhody k formirovaniyu migracionnoj politiki v interesah ustojchivogo razvitiya: materialy XI Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma. Pod redakciej S.V. Ryazanceva, M.N. Hramovoj, 2020: 189 - 204.

Статья в редакцию поступила 15.09.20

УДК 378

Kocherova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: Kocherova1975@mail.ru

Shamayev A.M., senior teacher, Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training, Branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: Shomik788@mail.ru

Nesterenko A.V., teacher, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: nester-andrei2017@yandex.ru

Askarov S.V., teacher, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: asksergej-52@yandex.ru

TEACHING THE SPECIFICS TO STUDY TRACES OF HANDS, SMELL AND DNA TRACES OF A PERSON ON FIREARMS TO CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS. The article deals with the order and features of the study of traces of hands, smell and DNA traces of a person on a firearm. The authors come to the conclusion that in a comprehensive study of firearms, it is necessary to collect human odor traces as they remain on

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.