Научная статья на тему 'Стратегия развития системы дополнительного профессионального образования в Северском технологическом институте национального исследовательского ядерного университета "МИФИ"'

Стратегия развития системы дополнительного профессионального образования в Северском технологическом институте национального исследовательского ядерного университета "МИФИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIVE ECONOMY / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / DEVELOPMENT STRATEGY / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Медведева М.К.

Введение. В статье представлено исследование проблемы развития системы дополнительного профессионального образования, способствующей формированию эффективной подготовки и переподготовки специалистов для предприятий атомной отрасли, отвечающих современным требованиям по уровню полученных знаний и практических навыков. Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, ориентируется на решение практических проблем и целенаправленное преобразование методов, форм, средств обучения в области дополнительного профессионального образования с учетом запросов производственной сферы и сферы потребления. Результаты заключаются в описании обоснованности выбора стратегии развития дополнительного профессионального образования на основе поиска новых моделей, механизмов, инструментов и технологий, позволяющих достичь наибольшего эффекта и повысить доступность, качество предоставляемых образовательных услуг в Северском технологическом институте Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ». Заключение. Автором отмечается, что за счет интеграции стратегий развития дополнительного профессионального образования оказывается помощь в построении индивидуальных социальных и профессиональных траекторий человека, обеспечиваются условия профессионального, социального и личностного ориентирования для конкретных потребителей образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Медведева М.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE SEVERSK TECHNOLOGICAL INSTITUTE OF THE NATIONAL RESEARCH NUCLEAR UNIVERSITY “MEPHI”

Introduction. The article presents a study of the problem of the development of an additional vocational education system that contributes to the formation of effective training and retraining of specialists for the nuclear industry enterprises that meet modern requirements for the level of acquired knowledge and practical skills. Methodology. The study is conducted on the basis of practical methodology, focuses on solving practical problems and purposeful transformation of methods, forms, means of training in the field of additional professional education, taking into account the needs of the industrial sector and the sphere of consumption. The results consist of describing the validity of the choice of the strategy for the development of additional vocational education based on the search for new models, mechanisms, tools and technologies to achieve the greatest effect and increase the availability and quality of educational services provided at the Seversk Technological Institute of the National Research Nuclear University MEPI. Conclusion. The author notes that through the integration of strategies for the development of additional professional education, assistance is provided in building individual social and professional trajectories of a person, and conditions are provided for professional, social and personal orientation for specific consumers of educational services.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития системы дополнительного профессионального образования в Северском технологическом институте национального исследовательского ядерного университета "МИФИ"»

сии // Вопросы образования. 2016. № 2. С. 100-124.

4. Дудина Е. А. Наставничество как особый вид педагогической деятельности: сущностные характеристики и структура [Электронный ресурс] // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. Т. 7, № 5. URL: https://cybenleninka.nu/article/n/nastavnichestvo-kak-osobyy-vid-pedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnostnye-hanaktenistiki-i-struktura.

5. Круглова И. В. Наставничество в повышении профессиональной компетентности молодого учителя // Педагогическое образование и наука. 2007. № 1. С. 25-27.

6. Никитина В. В. Роль наставничества в современном образовании // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6. С. 50-56.

7. Пастухова Л. С., Сорокина-Исполатова Т. В. Наставничество как социально-педагогический ресурс повышения качества подготовки будущих специалистов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. № 6. С. 26-31.

8. Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2016. № 6. С. 845-847. URL: https://moluch.ru/archive/110/26995/.

9. Аржаных Е. В. Роль института наставничества в профессиональном становлении молодых педагогов // Психологическая наука и образование. 2017. Т. 22, № 4. С. 27-35.

References

1. Bagrakova A. A. Nastavnichestvo v organizacii [Mentoring in the organization]. Personnel Development Management, 2008, no. 4, pp. 296-311. (In Russian).

2. Bachin D. A. Nastavnichestvo kak metod obucheniya i razvitiya personala [Mentoring as a method of training and development of personnel]. Modern scientific research and innovation, 2014, no. 4, part 1. Available at: http://web.snauka.ru/ issues/2014/04/32311. (In Russian).

3. Pinskaya M. A., Ponomareva A. A., Kosaretsky S. G. Professional'noe razvitie i podgotovka molodyh uchitelej v Rossii [Professional Development and Training of Young Teachers in Russia]. Issues of Education, 2016, no. 2, pp. 100-124. (In Russian).

4. Dudina E. A. Nastavnichestvo kak osobyj vid pedagogicheskoj deyatel'nosti: sushchnostnye harakteristiki i struktura [Mentoring as a special kind of pedagogical activity: essential characteristics and structure]. Bulletin of the Novosibirsk State Pedagogical University, 2017, vol. 7, no. 5. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-kak-osobyy-vid-pedagogicheskoy-deyatelnosti-suschnostnye-harakteristiki-i-struktura. (In Russian).

5. Kruglova I. V. Nastavnichestvo v povyshenii professional'noj kompetentnosti molodogo uchitelya [Mentoring in raising the professional competence of a young teacher]. Pedagogical Education and Science, 2007, no. 1, pp. 25-27. (In Russian).

6. Nikitina V. V. Rol' nastavnichestva v sovremennom obrazovanii [The Role of Mentoring in Modern Education]. Domestic and Foreign Pedagogy, 2013, no. 6, pp. 50-56. (In Russian).

7. Pastukhova L. S., Sorokina-Ispolatova Т. V. Nastavnichestvo kak social'no-pedagogicheskij resurs povysheniya kachestva podgotovki budushchih specialistov [Mentoring as a social and pedagogical resource for improving the quality of training future specialists]. Domestic and foreign pedagogy, 2013, no. 6, pp. 26-31. (In Russian).

8. Shchipunova N. N. Organizaciya nastavnichestva v shkole s molodymi pedagogami [The organization of mentoring in school with young teachers]. Young Scientist, 2016, no. 6, pp. 845-847. Available at: https://moluch.ru/archive/110/26995/. (In Russian).

9. Arzhanykh E. V. Rol' instituta nastavnichestva v professional'nom stanovlenii molodyh pedagogov [The role of the mentoring institute in the professional development of young teachers]. Psychological science and education, 2017, vol. 22, no. 4, pp. 27-35. (In Russian).

УДК/UDC 378.046.4 М. К. Медведева

M. Medvedeva

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СЕВЕРСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ ИНСТИТУТЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЯДЕРНОГО УНИВЕРСИТЕТА «МИФИ»

DEVELOPMENT STRATEGY OF THE SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION AT THE SEVERSK TECHNOLOGICAL INSTITUTE OF THE NATIONAL RESEARCH NUCLEAR UNIVERSITY "MEPHI"

Введение. В статье представлено исследование проблемы развития системы дополнительного профессионального образования, способствующей формированию эффективной подготовки и переподготовки специалистов для предприятий атомной отрасли, отвечающих современным требованиям по уровню полученных знаний и практических навыков.

Методология. Исследование проводится на основе практической методологии, ориентируется на решение практических проблем и целенаправленное преобразование методов, форм, средств обучения в области дополнительного профессионального образования с учетом запросов производственной сферы и сферы потребления.

Результаты заключаются в описании обоснованности выбора стратегии развития дополнительного профессионального образования на основе поиска новых моделей, механизмов, инструментов и технологий, позволяющих достичь наибольшего эффекта и повысить доступность, качество предоставляемых образовательных услуг в Северском технологическом институте Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Заключение. Автором отмечается, что за счет интеграции стратегий развития дополнительного профессионального образования оказывается помощь в построении индивидуальных социальных и профессиональных траекторий человека, обеспечиваются условия профессионального, социального и личностного ориентирования для конкретных потребителей образовательных услуг.

Introduction. The article presents a study of the problem of the development of an additional vocational education system that contributes to the formation of effective training and retraining of specialists for the nuclear industry enterprises that meet modern requirements for the level of acquired knowledge and practical skills.

Methodology. The study is conducted on the basis of practical methodology, focuses on solving practical problems and purposeful transformation of methods, forms, means of training in the field of additional professional education, taking into account the needs of the industrial sector and the sphere of consumption.

The results consist of describing the validity of the choice of the strategy for the development of additional vocational education based on the search for new models, mechanisms, tools and technologies to achieve the greatest effect and increase the availability and quality of educational services provided at the Seversk Technological Institute of the National Research Nuclear University MEPI.

Conclusion. The author notes that through the integration of strategies for the development of additional professional education, assistance is provided in building individual social and professional trajectories of a person, and conditions are provided for professional, social and personal orientation for specific consumers of educational services.

Ключевые слова: инновационная экономика, дополнительное профессиональное образование, стратегия развития, непрерывное образование.

Keywords: innovative economy, additional vocational education, development strategy, continuing education.

Введение

Прогресс науки и техники превращает образование в необходимый атрибут повседневной жизни. В настоящий момент в России происходит переход к инновационной экономике с доминирующей интеллектуальной составляющей, решаются проблемы формирования кадрового резерва [1].

Существенная роль в создании современной экономики инновационного типа отводится атомной отрасли. Одной из актуальных проблем современного этапа ее развития является кадровое обеспечение. Стремительно развивающимся предприятиям ядерно-топливного цикла необходимы современные образованные специалисты, обладающие общими и специальными компетенциями, учитывающими специфику профессиональной деятельности на потенциально опасных производствах с высокой психологической напряженностью, высокой степенью автоматизации управления производственными циклами [2]. Компетентный специалист, профессионал, становится главным источником инноваций, обусловливающих глобальную конкурентоспособность социально-экономической системы. Как следствие, возрастает роль определяющих качество человеческого потенциала социальных структур, к которым относится сфера образования [3].

Таким образом, модернизация системы образования как основы динамичного экономического роста и социального развития общества, фактора благополучия граждан и безопасности страны является необходимым условием формирования инновационной экономики.

Методология

Сфера дополнительного профессионального образования (ДПО) является одной из самых динамично развивающихся сфер развития образовательных услуг Она наиболее восприимчива к изменениям социально-экономических условий. Развивающаяся конкуренция и высокая инновационная активность на рынке образовательных услуг дают возможность потребителю сделать выбор в пользу тех образовательных структур, которые не только обладают современными образовательными технологиями, но и могут обеспечить, наряду с индивидуальным подходом к каждому слушателю, высокий уровень направленности образовательного процесса на реализацию программ дополнительного профессионального образования [3].

В настоящее время дополнительное профессиональное образование в вузе рассматривается как:

— важнейшее звено системы непрерывного образования, обеспечивающее самореализацию и развитие личности взрослого человека, поддержку профессиональной мобильности и занятости населения России, профессиональную ориентацию молодежи, работающего населения, а также безработных граждан, высвобождающихся в условиях кризиса работников [4];

— средство достижения уровня образованности, общей культуры, профессиональной компетентности, карьеры, профессионально-личностной самореализации субъектов учебной и трудовой деятельности;

— условие реализации государственной политики инновационного развития, основанной на внедрении новых идей, проектов, технологий в практику работы организаций и учреждений;

— высокорентабельная сфера образовательного бизнеса, источник укрепления финансовой стабильности высших образовательных учреждений.

Вместе с тем дополнительное профессиональное образование продолжает сохранять характерные для него в настоящее время такие черты, как отраслевая разрозненность, отрыв от запросов производственной сферы и сферы потребления, становясь при этом все менее привлекательным с точки зрения инвестиционных интересов бизнеса.

Новое понимание функций ДПО определяет в качестве первоочередной задачу приведения этой системы в соответствие с потребностями инновационной экономики, основной чертой которой является максимальная гибкость и нелинейность всех форм производственной и социальной сфер [5]. Такое понимание инновационности обусловливает многократное изменение траектории профессиональной карьеры человека. Как следствие, акценты в непрерывном образовании смещаются от системы основного образования, позволяющей человеку однократно в период дотрудовой деятельности освоить некоторую профессию, к системе ДПО, дающей возможность сколь угодно часто пересматривать локальные точки профессиональной карьеры, решать, чему еще научиться, что отвечает задачам собственного профессионального, социального, личностного развития [6]. Следовательно, инновационная экономика должна поддерживаться развитым рынком открытых образовательных программ и модулей, расширяющих возможность выбора, позволяющих вести свободный поиск знаний.

Дополнительное профессиональное образование как важная составляющая непрерывного образования российских граждан призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения на приобретение дополнительных компетенций, в первую очередь на повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Однако в настоящее время это не обеспечивается в полной мере.

В связи с этим в Северском технологическом институте Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (СТИ НИЯУ МИФИ) проанализирована возможность обновления и развития ДПО на основе поиска новых моделей, механизмов, инструментов и технологий, позволяющих достичь наибольшего эффекта и повысить доступность, качество предоставляемых образовательных услуг, и сделан обоснованный выбор стратегии развития ДПО [7].

Прогностическая стратегия предполагает реалистичный прогноз параметров развития системы ДПО. Примером может служить прогнозная оценка тенденций в потребностях экономики специалистов соответствующих профилей сообразно прогнозам социально-экономического развития региона с последующим определением параметров развития ДПО.

Инновационная стратегия реализуется путем внедрения в образовательную деятельность новых форм и методов обучения слушателей, профессиональных методов управления системой ДПО, взаимодействия с потребителями и теми, кто предоставляет образовательные услуги.

Данная стратегия является важным моментом, обеспечивающим инновационное развитие образовательной системы ДПО. Создание гибкого механизма инновационного развития предполагает:

— актуализацию потенциала организации;

— приведение в движение всех ее ресурсных возможностей;

— мониторинг происходящих изменений;

— организацию взаимодействия всех участников стратегического изменения;

— создание нового потенциала успеха и способов его достижения.

Интегральная стратегия в образовании проявляется в укрупнении и усилении структурных подразделений ДПО, диверсификации. С позиции развития ДПО эта стратегия может проявляться в укрупнении и усилении структурных подразделений ДПО, исключении дублирования учебных планов, включении механизмов саморазвития в региональную рыночную среду. В большинстве вузов структурные подразделения ДПО разрознены и не представляют собой целостной системы. Объединение их в единую систему позволит усилить роль и значимость ДПО в образовательной деятельности вуза, что отвечает потребностям общества.

Экономическая стратегия предполагает полномасштабное включение государственных и рыночных механизмов стимулирования системы ДПО. Основополагающим тезисом данной стратегии является переход от периода выживания к периоду инвестиционного развития. Для этого необходимы существенные преобразования как в инфраструктуре вуза, так и в системе ДПО с целью привлечения инвестиций и стимулирования механизмов саморазвития. Данная стратегия предполагает многоканальное финансирование дополнительного образования из федеральных, региональных, муниципальных и вузовских фондов, а также за счет потребителей образовательных услуг.

Стратегия формирования корпоративного мышления ориентирует работников на ценности и интересы той организации, в которой осуществляется их основная профессиональная деятельность, нахождение таких решений, которые обеспечивали бы значимое развитие в долгосрочной перспективе, а также преимущества в конкурентной среде. Данная стратегия соответствует принципам менеджмента, определенным в международных стандартах качества, в частности принципу вовлечения работников. Стратегия корпоративного мышления — это продукт группового разума, группового взаимодействия и содержательных дискуссий. Ее разработка соответствует созданию благоприятного климата в коллективе.

Маркетинговая стратегия. Ее цель — создание необходимых условий для продвижения дополнительных образовательных программ на рынке образовательных услуг с помощью специфических средств: рекламы, РН-мероприятий, системы консультирования. Ее источником являются маркетинговые исследования, объектом которых могут быть рынок труда, его отдельные сегменты, рынок образовательных услуг, а также образовательные потребности и запросы непосредственных потребителей этих услуг. Маркетинговая стратегия направлена на поиск адекватных способов реагирования системы ДПО на те или иные изменения на рынке труда и рынке образовательных услуг. Без проведения маркетинговых исследований немыслимо построение других стратегий развития системы ДПО, формирование открытой образовательной системы, обладающей гибкой образовательной структурой.

Стратегия выживания направлена на сохранение основных ресурсов, группового потенциала системы ДПО при внезапно возникших неблагоприятных условиях функционирования. К таким условиям относят:

— изменения конъюнктуры рынка труда, следствием которых является невостребованность ведущих специальностей и направлений подготовки специалистов;

— прекращение или значительное сокращение бюджетного финансирования;

— уход наиболее квалифицированных специалистов в сферу экономики или другие вузы по причине более высокой заработной платы;

— появление более сильных конкурентов, предлагающих образовательные программы, близкие по профилю или совпадающие с ним, а также создающие более благоприятные условия для получения качественной образовательной услуги;

— неблагоприятные для системы ДПО изменения в структуре образовательных потребностей и запросов, связанные с престижностью тех или иных профессий, воздействием рекламы и другими причинами.

Стратегия роста — это расширение спектра предлагаемых дополнительных образовательных услуг, освоение новых направлений образовательной деятельности.

Стратегия оптимизации направлена на интенсивное развитие системы ДПО. Она предлагает улучшение, совершенствование, модификацию, обновление, перестройку всего того, что уже имеется; нацелена на рациональное использование человеческих, материальных, финансовых ресурсов для решения задач, вытекающих из миссии, целей организации, что должно привести к новому качеству без количественного увеличения. В условиях ДПО данная стратегия может использоваться как на содержательно-деятельностном, так и на организационно-структурном уровне. В первом случае речь идет об изменении содержания деятельности структурных подразделений, осуществляющих образовательный процесс в сфере ДПО, о перераспределении функций между ними и отдельными сотрудниками. Во втором — реализация стратегии связана с изменениями в организационной структуре вуза и может быть достигнута с помощью различных тактик. Примером реализации рассматриваемой стратегии является создание в вузе такой структуры, которая организационно объединяет деятельность вуза в сфере ДПО, что позволяет оптимизировать деятельность по освоению новых образовательных программ на основе усиления кооперативных связей между кафедрами и факультетами, придает целенаправленный характер развитию системы ДПО, обеспечивает единообразие требований, предъявляемых к образовательным программам, концентрирует кадры и материально-технические ресурсы и создает значительный потенциал успеха.

Стратегия лидерства в цене. За счет рационального ведения дел на основе накопленного опыта, систематического снижения затрат, оптимизации деятельности потребителю предлагаются более дешевые и одновременно не уступающие по качеству дополнительные образовательные услуги. Лидерство в цене может явиться тем конкурентным преимуществом, благодаря которому может осуществляться значительный приток в систему ДПО слушателей из многих районов региона, которые при иной ценовой политике могли бы избрать другие вузы.

Стратегия дифференциации предполагает, что система ДПО придает оказываемым дополнительным образовательным услугам нечто необычное, отличительное, что может особенно понравиться различным группам потребителей образовательных услуг и что выгодно отличает услуги вуза от услуг, которые предлагают конкуренты. Это могут быть оригинальные образовательные программы, обладающие содержанием, соответствующим современным требованиям; широкий спектр специализаций; привлечение высококвалифицированных специалистов предприятий и организаций, зарубежных преподавателей; обеспечение дополнительных квалификаций с целью поливалентной подготовки специалистов. Необходимо проведение исследования образовательных потребностей и запросов различных групп населения и соотнесение их как со своими реальными, так и возможностями конкурентов удовлетворить эти потребности и запросы.

Стратегия фокусирования заключается в концентрации внимания на интересах конкретных потребителей образовательных услуг. Например, в зависимости от запросов потребителя может быть открыта целевая подготовка специалистов по различным специальностям, пользующимся повышенным спросом в регионе или востребованным перспективным планом социально-экономического развития региона. Целевая подготовка может предусматривать использование различных форм организации образовательного процесса для отдельных фирм и учреждений, по заказу региона и удовлетворять индивидуальные специфические образовательные запросы.

Доминантная стратегия играет ведущую роль на определенном этапе развития и не претерпевает существенных изменений под воздействием внешних факторов. Эта стратегия может быть использована только в том случае, если система ДПО в ближайшее время не потребует изменений во внешней и внутренней средах.

Сценарная стратегия предполагает наличие и проигрывание нескольких сценариев стратегического развития в зависимости от изменения комплекса внешних и внутренних условий. Такие сценарии могут зависеть от государственной политики в области высшего образования, стабильности бюджетного финансирования, планирования и утверждения контрольных цифр приема слушателей, участия высшей школы в международных интеграционных процессах.

Выбор стратегии определяет структуру и содержание стратегической программы действий, приоритеты развития, концентрацию ресурсов на ключевых направлениях деятельности с целью закрепления преимущества, преодоления недостатков, использования возможностей и сведения до минимума угроз. Выбор стратегии представляет собой концентрированное выражение интересов и ожиданий не только руководства вуза, системы ДПО, но и его профессорско-преподавательского состава, сотрудников и слушателей, социальных партнеров — потребителей научно-образовательных услуг.

Направленность, набор стратегических линий развития системы ДПО зависят от генеральной стратегии вуза, его миссии, видения и философии, задач, решаемых на данном этапе. На стратегические приоритеты развития системы ДПО как составной части системы непрерывного образования влияют современные тенденции образования в России и мировом сообществе. Стратегия развития ДПО в вузе на данном этапе развития нашего общества не может быть представлена какой-то одной доминантной стратегией. Она должна содержать несколько стратегических линий.

В качестве критериев эффективности стратегии вуза в области ДПО могут быть адаптированы следующие критерии [8].

Соответствие целям развития вуза. Вуз ставит перед собой задачу стать центром развития науки, культуры и образования в регионе. Следовательно, выбор стратегии усиления региональной составляющей в содержании образовательных программ ДПО, отвечающей региональным потребностям и запросам, и осуществление различных видов социального взаимодействия с региональными институтами будут наиболее предпочтительными.

Содействие наращиванию потенциала вуза. Стратегия системы ДПО может считаться эффективной, если она способствует позитивным изменениям всех видов ресурсов вуза. Участникам процесса инновационного развития должно быть отчетливо видно, насколько улучшается количественно и качественно ресурсный потенциал вуза по определенным показателям.

Достижение баланса стратегических интересов вуза и системы ДПО. В условиях децентрализации, автономизации и демократизации вуза особый смысл приобретает сбалансированность стратегического управления на его различных уровнях. Насколько общая стратегия и локальные стратегии ДПО вписываются в общий план генеральной стратегии, будет зависеть успех или неуспех развития вуза в целом и системы ДПО вуза в частности.

Обеспечение качества образования. Выбранная стратегия ДПО должна содействовать решению главной задачи вуза — обеспечение высокого уровня подготовки квалифицированных специалистов.

При построении модели управления качеством в системе ДПО современного высшего учебного заведения необходимо учитывать определенную специфику [9]:

— отсутствие четких образовательных стандартов для программ повышения квалификации и переподготовки кадров, а также большей части программ дополнительного образования;

— необходимость привлечения к процессу преподавания большего числа специалистов-практиков и малая доля штатных преподавателей в сфере ДПО по сравнению с высшим профессиональным образованием;

— специфика слушателей, обычно уже имеющих либо профессиональное образование, либо опыт работы и представляющих повышенные требования к качеству и эффективности обучения;

— особенность требований, предъявляемых к реализации дополнительных образовательных программ, организации учебного процесса.

Оценка качества системы ДПО базируется на комплексном мониторинге, являющемся одним из основных элементов системы управления качеством на дополнительном образовательном пространстве [Ю].

Комплексный мониторинг образовательного процесса структур ДПО включает в себя:

— мониторинг удовлетворенности слушателей качеством дополнительного образования;

— мониторинг удовлетворенности потребителей и заказчиков;

— мониторинг удовлетворенности преподавателей работой над реализацией программ ДПО;

— мониторинг качества профессорско-преподавательского состава.

В состав комплексного мониторинга входит исследование мотивации слушателей и социальных ожиданий заказчиков при профессиональной переподготовке, повышении квалификации, а также оценка системы менеджмента качества. Кроме того, оценка качества подготовки в системе ДПО строится на всеобъемлющем и регулярном анализе деятельности в комплексе показателей по внешним и внутренним параметрам.

К внешним параметрам относятся:

— информация о направлениях повышения квалификации и переподготовки кадров, реализуемых в системе ДПО;

— прием, контингент и выпуск слушателей, их распределение по формам обучения;

— информация по источникам финансирования дополнительных образовательных программ;

— структура профессорско-преподавательского состава и квалификационные характеристики педагогов;

— информационное и научно-методическое обеспечение системы ДПО;

— данные об учебной успеваемости слушателей;

— инновационный потенциал системы ДПО;

— информация об используемых современных технологиях и электронных средствах обучения, оснащенность курсов электронными продуктами.

К внутренним параметрам относят информацию:

— о сформированности каждого из компонентов готовности к профессиональной деятельности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— об изменениях показателей сформированности готовности по результатам обучения.

Методы, используемые в комплексном мониторинге: статистический анализ данных, анкетирование-опрос различных модификаций, математическая обработка материала, количественный и качественный анализ показателей.

С опорой на данные комплексного мониторинга качества подготовки в системе ДПО, оценку изменений показателей сформированности готовности к профессиональной деятельности по результатам обучения, анализ полученных результатов и строится концептуальная модель управления качеством в сфере ДПО, планируется и реализуется контроль за качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг [11 ].

Поддержание позитивного имиджа учреждения. Объективный имидж вуза является результатом общего признания качества образования, которое данный вуз обеспечивает. Имидж определяется на основе данных его аккредитации и аттестации, рейтингов, проводимых путем опроса различных групп потребителей образовательных услуг. Система ДПО в значительной степени влияет на имидж вуза благодаря контрактам с потребителями дополнительных образовательных услуг, качеству предоставляемых услуг, удовлетворенности потребителей.

Укрепление социального партнерства. Проблеме взаимодействия руководства вуза с внешними и внутренними потребителями в процессе стратегического управления вузом в настоящее время придается огромное значение. Социальное партнерство в системе дополнительного профессионального образования подразумевает партнерские отношения между субъектами, направленные на взаимодействие и достижение целей, связанных с улучшением качества образовательных услуг и взаимной удовлетворенностью результатами совместной деятельности.

Результаты

Таким образом, на основе анализа стратегий для обновления ДПО необходима их интеграция. В этом случае развитие системы ДПО приобретает комплексный характер, определяется специфическими условиями рыночной среды региона, ресурсными возможностями образовательной системы вуза и сфокусирована на интересах конкретных потребителей образовательных услуг, в качестве которых выступают предприятия и организации различных форм собственности, в том числе государственной корпорации «Росатом» (ГК «Росатом»).

Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ» (НИЯУ МИФИ) — сетевой (распределенный) научно-образовательный холдинг — является важнейшим элементом российской системы ядерного образования, призванный в рамках единого образовательного пространства эффективно обеспечивать кадрами атомную отрасль России, способствовать инновационному развитию регионов присутствия Росатома. Перед НИЯУ МИФИ руководством ГК «Росатом» поставлена задача расширения подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для атомной отрасли.

Северский технологический институт — обособленное структурное подразделение НИЯУ МИФИ. Комплексная программа развития СТИ как филиала НИЯУ МИФИ, стартовавшая в 2012 г. и ориентированная на выполнение показателей и индикаторов программы создания и развития Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» на 2009- 2017 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.07.2009 № 915-р., получила дальнейшее развитие в проекте «Развитие национального исследовательского ядерного университета на 2018-2022 гг. » (далее — Проект).

Настоящий Проект направлен на обеспечение устойчивого и динамичного развития университета в интересах атомной отрасли и преодоление значительных рисков, среди которых следует указать основные:

— невыполнение заказа дивизионов ГК «Росатом» на подготовку квалифицированных кадров;

— прекращение целевой подготовки кадров для атомной отрасли;

— невыполнение показателей эффективности деятельности филиалов;

— закрытие ряда малокомплектных филиалов;

— создание социальной напряженности в регионах;

— трудности в реализации международных контрактов ГК «Росатом»;

— сокращение доли рынка российского ядерного образования, приход конкурентных технологий на перспективные рынки ГК «Росатом»;

— невозможность практической подготовки кадров по ядерным специальностям в ресурсных центрах по заказу ГК «Росатом».

В рамках Проекта будут решаться задачи кадрового обеспечения атомной отрасли, ее дивизионов и комплексов с учетом специфики деятельности отдельных блоков ГК «Росатом».

Миссия СТИ как структурного подразделения НИЯУ МИФИ состоит в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства в области техники, технологии и экономики атомной и других высокотехнологичных отраслей путем формирования высокого профессионального уровня и конкурентоспособности выпускников, получения и распространения передовых знаний и пропаганды успехов в области ядерной энергетики и промышленности, а также активного влияния на социально-экономическое развитие города и региона на основе единства учебного процесса, фундаментальных и прикладных научных исследований, развития и эффективного использования научно-технического потенциала, кадровых, информационных, материальных и финансовых ресурсов, а также системы менеджмента качества НИЯУ МИФИ.

Повышение квалификации и переподготовка работников ГК «Росатом» и других высокотехнологичных отраслей являются задачами одной из подпрограмм Проекта. Цель подпрограммы: повышение качества переподготовки и повышения квалификации кадров в системе дополнительного профессионального образования.

Программные мероприятия.

1. Развитие проектных и дистанционных форм обучения:

— оснащение учебных классов на предприятиях и организациях топливной компании «ТВЭЛ» необходимым сетевым и телекоммуникационным оборудованием с целью создания технической базы сетевых технологий обучения;

— создание в СТИ базового учебного класса с возможностью трансляции образовательных программ в места расположения аналогичных учебных классов топливной компании «ТВЭЛ».

2. Подготовка учебно-методических комплексов дисциплин (УМКД) (конспектов лекций, сетевых презентаций, контрольно-измерительных материалов) для реализации не менее 10 курсов образовательных программ повышения квалификации по наиболее востребованным предприятиями темам. Реализация модульных программ дополнительного профессионального образования для переподготовки и повышения квалификации работников атомной отрасли и других высокотехнологичных отраслей, разработанных с учетом специфики предприятия-заказчика и учитывающих основные технологические компетенции, направленные на развитие производства.

3. Расширение географии и развитие системы переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала института.

4. Обучение персонала вуза использованию информационных технологий для повышения эффективности реализации дистанционных курсов.

5. Организация и проведение стажировок, курсов, школ для повышения квалификации и переподготовки научных и преподавательских кадров по перспективным направлениям развития современной энергетики.

6. Разработка совместно с ВНИИ НМ им. А. А. Бочвара учебных планов и УМКД для подготовки специалистов, бакалавров и магистров в рамках направления Научно-образовательного центра, функционирующего в СТИ НИЯУ МИФИ.

7. Создание в СТИ НИЯУ МИФИ локальной сетевой академии CISCO, реализующей программы подготовки специалистов в области компьютерных сетей и технологий (повышение квалификации в объеме 300 часов; профессиональная переподготовка с получением диплома о втором высшем образовании (программа на два года, 1500 часов)).

8. Развитие Центра компетенций по управлению проектами.

Дополнительное профессиональное образование в СТИ НИЯУ МИФИ является одним из самых перспективных направлений развития образовательной деятельности, поскольку экономика страны, конкуренция на рынке труда, растущие требования со стороны отрасли к своим

работникам регламентируют повышение квалификации всего персонала не реже чем один раз в пять лет.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов осуществляются с целью получения ими дополнительных знаний, умений и навыков по отдельным дисциплинам, разделам, необходимым для выполнения нового вида деятельности, а также расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым производственным, экономическим и социальным условиям.

Программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации разрабатываются с учетом единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования, направленной на удовлетворение профессиональных потребностей специалистов и базовых требований к содержанию программ ДПО:

— соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

— преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

— ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

— совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;

— соответствие нормативам учебной нагрузки слушателей;

— соответствие принятым правилам оформления программ;

— соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования.

В СТИ НИЯУ МИФИ проводится краткосрочное (до 72 часов и от 72 до 100 часов) повышение квалификации по профилю основных образовательных программ. В порядке реализации права на проведение профессиональной переподготовки разрабатываются среднесрочные (от 100 до 500 часов) курсы повышения квалификации и программы дополнительного профессионального образования (от 500 до 1000 часов). Слушателям, успешно завершившим курс обучения, выдаются документы установленного образца.

Реализацией программ дополнительного профессионального образования занимается факультет повышения квалификации и переподготовки кадров (ФПКиПК) — структурное учебное подразделение СТИ НИЯУ МИФИ, объединившее в единую систему все подразделения института, оказывающие услуги ДПО. Факультет был основан 48 лет назад для удовлетворения кадровых потребностей Сибирского химического комбината.

В настоящее время главная задача ФПКиПК — удовлетворение потребностей населения Закрытого административно-территориального образования Северск (ЗАТО Северск) в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Деятельность ФПКиПК позволяет:

— привести в соответствие перечень и качество образовательных услуг потребностям населения ЗАТО Северск;

— организовывать профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов реального сектора экономики;

— проводить профессиональную переподготовку и повышение квалификации высвобождаемых работников, безработных граждан;

— удовлетворить потребности студентов в получении дополнительных к базовому образованию общепрофессиональных и специальных знаний.

Основной компонентой инновационной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования является индивидуальная разработка программ с учетом потребностей заказчика и уровня подготовленности слушателей. Факультет реализует более 80 образовательных программ по технологическому, управленческому, экономическому и информационному направлениям для специалистов различного уровня.

Программы разрабатываются в форме, готовой для публикации, затем издаются учебно-методические материалы, включая тексты лекций, учебно-методические пособия, контрольно-измерительные и учебно-методические материалы для практических занятий, семинаров, лабораторных работ и деловых игр, учебные видео- и аудиоматериалы, слайды, эскизы плакатов и другой дидактический инструментарий для работы преподавателей.

Клиентская база ФПКиПК постоянно расширяется: услуги в области ДПО оказываются для муниципальных организаций и предприятий всех форм собственности. Кроме того, по дистанционным технологиям на факультете проходят обучение специалисты предприятий атомной отрасли, находящиеся в соседних регионах (ПАО «НЗхК» г. Новосибирск, ФГУП «ГХК» г. Железногорск, АО «ПО «ЭХЗ» г. Зеленогорск). Ежегодно на факультете в среднем проходят обучение 900 человек, в том числе 500 работников атомной отрасли.

Заключение

Таким образом, развитие системы ДПО в СТИ НИЯУ МИФИ обеспечивает социально-экономическое развитие региона, на территории которого расположено градообразующее предприятие ГК «Росатом» — АО «Сибирский химический комбинат», и позволяет институту стать центром создания инноваций, как это предусмотрено приоритетным проектом, паспорт которого утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25.10.2016 № 9).

За счет использования в ДПО качественно новых механизмов и технологий обеспечиваются условия профессионального, социального и личностного ориентирования потребителей образовательных услуг, оказывается помощь в построении индивидуальных социальных и профессиональных траекторий человека. В свою очередь это дает возможность каждому обеспечить свое будущее за счет реализации своих возможностей, приобретения, накопления и последующего собственного личностного роста, что соответствует целевым установкам Концепции ФЦП развития образования на 2016-2020 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р.

Литература

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. : распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

2. Медведева М. К. Комплексное применение электронных дидактических средств в естественнонаучной подготовке бакалавров для атомной отрасли : дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2009. 265 с.

3. Парахина О. В. Современные тенденции системы дополнительного профессионального образования в России // Фундаментальные исследования. 2013. № 6-2. С. 445-448.

4. Современные тенденции развития дополнительного образования в условиях уровневой подготовки / В. Н. Васильев, А. А. Шехонин., Е. В. Шалобаев, Ю. А. Сокуренко // Дополнительное профессиональное образование. 2008. № 5. С. 15-24.

5. Пережовская А. Н. Непрерывное образование: цели, задачи, содержание, функции, перспективы развития // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. Пермь : Меркурий, 2015. С. 38-41.

6. Концепция непрерывного образования [Электронный ресурс]. URL: http//www.ido.tsu.ru.

7. Ольшанский Ю. П. Принципы формирования стратегии в учреждениях дополнительного профессионального образования (ДПО) // Креативная экономика. 2008. Т. 2, № 10. С. 108-114.

8. Ведущие университеты: стратегии развития // Университетская книга. 2016. № 1. С. 52-56.

9. Система дополнительного профессионального образования Российской Федерации: ключевые статистические показатели по результатам автоматизированного сбора данных / А. Г. Абрамов, М. Б. Булакина, А. Д. Иванников и др.// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2014. № 1. С. 133-134.

10. Информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования развития образовательных ресурсов Российской Федерации на период до 2015 года / В. Н. Васильев, В. А. Гуртов, Е. А. Питухин, Л. М. Потупалова // Образовательная среда сегодня и завтра : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. М. : Рособразование, 2006.

11. Котлярова И. О., Волошина И. А. Стратегия и тактика развития подразделения дополнительного профессионального образования в конкурентоспособном университете // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2018. Т. 10, № 1. С. 20-26.

References

1. Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF na period do 2020 g. [The concept of long-term socioeconomic development of the Russian Federation for the period up to 2020]. Approved by the order of the Government of the Russian Federation of November 17, 2008, no. 1662-r. (In Russian).

2. Medvedeva M. K. Kompleksnoe primenenie elektronnyh didakticheskih sredstv v estestvennonauchnoj podgotovke bakalavrov dlya atomnoj otrasli [Complex application of electronic didactic means in natural-science training of bachelors for the nuclear industry]. Ph. D. thesis. Tomsk, 2009, 265 p. (In Russian).

3. Parahina O. V. Sovremennye tendencii sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v Rossii [Modern trends of the system of additional professional education in Russia]. Basic research, 2013, № 6-2, pp. 445-448. (In Russian).

4. Vasiliev V. N., Shekhonin A. A., Shalobaev E. V., Sokurenko Yu. A. Sovremennye tendencii razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya v usloviyah urovnevoj podgotovki [Modern trends in the development of additional education in the conditions of multi-level training]. Additional professional education, 2008, no. 5, pp. 15-24. (In Russian).

5. Perezhovskaya A. N. Nepreryvnoe obrazovanie: celi, zadachi, soderzhanie, funkcii, perspektivy razvitiya [Continuous Education: Goals, Objectives, Content, Functions, Development Prospects]. Materials of the VI International Scientific Conference "Problems and Prospects for the Development of Education". Perm, Mercury, 2015. pp. 38-41. (In Russian).

"I

International Ideas Festival 'Professionals of the future: the territory of advancing development1

6. Koncepciya neprenyvnogo obrazovaniya [The concept of continuous education]. Available at: http // www.ido.tsu.ru. (In Russian).

7. Olshansky Yu. P. Principy formirovaniya strategii v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya (DPO) [Principles of strategy formation in the institutions of additional professional education (APE)]. Creative Economy, 2008, vol. 2, no. 10, pp. 108-114. (In Russian).

8. Vedushchie universitety: strategii razvitiya [Leading universities: development strategies]. University Book, 2016, no. 1, pp. 52-56. (In Russian).

9. Abramov A. G., Bulakina M. B., Ivannikov A. D., Krivosheev A. O., Shmelkova L. V. Sistema dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Rossijskoj Federacii: klyuchevye statisticheskie pokazateli po rezul'tatam avtomatizirovannogo sbora dannyh [The system of additional professional education of the Russian Federation: key statistical indicators on the results of automated data collection]. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Informatization of Education, 2014, no. 1, pp. 133-134. (In Russian).

10. Vasiliev V. N., Gurtov V. A., Pitukhin E. A., Potupalova L. M. Informacionno-analiticheskaya sistema monitoringa, analiza i prognozirovaniya razvitiya obrazovatel'nyh resursov Rossijskoj Federacii na period do 2015 goda [Information and analytical system for monitoring, analyzing and forecasting the development of educational resources of the Russian Federation for the period up to 2015]. Materials of the III All-Russian scientific-practical conference "Educational environment today and tomorrow. Moscow, Rosobrazovanie, 2006. (In Russian).

11. Kotlyarova I. O., Voloshina I. A. Strategiya i taktika razvitiya podrazdeleniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya v konkurentosposobnom universitete [Strategy and Tactics of the Continuing Education Department' Development in a Competitive University]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2018, vol. 10, no. 1, pp. 20-26. (In Russian).

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SKILLS OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL CREATIVITY OF FUTURE TEACHERS ON THE SUBJECT OF "HANDICRAFTS LESSON"

Введение. В статье представлено исследование по проблеме творчества, представляющего собой специфичную для человека деятельность, которая порождает нечто качественно новое, отличающееся неповторимостью, уникальностью и оригинальностью, и, в частности, научно-технического творчества как основы инновационной деятельности. Научно-техническое творчество будущих преподавателей предмета «Технология» является одной из важнейших составляющих профессионального педагогического образования.

Цель статьи состоит в доказательстве необходимости создания оптимальных условий для эффективного развития научно-технического творчества будущих педагогов по предмету «Технология» посредством внедрения в их деятельность различных форм, средств и методов.

Методология. Исследование проводится на основе аналитического метода, состоящего в анализе теоретической и научно-методической литературы по теме исследования.

Результаты заключаются во всестороннем анализе особенностей развития навыков научно-технического творчества у будущих преподавателей технологии в общеобразовательной школе.

Заключение. Автором отмечается, что развитие навыков научно-технического творчества у будущих преподавателей дисциплины «Технология» в общеобразовательной школе должно иметь место в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов данного направления посредством применения разнообразных форм, средств и методов, основным из которых можно назвать обучение студентов основным принципам руководства творческими проектами.

Introduction. The article presents a study on the problem of creativity, which is a specific human activity, which generates something qualitatively new, characterized by uniqueness, uniqueness and

УДК/UDC 378

В. Е. Минеев, Г. М. Исмаилов, С. С. Исмаилова

V. Mineev, G. Ismailov, S. Ismailova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.