Научная статья на тему 'Роль экскурсии при изучении окружающей среды в начальной школе по программе О. Т. Поглазовой'

Роль экскурсии при изучении окружающей среды в начальной школе по программе О. Т. Поглазовой Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
946
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСКУРСИЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАБЛЮДЕНИЯ / ПРИРОДА / ПТИЦЫ / ЖИВОТНЫЕ / EXCURSION / SUPERVISION / THE NATURE / BIRDS / ANIMAL

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Филатова Ирина Петровна

В статье рассмотрена роль экскурсий для младших школьников. Представлены основные моменты при проведении экскурсии для учащихся 1 класса в парк птиц «Воробьи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль экскурсии при изучении окружающей среды в начальной школе по программе О. Т. Поглазовой»

Роль экскурсии при изучении окружающей среды в начальной школе по программе О. Т. Поглазовой Филатова И. П.

Филатова Ирина Петровна /Filatova Irina Petrovna - учитель начальных классов, кафедра начального общего образования,

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия № 24, г. Калуга

Аннотация: в статье рассмотрена роль экскурсий для младших школьников. Представлены основные моменты при проведении экскурсии для учащихся 1 класса в парк птиц «Воробьи».

Abstract: in article the role of excursions for younger students is considered. The basic instants are presented at carrying out of excursion for pupils the first class to park of birds «Sparrows».

Ключевые слова: экскурсия, младшие школьники, наблюдения, природа, птицы, животные.

Keywords: excursion, supervision, the nature, birds, animal.

Экскурсии на природу - классическая форма изучения окружающей среды. На экскурсиях создаются благоприятные условия для выявления эстетической ценности мира природы, ее научно-познавательного значения, формирование грамотного поведения в природной среде. Трудно понять, не выходя из класса, как живут животные и растения. Только на природе мы открываем для себя другой мир.

Ведущий метод изучения природы на экскурсиях - наблюдение. Только наблюдая за живыми растениями и животными, человек может образно представить их жизнь, почувствовать их красоту. Живая природа учит человека бесконечному поиску решений и активности. Развивается эстетическое чувство, пробуждается интерес и любовь к природе. Она обогащает наш внутренний мир и поэтому является необходимым условием развития личности [1].

В течение многих лет в учебных программах начальных классов значительное место в изучении природы отводится экскурсиям.

В начальной школе рекомендуется проводить различные экскурсии, рассчитанные на урок.

Каждая экскурсия1 имеет три этапа: подготовка экскурсии, ее проведение, обработка материалов экскурсии и использование их на последующих уроках.

Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные материалы экскурсии обсуждают в классе. Лучшие материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в классной работе.

В курсе «Окружающий мир» (автор О. Т. Поглазова) предусмотрены разнообразные задания по наблюдению природных и социальных объектов и явлений, в том числе по проведению фенологических наблюдений. Большое значение отводится выявлению изменений в природе, связанных с жизнедеятельностью человека, в том числе - в процессе непосредственных наблюдений объектов и явлений природы учащимися во время экскурсий.

Содержание программы представлено в таблице 1.

Таблица 1. Экскурсии в программе О. Т. Поглазовой по дисциплине «Окружающий мир»

Класс; тема Место и цель проведения экскурсии Наблюдения

I класс Окружающий мир и его изучение По пришкольному участку, в пришкольный уголок живой природы Наблюдения за объектами живой природы

Разнообразие и красота растений На пришкольный участок (в парк, в лес) Наблюдения за многообразием растений

Разнообразие и красота животных В зоологический музей, в зоопарк, в цирк зверей, в зоомагазин Наблюдения за повадками животных, диких и городских птиц, за жизнью насекомых

II класс Красота и разнообразие неживой природы На природу (к берегу реки, пруда, к холму) Домашнее наблюдение звездного неба и созвездий, за Луной; наблюдения за Солнцем, облаками, небом

Человек-творец К достопримечательностям города, в Наблюдения за ближайшими

1 При проведении экскурсии важно обратить внимание на одежду и обувь учащихся, побеседовать на тему, какая одежда и обувь наиболее соответствуют погодным условиям. Детей могут сопровождать кроме учителя 1-2 родителя. Не следует придерживаться жесткой дисциплины во время экскурсии. Дети идут свободно, общаясь между собой,

высказывая свои впечатления.

исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей объектами городского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки; наблюдения за источником загрязнением своего двора, своей улицы

Красота и симметрия в окружающем мире По городу, в парк, музей архитектуры, в старинную усадьбу Наблюдения за домашним обиходом, городских сооружений, парковых ансамблей с целью выявления симметричных узоров

III класс Осенние изменения в природе и в жизни человека В лес (в парк, к водоему) Наблюдения за осенними изменениями в природе и сбора природного материала для поделок; ведение дневника наблюдений за природой

Почва и ее роль в природе По городу (селу) для выявления источников загрязнения воздуха, воды, почвы Наблюдения за изменениями состояния почвы

Зимние изменения в природе и жизни человека В зимний лес (в парк, на пришкольный участок) С целью наблюдения состояния природы в начале и в конце зимы; ведение дневника наблюдений за природой

Дерево в жизни человека В зимний лес (в парк, на пришкольный участок) Наблюдения изменений в жизни деревьев; исследования спилов

Весна - утро года На пришкольный участок (в парк, в лес) Наблюдения первых признаков весны

Жизнь цветкового растения На пришкольный участок (в парк, в лес) Наблюдения за распусканием почек, за развитием цветкового растения (фасоли или гороха)

Удивительные превращения На пришкольный участок (в парк, в лес); в зоологический музей Продолжение наблюдений за развитием цветкового растения (фасоли или гороха); наблюдения за цветением трав и опылением деревьев

IV класс Организм человека В кабинет биологии (в палеонтологический музей) Наблюдения за работой своих мышц; измерение пульса и наблюдения за его изменениями; наблюдения за работой своих легких, определение объема легких

Земная поверхность и недра на географической карте В кабинет географии (в минералогический музей) Внимательное целенаправленное рассматривание горных пород и минералов

Земля - планета В зоопарк, в кабинет биологии и географии Наблюдения за разнообразием растений и животных

Природные зоны В биологический музей Наблюдения за приспособленностью растений, животных и человека к условиям природным зон

Жизнь у воды К водоему для знакомства на месте с его состоянием и источниками загрязнений Наблюдения за состоянием водоема, за растениями и животными водоема

Из прошлого в будущее родного края В краеведческий музей Наблюдения за изменениями растительного и животного мира в разные периоды времени

Мы хотели бы предложить вашему вниманию основные моменты при проведении экскурсии для учащихся 1 класса в парк птиц «Воробьи».

Парк птиц «Воробьи» — первый в России парк птиц. Расположен в Жуковском районе Калужской области близ села Воробьи на берегу реки Истьи.

Начало парку положила коллекция птиц инженера Александра Белявского и его жены Светланы. Супругами были выкуплены земли бывшего совхоза «Победа», где в июне 2005 года был открыт парк птиц.

В коллекции парка представлены более 2000 видов птиц: павлины, попугаи, пеликаны, страусы, аисты, журавли, фазаны и хищники, размещена постоянно действующая выставка домашней птицы: голубей, кур декоративных пород, гусей, уток, индюков.

Помимо птиц в парке живут амфибии: жабы и лягушки; рептилии: черепахи, ящерицы, змеи и крокодил; звери: мартышки, лемуры, кенгуру, еноты, лани, каракал, сервал и прочие животные.

Цель: закрепить знания, полученные по теме «Разнообразие и красота животных».

Задачи:

1. Обобщить знания детей о разнообразии животных.

2. Понаблюдать за группами животных и их признаками.

3. Развивать у детей наблюдательность.

4. Развивать умение анализировать и обобщать информацию, полученную в результате наблюдений.

Подготовительная работа:

Учитель до проведения экскурсии выезжает на место и определяет маршрут от школы до парка и объекты наблюдений на экскурсии. Затем учитель составляет план проведения экскурсии, где учитывает, какие объекты знакомы детям, и они сами смогут рассказать о них, а с какими объектами необходимо обязательно познакомить детей. Перед экскурсией детям можно предложить ознакомиться с художественными произведениями, которые посвящены животным и птицам, их образу жизни, что повысит заинтересованность детей в практических наблюдениях.

В ходе экскурсии уместно рассказать детям интересные факты о жизни некоторых животных. Данная информация может быть использована учителем для активации внимания детей и лучшего запоминания увиденного. По окончании экскурсии дети могут подготовить сообщения о запомнившихся птицах и животных с наглядными материалами (рисунки, поделки).

В помощь учителю при подготовке и проведении экскурсии.

Птицы и животные бывают дикими, обитающими в живой природе, и домашними, живущими рядом с человеком. Некоторых диких животных мы можем увидеть в зоопарке. Домашние животные - не менее интересные существа, чем их дикие прародители. В Парке птиц можно увидеть одно из лучших в России собраний домашней живности (современным городским детям сложно познакомиться с домашними животными - они практически не представлены в зоопарках).

Домашние птицы:

куры (можно отметить большое разнообразие выведенных пород: бойцовые, декоративные, мясные, яичные);

голуби (единственная домашняя птица, которую держат для того, чтобы любоваться полетом, причем, полетом разным. Можно сказать о том, что голуби бывают почтовые, декоративные и даже мясные);

гуси (были приручены людьми более 6.000 лет назад. Из современных пород самая древняя - китайский гусь - насчитывает 5.000 лет. Этого гуся, а также несколько великолепных русских пород гусей - тяжелых холмогорских, тульских бойцовых, севастопольских курчавых - можно увидеть в Парке птиц в любое время года).

Дикие птицы.

Дикие птицы нашей родины: водоплавающие (гуси, утки, лебеди-шипуны, пеликаны, пингвины), околоводные (аисты, знаменитые розовые фламинго, длинноногие каравайки, султанки), хищные (сокол-балобан, канюк-курганник, степной орёл, орёл-могильник, орлан), ночные хищники (есть ночные животные и, как следствие, есть охотящиеся на них ночные хищные птицы - сова, филин, неясыть, бородатая неясыть, маленькая ушастая сова, сипуха), перелётные птицы (журавли), птицы, которые остаются зимовать в наших лесах (тетерева синицы, свиристели, щеглы, чечетки, дрозды).

Экзотические птицы (уместно отметить, насколько большинство из них яркие).

Для нас экзотические животные - это те, которые не обитают на территории России. Попугаи (70 видов попугаев из Австралии, Африки, Азии, Южной и Центральной Америки - самая крупная в России коллекция) и обитатели тропических лесов - туканы, птицы-носороги и турако.

Домашние сельскохозяйственные животные: двугорбый верблюд, домашний як, овцы, козы, пони, домашняя лошадь, осёл, кролик.

Домашние декоративные животные: морская свинка, шиншилла, дегу.

Дикие животные: заяц беляк, белка, степной сурок (байбак).

Хищные животные: каракал, сервал, енот.

Животные, ведущих ночной образ жизни: ежи, галаго, лори, летучие мыши.

Список литературы, чтение которой возможно приурочить к экскурсии в парк птиц «Воробьи»:

Виталий Бианки. «Анюткина утка», «Лесные разведчики», «Мой хитрый сынишка: Тетерева в лунках».

Георгий Скребицкий. «Длиннохвостые разбойники», «В зимнюю стужу», «Воришка», «Дружба», «Белая шубка».

Михаил Пришвин. «Ребята и утята», Полянка в лесу», «Птицы под снегом», «Беличья память», «Журка», «Терентий», «Пиковая дама», «Хромка».

Евгений Чарушин. «Про зайчат», «Рябчонок», «Перепёлка», «Пунька и птицы», «Захочешь есть -говорить научишься».

Литература

1. Аквилева Г. Н., Клепинина З. А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: ВЛАДОС, 2001.

2. Школьник Ю. К. Птицы. Полная энциклопедия. - М.: Эксмо, 2010.

3. Толстой Л. Н. О животных и птицах. - М.: Малыш, 1980.

4. Бианки В. В. Кто чем поёт. - М.: Малыш, 1979.

5. ДмитриевЮ. Д. Дети всякие бывают. - М.: Малыш, 1981.

6. Тихонов А. В. Домашние животные. Энциклопедия для малышей. - М.:ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006.

7. Скребицкий Г. А. Длиннохвостые разбойники. - М.: ООО «Стрекоза», 2013.

8. Пришвин М. М. Лисичкин хлеб. - М.:ООО «Стрекоза», 2013.

9. Чарушин Е. И. Друзья. - М.: «Махаон», 2013.

10. Птицы наших лесов. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. ООО «Маленький Гений-Пресс». Отпечатано ООО «50 копеек».

11. Городские птицы. Дидактические карточки для ознакомления с окружающим миром. ООО «Маленький Гений-Пресс». Отпечатано ООО «50 копеек».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.