Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ К ИННОВАЦИОННЫМ ФОРМАМ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ К ИННОВАЦИОННЫМ ФОРМАМ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическая готовность / повышение квалификации / инновационные методики / внутрифирменное развитие / компетентностная модель / psychological and pedagogical readiness / professional development / innovative methods / internal development / competence model

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — И.А. Зуев

В данной статье обосновано, что современные требования к деятельности специалиста, его профессиональному развитию обусловлены процессами модернизации непрерывного образования, внедрением компетентностной модели; все это требует пересмотра традиционных представлений о реализации личностно ориентированной модели профессионального роста специалиста и подразумевает психолого-педагогическую готовность к инновационным формам внутрифирменного повышения квалификации. Исходя из структуры готовности к инновационным формам внутрифирменного повышения квалификации, ее формирование мы считаем сложным процессом, который предполагает создание мотивационно-ценностных установок, конструирование усвоения содержания программ подготовки, основанных на принципах целостности и системности, реализации на практике операционного и личностного потенциала, способности к рефлексии и оценке собственного уровня подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF SPECIALISTS FOR INNOVATIVE FORMS OF IN-HOUSE PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The research shows what modern requirements to a specialist are, his professional development, due to the process of modernization of continuous education, introduction of competence-based model. All these aspects require revision of traditional presents in the realization of personal-oriented model of professional growth of a specialist and means of psychological and pedagogical readiness to innovative forms of corporate training. The work is based on the structure of readiness for innovative forms of in-house professional development. The author considers its formation to be a complex process that involves the creation of motivational and value attitudes, the construction of mastering the content of training programs based on the principles of integrity and consistency, the implementation in practice of operational and personal potential, the ability to reflect and assess one’s own level of training.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ К ИННОВАЦИОННЫМ ФОРМАМ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ»

- создания доброжелательной атмосферы;

- тактичного исправления речевых ошибок.

Особое место во внеурочной деятельности имеют игровые формы работы, коммуникативно-речевые игры, ситуационные упражнения (диалоги, споры, обсуждения, ролевые игры, беседы). Игра моделирует различные ситуации общения, распределяются социальные роли, реализовывается выбор форм речевого поведения, нравственных установок. При создании искусственных ситуаций необходимо детализировать обстоятельства действительности, проигрывать ситуацию (знакомство, благодарность, посещение общественного места, дискуссия и т.д.), чтобы младший школьник усвоил правила речевого общения и речевого этикета.

Внеурочная деятельность рассматривается нами как образовательная деятельность в формах (например, кружковой), направленных на закрепление и расширение знаний младших школьников по следующим темам: «Общение», «Речевой этикет», «Речевая деятельность», «Техника речи».

Библиографический список

Кружковая работа дает возможность познакомить младших школьников с обширной областью невербальной коммуникации (жест, поза, мимика, выражение лица), которая в особых случаях выражает больше, чем язык.

С учетом несформированности культурно-речевых навыков младших школьников реализация культуроведческого аспекта как в урочной, так и внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО, имеющей обязательный характер, дает возможность формировать творческие качества личности, имеет большой воспитательный потенциал. Внеурочная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочных, позволяет реализовать культурологический аспект обучения русскому языку в начальной школе. Но следует учитывать, что у выпускников педагогических вузов надо формировать готовность к осуществлению внеурочной деятельности школьников и с этой целью постоянно осуществлять самообразование [4], в процессе которого осваивать инновационные формы организации урочной и внеурочной деятельности у школьников.

1. Атемова Ф.М. Развитие культурно-речевых навыков речи младших школьников в условиях полилингвальной модели поликультурного образования. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 355 - 356.

2. Кокаева Х.В. Обучение русской монологической речи младших школьников в условиях осетинско-русского двуязычия. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2019.

3. Макоева Ф.С. Формирование коммуникативной компетенции студентов-осетин в курсе «Русский язык и культура речи»: педагогический вуз. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2011.

4. Шумакова А.В. Роль непрерывного самообразования в профессиональном развитии выпускников вуза. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 358 - 360.

References

1. Atemova F.M. Razvitie kul'turno-rechevyh navykov rechi mladshih shkol'nikov v usloviyah polilingval'nqj modeli polikul'turnogo obrazovaniya. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 355 - 356.

2. Kokaeva H.V. Obuchenie russkoj monologicheskoj rechi mladshih shkol'nikov v usloviyah osetinsko-russkogo dvuyazychiya. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2019.

3. Makoeva F.S. Formirovanie kommunikativnoj kompetencii studentov-osetin v kurse «Russkij yazyk i kultura rechi»: pedagogicheskij vuz. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2011.

4. Shumakova A.V. Rol' nepreryvnogo samoobrazovaniya v professional'nom razvitii vypusknikov vuza. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 358 - 360.

Статья поступила в редакцию 15.09.20

УДК 37.018.46

Zuev I.A., postgraduate, Department of Mathematics, Computer Studies and Teaching Methods, Shuisky Branch of Ivanovo State University (Moscow, Russia),

E-mail: ivanzuev2010@mail.ru

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF SPECIALISTS FOR INNOVATIVE FORMS OF IN-HOUSE PROFESSIONAL DEVELOPMENT. The

research shows what modern requirements to a specialist are, his professional development, due to the process of modernization of continuous education, introduction of competence-based model. All these aspects require revision of traditional presents in the realization of personal-oriented model of professional growth of a specialist and means of psychological and pedagogical readiness to innovative forms of corporate training. The work is based on the structure of readiness for innovative forms of in-house professional development. The author considers its formation to be a complex process that involves the creation of motivational and value attitudes, the construction of mastering the content of training programs based on the principles of integrity and consistency, the implementation in practice of operational and personal potential, the ability to reflect and assess one's own level of training.

Key words: psychological and pedagogical readiness, professional development, innovative methods, internal development, competence model.

И.А. Зуев, аспирант, ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет» (Шуйский филиал), г. Москва, E-mail: ivanzuev2010@mail.ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ К ИННОВАЦИОННЫМ ФОРМАМ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

В данной статье обосновано, что современные требования к деятельности специалиста, его профессиональному развитию обусловлены процессами модернизации непрерывного образования, внедрением компетентностной модели; все это требует пересмотра традиционных представлений о реализации личностно ориентированной модели профессионального роста специалиста и подразумевает психолого-педагогическую готовность к инновационным формам внутрифирменного повышения квалификации. Исходя из структуры готовности к инновационным формам внутрифирменного повышения квалификации, ее формирование мы считаем сложным процессом, который предполагает создание мотивационно-ценностных установок, конструирование усвоения содержания программ подготовки, основанных на принципах целостности и системности, реализации на практике операционного и личностного потенциала, способности к рефлексии и оценке собственного уровня подготовки.

Ключевые слова: психолого-педагогическая готовность, повышение квалификации, инновационные методики, внутрифирменное развитие, компетентностная модель.

Формирование в Российской Федерации инновационной модели внутрифирменного повышения квалификации специалистов диктует новые приоритеты в системе дополнительного образования, требуя его стабильной динамичности, непрерывного генерирования инноваций, которые способствовали бы прогрессивному обновлению знаний и, как следствие, формированию человеческого капитала высокого качества, экономическому и социальному росту страны. В современном обществе инновации являются основой новой экономики, основанной на знаниях и основным фактором повышения конкурентоспособности любой фирмы [1].

Современные требования к деятельности специалиста, его профессиональному развитию обусловлены процессами модернизации непрерывного образования, внедрением компетентностной модели; все это требует пересмотра традиционных представлений о реализации личностно ориентированной модели профессионального роста специалиста и подразумевает психолого-педагогическую готовность к инновационным формам внутрифирменного повышения квалификации.

Реформирование образовательной отрасли в первую очередь зависит от уровня подготовки специалистов, которые бы могли внедрять в практическую де-

ятельность современные образовательные технологии, наилучшие результаты педагогических исследований. Обучение специалистов требует поиска механизмов реализации главной цели последипломного образования, которое сформулировано как профессиональное развитие взрослой личности.

Непрерывное профессиональное развитие и повышение квалификации предполагает приобретение новых и совершенствование ранее освоенных компетенций на основе полученного образования и практического опыта. В этих условиях система повышения квалификации нуждается в модернизации профессиональной компетентности и профессионального развития, одним из путей обеспечения которой является внедрение инновационных технологий обучения взрослого человека.

В психологической готовности к инновационной деятельности мы предлагаем выделять следующие компоненты: мотивационные (интерес к деятельности, потребность или желание достичь успеха с помощью инновационных форм обучения); познавательные (понимание обязанностей, задач, оценка их значимости, знание инновационного арсенала средств обучения); эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление); волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от отвлекающих воздействий, преодоление сомнений, робости) [2].

Непосредственная психологическая готовность выступает следствием актуализации педагогической заинтересованности в повышении квалификации. Принято считать, что компонентами готовности личности к повышению квалификации является прямое отношение к ней и позитивная установка (для ситуативной готовности), мотивы, знания о предмете и способах деятельности, имеющиеся навыки и умения их практического использования. Психологическая готовность является составной частью общей профессиональной готовности. Чаще всего ученые выделяют такие компоненты готовности, как мотивационный, содержательный и операционный.

Исходя из структуры готовности к инновационным формам внутрифирменного повышения квалификации, ее формирование мы считаем сложным процессом, который предполагает создание мотивационно-ценностных установок, конструирование усвоения содержания программ подготовки, основанных на принципах целостности и системности, реализацию на практике операционного и личностного потенциала, способность к рефлексии и оценке уровня подготовки [3].

Формирование готовности к инновационной деятельности происходит с соблюдением теоретико-методологических подходов, основными из которых в формировании готовности к инновационной деятельности учеными определены следующие: системно-деятельностный, профессионально-деятельностный, лич-ностно ориентированный, компетентностный, индивидуально-творческий, аксиологический, синергетический подходы и т.п.

Анализ научной литературы по проблеме свидетельствует, что теоретические основы готовности специалистов к инновационным формам внутрифирменного повышения квалификации во многом зависят от психологической готовности к восприятию и реализации нововведений. Важно рассматривать инновационные технологии обучения с разных позиций и подчеркивать, что любая профессия требует постоянного обновления, готовности к изменениям, способности к восприятию потребностей общества и постоянной коррекции профессиональной деятельности.

Технологическая сторона образовательного процесса рассматривалась в свое время Я.А. Коменским, пытавшимся отыскать его общий порядок, именуемый идеальным методом обучения. Главный барьер на пути к применению идеального единого способа обучения заключается в многовариативности и неоднозначности компонентов содержания образовательного процесса и учебных материалов, выражение закономерностей процесса познания. С точки зрения этой темы необходимо говорить об андрагогике как основной науке обучения взрослых людей, помогающей индивиду, имеющему базовое образование, быстро приспособиться ко всем социальным трансформациям, происходящим на рынке труда и в сфере образования. Это обеспечивает профессиональный рост в ходе повышения квалификации, помогает выработать множество направлений для саморазвития и самообразования человека [4].

Изменение структуры внутрикорпоративного повышения квалификации направлено на то, чтобы обеспечить условия, способствующие личностному росту и самореализации человека. На успех компании зачастую влияет качество структуры внутрикорпоративного повышения квалификации. Это приводит к необходимости выработать новые подходы к организационно-педагогической основе, содержательному аспекту и методическому обеспечению такого процесса, как повышение профессионализма. Перспективным направлением повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов является андраго-гической подход, сущность которого заключается в стимулировании, обучении и самосовершенствовании взрослого человека в процессе профессиональной подготовки, учете принципов, форм и методов обучения, социального и индивидуального опыта.

Исходя из этого, главной целью внутрифирменного повышения квалификации является развитие личности специалиста, которое происходит в условиях постоянного преобразования, предполагает внутреннюю активность, что позволяет выйти за пределы установленных стандартов личной и общественной необходимости, реализацию своего понимания содержания, назначения собственной деятельности [5].

Традиционное содержание повышения квалификации на современном этапе вступает в противоречие с новыми задачами, условиями работы и потребностями общества. В связи с этим возникает необходимость активно включиться в перестройку деятельности экономики, в поиск новых, наиболее существенных аргументов относительно обновления тех участков работы, которые вполне себя оправдали вследствие высокого уровня эффективности и результативности в работе, достичь которого может лишь высокопрофессиональный специалист, который стремится развиваться и самосовершенствоваться.

Профессиональный рост связан с личным развитием человека и является одним из его элементов. Его можно описать в трех категориях: развитие как количественное увеличение определенных свойств (например, получение новых знаний и умений); развитие как достижение стандартов (существует желаемое конечное состояние, на которое направляется процесс изменений); развитие как направленность на качественные изменения (они проходят от «худшего» состояния к «лучшему», например, увеличение эффективности деятельности, лучшая организация работы) [5].

Рассмотрим ключевые свойства, характерные инновационным технологиям повышения квалификации. Это, в частности, научный характер (технологии должны соответствовать последним научно-техническим достижениям, научным параметрам, должны иметь под собой психолого-педагогическую базу, единую теорию либо конкретные научные тезисы); структурный характер (цели, дидактический процесс и содержание должны быть взаимосвязаны и гармонизированы); концептуальный характер (определенная научная теория либо совокупность представлений). Кроме того, сюда следует включить фактор воспроизводимости (все действия, стадии, этапы должны быть алгоритмизированы, что способствует достижению целей и несложному воспроизведению технологий всеми субъектами обучения); цели диагностического характера и отвечающие им результаты при минимальных затратах для их обеспечения; продуктивность (определение того, насколько соответствует та или иная цель полученному результату); фактор мотивированности (образовательный процесс необходимо выстраивать как структуру, включающую в себя познавательные задачи и проблемные ситуации, цель которых - выработать внутренние мотивы самостоятельности и образования); фактор алгоритмичности (строгая очередность и порядок осуществления действий, в основе которого лежит внутренняя логика и образовательный процесс, однозначность реализации тех или иных процедур и оформления разнообразных действий); фактор информационности (должны наличествовать методы и инструменты сбора, обработки и передачи данных, позволяющие получить новую информацию касательно исследуемого объекта); фактор оптимальности (образовательный процесс должен быть оптимизирован, необходимо обеспечить его экономичность с тем, чтобы достичь планируемого результата в максимально короткий промежуток времени) [2].

Пути профессионального развития в процессе повышения квалификации с использованием инноваций следующие:

- диагностика профессиональной компетентности;

- обеспечение дифференцированного подхода к повышению квалификации работников;

- внедрение инновационных технологий обучения;

- обновление содержания образовательно-профессиональных программ;

- внедрение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе;

- обеспечение практической направленности курсов повышения квалификации;

- привлечение педагогов-новаторов к учебному процессу;

- организация обратной связи [4].

Концептуально-теоретический компонент модели информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации работников раскрывает их исходные теоретические положения, цель, задачи, теоретические основы, принципы и условия ее функционирования, нормативно-правовые документы, сопровождающие внедрение образовательных инноваций.

Этот компонент является системообразующим для других структурных компонентов модели и обеспечивает ее функционирование в соответствии с целью, задачами на основе обоснованных принципов; определяет содержание информации об образовательных инновациях и направление деятельности структурных подразделений по внедрению образовательных инноваций.

Принципы, на которых основывается разработанная модель системы информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций таковы: соответствие законодательной и нормативно-правовой базе; целевой подход к информационному обеспечению внедрения образовательных инноваций, информационная безопасность, регулирование информационных отношений, оптимизация информационного обеспечения, эффективное использование информационно-коммуникационных технологий, функциональная организация, полнота и надежность информации об образовательных инновациях [2].

Структурные составляющие модели информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации работников:

- организационно-методическая (способствует мотивации педагогических работников к участию в инновационных процессах, разработке научно-методиче-

ской документации для использования инновации - программы, плана реализации, методик внедрения инновации и др.);

- информационно-аналитическая (обеспечивает анализ и обобщение информации о инновации, системное информирование работников и обмен информацией на этапах внедрения образовательной инновации);

- презентационная (обеспечивает освещение результатов внедрения образовательной инновации, наполнение общественно-образовательной среды информацией об образовательных инновациях).

К условиям эффективного функционирования модели информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации относим:

- методические - обеспечение наличия отобранной и систематизированной информации об образовательных инновациях и методах их внедрения;

- организационные - обновление существующих и создание новых информационных ресурсов для накопления информации и обеспечение ее доступности широкому кругу;

- технологические - эффективное применение современных информационно-коммуникационных технологий и Интернета для осуществления информационных процессов (поиска, сбора, обработки и распространения информации) и инновационной деятельности работников;

- коммуникационные - формирование единого информационного пространства системы повышения квалификации работников, что обеспечит активный обмен информацией, доступ к внешним источникам информации и организацию функционирования внутренних и внешних информационных потоков [5].

Содержательный компонент модели информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации характеризуется наличием отобранной и систематизированной информации об образовательных инновациях, различных видов информационных ресурсов (открытые, закрытые) и источников (современные, традиционные); определяет содержание работы специальных внутрифирменных подразделений по инновационной и информационной деятельности работников; наполняет другие структурные компоненты модели информационного обеспечения информацией в соответствии с определенными критериями ее качества:

- концептуально-теоретическим - нормативно-правовыми документами, в которых определены цели, задачи, функции, принципы и стратегии усовершенствования модели информационного обеспечения;

- организационно-педагогическим - методическими и инструктивными материалами по внедрению образовательных инноваций;

Библиографический список

- технологическим - информационными данными и инструкциями по осуществлению информационных процессов на этапах внедрения образовательных инноваций.

Организационно-педагогический компонент модели информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации работников предусматривает создание структурных подразделений по инновационной и информационной деятельностям, обеспечение их работы. Структурные подразделения осуществляют сбор, анализ и систематизацию информации об образовательных инновациях, создают документальную базу, консультируют участников внедрения образовательных инноваций, содержательно наполняют информационные ресурсы, сопровождают работу баз данных и банков [3].

Итак, модель информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации работников характеризуется:

1) согласованностью и взаимосвязью ее структурных компонентов;

2) возможностью корректировки целей, задач и содержания в соответствии с типом образовательной инновации и условий ее внедрения в конкретной фирме;

3) вариативностью сочетания информационных элементов ее структурных компонентов;

4) наличием субъекта и объекта - структурного подразделения, ответственного работника, который выполняет организационную функцию информационного обеспечения внедрения;

5) применением технологий эффективного использования информационных ресурсов, источников, информационных процессов внедрения образовательных инноваций.

Компоненты модели информационного обеспечения внедрения образовательных инноваций в систему повышения квалификации определяются информационными потребностями всех фирм, которые являются участниками инновационных процессов в глобальном мировом пространстве.

На основе изучения научных трудов определены условия, способствующие результативному внедрению образовательных инноваций в систему повышения квалификации работников: организационно-методические; аналитически-информационные; психолого-педагогические. Процесс внедрения образовательных инноваций характеризуется новыми или усовершенствованными теоретическими подходами и технологиями и требует соответствующего обеспечения: научного, методического, информационного, организационного, кадрового, технического и финансово-материального.

1. Фокин Н.И. Содержание повышения квалификации управленческих кадров образовательных организаций в современных условиях. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017; Т. 9, № 3-1.

2. Костюкова Т.П., Лысенко И.А., Саубанов В.С. Концентрация ресурсов курсов повышения квалификации на инновационных направлениях развития. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018; № 1 (34).

3. Казарова Т.В., Ковалева Ю.С. Инновационные подходы к повышению производительности труда на предприятиях. Синергия наук. 2017; № 7.

4. Гущина О.М., Михеева О.П. Массовые открытые онлайн-курсы в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Образование и наука. 2017; Т. 19, № 7.

5. Луцкая И.К., Новак H В. Инновационные методы преподавания на курсах повышения квалификации. Стоматология. Эстетика. Инновации. 2020; Т. 4, № 1. References

1. Fokin N.I. Soderzhanie povysheniya kvalifikacii upravlencheskih kadrov obrazovatel'nyh organizacij v sovremennyh usloviyah. Istoricheskaya isociai'no-obrazovatei'naya mysï. 2017; T. 9, № 3-1.

2. Kostyukova T.P., Lysenko I.A., Saubanov V.S. Koncentraciya resursov kursov povysheniya kvalifikacii na innovacionnyh napravleniyah razvitiya. Nauchnoeobespecheniesistemy povysheniya kvaiifikacii kadrov. 2018; № 1 (34).

3. Kazarova T.V., Kovaleva Yu.S. Innovacionnye podhody k povysheniyu proizvoditel'nosti truda na predpriyatiyah. Sinergiya nauk. 2017; № 7.

4. Guschina O.M., Miheeva O.P. Massovye otkrytye onlajn-kursy v sisteme podgotovki i povysheniya kvalifikacii pedagogicheskih kadrov. Obrazovanieinauka. 2017; T. 19, № 7.

5. Luckaya I.K., Novak N V. Innovacionnye metody prepodavaniya na kursah povysheniya kvalifikacii. Stomatoiogiya. 'Estetika. Innovacii. 2020; T. 4, № 1.

Статья поступила в редакцию 21.09.20

УДК 37.013.78.

Kostyleva T.A., Cand. of Sciences (Philosophy), senior lecturer, Humanities Institute of Northern Studies, Ugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia),

E-mail: kostyleva_t@mail.ru

Karabulatova I.S., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Department of Foreign Languages, Philological Faculty, RUDN-university; Department of Philology,

Ugra State University (Urga, Russia), E-mail: radogost2000@mail.ru

Danilova A.D., teacher, Humanitarian Institute of Northern Studies, Ugra State University (Ugra, Russia), E-mail: adustyanceva@mail.ru

SCENARIO APPROACH IN MODERN EDUCATION. The entire range of educational services provided by state and non-state universities of various significance does not always adequately reflect the transformation of the requirements of the socio-economic sphere of modern society. Today, there are grandiose systemic changes that are due to the need to eliminate deformations in the system of higher professional education in Russia, formed in the Soviet era. The priority focus of scenario management of the regional system of higher professional education is predetermined by strategies for designing the development of a particular university, creating various mythologies of a university as "stories of promising development", which form the effectiveness of an adaptive environment for solving economic challenges in the regions, for drawing up multivariate programs aimed at the future development of the economy and services of the region. These points have a good structure and logic for understanding the future prospects of education by the population as a whole, which makes it possible to clearly present themselves in a specific labor market according to the criterion of compliance with the level of human capital in the region.

Key words: scenario approach, education system, globalization, education strategies, sociology of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.