Научная статья на тему 'Научно-методическое обеспечение региональных механизмов сценарного управления высшими учебными заведениями'

Научно-методическое обеспечение региональных механизмов сценарного управления высшими учебными заведениями Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГНОЗ / FORECAST / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FORECASTING / СЦЕНАРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / SCENARIO MODELING / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / RESEARCH / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATION AND INNOVATION / UNIVERSITIES / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / МЕГАПОЛИС / METROPOLIS / ВУЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диброва Ж.Н.

В статье разработано научнометодическое обеспечение региональных механизмов сценарного управления высшими учебными заведениями. Дана характеристика и проведено описание экономических методик сценарного управления вузами в регионе, при этом в качестве основных экономических методик рассмотрены: методика прогнозирования деятельности вуза в регионе (расчетно-аналитическая методика) и методика форсайттехнологий (экспертная методика). Проанализированы и разработаны основные составляющие методики: 1) прогнозирования деятельности вуза на уровне региона; 2) форсайттехнологий для обеспечения ускоренного инновационного развития вуза в регионе; 3) организационного проектирования вуза в регионе; 4) определения эффективных управленческих воздействий на деятельность вуза. Изучена целевая направленность и основные показатели сценарного управления вузами на уровне регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Диброва Ж.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodological support of regional mechanisms scenario control of higher education institutions

The article developed scientific and methodological support of regional mechanisms scenario control of higher education institutions. Analyzed and developed the main components of the methodology: 1) forecasting activities of the University at the regional level; 2) foresight technologies to provide innovative development of the University in the region; 3) organizational design University in the region; 4) determine the effective management of impacts on the activities of the University. Studied targeting and key indicators of scenario management institutions at the regional level.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое обеспечение региональных механизмов сценарного управления высшими учебными заведениями»

УДК 332.146.2

Научно-методическое обеспечение региональных механизмов сценарного управления высшими учебными заведениями

Диброва Ж.Н. j1974@bk.ru ФБГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления» им. К.Г. Разумовского Москва, пер. Большой Дровяной, д. 17, стр. 1

В статье разработано научно- методическое обеспечение региональных механизмов сценарного управления высшими учебными заведениями. Дана характеристика и проведено описание экономических методик сценарного управления вузами в регионе, при этом в качестве основных экономических методик рассмотрены: методика прогнозирования деятельности вуза в регионе (расчетно-аналитическая методика) и методика форсайт- технологий (экспертная методика). Проанализированы и разработаны основные составляющие методики: 1) прогнозирования деятельности вуза на уровне региона; 2) форсайт- технологий для обеспечения ускоренного инновационного развития вуза в регионе; 3) организационного проектирования вуза в регионе; 4) определения эффективных управленческих воздействий на деятельность вуза. Изучена целевая направленность и основные показатели сценарного управления вузами на уровне регионов.

Ключевые слова: прогноз, прогнозирование, сценарное моделирование, научно-исследовательская, образовательная и инновационная деятельность, вуз, человеческий капитал, мегаполис.

Scientific and methodological support of regional mechanisms scenario control

of higher education institutions

Dibrovа J.N. j1974@bk.ru Moscow state University of technologies and management of K.G.Razumovsky, Moscow, Russia

The article developed scientific and methodological support of regional mechanisms scenario control of higher education institutions. Analyzed and developed the main components of the methodology: 1) forecasting activities of the University at the regional level; 2) foresight technologies to provide innovative development of the University in the region; 3) organizational design University in the region; 4) determine the effective management of impacts on the activities of the University. Studied targeting and key indicators of scenario management institutions at the regional level.

Keywords: forecast, forecasting, scenario modeling, research, education and innovation, universities, human capital, metropolis.

Представим далее основные расчетно-аналитические и экспертные методики построения сценариев управления высшими учебными заведениями (вузами) на уровне региона.

Рассматривая основные расчетно-аналитические и экспертные методики построения сценариев управления вузами на уровне региона как важное средство по достижению системы определенных целей, на базе которых из современного состояния система высшего профессионального образования (ВПО) региона переходит в более качественное, с новыми характеристиками функционирования вузов в регионе, состояние, важно уделить внимание эффективности процессов применения ресурсов в системе

ВПО, а также процессов рационализации структуры экономических и организационных механизмов сценарного управления вузами в регионе [1]. Иными словами, здесь необходимо указать на основные показатели сценарного управления вузами на уровне региона.

В этом аспекте, разработка расчетно-аналитических и экспертных методик построения сценариев управления вузами на уровне региона должна базироваться на системе принципов:

-принцип обеспечения интегрированного информационного, научного и образовательного пространств в регионе;

-принцип стратегического прогнозирования потребностей региона в квалифицированных трудовых ресурсах на основе учета необходимой избыточности подготовки специалистов вузами в отношении краткосрочных колебаний локального рынка труда в регионе [2]; -принцип регионализации высшего профессионального образования;

-принцип обеспечения рациональной структуры выпуска специальностей вузами в регионе [3]; -принцип управления качеством предоставления образовательных услуг;

-принцип обеспечения эффективного функционирования системы по нормативному финансированию вузов;

-принцип приоритета инструментам инновационного управления вузами в регионе [4]; -принцип рационального управления рисками научной и образовательной деятельности вузов в регионе;

-принцип построения механизма контроля и обеспечения обратной связи хода процессов развития вузов в регионе;

-принцип обеспечения приоритета государственного сценарного управления вузами на уровне региона.

С учетом указанных принципов целевая направленность разработки расчетно-аналитических и экспертных методик построения сценариев управления вузами на уровне региона, система показателей сценарного управления, обеспечивавшая конкретное целеопределение данных методик, представлены в таблице 1. Также следует отметить, что при разработке расчетно-аналитических и экспертных методик построения сценариев управления вузами на уровне региона необходимо в структуре основных составляющих методик учитывать:

Таблица 1

Целевая направленность и основные показатели сценарного управления вузами

на уровне регионов

Расчетно-аналитические методики Экспертные методики

Экономические механизмы -количество направлений и профилей подготовки; -стоимость коммерческого обучения в вузе по основным направлениям и профилям подготовки [6]; -число обучающихся студентов в вузе; -доля вуза на локальном рынке образовательных услуг региона; -число работников вуза (в том числе, число профессорско-преподавательских сотрудников вуза); -суммарный объем научно-исследовательской работы вуза; -число зарегистрированных на работников вуза и сам вуз результатов инновационной деятельности; -величина индекса цитирования профессорско-преподавательских сотрудников (1II 1С) вуза; -величина балансовой стоимости материально-технической базы вуза -уровень важности и значения вуза для международного и российского академического сообщества; -уровень инновационной восприимчивости вуза; -уровень инвестиционной привлекательности вуза; -уровень важности и значения вуза для жизни регионального общества и экономики; -уровень конкурентоспособности образовательных услуг вуза; -уровень удовлетворенности студентов от обучения в вузе; -уровень востребованности в регионе специалистов, подготовленных в вузе; -уровень коммерциализации результатов научной и образовательной деятельности вуза; -уровень интернационализации деятельности вуза

Организационные -уровень производительности -уровень управляемости вуза;

механизмы управленческого труда в вузе; -уровень полноты и своевременности

-уровень эффективности реализации достижения целей вуза;

распорядительных функций руководством -уровень оперативности принятия

вуза; решений в вузе;

-уровень текучести кадров в вузе; -уровень эффективности планирования

-уровень ресурсоемкости аппарата деятельности вуза;

управления вузом; -уровень удовлетворенности ППС от

-удельный вес работников аппарата работы в вузе;

управления в общем числе работников вуза; -уровень гибкости аппарата управления

-уровень дублирования функций работников вузом;

вуза; -уровень надежности аппарата

-уровень звенности организационной управления вузом;

структуры вуза; -уровень оптимальности корпоративной

-уровень централизации функций работников культуры вуза;

в вузе; -уровень рациональности

-уровень эффективности применения организационных отношений в вузе

информационных ресурсов в вузе-

-все многообразие различных функциональных взаимосвязей, которые возникают между участниками системы ВПО в регионе, наличествующих в процессе научной и образовательной деятельности вузов в регионе;

-все возможные функции, методы, инструменты сценарного управления системой ВПО, границы ее функциональной компетенции, а также ответственности вузов за состояние локальных рынка труда и образовательных услуг, структуру источников ресурсного обеспечения вузов и возможные перспективные направления стратегического развития вузов в регионе [5].

Дадим далее характеристику и описание экономических методик сценарного управления вузами в регионе, при этом в качестве основных экономических методик будем рассматривать: методику прогнозирования деятельности вуза в регионе (расчетно-аналитическая методика) и методику форсайт-технологий (экспертная методика).

Методика прогнозирования деятельности вуза как расчетно-аналитическая методика построения сценариев управления вузом на уровне региона. Важное значение и роль, которую сегодня играет уровень качества исходных аналитических данных применительно к обеспечению точности перспективных прогнозов деятельности вуза в регионе, диктует логику структуризации основных составляющих методики прогнозирования деятельности вуза как расчетно-аналитической методики построения сценариев управления вузом на уровне региона (рис. 1).

Опираясь на комплексное исследование инвестиционных и инновационных процессов в регионе, в системе ВПО и в конкретных вузах, а также на результаты статистического анализа основных статей расходов и доходов участников локальных рынков труда и образовательных услуг в регионе, составители прогнозов деятельности вуза в регионе определяют оптимальную структуру модели прогноза, задают все необходимые исходные данные в аспекте установления зависимостей между ключевыми факторами организации и управления научной и образовательной деятельностью вуза в регионе [7].

Рис. 1. Основные составляющие методики прогнозирования деятельности вуза на уровне региона

Далее по ряду ретроспективных данных строится предварительная расчетная модель прогноза результатов деятельности вуза в регионе для реализации целей по проверке соответствия полученных на основе прогноза фактическим ресурсным потокам вуза. После проведения отладки модели прогноза ее корректируют на основе учета полученных экспертных оценок, а также применяют для построения прогнозов на фиксированное число периодов применительно к установленным пределам горизонта планирования деятельности вуза в регионе [8]. Далее проводится периодический мониторинг результатов стратегического развития вуза в регионе с целью осуществления учета всех происходящих изменений внутренней и внешней среды ведения научной и образовательной деятельности вуза.

Еще раз следует отметить, что главную роль в обеспечении точности прогнозов деятельности вуза в регионе, которые получаются в рамках представленной методики, выступает качество применяемой в прогнозах информации. Отсюда, подготовка всех необходимых исходных данных применительно к составлению прогнозов деятельности вуза в регионе играет важную задачу, которая предусматривает наличие в вузе и специальных аналитических методов и инструментов, и широкого спектра управленческих процедур по поддержке составления прогнозов [9]. Таким образом, подготовка всех необходимых исходных данных применительно к составлению модели прогноза деятельности вуза в регионе невозможна без рационального применения методов и принципов статистического анализа, который призван установить тенденции и закономерности изменения главных статей расходов и доходов вуза.

При проведении статистического анализа часто возникает комплекс сложных проблем, связанных с необходимостью осуществления работы с нетиповыми распределениями ожидаемых вероятностей, с выявлением трендов развития вузов в регионе, с обеспечением однородности получаемых данных и прочих проблем, которые применительно к системе ВПО недостаточно или вообще не изучаются в специализированной литературе [10].

Важно также понимать, что проведение статистического анализа в рамках составления моделей прогнозов деятельности вуза в регионе нельзя рассматривать исключительно как набор определенных формализованных процедур, обеспечивающих обработку рядов данных, характеризующих научную и образовательную деятельность вуза, а также параметры функционирования локальных рынка труда и

образовательных услуг региона. В соответствии с мнением Сигела Э.Ф., статистика — это, прежде всего, наука и искусство сбора, анализа данных [11]. При этом применяемые статистические методы необходимо считать важной частью процесса принятия управленческих решений в вузе, которая позволяет вырабатывать и обосновать стратегию ведения научной и образовательной деятельности вуза, которая сочетает интуицию руководства вуза с проведением тщательного анализа всей имеющейся информации в регионе. Отсюда, использование статистики -это значимой преимущество вуза в ведении конкурентной борьбы в регионе. Как результат, проведение статистического анализа данных выступает важным средством для обеспечения глубокого понимания трансформационных процессов экономики региона, системы ВПО и конкретного вуза, а это следует считать обязательным условием построения точной и адаптивной модели прогнозирования результатов научной и инновационной деятельности в регионе.

Еще одной важной отличительной особенностью предлагаемой методики прогнозирования является ориентация вузов в аспекте возникающих рисков функционирования локальных рынка труда и образовательных услуг в регионе на составление моделей прогнозов на трех взаимосвязанных уровнях: уровне конкретного проекта развития вуза в регионе, уровне портфеля проектов и программ развития вуза и, наконец, вуза в целом. Все это обусловлено и связано с различием краткосрочных и долгосрочных задач организации и управления научной и образовательной деятельностью вуза применительно к каждому из указанных уровней, которые определяют особенности всех разрабатываемых моделей прогнозов, а также алгоритмы реализации процедур статистического анализа [12].

Методика форсайт-технологий как экспертная методика сценарного управления вузом на уровне региона. Сегодня методика форсайт-технологий как экспертная методика сценарного управления вузом на уровне регионе позволит системе ВПО и непосредственно вузу сконцентрировать усилия на наиболее потенциально конкурентоспособных образовательных услугах и инновационных разработках, позволят вузу стать лидером в региональной и национальной экономике и обеспечить осуществление прорыва в инновационном развитии региона. Все партнеры вуза в регионе будут развиваться последовательно и постепенно, осуществляя ресурсные вливания, а также повышение своего инвестиционного и инновационного потенциалов за счет реализации совместных форсайт-проектов с вузом. При этом, следует отметить, что разработка методики форсайт-технологий для вуза в регионе - это не только шаг, связанный с определением стратегических приоритетов в области развития вуза, системы ВПО и региона в целом, а осуществление постоянного мониторинга человеческого, технологического и прочих потенциалов всех участников локальных рынка труда и образовательных услуг в регионе [13]. На рис. 2 представлены основные составляющие методики форсайт-технологий для современных региональных вузов.

В рамках рассматриваемой методики форсайт-технологий для вуза в регионе должны быть обозначены и структурированы все необходимые дорожные карты - совокупность интегрированных логистических маршрутов, в соответствии с которыми будет происходить достижение намеченных конечных целей развития научной и образовательной деятельности вуза. Дорожные карты применительно к процессам развития вуза в регионе могут быть следующих функциональных видов:

-продуктовая дорожная карта развития образовательных услуг вуза в регионе - формирования запланированного высокого уровня качества ведения научной и образовательной деятельности вузов в регионе [14];

- технологическая дорожная карта развития вуза - формирует качественно новые технологии разработки и реализации научных и образовательных процессов в вузе в регионе;

-проблемно-ориентированная дорожная карта развития вуза - качественно сложная разновидность дорожной карты развития вуза, в рамках которой происходит формирование абсолютно нового мировоззрения и мировосприятия системы ВПО и вузов региона, подготавливается

осуществление революционного скачка, например, в области повышения рациональности взаимодействий вуза и прочих участников регионального хозяйства. Последний вид рассматриваемых дорожных карт развития вуза в регионе предполагает осуществление качественного прыжка в повышении эффективности ведения научной и инновационной деятельности, в рамках которого технико-технологическая составляющая должна рассматриваться как самый важный этап обеспечения конкурентоспособности региональной экономики [15].

Рис. 2. Основные составляющие методики форсайт-технологий для обеспечения ускоренного

инновационного развития вуза в регионе

Таким образом, основная функция предлагаемой методики форсайт-технологий для обеспечения развития вуза в регионе - это создание комплекса площадок для ведения эффективного диалога между вузом и разными субъектами региональной политики по критерию числа сформированных партнерств

258

между вузом и представителями государственного и частного секторов регионального хозяйства [16]. При этом главная задача реализации методики форсайт-технологий применительно к повышению эффективности ведения научной и образовательной деятельности вуза в регионе - обеспечение наращивания рациональных взимосвязей, а также формирование партнерств между вузом и государством, вузом и представителями частного сектора, между вузом и неправительственными общественными организациями. В тоже время следует отметить, что методика форсайт-технологий представляет собой не только технико-технологическое видение будущего системы ВПО и процессов научной и образовательной деятельности вуза в регионе. Реализация методики форсайт-технологий связана также с формированием культурной среды в сфере стратегического развития вуза и его партнеров, иными словами с формированием стратегической культуры на уровне регионального хозяйства в целом. Именно реализация методики форсайт-технологий при обеспечении повышения эффективности ведения научной и образовательной деятельности вуза в регионе позволит обеспечить формирование согласованного видения перспектив регионального развития применительно к крупнейшим экономическим субъектам региона и органам государственного управления, которые определяют технологическую, инновационную, социально-экономическую политику и среду в регионе [17].

Кроме этого, реализация методики форсайт-технологий позволяет направить и сфокусировать деятельность всех партнеров, вовлеченных в научные и образовательные процессы вуза, в единое согласованное русло, что обеспечит, соответственно, оптимальное влияние институтов системы ВПО на постановку комплекса целей, задач повышения эффективности функционирования локальных рынка труда и образовательных услуг региона, обусловленных современными прогрессивными представлениями вузов о возможной и востребованной структуры выпуска специалистов для нужд регионального хозяйства в отдаленном будущем [18].

Как результат, методика форсайт-технологий применительно к обеспечению развития вуза в регионе может быть описана следующими четырьмя важными характеристиками: форсайт-технологии следует считать процессами систематического воздействия на вузы; главное место в процессах воздействия занимают взаимосвязанные научные и технические направления, но не конкретные отдельные технологии ведения научной и образовательной деятельности вуза в регионе; временной горизонт всегда превышает горизонт планирования программ и проектов развития вуза; приоритеты воздействия вуза на локальные рынок труда и образовательных услуг в регионе необходимо рассматривать с позиций влияния вузов на процессы социально-экономического развития региона в целом.

Дадим далее характеристику и описание организационных методик сценарного управления вузами в регионе, при этом в качестве основных организационных методик будем рассматривать: методику организационного проектирования вуза в регионе (расчетно-аналитическая методика) и методику определения эффективных управленческих воздействий на научную и образовательную деятельность вуза (экспертная методика).

Методика организационного проектирования вуза в регионе как расчетно-аналитическая методика построения сценариев управления вузом на уровне региона. Методика организационного проектирования вуза в регионе связана с разработкой формализованных графических, математических, машинных и прочих отображений процессов распределения полномочий, ответственности в рамках вуза, которые являются основной для построения, оценки и анализа разных вариантов оргструктур в аспекте обеспечения рациональной взаимосвязи постоянных и переменных характеристик данных оргструктур. Методика организационного проектирования вуза в регионе позволяет четко и однозначно сформулировать комплекс критерием оценки уровня рациональности и адаптивности принимаемых организационных решений в вузе [19]. Отличительной особенностью методики организационного проектирования вуза в регионе является построение аналоговых моделей схемы оргструктуры вуза для обеспечения наглядного представления целей, задач прохождения управленческих команд и фиксации

формальных зависимостей между должностными лицами и субъектами управления для устранения дублирующих управленческих звеньев в вузе.

На рис. 3 представлены основные составляющие методики организационного проектирования вуза в регионе как расчетно-аналитической методики построения сценариев управления вузом на уровне региона. Для проектирования оргструктур новых вузов в регионе значительнее и существеннее роль формально-аналитических моделей и методов, для улучшения оргструктур действующих вузов в регионе -проведение диагностических обследований и экспертной оценки организационной системы вуза [20]. При этом необходимо отметить, что выбор метода решения организационных проблем вуза зависит от характера возникшей проблемы, от возможностей по проведению соответствующих исследований организационных взаимосвязей и взаимозависимостей в вузе.

Результатом реализации методики организационного проектирования вуза в регионе является организационный проект рациональной структуры системы эффективного управления вузом, который включает в себя:

-идею организационного проекта рациональной структуры, которая вытекает из стратегии ведения научной и образовательной деятельности вуза в регионе;

-состав производственной структуры вуза с учетом выявленных потребностей локальных рынка труда и образовательных услуг вуза;

-организационная структура вуза; -человеческий капитал вуза;

-потребность вуза в различных ресурсах на период деятельности; -финансово-инвестиционное обеспечение проектов и программ вуза; -информационное обеспечение процессов управления вузом; -политики организации взаимодействий структур вуза; -эффективность организационного проектирования вуза в регионе.

Проект оргструктуры управления вузом Аналитическая записка

1 блок. Анализ действующей оргструктуры вуза, оценка рациональности критериев оценки

*

1 Принципы управления г Соотношение между децентрализацией и централизацией

Оценка системы управления (число сотрудников, наличие дублирования, характер распределение ответственности и

Фиксация недостатков, определение причин медленного роста эффективности управления вузом Анализ функций по управлению (технология и способы принятия решений, методы и принципы мотивирования работников вуза)

Оценка деятельности вуза (углубление сотрудничества, изменение технологий деятельности, внедрение инноваций в вузе)

3 блок. Оценка уровня эффективности оргструктуры вуза с учетом параметров реализации решений, организованности и надежности системы управления вузом, оптимальности и скорости принимаемых решений

Рис. 3. Основные составляющие методики организационного проектирования вуза в регионе

Смысл выделения и группировки специализированных центров в вузе в рамках организационного проектирования связан с тем, что это обеспечивает возможности эффективного использования современных способов системной трансформации организационной структуры вуза по критерию ее большей рациональности и эффективности [21]. Подобная перегруппировка, которая осуществляется на основе помощи центров по финансовому учету, позволяет, кроме прочего, укрупнить ряд подразделений вуза за счет устранения более мелких. В свою очередь, выделение центров по финансовой ответственности позволяет например, решить на уровне вуза проблему, связанную с возникновением конфликта интересов и монополистических тенденций применительно ко внутренней среде вуза [22].

В плане обеспечения эффективного развития вуза также важно в рамках методики организационного проектирования вуза в регионе структурировать блок, на основе которого появятся возможности оценить эффективность оргструктуры управления вузом в регионе. Как правило, главным недостатком применяемых методик по оценке является их преимущественная функциональная ориентация, а также строгая регламентация всех процессов управления вузом, а не результатов принятия решений в вузе. Даже обоснованные проработки большинства функциональных нормативов и

261

характеристик, например количественный состав аппарата управления вузом в регионе, не дают рациональных конструктивных рекомендаций по решению проблем формирования научного и образовательного комплексов вуза, разработки и реализации целевых проектов и программ вуза.

Поэтому, итоговым критерием эффективности в рамках сравнения разных вариантов оргструктуры вуза следует считать наиболее устойчивое и полное достижение целей научной и образовательной деятельности вуза, его социального развития и рейтингового прогресса [23]. Но довести указанный критерий до практического применения в простых показателях, связать конкретное решение с конечными результатами ведения научной и образовательной деятельности вуза чрезвычайно трудно. Отсюда, важно применять систему нормативных характеристик для аппарата управления вузом, которые ранее детализировано представлены в таблице 2:

-уровень производительности аппарата управления вузом при переработке всей поступившей информации;

-уровень оперативности принятия решений в вузе;

-уровень надежности аппарата управления вузом, который выражается в качестве выполнения решений применительно к установленным срокам и ресурсам;

-уровень адаптивности и гибкости, который характеризуется способностью вуза по своевременному выявлению организационных проблем, осуществлению соответствующей системной трансформации работы вуза по обеспечению ведения эффективной научной и образовательной деятельности с учетом требований локальных рынка труда и образовательных услуг [24].

Также особо отметим, что в условиях меняющейся рыночной экономики наиболее значимо обеспечение высокого уровня экономичности аппарата управления вузом. Не следует, однако, экономические критерии сводить к сокращению количества работников аппарата управления вузом. Важно формулировать данный критерий как критерий высокой экономической эффективности, обеспечивающий максимализацию результатов в сравнении с затратами на управление вузом.

Методика определения эффективных управленческих воздействий на деятельность вуза как экспертная методика сценарного управления вузом на уровне региона. На рис. 4 представлены основные составляющие методики определения эффективных управленческих воздействий на деятельность вуза. Функции сценарного управления в рамках методики определения эффективных управленческих воздействий на деятельность вуза выступают необходимым и важным элементом данной методики, который позволяет определить направления и тот объем ресурсов для вуза на уровне конкретного региона, который требуется для достижения всех поставленных целей, задач вуза во взаимосвязи со стратегией функционирования локальных рынка труда и образовательных услуг региона. Выполнение функций сценарного управления, а также комплексное обеспечение вуза всеми требуемыми ресурсами является важным результатом применения методики определения эффективных управленческих воздействий.

Изменение и развитие микро- и макросреды Фаза цикла развития вуза Восприимчивость инноваций Потенциал развития

1-,- | 1-1-1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общеэкономические тенденции Внутренние тенденции

1 г 1

Риски и возможности внешней среды Т

Способность воспринимать инновации и готовность принять изменения

Время реализации Определение границ конструирования

Разработка альтернатив Обоснование сценария управленческого воздействия

Контрольные точки

Рис. 4. Основные составляющие методики определения эффективных управленческих

воздействий на деятельность вуза

Следует также отметить, что комплексное взаимодействие составляющих методики определения эффективных управленческих воздействий обеспечивает устойчивое экономическое развитие всего вуза в целом. Результативность реализации данной методики определения эффективных управленческих воздействий связана не только с функционированием и взаимодействиями отдельных составляющих методики, которые объединены в блоки в соответствии с функциональным признаком, а также с синергетическим эффектом, производимым системой управления вузом, по факту учета изменения факторов региональной экономики.

Также важно понимать, что самыми значимыми факторами, которые влияют; на уровень результативности реализации методики определения эффективных управленческих воздействий следует считать действенный механизм осуществления контроля над функционированием вузов в регионе для установления оптимальности состояния научной и образовательной деятельности, а также для осуществления процессов в сфере финансово-инвестиционного обеспечения стратегического управления вузом, наконец, раскрытия потенциала всех внутренних источников по организационному развитию вуза.

Список литературы

1. Экономика и организация управления крупным городом. Учебное пособие с тестовыми заданиями для студентов вузов [Текст], авторский коллектив: Бурак П.И., Ростанец В.Г., Рукина И.М., Ануприенко В.Ю., Анфимова А.Ю., Барсуков И.Е., Беккер В.Я., Бобков В.Н., Гинзбург М.В., Глущенко В.М., Голованов В.И., Дадашев А.З., Зворыкина Т.И., Иванов А.Д., Ияшвили В.Б., Ильина И.Н., Кабалинский А.И., Касимов Л.Б., Комиссаров А.Г., Кириллова А.Н., Магомедов Ш.М., Марголин А.М., Оленева О.С., Рождественская И.А., Росляк Ю.В., Ростанец Д.В., Сучкова Г.В., Топилин А.В., Хомяченко О.Н., Янин О.Е. - Издательский дом Международного университета в Москве, [б. и.], 2014, 544с.

2. Региональные проблемы преобразования экономики: междисциплинарный подход к формированию механизма стимулирования развития [Текст] : материалы III Всерос. науч.-практ. конф., 23-24 окт. 2012 г. / Правительство Республики Дагестан. - Махачкала : Наука-Дагестан, 2012. - 667 с.

3. Диброва Ж.Н. Региональные механизмы сценарного управления высшими учебными заведениями [Текст] : сб. тр. 4-ой Междунар. науч.-практ. конф., «Актуальные вопросы развития современного общества» 18 апреля 2014 г. в 4-х томах, Том 2 / Юго-Западный гос. ун-т. - Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2014. - С.45-49

4. Кобулов Б.А., Колосова Г.М., Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Деева В.А., Денисова Н.А., Кобулова А.Б., Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцева И.В., Филатов В.В., Сафронов Б.И..//[Текст] : Инновационный менеджмент - Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, [б. и.], 2011 - 479 с.

5. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Богданова И.С. [Текст] : Управление стоимостью и оценка активов предприятия. Ч.1. Основные понятия и подходы к оценке бизнеса, оценка материальных активов предприятия. Учебно-практическое пособие с тестовыми заданиями в 2ух частях, с грифом УМО. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, [б. и.], 2012 - 472 с.

6. Стратегическое развитие организаций [Текст] : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., 30 янв. 2013 г. ; Российская академия народного хозяйства и гос. службы при Президенте Российской Федерации. Владимирский филиал / Российская академия народного хозяйства и гос. службы при Президенте Российской Федерации. Владимирский филиал. - Владимир : Владимир. фил. РАНХиГС, 2013. - 398 с.

7. Стратегическое планирование и развитие предприятий, всероссийский симп. (15; 2014; Москва). Пятнадцатый всероссийский симпозиум "Стратегическое планирование и развитие предприятий" [Текст] : 15-16 апр. 2014 г., Москва : материалы симп. - М. : ЦЭМИ РАН, 20 - . - В надзаг.: Центр. экон.-мат. ин-т, Рос. акад. наук. Секция 1 : Теоретические проблемы стратегического планирования на микроэкономическом уровне. - 2014. - 199 с

8. Стратегическое планирование и развитие предприятий [Текст] : девятый всерос. симп., Москва, 15-16 апр. 2008 г.: материалы симп. / под ред. Г.Б. Клейнера; ЦЭМИ. - М. : ЦЭМИ РАН, 2008 - . - В надзаг.: Центр. экон.-мат. ин-т РАН. Секция 1 : Теоретические проблемы стратегического планирования на микроэкономическом уровне. - 2008. - 201 с.

9. Астахова, Е.А. Стратегическое развитие инновационной деятельности в регионе [Текст] : монография / Е. А. Астахова, О. В. Ганжа, А. В. Фролов. - Ставрополь : Оператив. полиграфия Тираж, 2013. - 171 с.

10. Ахмедуев, А.Ш. Стратегическое управление социально-экономическим развитием региона [Текст] : монография / А. Ш. Ахмедуев, А. А. Рабаданова. - М. : Экономика, 2013. - 307 с.

11. Сигел Э.Ф. Практическая бизнес-статистика. М.: Издательский дом «Вильямс», 2008. С. 37.

12. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Богданова И.С. [Текст] : Управление стоимостью и оценка активов предприятия. Ч.2. Организационное обеспечение, оценка финансово-хозяйственной деятельности и нематериальных активов предприятия. Учебно-практическое пособие с тестовыми заданиями в 2ух частях, с грифом УМО. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2012 - 350 с.

13. Воронцова, Е.В. Стратегическое управление как инструмент повышения устойчивости предприятия [Текст] : монография / Е. В. Воронцова, Ю. Ю. Коробкова, Л. Р. Туктарова. - Самара : [б. и.], 2012. - 105 с.

14. Бочко, В.С. Интегративное стратегическое развитие территорий (теория и методология) [Текст] : монография / В. С. Бочко. - Екатеринбург : [б. и.], 2010 (Екатеринбург). - 315 с.

15. Крымов, В.Б. Стратегическое планирование в системе управления социально-экономическим развитием субъекта Российской Федерации [Текст] : монография / В. Б. Крымов. - М. : [б. и.], 2010 (Подольск). -390 с.

16.Кофанов, А. А. Стратегическое развитие региональных экономических систем: межрегиональная и глобальная интеграция, концепция генераторов экономического роста [Текст] : монография / А. А. Кофанов. -Краснодар : Просвещение-Юг, 2010. - 169 с.

17 Аветисян М.В., Гайдаренко Л.В., Деева В.А., Князев В.В., Кобулов Б.А., Кобиашвили Н.А., Мухина Т.Н., Паластина И.П., Руденко О.Е., Филатов В.В., Хомутинникова Т.В. [Текст] : Менеджмент. Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО. Издательство: Москва, Юриспруденция, [б. и.], 2008

18.Научно-техническое развитие как инновационный фактор экономического роста.[Текст]: Коллективная монография. / Ашалян Л.Н., Женжебир В.Н., Колосова Г.М., Медведев В.М., Паластина И.П., Положенцева И.В., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Филатов В.В., Филатов А.В. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, Москва:[б.и.], 2014. - 446 с.

19. Фисенко, А.И. Структура управления предприятия в условиях организационных инноваций [Текст] : монография / А. И. Фисенко, М. А. Кучма. - Владивосток : Мор. гос. ун-т, 2010 (Владивосток). - 205 с.

20. Кубарева, Е.Ю. Бюджетирование на проектно-ориентированном предприятии с матричной структурой управления: организационно-методические основы [Текст] : монография / Е. Ю. Кубарева. - М. : ДПК

Пресс, 2011. - 248 с.

21. Хомутинникова Т.В, Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Долгова В.Н., Медведева Т.Ю., Филатов В.В., Паластина И.П. [Текст] : Управление качеством. Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО. Издательство: Москва, Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, [б. и.], 2009.

22. Долгова В.Н., Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Медведева Т.Ю., Паластина И.П., Положенцева И.В., Филатов В.В., Женжебир В.Н. . [Текст]: Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО. Издательство: Москва, Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, [б. и.], 2010

23. Управление лицензионной деятельностью: вопросы теории и практики. [Текст] : Коллективная монография. / Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Диброва Ж.Н. Женжебир В.Н., Колосова Г.М., Медведев В.М., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Филатов В.В., Филатов А.В. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, Москва : [б. и.],

2013. - 417 с.

24. Диброва Ж.Н. Форсайт как современная практика управления ВУЗом // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 1. С. 28.

References

1. Ekonomika i organizatsiya upravleniya krupnym gorodom. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami dlya studentov vuzov [Tekst], avtorskii kollektiv: Burak P.I., Rostanets V.G., Rukina I.M., Anuprienko V.Yu., Anfimova A.Yu., Barsukov I.E., Bekker V.Ya., Bobkov V.N., Ginzburg M.V., Glushchenko V.M., Golovanov V.I., Dadashev A.Z., Zvorykina T.I., Ivanov A.D., Iyashvili V.B., Il'ina I.N., Kabalinskii A.I., Kasimov L.B., Komissarov A.G., Kirillova A.N., Magomedov Sh.M., Margolin A.M., Oleneva O.S., Rozhdestvenskaya I.A., Roslyak Yu.V., Rostanets D.V., Suchkova G.V., Topilin A.V., Khomyachenko O.N., Yanin O.E. - Izdatel'skii dom Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve, [b. i.],

2014, 544s.

2. Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki: mezhdistsiplinarnyi podkhod k formirovaniyu mekhanizma stimulirovaniya razvitiya [Tekst] : materialy III Vseros. nauch.-prakt. konf., 23-24 okt. 2012 g. / Pravitel'stvo Respubliki Dagestan. - Makhachkala : Nauka-Dagestan, 2012. - 667 s.

3. Dibrova Zh.N. Regional'nye mekhanizmy stsenarnogo upravleniya vysshimi uchebnymi zavedeniyami [Tekst] : sb. tr. 4-oi Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., «Aktual'nye voprosy razvitiya sovremennogo obshchestva» 18 aprelya 2014 g. v 4-kh tomakh, Tom 2 / Yugo-Zapadnyi gos. un-t. - Kursk: Yugo-Zapadnyi gos. un-t, 2014. - S.45-49

4. Kobulov B.A., Kolosova G.M., Ashalyan L.N., Dadugin M.V., Deeva V.A., Denisova N.A., Kobulova A.B., Kobiashvili N.A., Palastina I.P., Polozhentseva I.V., Filatov V.V., Safronov B.I..//[Tekst] : Innovatsionnyi menedzhment - Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO, Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, [b. i.], 2011 - 479 s.

5. Dorofeev A.Yu., Filatov V.V., Bogdanova I.S.[Tekst] : Upravlenie stoimost'yu i otsenka aktivov predpriyatiya. Ch.1. Osnovnye ponyatiya i podkhody k otsenke biznesa, otsenka material'nykh aktivov predpriyatiya. Uchebno-prakticheskoe posobie s testovymi zadaniyami v 2ukh chastyakh, s grifom UMO. Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, [b. i.], 2012 - 472 s.

6. Strategicheskoe razvitie organizatsii [Tekst] : sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 30 yanv. 2013 g. ; Rossiiskaya akademiya narodnogo khozyaistva i gos. sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii. Vladimirskii filial / Rossiiskaya akademiya narodnogo khozyaistva i gos. sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii. Vladimirskii filial. -Vladimir : Vladimir. fil. RANKhiGS, 2013. - 398 s.

7. Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatii, vserossiiskii simp. (15; 2014; Moskva). Pyatnadtsatyi vserossiiskii simpozium "Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatii" [Tekst] : 15-16 apr. 2014 g., Moskva : materialy simp. - M. : TsEMI RAN, 20 - . - V nadzag.: Tsentr. ekon.-mat. in-t, Ros. akad. nauk. Sektsiya 1 : Teoreticheskie problemy strategicheskogo planirovaniya na mikroekonomicheskom urovne. - 2014. - 199 s

8. Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatii [Tekst] : devyatyi vseros. simp., Moskva, 15-16 apr. 2008 g.: materialy simp. / pod red. G.B. Kleinera; TsEMI. - M. : TsEMI RAN, 2008 - . - V nadzag.: Tsentr. ekon.-mat. in-t RAN. Sektsiya 1 : Teoreticheskie problemy strategicheskogo planirovaniya na mikroekonomicheskom urovne. - 2008. -201 s.

9. Astakhova, E.A. Strategicheskoe razvitie innovatsionnoi deyatel'nosti v regione [Tekst] : monografiya / E. A. Astakhova, O. V. Ganzha, A. V. Frolov. - Stavropol' : Operativ. poligrafiya Tirazh, 2013. - 171 s.

10. Akhmeduev, A.Sh. Strategicheskoe upravlenie sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regiona [Tekst] : monografiya / A. Sh. Akhmeduev, A. A. Rabadanova. - M. : Ekonomika, 2013. - 307 s.

11. Sigel E.F. Prakticheskaya biznes-statistika. M.: Izdatel'skii dom «Vil'yams», 2008. S. 37.

12. Dorofeev A.Yu., Filatov V.V., Bogdanova I.S.[Tekst] : Upravlenie stoimost'yu i otsenka aktivov predpriyatiya. Ch.2. Organizatsionnoe obespechenie, otsenka finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti i nematerial'nykh aktivov predpriyatiya. Uchebno-prakticheskoe posobie s testovymi zadaniyami v 2ukh chastyakh, s grifom UMO. Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, 2012 - 350 s.

13. Vorontsova, E.V. Strategicheskoe upravlenie kak instrument povysheniya ustoichivosti predpriyatiya [Tekst] : monografiya / E. V. Vorontsova, Yu. Yu. Korobkova, L. R. Tuktarova. - Samara : [b. i.], 2012. - 105 s.

14. Bochko, V.S. Integrativnoe strategicheskoe razvitie territorii (teoriya i metodologiya) [Tekst] : monografiya / V. S. Bochko. - Ekaterinburg : [b. i.], 2010 (Ekaterinburg). - 315 s.

15. Krymov, V.B. Strategicheskoe planirovanie v sisteme upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem sub"ekta Rossiiskoi Federatsii [Tekst] : monografiya / V. B. Krymov. - M. : [b. i.], 2010 (Podol'sk). - 390 s.

16.Kofanov, A. A. Strategicheskoe razvitie regional'nykh ekonomicheskikh sistem: mezhregional'naya i global'naya integratsiya, kontseptsiya generatorov ekonomicheskogo rosta [Tekst] : monografiya / A. A. Kofanov. -Krasnodar : Prosveshchenie-Yug, 2010. - 169 s.

17.Avetisyan M.V., Gaidarenko L.V., Deeva V.A., Knyazev V.V., Kobulov B.A., Kobiashvili N.A., Mukhina T.N., Palastina I.P., Rudenko O.E., Filatov V.V., Khomutinnikova T.V. [Tekst] : Menedzhment. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO. Izdatel'stvo: Moskva, Yurisprudentsiya, [b. i.], 2008

18.Nauchno-tekhnicheskoe razvitie kak innovatsionnyi faktor ekonomicheskogo rosta.[Tekst]: Kollektivnaya monografiya. / Ashalyan L.N., Zhenzhebir V.N., Kolosova G.M., Medvedev V.M., Palastina I.P., Polozhentseva I.V., Pshava T.S., Fadeev A.S., Filatov V.V., Filatov A.V. Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, Moskva:[b.i.], 2014. - 446 s.

19. Fisenko, A.I. Struktura upravleniya predpriyatiya v usloviyakh organizatsionnykh innovatsii [Tekst] : monografiya / A. I. Fisenko, M. A. Kuchma. - Vladivostok : Mor. gos. un-t, 2010 (Vladivostok). - 205 s.

20. Kubareva, E.Yu. Byudzhetirovanie na proektno-orientirovannom predpriyatii s matrichnoi strukturoi upravleniya: organizatsionno-metodicheskie osnovy [Tekst] : monografiya / E. Yu. Kubareva. - M. : DPK Press, 2011. -248 s.

21. Khomutinnikova T.V, Deeva V.A., Knyazev V.V., Bachurin A.P., Dolgova V.N., Medvedeva T.Yu., Filatov V.V., Palastina I.P. [Tekst] : Upravlenie kachestvom. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO. Izdatel'stvo: Moskva, Izdatel'stvo TsNTB pishchevoi promyshlennosti, [b. i.], 2009.

22. Dolgova V.N., Deeva V.A., Knyazev V.V., Bachurin A.P., Medvedeva T.Yu., Palastina I.P., Polozhentseva I.V., Filatov V.V., Zhenzhebir V.N. . [Tekst]: Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO. Izdatel'stvo: Moskva, Izdatel'stvo TsNTB pishchevoi promyshlennosti, [b. i.], 2010

23. Upravlenie litsenzionnoi deyatel'nost'yu: voprosy teorii i praktiki. [Tekst] : Kollektivnaya monografiya. / Ashalyan L.N., Dadugin M.V., Dibrova Zh.N. Zhenzhebir V.N., Kolosova G.M., Medvedev V.M., Pshava T.S., Fadeev A.S., Filatov V.V., Filatov A.V. Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, Moskva : [b. i.], 2013. - 417 s.

24. Dibrova Zh.N. Forsait kak sovremennaya praktika upravleniya VUZom // Nauchnyi zhurnal NIUITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment. 2014. № 1. S. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.