Научная статья на тему 'Первая биологическая станция в системе педагогического образования России'

Первая биологическая станция в системе педагогического образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
487
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ / ВЫРИЦА / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Первая биологическая станция в системе педагогического образования России»

Н. В. Андреева,

главный хранитель фондов музея истории университета

ПЕРВАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

В 2007 г. исполняется 70 лет со дня основания первой биостанции в педагогическом вузе.

Биологическая станция РГПУ им. А. И. Герцена была создана в 1937 г. для практической подготовки студентов. Располагается она в 70 км от Санкт-Петербурга в поселке Вырица на берегу реки Оредеж и занимает территорию площадью 32,5 га, из которых 15 га — пахотные земли.

Создание биостанции было вызвано стремлением повысить качество подготовки студентов-биологов к будущей педагогической работе. Специалисты осознавали значимость экскурсий в природу и приобретения будущими учителями-биологами практических умений.

В 1924—1927 гг. полевая практика проходила в Детском Селе на базе экскурсионной станции, основанной Б. Е. Райковым. Студенты работали на станции под руководством профессоров А. Е. Ферсмана, М. Н. Римского-Корсакова, В. Л. Комарова, В. Н. Любименко, Т. Т. Шенберга. После закрытия Детскосельской экскурсионной станции летняя практика в 1928-1929 гг. проводилась на Павловской экскурсионной станции, организованной в 1919 г. профессором И. И. Полянским. В 1931 и 1932 гг. институт пользовался зданиями и земельным участком детской колонии в районе Антропшино. Затем родилась идея открытия собственной станции. 8 мая 1937 г. был выбран земельный участок, расположенный за рекой Оредеж в поселке Вырица на углу Петровской набережной и Мельничного проспекта. Этот выбор был одобрен деканами естественного и географического факультетов профессорами Ф. Д Сказкиным и П. В. Гуревичем. 1 июля 1937 г. на участке начались строительные работы.

Организатором и руководителем агробиостанции становится заведующий кафедрой методики преподавания естествознания, профессор Павел Илларионович Боровицкий. Под его руководством кафедра методики преподавания естествознания стала одним из крупнейших в стране центров подготовки учителей-биологов. Павел Илларионович был поглощен идеей создания станции, не жалея своих сил, принимал личное активное участие в работах по возведению станции: корчевал пни, прокладывал дороги, копал канавы, возил в рюкзаке плодородную землю, привозил древесные породы, сеянцы плодовых и ягодных пород, редкие декоративные и комнатные растения, закладывал дендрологический сад.

В начале сентября в Вырице впервые проходила практика студентов географического факультета. 24 ноября в окрестностях биостанции была проведена первая экскурсия студентов-биологов под руководством П. И. Боровицкого. 3 декабря 1937 г. П. И. Боровицкий был официально назначен заведующим биостанцией. Регулярные занятия больших потоков студентов начались с 31 мая 1938 г., когда завершилось возведение основных жилых, учебных и хозяйственных построек. Полевая практика по зоологии, генетике, ботанике и другим предметам биологического цикла вошла в качестве важного звена в подготовку учителя биологии.

В 1938 г. был утвержден совет биостанции, в состав которого вошли известные ученые: П. И. Боровицкий, Ф. Д. Сказкин, Ю. К. Круберг, Ю. И. Полянский, А. А. Стрелков и др. Они стояли у истоков создания станции и отдали много сил для ее развития.

Во времена основания агробиостанции на ее территории были топь и болото. В первые годы ее существования студенты в выходные дни приезжали на станцию, чтобы корчевать деревья, осушать почву, убирать камни, копать пруды, производить посадку декоративных и плодово-ягодных растений. На территории станции были построены здания общежитий и учебных лабораторий, обустроены теплица, парники, систематический участок с альпийской горкой. Профессором Федором Даниловичем Сказкиным в 1939 г. была организована специальная научно-исследовательская лаборатория по физиологии растений. Ф. Д. Сказкин впервые ввел в педагогических институтах летнюю полевую практику по физиологии растений. На основе этого нововведения было положено начало практики по физиологии растений не только во всех педагогических институтах, но и в сельскохозяйственных и лесоводческих вузах страны. В этом же году под руководством Павла Федоровича Винниченко был заложен зоологический отдел пришкольного участка. На территории были развешены птичьи домики, кормушки, увеличилось число обитателей живого уголка. Это дало возможность студентам ежегодно проводить наблюдения за птицами, наблюдать за повадками ворон, сорок, кукушек, кроликов, морских свинок, белых крыс, зайцев, лисиц, хорьков и ставить опыты по их приручению.

Таким образом, биостанция обеспечивала практическое изучение ряда разделов ботаники, зоологии, общей биологии в пригородных условиях. Студенты обучались методам постановки опытов, знакомились с организацией пришкольных участков и с элементами агрономии (обработка почвы, посев, уход за растениями, работа в парниках). Позднее на станции был организован краеведческий музей.

В 1940-х гг. был создан кабинет гидрологии и метеорологии, организована метеорологическая станция. Юлий Карлович Круберг заложил заповедник, в котором начались регулярные наблюдения. Студентами тщательно изучалась флора заповедника, составлялся гербарий, впервые были заложены дарвиновские площадки. К

Первая биологическая станция в системе педагогического образования России

этому времени был создан коллекционный отдел показательного школьного учебно-опытного участка, где были подобраны основные зерновые, технические и овощные культуры.

Из года в год совершенствовалась методика организации полевой практики. В этом направлении много работал Василий Александрович Матисен. Он уделял большое внимание методике проведения экскурсий в природу, которые ежегодно организовывал, — на луг, в лес, пахотное поле, на огород, в ягодный и плодовый сад, на пришкольный участок агробиостанции. Еще до войны он занимался организацией пришкольного и животноводческого участков.

Со временем менялось содержание практики. Основное место заняла практика на пришкольном участке, экскурсии и практические работы по основам сельского хозяйства.

На биостанции были организованы практические занятия для детей из окрестных пионерлагерей. Этой работой руководили студенты, что было важным для формирования педагогических навыков. Здесь же проходила заготовка учебного материала для практических занятий по ботанике и зоологии, который и сейчас используется в учебном процессе.

Весной и в начале лета 1941 г. работа на биостанции шла своим чередом. С началом войны практика постепенно приостановилась, и 12 июля биостанцию покинули последние студенты. П. И. Боровицкий ушел в народное ополчение, но постоянно интересовался делами кафедры и биостанции в Вырице. П. Ф. Винниченко и Ф. Д Сказ-кин по возможности посылали П. И. Боровицкому письма, информируя о событиях, происходящих в институте и на биостанции. В июле — начале августа 1941 г. сотрудники кафедры собирали мох сфагнум, который использовался в перевязочных целях. Было заготовлено 64 кг чистого сухого мха. В сентябре Вырица была занята фашистами. В бывшем преподавательском корпусе располагалась тогда немецкая комендатура. Во время войны агро-биостанции был нанесен значительный ущерб. Были уничтожены библиотека, все оборудование лабораторий, общежитие, материалы краеведческого музея, гербарий, коллекции, пострадали постройки и древесные насаждения. Но основные здания уцелели и используются сегодня. После освобождения Вырицы в январе 1944 г. преподаватели и весь персонал станции взялись за ее восстановление, и к лету 1945 г. станция была в значительной мере восстановлена. Большая роль в этом принадлежит супруге Павла Илларионовича Боровицкого, Альме Альфонсов-не Боровицкой, которая в марте 1945 г. была приглашена на должность заведующей станцией. В конце 1945 г. с фронта вернулся П. И. Боровицкий и принял непосредственное участие в дальнейшем укреплении и развитии биостанции.

С 1949 г. по примеру и образцу агробиостанции ЛГПИ им. А. И. Герцена стали создаваться подобные станции и в других педагогических институтах.

В 1950 г. заведующим станцией была назначена Валентина Михайловна Панова, которая продолжила работу по благоустройству станции. Были сооружены новые хозяйственные и жилые постройки, расширен парк сельскохозяйственных машин, проведен водопровод.

После войны возобновились научно-исследовательская работа студентов, экскурсии. Каждое лето проводилось несколько сот экскурсий. Ежегодно стали осуществляться практические занятия с учителями. Биостанция стала центром методической работы с учителями города и области. На станции проводились выездные сессии работников педагогических вузов. Так, в 1961 г. в конференции приняли участие 80 преподавателей методики естествознания и основ сельского хозяйства педагогических вузов страны.

Со дня основания сотрудники биостанции и преподаватели положили много сил на ее развитие и совершенствование. К 1960-м гг. учебно-опытное хозяйство биостанции процветало. На территории биостанции располагались многочисленные клетки, вольеры, оранжереи, аквариумы и крольчатники. Станция была населена живыми экспонатами, по которым изучали наследственные признаки, акклиматизацию. Много сил и энергии отдала созданию коллекции животных Изабелла Львовна Скворцова. На биостанции выводились редчайшие породы кур, уток, гусей и кроликов. Животными, выращенными на биостанции, снабжались все юннатские станции, школы, детские сады Ленинграда и области. Создавать и сохранять коллекцию помогал ректор института Александр Дмитриевич Боборыкин. Приезжая на станцию каждую субботу и воскресенье, ректор работал с коллекцией (следил за ростом и развитием молодняка, выбраковывал экземпляры, не соответствующие породе). Его энтузиазм и поддержка помогли в создании уникальной коллекции редчайших пород птиц и кроликов. Ферма выступала в роли прекрасной школы генетики, студенты проводили здесь экскурсии для школьников. В наши дни кроликоферма Герценовской биостанции содержит семь ценнейших пород, с которыми проводится селекционно-генетическая работа по обеспечению длительной сохранности их наследственных задатков и породных признаков.

На биостанции было широко представлено и разнообразие растительного мира. Впечатляя-ло обилие культурных и диких растений, выращиваемых на полях, в оранжереях. В 1980-е гг. учеб-ная деятельность и научная работа получили четко выраженную экологическую направленность. Профессором Ириной Николаевной Пономаревой был создан отдел экологии. В период практики на первом и втором курсах студенты получают практические знания в области местной фауны и флоры, первоначальные навыки постановки простейших экспериментов и наблюдений над животными и растениями, навыки по сбору и консервированию ботанических и зоологических объектов и составлению разнообразных коллекций. На третьем курсе студенты приобретают практические знания по основам сельского хозяйства и физиологии растений, на четвертом —

знакомятся с организацией школьного учебно-опытного участка, ставят основные школьные опыты с животными и растениями.

Летняя полевая практика по методике естествознания всегда имела и имеет профессионально-педагогическую направленность: студенты выступают в роли учителя, руководителя практической работой учащихся, проводят экскурсии с учащимися.

Методическая практика в равной степени обеспечивает подготовку студентов к практической работе с учащимися по ботанике, зоологии и курсу общей биологии.

Существенную помощь в проведении практики оказывают учебные пособия. Участвуя в проведении полевой практики студентов на агробиостанции в Вырице, Е. М. Хейсин написал «Краткий определитель пресноводной фауны» (1951). Этот определитель стал незаменимым пособием при изучении водной фауны на полевой практике по учебной программе курса зоологии беспозвоночных. Под руководством Ф. Д. Сказкина были составлены и опубликованы основные практикумы по всем разделам ботаники. Им написаны пособия «Летние практические занятия по физиологии растений» (1951), «Практикум по физиологии растений» (1953, 1958). Т. Н. Гордеева, С. Ф. Завалишина,

Ю. К. Круберг создали пособие «Летняя полевая практика по ботанике» (1954). Т. Н. Гордеева, Ю. К. Круберг, В. В. Письяукова стали авторами пособия «Практический курс систематики растений» (1953). Эти работы были переведены на китайский, чешский, болгарский, монгольский языки и получили широкое распространение.

В 1976 г. по инициативе декана факультета биологии И. Н. Пономаревой на биостанции вводится сезонная полевая практика по зоологии беспозвоночных. Для этой важной в подготовке учителя практики были составлены новые программы. В соответствии с учебным планом проводилась сезонная полевая практика по курсу зоологии (К. М. Суханова, Д. В. Романов, Е. М. Замосковский, Н. С. Серпокрыл, И. В. Покровская) и по курсу ботаники (Л. К. Шабес, И. Н. Дроздова, Л. М. Клейменова). При активном участии П. Я. Шварцмана в учебный процесс введена полевая практика по курсу генетики. В помощь студентам написана книга «Полевая практика по генетике с основами селекции» (П. Я. Шварцман, 1986). В течение 1980-х гг. начались и ведутся до сих пор исследования фауны перепончатокрылых насекомых (пчелы, шмели, осы). П. С. Горбунов организовал на территории биостанции пчелиную и шмелиную пасеки.

Агробиостанция со времени ее основания претерпела существенные изменения, однако и в наши дни ее существование преследует те же цели, что были актуальны и в годы ее создания, а это прежде всего практическая подготовка студентов. В современных условиях биостанция продолжает выполнять свои основные функции как научная, учебно-методическая и спортивно-оздоровительная база факультета биологии и института естествознания. Причем, в последние годы роль биологической станции как научного и учебно-методического центра значительно возросла. Это связано с совершенствованием образовательных программ и экологизацией образования.

Ежегодно на биостанции в первых числах сентября проводится церемония посвящения в студенты первокурсников факультета биологии, института естествознания и управления.

На полевой практике студенты обучаются навыкам проведения фенологических наблюдений, подготовки и проведения экскурсий в природу со школьниками, проводят учебно-исследовательскую работу, способствующую повышению их профессиональной компетенции. Большая работа осуществляется на агробиостанции с учащимися и преподавателями школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области: за лето ее посещают более 5000 человек.

Помимо учебно-исследовательской, организована и спортивно-оздоровительная деятельность студентов. После занятий студентам некогда скучать: их ждут площадки для игры в настольный теннис, баскетбол, бадминтон и футбол. Ежегодный волейбольный турнир между командами разных курсов стал традицией. Таким образом, на биостанции усилиями организаторов полевой практики и сотрудников биостанции сочетаются учеба и отдых. Насыщенная жизнь студентов на полевой практике в Вырице оставляет у них неизгладимые впечатления и запоминается навсегда.

Со времени создания и по сегодняшний день биостанция является неотъемлемым звеном в образовательном процессе при обучении методике биологии.

Хочется верить, что, несмотря на трудности, биостанция останется надежной научной и учебной базой, какой ее видели основатели и создавали предшествующие поколения герценовцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.