Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическая культура / преподаватель вуза / педагогический процесс / обучающиеся / педагогическая направленность / педагогические способности / психолого-педагогическая эрудиция / педагогическое мастерство / педагогический оптимизм / педагогический такт / культура речи / педагогически направленное общение и поведение / психолого-педагогическое самосовершенствование / pedagogical teacher at higher educational institutions / pedagogical process / students / teaching staff / pedagogical direction / educators abilities / psycho-pedagogical erudition / teaching skills / pedagogical optimism / pedagogical tact / speech culture / pedagogical communication and behaviour / psychological and pedagogical self-improvement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Д. Лазукин, М.М. Байдаев

В статье представлены различные точки зрения на понимание сущности и содержание основных компонентов педагогической культуры преподавателя вуза, проведен их сравнительный анализ. Выделены и обоснованы личностные и деятельностные слагаемые, определяющие уровень развития педагогической культуры педагога. На основе анализа теоретических источников и педагогической практики охарактеризованы роль и место педагогической культуры преподавателя вуза в целостном процессе его педагогической деятельности, в решении задач по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Представлена обобщающая характеристика сущностных составляющих педагогической культуры преподавателя. Обобщены и сформулированы основные пути и педагогические условия формирования и развития педагогической культуры преподавателя вуза в современных условиях с учетом происходящих перемен. Выделены ведущие элементы личностного саморазвития педагога в педагогическом самосовершенствовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Д. Лазукин, М.М. Байдаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER AND THE WAYS IN WHICH IT IS DEVELOPED

The article presents different perspectives on understanding the essence and content of the main components of the teachers’ pedagogical culture and conducted their comparative analyses. The personal and operational elements that determine the level of development of the pedagogical culture of the teacher have been identified and substantiated. On the basis of an analysis of theoretical sources and pedagogical practices, the role and place of the pedagogical culture of the teacher of higher education in the whole process of teaching, in meeting the challenges of learning, upbringing and development of students has been described. There was presentation of a general description of the essential components of the teacher’s pedagogical culture. The main ways and pedagogical conditions for the formation and development of the pedagogical culture of the teacher have been generalized and formulated in today’s changing environment. The main elements of personal development of the pedagogical self-improvement teacher have been identified.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ»

образом связано с позицией государства, структурой образования и потребностями экономики. Выясняется, что под влиянием неолиберальных теоретиков, процесса глобализации и изменений мирового рынка происходит снижение позиций государства на рынке образовательных услуг Кроме того, происходят перемены во взаимодействии государства и образовательного учреждения, а также бизнеса и образовательных структур, имеющих ту или иную форму институализации. В социальной политике есть четкое представление о концепции непрерывного обучения (на примере обзора международных документов). Децентрализация, глобализация и рефлексивность акцентируют внимание на роли обучения в общественной жизни.

Таким образом, существует настоятельная необходимость введения процедуры мониторинга социальной интеракции, поскольку потребность в пожизненном образовании - актуальная потребность современного общества. Цифрови-

Библиографический список

зация подразумевает технические изменения в организации творческого труда в непрерывном образовании, а, кроме того, она охватывает и другие сферы, включая трансформацию социальных характеров, типологизацию человеческих биографий, кластеризацию жизненных форм любви, унификацию выбора стилей жизни, автоматическую алгоритмизацию структур власти, создание новых форм влияния на общество, структуризацию образцов гражданской активности и политического насилия, формирование векторов восприятия реальности и норм познания. Процесс цифровой модернизации становится более осмысленным, т.е. становится собственной темой и собственной проблемой. На проблемы использования и развития технологий наслаиваются вопросы научного и политического «обращения» (предотвращение, управление, сокрытие, обнаружение, вовлечение) с рисками, которые приносят запланированному будущему уже применяемые или потенциальные возможные технологии.

1. Vyhrystyuk M.S., Osipova I.V. et al. Representative Characteristics of Gender Stereotypes in Modern Advertising. Man in India. 2017; № 97 (23): 339 - 347.

2. Карабулатова И.С., Савчук И.П. Информационно-маркетинговая война в современном рекламном дискурсе: трансформация гендерных стереотипов. Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. 2019; № 1-2: 51 - 65.

3. Сорокопуд Ю.В., Низиков М.А. Детерминанты модернизации профессиональной подготовки преподавателей высшей школы России. Мир образования - образование в мире. 2010; № 1 (37): 11 - 15.

4. Karabulatova I.S., Khachmafova Z.R., et al. Linguopragmatic Aspect of "Search for the Ideal" in the Discourse of Female Fiction as a Reflection of Matrimonial-Demographic and Sexual Behavior in Contemporary Russian Society. Review of European Studies. 2015; Vol. 7, № 6: 35 - 45.

5. Казарина-Волшебная Е.К., Комиссарова И.Г, Турченко В.Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодежи. СоцИс. 2012; № 6: 120 - 122.

6. Luchinskaya E.N., Karabulatova I.S., Zelenskaya V.V., Golubtsov S.A. Characteristics of image of the Russian family in modern advertising discourse. Astra Salvensis. 2018; Т. 6. № 1: 699 - 713.

7. Осипов ГВ., Осадчая ГИ., Левашов В.К., Черной Л.С., Капто А.С. и др. Социология и экономика современной социальной реальности: Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2013 году. Москва, 2014.

8. Karabulatova I., Barabash O., Barabash V., Vinogradova N., Kulikov S., Izbassarova F. Homo Ludens in modern postmodern discourse: new possibilities of manipulation of public consciousness. Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press, 2019: 48 - 50.

9. Аверченков В.И., Кожухаря В.М. и др. Мониторинг и прогнозирование региональной потребности в специалистах высшей научной квалификации: монография. Брянск: Издательство БГТУ 2010.

10. Cherkasova T., Saad M.B. et al. Problems of the formation of communication skills in children with special needs. Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press: 300 Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press, 2019: 300 - 307. Available at: https://doi.org/10.2991/mplg-ia-19.2019.57

11. Карабулатова И.С., Савчук И.П. Легенда как многомерный феномен: к вопросу категории временной модальности в жанре легенды. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 557 - 558.

References

1. Vyhrystyuk M.S., Osipova I.V. et al. Representative Characteristics of Gender Stereotypes in Modern Advertising. Man in India. 2017; № 97 (23): 339 - 347.

2. Karabulatova I.S., Savchuk I.P. Informacionno-marketingovaya vojna v sovremennom reklamnom diskurse: transformaciya gendernyh stereotipov. Nauchnoeobozrenie. Seriya 2: Gumanitarnye nauki. 2019; № 1-2: 51 - 65.

3. Sorokopud Yu.V., Nizikov M.A. Determinanty modernizacii professional'noj podgotovki prepodavatelej vysshej shkoly Rossii. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; № 1 (37): 11 - 15.

4. Karabulatova I.S., Khachmafova Z.R., et al. Linguopragmatic Aspect of "Search for the Ideal" in the Discourse of Female Fiction as a Reflection of Matrimonial-Demographic and Sexual Behavior in Contemporary Russian Society. Review of European Studies. 2015; Vol. 7, № 6: 35 - 45.

5. Kazarina-Volshebnaya E.K., Komissarova I.G., Turchenko V.N. Paradoksy transformacii cennostnyh orientacij rossijskoj molodezhi. SocIs. 2012; № 6: 120 - 122.

6. Luchinskaya E.N., Karabulatova I.S., Zelenskaya V.V., Golubtsov S.A. Characteristics of image of the Russian family in modern advertising discourse. Astra Salvensis. 2018; T. 6. № 1: 699 - 713.

7. Osipov G.V., Osadchaya G.I., Levashov V.K., Chernoj L.S., Kapto A.S. i dr. Sociologiya i 'ekonomika sovremennoj social'noj real'nosti: Social'naya i social'no-politicheskaya situaciya v Rossii v 2013 godu. Moskva, 2014.

8. Karabulatova I., Barabash O., Barabash V., Vinogradova N., Kulikov S., Izbassarova F. Homo Ludens in modern postmodern discourse: new possibilities of manipulation of public consciousness. Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press, 2019: 48 - 50.

9. Averchenkov V.I., Kozhuharya V.M. i dr. Monitoring i prognozirovanie regional'noj potrebnosti v specialistah vysshej nauchnoj kvalifikacii: monografiya. Bryansk: Izdatel'stvo BGTU, 2010.

10. Cherkasova T., Saad M.B. et al. Problems of the formation of communication skills in children with special needs. Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press: 300 Advances in Social Science, Education and Humanities Research on Man-Power-Law-Governance: Interdisciplinary Approaches (MPLG-IA 2019): International Conference. Atlantic Press, 2019: 300 - 307. Available at: https://doi.org/10.2991/mplg-ia-19.2019.57

11. Karabulatova I.S., Savchuk I.P. Legenda kak mnogomernyj fenomen: k voprosu kategorii vremennoj modal'nosti v zhanre legendy. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 557 - 558.

Статья поступила в редакцию 15.09.20

УДК 378.147

Lazukin A.D., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Honored worker of Higher school of the Russian Federation, Department of Pedagogy, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: Lazykin@yandex.ru Baidaev M.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: baida397@mail.ru

THE PEDAGOGICAL CULTURE OF THE TEACHER AND THE WAYS IN WHICH IT IS DEVELOPED. The article presents different perspectives on understanding the essence and content of the main components of the teachers' pedagogical culture and conducted their comparative analyses. The personal and operational elements that determine the level of development of the pedagogical culture of the teacher have been identified and substantiated. On the basis of an analysis of theoretical sources and pedagogical practices, the role and place of the pedagogical culture of the teacher of higher education in the whole process of teaching, in meeting the challenges of learning, upbringing and development of students has been described. There was presentation of a general description of the essential components of the teacher's pedagogical culture. The main ways and pedagogical conditions for the formation and development of the pedagogical culture of the teacher have been generalized and formulated in today's changing environment. The main elements of personal development of the pedagogical self-improvement teacher have been identified.

Key words: pedagogical teacher at higher educational institutions, pedagogical process, students, teaching staff, pedagogical direction, educators abilities, psycho-pedagogical erudition, teaching skills, pedagogical optimism, pedagogical tact, speech culture, pedagogical communication and behaviour, psychological and pedagogical self-improvement.

АД. Лазукин, д-р пед. наук, проф., Военный университет Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: Lazykin@yandex.ru ММ Байдаее, канд. пед. наук, доц., Академия управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: baida397@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА И ПУТИ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

В статье представлены различные точки зрения на понимание сущности и содержание основных компонентов педагогической культуры преподавателя вуза, проведен их сравнительный анализ. Выделены и обоснованы личностные и деятельностные слагаемые, определяющие уровень развития педагогической культуры педагога. На основе анализа теоретических источников и педагогической практики охарактеризованы роль и место педагогической культуры преподавателя вуза в целостном процессе его педагогической деятельности, в решении задач по обучению, воспитанию и развитию обучающихся. Представлена обобщающая характеристика сущностных составляющих педагогической культуры преподавателя. Обобщены и сформулированы основные пути и педагогические условия формирования и развития педагогической культуры преподавателя вуза в современных условиях с учетом происходящих перемен. Выделены ведущие элементы личностного саморазвития педагога в педагогическом самосовершенствовании.

Ключевые слова: педагогическая культура, преподаватель вуза, педагогический процесс, обучающиеся, педагогическая направленность, педагогические способности, психолого-педагогическая эрудиция, педагогическое мастерство, педагогический оптимизм, педагогический такт, культура речи, педагогически направленное общение и поведение, психолого-педагогическое самосовершенствование.

Преподаватели вуза, обеспечивающие функционирование учебно-воспитательного процесса, безусловно, являются ведущими фигурами любого образовательного учреждения. Требования педагогической практики к современному педагогу определяются, прежде всего, потребностями современного общества в подготовке специалистов, хорошо подготовленных в профессиональной сфере, умеющих учиться самостоятельно, обладающих развитыми личностными качествами, устремленных к самосовершенствованию. Поэтому, как показывает практика и специальные исследования, преподаватель должен не только хорошо знать свой предмет, но и обладать общекультурными, общепедагогическими знаниями, высокоразвитыми профессиональными и личностными качествами, умело использовать их в деятельности по обучению и воспитанию студентов, курсантов и слушателей вузов. И здесь уже недостаточно одних педагогических знаний и опыта. Необходима обобщенная характеристика уровня и качества педагогического развития преподавателя образовательного учреждения. И ею может являться педагогическая культура.

Педагогическая культура как научная категория начала активно разрабатываться во второй половине ХХ века. Считается, что впервые она упоминается в работах известного советского педагога, Героя социалистического труда В.А. Су-хомлинского [1; 2; 3]. Будучи простым директором средней Павлышской школы, он связывал педагогическую культуру, прежде всего, с умением ориентироваться в сложных вопросах педагогической науки и практики. В содержании педагогической культуры Василий Александрович выделяет умение учителя и других лиц, работающих с учениками, обращаться к уму и сердцу ученика, использовать весь арсенал методов изучения учащихся, умение наблюдать их в процессе умственного и физического труда, видеть, как результаты этих наблюдений претворяются в методы и приемы индивидуального влияния. В целом педагогическая культура характеризуется В.А. Сухомлинским как личностная характеристика педагога, которая включает общекультурное и профессионально ориентированное образование.

В настоящее время термин «педагогическая культура» получил широкое распространение в педагогической литературе и педагогической практике. На уточнение его сущности, содержания и структуры неоднократно обращали и обращают внимание известные исследователи педагогической культуры преподавателя вуза: Бондаревская Е.В. [4], Сластенин В.А. [5], Исаев И.Ф. [6], Столя-ренко А.М. [7], Барабанщиков А.В. [8] и другие.

При наличии определенных различий в понимании сущности педагогической культуры преподавателя общей точкой зрения является ее признание как уникального профессионального явления, означающего определенную степень овладения преподавателем вуза педагогическим опытом, степень его совершенства в учебно-воспитательной деятельности, достигнутый уровень развития личности как знатока своего предмета и умелого методиста. Развитие педагогической культуры, по их мнению, обусловлено, прежде всего, непрерывным повышением профессиональной квалификации, устремленностью к общекультурному и педагогическому самосовершенствованию, включением преподавателя в активную педагогическую деятельность, в которой она реализуется и служит необходимым условием осуществления этой деятельности.

Представители различных научных школ характеризуют педагогическую культуру преподавателя как научную категорию, имеющую сложную структуру. При определенных различиях в имеющихся точках зрения в ней, как правило, выделяют две группы составляющих компонентов.

К первой относятся наиболее значимые личностные качества преподавателя вуза: педагогическую направленность; педагогические способности; психолого-педагогическую эрудицию; интеллигентность, гармонию развитых интеллектуальных и нравственных качеств; педагогический оптимизм и другие педагогически значимые качества.

Вторую группу составляют компоненты, относящиеся к практической деятельности: педагогическое мастерство; специальная подготовленность к преподаванию конкретной учебной дисциплины; опора на научные данные и передо-

вой опыт в обучении и воспитании; творческий поиск в учебно-воспитательной работе; педагогически действенное общение и поведение; активная устремлённость к самосовершенствованию, культура личного педагогического труда и др.

Так, например, один из известных исследователей педагогической культуры профессор Столяренко А.М. выделяет и характеризует пять основных, по его мнению, структурных компонентов [7].

Во-первых, педагогическую направленность личности как систему побуждений преподавателя, определяющую притягательность педагогической деятельности и полную включенность всех их сил и способностей в нее. Именно она, по мнению ученого, выражает его жизненно-профессиональную позицию и связана с профессионально-педагогической концепцией деятельности, педагогической целеустремленностью, педагогическими интересами, мотивами, планами, увлечениями, потребностями.

Во-вторых, педагогические способности преподавателя, определяющиеся как совокупность индивидуально-психологических особенностей, благоприятствующих быстрому овладению профессией, непрерывному совершенствованию в ней и достижению высоких результатов.

В-третьих, специальную подготовленность преподавателя вуза, которая предполагает компетентность в преподавании конкретной учебной дисциплины и ее педагогическом сопровождении, включающую практический опыт профессиональной деятельности (для преподавателей специальных дисциплин он обязателен, для остальных - крайне желателен), глубокое знание содержания учебной дисциплины, высокая научная подготовленность, знание новинок практики и науки, исследовательский опыт и активность, наличие конструктивных, научно обоснованных идей по совершенствованию деятельности подготавливаемых специалистов.

В-четвертых, педагогическое мастерство, определяемое как владение системой психолого-педагогических знаний, навыков и умений преподавателем вуза по организации образовательного процесса и его эффективному проведению. Помимо знаний педагогики и психологии, оно предполагает владение педагогической техникой (использование вербальных и невербальных средств; педагогические приемы наблюдения, анализа, воздействия, установления контакта и др.); владение мастерством педагогического взаимодействия; обладание педагогическим тактом; наличие методического мастерства и творческих педагогических умений.

В-пятых, культуру личного педагогического труда, включающую культуру планирования и бережного отношения ко времени; постоянного слежения за новинками науки, и педагогической практики, жизни общества; непрерывной работы по накоплению, хранению и систематизированию информационных материалов; личного проведения исследований; подготовки публикаций; гигиены умственного труда и т.п.

При этом многие исследователи отмечают, что все компоненты педагогической культуры, как правило, тесно связаны между собой и взаимодействуют в процессе практической реализации.

Включая все названные выше компоненты, педагогическая культура педагога предполагает развитие их до определенного уровня. Поэтому можно сказать, что она представляет определенный синтез педагогических убеждений и педагогического мастерства, профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения преподавателя вуза к своей работе и самому себе. В целом педагогическая культура педагога выражает его стремление к постоянному повышению качества своей профессиональной деятельности. Она является комплексной программой его педагогического саморазвития. В известном смысле это реальность и идеал в их диалектическом единстве. В характеристике педагогической культуры воплощены не только исторически проверенные передовые традиции педагогической науки и практики, но и современные требования к преподавателю высшей школы, передовой педагогический опыт.

И поэтому, как справедливо отмечает профессор Столяренко А.М., разная степень соответствия личности и подготовки преподавателя вуза специфике его труда выражается в разных уровнях развития педагогической культуры:

а) допрофессиональном;

б) начальном профессиональном;

в) среднем профессиональном;

г) высшем профессиональном.

При этом, по его мнению, только последний (высший) уровень обеспечивает достижение полной эффективности вклада в качественную подготовку специалистов [7].

При всем многообразии качественных образований, характеризующих уровень педагогической культуры преподавателя вуза, непосредственное влияние на обучающихся они осуществляют в процессе проведения различных видов занятий и в ходе внеучебной работы с обучаемыми. Поэтому очень важную роль здесь играют умения и навыки в организации и проведении учебных занятий, различных воспитательных мероприятий, умения осуществлять воспитательное влияние в процессе обучения. Сюда же включаются и навыки управления самовоспитанием и самообразованием обучаемых, приемы использования технических средств обучения, способы учета и контроля успеваемости студентов, курсантов и слушателей, уровня их воспитанности, дисциплинированности.

Особое значение в формировании педагогической культуры преподавателя играет овладение педагогическим мастерством и его составной частью - педагогической техникой. В процессе овладения педагогической техникой, как показывает педагогическая практика, у преподавателя появляется уверенность в своих знаниях, умениях и навыках, устанавливается и поддерживается тесный психолого-педагогический контакт с учебной аудиторией, устанавливается непрерывный контроль за работой обучаемых, что является характерными признаками педагогического мастерства. Педагог свободно владеющий педагогической техникой, без напряжения ведет любое занятие, читает лекцию, проводит воспитательное мероприятие. В то же время руководитель занятий, плохо владеющий ею, почти всегда находится в состоянии напряженности, испытывает чувство неудовлетворенности, нередко «усыпляет» аудиторию, теряет чувство времени, упускает из виду важные моменты в поведении обучаемых и т.п.

Особую область педагогической культуры представляет умение преподавателя вуза владеть своей речью. И, прежде всего, следует обратить внимание на культуру и технику речи, а также, безусловно, на ее содержание, логику и эмоциональную насыщенность. При этом следует помнить, что яркая, убедительная и эмоциональная устная речь преподавателя вуза - не просто показатель его высокой педагогической культуры, а средство его повседневной педагогической деятельности и основное орудие воздействия на сознание, чувства и волю обучаемых.

Библиографический список

Преподаватель вуза высокой педагогической культуры старается предусмотреть, чтобы речь была ясной и правильной, краткой и уместной, логичной и выразительной, активизирующей внимание. Нельзя забывать и о том, что пространные рассуждения о всем известных истинах приводят к многословию, ненужным повторениям. Конечно, бывают случаи, когда приходится напоминать одну и ту же мысль, но в этом случае надлежит позаботиться, чтобы она была выражена иными, неповторяющимися словами.

Народная мудрость гласит: «Кто ясно мыслит, тот ясно и излагает». И здесь, по нашему мнению, заключен ответ на вопрос о том, как добиться логически правильной речи. Поэтому опытные преподаватели-методисты каждую мысль стремятся пропустить через сознание, додумать, прежде чем передать другим. Это требуется кропотливой работы по подбору слов, обращений к толковым словарям русского языка. Только так можно найти единственно верное слово, которое ждет аудитория.

Анализ сущности и содержания педагогической культуры преподавателя вуза показывает, что основными путями ее формирования и развития, прежде всего, являются: тщательный отбор кандидатов на педагогические должности вузов с установлением их предрасположенности к педагогической деятельности; обязательная начальная профессионально-педагогическая подготовка (педагогический вуз, курсы переподготовки или повышения квалификации) с дальнейшей непрерывной профессионально-педагогической подготовкой в вузе (университеты педагогической культуры, кафедральные, межкафедральные и вузовские семинары по обучению, воспитанию и развитию обучающихся, посещение открытых и показных занятий, проведение пробных занятий и др.); участие в научных и научно-практических конференциях по вопросам учебно-воспитательной работы в вузах; включение в активную педагогическую деятельность, последовательное освоение и проведение различных видов учебных занятий с использованием современных средств педагогического сопровождения; стимулирование активной работы преподавателей по профессионально-педагогическому самосовершенствованию.

Таким образом, анализ роли и места педагогической культуры в профессиональной деятельности преподавателя вуза свидетельствует, что при всей ее многогранной характеристике ведущими компонентами остаются требования о профессиональной направленности, содержательности, познавательной ценности, мыслительной емкости любого занятия, помноженные на педагогическое мастерство преподавателя и лиц, обеспечивающих его деятельность. Только на этой основе можно ожидать эффекта и от применяемых педагогических методов, приемов и средств. Каждое занятие должно быть обучающим, воспитывающим и развивающим. И успешно решать эти сложные педагогические задачи могут только преподаватели высокой педагогической культуры.

1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Москва, 1979.

2. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. Киев, 1984.

3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Москва: Педагогика, 1990.

4. Введение в педагогическую культуру. Под редакцией Е.В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1995.

5. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. Москва: Прометей, 1993.

6. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Москва: Академия, 2002.

7. Столяренко А.М. Психология и педагогика. Москва, 2001: 344 - 352.

8. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. Москва, 1985.

9. Слово о книге: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Москва, 1984.

References

1. Suhomlinskij V.A. Pavlyshskaya srednyaya shkola. Moskva, 1979.

2. Suhomlinskij V.A. Sto sovetov uchitelyu. Kiev, 1984.

3. Suhomlinskij V.A. Kak vospitat nastoyaschego cheloveka. Moskva: Pedagogika, 1990.

4. Vvedenie v pedagogicheskuyu kul'turu. Pod redakciej E.V. Bondarevskoj. Rostov-na-Donu, 1995.

5. Slastenin V.A. Formirovanie professional'noj kul'tury uchitelya. Moskva: Prometej, 1993.

6. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura prepodavatelya. Moskva: Akademiya, 2002.

7. Stolyarenko A.M. Psihologiya ipedagogika. Moskva, 2001: 344 - 352.

8. Barabanschikov A.V., Mucynov S.S. Pedagogicheskaya kul'tura oficera. Moskva, 1985.

9. Slovo o knige: Aforizmy. Izrecheniya. Literaturnye citaty. Moskva, 1984.

Статья поступила в реакцию 07.10.20

УДК 371

Nurmagomedov D.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU, initial mathematical education (Makhachkala, Russia), E-mail: dibir52@mail.ru

Gasharov N.G., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU, initial mathematical education (Makhachkala, Russia), E-mail: nisred47@mail.ru

Magomedov N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Theoretical Bases and Technologies, DSPU, initial mathematical education (Makhachkala, Russia), E-mail: nasrudin.magomedov@mail.ru

IMPLEMENTATION OF CONTINUITY IN THE FORMATION OF SPATIAL REPRESENTATIONS IN STUDENTS OF GRADES I-VI. The article reveals ways and means of implementing continuity in the formation of spatial representations in students of grades I-VI in the process of teaching mathematics, The authors consider the main stages of the implementation of the problem under consideration, the content and nomenclature of methodological tools that ensure the implementation of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.