Научная статья на тему 'СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 3 КЛАССА «ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?» ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ'

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 3 КЛАССА «ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?» ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ / ПОЧВА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Мария Ивановна

В статье представлен разработанный сценарий занятия с учащимися 3-го класса начальной школы для освоения темы «Что такое почва?» в рамках курса «Окружающий мир» за пределами помещения класса и школы - на пришкольном участке или в парке. Данный сценарий - один из примеров занятий в рамках проекта «Урок в парке», направленного на выделение и продумывание продуктивных форм реализации образования за пределами здания школы в соприкосновении с миром вокруг себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Мария Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCRIPTED LESSON PLAN FOR 3RD GRADE STUDENTS ON THE TOPIC OF SOIL. OUTDOOR CLASS, NATURE STUDY COURSE

The article presents a lesson script for 3rd grade of primary school students for learning about soil in the framework of the Nature Study course - in the schoolyard or park. This script is one of the examples of classes on the Lesson in a Park project, aimed at identifying and analyzing productive forms of implementation of learning activities outdoors in contact with the world around us.

Текст научной работы на тему «СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 3 КЛАССА «ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА?» ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ»

Кузнецова

Мария Ивановна,

выпускница магистерской программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ, воспитатель подразделения «Солнышко» Школы № 2129 им. Героя Советского Союза П. И. Романова, г. Москва

e-mail: mari.kuznetcova@ mail.ru

Maria

Kuznetsova,

Master of Pedagogy, Institute of Education, HSE University, Preschool Teacher of the Sun division of School No. 2129, Moscow

Сценарий занятия «Что такое почва?» на пришкольном участке для учащихся 3-го класса по курсу «Окружающий мир»

Scripted Lesson Plan for 3rd Grade Students on the Topic of Soil. Outdoor Class, Nature Study Course

Аннотация. В статье представлен разработанный сценарий занятия с учащимися 3-го класса начальной школы для освоения темы «Что такое почва?» в рамках курса «Окружающий мир» за пределами помещения класса и школы — на пришкольном участке или в парке. Данный сценарий — один из примеров занятий в рамках проекта «Урок в парке», направленного на выделение и продумывание продуктивных форм реализации образования за пределами здания школы в соприкосновении с миром вокруг себя.

Ключевые слова: окружающий мир, сценарий занятия, почва, исследовательское обучение

Abstract. The article presents a lesson script for 3rd grade of primary school students for learning about soil in the framework of the Nature Study course — in the schoolyard or park. This script is one of the examples of classes on the Lesson in a Park project, aimed at identifying and analyzing productive forms of implementation of learning activities outdoors in contact with the world around us. Keywords: nature study, script of a lesson, soil, inquiry-based learning

Предмет: «Окружающий мир» (программа «Школа России», учебник А. А. Плешаков, 3-й класс, в 2-х частях).

Класс: 3-й.

Тема: «Что такое почва?».

Цель урока: создать условия, в которых школьники в командах смогут потренироваться различать состав почвы.

Планируемые результаты: • различают состав почвы;

I Кузнецова Мария Ивановна

• умеют договориться с одноклассниками, во время работы в группе.

Подготовка к уроку (для педагога):

1. Предположить, где на школьном участке будут находиться станции:

• станцию «Объекты» лучше всего расположить там, где есть различные объекты, находящиеся в почве;

• станцию «Из чего состоит» лучше всего расположить там, где в почве есть глина, песок, камушки, вода т. д.;

• станцию «Кто где живет» нужно расположить там, где можно увидеть разнообразные растения и животных;

• станцию «Плодородие» лучше расположить на участке клумбы, где растут различные высаженные растения.

2. В листе наблюдения на станции «Объекты» подготовить место, разложить предметы. Можно пометить границы.

3. Распечатать методические материалы:

• маршрутные листы (Приложение 1);

• инструкции на станции;

• листы наблюдения.

4. Подготовить станции (Приложение 2):

• прикрепить инструкции;

• разложить предварительно предметы.

5. Подготовить материалы на каждую группу (всего 4 группы):

• канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик, точилка);

• маршрутный лист, включающий задания для заполнения, прикрепленный на планшет для бумаги. Очередность прохождения станций разная для всех групп. Группа 1: «Объекты» — «Из чего состоит» — «Кто где живет» — «Плодородие».

Группа 2: «Из чего состоит» — «Кто где живет» — «Плодородие» — «Объекты».

Группа 3: «Кто где живет» — «Плодородие» — «Объекты» — «Из чего состоит».

Группа 4: «Плодородие» — «Объекты» — «Из чего состоит» — «Кто где живет».

6. Подготовить материалы для себя: колокольчик, свисток.

Рисунок 1. Пример картинок для деления на группы

Ход урока

Этапы урока, время Возможные задания, действия и вопросы учителя Действия учеников Оборудование и материалы

В классе

1-й этап (8 мин) - Есть чудесная кладовая. Положишь в нее весной мешок зерна, а осенью смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Чудесная кладовая есть на самом деле. Как она называется? Проведение инструктажа по технике безопасности во время пребывания на улице Слушают учителя, отвечают на вопросы. Слушают инструктаж по технике безопасности

2-й этап (3 мин) - Работать мы будем по группам. Распределение учащихся по группам. Например, с помощью вытягивания изображений с одинаковыми семенами (Рисунок 1). Всего должно быть 4 группы. Вытягивают изображения. Собираются в группы, объединяясь с теми, с кем изображения совпадают. Изображения (ровно по количеству участников)

3-й этап (4 мин) Учитель раздает на каждую группу маршрутные листы. В маршрутном листе ученикам предлагается выбрать себе роли (листы подобраны под количество участников группы) Распределяют роли в группах. Записывают фамилии рядом с выбранной ролью Маршрутные листы. Планшеты для бумаги А4 на каждую группу для маршрутных листов. Ручка (по одной на каждую группу)

Организационный момент (15 мин)

На улице

4-й этап (5 мин) Учитель просит разойтись учеников по распределенным в классе группам. На каждую группу учитель раздает нужные материалы. Учитель сообщает учащимся, что прохождение каждой станции занимает 5 минут +2 минуты на переход между станциями. Нельзя переходить раньше, нельзя переходить позже. Если ученики не успели закончить, они все равно оставляют станцию. Ученики должны сами следить за временем, но учитель будет давать сигнал (свистком), когда надо будет переходить. После прохождения последней станции ребята возвращаются «на базу», т. е. подходят в заранее оговоренное место рядом с учителем Объединяются в свои группы. Получают необходимые материалы На каждую группу: лист наблюдения, прикрепленный на планшет для бумаги; маршрутный лист группы, прикрепленный на планшет для бумаги; канцелярские принадлежности (простой карандаш, цветные карандаши, ластик, точилка). Для учителя: свисток или колокольчик

Кузнецова Мария Ивановна

Этапы урока, время Возможные задания, действия и вопросы учителя Действия учеников Оборудование и материалы

5-й этап (35 мин) Работа на станциях. Учитель контролирует общий порядок, но в сам процесс выполнения заданий не вмешивается, предоставляя ученикам возможность работать самим. В процессе работы учитель подает звуковой сигнал перехода по станциям (с помощью свистка). Учитель собирает маршрутные листы после прохождения последней станции Работа по станциям. Группы сдают маршрутные листы учителю Инструкции на станции

Организационный момент (15 минут)

В классе

6-й этап (10 мин) Подведение итогов. Рефлексия. Все учащиеся рассаживаются по группам. Учитель задает вопросы: - Давайте вспомним, над какой темой мы работали сегодня? Что мы делали на сегодняшнем уроке? Что нового узнали? Выберите 1-2 высказывания и продолжите их: Я выполнил поставленные задачи, потому что... Я узнал, что. Я понял, что. Мне было трудно. Мне было легко. Поднимите красный листочек те, кому было что-то непонятно на уроке и настроение у вас плохое. Почему ты поднял красную карточку? Какие у тебя есть вопросы? Отвечают на вопросы. Выполняют проверочное задание

Приложение 1. Маршрутный лист для группы

Для каждого участника группы вам нужно выбрать роль, запишите фамилии в таблицу.

Ответственный за... Фамилия

Время (секундомер)

Последовательность перемещений

Чтение инструкций

Занесение данных в лист наблюдений

Очередность прохождения станций:

Приложение 2. Задания для станций

Станция «Объекты»

Необходимо найти объекты на определенном участке, которые могут находить в почве и на ее поверхности. Записать в таблицу информацию.

Объекты живой природы Объекты неживой природы

Станция «Состав»

Возьмите бумажную салфетку и положите на нее немного почвы. Сильно сожмите и аккуратно стряхните почву. Что осталось на салфетке? Ответ запишите.

Станция «Плодородие»

Рассмотрите 3 варианта того, как растут растения на картинках. Как вы считаете, где более комфортные условия?

Запишите свой вариант и предположение почему это так.

Кузнецова Мария Ивановна

Станция «Кто живет в почве?»

Исследуйте участок. Обведите животных, которые живут в почве.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2-й класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 2017. С. 36-38.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3-й класс: учебник для общеобразовательных школ. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 2017. С. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.