Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕМ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ В МИРЕ ВОКРУГ ШКОЛЫ'

АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕМ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ В МИРЕ ВОКРУГ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1317
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР / УЧЕБНИК / ТЕМЫ КУРСА / УРОК В ПАРКЕ / ЗА ПРЕДЕЛАМИ ШКОЛЫ / МИР ВОКРУГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич, Артюх Арина Артемовна, Кузнецова Мария Ивановна, Пестрякова Мария Дмитриевна

В статье представлен первый этап реализации проекта «Урок в парке». Проведен анализ наиболее популярных учебников по курсу «Окружающий мир» для 1-4-х классов. Выделяются темы, которые перспективны для реализации за стенами школы - на пришкольном участке, во дворе, на улице, в парке. Показан обширный потенциал даже в рамках действующих учебников для реализации обучения в соприкосновении с действительностью через реализацию мини-исследований на местности, в мире вокруг себя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич, Артюх Арина Артемовна, Кузнецова Мария Ивановна, Пестрякова Мария Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF TEXTBOOKS ON THE NATURE STUDY COURSE: HIGHLIGHTING TOPICS FOR EXPLORING THE WORLD OUTSIDE THE CLASSROOM

The article presents the first stage of the Lesson in a Park project. The analysis of the most popular textbooks on the Nature Study course for grades 1-4 was conducted. The topics that are considered promising for applying outside the classroom - on a school ground, in the yard, on the streets, in a park - are highlighted. A vast amount of opportunities for learning in contact with reality, even within the framework of current textbooks, is demonstrated. It is shown through the development of mini-researches on the area, the world around us.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕМ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ В МИРЕ ВОКРУГ ШКОЛЫ»

Обухов

Алексей Сергеевич,

кандидат психологических наук, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования имени А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, научный руководитель исследовательского центра «Точка варения» Колледжа 26 КАДР, главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher», г. Москва e-mail: ao@redu.ru

Артюх

Арина Артемовна,

выпускница магистерской программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ, главный методист Учи.ру, г. Санкт-Петербург e-mail: artiuh@uchi.ru

Анализ учебников по курсу «Окружающий мир»: выделение тем для освоения в мире вокруг школы

Analysis of Textbooks on the Nature Study Course: Highlighting Topics for Exploring the World Outside the Classroom

Аннотация. В статье представлен первый этап реализации проекта «Урок в парке». Проведен анализ наиболее популярных учебников по курсу «Окружающий мир» для 1-4-х классов. Выделяются темы, которые перспективны для реализации за стенами школы — на пришкольном участке, во дворе, на улице, в парке. Показан обширный потенциал даже в рамках действующих учебников для реализации обучения в соприкосновении с действительностью через реализацию мини-исследований на местности, в мире вокруг себя.

Ключевые слова: окружающий мир, учебник, темы курса, урок в парке, за пределами школы, мир вокруг

Abstract. The article presents the first stage of the Lesson in a Park project. The analysis of the most popular textbooks on the Nature Study course for grades 1-4 was conducted. The topics that are considered promising for applying outside the classroom — on a school ground, in the yard, on the streets, in a park — are highlighted. A vast amount of opportunities for learning in contact with reality, even within the framework of current textbooks, is demonstrated. It is shown through the development of mini-researches on the area, the world around us.

Keywords: nature study, textbook, course topics, lesson in a park, the world outside the classroom

В рамках XI Международной научно-практической конференции «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (http://issl-konf.ru/ programma2021) в феврале 2021 года на площадке исследовательского центра «Точка варения» Колледжа 26 КАДР (http:// точка-варения.рф) мы провели стратегическое планирование по запуску инновационной практики «Урок в парке». Замысел

I Обухов А. С., Артюх А. А. и др.

проекта родился в начале 2020 года с небольшого опыта проведения уроков в рамках курса «Окружающий мир», который был реализован с учащимися начальных классов Школы № 57 в парке Усадьбы Трубецких в Хамовниках. Однако эта практика была кратковременной, точнее, была прервана ограничениями, вызванными пандемией COVID-19. Тогда в ситуации «шоковых инноваций» [Королева и др., 2023] родился принципиально новый проект «Парк онлайн» [Обухов и др., 2020], который потом развился в системный проект «Исследований онлайн» (см. каталог видеозаданий http://katalogzadamy.tilda.ws/park-online) и был реализован весной 2022 года в рамках первого этапа Международных интеллектуальных игр как марафон «Открываем мир» (https://reactor.su/ru/event/176).

В феврале 2021 года прошло представление уже апробированного замысла и расширение команды заинтересованных лиц для соучастия в разработке стратегии модернизации программы «Окружающий мир» в начальной школе через выведение школьников в этот самый окружающий их мир для выполнения исследовательских и проектных задач. Уже были предприняты первые попытки по методическим разработкам сценариев занятий по курсу «Окружающий мир» на пришкольном участке в контексте конкретной образовательной программы (развивающего обучения) [Антошкина, 2020]. Мы, невзирая на ограничения в связи с COVID-19, которые были актуальны не только в 2020, но и в 2021 году, продолжили работать над инициированным проектом. В рамках магистерской программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ (https://www.hse.ru/ma/teach) в 2021/2022 учебном году мы сформировали проектную группу для первичных шагов по продвижению идеи выведения занятий по курсу «Окружающий мир» хотя бы в мир вокруг школы. Для реализации данного проекта мы поставили следующие задачи:

• изучить действующие линейки программ/учебников, выделить наиболее используемые из них в школах для анализа;

• задать общую структуру анализа программ/учебников;

• сделать аналитические справки по программам/учебникам с выделением тем и обоснованием продуктивности их освоения в окружающем мире, в том числе с выделением возможных комбинаций тем внутри программ/учебников;

• выделить сквозные темы по всем программам, которые продуктивны в отдельности или с внутренними связками реализовать на занятиях вне класса/школы;

• разработать формат описания сценария и подготовки раздаточных материалов (в том числе в онлайн-форматах и с использованием цифровых сервисов) по выделенным темам;

Кузнецова

Мария Ивановна,

выпускница магистерской программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ, воспитатель подразделения «Солнышко» Школы № 2129 им. Героя Советского Союза П. И. Романова, г. Москва

e-mail: mari.kuznetcova@ mail.ru

Пестрякова

Мария Дмитриевна,

выпускница магистерской программы «Педагогическое образование» Института образования НИУ ВШЭ, учитель английского языка в Трансформер-клубе, г. Москва

e-mail:

aftaeva98@yandex.ru

Alexey

Obukhov,

Ph. D. in Psychology, Leading Expert of the A. Pinsky Center of General and Supplementary Education, Institute of Education, National Research University Higher School of Economics (HSE University), Research Advisor of the Tochka vareniya center, 26KADR college, Editor-in-Chief of the Researcher journal, Moscow

Arina

Artukh,

Master of Pedagogy, Institute of Education, HSE University, Chief Supervisor of Uchi.ru, St. Petersburg

Maria

Kuznetsova,

Master of Pedagogy, Institute of Education, HSE University, Preschool Teacher of the Sun division of School No. 2129, Moscow

Maria

Pestryakova,

Master of Pedagogy, Institute of Education, HSE University, English Teacher of Transformer Club, Moscow

• создать пробные сценарии занятий за стенами школы по

нескольким выделенным темам с детальной проработкой

самого сценария и материалов.

Был еще ряд задач, но в данном перечне мы сохранили только те, которые в той или иной мере получилось реализовать в 2022 году.

На этом проект не завершен, а наоборот, фактически только начинается. Мы приглашаем заинтересованных учителей включиться в его реализацию. Будем рады новым сценариям, особенно реализованным со школьниками. Планируем продолжить в дальнейшем публикацию таких сценариев уроков. Будем считать, что материалы, представленные в этом номере журнала, — начало большого пути. Очень надеемся на расширение инициативной практики, вовлечение в нее заинтересованных учителей.

Начнем с анализа серии учебников. Были выбраны линейки учебников следующих авторов:

А. А. Плешакова и Е. А. Крючковой; А. А. Вахрушева, О. В. Бурского и С. А. Раутина;

H. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова; Г. Г. Ивченковой и И. В. Потапова; О. Т. Поглазовой, Н. И. Ворожейкина и В. Д. Шилина. Анализ был проведен по следующей общей структуре: логика и последовательность тем; темы, которые можно реализовать на улице; практические задания и их виды;

справочные материалы и задания для любознательных; особенности оформления.

Анализ учебников А. А. Плешакова и Е. А. Крючковой по предмету «Окружающий мир»

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, объединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие и исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и видения мира.

I. Логика и последовательность тем.

Для раскрытия тем в 1-м классе авторы учебника выбрали формат вопросов, на которые ищут ответ герои учебника — Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха. Курс разделен на 4 большие части: «Что и кто?», «Как, куда, откуда?», «Где и когда?», «Почему и зачем?». В 1-м классе авторы затрагивают разнообразные темы: «Что такое Родина?», «Куда текут реки?», «Откуда берутся снег и лед?» и т. д. Особенностью учебника является то, что авторы раскрывают проблемы из разных областей знаний,

Обухов А. С., Артюх А. А. и др.

каждая тема стоит обособленно и редко связана с предыдущей. В учебнике рассмотрено множество тем, связанных с живой и неживой природой, государством, правилами безопасности, изобретениями человека. Наибольшее внимание уделено живой природе, изучению растений и животных.

Во втором классе ученики начинают изучение предмета с повторения темы «Родина». Далее они вспоминают и углубляются в понятия живой и неживой природы. Авторы учебника предлагают подробнее познакомиться с полезными ископаемыми, дикими и культурными растениями, а также с дикими и домашними животными. Затем авторы предлагают рассмотреть жизнь города и села. Ученики знакомятся с понятием «экономика», разбираются с тем, из каких материалов создана окружающая нас действительность и какие есть профессии. Во второй части учебника изучаются темы, связанные с безопасностью жизнедеятельности: поведение дома, на улице, при пожаре. А также темы, связанные с общением в семье и с друзьями. Завершается учебник разделом о путешествиях, в котором говорится про ориентирование на местности, положение России на карте, крупные города нашей страны, а также путешествия по материкам.

В начале 3-го класса происходит углубление в изучение природы и взаимодействия общества с природой. Интересно, что довольно много тем посвящено охране природы и ее ресурсов. Учебный год начинается с изучения понятий «тело», «вещество», «частица». Далее происходит углубление в темы «Воздух», «Солнце», «Почва», «Растения», «Животные» и изучение способов их охраны. При знакомстве с темами ученикам предлагается попробовать различные опыты с веществами, а также построить модели природных процессов. Кроме того, в учебнике предлагается проведение проектной и исследовательской деятельности. На третьем году обучения значительное внимание уделяется также человеку и обществу. Человек рассматривается как с биологической («Организм и его строение», «Укрепление здоровья»), так и с культурно-исторической точки зрения. Вся вторая часть учебника рассказывает о политических и экономических аспектах общественной жизни: «Государство», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет», «Полезные ископаемые», «Путешествия» и т. д. Таким образом, в 3-м классе сначала происходит повторение и углубление в темы живой и неживой природы, а затем наибольшее внимание уделяется обществу, его процессам и потребностям.

В 4-м классе изучение предмета начинается с рассмотрения мира через призму различных наук. Например, есть темы «Мир глазами геолога», «Мир глазами астронома», «Мир глазами географа», «Мир глазами историка». Далее идет изучение природы России: природных зон, различных водоемов и рельефа. Вторая часть 4-го класса посвящена изучению исторической

науки. Сначала происходит введение во всемирную историю человечества. Кратко раскрыты темы древнего мира, средних веков, нового мира и новейшего времени. Затем более подробно изучается историческое развитие России, начиная с жизни древних славян и заканчивая серединой XX века. Далее изучается современное российское государство, его основной закон и символы. Таким образом, в 4-м классе большое внимание уделяется изучению природы России, а также историческому пути государства. Кажется, что в этом учебнике не так много тем могут подойти для изучения на улице ввиду специфики изучения предмета на 4-м году обучения.

2. Темы для проведения уроков на улице.

В первом классе для изучения на улице могут подойти темы «Что у нас под ногами?», «Что у нас над головой?», «Что растет на клумбе?», «Что общего у разных растений?», «Как живут растения?», «Как живут животные?», «Как помочь птицам?». В этих уроках уже есть примеры практических заданий. Учеников просят определить деревья по листьям или узнать, какие растения растут рядом со школой.

Во 2-м классе для изучения на улице могут подойти темы «Какие бывают растения», «Какой бывает транспорт», «Про воздух», «...И про воду», «Ориентирование на местности», «Берегись автомобиля!», «Дикорастущие и культурные растения», «Явления природы», «Неживая и живая природа».

Для изучения на улице в 3-м классе потенциально подойдут темы «Что такое экология», «Воздух и его охрана», «Вода», «Берегите воду», «Что такое почва», «Солнце, растения и мы с вами», «Охрана растений», «Размножение и развитие растений», «В царстве животных», «Великий круговорот жизни».

В 4-м классе для изучения на улице могут подойти темы, связанные с природными зонами и особенностью рельефа. Содержание занятий будет сильно зависеть от региона, в котором проживают ученики. Кроме того, в зависимости от населенного пункта могут подойти темы, связанные с историей России и края, где проживают ученики.

3. Практические задания и их виды.

В 4-м классе учащиеся получают возможность оценить собственные успехи в освоении видов деятельности, имеющих значение для достижения планируемых результатов курса. Результаты, связанные с творческой и поисковой деятельностью, решаются при работе над проектами, темы для которых учащиеся выбирают самостоятельно из предложенного списка. Например, в первой части учебника 4-го класса предлагается 14 тем, а во второй — 15. Среди тем: «Всемирное наследие в России», «Красная книга России», «Заповедники и национальные парки России», «Экологическая обстановка в нашем крае», «Красная книга нашего края», «Охрана природы в нашем крае», «Чему и как учились в начальной школе наши мамы и папы,

Обухов А. С., Артюх А. А. и др.

бабушки и дедушки», «Календарь праздников моей семьи», «Великая Отечественная война в воспоминаниях ветеранов» и др. Следовательно, учебные проекты охватывают важную экологическую и общественно-политическую тематику, которая направлена на формирование гуманистических ценностей.

Проектные работы могут выполняться как индивидуально, так и в парах, группах или же всем классом — это зависит еще от возраста школьников. При этом дети могут работать самостоятельно или в сотрудничестве со взрослыми. Но, например, возросшая в 3-м классе, по сравнению с предыдущими, ожидаемая степень самостоятельности детей не означает полного отказа от участия взрослых в выполнении проекта.

Ученики анализируют схемы, модели, таблицы, фотографии, результаты своих наблюдений и измерений. В частности, в «Научном дневнике» имеется задание: «Проанализируй результаты измерений температуры воздуха по научным дневникам для 2, 3 и 4-го классов. Заполни таблицу «Температурные «рекорды» за периоды моих наблюдений».

4. Справочные материалы и задания для любознательных.

В учебниках встречаются странички для любознательных на разнообразные темы: «Дальневосточный морской заповедник», «Заповедник «Остров Врангеля», «Таймырский заповедник», «Приокско-Террасный заповедник», «Заповедник «Черные земли», «Памятники Санкт-Петербурга», «Насекомые-санитары», «Кто помогает сберечь урожай», «Славный пир в городе Москве», «Царь Иван Васильевич по прозванию Грозный», «Здравствуй, Сибирь-матушка!» и т. д. Но многие из них рассказывают о заповедниках, которые находятся в определенной природной зоне и связаны с изучаемой на уроке темой. Очевидно, что содержание «Страничек для любознательных» направлено также на формирование эстетических потребностей, этических и патриотических чувств. К тому же данная рубрика помогает поддержанию познавательного интереса младших школьников, внося разнообразие в учебную деятельность и помогая направить на самостоятельную работу учащихся.

5. Особенности оформления.

Оформление учебников соответствует возрастным особенностям. К рекомендациям хотелось бы отнести возможность изменить некоторые изображения на другие, лучшего качества.

Заключение. Особенность подхода УМК «Окружающий мир», предложенного А. А. Плешаковым, состоит в соединении естественно-научных сведений и опыта гуманитарных наук. Ведущей идеей становится объединение мира природы и мира культуры. С этой позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как ее продукт. Заложенные в

содержание учебников ценности пытаются создать условия для формирования личности ребенка, помогают понять и принять гуманистические ценности общества, определить свое место в мире природы и человеческого бытия. Культурологическая составляющая курса позволяет активно использовать в учебнике литературные произведения, фольклор, художественное и музыкальное наследие.

Анализ учебников А. А. Вахрушева,

О. В. Бурского и С. А. Раутина по предмету

«Окружающий мир»

Идея учебника — формирование в сознании ученика ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. Такой подход способствует формированию у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развитию чувства сопричастности к жизни природы и общества, воспитанию личностных качеств культурного человека — доброты, терпимости, ответственности.

1. Логика и последовательность тем.

В 1-м классе авторы постарались не выходить за пределы реального опыта детей, доступного им с помощью органов чувств. Именно в рамках этого собственного опыта ученикам легче устанавливать связи.

Лишь со 2-го класса постепенно, шаг за шагом дети знакомятся с теми явлениями жизни природы и общества, которые они могут узнать с помощью книг, телевидения, интернета. При этом важно, чтобы все эти новые представления опирались на личный опыт детей. В 3-4-м классах по мере формирования у школьников абстрактного мышления в учебники включаются более сложные закономерности, позволяющие связать воедино самые разнообразные представления детей.

Учебный материал по окружающему миру оформлен таким образом, что позволяет формировать у учащихся многие заявленные в стандарте общие учебные умения и способы деятельности.

Прежде всего, это ознакомление школьников с разными методами познания окружающего мира. Планируется система наблюдений объектов и явлений окружающего мира, организуется экспериментирование, опытная работа. Структурным элементом урока может стать деятельность моделирования, составление учащимися схем, графических рисунков, работа с приборами и готовыми моделями.

Предусмотрена с учетом конкретного содержания урока речевая (коммуникативная) деятельность школьников — ознакомление с элементарной естественно-научной и обществоведческой терминологией, работа со словарями.

I Обухов А. С., Артюх А. А. и др.

Усилено внимание к развитию умений детей организовывать свою деятельность по изучению окружающего мира: умение выполнять инструкции (например, при проведении опытов), ставить цель наблюдения, сравнивать ее с полученным результатом и т. п.

Предусмотрены и возможности для организации учебного сотрудничества (например, групповое выполнение практических работ, творческих заданий, работа в парах и др.).

2. Темы для проведения уроков на улице.

Предполагаемые темы для изучения на улице: «Времена года» (в основном осень и зима), «Признаки зимы», «Богатства природы», «Наша страна — Россия», «Организм» (от самых маленьких до больших), «Живые обитатели планеты», «Город-Москва», «Что нас окружает», «Учимся быть пешеходами», «План и карта», «Собирание пищи».

Перед введением можно увидеть правила обучения и ориентации. В каждом параграфе есть вопросы для того, чтобы вспомнить информацию по теме, для открытия нового знания и его применения.

3. Практические задания и их виды.

Практическая деятельность представлена в виде проектов — индивидуальные и групповые, а также работе в паре по учебнику (проверка друг друга).

В 1-2-м классах включаются уроки краеведения, для подготовки к которым ученикам приходится самостоятельно работать с литературой и интернетом. Кроме того, в 3-4-м классах к ним добавляется специально разработанная система исследовательских заданий, с помощью которой ученики овладевают базовыми исследовательскими навыками: самостоятельно учатся планировать свою деятельность, наблюдать и анализировать окружающий мир, проводить простейшие опыты и измерения. При этом на первых парах, особенно в 1-2-м классах, задания по наблюдению и проведению простейших опытов снабжены алгоритмами, шаг за шагом обучающими школьников самостоятельной деятельности. В 3-4-м классах самостоятельность учеников возрастает.

4. Справочные материалы и задания для любознательных.

Дополнительный материал по темам представлен после

некоторых тем (в виде текста). Это позволяет поддержать интерес школьников и углубиться в тему без потери времени. В учебнике находится словарь с основными терминами, изучаемыми в течение всего учебного года.

5. Особенности оформления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оформлен учебник в одном стиле, оформление насыщенное. В учебнике много изображений, соответствующих младшему школьному возрасту и актуальных на данный момент.

Заключение. Содержание учебников выдерживает логическую и последовательную структуру. Темы соответствуют

возрастным и психологическим особенностям учащихся на разных ступенях обучения и содержат задания для самостоятельной работы, занятий на улице, в классе.

Анализ учебников Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова предмету «Окружающий мир»

Курс Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова «Окружающий мир», покрывающий все классы начальной школы, разработан в системе развивающего обучения Л. В. Занкова. С первого до четвертого класса авторы стараются отразить единство неживой и живой природы, развитие жизни, развитие человечества и его отношений с природой. Таким образом, постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых учеником связей. Так, в первом классе знания даются в общем виде, одна тема раскрывается на одном уроке. На уроках пока не происходит углубления в темы, но дается общее представление об окружающем мире, что соответствует возрастным потребностям первоклассника. В следующих же классах постепенно происходит углубление в темы, с каждым годом материал усложняется, что проявляется в изучаемых темах, а также в формулировках заданий.

1. Логика и последовательность тем.

Рассмотрим расположение тем по классам начальной школы. На сайте издательства указано, что для 1-го класса курс носит пропедевтический характер, то есть готовит к изучению тем предмета. Учебник рассказывает о строении планеты, покрывает множество тем живой и неживой природы, а также раскрывает тему разнообразия народов и особенностей их жизни как в мире, так и в России.

Во 2-м классе происходит углубление в изученные ранее темы. Изучение начинается с понятия «наука» и научных методов, авторы стараются раскрыть значение научного познания и способы приобретения знаний. Далее в учебнике идет погружение в тему космоса: звезды и планеты. После этого изучается строение земли: ландшафт, рельеф, материки, особенности ориентирования на местности. Есть раздел, посвященный изучению воды и ее свойств. А также раздел, посвященный изучению атмосферы и воздуха. Заканчивается учебник довольно подробным изучением живой природы и видов живых организмов. Во втором классе много времени занимают опыты и исследования, которые помогают ученикам расширять знания.

В 3-м классе ученики знакомятся с окружающим миром преимущественно с точки зрения исторической науки. Экспериментов в учебнике становится меньше, и они усложняются. Авторы начинают с рассмотрения климатических условий планеты и постепенно переходят к зарождению человечества и развитию его жизни. Отдельный раздел посвящен истории Руси от родоплеменного строя до XVII века.

Обухов А. С., Артюх А. А. и др.

В 4-м классе изучение предмета начинается с изучения развития мировой науки и техники, много внимания уделяется благам, созданным человеком, развитию человечества в XVIII-ХХ веках, а также есть отдельный раздел, посвященный анатомии человека. Ученики выходят на уровень изучения изобретений и научных открытий, а также организма человека. Таким образом, учебник формирует способы научного познания мира у учеников.

2. Темы для проведения уроков на улице.

Наиболее насыщенными на темы, подходящие для улицы, являются темы 1-го и 2-го классов. В эти годы много тем связанно с природой и городом, есть потенциал для перенесения их на улицу для проведения уроков.

В 1-м классе для изучения на улице подходят такие темы, как «Природа и ее изменчивость», «Значение воды», «Значение воздуха», «Живая природа», «Царства живой природы», «Растения», «Природа и человек», «Мы живем в разных природных условиях», «Мы должны охранять окружающую среду», «Транспорт», «Жизнь современного человека».

Во 2-м классе для изучения на улице можно использовать следующие темы уроков: «Органы чувств человека», «Наблюдения, рассуждения, выводы», «Инструменты и приборы», «Человек и природа», «Звезда по имени Солнце», «Ориентирование», «Компас», «Вода», «Воздух», «Растения», «Водоросли, лишайники, мхи, папоротники», «Животные и среда их обитания». Безусловно, необходимо будет понимать ограничения места проживания учеников. Так, к примеру, при изучении растений не все из них возможно увидеть в естественной среде обитания.

В 3-м классе для учебы на улице подойдут темы «Что такое погода», «Почва», «Климат», «Природные зоны суши Земли», «Что такое природное сообщество».

В 4-м классе для работы на улице можно использовать такую тему, как «Первопроходцы в науке» и в зависимости от места жительства можно провести исторические экскурсии по местности.

3. Практические задания и их виды.

Как говорилось ранее, учебник создан по системе развивающего обучения Л. В. Занкова. В связи с этим большинство заданий в учебнике направлены на освоение мыслительных операций: сравнение, анализ и синтез. Основной тип практического задания в учебнике — опыты (помечены отдельным символом и присутствуют на протяжении всех классов). Кроме того, в 3-м классе появляются практические работы, которые требуют более развитых навыков наблюдения, фиксирования и анализа информации. Рассмотрим особенности практических заданий в зависимости от класса.

В 1-м классе авторы учебника предлагают довольно простые опыты в 1-2 действия с очень короткой инструкцией и сопровождающими вопросами. Например, это может быть опыт с лампой и глобусом, который должен показать ученикам, почему и как меняется время суток. Также есть повторяющийся тип заданий — исследование объектов с помощью органов чувств. Например, так изучаются вода и ее свойства в разных агрегатных состояниях. Кроме того, в 1-м классе присутствует практическое задание — сделать поделку из бутылки, чтобы она стала полезной в быту.

Во 2-м классе задания значительно усложняются, инструкции становятся длиннее, содержат 3-5 этапов. Появляются также специальные инструменты для проведения опытов: термометр, колбы, компас, трубки и т. д. Появляются задания более протяженные по времени, например, вырастить плесень на хлебе. Кроме того, заметное место занимают исследовательские задания — найти или проверить информацию, поделиться ей с одноклассниками — приготовить доклад про животных или узнать у родителей факты про их семью. Появляются также задания, которые нужно выполнять на экскурсиях. Допустим, определить, какие деревья есть в парке, и записать их названия.

В 3-м классе у учеников появляется новый тип работы — практические задания. Они могут заключаться в ведении дневника погоды, наблюдении за развитием растений весной. Такие задания могут быть растянуты на несколько недель или месяцев, они требуют от учеников умения фиксировать и структурировать информацию. Значительно усложняются опыты — например, вырастить семена растения нужно при трех разных условиях и сделать выводы, ответив на вопросы учебника. Также есть протяженные по времени практические задания — сначала ученикам предлагается собрать семена, а затем смастерить кормушку и подкармливать птиц зимой.

В 3-м и 4-м классах появляются задания на создание макетов и моделей — например, рельефа Земли. Остаются эксперименты, в том числе наблюдение за собственным телом. В частности, ученикам надо проверить, что легче — стоять 10 минут на одном месте или ходить. Эксперименты становятся сложнее, и, например, инструкция к заданию по исследованию гранита занимает уже больше страницы учебника. Все больше становится групповых проектов.

В 4-м классе, как уже было упомянуто, много тем, связанных с историей, поэтому меньше опытов. Тем не менее, даже для таких тем авторы придумали практические задания. Например, попробовать пописать палочкой на пластилине, чтобы имитировать древние способы письменности.

4. Справочные материалы и задания для любознательных.

В учебнике нет отдельных заданий для любознательных, но похоже, что их роль выполняют исследовательские задания.

Обухов А. С., Артюх А. А. и др.

Они сформулированы так, что ученик должен найти дополнительную информацию и поделиться ей в виде доклада. Также это могут быть такие задания, как провести небольшой урок или постепенно собирать знания по какой-то теме, фиксируя их в отдельной тетради. Кроме того, для поддержания интереса учеников и углубления в тему на страницах учебника есть фрагменты текстов с дополнительной информацией в каждой теме. В конце учебника представлен словарь с основными терминами, которые встречаются на уроках.

5. Особенности оформления учебника.

Если говорить про оформление учебника, то оно довольно насыщенное. Можно предположить, что это связано со спецификой заданий: ученикам часто нужно рассмотреть, сравнить, найти сходства и отличия, сделать выводы. В учебнике много изображений предметов, знакомых младшему школьнику и актуальных для современного мира.

Заключение. Таким образом, содержание учебников Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова помогает ученикам освоить темы, необходимые для формирования целостной картины мира. В учебнике уже присутствуют темы и задания, которые помогают развивать навыки проведения исследовательской и практической деятельности. Их можно расширить и дополнить заданиями, адаптированными для уроков на улице.

Анализ учебников Г. Г. Ивченковой и И. В. Потапова по предмету «Окружающий мир»

Курс был разработан с целью целостного и системного формирования у младших школьников общих представлений об окружающем их мире и роли человека в нем. Содержание учебных материалов представлено в виде блоков тем по системе «природа-человек-общество». Вне зависимости от класса в начале года школьники изучают темы, связанные с природными явлениями и способами познания окружающего мира. Затем они переходят к освоению человека и его взаимодействия с природой. Содержательное наполнение последнего тематического блока сосредоточено на месте человека в обществе, его семье и Родине. Темы в УМК подобраны в соответствии с возрастными и психологическими особенностям учеников.

1. Логика и последовательность тем.

В пособия по окружающему миру включены как естественно-научные и гуманитарные темы, так и темы, способствующие патриотическому воспитанию, ведению здорового образа жизни и формированию нравственных ценностей у учеников начальной школы.

Рассмотрим расположение тем на примере учебника для 1-го класса. Содержание темы «Пришла пора учиться»

посвящено обсуждению самого понятия «окружающий мир», а также школе и ее роли в жизни первоклассника (профессии, дорога в школу, распорядок дня и др.). Тема «Человек», где школьнику рассказывают о том, как меняется его облик на протяжении жизни и какие есть способы восприятия мира, плавно перетекает в тему «Природа в жизни человека». В ней им предлагается узнать больше об окружающем мире (живая/ неживая природа, как устроено растение и др.) и взаимодействии человека с ним. В последней большой теме — «Человек среди людей» — уделяется много внимания воспитанию в детях патриотизма (через темы о Родине и семье), а также правилам поведения с другими людьми. Так, например, в теме «Хороший день» авторы рассказывают, как быть гостеприимным, а в теме «Наша безопасность» — как вести себя с незнакомцами.

2. Темы для проведения уроков на улице.

Важно заметить, что в различных блоках встречаются темы, связанные с временами года. В начале года — тема «Осень», в середине — «Зима», к концу — «Весна». Очевидно, что вплетение таких тем в основные блоки открывает возможности для практического изучения окружающего мира школьниками. Авторы это учитывают и предлагают школьникам вместе с учителем ходить на, так называемые, уроки-экскурсии, цель которых — понаблюдать за природой вокруг.

Тем не менее, мы бы предложили расширить список тем, по которым целесообразно было бы проводить уроки на улице. Рассмотрим некоторые из них.

Помимо времен года в учебнике 1-го класса мы встречаем такие естественно-научные темы, как:

1. живая/неживая природа;

2. сравнение видов деревьев и кустарников;

3. устройство и развитие растений;

4. строение и внешний вид животных.

Изучение перечисленных тем более чем осуществимо в условиях парка, леса или как минимум школьного двора. Стоит отметить, что некоторые социальные темы также подходят для уроков вне класса. Например, тема «Дорога в школу», где ученики изучают правила поведения пешехода, может включать овладение этими правилами опытным путем — учитель вместе с учениками практикуется в городе.

В учебнике 2-го класса мы находим большой блок под названием «В мире живой природы», куда входят следующие темы: «На опушке» (иван-чай, насекомые), «В березовой роще» (птицы, звери), «В низине», «В ельнике» (грибы, деревья), «У лесного озера» (рыбы), «В сосновом лесу» (птицы, правила поведения в лесу). Здесь авторами предусмотрен поход с учениками на экскурсию в лес. Нам бы хотелось выделить еще как минимум одну тему для проведения урока на улице — тему «В мире звука». Она посвящена изучению источников звука. Где же, как

Обухов А. С., Артюх А. А. и др.

не на улице с ее разнообразием звуков (от пения птиц до рева автомобиля), стоит изучать эту тему?

В учебнике 3-го класса школьники изучают большое количество тем на практике: «О строении вещества», «Три состояния воды», «Состав почвы» и т. д. В список тем, в рамках которых, на наш взгляд, возможно не только проведение опытов, но и выход на улицу, входят темы из разных блоков: ориентирование по компасу, строение и разнообразие растений, современный город. Перечисленные темы требуют как элементарного выхода во двор, так и полноценного похода по городу/населенному пункту.

В учебнике 4-го класса авторы сосредоточились на «Окружающем мире в России», что сужает количество тем, подходящих для изучения на улице. Четвероклассники проходят такие крупные темы, как «Наш край», «Наша Родина и планета». Здесь во многом делается упор на географию страны («Карта полушарий», «Евразия», «Природные зоны России» и т. д.). Однако все же есть несколько тем для проведения занятий вне школы: «Наша местность на планете и карте» — можно научить детей ориентироваться по карте хотя бы на примере карты школьного двора. А также большой пласт тем, связанных с такими природными пространствами, как лес, луг, сад и др., в рамках которых можно организовать экскурсию.

3. Практические задания и их виды.

Итак, исходя из проведенного нами анализа, можно сделать вывод о том, что учебники для 1-2-х классов содержат больше всего тем для занятий на улице. Некоторые из этих тем авторы включают в, так называемые, уроки-экскурсии, т. е. уроки, которые школьники проводят вне стен школы, исследуют окружающий мир в реальных условиях.

Тем не менее, нельзя не отметить, что в учебниках Г. Г. Ивченковой и И. В. Потапова предусмотрены также разные практические задания для изучения и отработки теоретического материала в классе (или подготовке его дома). Основная классификация практических заданий в учебниках для 1-4-х классов включает в себя проекты, практические работы и опыты. Для начала рассмотрим, что из себя представляют проекты.

Почти каждая крупная тема в учебнике заканчивается проектом, за учебный год ученикам предлагается их выполнить 3-4. В каждом разделе «Проекты по теме» представлено минимум два задания. В 1-м классе проекты представляют собой в основном творческие задания (нарисовать, смастерить). Например, осенний проект по теме «Растения». Ученики могут выбрать один из двух вариантов: «Стенд или фотоальбом» (растений) или «Выставка природы и фантазия», где необходимо, используя шишки/листья/веточки сделать поделку.

В учебнике 2-го класса можно найти уже не только творческие проекты, но и задания, требующие более серьезных

умений (письма, ораторского искусства). Например, по теме «Знание — сила» ученикам предлагается на выбор подготовить сообщение об ученых и их изобретениях или написать сочинение «Самая интересная наука». Также со 2-го класса у учеников есть возможность предложить свой проект.

В 3-м классе проекты предполагают групповую работу, часто исследовательскую. Теперь у проекта есть пошаговое описание, а также предложен набор ролей участников. Например, по теме «Освоение воздушного пространства» авторы предлагают третьеклассникам следующие проекты: «Модель парашюта», «Викторина» или «Исследование» — с каким грузом парашют будет опускаться более плавно.

Проекты для 4-го класса очень разнообразны — они предоставляют ученикам возможность и снять фильм по теме, и изучить архив старых семейных фотографий, и исследовать погоду на протяжении месяца. В общем и целом, такие проекты рассчитаны на уже более глубокие исследовательские и познавательные умения.

Еще один вид заданий, который мы находим в учебниках Г. Г. Ивченковой и И. В. Потапова, — практическая работа. Практические работы — это экспериментирование: работы с планами, рисункам, таблицами и т. д. Через практические работы ученики наглядно изучают свойства, особенности или состояния того или иного явления, вещества, предмета. Так, например, в теме «Лед и снег» (3-й класс) есть практическая работа, по ходу выполнения которой ученикам необходимо взаимодействовать с кусочком льда: нагревать лед, ударять по нему, бросать в воду, сравнивать с другими веществами, — все это для того, чтобы выявить его основные свойства. Практические работы часто представляются в виде опытов, но опыты здесь — это отдельный вид заданий.

Если на протяжении первых двух лет школьники знакомятся с различными способами познания окружающего мира, то с 3-го класса этими способами они сами и исследуют различные свойства объектов. Здесь у них начинаются опыты. Зачастую опыты — часть урока, ученики проводят их в рамках занятия. Например, в теме «Из чего состоит воздух» (3-й класс) авторы предлагают проделать опыт с двумя зажженными свечами, одну из которых необходимо накрыть банкой. Ученики должны понять, почему свеча, накрытая банкой, быстро затухает, а та, которая находится в открытом пространстве, продолжает гореть. Таким образом, ученики сами обнаруживают — для того чтобы огонь горел, необходим воздух.

4. Справочные материалы и задания для любознательных.

В конце каждого учебника предусмотрены справочник или словарь, основная задача которых — развитие информационной грамотности у школьников. Справочник и словарь содержат многообразие слов и словосочетаний, которые

Обухов А. С., Артюх А. А. и др.

встречаются ученикам в разных темах на протяжении года. В справочнике 1-го класса, например, содержится информация о значениях имен и дорожных знаков, содержатся определения различных понятий (меню, гигиена, Красная книга) и т. п.

Также необходимо упомянуть раздел «Мозаика заданий», который задумывается авторами как финальный список вопросов для проверки учеником самого себя, т. е. самооценки своих знаний по определенной теме. Так, например, в учебнике 4-го класса мы встречаем мозаику заданий, «закрывающую» крупную тему «Древняя Русь». Она содержит следующие вопросы/задания: «Что изучает наука археология?», «Объясни выражение: «Писать с красной строки» и т. д. В «Мозаиках заданий» содержатся самые разнообразные вопросы, затрагивающие большой пласт знаний, которые ученик осваивал, пока изучал тему.

5. Особенности оформления.

Оформление учебников Г. Г. Ивченковой и И. В. Потапова красочное и соответствует возрастным особенностям детей. Однако стоит отметить, что оформление не всегда соответствует реалиям нынешнего времени. Например, изображения машины «Лада», бумажных купюр и очень крупных видеокамер уже не актуальны и могут быть не знакомы сегодняшним школьникам.

Заключение. Содержание учебников Г. Г. Ивченковой и И. В. Потапова выдерживает логическую и последовательную структуру. Темы соответствуют возрастным и психологическим особенностям учащихся на разных ступенях обучения и содержат задания для проведения на улице.

Анализ учебников О. Т. Поглазовой, Н. И. Ворожейкина и В. Д. Шилина по предмету «Окружающий мир»

В учебниках объединяется информация о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории государства. Человек демонстрируется учащимся как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества. На доступном данному возрасту уровне в учебники интегрируются обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические и экологические знания.

1. Логика и последовательность тем.

В 1-2-м классах учащиеся познают многообразие предметов и явлений окружающего мира, учатся воспринимать красоту, понимать важность ее сохранения, осознавать себя частью природы. При этом отношение к окружающему миру формируется по следующим позициям: любуюсь, восхищаюсь, радуюсь, люблю, буду беречь, например, в таких темах, как «Школа и ученик», «Окружающий мир и его окружение», «Разнообразие грибов», «Разнообразие и красота животных».

В 3-м классе школьники учатся наблюдать изменения в окружающем мире, в жизни человека, выявлять причины и следствия этих изменений, находить связи между живой и неживой природой, между прошлым и настоящим. При этом развиваются умения наблюдать, экспериментировать, осознавать периодичность изменений в неживой природе, умения находить в настоящем следы прошлого.

Включение раздела «Как жили наши предки» в курс 3-го класса предоставляет возможность ученикам познакомиться с бытом и культурой наших предшественников, элементами духовной и материальной культуры народов, проживающих в родном крае, осознать себя частицей своего народа. В курс также включены исторические сведения о сезонных занятиях и обычаях наших предков и их изменениях с течением времени.

Отношение к окружающему миру формируется в направлениях: удивляюсь, хочу проникнуть в тайны, огорчаюсь, могу помочь, горжусь культурным наследием своих предков в таких темах, как «Человек и его здоровье», «Человек и общество», «Природные тела и явления», «Наша Родина — Россия», «Человек-творец (создатель и носитель культуры)».

В 4-м классе отслеживаются взаимосвязи живых организмов в природных сообществах и природных зонах. Прогнозируются негативные последствия деятельности человека и проектируются взаимодействия с природой, которые не будут нарушать природного равновесия. Учащиеся размышляют о том, как все мудро устроено в природе. Задаются вопросом: как соотнести достижения технического прогресса, потребности человека и возможности природы выдерживать антропогенную нагрузку? Как жить в гармонии с природой, чтобы сохранить жизнь на планете Земля?

В некоторых случаях раскрытие тем в учебнике начинается с исследовательских вопросов перед параграфом: например, почему летом идет дождь, а зимой — снег?

2. Темы для проведения уроков на улице.

Для занятий на улице подходят следующие темы: «Времена года» (изменения в природе), «Прогноз погоды», «Почва», «Многообразие растений (первоцветы) и животных», «Поверхность», «Человек и общество» (безопасность на улице). Отдельно выделим краеведческие темы: «Родной край», «Любимое место моей семьи», «Достопримечательности и исторические памятники родного места». В частности, такие разделы как «Лиственные деревья. Разнообразие листьев», «Хвойные деревья. Их разнообразие», «Декоративные растения», «Насекомые и их многообразие», «Памятник культуры» и т. д.

3. Практические задания и их виды.

Практические задания представлены в виде подготовки докладов и проведения простых опытов. Например, «Как

I Обухов А. С., Артюх А. А. и др.

зависит нагрев руки от длительности освещения». Есть задания, предполагающие ведения наблюдений за погодой, ведения дневника, проектов (семейных).

4. Справочные материалы и задания для любознательных.

Встречаются сноски для любознательных. В них присутствует информация из Книги рекордов Гиннесса, Красной книги. Иногда встречаются стихотворения, поговорки, картины для дополнительного просмотра и обсуждения. В конце темы порой напечатаны вопросы, подталкивающие к самостоятельному поиску информации, но конкретных источников нет.

5. Особенности оформления.

В оформлении есть картины известных художников, фотографии, схемы, рисунки. Одежда персонажей может выглядеть необычно для большинства детей (шапка-ушанка, валенки и т. д.). Для облегчения работы в учебнике основные понятия выделены в рамку в конце каждого параграфа, а их толкование четко дано в словарике в конце пособия. В целом оформление довольно насыщенное, используется для работы учеников на уроке. Некоторые задания связаны с рассмотрением, описанием, распознаванием и т. д.

Заключение. В общей сложности содержание учебников выдерживает логическую и последовательную структуру. Темы соответствуют возрастным и психологическим особенностям учащихся на разных ступенях обучения и содержат задания для проведения на улице. Почти в каждой теме даны перечни наблюдений, опытов, практических и творческих работ, а также рекомендованных экскурсий, которые учитель вправе заменить или дополнить другими.

Итоги анализа учебников по предмету «Окружающий мир»

На основе проведенного нами анализа существующих учебников по предмету «Окружающий мир» (А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова, А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, С. А. Раутин, Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов, О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкин, В. Д. Шилин) с целью поиска и определения тем, наиболее подходящих для освоения на улице, мы пришли к ряду выводов.

В первую очередь стоит отметить, что логика повествования и порядок тем в разных учебниках во многом схожи: изучение предмета начинается со знакомства с явлениями живой и неживой природы и взаимосвязью между природой и человеком.

Так, например, для 1-го класса Г. Г. Ивченкова и И. В. Потапов предлагают большой раздел, посвященный теме «Природа в жизни человека», а в учебнике Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова мы находим тему «Природа и ее изменчивость». В учебниках для 2-х классов

тех же авторов школьников знакомят с такими темами, как, например, «Животные и среды их обитания», «Значение воды», «В мире звука» и др.

Немаловажную роль в начале исследовательского пути школьников играют темы, связанные с местом человека в обществе: «Человек среди людей», «Школа и ученик», «Что такое Родина?», а также темы, посвященные правилам поведения в обществе: «Учимся быть пешеходами», «Наша безопасность» и т. п.

Согласно проведенному нами анализу, начиная с 3-го класса (иногда 2-го класса), школьники углубляются в изучение явлений неживой природы через теоретические (наблюдение, сравнение, анализ, обобщение и др.) и эмпирические способы научного познания. Существенная роль здесь зачастую отводится таким видам практических работ, как опыты и эксперименты, которые встречаются во всех учебниках. Часто подобные практические работы требуют специального оборудования: термометр, колбы, компас, трубки и т. д. С их помощью дети могут исследовать состав почвы, состояния воды, свойства воздуха и пр. В некоторых учебниках вместе с тем есть темы по анатомии.

К концу начальной школы учебники по окружающему миру «превращаются» в учебники по географии и истории. Школьники знакомятся с укладом жизни и культурой первобытных людей, узнают о разнообразии природных зон, читают о первопроходцах в науке, смотрят на мир глазами геологов, астрономов, географов и историков.

Таким образом, темы, содержащиеся в учебниках для 1-2-х классов, являются наиболее подходящими для уроков вне школы. Содержательное наполнение пособий в первые два года состоит в основном из тем, связанных с непосредственно окружающим школьников миром (природой, школой, городом, людьми) и тем, что входит в зону их ежедневного наблюдения (времена года, погода), в то время как с 3-го класса они уже изучают предмет через опыты и эксперименты, которые целесообразно проводить в условиях класса или дома. К концу начальной школы ученики читают большие объемы текста по истории и изучают карты мира и полушарий по географии, заполняют таблицы и анализируют графики. Так, освоение предмета уже больше сводится к теории, нежели к практике.

Обухов А. С., Артюх А. А. и др.

Потенциальные темы для изучения на улице

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В процессе анализа учебников с 1-го по 4-й классы мы изучили большое количество заданий, предусматривающих организацию учебного процесса вне класса. Это могли быть уроки-экскурсии или специальные практические задания для улицы. Например, задание из учебника А. А. Плешакова и Е. А. Крючковой, где школьников просят определить деревья по листьям или узнать, какие растения растут рядом со школой.

На наш взгляд, именно такие задания побуждают школьников к исследовательской и практической деятельности, будят в них любознательность. Поэтому важно уже с раннего возраста уделять им как можно больше времени.

Если говорить о темах, изучать которые, по нашему мнению, было бы целесообразно вне стен школы, то в них входят следующие:

• царство животных: «В царстве животных», «Животные и среда их обитания», «Строение и внешний вид животных», «Насекомые и их многообразие» и др.;

• царство растений: «Декоративные растения», «Что общего у разных растений?», «Размножение и развитие растений» и др.;

• царство грибов: «В ельнике» (грибы, деревья); «Разнообразие грибов» и др.;

• экосистемы: «В мире живой природы» (на опушке, в низине, в сосновом лесу и т. д.) и др.;

• рельеф Земли (на примере местности проживания): «Наша местность на планете и карте»;

• облака и их виды: «Что у нас над головой?» и др.;

• времена года и погода: «Признаки зимы»; «Что такое погода» и др.;

• ориентирование на местности (по компасу и карте): «План и карта» и др.;

• ориентирование в городе: «Дорога в школу», «Учимся быть пешеходами», «Транспорт» и др.;

• краеведение: «Наш край», «Наша страна — Россия»;

• экология: «Что такое экология?», «Экологическая обстановка в нашем крае», «Мы должны охранять окружающую среду»;

• твой город (или другой населенный пункт): «Город — Москва» и др.;

• твоя школа: «Во дворе школы»;

• воздух, его состав и свойства: «Значение воздуха»; «Воздух и его охрана» и др.;

• значение воды, ее охрана, состав и свойства: «Значение воды», «Три состояния воды», «Берегите воду» и др.;

• почва и ее состав: «Почва», «Что такое почва?».

Большинство из представленных в учебниках тем, которые связаны с явлениями живой/неживой природы, содержат в себе задания для потенциальных уроков на улице. В основном, это задания «посмотреть, потрогать, а затем нарисовать». Мы, в свою очередь, предложили бы добавить больше заданий для формирования и развития исследовательских умений: наблюдать, фиксировать наблюдения, делать предположения и проверять их. А также задания для развития практических умений: ориентироваться на местности (в городе или в лесу), соблюдать правила поведения в общественных местах и т. п.

Так, например, в учебнике 1-го класса А. А. Плешакова и Е. А. Крючковой мы находим тему «Что у нас над головой?», которая посвящена облакам и их видам. Эта тема — хорошая возможность для школьников не только узнать, какие бывают облака и научиться отличать их, но и понаблюдать за тем, какие изменения они с собой несут.

В учебнике 1-го класса Г. Г. Ивченковой и И. В. Потапова тема «Дорога в школу», в которой ученики изучают правила поведения пешеходов, могла бы включать в себя не только теорию, но и практику овладения этими правилами. То есть ученики вместе с учителем тренировались бы соблюдать правила в городе.

Учебник 2-го класса Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова содержит тему, посвященную ориентированию на местности. На наш взгляд, обучение такому важному умению должно быть перенесено из класса на улицу (например, на школьный двор). Здесь можно добавить, что ориентирование на местности по бумажной карте сегодня утратило былую актуальность. Было бы целесообразно научить детей пользоваться электронными картами.

Практические задания и их виды

Помимо практических заданий (опытов, экспериментов), ранее нами упомянутых, в некоторых учебниках встречаются уроки-экскурсии и проекты. Уроки-экскурсии — уроки, которые школьники проводят вне стен школы, исследуют окружающий мир в реальных условиях. Например, в рамках тем, посвященных временам года, авторы предлагают школьникам вместе с учителем выходить на улицу и наблюдать за природой вокруг.

Проекты в изученных нами учебных пособиях очень разнообразны. Они делятся как по количеству участников (индивидуальные, парные, групповые), так и по целям и содержанию. В 1-м классе проекты обычно представляют собой творческие задания (рисунки, поделки, гербарии, фотоальбомы и т. д.) и часто требуют помощи или внимания учителей и родителей. К примеру, проект «Выставка природы и фантазия», где необходимо, используя шишки, листья, веточки и т. п., сделать поделку.

Анализ учебников по курсу «Окружающий мир»: выделение тем для освоения в мире вокруг школы_

Обухов А. С., Артюх А. А. и др.

Начиная со 2-3-го классов, школьники уже занимаются исследовательской деятельностью — в частности, наблюдают за развитием растений весной. В 4-м классе появляются проекты на создание макетов, рельефа Земли, например, исследования погоды в течение месяца, изучения архива старых фотографий и др.

Заключение. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что учебные пособия, рассмотренные в данной статье, содержат большое количество потенциальных тем для развития исследовательской и практической деятельности учеников вне школы. С увеличением количества регулярных заданий вне класса ученики получат возможность более целостного изучения предмета через опыт практической деятельности. Можно выделить большой перечень сквозных и пересекающихся тем, в том или ином виде присутствующих в большинстве учебников, которые можно продуктивно реализовать через мини-исследования на пришкольном участке, во дворе, в парке, выйдя из стен школы в тот самый окружающим мир, соприкоснувшись с миром вокруг. Далее в этом номере журнала мы представим несколько сценарных разработок для таких уроков по темам «Во дворе школы», «Вода», «Почва». иш

Анализируемые учебники:

Вахрушев А. А., Ловягин С. Н., Кремлева И. И., Шибаев В. Д., Житкова Е. И., Бурский О. В., Зорин Н. В. Окружающий мир (в 2-х ч.). 4 класс. — М.: Баласс, 2015. (Школа 2100). Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутин А. С. Окружающий мир (в 2-х ч.). 2 класс. — М.: Баласс, 2015. (Школа 2100).

Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутин А. С. Окружающий мир (в 2-х ч.). 1 класс. — М.: Баласс, 2015. (Школа 2100).

Вахрушев А. А., Данилов Д. Д., Бурский О. В., Раутиан А. С. Окружающий мир (в 2-х ч.). 3 класс. Обитатели Земли. — М.: Баласс, 2015. (Школа 2100).

Вахрушев А. А., Родыгина О. О. Окружающий мир. 3 класс. Обитатели Земли. Методические рекомендации для учителя. — М.: Баласс, 2012.

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 2021. (Система Л. В. Занкова).

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. 2 класс. — М.: Просвещение, 2021. (Система Л. В. Занкова).

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. 3 класс. — М.: Просвещение, 2021. (Система Л. В. Занкова).

Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. 4 класс. — М.: Просвещение, 2021. (Система Л. В. Занкова).

Ивченкова Г. Г., Потапова И. В. Обучение во 2 классе по учебнику «Окружающий мир»: программа, методические рекомендации, тематическое планирование. — М.: Астрель, 2012.

Ивченкова Г. Г., Потапова И. В. Окружающий мир. 1 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2021.

Ивченкова Г. Г., Потапова И. В. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2-х ч. — М.:

Просвещение, 2021.

Ивченкова Г. Г., Потапова И. В. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х ч. — М.: Просвещение, 2021.

Ивченкова Г. Г., Потапова И. В. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-х ч. — М.: Просвещение, 2021.

Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 2022. (Школа России). Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 2022. (Школа России). Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 2013. (Школа России). Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. — М.: Просвещение, 2013. (Школа России). Плешаков А. А., Крючкова Е. А., Соловьева А. Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс. Пособие для учителей общеобразоват. организаций. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2015. (Школа России).

Поглазова О. Т., Миронова М. В. Окружающий мир. 1 класс. Методические рекомендации (с примером рабочей программы). Пособие для учителя. — Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017.

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 1 класс. Учебник в 2-х ч. — М.: Просвещение/Бином, 2022.

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Учебник в 2-х ч. — М.: Просвещение/Бином, 2022.

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 3 класс. Учебник в 2-х ч. — М.: Просвещение/Бином, 2022.

Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 4 класс. Учебник в 2-х ч. — М.: Просвещение/Бином, 2022.

Литература:

Антошкина, 2020 — Антошкина Е. А. Сценарии проведения уроков по курсу «Окружающий мир» в 1 классе на пришкольной территории // Исследователь/ Researcher, 2020. № 3. С. 166-175.

Королева и др., 2023 — Королева Д. О., Андреева А. А., Хавенсон Т. Е. Шоковая инновация: концептуализация процесса цифровой трансформации образования в период пандемии // Образование и саморазвитие, 2023. (В печати).

Обухов и др., 2020 — Обухов А. С., Рытикова Н. А., Васькова Е. Д., и др. «Парк онлайн»: вовлечение школьников в поисковую активность и исследовательскую деятельность в ситуации дистанционного обучения // Исследователь/Researcher, 2020. № 3. С. 176-249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.