УДК 332.146.2
Организационные методы и механизмы сценарного управления вузами в регионе
Диброва Ж.Н. j1974@bk.ru ФБГОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления» им. К.Г. Разумовского Москва, ул. Земляной вал, 73
В статье проанализированы организационные методы и механизмы сценарного управления вузами в регионе. Представлена характеристика применения организационных методов сценарного управления вузами в регионе. Изучены основные составляющие организационного механизма сценарного управления вузами в регионе. Установлено, что использование организационного механизма сценарного управления вузами в регионе позволяет повысить уровень эффективности организации взаимодействий подразделений вуза. Установлено, что применение организационных методов сценарного управления вузами в регионе позволяет провести систематизацию всего спектра ситуационных факторов, влияющих на трансформацию стратегического курса вузов в отношении воздействия вузов на структуру занятости и профиль выпускаемых для региональной экономики специалистов
Ключевые слова: прогноз, прогнозирование, сценарное моделирование, научно-исследовательская, образовательная и инновационная деятельность, вуз, человеческий капитал, мегаполис.
Organizational methods and mechanisms of scenario management of higher education institutions in the region
Dibrovа J.N. j1974@bk.ru
FBGOU VPO "Moscow State University technologies and management" of K.G. Razumovsky Moscow, st. Earth shaft, 73
The article analyzes the organizational methods and mechanisms of scenario management schools in the region. Presents a description of the organizational methods of scenario management schools in the region. Studied the basic components of the organizational mechanism of scenario management schools in the region. It is established that the use of the organizational mechanism of scenario management schools in the region can increase the level of efficiency of interaction of the departments of higher educational institutions.
Keywords: forecast, forecasting, scenario modeling, research, education and innovation, universities, human capital, metropolis.
Представим далее классификацию организационных методов и механизмов сценарного управления высшими учебными заведениями (вузами) в регионе. При этом отметим, что организационные методы объединяют расчетно-аналитический и экспертный инструментарий организационного обеспечения процессов эффективного управления вузами в регионе. Применение организационных методов сценарного управления вузами в регионе позволяет провести систематизацию всего спектра ситуационных факторов, влияющих на трансформацию стратегического курса вузов в отношении воздействия вузов на структуру занятости и профиль выпускаемых для региональной экономики специалистов.
В свою очередь, построение организационного механизма сценарного управления вузами в регионе применительно к стратегической перспективе функционирования институтов локальных рынка труда и
образовательных услуг, интегрированных в социальное и экономическое развитие региона, следует осуществлять посредством формирования системы целей, задач функционирования сферы высшего профессионального образования (ВПО) региона на основе применения совокупности методов по системному анализу, принципов в области целевого проектирования открытых систем, а также методов в области проектирования, разработки и реализации различных стратегий.
В современных экономических условиях организационный механизм сценарного управления вузами в регионе имеет первостепенное значение с точки зрения определения перспективных направлений развития сферы ВПО региона, выявления всего спектра ресурсов, необходимых для оптимизации, последующего повышения уровня эффективности системы управления вузами в регионе, а также для осуществления качественного контроля над научной и инновационной деятельностью вузов с точки зрения обеспечения соответствия их результатов деятельности поставленным задачам регионального развития и имеющимся потребностям, нуждам в развитии локальных рынков труда и образовательных услуг региона.
Итак, основными организационными методами сценарного управления вузами в регионе, объединяющими расчетно-аналитический и экспертный инструментарий, являются следующие методы: организационное регламентирование и нормирование деятельности вузов в регионе, организационное проектирование деятельности вузов в регионе, организационно-методическое инструктирование (данные методы обеспечивают воздействие на структуру управления вузами в регионе), подготовка, принятие, организация выполнения и контроль над решениями, принимаемыми в вузе, экспертиза результатов воздействия органов управления на деятельность вузов в регионе (данные методы обеспечивают воздействие непосредственно на процессы управления вузами в регионе). Далее в таблице 1 представлены основные характеристики применения организационных методов сценарного управления вузами в регионе.
Таблица 1
Характеристика применения организационных методов сценарного управления вузами в регионе
Государственный механизм регулирования деятельности вузов Общественный механизм регулирования деятельности вузов Рыночный механизм регулирования деятельности вузов
Метод организа ционного регламен тировани я и нормиров ания ориентация на регламентирование и нормирование объемов работы, которые необходимо затратить для достижения целей, поставленных перед соответствующим функциональными подразделениями управленческого аппарата вуза, отдельными работниками вуза для повышения роли и значения вуза для локального рынка труда и образовательных услуг ориентация на регламентирование и нормирование потребностей работников в сфере управленческого аппарата вузов в регионе в конкретных средствах, предметах труда для обеспечения эффективного и результативного ведения научной и образовательной деятельности вузов в регионе ориентация на регламентирование и нормирование длительности совершения применительно к календарному отношению отдельных и комплекса взаимосвязанных управленческих процедур и операций, реализуемых работниками в сфере управленческого аппарата вуза для достижения всех поставленных целей научной и образовательной деятельности вузов в регионе присутствия
Метод организа ционного проектир ования ориентация вузов на деление по горизонтали путем формирования широких организационных блоков, соответствующих важнейшим направлениям научной и образовательной деятельности по осуществлению стратегии (в рамках государственного механизма вузы ориентируются на обеспечение соотнесения издержек на координацию значительного числа единиц в структуре управления вузом, а также издержки, которые связана ориентация вузов на расширение возможностей эффективного управления научной и образовательной деятельностью посредством применения способа, связанного с изменением организационной структуры вуза, по критерию ее рациональности и эффективности, нацеленности на решение задач совершенствования функционирования институтов рынка труда и образовательных услуг региона. В рамках общественного механизма вузы ориентируются на установление оптимальных соотношений полномочий разных должностей (здесь ориентация вузов на обеспечение высокого уровня производительности при переработке поступившей с локальных рынков труда и образовательных услуг информации для последующего достижения требуемого уровня оперативности принятия решений в отношении организации научной и образовательной деятельности вуза. В рамках рыночного механизма важным является обеспечение надежности и эффективности аппарата управления вузами в регионе, что выражается в высоком
с распределением обязанностей (деятельности) в более меньшем числе значительное крупных подразделений структуры вуза). Для государства важно, что в результате организационного проектирования вузов принимались решения, связанные с закреплением определенных функций применительно к линейным или штабным подразделениям вуза в регионе обеспечивается соотнесение издержек вуза на специализацию значительного числа мелких подразделений, а также издержек на координацию данных подразделений в вуза). Важным также является обеспечение комплексного учета ресурсных потоков внутри вуза посредством выделения всех необходимых функций подразделений вуза, создающих прибыль и требующих определенных капиталовложений (общественная эффективность управления вузом) качестве осуществления решений применительно к установленным ресурсам и срокам реализации программ и планов развития вузов, а также обеспечение высокого уровня адаптивности и гибкости процессов управления вузами, что характеризуется способностями по своевременному выявлению организационных проблем вузов и последующей соответствующей перестройкой деятельности вузов в регионе
Метод организа ционно-методиче ского инструкт ирования ориентация на налаживание отношений и улучшение взаимоотношений между работниками органов управления системой ВПО в регионе и в стране в целом и руководителями вузов по вопросам определения и уточнения важных и приоритетных вопросов в сфере развития локальных рынках труда и образовательных услуг в регионе; ориентация на налаживание отношений и улучшение взаимоотношений между представителями общественных организаций региона и руководителями, работниками вузов по вопросам эффективного использования ресурсов и информации; по расширению возможностей принимать эффективные решения и делать выводы по альтернативным направлениям функционирования локальных рынка труда и образовательных услуг; по формированию и уточнению новых представлений в отношении ситуации, целевых аудиторий, проблем функционирования системы ВПО в регионе ориентация вузов на налаживание отношений и улучшение взаимоотношений между работниками вузов, между представителями бизнеса и рыночной инфраструктуры региона и руководителями вузов по вопросам наращивания преимуществ вузов и сведения к минимальным значениям недостатков в ведений научной и образовательной деятельности вузов в регионе с учетом текущих и перспективных интересов участников регионального хозяйства
Метод подготов ки, принятия организа ции выполне ния решений ориентация вузов на осуществление прогностического воспроизведения путей эффективного решения всех стоящих задач ведения научной и образовательной деятельности в регионе с точки зрения соотнесения их и реальных возможностей и условий реализации решений в регионе. Кроме этого в рамках государственного механизма обеспечивается ориентация вузов на составление подробного и детализированного информационного описания всех «слагаемых», которые необходимы для принятия эффективных решения, а также для моделирования возможных действий вузов по реализации решения ориентация вузов на умелое оперирование знаниями работников аппарата управления, на постоянное применение профессиональной интуиции и опыта руководителей вузов с учетом понимания ими специфики функционирования институтов рынка труда и образовательных услуг в регионе. Фактически, в рамках общественного механизма обеспечивается ориентация вузов на осуществление активного подключения специалистов к процессам разработки конкретных предложений, связанных с выработкой эффективных решений, осуществлением выбора самых обоснованных путей ведения научной и образовательной деятельности в регионе, осваиванием указанных идей с точки зрения реализуемой вузом концепции принятия решения ориентация руководителей вузов на основательную волевую подготовку, на повышение готовности к внутреннему преодолению «борьбы мотивов» при принятии решений, поскольку это в меньшей степени сопряжено с рисками ведения научной и образовательной деятельности, а также позволяет достичь высокого чувства ответственности. Иными словами, в рамках рыночной механизма обеспечивается осуществление критической оценки эффективности путей осуществления выработанных решений вуза, высокий уровень «открытости» вуза к новым потокам информации, которые помогают корректировать решения вуза
Метод контроля над решения ми ориентация вузов на преимущественную реализацию ориентирующей функции контроля решений вуза (данная функция направлена на обоснованное указание ориентиров, или тех вопросов ведения научной и образовательной деятельности ориентация вузов на преимущественную реализацию диагностической функции контроля над решениями вуза, смысл которой связан с выявлением на общественном уровне фактических состояний вуза, позволяющих спрогнозировать уровень эффективности и результативности выполнения принятых решений с точки ориентация вузов на преимущественную реализацию функции авторского надзора, которая позволяет проверить осуществимость воплощения замысла будущего образа научной и образовательной деятельности вуза в регионе, а также на преимущественную реализацию
вуза, заслуживающих в данный момент наибольшего внимания с учетом состояния локальных рынков труда и образовательных услуг), а также на реализацию стимулирующей функции (данная функция проявляется в рамках выявлении, вовлечении в деятельность вуза в регионе всех ранее не использованных видов ресурсов, например, человеческого капитала вузов зрения оценки достигнутых параметров функционирования институтов локальных рынка труда и образовательных услуг в регионе. Также обеспечивается в рамках общественного механизма ориентация вуза на реализацию корректирующей функции контроля, которая связана с уточнением сути принимаемого решения в аспекте меняющейся обстановки ведения научной и образовательной деятельности вуза упреждающей функции, связанной с разработкой на базе стандартов, норм, правил осуществления программ и стратегических планов развития вуза процессов разработки эффективных решений, направленных на повышение уровня конкурентоспособности локальных рынка труда и образовательных услуг в регионе
Метод экспертиз ы результат ов воздейств ия ориентация на выявление в осуществляемых управленческих воздействиях на вузы определенного научного задела (имеются в виду: существенного научного и методологического задела в решении сформулированных в программах и стратегических планах развития вузов в регионе проблем ведения научной и образовательной деятельности вуза с последующей публикацией полученных результатов по заданным темам в случае если ранее научно-методическая проработка решений проблемы отсутствовала или была недостаточна) ориентация на обеспечение новизны постановки проблемы повышения эффективности функционирования институтов локальных рынков труда и образовательных услуг в регионе при осуществлении управленческих воздействий на вузы (наличие в программах и стратегических планах развития вузов впервые сформулированных и научно обоснованных проблем ведения научной и образовательной деятельности вузов в регионе; предложение оригинальных подходов к решению всех возникающих проблемы; сформулированная в программах и стратегических планах развития вузов проблем исследования процессов функционирования локальных рынков труда и образовательных услуг) ориентация на выявление в осуществляемых управленческих воздействиях на вузы четкости изложения замыслов программ и стратегических планов развития вузов (четкие, нечеткие с точки зрения оценки); четкости определения целей и методов влияния на состояние локальных рынка труда и образовательных услуг региона (нечетко, четко,); комплекса качественных характеристик программ и стратегических планов развития вузов (программы и планы имеют: системный характер, фундаментальный характер, междисциплинарный характер, прикладной характер с точки зрения прогнозирования перспектив функционирования системы ВПО в регионе)
Дадим далее подробное описание представленных в таблице 1 организационных методов сценарного управления вузами в регионе.
Метод организационного регламентирования и нормирования деятельности вузов в регионе как организационный метод сценарного управления. Организационное регламентирование и нормирование деятельности вузов в регионе направлено, прежде всего, на формирование системы правил, норм, регламентов, инструкций, которые служат базой при проектировании управленческих процессов в вузе и при эффективном управлении вузом в регионе. Организационные регламенты включает комплекс взаимосвязанных нормативов: -номенклатурно-классификационных нормативов (покупных деталей, материалов, инструментов); -организационно-технических нормативов (чертежные, технические, документационные, организационные условия, стандарты, маршруты по движению предметов труда, а также режимы обработки);
-организационно-структурных нормативов (схемы по подчинению работников вузов, организационные и производственные структуры, типовые модели управления вузом, типовые нормативы численности, штаты профессорско-преподавательских работников, служащих, технических работников, нормативы времени на принятие решений, совокупность типовых положений о службах (отделах), типовые должностные и функциональные инструкции);
-оперативно- календарных нормативов, которые регламентируют характер протекания управленческих процессов в вузах в регионах;
-административно-организационных нормативов (правила по внутреннему распорядку, правила по оформлению найма, перевода, увольнения, командировок).
Следует также отметить, что для обеспечения эффективной организации процессов управления вузами в регионе для строгого соблюдения принятых норм, правил важно гарантировать выполнение комплекса требований к мероприятиям организационного регламентирования и нормирования деятельности вузов в регионе: организационное регламентирование и нормирование следует сочетать с мероприятиями по стимулированию (материальному и моральному), а также с комплексом эффективных санкций за нарушение установленных правил (норм); правила (нормы) должны фиксировать последние результаты прогрессивного опыта научной и образовательной деятельности вузов в регионе; правила (нормы)должны соответствовать критерию оптимальности; правила (нормы) не следует делать слишком подробными, чтобы они не сковывали
инициативу работников вузов; правила (нормы) должны в наибольшей степени способствовать процессам укрепления личной ответственности работников вуза.
Наконец, подчеркнем, что организационные регламенты и нормативы формируются, а также утверждаются применительно к следующим уровням управляющей системы для высшего профессионального образования в регионе: на уровне отдельных вузов; на уровне муниципальных и региональных органов управления системой ВПО; на уровне федеральных органов управления системой ВПО.
Метод организационного проектирования деятельности вузов в регионе как организационный метод сценарного управления. Организационное проектирование деятельности вузов в регионе осуществляется применительно к стадии, связанной с созданием новых структурных подразделений вузов, а также с разработкой новых программ и стратегических планов развития вузов в регионе, особенно в их взаимосвязи с проведением реструктуризации вузом, внедрением новых образовательных технологий, предоставлением рынку новых образовательных программ и услуг. Как функция сценарного управления организационное проектирование деятельности вузов в регионе чаще применяется в действующих вузах для реализации целей их совершенствования в соответствии с требованиями локальных рынков труда и образовательных услуг в регионе. Здесь проектированию действующих организационных связей в вузе предшествует оценка функционирования современной системы управления вузами в регионе. При этом факторы, которые оказывают влияние на процессы организационного проектирование деятельности вузов в регионе носят, как правило, ситуационный характер.
Можно выделить следующие группы факторов, влияющие на процессы организационного проектирования деятельности вузов в регионе: состояние региональной экономики и локальных рынков труда и образовательных услуг региона, применяемые технологий работы в вузах, реализуемые процедуры осуществления стратегического выбора руководства вузов в отношении целей развития, ведения научной и образовательной деятельности, экономическое поведение работников вуза (отношение к творчеству и предпринимательству).
В рамках разработки методики и принципов организационного проектирования деятельности вузов в регионе необходимо отойти от современного представления оргструктуры вуза как определенного набора органов, которые соответствуют специализированным функциям управления вузом. Оргструктура управления вузом в условиях меняющейся рыночной экономики - понятие, прежде всего, многостороннее, которое включает систему краткосрочных и долгосрочных целей, их распределение в рамках разных звеньев, поскольку организационный механизм сценарного управления вузами в регионе должен быть преимущественно ориентирован на полное достижение всех поставленных целей. Кроме этого, в условиях современной экономики важными элементами оргструктуры управления вузами следует считать коммуникации, документооборот и потоки информации вузе, определяющие его роль и значение для повышения инфокоммуникационного потенциала региона. Наконец, оргструктура вуза - это, также поведенческая система, люди, их группы, которые постоянно вступают в взаимоотношения для обеспечения условий и возможностей решения задач перспективного развития вуза с учетом ориентиров эффективного функционирования институтов рынка труда и образовательных услуг в регионе.
Поэтому, важным условием при разработке адекватных и рациональных организационных проектов вузов следует считать проведение анализа, а также соблюдение принципов обеспечения рационализации структуры вуза. Для отдельных разделов или проблем организационного проектирования деятельности вузов в регионе следует применять различные методы разработки оргструктур вузов. Осуществление планировки подразделений вузов с учетом требований локальных рынков труда и образовательных услуг в регионе может быть спроектировано на основе применения методов аналогии, а также основано на уже апробированных и реализованных проектах в системе ВПО. Кроме этого, нормативы и нормы расхода ресурсов, принятие нормативных документов, которые определяют функционирование различных элементов вузов в регионе, могут разрабатываться на основе применения опытно-статистических методов, которые базируются на применении опыта работников вузов, либо на основе применения расчетно-аналитических и экспериментальных методов.
Таким образом, методологические подходы, связанные с проектированием оргструктур управления вузами в регионе следует объединить в группы: экспертный метод, метод аналогий, метод по структуризации целей развития вузов, метод проведения организационного моделирования вузов.
Метод организационно-методического инструктирования вузов в регионе как организационный метод сценарного управления. Организационно-методическое инструктирование как организационный метод сценарного управления вузами в регионе осуществляется посредством разработки различных указаний и инструкций, которые действуют в вузах. В принятых актах при осуществлении организационно-методического инструктирования вузов даются различные рекомендации, связанные с применением комплекса современных средств по управлению вузами, вузы, действующие в регионе, ориентируются на учет богатейшего опыта, который имеют работники, действующие в аппарате управления системой ВПО и ведущих вузов региона.
К принимаемым актам при осуществлении организационно-методического инструктирования вузов относятся: комплекс должностных инструкций, которые устанавливают функциональные обязанности и права управленческого персонала при расходовании ресурсов вуза и обосновании альтернативных стратегических
направлений развития вузов; методические рекомендации (указания), которые описывают выполнение ряда работ, которые связаны между собой и имеют целевое назначение; совокупность методических инструкций, определяющих методы, формы, порядок работы при выполнении отдельных технических и экономических задач ведения научной и образовательной деятельности вузов в регионе; совокупность рабочих инструкций, которые определяют последовательность взаимозависимых действий в рамках управленческих процессов вуза. В рамках методических и рабочих инструкций устанавливается порядок действий при эффективном и результативном выполнения комплекса процессов по оперативному управлению в рамках осуществления стратегических планов развития вузов в регионе.
Также следует указать на тот факт, что акты по организационно-методическому инструктированию вузов являются преимущественно нормативными. Указанные акты разрабатываются и принимаются руководителями вузов, а в ряде случаев, которые предусмотрены действующим законодательством РФ, совместно, а также по согласованию с общественными структурами, органами федерального, регионального, муниципального управления системой ВПО в региона. Следует также отметить, что принимаемые акты обязательны для всех служб, подразделений, должностных работников и лиц вузов, которым данные акты адресованы и которые должны их исполнять.
Метод подготовки, принятия, организации выполнения решений вузов в регионе как организационный метод сценарного управления. Принятие решения — важный этап ведения научной и образовательной деятельности вузов в регионе, реализации комплекса управленческих отношений, а также лидерских способностей применительно к каждому работнику аппарата управления вуза. Результатом организационной и управленческой работы в вузе следует считать подготовку, принятие и организацию выполнения комплекса решений, намеченных для соответствия научной и образовательной деятельности вузов стратегии развития локального рынка труда и образовательных услуг в регионе.
Решение, по сути, -это акты органов управления, руководителя вуза, где поставлена цель ведения научной и образовательной деятельности, а также сформулирован комплекс задач, определены исполнители, выделены необходимые ресурсы (материальные, трудовые, финансовые), рационально закреплена ответственность за достижение / не достижение намеченных показателей развития вуза.
При подготовке, принятии, организации выполнения решений вузами применяются современные технические и научные средства, совокупность методов исследования операций, методы системного анализа, моделирования, различная электронно-вычислительная техника. В свою очередь, для принятия коллективных решений важное значение имеет общий коллективный интеллект работников аппарата управления вуза, которые участвуют в подготовке и организации выполнений решений. Следует при этом подчеркнуть творческий (креативный) характер процессов подготовки, принятия, организации выполнения решений в вузе, важную роль личности руководителя вуза, работников аппарата управления вузом, их профессионализма, интеллекта, воли, прочих профессиональных и личных качеств.
Важно различать решения с учетом относительной трудности преодоления проблем ведения научной и образовательной деятельности вузов в регионе, которые требуют первоочередного разрешения. Следует применительно к современному состоянию локальных рынков труда и образовательных услуг в регионах России выделять четыре взаимосвязанных уровня подготовки, принятия, организации выполнения решений вузов, при этом для каждого из уровней требуются фиксированные навыки управления:
-рутинный уровень подготовки, принятия, организации выполнения решений вузов (здесь важно, прежде всего, идентифицировать проблемные ситуации в научной и образовательной деятельности вузов, взять ответственность за своевременное начало реализации определенных действий вуза);
-селективный уровень подготовки, принятия, организации выполнения решений вузов (здесь важно оценить достоинства возможных альтернативных решений и выбрать из отработанных альтернатив те действия вуза, которые в наилучшей степени подходят к решению рассматриваемой проблемы ведения научной и образовательной деятельности вуза в регионе);
-адаптационный уровень подготовки, принятия, организации выполнения решений вузов (здесь осуществляется поиск нового решения известных проблем ведения научной и образовательной деятельности вузов в регионе. Успех возможных решений вузов зависит от личной инициативности руководителя вуза и способности вуза осуществить инновационный прорыв в неизвестное будущее локальных рынков труда и образовательных услуг в регионе);
-инновационный уровень подготовки, принятия, организации выполнения решений вузов (здесь осуществляется поиск способов в понимании совершенно непредсказуемых и неожиданных проблем ведения научной и образовательной деятельности вуза в регионе, чье решение требует развития у вуза новых компетенций при влиянии на повышение уровня эффективности функционирования локальных рынков труда и образовательных услуг).
Метод контроля над решениями вуза как организационный метод сценарного управления вузами в регионе. Контроль над решениями вуза - это вид деятельности субъектов контроля, который направлены на
осуществление принятых решений посредством реализации фиксированных задач, методов. Контроль над решениями вуза характеризуют следующие важные составляющие: содержательная составляющая (что реализуется в процессах контроля); организационная составляющая (определение последовательности реализации процедур контроля); технологическая составляющая (непосредственные процедуры контроля).
Цель контроля над решениями вуза - обеспечение требуемого единства решений и их исполнения подразделениями вуза, предупреждение недоработок и ошибок, возможных отклонений от запланированных параметров ведения научной и образовательной деятельности вуза. Стадии осуществления контроля над решениями вуза требуют соблюдения ряда принципов проведения контроля: гласности, систематичности, массовости, экономичности, своевременности. Реализация контрольных функций в вузе должна поручаться, как правило, компетентным специалистам, не связанным с подконтрольными подразделениями общими материальными интересами.
Метод экспертизы результатов воздействия органов управления на деятельность вузов в регионе как организационный метод сценарного управления. Экспертиза результатов воздействия органов управления на деятельность вузов в регионе - это исследование характера научных и образовательных процессов вуза, ситуаций в функционировании локальных рынков труда и образовательных услуг в регионе, вопросов, требующих определенных знаний в анализе влияния вуза на развитие локальных рынков, с последующим предоставлением мотивированных заключений.
Экспертиза результатов воздействия органов управления на деятельность вузов в регионе позволяет понизить уровень рисков принятия ошибочных решений. Типовые проблемы в программах и стратегических планах развития вузов в регионе, которые требуют проведения экспертизы результатов воздействия органов управления на деятельность вузов в регионе: определение системы целей, которые стоят перед вузами (поиск новых рыночных ниш для представления образовательных услуг потребителям, изменение структуры системы управления вузами в уровне региона и на уровне самого вуза); прогнозирование будущего образа научной и образовательной деятельности вуза; разработка сценариев развития вуза; генерирование альтернативных видов решений вуза; возможности принятия коллективных решений вузов, общества, государства и бизнеса для целей повышения эффективности функционирования локальных рынка труда и образовательных услуг. Следует различать многотуровые и однотуровые экспертизы результатов воздействия органов управления на деятельность вузов в регионе, анонимные экспертизы и экспертизы, которые предусматривают осуществление открытого обмена мнениями, с осуществлением обмена информацией при проведении экспертиз, а также без проведения обмена информацией со всеми заинтересованными участниками регионального хозяйства.
В аспекте всего сказанного в отношении организационных методов сценарного управления вузами в регионе представим далее структуру и основные составляющие организационного механизма сценарного управления вузами в регионе (рис. 1).
Организационный механизм сценарного управления вузами в регионе включает в себя три равнозначных взаимосвязанных блока, которые обеспечивают комплексное и рациональное использование организационных методов и нормативно-регламентных форм перспективного развития вуза с учетом современных социально-экономических условий функционирования локальных рынка труда и образовательных услуг, темпов обновления образовательных программ, тенденций и основных направлений повышения конкурентоспособности и потенциала региональных хозяйствующих субъектов.
Фактически, построение и эффективное использование организационного механизма сценарного управления вузами в регионе - это обеспечение широкого спектра количественных, а также качественных изменений действующих возможностей и условий организации управления вузами в регионе с учетом реализации требования повышения уровня конкурентоспособности, роста привлекательности, увеличения востребованности результатов научной и образовательной деятельности вузов, улучшения ключевых показателей работы институтов локальных рынка труда и образовательных услуг региона, повышения параметра инновационности и развитости региональной экономики посредством осуществления своевременной диверсификации и модернизации системы ВПО региона и рациональной организации процессов принятия управленческих решений в вузах.
«
§
s
§
« S
о
о к
к ^
о
о
о к
к ^
0 «
1
к
s
Определение организацион ных уровней регулировани я основных процессов вуза
Фед. уровень
Рег. уровень
Уровень самого вуза
> У
Комплекс нормирующих
Комплекс регулирующих
Комплекс корректирующих воздействий
Приоритеты в улучшении системы и структуры управления вузом
Система организационных форм нормативные и правовые акты, регламенты решений; - формы оргподдержки развития вуза; - ресурсное обеспечение принятия решений; - формы сотрудничества с участниками хозяйства.
Система управленческих форм
- планирование оргструктуры;
- регулирование деятельности подразделений вуза;
- стимулирование инициативы;
- новые компетенции развития вуза
Формы реализации, комплекс методов, рычагов воздействия, направления подготовки и
принятия эффективных
S
£
Развитие новых конкурентн ых
преимущест в вуза за счет оптимизаци и структуры и системы управления,
принятие эффективны
х и адаптивных решений
Применение комплекса инновационных технологий в деятельности вуза и в организаций взаимодействий участниками регионального хозяйства
Создание системы инновац. структур по оказанию консалтинговых услуг и продвижению прогр. вуза для бизнеса и общества в регионе
Привлечение некоммерческих структур и общественных организаций к вопросам повышения _эффект. деят. вуза_
Использование системы регламентов, нормативов и инструкций для обеспечения высокого уровня эффективности управления вузом
Формирование системы конкурентоспособных образовательных программ, обеспечивающих развитие локального рынка труда
Воздействие на уровень эффективност и
использовани я
управленческ ого
потенциала и человеческог о капитала
вуза, повышение конкурентосп особности обр. услуг вуза
Рис. 1. Основные составляющие организационного механизма сценарного
управления вузами в регионе
Также использование организационного механизма сценарного управления вузами в регионе позволяет повысить уровень эффективности организации взаимодействий подразделений вуза в рамках согласования принимаемых решений на уровне функционально-структурного блока механизма и на уровне экспертного блока механизма путем учреждения в структуре вуза Центра стратегического развития вуза, главной обязанностью которого является осуществление взаимодействий с государственными и общественными институтами региона, всеми заинтересованными в инновационных разработках и образовательных услуг вуза хозяйствующими субъектами региона.
Список литературы
1. Горелова, О. И. Теоретико-методологические аспекты формирования и критериальной оценки системы развития персонала в условиях стратегического роста организации и социально-экономической модернизации [Текст] : монография / О. И. Горелова, М. Р. Шабанова. - СПб. : Изд-во Политехн. ун-та, 2011. - 137 с.
2. Аветисян М.В., Гайдаренко Л.В., Деева В.А., Князев В.В., Кобулов Б.А., Кобиашвили Н.А., Мухина Т.Н., Паластина И.П., Руденко О.Е., Филатов В.В., Хомутинникова Т.В. [Текст] : МЕНЕДЖМЕНТ. Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО. Издательство: Москва, Юриспруденция, [б. и.], 2008
3. Экономика и организация управления крупным городом. Учебное пособие с тестовыми заданиями для студентов вузов [Текст], авторский коллектив: Бурак П.И., Ростанец В.Г., Рукина И.М., Ануприенко В.Ю., Анфимова А.Ю., Барсуков И.Е., Беккер В.Я., Бобков В.Н., Гинзбург М.В., Глущенко В.М., Голованов В.И., Дадашев А.З., Зворыкина Т.И., Иванов А.Д., Ияшвили В.Б., Ильина И.Н., Кабалинский А.И., Касимов Л.Б., Комиссаров А.Г., Кириллова А.Н., Магомедов Ш.М., Марголин А.М., Оленева О.С., Рождественская И.А., Росляк Ю.В., Ростанец Д.В., Сучкова Г.В., Топилин А.В., Хомяченко О.Н., Янин О.Е. - Издательский дом Международного университета в Москве, [б. и.], 2014, 544с.
4. Хомутинникова Т.В, Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Долгова В.Н., Медведева Т.Ю., Филатов В.В., Паластина И.П. [Текст] : Управление качеством. Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО. Издательство: Москва, Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, [б. и.], 2009.
5. Долгова В.Н., Деева В.А., Князев В.В., Бачурин А.П., Медведева Т.Ю., Паластина И.П., Положенцева И.В., Филатов В.В., Женжебир В.Н. . [Текст]: Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО. Издательство: Москва, Издательство ЦНТБ пищевой промышленности, [б. и.], 2010
6. Кобулов Б.А., Колосова Г.М., Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Деева В.А., Денисова Н.А., Кобулова А.Б., Кобиашвили Н.А., Паластина И.П., Положенцева И.В., Филатов В.В., Сафронов Б.И..//[Текст] : Инновационный менеджмент - Учебное пособие с тестовыми заданиями, с грифом УМО, Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, [б. и.], 2011 - 479 с.
7. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Богданова И.С.[Текст] : Управление стоимостью и оценка активов предприятия. Ч.1. Основные понятия и подходы к оценке бизнеса, оценка материальных активов предприятия. Учебно-практическое пособие с тестовыми заданиями в 2ух частях, с грифом УМО. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, [б. и.], 2012 - 472 с.
8.Организационное проектирование: современные тенденции, модели, технологии [Текст] : сб. ст. Всерос. научно-практ. конф., 14 марта 2008 г. - Волгоград : Изд-во ВАГС, 2008. - 251 с.
9. Дорофеев А.Ю., Филатов В.В., Богданова И.С.[Текст] : Управление стоимостью и оценка активов предприятия. Ч.2. Организационное обеспечение, оценка финансово-хозяйственной деятельности и нематериальных активов предприятия. Учебно-практическое пособие с тестовыми заданиями в 2ух частях, с грифом УМО. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, 2012 - 350 с.
10. Исмагилова Л. А. Эффективное управление разноуровневыми экономическими системами [Текст] : монография / Л. А. Исмагилова, Е. В. Орлова. - М. : Машиностроение, 2012. - 382 с.
11. Шиффман, С. Управление ключевыми клиентами. Эффективное сотрудничество, стратегическое партнерство и рост продаж [Текст] : пер. с англ. / С. Шиффман. - М. : Претекст, 2009 (М.). - 312 с.
12. Управление лицензионной деятельностью: вопросы теории и практики. [Текст] : Коллективная монография. / Ашалян Л.Н., Дадугин М.В., Диброва Ж.Н. Женжебир В.Н., Колосова Г.М., Медведев В.М., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Филатов В.В., Филатов А.В. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, Москва : [б. и.], 2013. - 417 с.
13. Научно-техническое развитие как инновационный фактор экономического роста.[Текст]: Коллективная монография. / Ашалян Л.Н., Женжебир В.Н., Колосова Г.М., Медведев В.М., Паластина И.П., Положенцева И.В., Пшава Т.С., Фадеев А.С., Филатов В.В., Филатов А.В. Издательство: ЦНТБ Пищевой промышленности, Москва:[б.и.], 2014. - 446 с.
14. Управление изменениями: принятие решений [Текст] : сб. ст. / под ред. И. К. Рыженковой. - М. : [б. и.], 2012. - 119 с.
15. Львович, Я. Е. Принятие решений в экспертно-виртуальной среде [Текст] : монография / Я. Е. Львович, И. Я. Львович. - Воронеж : Науч. кн., 2010 (Воронеж). - 140 с.
16.Филько, С. В. Контроллинг в инновационной сфере : инструменты. методы [Текст] : монография / С. В. Филько, И. В. Филько. - Красноярск : Изд-во Краснояр. гос. аграр. ун-та, 2014. - 149 с.
17. Диброва Ж.Н. Региональные механизмы сценарного управления высшими учебными заведениями [Текст] : сб. тр. 4-ой Междунар. науч.-практ. конф., «Актуальные вопросы развития современного общества» 18 апреля 2014 г. в 4-х томах, Том 2 / Юго-Западный гос. ун-т. - Курск: Юго-Западный гос. ун-т, 2014. - С.45-49
18.Степашин, С. В. Общественный аудит. Может ли общество контролировать расходы бюрократии? [Текст]: монография / С. В. Степашин. - M. : Наука, 2013. - 341 с.
19. Диброва Ж.Н. Форсайт как современная практика управления ВУЗом // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 1. С. 28.
References
1. Gorelova, O. I. Teoretiko-metodologicheskie aspekty formirovaniya i kriterial'noi otsenki sistemy razvitiya personala v usloviyakh strategicheskogo rosta organizatsii i sotsial'no-ekonomicheskoi modernizatsii [Tekst] : monografiya / O. I. Gorelova, M. R. Shabanova. - SPb. : Izd-vo Politekhn. un-ta, 2011. - 137 p.
2. Avetisyan M.V., Gaidarenko L.V., Deeva V.A., Knyazev V.V., Kobulov B.A., Kobiashvili N.A., Mukhina T.N., Palastina I.P., Rudenko O.E., Filatov V.V., Khomutinnikova T V. [Tekst] : MENEDZhMENT. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO. Izdatel'stvo: Moskva, Yurisprudentsiya, [b. i.], 2008
3. Ekonomika i organizatsiya upravleniya krupnym gorodom. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami dlya studentov vuzov [Tekst], avtorskii kollektiv: Burak P.I., Rostanets V.G., Rukina I.M., Anuprienko V.Yu., Anfimova A.Yu., Barsukov I.E., Bekker V.Ya., Bobkov V.N., Ginzburg M.V., Glushchenko V.M., Golovanov V.I., Dadashev A.Z., Zvorykina T.I., Ivanov A.D., Iyashvili V.B., Il'ina I.N., Kabalinskii A.I., Kasimov L.B., Komissarov A.G., Kirillova A.N., Magomedov Sh.M., Margolin A.M., Oleneva O.S., Rozhdestvenskaya I.A., Roslyak Yu.V., Rostanets D.V., Suchkova G.V., Topilin A.V., Khomyachenko O.N., Yanin O.E. - Izdatel'skii dom Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve, [b. i.], 2014, 544 p.
4. Khomutinnikova T.V, Deeva V.A., Knyazev V.V., Bachurin A.P., Dolgova V.N., Medvedeva T.Yu., Filatov V.V., Palastina I.P. [Tekst] : Upravlenie kachestvom. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO. Izdatel'stvo: Moskva, Izdatel'stvo TsNTB pishchevoi promyshlennosti, [b. i.], 2009.
5. Dolgova V.N., Deeva V.A., Knyazev V.V., Bachurin A.P., Medvedeva T.Yu., Palastina I.P., Polozhentseva I.V., Filatov V.V., Zhenzhebir V.N. . [Tekst]: Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO. Izdatel'stvo: Moskva, Izdatel'stvo TsNTB pishchevoi promyshlennosti, [b. i.], 2010.
6. Kobulov B.A., Kolosova G.M., Ashalyan L.N., Dadugin M.V., Deeva V.A., Denisova N.A., Kobulova A.B., Kobiashvili N.A., Palastina I.P., Polozhentseva I.V., Filatov V.V., Safronov B.I..//[Tekst] : Innovatsionnyi menedzhment - Uchebnoe posobie s testovymi zadaniyami, s grifom UMO, Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, [b. i.], 2011 - 479 p.
7. Dorofeev A.Yu., Filatov V.V., Bogdanova I.S.[Tekst] : Upravlenie stoimost'yu i otsenka aktivov predpriyatiya. Ch.1. Osnovnye ponyatiya i podkhody k otsenke biznesa, otsenka material'nykh aktivov predpriyatiya. Uchebno-prakticheskoe posobie s testovymi zadaniyami v 2ukh chastyakh, s grifom UMO. Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, [b. i.], 2012 - 472 p.
8.Organizatsionnoe proektirovanie: sovremennye tendentsii, modeli, tekhnologii [Tekst] : sb. st. Vseros. nauchno-prakt. konf., 14 marta 2008 g. - Volgograd : Izd-vo VAGS, 2008. - 251 p.
9. Dorofeev A.Yu., Filatov V.V., Bogdanova I.S.[Tekst] : Upravlenie stoimost'yu i otsenka aktivov predpriyatiya. Ch.2. Organizatsionnoe obespechenie, otsenka finansovo-khozyaistvennoi deyatel'nosti i nematerial'nykh aktivov predpriyatiya. Uchebno-prakticheskoe posobie s testovymi zadaniyami v 2ukh chastyakh, s grifom UMO. Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, 2012 - 350 p.
10. Ismagilova, L. A. Effektivnoe upravlenie raznourovnevymi ekonomicheskimi sistemami [Tekst] : monografiya / L. A. Ismagilova, E. V. Orlova. - M. : Mashinostroenie, 2012. - 382 p.
11. Shiftman, S. Upravlenie klyuchevymi klientami. Effektivnoe sotrudnichestvo, strategicheskoe partnerstvo i rost prodazh [Tekst] : per. s angl. / S. Shiffman. - M. : Pretekst, 2009 (M.). - 312 p.
12. Upravlenie litsenzionnoi deyatel'nost'yu: voprosy teorii i praktiki. [Tekst] : Kollektivnaya monografiya. / Ashalyan L.N., Dadugin M.V., Dibrova Zh.N. Zhenzhebir V.N., Kolosova G.M., Medvedev V.M., Pshava T.S., Fadeev A.S., Filatov V.V., Filatov A.V. Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, Moskva : [b. i.], 2013. - 417 p.
13. Nauchno-tekhnicheskoe razvitie kak innovatsionnyi faktor ekonomicheskogo rosta.[Tekst]: Kollektivnaya monografiya. / Ashalyan L.N., Zhenzhebir V.N., Kolosova G.M., Medvedev V.M., Palastina I.P., Polozhentseva I.V., Pshava T.S., Fadeev A.S., Filatov V.V., Filatov A.V. Izdatel'stvo: TsNTB Pishchevoi promyshlennosti, Moskva:[b.i.], 2014. - 446 p.
14. Upravlenie izmeneniyami: prinyatie reshenii [Tekst] : sb. st. / pod red. I. K. Ryzhenkovoi. - M. : [b. i.], 2012. - 119 p.
15. L'vovich, Ya. E. Prinyatie reshenii v ekspertno-virtual'noi srede [Tekst] : monografiya / Ya. E. L'vovich, I. Ya. L'vovich. - Voronezh : Nauch. kn., 2010 (Voronezh). - 140 p.
16.Fil'ko, S. V. Kontrolling v innovatsionnoi sfere : instrumenty. metody [Tekst] : monografiya / S. V. Fil'ko, I. V. Fil'ko. - Krasnoyarsk : Izd-vo Krasnoyar. gos. agrar. un-ta, 2014. - 149 p.
17. Dibrova Zh.N. Regional'nye mekhanizmy stsenarnogo upravleniya vysshimi uchebnymi zavedeniyami [Tekst] : sb. tr. 4-oi Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., «Aktual'nye voprosy razvitiya sovremennogo obshchestva» 18 aprelya 2014 g. v 4-kh tomakh, Tom 2 / Yugo-Zapadnyi gos. un-t. - Kursk: Yugo-Zapadnyi gos. un-t, 2014. - P.45-49
18.Stepashin, S. V. Obshchestvennyi audit. Mozhet li obshchestvo kontrolirovat' raskhody byurokratii? [Tekst]: monografiya / S. V. Stepashin. - M. : Nauka, 2013. - 341 p.
19. Dibrova Zh.N. Forsait kak sovremennaya praktika upravleniya VUZom // Nauchnyi zhurnal NIUITMO. Seriya: Ekonomika i ekologicheskii menedzhment. 2014. № 1. P. 28.