Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД ОСОБЕННОСТЯМ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ РУК, ЗАПАХОВЫХ И ДНК СЛЕДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ОГНЕСТРЕЛЬНОМ ОРУЖИИ'

ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД ОСОБЕННОСТЯМ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ РУК, ЗАПАХОВЫХ И ДНК СЛЕДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ОГНЕСТРЕЛЬНОМ ОРУЖИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
132
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
огнестрельное оружие / запаховые следы / следы рук / ДНК человека / курсанты / занятия по криминалистике / firearms / scent marks / handprints / human DNA / cadets / criminology classes

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Л А. Кочерова, А М. Шамаев, А В. Нестеренко, С В. Аскаров

В статье рассмотрены порядок и особенности исследования следов рук, запаховых и ДНК следов человека на огнестрельном оружии. Авторы приходят к выводу о том, что при комплексном исследовании огнестрельного оружия в первоочередном порядке необходимо осуществлять сбор запаховых следов человека, так как они сохраняются на металлических поверхностях огнестрельного оружия непродолжительное время. Кроме этого, при обнаружении на поверхности огнестрельного оружия пригодных для идентификации личности следов рук предпочтение отдается изъятию данных следов, так как смыв (соскоб) с поверхности объекта следов потожирового вещества не гарантирует наличия в нем ДНК. Авторы делают вывод о том, что на занятиях по криминалистике до курсантов крайне важно донести, что выявление следов рук, запаховых и ДНК следов человека должно осуществляться строго в соответствии с имеющимися методическими рекомендациями экспертно-криминалистического центра МВД России. Это будет способствовать повышению эффективности изъятия указанных следов на огнестрельном оружии, а также установлению лиц, причастных к совершению преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE SPECIFICS TO STUDY TRACES OF HANDS, SMELL AND DNA TRACES OF A PERSON ON FIREARMS TO CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS

The article deals with the order and features of the study of traces of hands, smell and DNA traces of a person on a firearm. The authors come to the conclusion that in a comprehensive study of firearms, it is necessary to collect human odor traces as they remain on the metal surfaces of firearms for a short time. Besides, at detection on a surface of firearms of traces of hands suitable for identification of the person, preference is given to withdrawal of these traces as washing off (scraping) from a surface of object of traces of a sweat-relating substance does not guarantee a chance to identify DNA in it. The authors conclude that in the forensic classes to cadets it is important to convey the idea that the detection of traces of hands, smell and DNA traces of a person should be carried out strictly in accordance with the available methodical recommendations of the Expert-Criminal Center of the Russian Interior Ministry. This will improve the use of firearms and the identification of those involved in the commission of the crimes.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД ОСОБЕННОСТЯМ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ РУК, ЗАПАХОВЫХ И ДНК СЛЕДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ОГНЕСТРЕЛЬНОМ ОРУЖИИ»

подготовки специалистов могут быть связаны с недостаточным пониманием региональных особенностей социально-экономической специфики региона. Исходя из этого, руководство региональных вузов должно соотносить свои предложения с запросами регионального производства и рынка, моделируя как саму структуру производства продукции в перспективе, так и региональный рынок услуг с привязкой к потенциальным структурным изменениям экономики региона [6; 7].

Кроме того, сценарное управление региональными вузами должно быть актуализировано на экспансию стратегического анализа, направленного на расширение учета кластеров осуществления стратегического отбора программных мероприятий для модернизации региона с последующим возможным предоставлением возможности реализации новых идей и стратегических альтернатив в контексте внедрения рациональных моделей сотрудничества регионального вуза с другими социально-экономическими субъектами региона в плане подготовки востребованных для нужд региона специалистов. При этом необходимо понимать, что так называемые рациональные индивиды (школьники - абитуриенты -студенты - выпускники - молодые специалисты - руководители предприятий) играют роль основных субъектов рационального сотрудничества на региональном рынке труда и образовательных услуг, при этом эти акторы стремятся получить собственный максимум планируемых возможных дивидендов в течение всего жизненного цикла [8].

Региональные вузы, реализуя утилитарные задачи социально-экономического развития региона, испытывают сложности влияния на построение перспективных направлений развития региона, что связано со стереотипами обыденности, распространенными в обществе. Однако мы полагаем, что региональные вузы обладают значительным репутационным капиталом, который может влиять на содержание и характер взаимодействий между основными акторами локального рынка труда и образования. В связи с этим региональные вузы недооценены в плане формирования и расширения поля дополнительных возможностей в превентивной политике возможных социально-экономических угроз и вызовов в

Библиографический список

регионе. Кроме того, складывающаяся новая цифровая парадигма в сфере государственного управления вузами основывается на учете многофакторных параметров конкурентных механизмов, которые связаны с распределением между вузами субсидий на уровне государства, региона, межрегионального сотрудничества, а также с учетом дифференцированного подхода к анализу эффективности деятельности вузов в соответствии с типом их статуса и уровня финансирования. Мы должны признать, что конструирование сценариев региональных вузов испытывает, с одной стороны, влияние неолиберальных теоретиков, а с другой стороны, отражает неизбежные результаты глобализации, миграции, что в целом меняет структуру мирового рынка, в связи с чем позиции государства стремительно теряют свой приоритет на рынке образовательных услуг Несомненно, что миграционные процессы существенно трансформируют сферу образовательных услуг, поэтому система регионального образования вынуждена обращать внимание на мигрантские группы в принимающем сообществе, что порой неоднозначно оценивается коренным населением [8]. Это обстоятельство необходимо учитывать при создании программ подготовки специалистов, ориентированных на взаимодействие государства и конкретного образовательного учреждения с учетом возможностей привлечения бизнес-структур региона.

Обозначенные проблемы говорят о необходимости рационального применения механизмов и методов сценарного управления вузами в регионах. Сценарные стратегии развития региональных вузов должны быть ориентированы, по нашему мнению, на интеграцию в решении стратегических вопросов по перспективному социально-экономическому развитию региона. Такой подход даст возможность понять, каким образом региональные вузы могут быть эффективными в реализации своих стратегических программ в контексте перспективного развития человеческого капитала в регионе. Вместе с тем модели сценарного управления вузами должны быть ориентированы на качественное повышение уровня использования интеллектуальных ресурсов будущих молодых специалистов, выпускаемых региональными вузами.

1. Перфильев Ю.С. и др. Основные направления развития высшего образования в России и за рубежом: монография. Красноярск: Издательство КрасГАУ 2011.

2. Karabulatova I.S., Vykhrystyuk M.S., Dolzhenko N.G., Mychko E.I., Potmenskaya E.V. The Use of Stable Expressions in Modern Economic Discourse as an Emotional Increase in the Potential Impact on Purchasing Power. Space and culture. 2020; № 7 (4): 283 - 292. Available at: https://doi.org/10.20896/saci.v7i4.488

3. Карепова С.Г., Карабулатова И.С., Климовицкий С.В. Актуальные проблемы моделирования методологии стратегического общественно-политического планирования в современной России. Социально-экономические и гуманитарно-философские проблемы современной науки. Под редакцией И.С. Карабулатовой, С.Д. Галиуллиной, И.С. Коберси. Москва; Уфа; Ростов-на-Дону, 2015: 111 - 117.

4. Nakisbaev D., Dubinina N., Karabulatova I., Levshits A., Krivoshlykova L. Actual ethnopsycholinguistic methods of foreign languages teaching in higher education. Man in India. 2017; № 97 (23): 389 - 396.

5. Блягоз Х.Р Функционально-целевая адаптация системы управления технологическим вузом в рыночной среде: монография. Майкоп, 2011.

6. Мальцева ГИ., Уварова Т.Г. и др. Разработка экономических показателей и индикаторов эффективности деятельности вуза. Владивосток, 2004.

7. Карабулатова И.С., Савчук И.П. Стереотипы обыденности в современном рекламном дискурсе. Лингвистика будущего: новые тенденции и перспективы: материалы Международной научной конференции, 2019: 219 - 223.

8. Карабулатова И.С., Воронцов К.В. Цифровая лингвистическая мигратология и мониторинг потенциально опасных текстов о миграции. Миграционные мосты в Евразии: новые подходы к формированию миграционной политики в интересах устойчивого развития: материалы XI Международного научно-практического форума. Под редакцией С.В. Рязанцева, М.Н. Храмовой, 2020: 189 - 204.

Reference

1. Perfil'ev Yu.S. i dr. Osnovnye napravleniya razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii i za rubezhom: monografiya. Krasnoyarsk: Izdatel'stvo KrasGAU, 2011.

2. Karabulatova I.S., Vykhrystyuk M.S., Dolzhenko N.G., Mychko E.I., Potmenskaya E.V. The Use of Stable Expressions in Modern Economic Discourse as an Emotional Increase in the Potential Impact on Purchasing Power. Space and culture. 2020; № 7 (4): 283 - 292. Available at: https://doi.org/10.20896/saci.v7i4.488

3. Karepova S.G., Karabulatova I.S., Klimovickij S.V. Aktual'nye problemy modelirovaniya metodologii strategicheskogo obschestvenno-politicheskogo planirovaniya v sovremennoj Rossii. Social'no-'ekonomicheskie i gumanitarno-filosofskie problemy sovremennojnauki. Pod redakciej I.S. Karabulatovoj, S.D. Galiullinoj, I.S. Kobersi. Moskva; Ufa; Rostov-na-Donu, 2015: 111 - 117.

4. Nakisbaev D., Dubinina N., Karabulatova I., Levshits A., Krivoshlykova L. Actual ethnopsycholinguistic methods of foreign languages teaching in higher education. Man in India. 2017; № 97 (23): 389 - 396.

5. Blyagoz H.R. Funkcional'no-celevaya adaptaciya sistemy upravleniya tehnologicheskim vuzom v rynochnoj srede: monografiya. Majkop, 2011.

6. Mal'ceva G.I., Uvarova T.G. i dr. Razrabotka 'ekonomicheskih pokazatelejiindikatorov 'effektivnostideyatel'nosti vuza. Vladivostok, 2004.

7. Karabulatova I.S., Savchuk I.P. Stereotipy obydennosti v sovremennom reklamnom diskurse. Lingvistika buduschego: novye tendenciiiperspektivy: materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, 2019: 219 - 223.

8. Karabulatova I.S., Voroncov K.V. Cifrovaya lingvisticheskaya migratologiya i monitoring potencial'no opasnyh tekstov o migracii. Migracionnye mosty v Evrazii: novye podhody k formirovaniyu migracionnoj politiki v interesah ustojchivogo razvitiya: materialy XI Mezhdunarodnogo nauchno-prakticheskogo foruma. Pod redakciej S.V. Ryazanceva, M.N. Hramovoj, 2020: 189 - 204.

Статья в редакцию поступила 15.09.20

УДК 378

Kocherova L.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Shamayev A.M., senior teacher, Department of Internal Affairs in Special Conditions, North Caucasus Institute of Advanced Training, Branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Nesterenko A.V., teacher, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Askarov S.V., teacher, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

TEACHING THE SPECIFICS TO STUDY TRACES OF HANDS, SMELL AND DNA TRACES OF A PERSON ON FIREARMS TO CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS. The article deals with the order and features of the study of traces of hands, smell and DNA traces of a person on a firearm. The authors come to the conclusion that in a comprehensive study of firearms, it is necessary to collect human odor traces as they remain on

the metal surfaces of firearms for a short time. Besides, at detection on a surface of firearms of traces of hands suitable for identification of the person, preference is given to withdrawal of these traces as washing off (scraping) from a surface of object of traces of a sweat-relating substance does not guarantee a chance to identify DNA in it. The authors conclude that in the forensic classes to cadets it is important to convey the idea that the detection of traces of hands, smell and DNA traces of a person should be carried out strictly in accordance with the available methodical recommendations of the Expert-Criminal Center of the Russian Interior Ministry. This will improve the use of firearms and the identification of those involved in the commission of the crimes.

Key words: firearms, scent marks, handprints, human DNA, cadets, criminology classes.

Л.А. Кочерова, канд. пед. наук, ст. преп., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь,

E-mail: [email protected]

А.М. Шамаев, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России,

г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

А.В. Нестеренко, преп., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

С.В. Аскаров, преп., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

ОБУЧЕНИЕ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД ОСОБЕННОСТЯМ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛЕДОВ РУК, ЗАПАХОВЫХ И ДНК СЛЕДОВ ЧЕЛОВЕКА НА ОГНЕСТРЕЛЬНОМ ОРУЖИИ

В статье рассмотрены порядок и особенности исследования следов рук, запаховых и ДНК следов человека на огнестрельном оружии. Авторы приходят к выводу о том, что при комплексном исследовании огнестрельного оружия в первоочередном порядке необходимо осуществлять сбор запаховых следов человека, так как они сохраняются на металлических поверхностях огнестрельного оружия непродолжительное время. Кроме этого, при обнаружении на поверхности огнестрельного оружия пригодных для идентификации личности следов рук предпочтение отдается изъятию данных следов, так как смыв (соскоб) с поверхности объекта следов потожирового вещества не гарантирует наличия в нем ДНК. Авторы делают вывод о том, что на занятиях по криминалистике до курсантов крайне важно донести, что выявление следов рук, запаховых и ДНК следов человека должно осуществляться строго в соответствии с имеющимися методическими рекомендациями экспертно-криминалистического центра МВД России. Это будет способствовать повышению эффективности изъятия указанных следов на огнестрельном оружии, а также установлению лиц, причастных к совершению преступлений.

Ключевые слова: огнестрельное оружие, запаховые следы, следы рук, ДНК человека, курсанты, занятия по криминалистике.

Следовая картина многих преступлений включает в себя следы рук, запаховые и ДНК следы человека, несущие значительный объем криминалистически значимой информации, необходимой для установления лиц, причастных к преступлению.

При обучении курсантов в учреждениях системы МВД очень важно донести до них специфику исследования следов рук, запаховых и ДНК следов человека на огнестрельном оружии и сформировать соответствующие компетенции.

Нами на занятиях по криминалистике в Ставропольском филиале Краснодарского университета МВД России активно проводится обучение курсантов этим навыкам.

Рассмотрим методику проведения подобных исследований, которую мы доводим до сведений курсантов на занятиях.

При производстве дактилоскопического исследования, исследования ДНК и запаховых следов человека первоочередной задачей, на наш взгляд, является определение оптимального порядка (очередности) их производства. Особенность производства данных исследований в том, что все виды данных следов слабоустойчивы к воздействию факторов внешней среды, поэтому во избежание их утраты требуется особая аккуратность, ведь каждый объект - индивидуален. Следовательно, окончательное решение о порядке и методике производства исследований на основании своего опыта, исходя из обстоятельств дела и других, подлежащих оценке факторов, принималось нами сообща со специалистами в области дактилоскопии, биологии и т.п. в каждом конкретном случае. Так, при проведении исследований, в тех случаях, когда наметаллических поверхностях огнестрельного оружия невозможно было обнаружить пригодные для идентификации следы рук по объективным причинам, принималось решение о комплексном подходе к исследованию таких поверхностей, способствующему установлению лиц, причастных к совершению преступлений, по следам биологического происхождения. В рамках данной статьи мы постараемся изложить апробированный нами порядок и особенности исследования перечисленных выше следов на огнестрельном оружии.

Важно отметить, что, исследуя металлические поверхности огнестрельного оружия, мы соблюдали чистоту помещения, рабочих поверхностей и средств индивидуальной защиты, так как источниками следов биологического происхождения являются слюна, потожировое вещество, эпителиальные клетки, кровь и т.п. В помещении, где проводилось исследование, посторонние лица отсутствовали. Вскрытие упаковки и осмотр металлических поверхностей огнестрельного оружия проводился в присутствии специалистов в области дактилоскопии, биологии и т.п.

Поверхности, на которых находились исследуемые объекты, были стерильными. Для этого с них удалялись загрязнения при помощи моющих средств и тщательно обрабатывались чистым тампоном, смоченным в этиловом спирте. Здесь необходимо отметить, что обработка спиртовым тампоном проводилась каждый раз перед помещением нового объекта на рабочий стол. В качестве подложки использовались только новые листы бумаги, до которых не дотрагивались незащищенными руками, а ее перемещение осуществлялось только в перчатках или чистыми пинцетами. При этом помещать разные объекты на одну и ту же подложку недопустимо.

При проведении данных исследований необходимо использовать медицинские маски и чистые одноразовые перчатки (отдельные для каждого объекта). До сведения курсантов необходимо донести, что во избежание перенесения ДНК своего или третьих лиц на поверхность объекта недопустимо прикасаться незащищенными руками к объектам, а руками в резиновых перчатках до незащищенных участков кожи, предметов, к которым, возможно, прикасались без перчаток.

Кроме этого, надевать перчатки следует, держась руками за манжеты, не дуть на них для разъединения и не дотрагиваться до частей, которые будут контактировать с объектами. Руки в перчатках необходимо протирать тампоном, смоченным в этиловом спирте. На наш взгляд, проводить эту манипуляцию следует сразу после надевания перчаток и случайных прикосновений к коже или загрязненным предметам.

Итак, при комплексном исследовании огнестрельного оружия в первоочередном порядке нами совместно со специалистами в области исследования запаховых следов человека проводился сбор таковых следов, так как они сохраняются на металлических поверхностях непродолжительное время. При изъятии запаховых следов использовались стеклянные флаконы с притертыми пробками, стерильные медицинские салфетки (марли). Сбор запаховых проб со следов проводился с использованием пинцета и чистых резиновых перчаток, чтобы предупредить засорение следов посторонними пахучими веществами. Вначале сухой предмет-носитель с помощью пульверизатора слегка увлажнялся, так как это способствовало выделению пахучих веществ. Затем предмет в местах предполагаемой локализации пахучего следа обертывался салфеткой из хлопка, а поверх нее накладывалось два слоя алюминиевой бытовой фольги, после чего ее плотно прижимали для обеспечения хорошего контакта ткани с предметом. Такой взаимный контакт продолжался не менее одного часа. По окончании сбора пахучих веществ салфетки нами снимались с предметов и упаковывались раздельно в чистые стеклянные банки либо заворачивались в несколько слоев фольги. Банки плотно закрывались стеклянными или металлическими крышками.

В целях сохранности на огнестрельном оружии следов рук нами отделялись от него части с рельефной поверхностью, так как они не пригодны для дактилоскопического исследования, и производился с них сбор запаховых следов. На остальных поверхностях с использованием щадящего метода криогенно-вакуум-ной десорбции, совместно со специалистами-дактилоскопистами осуществлялся поиск следов рук, парамицианакрилата, содержащимися в используемых нами клеях «Супермомент», «Секунда», «Permabond» и др., в цианакрилатной камере. В ней объекты размещались на штативах (подставках) на расстоянии друг от друга. Емкость с цианакрилатом (20 - 30 капель) размещали на нагревателе. Камеру герметично закрывали, нагнетали влажность до 80% и испарялициана-крилат два - три часа, после чего извлекали объекты для визуального осмотра. Данный метод позволил нам выявить следы рук давностью следообразования свыше тридцати суток на чистых сухих металлических поверхностях, не подвергавшихся негативным воздействиям внешней среды [1 - 6].

При исследовании ДНК человека на огнестрельном оружии с рельефных участков поверхности, где исключается возможность обнаружения пригодных для идентификации личности следов рук, до проведения дактилоскопического исследования необходимо осуществлять смыв (соскоб) в резиновых перчатках,

с использованием пинцета и стерильной марли (салфетки), предварительно смоченной в дистиллированной воде и высушенной при комнатной температуре, для последующей упаковки в бумажный конверт. Инструмент после работы с одним следом и до работы со следующим необходимо протирать сначала ватным тампоном, смоченным спиртом, а затем сухим. Это делается для того, чтобы исключить перенос микрочастиц одного биологического следа на другой, не загрязнить следы нашими выделениями, а также для предотвращения заражения специалистов-исследователей различными заболеваниями, потенциально содержащимися в следах биологического происхождения.

Необходимо отметить, что допускается проведение смывов (соскобов) и с других участков огнестрельного оружия, на которых после проведения визуального осмотра не обнаружено пригодных следов рук. В таком случае смывы (соскобы) важно выполнять без захвата окружающих областей в целях сохранности следов рук на других участках. В случаях крайней необходимости возможно провести смыв вокруг пригодного для идентификации личности слабовидимого следа руки, не затрагивая его участки.

После проведения смывов (соскобов) специалистами-дактилоскописта-ми выполняется дактилоскопическое исследование огнестрельного оружия, где главным критерием является выбор средств и методов выявления следов рук на нем и эффективность их применения. До сведений курсантов доводится, что средствами и методами, обладающим наилучшими следовыявляющими свойствами на металлических деталях огнестрельного оружия, являются немагнитные универсальные дактилоскопические порошки, позволяющие выявлять следы рук давностью до пятнадцати суток, на чистых сухих металлических поверхностях, не подвергавшихся негативным воздействиям внешней среды.

При выявлении на поверхности объектов следов рук, пригодных для идентификации личности, они фиксировались на поверхности объекта при помощи фотосъемки и изымались на дактилоскопическую пленку. Смыв (соскоб) с места, где был выявлен пригодный для идентификации след руки, выполнялся только после его изъятия. Хотелось бы отметить, что, как правило, предпочтение отдавалось нами выявленным следам рук, так как наличие на поверхности объекта следов потожирового вещества не гарантировало наличия в нем ДНК. Следует отметить, что во избежание уничтожения следов биологического происхождения, содержащих ДНК, при изъятии выявленных следов рук на дактилоскопическую пленку необходимо минимально накладывать её на участки поверхности, окру-

Библиографический список

жающие выявленный след и не изымать на дактилоскопическую пленку непригодные для идентификации личности следы рук. Внимание курсантов необходимо заострить на этом факте.

После проведения дактилоскопического исследования проводятся повторные смывы (соскобы) со всех поверхностей представленного огнестрельного оружия. До сведений курсантов необходимо донести, что если исследуемые поверхности не имеют рифленых участков, дактилоскопическое исследование следует проводить в первоочередном порядке. При этом по возможности важно проводить смывы (соскобы) с торцевых частей огнестрельного оружия, а также без захвата окружающих областей, с участков, на которых после визуального осмотра не обнаружено пригодных для идентификации следов рук. Важно отметить, что когда выявление следов рук предшествует производству смывов (соскобов) или смывы (соскобы) произведены с небольших по площади участков поверхности, необходимо применять только те средства выявления следов рук, которые не влияют на сохранность ДНК. К таковым относятся дактилоскопические порошки «Silver VRed Safe Cracker», «CoinBox/Galvanic», «ПД-Б», «Немагнитный белый», «Сажа» [5, с. 18 - 21]. Следует также обеспечить стерильность применяемых средств выявления следов рук, расходных материалов и инструментов. После проведения дактилоскопического исследования следует производить смывы (соскобы) со всех поверхностей представленного огнестрельного оружия. Также при проведении дактилоскопического исследования, если становиться понятно, что нецелесообразно применять средства выявления следов рук, не препятствующие дальнейшему исследованию ДНК, например, дактилоскопических порошков: «Silver/Gray», «SilkBlack», «ПД-Ч» и имеется возможность сделать смывы (соско-бы) с малой площади поверхности, рекомендуется отложить дактилоскопическое исследование до момента получения результатов исследования ДНК по имеющимся смывам [2; 4].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что до курсантов крайне важно донести, что выявления следов рук, запаховых и ДНК следов человека, осуществляемые в соответствии с имеющимися методическими рекомендациями экспер-тно-криминалистического центра МВД России и изложенными в данной статье, будут способствовать повышению эффективности изъятия указанных следов на огнестрельном оружии, а также установлению лиц, причастных к совершению преступлений. Желательно занятия по данной тематике проводить в интерактивном режиме [7], который увеличивает степень усвоения данного материала.

1. Борзов А.П., Костылева А.А., Кузнецов В.А., Щавелев А.В. Комплексное исследование следов рук на огнестрельном оружии: методические рекомендации. Киев: ДНДЕКЦ, 2011.

2. Донцова Ю.А., Ивашкова А.В., Рыжова Т.М., Черницын Л.А. Современные методы и средства выявления, изъятия и исследования следов рук: учебное пособие. Москва: ЭКЦ МВД России, 2010.

3. Дружинин Ю.А., Лащ-Завада А.Ю. Исследование влияния дактилоскопических средств выявления потожировых следов рук на последующее проведение ДНК-анализа. Экспертная практика. Москва: ЭКЦМВД России, 2014; № 76.

4. Кондратов С.А., Дукова КВ., Брагина А.Ю. Выявление, изъятие, упаковка и хранение ДНК-содержащих объектов. Экспертная практика. 2010; № 68.

5. Семенов А.В., Евдокимова В.А. Роль и место ДНК-экспертизы следов пальцев рук, выявленных с помощью дактилоскопических порошков. Вестник Московского университета МВД России. 2017; № 2.

6. Сулимое К.Т., Старовойтов В.И., Панфилов П.Б., Саламатин А.В. Выявление запаховых следов человека (как биологического вида) на предметах-следоносителях: Типовая экспертная методика исследования вещественных доказательств. Москва: ЭКЦ МВД России, 2012; Ч. 2.

7. Жигалова Г.Г, Нестеренко А.В., Медведицкова Л.В., Рясов А.А. Использование приемов обучения: хакатон и оперативное совещание при реализации активных и интерактивных методов проведения практического занятия по дисциплине «Криминалистика» в рамках профессиональной подготовки сотрудников полиции. Мир науки, культуры, образования. 2020; № 1 (80): 135 - 137.

References

1. Borzov A.P., Kostyleva A.A., Kuznecov V.A., Schavelev A.V. Kompleksnoe issledovanie sledovruk na ognestrel'nom oruzhii: metodicheskie rekomendacii. Kiev: DNDEKC, 2011.

2. Doncova Yu.A., Ivashkova A.V., Ryzhova T.M., Chernicyn L.A. Sovremennye metody i sredstva vyyavleniya, iz'yatiya i issledovaniya sledov ruk: uchebnoe posobie. Moskva: 'EKC MVD Rossii, 2010.

3. Druzhinin Yu.A., Lasch-Zavada A.Yu. Issledovanie vliyaniya daktiloskopicheskih sredstv vyyavleniya potozhirovyh sledov ruk na posleduyuschee provedenie DNK-analiza. 'Ekspertnaya praktika. Moskva: 'EKCMVD Rossii, 2014; № 76.

4. Kondratov S.A., Dukova KV., Bragina A.Yu. Vyyavlenie, iz'yatie, upakovka i hranenie DNK-soderzhaschih ob'ektov. 'Ekspertnayapraktika. 2010; № 68.

5. Semenov A.V., Evdokimova V.A. Rol' i mesto DNK-'ekspertizy sledov pal'cev ruk, vyyavlennyh s pomosch'yu daktiloskopicheskih poroshkov. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2017; № 2.

6. Sulimoe K.T., Starovojtov V.l., Panfilov P.B., Salamatin A.V. Vyyavlenie zapahovyh sledov cheloveka (kak biologicheskogo vida) na predmetah-sledonositelyah: Tipovaya 'ekspertnaya metodika issledovaniya veschestvennyh dokazatel'stv. Moskva: 'EKC MVD Rossii, 2012; Ch. 2.

7. Zhigalova G.G., Nesterenko A.V., Medvedickova L.V., Ryasov A.A. Ispol'zovanie priemov obucheniya: hakaton i operativnoe soveschanie pri realizacii aktivnyh i interaktivnyh metodov provedeniya prakticheskogo zanyatiya po discipline «Kriminalistika» v ramkah professional'noj podgotovki sotrudnikov policii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2020; № 1 (80): 135 - 137.

Статья поступила в редакцию 20.09.20

УДК 378

Magomeddibirova Z.A., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chechen State Teachers' University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]

WAYS TO DEVELOP THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS IN THE PROCESS OF THEIR TRAINING. The

given article examines the most relevant ways of primary school teachers professional competence developing in the process of his or her professional training. In addition, the requirements of a modern school for a primary school teacher, their personal traits and competencies are also studied. It reveals the main problems of primary school teachers professional training too, so as main features of competence and activity-based approaches to training future primary school teachers, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.