Научная статья на тему 'Воспитание и образование младших школьников на основе самобытной культуры бурятского народа в процессе изучения курса «Окружающий мир»'

Воспитание и образование младших школьников на основе самобытной культуры бурятского народа в процессе изучения курса «Окружающий мир» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / EDUCATION / ОБРАЗОВАНИЕ / СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА / RURAL SCHOOL / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / БУРЯТСКИЙ НАРОД / BURYAT PEOPLE / НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / NATIONAL-REGIONAL COMPONENT / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / CULTURAL AND HISTORICAL TRADITIONS / КУЛЬТУРА НАРОДА / CULTURE OF THE PEOPLE / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хажеева Мария Григорьевна

В статье представлен опыт интеграции национально-регионального компонента в курс «Окружающий мир» (2 класс) в МБОУ Хатар-Хадайской СОШ им. Е. Х. Ехануровой. Автор убедительно доказывает, что сельская школа по-прежнему сохраняет значительные возможности влияния на формирование всего сельского социума, и помогает школьнику освоить культурно-исторические традиции бурятского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UPBRINGING AND EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF ORIGINAL CULTURE OF THE BURYAT PEOPLE IN THE COURSE OF THE SUBJECT "THE WORLD AROUND US"

The article describes the experience of integration of national-regional component in the course of "The world around us" (Grade 2) in theMunicipally-run KhatarHadayskayay secondary school named after E.H. Yekhanurova. The author proves that the rural school still retains considerable opportunities to influence the formation of the whole rural society, and helps students master the cultural and historical traditions of the Buryat people.

Текст научной работы на тему «Воспитание и образование младших школьников на основе самобытной культуры бурятского народа в процессе изучения курса «Окружающий мир»»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (07). Декабрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 376.74 ББК 74 Х151

М. Г. Хажеева

с. Хадай, р-н Баяндаевский, Иркутская область, Россия

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ САМОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУРЯТСКОГО НАРОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

В статье представлен опыт интеграции национально-регионального компонента в курс «Окружающий мир» (2 класс) в МБОУ Хатар-Хадайской СОШ им. Е. X. Ехануровой. Автор убедительно доказывает, что сельская школа по-прежнему сохраняет значительные возможности влияния на формирование всего сельского социума, и помогает школьнику освоить культурно-исторические традиции бурятского народа.

Ключевые слова: воспитание, образование, сельская школа, младший школьник, бурятский народ, национально-региональный компонент, культурно-исторические традиции, культура народа.

M. G. Hazheeva

v. Hadai, Bayandai district, Irkutsk Oblast, Russia UPBRINGING AND EDUCATION OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF ORIGINAL CULTURE OF THE BURYAT PEOPLE IN THE COURSE OF THE SUBJECT "THE WORLD AROUND US"

The article describes the experience of integration of national-regional component in the course of "The world around us" (Grade 2) in theMunicipally-run Khatar-Hadayskayay secondary school named after E.H. Yekhanurova. The author proves that the rural school still retains considerable opportunities to influence the formation

© Хажеева M. Г., 2015

of the whole rural society, and helps students master the cultural and historical traditions of the Buryat people.

Key words: upbringing, education, rural school, a junior high school student, the Buryat people, national-regional component, cultural and historical traditions, culture of the people.

Следуя этнокультурным целям образования и воспитания, МБОУ Хатар-Хадайская СОШ решает задачу формирования личности, главными качествами которой являются: осознание себя как представителя определённого этноса, готовность взаимодействовать с другими личностями, культурами, обществом и государством.

Проблемы бурятского села в условиях современных масштабных преобразований имеют ярко выраженный, острый и многомерный характер, что объясняется, с одной стороны, исторически изначально заметным повышением общеобразовательного и общекультурного уровня коренных бурят Восточной Сибири в советские годы прошлого столетия, с другой стороны, утрату этнокультурного своеобразия, размывание этнического самосознания.

Утрата субэтносами этнокультурной специфики негативно влияет в целом на комплекс характеристик социальной среды бурятского села. Молодое поколение отрывается от вековых занятий своих предков, утрачивает материнский язык, забывает свои обычаи и традиции. Это влияние настолько велико и разрушительно, что позволяет говорить «о смерти села». Последствия этого очевидны. Выпускники сельских школ готовы идти куда угодно, заниматься чем угодно, только бы не возвращаться в родное село, не идти работать «на землю» в селе, только бы не заниматься мало престижным и малооплачиваемым для них скотоводством и другими исконно бурятскими промыслами.

В этой ситуации школа становится социально-педагогическим институтом семейного и общественного воспитания, транслятором духовной и материальной культуры народа. Одним из базовых условий изменения сложившегося положения является перспективное, опережающее возрождение в сельской школе

утраченного субэтнического самосознания через передачу молодому поколению многовекового опыта народа, его нравственных устоев, которые способны предотвратить духовное обнищание молодежи, через введение непрерывного этнорегионального воспитания и образования.

В МБОУ Хатар-Хадайская СОШ уже накапливается первый положительный опыт.

Наша школа расположена в с. Хадай Баяндаевского района. Село находится в 40 км от районного и окружного центров и в 120 км от областного центра.

До 1998 года в селе не было средней школы. Все дети после окончания начальной школы разъезжались по соседним селам для дальнейшей учебы. 11 сентября 1998 года была открыта новая типовая средняя школа на базе начальной.

Сегодня школа располагается в двухэтажном кирпичном здании, имеет столовую на 60 посадочных мест, спортивный зал, компьютерный класс, оснащенный: 14 компьютерами, 4 ноутбуками, мультимедийным оборудованием.

Фонд библиотеки составляет 5908 книг, из них: учебников и учебной литературы - 4760 экземпляров, художественной и методической литературы -1148 экземпляров. Кроме того, имеется 100 экземпляров электронных учебных пособий.

В советское время Хадай был отделением большого совхоза «Ользонов-ский». В конце 90-х годов прошлого века он был реорганизован и образовался совхоз «Хадайский», который пережил банкротство в 2007-2008 годах. В 2011 году в Хадае организовано большое фермерское хозяйство, занимающееся разведением элитных пород крупного рогатого скота. С появлением этого хозяйства частично решилась проблема безработицы, улучшилось материальное положение многих семей. В селе оставались и начинали строиться молодые семьи. Выросла рождаемость. Каждый год рождается по 5-6 детей.

Большинство населения - буряты. Народ крепкий, трудолюбивый. Благодаря целенаправленной работе школы по этнорегиональному образованию, сего-

дня наблюдается интенсивный рост этнического, религиозного, традиционно-исторического самосознания бурятского этноса.

В МБОУ Хатар-Хадайская СОШ целенаправленно и методично складывается система работы по сохранению и развитию бурятского языка, национальной культуры. В школе реализуются дополнительные обязательные специальные курсы, ориентированные на изучение бурятской культуры, языка, литературы: «Культура бурятского народа», «История родного народа», «Орнаментальное искусство Прибайкальских бурят» и др.

В структуре предметов федерального компонента, например по образовательной области «Технология», изучаются прикладное творчество и ремесло бурятского народа, национальные костюмы, народный орнамент; по образовательной области «Физическая культура» - бурятские народные игры, традиционные национальные виды спорта (конные скачки, борьба, стрельба из лука»), основы народной медицины и т. д.

Наряду с изучением предметов, спецкурсов, факультативов, обучающиеся приобщаются к обычаям и традициям родного народа во внеурочное время: занимаются в различных кружках, участвуют в конкурсах, викторинах.

Предлагаем пример адаптированной программы курса «Окружающий мир в социокультурных условиях региона» (2 класс). Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию и культуре, нами был разработан курс «Окружающий мир» с введением регионально-национального компонента (РНК). Кроме чисто познавательного, он имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной бурятской культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании духовных ценностей своего народа. В курс «Окружающий мир» введен регионально-национальный компонент.

Данная программа была составлена на основе программы «Гармония» по учебнику «Окружающий мир» для обучающихся 2 класса, автор О. Т. Поглазо-ва [Поглазова, 2014].

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Основными задачами РНК курса являются:

• показать самобытность и неповторимое своеобразие бурятской культуры;

• познакомить с редкими растениями и животными родного края и их охраной;

• сформировать в детях уважительное отношение к традициям своего народа, своей семьи;

• воспитывать у учащихся бережное отношение к природе и ко всему живому; уважение к прошлому своих предков.

Представленная программа является вариантом собственного педагогического осмысления принципов работы по интеграции этнорегионального компонента в курс «Окружающий мир».

Примерное распределение часов представлено в табл. 1. Таблица 1

№ Темы Кол-во

п/п часов

1 Красота и разнообразие неживой природы (12 ч.)

2 Человек - часть живой природы (4 ч.) (4 ч.)

3 Ты - член семьи и общества (6 ч.) (6 ч.)

4 Человек - творец (7 ч.) (7 ч.)

5 Красота и симметрия в окружающем мире (5 ч.) (5 ч.)

Итого 34 ч.

В своей работе мы использовали многочисленную литературу по культуре Бурятии, религии, языку, образу жизни бурятского народа [Басаева, 1980; Бато-ров, 1925; Болонев, 1975; Галданова, 1991; Георги, 1799; Кудрявцев, 1940; Михайлов, 1980; Потанина, 1905, 1912; Соктоева, 1988 и др.]. Мы дополнили программу этнорегиональным компонентом, руководствуясь материалами вышеназванных фундаментальных исследований и собственного эмпирического опыта. В целом программа традиционно структурирована и отвечает требованиям, предъявляемым к подобного рода материалам. Программа, с одной стороны, не нарушает традиционной схемы изложения учебного материала, не перегружает содержание, а с другой стороны - по возможности облегчает его восприя-

тие, т. к. материал РНК близок детям по духу. Материал представлен в виде пяти разделов (тем):

Тема 1. Красота и разнообразие неживой природы (12 ч.)

Отличительные признаки живого (все живое растет, развивается, размножается, дышит, питается, умирает). Проявление признаков живого у растений, грибов. Местные растения, грибы, животные - живые организмы.

Основные объекты неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, облака, Луна, звезды и созвездия). Красота неба. Цвет неба утром, днем, вечером и ночью. Значение солнца у бурят.

Солнце - звезда, ближайшая к планете Земля. Значение Солнца для растений, животных и человека (источник света и тепла). Солнце и здоровье. Как беречься от жаркого солнца. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведениях бурятских писателей.

Разнообразие форм и цвета облаков. Значение облака у бурят.

Что несут с собой облака (дождь, снег, град, грозы). Кислотные дожди. Виды облаков (перистые, кучевые, слоистые, тучи). Из чего состоят облака (из капелек воды или кристалликов льда).

Красота ночного неба. Луна - самый крупный и яркий объект на ночном небе. Значение Луны у бурят. Отчего светится Луна (отражает свет невидимого ночью Солнца). Разнообразие вида Луны (фазы Луны). Звезды и созвездия (группы звезд). Красота и разнообразие созвездий.

Виды форм земной поверхности: равнины, холмы, горы, овраги родного края. Разнообразие форм и высоты гор. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Как образуются овраги. Борьба с оврагами. Красота природного пейзажа (изображение земной поверхности на полотнах бурятских художников; красота земли в произведениях поэтов). Что портит красоту земли (местные карьеры и отвалы, свалки из промышленных и бытовых отходов). Возможность нахождения на свалках ядовитых веществ. Бережное отношение к родной земле.

Значение воды для человека, растений, животных. Источники питьевой воды (реки Курумчинской долины, колодцы, родники). Много ли на Земле питьевой воды (соленость воды океанов и морей). Виды природных водоемов родного края: моря, озера, реки, болота. Куда текут и впадают реки (в другие реки, в озера, в моря). Части реки: исток, притоки, устье. Зачем нужны болота (кладовые запасов пресной воды). Искусственные водоёмы (водохранилища, пруды, каналы). Красота водопадов, гейзеров, фонтанов. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Бережное отношение к воде. Безопасное поведение на берегах водоемов.

Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление моделей облаков; домашнее наблюдение звёздного неба; изготовление аппликации «Ночное небо»; изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа; изготовление аппликаций «На озере Байкал», «Болотное царство».

Экскурсия на природу (к берегу реки Тамаринка, к холму «Улан»).

Тема 2. Человек - часть живой природы (4 ч.)

Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных - способность изобретать, творить новое. Понятие о народе, народной культуре.

Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Эмоции человека: радость, грусть, гнев, удивление. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность). Правила вежливости. Может ли считаться красивым человек, обижающий животных, портящий красоту природы.

Здоровье - тоже красота. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Режим дня. Чем природа может помочь человеку сохранить здоровье. Значение физической культуры. Спорт и здоровье. Многообразие видов народной художественной культуры.

В человеке всё должно быть прекрасно (внешность, мысли, чувства, поступки). Твои отличительные признаки (рост, вес, внешний вид, черты характера, умения, увлечения). Что надо делать, чтобы стать красивее.

Тема 3. Ты - член семьи и общества (6 ч.)

Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько поколений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей в семье. Твои обязанности в семье.

Твой родной край, родные места твоей семьи. Что такое Родина. Твоя Родина - Россия, одно из крупнейших государств мира. Просторы и природные богатства России. Россия - многонациональное государство. Народы, населяющие Россию. Флаг и герб России. Конституция - основной закон страны. Обязанности и права гражданина России. Государственные и народные праздники.

Москва - столица России, её административный, промышленный и культурный центр. Самые большие города России. Города-герои России. Столица Бурятии - Улан-Удэ. Главное богатство Родины - её народ, её люди-творцы.

Тема 4. Человек - творец (7 ч.)

Творческие способности человека и возможность их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека-творца, мастера своего дела. Кем ты мечтаешь быть.

Человек - строитель своего дома, поселка, города. Что такое деревня, село, улус, город. Что производят жители городской и сельской местности. Бурятские блюда. Как и из чего строили в старину современные жилища (бурятские юрты). Город (поселок), в котором ты живешь. Почему так назван твой город (поселок, село). Красота площадей, улиц, парков и скверов города, села. Культурные центры, городские театры, музеи, библиотеки, стадионы. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Достопримечательности твоего города, села (самые красивые и самые знаменитые здания). Что

портит красоту твоего города, села. Как сделать город, село краше. Важность озеленения городов.

Человек - изобретатель транспортных средств. Что человек подсмотрел у природы, изобретая различные транспортные средства. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные. Виды пассажирского и специального транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транспортом. Каким должен быть транспорт будущего.

Разнообразие предметов быта людей в прошлом и сейчас. История письменности и книги. Бережное отношение к книге - источнику знаний. Как и с помощью чего считали раньше. Современные счётные устройства. Почта, телефон, радио, телевизор - средства связи. Правила безопасного пользования осветительными и другими бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность.

Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные и исторические музеи - хранители старинных и современных произведений искусства и предметов быта.

Разнообразие профессий людей. Для чего создали роботов. Основные занятия людей в городской и сельской местности. Профессии, связанные с природой. Влияние человеческой деятельности на природу. Чем занимаются экологи.

Наблюдения, практические и творческие работы: составление родословной; составление карточки-определителя «Какой я»; придумывание и показ сюжетных сценок «Волшебные слова»; выяснение местонахождения ближайших к дому объектов городского сельского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; освоение на столе правил обхода автобуса, троллейбуса, трамвая; выявление источников загрязнения своего двора, своей улицы; составление проекта украшения двора или улицы зелеными насаждениями.

Экскурсии: к достопримечательностям города, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей, школьный музей.

Тема 5. Красота и симметрия в окружающем мире (5 ч)

Многообразие форм объектов окружающего мира. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Многообразие видов симметрии. Зеркально-симметричное расположение предметов. Где важна и нужна симметрия. Примеры симметрии строения растений, тела животных и человека. Использование симметрии в творениях людей.

Наблюдения, практические и творческие работы: проверки симметричности плоских фигур; вырезание из бумаги симметричных фигур и салфеток; составление бордюров и национальных орнаментов; выявление симметричных узоров на предметах домашнего обихода.

Экскурсии: по деревне, в лес, в школьный музей.

Содержание разделов - тем имеет четкую структуру и является актуальным. Следует отметить обоснованный выбор представленных дополнений этнореги-ональным компонентом. Разноплановые задания на уроке, направленные на этнокультурное образование, сформулированы современным, доступным языком.

Согласно программе «Гармония» по учебнику «Окружающий мир», для обучающихся 2 класса, автор О. Т. Поглазова [Поглазова, 2014], и интегрированному РНК, к концу 2 класса учащиеся должны знать:

- отличительные признаки живого; три царства живой природы (растения, грибы, животные);

- что относится к неживой природе; объекты дневного и ночного неба: облака, Солнце, Луна, звёзды и созвездия; основные формы земной поверхности (равнина, холм, гора, овраг); части холма (вершина, склон, подошва); основные виды природных и искусственных водоёмов (океан, море, озеро, река, болото, пруд, канал, водохранилище); части реки (исток, притоки, устье);

- человек - часть живой природы; средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура, знание правил безопасного поведения; народные способы закаливания детей; в чём красота человека; правила культурного общения со взрослыми и сверстниками; что такое семья, обязанности члена семьи; семейные праздники; что та-

кое Родина, название своей страны и её столицы, флаг и герб своего государства;

памятники природы Бурятии;

- чем отличается город от села; что производят жители городской и сельской местности; виды наземных, водных, воздушных транспортных средств, средств связи; назначение музеев; виды художественного творчества человека;

- среди объектов окружающего мира есть несимметричные и симметричные объекты, обладающие разными видами симметрии.

Учащиеся должны уметь:

- выделять отличительные признаки объектов окружающего мира; определять существенные признаки групп объектов; анализировать объекты окружающего мира, выделяя его части (части холма, части реки); магическую функцию узоров, их семантической и цветовой символики;

- определять и называть своих ближайших родственников; вежливо общаться со взрослыми и сверстниками; объяснять, чем важны для здоровья Солнце, воздух и вода, свою родословную;

- рассказывать о назначении объектов городского хозяйства и о достопримечательностях родного города (села), (магазин, почта, аптека, поликлиника);

- называть по 2 примера наземных, водных, воздушных транспортных средств и выделять некоторые их отличия друг от друга; правильно обходить автобус, троллейбус, трамвай; правильно пользоваться осветительными и другими электрическими приборами;

- рассказывать о магической функции почитания животных, деревьев бурятского на рода;

- отличать симметричные объекты от несимметричных; рисовать и вырезать из бумаги фигуры и узоры с разными видами симметрии;

- вести наблюдения в природе, в быту, в городе и рассказывать о своих наблюдениях; использовать дидактический рисунок для познания окружающего мира;

- легенды, предания, мифы песни сказки об охране природы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учащиеся должны понимать:

- значение Солнца, воды для всего живого на Земле; человек не должен загромождать землю горами промышленных и бытовых отходов; расположенные на берегах водоёмов города, промышленные и сельскохозяйственные объекты являются источниками их загрязнения; что на Земле мало чистой питьевой воды и её необходимо беречь;

- человек красив не только внешностью, но в большей степени - своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе; здоровье - тоже красота; для сохранения и укрепления здоровья важны личная гигиена, режим дня, общение с природой, физкультура; надо выявлять и развивать свои творческие способности;

- они являются членами семьи, родители нуждаются в их помощи; они члены классного коллектива, члены общества горожан (односельчане), граждане своей страны; надо внимательно, доброжелательно, дружески относиться к сверстникам, уважительно к старшим, любить свою Родину и её народ; Россия - одно из крупнейших многонациональных государств мира; все народы равны между собой; надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;

- край, где они живут - их малая родина, которую надо беречь и любить; охранять и ухаживать за природными памятниками окрестных мест; город - это сложное творение человека-строителя, в котором, кроме жилищ, сооружаются различные объекты городского хозяйства и объекты культуры; которые надо беречь и сохранять; надо поддерживать чистоту и беречь зелёные насаждения в городе;

- письменность, книги, вычислительные средства - одни из важнейших творений человека; искусство - это одна из сфер творчества человека; все профессии важны и нужны; для многих профессий важны знания о живой и неживой природе; жизнедеятельность людей может оказывать положительное и отрица-

тельное влияние на природу, человек может и должен сохранять её; важность и целесообразность симметрии в естественном и рукотворном мире.

Тематическое планирование уроков по «Окружающему миру» с введением РНК во 2 классе представлено в табл. 2.

Таблица 2

№ Тема урока Дополнение РНК Цель

1 Разнообразие растений, грибов, животных Разнообразие растений, грибов, животных родного края повторить и систематизировать знания детей о растениях, грибах, животных, полученных учащимися в 1 классе; выявить пробелы в знаниях учащихся; анализировать умения учащихся классифицировать предметы окружающего мира

2 Природные и рукотворные объекты Значение лиственницы у бурят дать общую классификацию объектов окружающего мира, формируя целостное представ -ление о нем; выделить отличи -тельные признаки «живого»; закрепить навыки классификации объектов окружающего мира на «живые» и «неживые»

3 Солнце и его значение для всего живого Круг-диск солнца, колесо жизни у бурятского народа сформировать у детей образное представление о Солнце как о ближайшей к Земле звезде, о его размерах, расстоянии от Земли до Солнца; познакомить с представлениями древних о дневном светиле; раскрыть роль и значение Солнца для всего живого на Земле; обсудить правила безопасного пребывания под солнечными лучами

4 Разнообразие облаков Значение облака у бурят познакомить детей с разнообразием форм и цвета облаков, сформировать образные представления о кучевых, слоистых и перистых облаках; обсудить, что содержат разные облака; познакомить с правилами безопасного поведения во время грозы

5 «Ночная красавица» Праздник белого месяца «Сагаалган» сформировать представление о холодном небесном теле - Луне, о её движении вокруг Земли, размерах, расстоянии от Земли; объяснить ученикам, почему видимая форма Луны меняется в течение месяца, а затем повторяется; продолжать развивать наблюдательность, умение моделировать предметы и явления окружающего мира, логическое мышление, воображение и фантазию

6 Звезды и созвездия Легенда о созвездии сформировать у детей понятия «звезда» и «созвездие»; познакомить с наиболее яркими созвездиями и легендами о них; объяснить, почему мы видим звезды маленькими и разного цвета; обобщить и систематизировать знания о небесных телах; продолжать развивать наблюдательность и воображение

7-8 Земные просторы. Разнообразие гор Секреты «Улан-горы» проверить усвоение учащимися понятий: «облако», «звезда», «созвездие», «планета», «спутник»; познакомить с разнообразием равнин, гор своей местности, с тем, как их используют люди; сформировать понятие «овраг», «гора»; объяснить причину возникновения оврагов и меры борьбы с оврагами

9 Вода и её значение для всего живого Местные родники ознакомить учащихся со значением воды для жизни на Земле, необходимостью бережного отношения к ней, познакомить с источниками питьевой воды, с родниками местности, убедить детей в необходимости сохранения их чистоты

10 Разнообразие водоемов Водоёмы нашего края: р. Мурин, р. Тамаринка познакомить детей с понятием «водоем», с общей классификацией естественных водоемов: океанами, морями, реками, озерами, болотами; выявить их отличительные признаки; сформировать представление о море и его значении для человека; обратить внимание на проблему загрязнения водоемов

11 Пресные водоемы Легенда о Седом Байкале и его дочери Ангаре познакомить учащихся с понятиями: «река», «озеро», «болото»,с бурятской легендой; ответить на вопрос, откуда берутся реки, познакомить с частями рек

12 Пресные водоемы Образование реки Тамаринка дать понятие детям о болотах, их необходимости для сохранения запасов пресной воды, развивать экологическое мышление и творческие способности

13 Проверочная работа проверить усвоение учащимися изученного материала по темам: «Виды земной поверхности», «Водоемы»

14 Человек - часть «живой» природы Кухонная утварь у бурят определить место человека в окружающем мире, сравнить человека с другими животными, выявить сходные признаки, позволяющие судить о принадлежности человека к царству животных, а затем выявить отличия человека от других животных

15 Твое здоровье Бурятские детские игры пробудить у учеников заботу о своем здоровье, дать возможность осознать важность поддержания и развития здоровья, личной гигиены и лечения болезней, физкультуры и закаливания; познакомить с бурятскими играми

16 Красота человека Символ бабочки раскрыть детям важность не только физической красоты человека, но ещё более важной -духовной красоты; познакомить

с символом бабочки у бурят

17 Твоя семья Моя родословная интегрировать знания детей о себе и своей родословной; формировать у учащихся чувство любви к близким людям, стремление помогать им во всем; продолжить воспитание уважительного отношения к старшим, к народной мудрости

18 Семейные традиции Пища как часть культуры нашего народа показать, что быт семьи связан с обязанностями каждого члена семьи; убедить учащихся в необходимости соблюдать правила безопасного поведения при выполнении домашних работ, опасаться чужих людей в лифте, на улице, находясь в доме без старших

19 Твоя Родина. Наше государство Сказки бурятского народа сформировать понятия «Родина», «государство», «конституция»; познакомить учащихся с государственными символами, воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям разных народов

20 Российские города. Москва Великие воины нашего народа сформировать понятие «столица»; познакомить учащихся с достопримечательностями Москвы; воспитывать бережное отношение к историческим памятникам

21 Российские города. Города России Столица Бурятии -Улан-Удэ познакомить детей с крупными и старинными городами России; познакомить со столицей Бурятии; воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, уважения к героическому прошлому Отечества

22 «Человек - строитель» Юрта, быт бурят познакомить учащихся с профессией «строитель»; с разнообразием жилищ, построенных разными народами, с древним зодчеством россиян;

с устройством старинных и современных городов; воспитывать уважительное отношение к профессии строителя и чувство гордости за талант и мастерство народов России

23 «Человек - изобретатель» Коии в жизни бурят познакомить учащихся с разными видами транспортных средств; развивать умение анализировать и синтезировать предметы; развивать экологическое мышление; воспитывать интерес к изобретательству

24 «Человек - изобретатель» познакомить детей с видами воздушного транспорта; развивать изобретательский интерес

25 В историческом музее Школьный музей, домашняя утварь познакомить учащихся со старинной посудой, осветительными приборами, одеждой, обувью, воспитывать интерес к истории предметов, старинным вещам

26 В историческом музее Школьный музей, древние игрушки познакомить учащихся с историей письменности, счета и средств связи, профессией археолога; воспитывать бережное отношение к книгам, к старинным вещам

27 Мир искусства Бурятские сказки о животных показать учащимся, что человек создал много произведений искусства, которые делают нашу жизнь интересней; развивать умение видеть прекрасное, учить восхищаться произведениями художников, композиторов, поэтов; прививать желание заниматься творческой деятельностью

28 Мастера своего дела Бурятские орнаменты обогатить знания детей о различных профессиях; воспитывать уважительное отношение к любой профессии

29 Симметрия Символ бабочки ввести понятия «симметричный предмет»; познакомить учеников с признаком, по которому можно выделять такие предметы, научить узнавать в окружающем мире симметричные объекты; продолжать развитие логического мышления, воображения; воспитывать чувство прекрасного

30 Осевая симметрия познакомить учащихся с осевой симметрией, развивать логическое и абстрактное мышление, творческие способности учащихся

31 Зеркальная симметрия Зооморфные орнаменты продолжить знакомство с осевой симметрией, познакомить детей со свойством плоского зеркала, с зооморфными орнаментами; развивать абстрактное, пространственное мышление и воображение учащихся

32 Поворотная симметрия познакомить детей с поворотной симметрией, дать отличительный признак этого вида симметрии; продолжить развитие наблюдательности, логического мышления, творческих способностей

33 Переносная симметрия познакомить учащихся с переносной симметрией, её особенностями; развивать мышление, воображение; воспитывать чувство прекрасного

34 Симметрия в окружающем мире Геометрические орнаменты обобщить и систематизировать знания детей о видах симметрии; развивать умение замечать симметричные предметы в окружающем мире; познакомить с геометрическими орнаментами

Следует отметить достаточное количество материала РНК, направленного на целенаправленное формирование экологического мировоззрения на доминирующих экокультурных ценностях бурятского этноса. Данная программа позволяет решать широкий спектр вопросов, от понимания которых зависит

успешное формирование этнокультурного мировоззрения второклассников и решение социально-экономических задач села в долгосрочной перспективе. Поскольку многое зависит от того, кто будет воплощать намеченное в жизнь и обеспечивать задачи возрождения, развития села и сохранения национально-культурных традиций этноса бурят. Эта важнейшая задача ляжет на плечи тех, кто сейчас еще учится в школе. Фактически, обучающийся становится ключевой фигурой, которой предстоит принимать активное участие в сохранении традиционного уклада жизни и деятельности бурят, в развитии родного языка, культуры и форм хозяйствования.

Библиографический список

1. Басаева К. Д. Семья и брак у бурят (вторая половина XIX начало XX в.). Новосибирск: Наука «Сибирское отделение», 1980. 200 с.

2. Баторов П. П. Белкование у аларских бурят и народные поверья // Бурятиеведение. 1925. № 1. С. 9-12.

3. Болонев Ф. Ф. Календарные обычаи и обряды семейских. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1975. 96 с.

4. Галданова Г. Р. Почитание животных у бурят // Буддизм и традиционные верования Центральной Азии. Новосибирск: Наука «Сибирское отделение», 1991. 232 с.

5. Георги И. Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов: их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей. СПб., 1799. Ч. 1.

6. Кудрявцев Ф. А. История бурят-монгольского народа / от XVII в. до 60-х XIX в. / Очерки. М.-Л., 1940.

7. Михайлов Т. М. Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука «Сибирское отделение», 1980. 320 с.

8. Поглазова О. Т. Окружающий мир: учебник-тетрадь 1, 2 часть. Смоленск: Ассоциация XXI в., 2013.

9. Поглазова О. Т. Окружающий мир. Методические рекомендации. Смоленск: Ассоциация XXI в., 2013. 400 с.

10. Потанина А. В. Рассказы о бурятах. М.: Посредник, 1912. 66 с.

11. Потанина А. В. Рассказы о бурятах, их вере, обычаях. М.: Посредник, 1905. 60 с.

12. Соктоева И. И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. Новосибирск: Наука «Сибирское отделение», 1988. 400 с.

13. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии / Под ред. Н. В. Абаева. Новосибирск: Наука «Сибирское отделение», 1992. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.