Научная статья на тему 'Методика подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации'

Методика подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1327
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / TEACHER’S TRAINING FOR INNOVATIVE ACTIVITY / TEACHER’S READINESS FOR INNOVATIVE ACTIVITY / ADVANCED SKILL MASTERING COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колоколова Наталья Ивановна

В статье описывается вариант специальной подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации. Предложена её реализация в рамках методики подготовки учителя к инновационной деятельности. Раскрываются основные положения методики: учитель является субъектом своего профессионального развития при подготовке к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, при сопровождении со стороны специалиста учреждения дополнительного профессионального образования он выстраивает и реализует собственный индивидуальный маршрут подготовки к инновационной деятельности; для подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, создаются и реализуются специальные курсы повышения квалификации; подготовка учителя к инновационной деятельности в рамках курсов повышения квалификации осуществляется на основе спроектированного индивидуального образовательно-профессионального маршрута, его проектирование и реализация обеспечивается сопровождением со стороны специалиста учреждения дополнительного профессионального образования; реализация методики подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, осуществляется в соответствии с этапами (диагностико-мотивационный; обучающий; рефлексивно-проектировочный; практический), при этом этапы методики сопряжены с этапами сопровождения подготовки учителя к инновационной деятельности.Для иллюстрации реализации методики подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, описаны курсы длительного повышения квалификации «Обучение школьников физике в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», проблемный семинар «Инновационная деятельность учителя физики». Программы данных курсов создавались на основе идеи «проживания» инноваций (подготовку к инновационной деятельности следует осуществлять на основе инноваций в образовании, т.е. обучение слушателей на курсах повышения квалификации целесообразно организовывать с использованием тех инноваций, которые планируются к внедрению или внедряются в школьное образование).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колоколова Наталья Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHERS TRAINING FOR INNOVATION ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF PROFESSIONAL SKILL MASTERING

This article describes the way of teacher’s training for innovative activity in the conditions of professional skill mastering. Its realization is offered within a teacher training technique for innovative activity. The basic notions of the technique are revealed. The teacher is the subject of his professional development by preparation for innovative activity in the conditions of professional skill mastering. He builds and realizes his own individual route of preparation for innovative activity with the help of the specialist from the institution of additional professional education. For this purpose there were organized and realized special advanced training courses. The preparation of the teacher for innovative activity within these advanced training courses is carried out on the basis of the planned individual educational and professional route. Its projecting and realization are provided with the support of a specialist from the institution of additional professional education. The technique realization is carried out according to the certain stages (the diagnose-motivational stage; the training stage; the reflexive and projecting stage; the practical stage), and in addition to this, all the technique stages are interconnected with the support stages of the teacher preparation for innovative activity. In order to show how the technique is realized, we present the description of the professional skill mastering courses counted for a long period of time, that is,«Physics teaching of school students in the conditions of the Federal State Educational Standard introduction of the main general education”. Also there is a problem seminar “Innovative activity of a physics teacher”. The Programs of these courses were created on the basis of the idea of innovations “living” (preparation for innovative activity should be carried out on the basis of the innovations in the education, i. e. the professional skill mastering courses for listeners are sensible to organize with the use of those innovations which are planned to introduce or take root into the school education).

Текст научной работы на тему «Методика подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации»

УДК 371.14 ББК 74.05

Наталья Ивановна Колоколова,

канд. пед. наук, старший методист, Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

(Чита, Россия), e-mail: RaitinaNI@mail.ru

Методика подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации1

В статье описывается вариант специальной подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации. Предложена её реализация в рамках методики подготовки учителя к инновационной деятельности. Раскрываются основные положения методики: учитель является субъектом своего профессионального развития при подготовке к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, при сопровождении со стороны специалиста учреждения дополнительного профессионального образования он выстраивает и реализует собственный индивидуальный маршрут подготовки к инновационной деятельности; для подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, создаются и реализуются специальные курсы повышения квалификации; подготовка учителя к инновационной деятельности в рамках курсов повышения квалификации осуществляется на основе спроектированного индивидуального образовательно-профессионального маршрута, его проектирование и реализация обеспечивается сопровождением со стороны специалиста учреждения дополнительного профессионального образования; реализация методики подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, осуществляется в соответствии с этапами (диагностико-мотивационный; обучающий; рефлексивно-проектировочный; практический), при этом этапы методики сопряжены с этапами сопровождения подготовки учителя к инновационной деятельности.

Для иллюстрации реализации методики подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, описаны курсы длительного повышения квалификации «Обучение школьников физике в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», проблемный семинар «Инновационная деятельность учителя физики». Программы данных курсов создавались на основе идеи «проживания» инноваций (подготовку к инновационной деятельности следует осуществлять на основе инноваций в образовании, т. е. обучение слушателей на курсах повышения квалификации целесообразно организовывать с использованием тех инноваций, которые планируются к внедрению или внедряются в школьное образование).

Ключевые слова: подготовка учителя к инновационной деятельности, готовность учителя к инновационной деятельности, положения методики подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, курсы повышения квалификации.

Natalia Ivanovna Kolokolova,

Candidate of Pedagogy, Senior Methodologist, Transbaikal Regional Institute of Professional Development and Professional Retraining of Educators (Chita, Russia), e-mail: RaitinaNI@mail.ru

Methods of Teachers Training for Innovation Activity in the conditions of professional skill mastering

This article describes the way of teacher’s training for innovative activity in the conditions of professional skill mastering. Its realization is offered within a teacher training technique for innovative activity. The basic notions of the technique are revealed. The teacher is the subject of his professional development by preparation for innovative activity in the conditions of professional

1 Работа выполнена в рамках uосударственного задания вузу Минобрнауки РФ, №6.3666.2011

© Колоколова Н. И., 2013

skill mastering. He builds and realizes his own individual route of preparation for innovative activity with the help of the specialist from the institution of additional professional education. For this purpose there were organized and realized special advanced training courses. The preparation of the teacher for innovative activity within these advanced training courses is carried out on the basis of the planned individual educational and professional route. Its projecting and realization are provided with the support of a specialist from the institution of additional professional education. The technique realization is carried out according to the certain stages (the diagnose-moti-vational stage; the training stage; the reflexive and projecting stage; the practical stage), and in addition to this, all the technique stages are interconnected with the support stages of the teacher preparation for innovative activity. In order to show how the technique is realized, we present the description of the professional skill mastering courses counted for a long period of time, that is, «Physics teaching of school students in the conditions of the Federal State Educational Standard introduction of the main general education”. Also there is a problem seminar “Innovative activity of a physics teacher”. The Programs of these courses were created on the basis of the idea of innovations “living” (preparation for innovative activity should be carried out on the basis of the innovations in the education, i. e. the professional skill mastering courses for listeners are sensible to organize with the use of those innovations which are planned to introduce or take root into the school education).

Keywords: teacher’s training for innovative activity; teacher’s readiness for innovative activity, condition of the teacher’s training technique for innovative activity in the conditions of the professional skill mastering process, advanced skill mastering courses.

Сегодня в систему образования активно внедряются новшества, поэтому учитель должен быть готов к их освоению и использованию в образовательном процессе. Подготовка учителя к инновационной деятельности является одной из основных задач повышения квалификации, результатом которой является сформированная готовность учителя к инновационной деятельности. При подготовке учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации происходит его профессиональное развитие, детерминированное формированием готовности к инновационной деятельности как интегративного профессионально значимого качества личности. С опорой на исследование С. И. Десненко [1] подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации понимается как взаимосвязанные, взаимодополняемые и взаимообусловленные процессы: овладения учителем инновационной деятельностью с учётом субъективного опыта её осуществления в образовательном учреждении и профессионального развития учителя, ориентированного на выполнение инновационной деятельности. Профессиональное развитие учителя рассматривается с позиций результативности его подготовки к инновационной деятельности. Готовность учителя к инновационной деятельности -это интегративное профессионально значимое качество личности учителя, в состав

которого входят структурные компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивный, операционально-деятельностный, эмоционально-волевой) и функциональные компоненты (функции - побудительная, исполнительная, регулирующая) [6].

Методика подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, разрабатывалась на основе модели названной подготовки [6]. Структурно модель включает: целевой, содержательный, организационнодеятельностный и рефлексивно-оценочный блоки; педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки на основе субъект-субъектного взаимодействия специалиста учреждения дополнительного профессионального образования (ДПО) и учителя в рамках взаимосвязанных, взаимодополняемых и взаимообусловленных процессов: а) овладения учителем инновационной деятельностью с учётом имеющегося у него субъективного опыта её осуществления в образовательном учреждении и б) профессионального развития учителя, ориентированного на выполнение инновационной деятельности. Методика подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации разрабатывалась с учётом должностных обязанностей и требований к квалификации учителей [4], а также с учётом требований к педагогическим

работникам, имеющим (или претендующим) на высшую или первую квалификационные категории [3].

Основные положения методики подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, следующие:

1. Учитель является субъектом своего профессионального развития при подготовке к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации. Он при сопровождении со стороны специалиста учреждения ДПО на основе имеющихся профессиональных потребностей с учетом субъективного опыта осуществления инновационной деятельности в образовательном учреждении выстраивает и реализует собственный индивидуальный маршрут подготовки к инновационной деятельности.

2. Для подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, создаются и реализуются специальные курсы повышения квалификации. Их содержание выстраивается с учетом изменений в Российской системе образования, на основе современных достижений науки о педагогических инновациях и инновационной деятельности учителя. Структурно содержание курсов повышения квалификации строится на основе модульного подхода. Данный подход позволяет учителю на основе предложенных модулей реализовывать выбор актуального содержания подготовки учителя к инновационной деятельности.

3. Подготовка учителя к инновационной деятельности в рамках курсов повышения квалификации осуществляется на основе спроектированного индивидуального образовательно-профессионального маршрута (ИОПМ). Проектирование и реализация данного маршрута обеспечивается сопровождением со стороны специалиста учреждения ДПО. Для объективной оценки эффективности подготовки учителя к инновационной деятельности и оказания ему помощи в разработке и реализации ИОПМ со стороны сопровождающего осуществляется мониторинг процесса подготовки учителя к инновационной деятельности.

132

Реализация методики подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, осуществляется в соответствии со следующими этапами: диагностико-мотивационный, обучающий, рефлексивно-проектировочный, практический. При этом этапы методики сопрягаются с этапами сопровождения подготовки учителя к инновационной деятельности.

Для реализации методики подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие, разработаны курсы повышения квалификации (КПК): курсы длительного повышения квалификации «Обучение школьников физике в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», проблемный семинар «Инновационная деятельность учителя физики» [7]. Программы КПК создавались на основе идеи «проживания» инноваций

[5]: подготовка к инновационной деятельности должна осуществляться на основе инноваций в образовании, т. е. обучение слушателей на КПК должно быть организовано с использованием тех инноваций, которые планируются к внедрению или внедряются в школьное образование. На КПК осуществляется подготовка учителя к освоению и реализации следующих новшеств: ФГОС нового поколения, проектирование и реализация индивидуальных образовательных программ учащихся с использованием современных образовательных технологий, сопровождение развития личности детей в образовательном процессе, осуществление мониторинга достижений учеников, их компетенций и способностей, разработка электронных дидактических материалов и др. Деятельность учителя на КПК ориентирована на создание совокупности инновационных образовательных продуктов как результатов обучения, которые учителю необходимы для использования в практической педагогической деятельности.

Содержание КПК и деятельность учителя строится с учётом положений нормативных документов [2; 3; 4; 8]. В основу содержания КПК положен профессиональный стандарт педагогической деятельности,

включающий совокупность основных компетентностей учителя: компетентность в области личностных качеств; компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности; компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности; компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений; компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности; компетентность в организации педагогической деятельности [2. С. 17]. В связи с этим деятельность учителя на КПК направлена на решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятие педагогических решений; организация учебной деятельности.

Содержание разработанных КПК построено на основе модульного подхода и состоит из трёх взаимосвязанных частей. Инвариантная часть (50 % учебного времени) является обязательной для изучения всеми участниками КПК. Содержание тем КПК, заданий, вопросов представлено в соответствии с двумя уровнями сложности -базовым и творческим. Вариативная часть (25 % учебного времени) представлена модулями по выбору. Каждый учитель выбирает необходимое количество модулей по выбору в зависимости от профессиональных отребностей с учётом субъективного опыта осуществления инновационной деятельности в образовательном учреждении. Примерный перечень модулей по выбору предлагается учителям и может изменяться в зависимости от их конкретных профессиональных потребностей. В рамках индивидуальной части (25 % учебного времени) каждый обучающийся в течение КПК готовит инновационные образовательные продукты (например, проекты). При этом удовлетворяются профессиональные потребности учителя и потребности образовательного учреждения. Специалист учреждения ДПО осуществляет сопровождение продвижения учителя по ИОПМ, оказывает учителю помощь в профессиональных затруднениях.

Занятия строятся таким образом, чтобы обеспечить активное профессиональное

общение участников КПК. При этом имеющийся у учителя субъективный опыт осуществления инновационной деятельности в образовательном учреждении используется посредством организации его рефлексии, предоставления возможности обсуждения профессиональных достижений и возникающих при этом проблем. Деятельность учителей на занятиях организуется на основе применения современных технологий. Итогом работы учителя выступают предлагаемые пути решения проблем осуществления инновационной деятельности и созданный конкретный образовательный продукт. Педагогам предоставляется возможность работать в формате современных способов обучения: активное обсуждение информации, обмен мнениями, дискуссии, профессиональная рефлексия, проектирование и экспертиза инновационного образовательного продукта и т. п. На КПК создаются условия для внеаудиторной работы исследовательского характера с широким использованием информационно-коммуникационных технологий.

Учителю на КПК предлагается учебнометодический комплекс (далее УМК), основу которого составляет специально разработанное учебное пособие [7]. Данный УМК включает следующие элементы: инструктивный (руководство по освоению программы КПК); информационный (структурированная определённым образом учебно-профессиональная информация); коммуникативный (руководство по организации самостоятельной работы учителей); контрольный (определение цели проведения мониторинга процесса формирования готовности учителя к инновационной деятельности, формы его проведения). Комплекс содержит материалы на бумажных носителях, а также в виде электронных образовательных ресурсов.

На рисунке представлены этапы методики подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации, направленной на его профессиональное развитие. Раскроем этапы методики.

Первый этап методики (диагностикомотивационный) охватывает начальный период обучения учителя на КПК. На данном этапе обучения у него формируется ценностное отношение к инновационной деятельности и её результатам; осознаёт-

133

ся значимость подготовки к инновационной деятельности. Главные задачи первого этапа: формирование у учителя ценностных ориентаций и положительного отношения к инновационной деятельности, установки на приобретение знаний и умений в области инновационной деятельности; содействие в формировании готовности к инновационной деятельности как профессионально значимого качества личности учителя и основы продуктивного осуществления инновационной деятельности в школе. Для решения этих задач специалист учреждения ДПО оказывает помощь учителю в проведении

самодиагностики исходного уровня готовности к инновационной деятельности; на основе анализа её результатов помогает проектировать ИОПМ подготовки учителя к инновационной деятельности с учётом его субъективного опыта осуществления инновационной деятельности в образовательном учреждении. Первый этап методики соотносится с первым этапом сопровождения подготовки к инновационной деятельности

[6]. На первом этапе преимущественно формируется мотивационно-ценностный компонент готовности к инновационной деятельности, частично - эмоционально-волевой.

Рис. Этапы методики подготовки учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации

На втором этапе (обучающем) происходит реализация спроектированного учителем индивидуального ИОПМ подготовки к инновационной деятельности в рамках курсов повышения квалификации. У учителя на данном этапе продолжает формироваться ценностное отношение к инновационной деятельности и её результатам. В рамках подготовки учителями выполняются действия:

1) анализ состояния образовательной деятельности в школе; 2) поиск и оценка педагогических новшеств, применение которых целесообразно в том образовательном учреждении, в котором работает учитель; 3) разработка предложений о внедрении педагогических новшеств в образовательную

134

систему школы; 4) проектирование изменений; 5) разработка программы деятельности по внедрению новшеств; 6) подготовка педагогического эксперимента.

Вовлечение на втором этапе всех участников КПК в субъект-субъектное взаимодействие происходит на основе: а) учёта субъективного опыта осуществления инновационной деятельности в образовательном учреждении, имеющегося у учителя; б) применения гуманитарных технологий, форм и методов активного и проблемного обучения; в) организации индивидуальных и групповых консультаций, «круглых столов», мастер-классов; г) вовлечения учителя в работу рефлексивных тренингов, проблемных лекций и лекций-диалогов, практикумов,

проектировочных семинаров в работу над созданием совокупности инновационных образовательных продуктов и т. д.

На данном этапе методики продолжается мониторинг подготовки учителя к инновационной деятельности. На основе его результатов учитель при сопровождении специалиста учреждения ДПО анализирует и корректирует запланированные цели, направленные на овладение способами инновационной деятельности, а также производит сравнение запланированных и реализованных целей, осуществляет самооценку собственной деятельности. Основной задачей второго этапа является сопровождение учителя в овладении способами инновационной деятельности на уровне, соответствующем его профессиональным потребностям с учётом субъективного опыта осуществления инновационной деятельности в образовательном учреждении. Второй этап методики соотносится со вторым этапом сопровождения подготовки к инновационной деятельности. На втором этапе наиболее динамично формируется когнитивный компонент готовности к инновационной деятельности и частично - операционально-деятельностный.

На третьем этапе (рефлексивно-проектировочном) производится определение уровня сформированности у учителя компонентов готовности к инновационной деятельности и проектирование направлений осуществления инновационной деятельности в образовательном учреждении. При этом используется система критериев и показателей [6]. В зависимости от результатов мониторинга подготовки к инновационной деятельности со стороны специалиста учреждения ДПО осуществляется индивидуальное консультирование учителя, оказывается помощь в определении дальнейших путей реализации инновационной деятельности в образовательном учреждении. Таким образом, главными задачами третьего этапа являются следующие: 1) оказание помощи учителю в выявлении путей и средств осуществления инновационной деятельности, её творческой реализации в школе;

2) проектирование путей дальнейшего осуществления инновационной деятельности в образовательном учреждении. Третий этап методики соотносится с третьим этапом сопровождения подготовки учителя к иннова-

ционной деятельности. На третьем этапе наиболее динамично формируется эмоционально-волевой компонент готовности.

Четвёртый этап (практический) реализуется в образовательном учреждении, в котором работает педагог. Он вовлекается в инновационную образовательную среду образовательного учреждения, реализуя актуальные для данного образовательного учреждения новшества с помощью разработанных на КПК инновационных образовательных продуктов. На этом этапе особую значимость приобретают такие виды деятельности, как педагогический эксперимент, выполняемый учителем, по выявлению эффективности и целесообразности использования педагогических новшеств, а со стороны специалиста учреждения ДПО -оказание дистанционной помощи учителю через индивидуальное консультирование по актуальным проблемам инновационной деятельности с применением интернет-технологий. Дистанционная помощь заключается в следующем: 1) поддержание связи с учителем средствами Intemet (размещение необходимых диагностических материалов -методик и инструкций для их обработки, теоретических и практических материалов, методических и информационных писем в специальной рубрике официального сайта ИПКРО, дистанционное общение по электронной почте, видеоконференции, онлайн-консультации и т. п.); 2) организация взаимодействия учителя с другими педагогами, осуществляющими инновационную деятельность (сетевое взаимодействие);

3) организация обсуждения проблем и достижений с помощью тематических форумов, вебинаров и т. п. Четвёртый этап методики соотносится с четвёртым этапом сопровождения подготовки учителя к инновационной деятельности. На данном этапе преимущественно формируется операционально-деятельностный компонент готовности к инновационной деятельности.

Таким образом, подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации на основе разработанной методики способствует профессиональному развитию педагога, формированию готовности учителя к инновационной деятельности, к освоению и использованию в образовательном процессе новшеств.

Список литературы

1. Десненко С. И. Концепция профессионально-методической подготовки студентов педвузов к решению задачи развития личности учащихся при обучении физике в школе: монография. М., 2007. 260 с.

2. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под ред.

В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. М., 2010. 174 с.

3. О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений: приказ Министерства образования и науки России от 26.04.2010. № 209. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m209.html (дата обращения: 04.06.2010).

4. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ Минздравсоцразвития России от 14.08. 2009. № 593.

URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940 (дата обращения: 29.06.2010).

5. Проектирование учебно-методического обеспечения модулей инновационной образовательной программы: метод. пособие / О. В. Акулова [и др.]; под ред. C. А. Гончарова.

СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. 159 с.

6. Раитина Н. И. Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях повышения квалификации как фактор профессионального развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Чита, 2011. 24 с.

7. Раитина Н. И. Сопровождение процесса формирования готовности к инновационной деятельности учителя физики в условиях дополнительного профессионального образования: учеб. пособие / под ред. С. И. Десненко. Чита: ЗабКИПКРО, 2010. 141 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: проект. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId (дата обращения: 19.06.2013).

References

1. Desnenko S. I. Kontseptsiya professionalno-metodicheskoy podgotovki studentov pedvuzov k resheniyu zadachi razvitiya lichnosti uchashchikhsya pri obuchenii fizike v shkole: monografiya. M., 2007. 260 s.

2. Metodika otsenki urovnya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov / pod red.

V. D. Shadrikova, I. V. Kuznetsovoy. M., 2010. 174 s.

3. O poryadke attestatsii pedagogicheskikh rabotnikov gosudarstvennykh i munitsipalnykh obrazovatelnykh uchrezhdeny: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossii ot 26.04.2010. №

209. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m209.html (data obrashcheniya: 04.06.2010).

4. Ob utverzhdenii Yedinogo kvalifikatsionnogo spravochnika dolzhnostey rukovoditeley, spetsialistov i sluzhashchikh, razdel «Kvalifikatsionnye kharakteristiki dolzhnostey rabotnikov obrazovaniya»: prikaz Minzdravsotsrazvitiya Rossii ot 14.08. 2009. № 593. URL: http://www. minzdravsoc.ru/docs/mzsr/orders/940 (data obrashcheniya: 29.06.2010).

5. Proyektirovaniye uchebno-metodicheskogo obespecheniya moduley innovatsionnoy obrazovatelnoy programmy: metod. posobiye / O. V. Akulova [i dr.]; pod red. C. A. Goncharova.

SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2007. 159 s.

6. Raitina N. I. Podgotovka uchitelya k innovatsionnoy deyatelnosti v usloviyakh povysheniya kvalifikatsii kak faktor professionalnogo razvitiya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk.

Chita, 2011. 24 s.

7. Raitina N. I. Soprovozhdeniye protsessa formirovaniya gotovnosti k innovatsionnoy deyatelnosti uchitelya fiziki v usloviyakh dopolnitelnogo professionalnogo obrazovaniya: ucheb. posobiye / pod red. S. I. Desnenko. Chita: ZabKIPKRO, 2010. 141 s.

8. Federalny gosudarstvenny obrazovatelny standart obshchego obrazovaniya: proyekt.

URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId (data obrashcheniya: 19.06.2013).

Статья поступила в редакцию 29 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.