Научная статья на тему 'СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 3 КЛАССА «ВОДА В ПРИРОДЕ» ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ'

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 3 КЛАССА «ВОДА В ПРИРОДЕ» ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ / ВОДА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Мария Ивановна

В статье представлен разработанный сценарий занятия с учащимися 3-го класса начальной школы для освоения темы «Вода в природе» в рамках курса «Окружающий мир» за пределами помещения класса и школы - на пришкольном участке или в парке. Данный сценарий - один из примеров занятий в рамках проекта «Урок в парке», направленного на выделение и продумывание продуктивных форм реализации образования за пределами здания школы в соприкосновении с миром вокруг себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCRIPTED LESSON PLAN FOR 3RD GRADE STUDENTS ON THE TOPIC OF WATER. OUTDOOR CLASS, NATURE STUDY COURSE

The article presents a lesson script for 3rd grade of primary school students for learning about water in the framework of the Nature Study course - in the schoolyard or park. This script is one of the examples of classes on the Lesson in a Park project, aimed at identifying and analyzing productive forms of implementation of learning activities outdoors in contact with the world around us.

Текст научной работы на тему «СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 3 КЛАССА «ВОДА В ПРИРОДЕ» ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ»

Кузнецова Мария Ивановна

Сценарий занятия «Вода в природе» на пришкольном участке для учащихся 3-го класса по курсу «Окружающий мир»

Scripted Lesson Plan for 3rd Grade Students on the Topic of Water. Outdoor Class, Nature Study Course

Аннотация. В статье представлен разработанный сценарий занятия с учащимися 3-го класса начальной школы для освоения темы «Вода в природе» в рамках курса «Окружающий мир» за пределами помещения класса и школы — на пришкольном участке или в парке. Данный сценарий — один из примеров занятий в рамках проекта «Урок в парке», направленного на выделение и продумывание продуктивных форм реализации образования за пределами здания школы в соприкосновении с миром вокруг себя. Ключевые слова: окружающий мир, сценарий занятия, вода, исследовательское обучение

Abstract. The article presents a lesson script for 3rd grade of primary school students for learning about water in the framework of the Nature Study course — in the schoolyard or park. This script is one of the examples of classes on the Lesson in a Park project, aimed at identifying and analyzing productive forms of implementation of learning activities outdoors in contact with the world around us. Keywords: nature study, script of a lesson, water, inquiry-based learning

Предмет: «Окружающий мир» (программа «Школа России», учебник А. А. Плешаков, 3-й класс, в 2-х частях).

Класс: 3-й.

Тема: «Вода в природе».

Цель урока: создать условия, в которых школьники сообща смогут потренироваться в распознавании свойств воды.

Планируемые результаты: • могут назвать некоторые свойства воды, возможное ее

применение;

Кузнецова

Мария Ивановна,

выпускница магистерской программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ, воспитатель подразделения «Солнышко» Школы № 2129 им. Героя Советского Союза П. И. Романова, г. Москва

e-mail: mari.kuznetcova@ mail.ru

Maria

Kuznetsova,

Master of Pedagogy, Institute of Education, HSE University, Preschool Teacher of the Sun division of School No. 2129, Moscow

умеют договариваться с одноклассниками во время работы в группе.

Рисунок 1. Правила поведения в лаборатории

Подготовка к уроку (для педагога):

1. Предположить, где на школьном участке будут находиться станции:

• станцию «Вода в быту» лучше всего расположить там, где есть лейки, шланги, клумбы, либо выбрать место, куда можно поставить предметы с водой для полива;

• станцию «Вода в природе» лучше всего расположить там, где трава, влажная поверхность или лужа;

• станцию «Свойства воды» нужно расположить там, где есть удобная поверхность, чтобы писать, проводить мини-опыты;

• станцию «Форма воды» лучше расположить на столе, где сосуды с водой будут в устойчивом положении.

2. Подготовить листы наблюдений по станциям «Форма воды», «В быту», «Вода в природе». Также по станциям подготовить места, разложить предметы. Можно пометить границы станций.

3. Распечатать методические материалы:

• маршрутные листы (Приложение 1);

• инструкции на станциях.

4. Подготовить материалы на каждую группу (всего 4 группы):

• канцелярские принадлежности (ручка, карандаш, ластик, точилка);

• маршрутный лист, включающий задания для заполнения, прикрепленный на планшет для бумаги. Очередность прохождения станций разная для всех групп. Группа 1: «Вода в быту» — «Вода в природе» — «Свойства

воды» — «Форма воды».

Группа 2: «Вода в природе» — «Свойства воды» — «Форма воды» — «Вода в быту».

Группа 3: «Свойства воды» — «Форма воды» — «Вода в быту» — «Вода в природе».

Группа 4: «Форма воды» — «Вода в быту» — «Вода в природе» — «Свойства воды».

5. Подготовить материалы для себя: колокольчик, свисток.

6. Правила поведения в лаборатории (Рисунок 1). ШЛ

Рисунок 2. Пример картинок для деления на группы

Кузнецова Мария Ивановна

Ход урока

Этапы урока, время Возможные задания, действия и вопросы учителя Действия учеников Оборудование и материалы

В классе

1-й этап (8 мин)

2-й этап (3 мин)

3-й этап (4 мин)

- В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней. Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным — голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты.

Вода — краса природы. Эту красоту мы видим повсюду: и в тихой заводи рек, и в глубине озер, и в бескрайних просторах морей и океанов. А где человек использует воду? Сегодня мы хорошенько это вспомним.

Проведение инструктажа по технике безопасности во время пребывания на улице

- Работать мы будем по группам.

Распределение учащихся по группам с помощью вытягивания изображений листьев деревьев. Всего должно быть 4 группы (деление на группы можно провести, используя распечатанные картинки 4 видов, например, Рисунок 2)

Учитель раздает на каждую группу маршрутные листы. Всего маршрутных листов 4 (по количеству групп).

В маршрутном листе ученикам предлагается выбрать себе роли (листы подобраны под количество участников группы)

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Слушают инструктаж по технике безопасности

Вытягивают изображения. Собираются в группы, объединяясь с теми, с кем картинка одинакова

Распределяют роли в группах. Записывают фамилии рядом с выбранной ролью

Рисунок 1

Изображения(ровно по количеству участников)

Маршрутные листы. Планшеты для бумаги А4 (5 шт.) на каждую группу для маршрутных листов. Ручка по одной на каждую группу

Организ ационный момент (15 мин)

На улице

4-й этап (5 мин)

Учитель просит разойтись учеников по распределенным в классе группам. На каждую группу учитель раздает нужные материалы.

Учитель сообщает учащимся, что прохождение каждой станции занимает 5 минут +2 минуты на переход между станциями. Нельзя переходить раньше, нельзя переходить позже. Если ученики не успели закончить, они все равно оставляют станцию. После прохождения последней станции ребята возвращаются «на базу», т. е. подходят в заранее оговоренное место рядом с учителем

Объединяются в свои группы. Получают необходимые материалы

На каждую группу: лист наблюдения, прикрепленный на планшет для бумаги;

маршрутный лист группы, прикрепленный на планшет для бумаги; канцелярские принадлежности (простой карандаш, цветные карандаши ластик, точилка).

Для учителя:свисток или колокольчик

Этапы урока, время Возможные задания, действия и вопросы учителя Действия учеников Оборудование и материалы

5-й этап (35 мин) Работа на станциях. Учитель контролирует общий порядок, но в сам процесс выполнения заданий не вмешивается, предоставляя ученикам возможность работать самим. В процессе работы учитель подает звуковой сигнал перехода по станциям (с помощью свистка). Учитель собирает маршрутные листы после прохождения последней станции Работа по станциям. Группы сдают маршрутные листы учителю Инструкции на станции

Организационный момент (15 минут)

В классе

6-й этап (10 мин) Подведение итогов. Рефлексия. Все учащиеся рассаживаются по группам. Учитель задает вопросы: Отвечают на вопросы Рисунок с каплей для рефлексии(Рисунок 3)

- Что еще нового и полезного для себя вы сегодня узнали на уроке? Что вам больше всего понравилось? Какие вопросы вы хотели бы еще затронуть и обсудить по этой теме? Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент, кого назвали бы молодцом? Я думаю, что комплимент можно сказать и всему классу за дружную работу. Самооценка. - А сейчас давайте оценим свою работу на уроке. У каждого из вас есть на парте капелька воды. Давайте их оживим: если вам было интересно, легко на уроке, во всем разобрались - нарисуйте у этой капельки веселое лицо; если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа - нарисуйте грустное лицо

Кузнецова Мария Ивановна

Приложение 1. Маршрутный лист для группы

В нашей лаборатории работают четыре научные группы. Участникам необходимо распределить между собой роли. Фамилии записать в таблицу.

Очередность прохождения станций:

Роль Фамилия

Помощник (читает задания)

Помощник (следит за временем)

Помощник (следит за последовательностью перемещений)

Старший научный сотрудник (проводит опыты)

Эксперты (наблюдают, делают записи)

Приложение 2. Задания для станций

Станция «Свойства воды»

Перед вами 2 стаканчика. В одном есть вода, а другой — пустой. Есть соль, сахар, песок, мел, соль, ложка.

Какими свойствами обладает вода? Проведи опыт и зачеркни ненужное: имеет цвет, не имеет цвета; имеет запах, не имеет запаха; имеет форму, не имеет форму; прозрачна, не прозрачна;

обладает текучестью, не обладает текучестью; растворяет соль и сахар, растворяет песок и мел.

Станция «Вода в быту»

Посчитай, сколько раз за день ты встречаешься с водой в быту. Ответ запиши.

1

2

3

4

5

6

7

8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Станция «Вода в природе»

Возьмите салфетку и проведите по траве.

Что осталось? Предположите, почему так происходит, для чего это необходимо? Вывод запишите.________________

Станция «Форма воды»

Перед вами стоит вода и три разных сосуда. Заполните их водой. Какой можно сделать вывод? Запишите его._

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2-й класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 2017. С. 36-38.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 3-й класс: учебник для общеобразовательных школ. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 2017. С. 64-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.