Научная статья на тему 'СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 1-ГО КЛАССА «ВО ДВОРЕ ШКОЛЫ» ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ'

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 1-ГО КЛАССА «ВО ДВОРЕ ШКОЛЫ» ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ / ШКОЛЬНЫЙ ДВОР / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пестрякова Мария Дмитриевна

В статье представлен разработанный сценарий занятия с учащимися 1-го класса начальной школы для освоения пространства школьного двора через его изучение в рамках курса «Окружающий мир». Данный сценарий - один из примеров занятий в рамках проекта «Урок в парке», направленного на выделение и продумывание продуктивных форм реализации образования за пределами здания школы в соприкосновении с миром вокруг себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пестрякова Мария Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCRIPTED LESSON PLAN FOR 1ST GRADE STUDENTS ON THE TOPIC OF SCHOOLYARD AREA, NATURE STUDY COURSE

The article presents a lesson script for 1st grade of primary school students for exploring the schoolyard area through its research in the framework of the Nature Study course. This script is one of the examples of classes on the Lesson in a Park project, aimed at identifying and analyzing productive forms of implementation of learning activities outdoors in contact with the world around us.

Текст научной работы на тему «СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 1-ГО КЛАССА «ВО ДВОРЕ ШКОЛЫ» ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НА ПРИШКОЛЬНОМ УЧАСТКЕ»

Сценарий занятия с учащимися 1 класса «Во дворе школы» по курсу «Окружающий мир» на пришкольном участке_

Пестрякова Мария Дмитриевна

Сценарий занятия «Во дворе школы» на пришкольном участке для учащихся 1-го класса по курсу «Окружающий мир»

Scripted Lesson Plan for 1st Grade Students on the Topic of Schoolyard Area, Nature Study Course

Аннотация. В статье представлен разработанный сценарий занятия с учащимися 1-го класса начальной школы для освоения пространства школьного двора через его изучение в рамках курса «Окружающий мир». Данный сценарий — один из примеров занятий в рамках проекта «Урок в парке», направленного на выделение и продумывание продуктивных форм реализации образования за пределами здания школы в соприкосновении с миром вокруг себя.

Ключевые слова: окружающий мир, сценарий занятия, школьный двор, исследовательское обучение

Abstract. The article presents a lesson script for 1st grade of primary school students for exploring the schoolyard area through its research in the framework of the Nature Study course. This script is one of the examples of classes on the Lesson in a Park project, aimed at identifying and analyzing productive forms of implementation of learning activities outdoors in contact with the world around us. Keywords: nature study, lesson script, schoolyard, inquiry-based learning

Предмет: Окружающий мир (программа «Планета знаний», учебник «Окружающий мир» для 1-го класса Ивченковой Г. Г., Потапова И. В.).

Класс: 1-й.

Время: 90 мин (сдвоенный урок).

Тема: «Во дворе школы».

Цель урока: создать условия, в которых ученики во взаимодействии друг с другом смогут изучить двор своей школы, предложить, как его можно использовать для занятий по «Окружающему миру».

Пестрякова

Мария Дмитриевна,

выпускница магистерской программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ, учитель английского языка в Трансформер-клубе, г. Москва e-mail:

aftaeva98@yandex.ru

Maria

Pestryakova,

Master of Pedagogy, Institute of Education, HSE University, English Teacher of Transformer Club, Moscow

Планируемые образовательные результаты:

• актуализация общих знаний по «Окружающему миру»;

• развитие умений выстраивать логические цепочки;

• развитие умений коммуникации и кооперации;

• развитие наблюдательности.

Пояснительная записка для педагогов. Тема «Во дворе школы» требует буквального исследования прилежащей к школе территории. Прогулка по двору школы будет актуальна первоклассникам в начале года, поскольку они еще могут не знать, что из себя представляет двор, что в нем есть и что в нем можно делать. Кроме того, школьный двор — площадка для дальнейших исследований на уроках по «Окружающему миру» и вне их.

Подготовка к уроку

(для педагога):

1. Подготовить картинки разных объектов и событий школьного двора и предварительно разрезать их на несколько частей (для деления учеников на группы по 3-4 человека). Нужно продумать заранее сколько человек будет в группах, так как одна картинка должна быть порезана на нужное количество кусочков — по числу участников. Картинки должны быть небольшого размера.

2. Подготовить таблички на палочках (меловые или такие, куда можно вставить лист А4). На табличках должно быть написано «Место для...», куда ученикам нужно будет вписать, для какой деятельности это место и что там можно делать по их мнению.

3. Подготовить план территории школы с дорожками и зданиями и предварительно распечатать несколько копий (количество копий зависит от количества групп учеников).

Варианты картинок для деления учеников на группы

Сценарий занятия с учащимися 1 класса «Во дворе шко

«Окружающий мир» на пришкольном участке_

Пестрякова Мария Дмитриевна

4. Подготовить комплекты наклеек (сделать их можно с помощью вырезанных из бумаги картинок и двустороннего скотча, который крепится на заднюю часть картинки) с разными объектами живой и неживой природы, которые можно встретить на школьном дворе. Один комплект наклеек на группу. Возможные варианты наклеек: дерево, цветок, гриб, земля (почва), камень, песок, вода.

5. Распечатать по одной копии Рисунка 1 на группу учеников.

6. Подготовить стикеры четырех разных цветов.Ш

Ход урока

Этапы урока, время Возможные задания, действия и вопросы учителя Действия учеников Оборудование и материалы

В классе

1-й этап (7 мин) - Сегодня мы с вами изучим, что из себя представляет наш школьный двор! Занятие будет проходить на улице. Для начала давайте с вами придумаем правила поведения, которым будем следовать во время занятия на улице. Только есть одно условие! Правила должны звучать положительно (без частиц «не»). Например, что вы скажите вместо «не выбегать за территорию школы»? Учитель вместе с учениками устанавливают правила поведения во время пребывания на школьном дворе Слушают учителя. Отвечают на вопрос учителя (например, «оставаться на территории школы»). Предлагают свои идеи для правил поведения на улице

2-й этап (5-7 мин) - Работать вы будете в группах. Распределение учеников на группы происходит с помощью нескольких картинок, разрезанных на 3-4 части. Каждый из учеников берет себе кусочек бумажки с одной частью картинки и должен найти одноклассников с другими ее частями. Учитель и ученики идут на улицу Вытягивают бумажки с частью картинки, ищут других участников своих групп Картинки с разными объектами и событиями школьного двора, разрезанные на несколько частей (бумажки можно положить в какой-нибудь мешочек, можно просто перемешать на столе картинкой вниз)

Рисунок 1. Картинка из учебника Г. Г. Ивченковой, И. В. Потапова, «Во дворе школы», с. 12 (кружочки добавлены на картинку)

Этапы урока, время Возможные задания, действия и вопросы учителя Действия учеников Оборудование и материалы

На улице

3-й этап (13 мин) Учитель раздает на каждую группу по две таблички. - Итак, вам нужно в ваших группах обойти весь школьный двор, поставить таблички с надписями «Место для...» и написать, для чего (что там можно делать?). Например, «Место для того, чтобы играть и веселиться». У вас на это есть 7 мин. Обойдите двор, осмотритесь. После того как я проговорю в мегафон, что время кончилось/свистну в свисток, — все собираемся на крыльце школы. Учитель наблюдает, следит за общим порядком. Если возникают вопросы или уточнения - помогает В группах обходят школьный двор, ставят таблички, пишут на табличках свои идеи о том, что можно делать в разных местах Таблички, ручки, карандаши или мелки (если меловые таблички) по две штуки на группу. Мегафон или свисток (для учителя)

4-й этап (7 мин) - Молодцы! Теперь, после того как группы установили таблички и написали, для чего нужно каждое из этих мест, ваши группы меняются. Каждая группа идет к двум другим табличкам, к тем, которые устанавливали не вы, а ваши одноклассники. Задача — придумать и написать названия мест, исходя из того, для чего они нужны на школьном дворе. Например, на табличке написано «Место для того, чтобы выращивать цветы» — вы пишите название «клумба» или «цветник». У вас на это есть 5 мин. После того как я проговорю в мегафон, что время кончилось/свистну в свисток, — все собираемся на крыльце школы. Учитель наблюдает, следит за общим порядком. Если возникают вопросы или уточнения - помогает В группах обходят таблички одноклассников, придумывают и пишут названия каждому месту Ручки, карандаши или мелки (если меловые таблички) по две штуки на группу. Мегафон или свисток (для учителя)

5-й этап (25 мин) Учитель раздает на группу по одному планшету и по карте школьного двора. - Теперь вам предстоит в последний раз обойти наш двор, побывать там, где вы уже были и где еще не были. Я раздала на каждую группу по карте нашего школьного двора. В центре карты — здание школы. Вокруг нее — места, где вы ставили таблички. Вам нужно обойти их, написать на карте названия мест и приклеить к ним разные объекты живой и неживой природы. Назовите мне примеры живой природы. Хорошо! А неживой? Отлично. Учитель раздает по набору наклеек на группу с объектами живой и неживой природы. Получают карту и планшет Планшеты (по одному на группу). Ручки, карандаши (по две штуки на группу). Наборы наклеек (по одному на группу)

Сценарий занятия с учащимися 1 класса «Во дворе школы» по курсу «Окружающий мир» на пришкольном участке_

Пестрякова Мария Дмитриевна

Этапы урока, время Возможные задания, действия и вопросы учителя Действия учеников Оборудование и материалы

- Вы обходите все места с табличками, подписываете их на карте, а также находите там объекты живой и неживой природы, которые есть у вас в виде наклеек, и крепите их в эти места на карте. Например, вы пришли к детской площадке, которая рядом со входом на школьный двор. Вы подписываете это место на карте. Если видите там камни — значит, крепите туда наклейку с изображением камня. Кроме того, вам нужно нарисовать еще по одному объекту живой или неживой природы, который вы там встретите. Например, рядом с камнем будет травка — рисуете ее (схематично). У вас есть 15 мин. После того как я проговорю в мегафон, что время кончилось/свистну в свисток, — все собираемся на крыльце школы. Затем идем в наш класс. Называют объекты живой и неживой природы. Приступают к заданию: обходят школьный двор, подписывают места на карте, клеят наклейки, рисуют свои объекты живой и неживой природы

Учитель наблюдает, следит за общим порядком. Если возникают вопросы или уточнения - помогает

В классе

6-й этап (15 минут) - Садитесь, пожалуйста, своими же группами за парты. Теперь попросим несколько групп представить нам, что у них получилось (желательно, чтобы успели все группы). Покажите нам свою карту. Расскажите про два места, где вы были, что это за места? Какие объекты живой и неживой природы вы там видели? Как вы думаете, какие темы по «Окружающему миру» мы можем изучить на нашем школьном дворе? Каждая группа выступает, показывает карту, рассказывает о двух местах на территории школы и объектах живой и неживой природы там. Учащиеся делятся своими наблюдениями и идеями насчет того, что еще можно изучать на территории школы. Обсуждают результаты работы друг друга Заполненные карты школьного двора

В классе

7-й этап (5 мин) Учитель раздает по одной картинке на группу учеников. - Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку. Что на ней изображено? Правильно, школа, школьный двор. Сравните двор нашей школы с этим рисунком. В белых кружочках поставьте галочку, если в обоих случаях есть такой объект, и крестик — если нет. Учитель спрашивает про отдельные объекты. Учитель собирает карты и изображения школы после сравнения, проделанного учениками Отвечают учителю. Затем, обсуждают в группах, сравнивают свою школу с нарисованной. Подписывают листочки и сдают учителю Картинка школы - Рисунок 1(по одной на группу)

Этапы урока, время Возможные задания, действия и вопросы учителя Действия учеников Оборудование и материалы

8-й этап (7-10 мин) - Вы большие молодцы! Теперь можете сесть все на свои места. Учитель раздает ученикам по набору стикеров разного цвета. - У вас есть стикеры разного цвета, вы можете использовать все из них, можете только по одному или по два. На доске вы видите 4 клетки. Если вам понравилось сегодняшнее занятие — вы рисуете смайлик с улыбочкой на стикере и клеите его в первую клетку. Если не понравилось — грустный смайлик на розовом стикере и клеите его во вторую клетку. Если вам понравилось — напишите, пожалуйста, на желтом стикере, что именно (гулять, например) — 3-я клетка. Если не понравилось — тоже напишите, что именно, на синих стикерах — 4-я клетка Рисуют смайлики на стикерах, пишут, что понравилось, а что нет (если хотят), клеят стикеры на доску Доска, стикеры разного цвета (Рисунок 2 - пример того, как это выглядит на доске)

Литература:

Ивченкова Г. Г., Потапова И. В. Окружающий мир: 1-й класс: учебник. - М.: АСТ: Астрель, 2011. С. 143.

Обухов А. С. Задать исследовательский вопрос к объекту. Практические задания в области STEM-образования: Сборник в трех томах. Т. 1: Задания для работы с учащимися начальной школы / Ред. и сост.: А. С. Обухов, науч. консультант: С. А. Ловягин // М.: Библиотека журнала «Исследователь/Researcher», 2022. С. 95-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.