Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современное образование / непрерывность / образование взрослых / глобализация / поликомпонентная модель / трансформация непрерывного подхода / modern education / continuity / adult education / globalization / multi-component model / transformation of continuous approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Д. Данилова, Т.А. Костылева, И.С. Карабулатова

Авторы рассматривают трансформацию системы образования в ситуации необходимости реализации непрерывного образования у взрослого населения, что является актуальным в ситуации пандемии, при которой онлайн-обучение становится приоритетной формой получения образования. Авторы показывают актуализацию традиционного и альтернативного подходов к непрерывному образованию, к трансформации социокультурных матриц в обществе России. Решение этих задач идет посредством детального представления образования в поликомпонентной системе современного социума. Авторы делают вывод о том, что модернизация подразумевает технические и творческие изменения в организации труда, кроме того, охватывает и другие сферы: трансформацию социальных характеров и типичных человеческих биографий, жизненных форм любви и стилей, структур власти и влияния, образцов гражданской активности и политического насилия, восприятия реальности и норм познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF APPROACHES IN EDUCATION AT THE PRESENT STAGE IN TERMS OF CONTINUITY

The authors consider the transformation of the education system in the situation of the need to implement continuing education in the adult population, which is relevant in the situation of the pandemic, in which online learning becomes a priority form of education. The authors show the actualization of traditional and alternative approaches to continuing education, to the transformation of socio-cultural matrices in Russian society. These tasks are solved by means of a detailed representation of education in the multi-component system of modern society. The authors conclude that modernization implies technical and creative changes in the organization of work, and, in addition, covers other areas: the transformation of social characters and typical human biographies, life forms of love and styles, structures of power and influence, patterns of civic activism and political violence, perception of reality and norms of cognition.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ»

университета в виде макета альбома-презентации, в котором были даны различные тематические блоки.

Такого рода разносторонняя деятельность студентов способствует развитию у них развивать нескольких видов универсальных компетенций (табл. 5).

Таблица 5

Универсальные компетенции, формирующиеся у студентов при использовании проектного метода

Наименование компетенции Краткая характеристика

УК-1 Способность осуществлять поиск, критический анализ информации и применять системный подход для решения поставленных задач

УК-2 Способность определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений

УК-3 Способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

Кроме того, осуществление проектной деятельности предоставляет студентам возможности для совершенствования коммуникативных умений, являющихся важной составляющей профессиональной компетентности современного специалиста [3, с. 43].

Необходимым условием успешного обучения согласно методу проектов является учёт индивидуальных особенностей обучающихся при постановке задания. Знание возможностей каждого студента неразрывно связано с умением привести его к принятию собственного решения.

Как видим, организация проектной деятельности требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса учебно-методических, организационно-управленческих, информационных, психолого-педагогических и дидактических задач. Для её успешного осуществления требуются педагоги, не только

Библиографический список

на достаточном уровне владеющие технологией проектирования, но и имеющие определённый уровень научно-методической подготовки [7, с. 30].

Таким образом, рассмотрев различные возможности, существующие в образовательном пространстве современного российского вуза, для эффективной реализации проектной технологии в целях развития универсальных компетенций у студентов, мы можем заключить, что:

- сегодня, когда модернизация российского образования тесно связана с реализацией ФГОС нового поколения, формирование универсальной компетентности представляет собой одну из основных составляющих процесса профессионального становления личности будущего педагога;

- в этой связи необходимо уделить повышенное внимание проблемам, связанным с процессом усвоения будущими специалистами универсальных компетенций;

- в ряду основных составляющих формирования универсальных компетенций немаловажное место занимает форма позитивной активности, направленная на разрешение проблемных ситуаций;

- в свою очередь, формированию практических навыков в значительной степени способствуют проектные технологии;

- проектное обучение может рассматриваться в качестве формы организации образовательного процесса, предполагающей реализацию учебных проектов, направленной на всестороннее развитие и формирование самостоятельности у будущих специалистов. Метод проектов понимается как педагогическая технология, предусматривающая не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний с целью приобретения новых, а под учебной проектной деятельностью мы понимаем один из компонентов проектного обучения, творческую работу, связанную, прежде всего, с решением практической задачи;

- при использовании рассмотренного метода роли участников педагогического процесса претерпевают определённые метаморфозы: преподаватель в данном случае выступает как демократичный руководитель, консультант, помощник, студент становится активным участником процесса проектирования;

- проектное обучение нацелено на овладение студентами не столько специфическими предметными знаниями, сколько метазнаниями - знаниями о том, как приобретать знания и познавательные навыки;

- проектная деятельность студентов позволяет одновременно развивать у них несколько видов универсальных компетенций.

1. Гаджиева П.Д. Проектная деятельность как средство развития профессиональной компетентности студентов высших учебных заведений. Молодёжь в современном обществе: к социальному единству, культуре и миру: сборник материалов IV Международного форума. Ставрополь, 2019: 124 - 126.

2. Панина Т.С. Современные способы активизации познавательной деятельности. Москва: Академия, 2008.

3. Алисов Е.А. Сущность технологии исследовательского и проектного обучения. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016; № 3: 41 - 45.

4. Боронина Л.Н. Основы управления проектами. Екатеринбург: Уральский университет, 2015.

5. Михалкина Е.В. Организация проектной деятельности: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2016.

6. Россолова О.А., Галактионова П.В. Создание условий проектной деятельности в учебном процессе. Современное педагогическое образование. 2020; № 4: 24 - 29.

7. Раковская О.Л. О подходах к организации учебной проектной деятельности. Казанский педагогический журнал. 2019; № 4: 29 - 34.

8. Чарикова И.Н. Научно-проектная деятельность студентов в компетентностном образовании. Вестник Оренбургского государственного университета. 2017; № 10: 158 - 162.

References

1. Gadzhieva P.D. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo razvitiya professional'noj kompetentnosti studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Molodezh' v sovremennom obschestve: k social'nomu edinstvu, kul'ture imiru: sbornik materialov IV Mezhdunarodnogo foruma. Stavropol', 2019: 124 - 126.

2. Panina T.S. Sovremennye sposoby akiivizacii poznavatel'noj deyatel'nosti. Moskva: Akademiya, 2008.

3. Alisov E.A. Suschnost' tehnologii issledovatel'skogo i proektnogo obucheniya. Psihologo-pedagogicheskijzhurnal Gaudeamus. 2016; № 3: 41 - 45.

4. Boronina L.N. Osnovy upravleniya proekiami. Ekaterinburg: Ural'skij universitet, 2015.

5. Mihalkina E.V. Organizaciya proekinoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie. Rostov-na-Donu: Yuzhnyj federal'nyj universitet, 2016.

6. Rossolova O.A., Galaktionova P.V. Sozdanie uslovij proektnoj deyatel'nosti v uchebnom processe. Sovremennoepedagogicheskoe obrazovanie. 2020; № 4: 24 - 29.

7. Rakovskaya O.L. O podhodah k organizacii uchebnoj proektnoj deyatel'nosti. Kazanskijpedagogicheskijzhurnal. 2019; № 4: 29 - 34.

8. Charikova I.N. Nauchno-proektnaya deyatel'nost' studentov v kompetentnostnom obrazovanii. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2017; № 10: 158 - 162.

Статья поступила в редакцию 06.10.20

УДК 37.013.78

Danilova A.D., teacher, Humanitarian Institute of Northern Studies, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: adustyanceva@mail.ru

Kostyleva T.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Humanities Institute of Northern Studies, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia),

E-mail: kostyleva_t@mail.ru

Karabulatova I.S., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Foreign Languages, Philological Faculty, RUDN-University; Department of Philology,

Ugra State university (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: radogost2000@mail.ru

TRANSFORMATION OF APPROACHES IN EDUCATION AT THE PRESENT STAGE IN TERMS OF CONTINUITY. The authors consider the transformation of the education system in the situation of the need to implement continuing education in the adult population, which is relevant in the situation of the pandemic, in which online learning becomes a priority form of education. The authors show the actualization of traditional and alternative approaches to continuing education, to the transformation of socio-cultural matrices in Russian society. These tasks are solved by means of a detailed representation of education in the multi-component system of modern society. The authors conclude that modernization implies technical and creative changes in the organization of work, and, in addition, covers other areas: the transformation of social characters and typical human biographies, life forms of love and styles, structures of power and influence, patterns of civic activism and political violence, perception of reality and norms of cognition.

Key words: modern education, continuity, adult education, globalization, multi-component model, transformation of continuous approach.

АД. Данилова, преп., Гуманитарный институт североведения ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск, Е-mail: ADanilova@ugrasu.ru

Т.А. Кость/лева, канд. филос. наук, доц., Гуманитарный институт североведения ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск, E-mail: TKostyleva@ugrasu.ru

И.С. Карабулатова, д-р филол. наук, проф. Российского университета дружбы народов, г. Москва, проф. ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», г. Ханты-Мансийск, E-mail: radogost2000@mail.ru

ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОДХОДОВ В ОБРАЗОВАНИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ

Авторы рассматривают трансформацию системы образования в ситуации необходимости реализации непрерывного образования у взрослого населения, что является актуальным в ситуации пандемии, при которой онлайн-обучение становится приоритетной формой получения образования. Авторы показывают актуализацию традиционного и альтернативного подходов к непрерывному образованию, к трансформации социокультурных матриц в обществе России. Решение этих задач идет посредством детального представления образования в поликомпонентной системе современного социума. Авторы делают вывод о том, что модернизация подразумевает технические и творческие изменения в организации труда, кроме того, охватывает и другие сферы: трансформацию социальных характеров и типичных человеческих биографий, жизненных форм любви и стилей, структур власти и влияния, образцов гражданской активности и политического насилия, восприятия реальности и норм познания.

Ключевые слова: современное образование, непрерывность, образование взрослых, глобализация, поликомпонентная модель, трансформация непрерывного подхода.

Разрабатываемый комплекс мер государственной поддержки института образования в настоящее время согласуется и с другими приоритетными задачами стратегического развития России: 1) цифровизацией современного управления обществом; 2) переходом к экономике знаний; 3) приоритетом высоких технологий; 4) непрерывностью образования. Исходя из этого, особую актуальность приобретает социолингвистический психолого-педагогический анализ информационных аспектов образа жизни российских граждан и системы образования, актуальных информационных потребностей, установок и целей развития образования в единстве с возможностями общества, предоставляемыми современной информационной средой в социальном пространстве. Мы обнаруживаем, что влияние языка и коммуникационных технологий приобретает приоритетное значение в ситуации непрерывного образования, которое, как правило, реализуется дистанционно. Пандемия обнаружила серьезные вызовы системе образования, показав серьезные пробелы как в принципах организации непрерывного образования, так и в реализации образовательных программ в этом аспекте. Пандемия резче обозначила те проблемы, которые были выявлены исследователями ранее [1], поскольку образование, наряду со здравоохранением, является базовой социальной сферой. Исходя из этого, оценка состояния дел в этих сферах представляют особый интерес с позиции результативности проводимых преобразований, поскольку в настоящее время есть диссонанс между желаемым образом образования в социуме и органах управления и реалиями осуществления образования.

Проблема исследования в понимании авторов выглядит как некая самоактуализирующаяся система вызовов и противоречий:

• между нарастающими цифровыми способами предъявления знаний в современной системе образования и практической сложностью их реализации;

• между имеющими место высокими в целом темпами цифровизации общества и недостаточным вниманием к многообразию возможностей реализации образовательных программ в современном обществе;

• между традиционными воззрениями на образование и новыми моделями обучения и получения знаний.

Таксационные исследования в непрерывном образовании обычно являются необходимым элементом программ реформирования сферы образования и ориентированы на преодоление практических вызовов социально-экономического направления с максимальным использованием человеческого капитала. Мы выделяем таксационные исследования в непрерывном образовании как один из типов сравнительно-сопоставительной оценки образовательных стратегий. Таксационные исследования призваны определить результативность этих образовательных программ как элемента социальной политики. Мы считаем, что сами оценочные исследования в совокупности имеют ряд методологических особенностей, которые недостаточно изучены, поэтому они учитываются в неполной мере в текущей практике социологических и иных исследований. К таким особенностям можно отнести следующие: учёт в результатах социальных программ целей и интересов, не только инициирующих эти программы, организаций и авторов (правительственных, общественных, государственно-частных, бизнес-предпринимательских), но и целей и интересов потенциальных реципиентов (например, молодые управленцы), а также косвенных бенефициаров (например, родители, преподаватели и наниматели).

Сама сфера общения молодежной страты современного общества становится более избирательной и дифференцированной, отражая, как в объемной голограмме, основные тенденции развития социума [2; 3]. Сами молодежные страты создают новые векторы развития общества в будущем, что не всегда учитывается организаторами образования. Так, методология оценочных исследований практически ориентирована на достижение эффективности с минимизацией прямых и косвенных затрат [4]. Вместе с тем работы, анализирующие некоторые проблемы методологии оценивания, не аккумулировали до сегодняшнего дня единый модуль методологии оценочных исследований. В связи с этим векторы

решения наиболее важных проблем повышения надежности и валидности результатов, получаемых в аналогичных исследованиях, не были рассмотрены.

В условиях пандемии высшим учебным заведениям важно использовать сценарный модуль управления образованием, поскольку необходимо решать множество организационно-экономических и социально-гуманитарных задач, формируя в условиях меняющейся рыночной и социокультурной среды стратегические сценарии устойчивого развития. При формировании сценариев вузы должны опираться на методы государственного, общественного и рыночного регулирования. Потребности мира в эпоху постмодернизма и постправды активизируют появление «третичного образования», иными словами, такой формы обучения, в рамках которой существующие образовательные организации, появившиеся и выросшие в условиях современного постмодерна и цифровизации, вынуждены искать новые методики обучения, поскольку устаревшие образовательные программы уже не отвечают запросам современного общества [4; 7]. Модификация стереотипов образовательного поведения современного населения на этапе выбора программ переподготовки, повышения квалификации, продолжения образования актуализируется как социальный феномен в результате реального развития социальной, психологической и нравственной готовности современного взрослого человека к вызовам цифрового времени, которые возникают под воздействием постоянных объективных факторов: родительской семьи, культурологических особенностей страны (региона), всей образовательной системы, индивидуальных особенностей характера отдельных индивидов [5 - 8]. Негативные тенденции, сопровождающие развитие современной образовательной системы, негативно сказываются на стабильности социальной структуры общества.

Исследователи отмечают, что в последнее время происходят глубинные трансформации на всех уровнях образования (но в большей степени в высшей школе), которые предопределяются изменениями взаимоотношений между бизнесом, государством, образованием и индивидами. Эти трансформации можно коротко охарактеризовать как «тенденции к институциональной диверсификации, децентрализации и дерегулированию» [8]. Дополнительно к этому сама социальная составляющая человеческого капитала включает в своей иерархии такие уровни, как здоровье и образование, полученные индивидами в том или ином регионе [10; 11].

Современные вузы подвержены влиянию макдональдизации, которое описано у Дж. Ритцера. Существует четыре измерения формальной рациональности: эффективность, предсказуемость, просчитываемость, и осуществление контроля посредством замены человеческих технологий цифровыми алгоритмами унификации. Под эффективностью понимается оптимальный метод обеспечения перехода от одного состояния к другому. Просчитываемость означает акцент на количественных аспектах продаваемых товаров (размер порции, стоимость) и услуг (время, необходимое для получения чего-то). «Макдональдс» также предлагает предсказуемость, гарантию того, что все продукты и услуги будут одинаковыми в любое время и в любом месте. Четвёртый фактор успеха «Макдональдса», контроль, прилагается ко всем людям, которые входят в мир «Макдональдс» [12], что, по сути, превращает вуз в поточный конвейер, в котором господствует фордистский характер.

Сознание современного общества во многом обременено всевозможными мифами, легендами и мифологемами [13], касающимися выбора как такового, но сами стратегии выбора также подвержены трансформациям [14]. Важной особенностью этой идеологии является то, что международные организации выступают арбитрами, оценивающими качество образования. Например, распространенной мифологемой является утверждение о необходимости получения высшего образования, но современная молодежь отказывается от этой стратегии в пользу иных.

На основе проведённого анализа государственного дискурса можно говорить, что развитие «непрерывного образования» для взрослых самым тесным

образом связано с позицией государства, структурой образования и потребностями экономики. Выясняется, что под влиянием неолиберальных теоретиков, процесса глобализации и изменений мирового рынка происходит снижение позиций государства на рынке образовательных услуг. Кроме того, происходят перемены во взаимодействии государства и образовательного учреждения, а также бизнеса и образовательных структур, имеющих ту или иную форму институализации. В социальной политике есть четкое представление о концепции непрерывного обучения (на примере обзора международных документов). Децентрализация, глобализация и рефлексивность акцентируют внимание на роли обучения в общественной жизни.

Таким образом, существует настоятельная необходимость введения процедуры мониторинга социальной интеракции, поскольку потребность в пожизненном образовании - актуальная потребность современного общества. Цифрови-

Библиографический список

зация подразумевает технические изменения в организации творческого труда в непрерывном образовании, а, кроме того, она охватывает и другие сферы, включая трансформацию социальных характеров, типологизацию человеческих биографий, кластеризацию жизненных форм любви, унификацию выбора стилей жизни, автоматическую алгоритмизацию структур власти, создание новых форм влияния на общество, структуризацию образцов гражданской активности и политического насилия, формирование векторов восприятия реальности и норм познания. Процесс цифровой модернизации становится более осмысленным, т.е. становится собственной темой и собственной проблемой. На проблемы использования и развития технологий наслаиваются вопросы научного и политического «обращения» (предотвращение, управление, сокрытие, обнаружение, вовлечение) с рисками, которые приносят запланированному будущему уже применяемые или потенциальные возможные технологии.

1. Vyhrystyuk M.S., Osipova I.V. et al. Representative Characteristics of Gender Stereotypes in Modern Advertising. Man in India. 2017; № 97 (23): 339 - 347.

2. Карабулатова И.С., Савчук И.П. Информационно-маркетинговая война в современном рекламном дискурсе: трансформация гендерных стереотипов. Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2019; № 1-2: 51 - 65.

3. Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России. Мир образования - образование в мире. 2010; № 1 (37): 11 - 15.

4. Karabulatova I.S., Khachmafova Z.R., et al. Linguopragmatic Aspect of "Search for the Ideal" in the Discourse of Female Fiction as a Reflection of Matrimonial-Demographic and Sexual Behavior in Contemporary Russian Society. Review of European Studies. 2015; Vol. 7, № 6: 35 - 45.

5. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г, Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи. СоцИс. 2012; № 6: 120 - 122.

6. Luchinskaya E.N., Karabulatova I.S., Zelenskaya V.V., Golubtsov S.A. Characteristics of image of the Russian family in modern advertising discourse. Astra Salvensis. 2018; Т. 6. № 1: 699 - 713.

7. Осипов ГВ., Осадчая ГИ., Левашов В.К., Черной Л.С., Капто А.С. и др. Социология и экономика современной социальной реальности: Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2013 году. Москва, 2014.

8. Karabulatova I., Barabash O., Barabash V., Vinogradova N., Kulikov S., Izbassarova F. Homo Ludens in modern postmodern discourse: new possibilities of manipulation of public consciousness. Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press, 2019: 48 - 50.

9. Аверченков В.И., Кожухаря В.М. и др. Мониторинг и прогнозирование региональной потребности в специалистах высшей научной квалификации: монография. Брянск: Издательство БГТУ 2010.

10. Cherkasova T., Saad M.B. et al. Problems of the formation of communication skills in children with special needs. Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press: 300 Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press, 2019: 300 - 307. Available at: https://doi.org/10.2991/mplg-ia-19.2019.57

11. Карабулатова И.С., Савчук И.П. Легенда как многомерный феномен: к вопросу категории временной модальности в жанре легенды. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 557 - 558.

References

1. Vyhrystyuk M.S., Osipova I.V. et al. Representative Characteristics of Gender Stereotypes in Modern Advertising. Man in India. 2017; № 97 (23): 339 - 347.

2. Karabulatova I.S., Savchuk I.P. Informacionno-marketingovaya vojna v sovremennom reklamnom diskurse: transformaciya gendernyh stereotipov. Nauchnoeobozrenie. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. 2019; № 1-2: 51 - 65.

3. Sorokopud Yu.V., Nizikov M.A. Determinanty modernizacii professional'noj podgotovki prepodavatelej vysshej shkoly Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; № 1 (37): 11 - 15.

4. Karabulatova I.S., Khachmafova Z.R., et al. Linguopragmatic Aspect of "Search for the Ideal" in the Discourse of Female Fiction as a Reflection of Matrimonial-Demographic and Sexual Behavior in Contemporary Russian Society. Review of European Studies. 2015; Vol. 7, № 6: 35 - 45.

5. Kazarina-Volshebnaya E.K., Komissarova I.G., Turchenko V.N. Paradoksy transformacii cennostnyh orientacij rossijskoj molodezhi. SocIs. 2012; № 6: 120 - 122.

6. Luchinskaya E.N., Karabulatova I.S., Zelenskaya V.V., Golubtsov S.A. Characteristics of image of the Russian family in modern advertising discourse. Astra Salvensis. 2018; T. 6. № 1: 699 - 713.

7. Osipov G.V., Osadchaya G.I., Levashov V.K., Chernoj L.S., Kapto A.S. i dr. Sociologiya i 'ekonomika sovremennoj social'noj real'nosti: Social'naya i social'no-politicheskaya situaciya v Rossii v 2013 godu. Moskva, 2014.

8. Karabulatova I., Barabash O., Barabash V., Vinogradova N., Kulikov S., Izbassarova F. Homo Ludens in modern postmodern discourse: new possibilities of manipulation of public consciousness. Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press, 2019: 48 - 50.

9. Averchenkov V.I., Kozhuharya V.M. i dr. Monitoring i prognozirovanie regional'noj potrebnosti v specialistah vysshej nauchnoj kvalifikacii: monografiya. Bryansk: Izdatel'stvo BGTU, 2010.

10. Cherkasova T., Saad M.B. et al. Problems of the formation of communication skills in children with special needs. Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press: 300 Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press, 2019: 300 - 307. Available at: https://doi.org/10.2991/mplg-ia-19.2019.57

11. Karabulatova I.S., Savchuk I.P. Legenda kak mnogomernyj fenomen: k voprosu kategorii vremennoj modal'nosti v zhanre legendy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 557 - 558.

Статья поступила в редакцию 15.09.20

УДК 378.147

Lazukin A.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Honored worker of Higher school of the Russian Federation, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Lazykin@yandex.ru Baidaev M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: baida397@mail.ru

THE PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER AND THE WAYS IN WHICH IT IS DEVELOPED. The article presents different perspectives on understanding the essence and content of the main components of the teachers' pedagogical culture and conducted their comparative analyses. The personal and operational elements that determine the level of development of the pedagogical culture of the teacher have been identified and substantiated. On the basis of an analysis of theoretical sources and pedagogical practices, the role and place of the pedagogical culture of the teacher of higher education in the whole process of teaching, in meeting the challenges of learning, upbringing and development of students has been described. There was presentation of a general description of the essential components of the teacher's pedagogical culture. The main ways and pedagogical conditions for the formation and development of the pedagogical culture of the teacher have been generalized and formulated in today's changing environment. The main elements of personal development of the pedagogical self-improvement teacher have been identified.

Key words: pedagogical teacher at higher educational institutions, pedagogical process, students, teaching staff, pedagogical direction, educators abilities, psycho-pedagogical erudition, teaching skills, pedagogical optimism, pedagogical tact, speech culture, pedagogical communication and behaviour, psychological and pedagogical self-improvement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.