Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
318
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УРОК МАТЕМАТИКИ / ПЕРЕВЁРНУТЫЙ КЛАСС / РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попова Алена Михайловна, Кузьмина Тамара Дмитриевна

Актуальность применения технологии смешанного обучения показала сложная эпидемиологическая обстановка, во время которой цифровые технологии стали связующим звеном между участниками образовательного процесса. В данной статье рассматриваются вопросы понятия смешанного обучения и возможности его реализации в процессе обучения математике в школе. Проанализированы основные модели смешанного обучения. Представлены примеры использования моделей смешанного обучения на уроках математики в 9 классе общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MIXED LEARNING MODELS IN MATHEMATICS LESSONS

The relevance of the application of blended learning technology was shown by the difficult epidemiological situation, during which digital technologies became a link between the participants in the educational process. This article discusses the issues of the concept of blended learning and the possibility of its implementation in the process of teaching mathematics at school. The main models of blended learning are analyzed. Examples of the use of blended learning models in mathematics lessons in the 9th grade of a general education school are presented.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

12. Попова, В.И. Текст как ценностно-смысловая доминанта воспитания обучающихся // Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка : материалы междунар. науч.-практ. конф. / науч. ред. А. Д. Дейкина. - М.: МШУ, 2019. С. 176-181.

13. Попова, В.И. Ценностно-смысловая коммуникация, или Как достичь взаимопонимания в воспитательной деятельности педагога / В.И. Попова // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология : сб. науч. тр. Ялта : РИО ГПА, 2019. Вып. 63, ч. 3. С. 114-116.

14. Петрунина, М.А.Формирование социальной активности обучающихся:учебное пособие / М.А. Петрунина. -Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 50 с.

15. Селиванова, Н.Л. Воспитательное пространство вуза в личностном и профессиональном становлении студента / Н.Л. Селиванова, Н.А. Баранова, М.В. Шакурова,А.Е. Баранов. - М. : ФГБНУ ИСРО РАО, 2017. -192 с.

16. Сметанина, С.И. Медиа-текст в системе культуры (динамические процессы в языке и стиле журналистики конца ХХвека). СПб., 2002.

17. Троицкий, В.Ю. Словесность в школе: Кн. для преподават. русской филологии / В.Ю. Троицкий. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

18. Чуланова, Н. А. Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной организации посредством урочной и внеурочной работы с текстовой информацией / Н.А. Чуланова // Вектор науки ТГУ. Сер. Педагогика, психология. 2017. - № 2 (29). - С. 65-70.

19. Щуркова, Н.Е. Горизонт воспитания / Н.Е. Щуркова. - М. : Изд-во ИТРК, 2018. - 160 с.

Педагогика

УДК 372.851

кандидат физико-математических наук, доцент Попова Алена Михайловна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); магистрант Кузьмина Тамара Дмитриевна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Актуальность применения технологии смешанного обучения показала сложная эпидемиологическая обстановка, во время которой цифровые технологии стали связующим звеном между участниками образовательного процесса. В данной статье рассматриваются вопросы понятия смешанного обучения и возможности его реализации в процессе обучения математике в школе. Проанализированы основные модели смешанного обучения. Представлены примеры использования моделей смешанного обучения на уроках математики в 9 классе общеобразовательной школы.

Ключевые слова: смешанное обучение, урок математики, перевёрнутый класс, ротация станций.

Annоtation. The relevance of the application of blended learning technology was shown by the difficult epidemiological situation, during which digital technologies became a link between the participants in the educational process. This article discusses the issues of the concept of blended learning and the possibility of its implementation in the process of teaching mathematics at school. The main models of blended learning are analyzed. Examples of the use of blended learning models in mathematics lessons in the 9th grade of a general education school are presented.

Key words: blended learning, math lesson, flipped classroom, station rotation.

Введение. Во всех сферах современной жизни все очень быстро меняется, так же и в образовании. Поэтому обязательно требуется изменение форм, технологий, способов обучения. И обучающиеся стали все больше стремиться к получению знаний с минимальными временными затратами. Так как сейчас цифровые технологии стали больше применяться в обучении, традиционная форма обучения сочетаясь с элементами электронного обучения меняет традиционные формы и методы.

В наше время учителям необходимо применять новые образовательные технологии. Одним из новых технологий является смешанное обучение. Актуальность применения технологии смешанного обучения показала сложная эпидемиологическая обстановка, цифровые технологии стали связующим звеном между участниками образовательного процесса. Отличие данной технологии - это совокупность дистанционного и очного обучений, которые в наше время одинаково необходимы в учебном процессе. Андреева Н.В. определяет понятие смешанного обучения как «образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля обучающимся пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн» [11.

Изложение основного материала статьи. Вопросам реализации технологии смешанного обучения посвящены научные и практические работы российских учёных Т.П. Фисенко, Т.В. Долговой, М.В. Дербуш, Е.Б. Лученковой, И.А. Нагаевой. Разберем некоторые модели смешанного обучения, которые активно применяются в зарубежной и российской практике. В этих моделях есть свои особенности и отличия, которые вызывают интерес учителей и обучающихся.

Наиболее популярная модель - перевёрнутый класс. Эта модель состоит из двух частей: в первой части входит домашняя работа, при выполнении которой обучающиеся должны самостоятельно открыть новые знания, изучить новую тему, во второй части очная форма обучения в классе [21. На домашнем задании обучающимся выдается инструкция, в которой подробно записаны шаги выполнения задания в электронных образовательных ресурсах. Обучающиеся могут выполнить в удобное им время, могут контролировать скорость выполнения и количество повторов. Во второй части, на уроке идёт закрепление изученных дома новых материалов, в рамках которого решают практико-ориентированные задачи, создают мини-проекты, проходят квесты и т.д.

Не менее распространённая модель - ротация станций (смена рабочих зон). Учитель делит обучающихся на группы, которые должны перемещаться по станциям, и в каждом из них предлагаются разные задания. Обычно организуют три станции: первая станция - работа с учителем, вторая станция - проектная работа, третья станция - онлайн обучение [31. Группы в течение урока должны побывать во всех станциях. Чтобы реализовать эту модель требуется наличие компьютера или планшета обучающимся станции онлайн обучения.

Следующая модель - ротация лабораторий. В этой модели многое похоже на предыдущие две модели. Схожесть с моделью перевёрнутый класс в том, что изучить новую тему обучающиеся могут самостоятельно в классе с помощью электронных образовательных ресурсов. С моделью ротация станций совпадение будет со станцией онлайн обучения - в течение первого урока одна станция, следующий урок другая станция (лаборатория), где обучающиеся работают в онлайн среде, углубляя свои знания или закрепляя их с учетом своего темпа работы и уровню знаний [5]. Приведем примеры реализации смешанного обучения на уроках математики в 9 классе. Пример 1. Технология: смешанное обучение, модель «перевернутый класс». Тема: Правильный многоугольник Тип урока: Урок открытия новых знаний Предварительное домашнее задание:

Посмотрите видеоролик, запишите в тетрадь формулу вычисления угла правильного многоугольника, суммы углов правильного многоугольника, теорему об окружности, вписанной в правильный многоугольник и его доказательство. https://resh.edu.ru/subject/lesson/2037/st ай/ [4]

Закрепите материал с помощью тренажёров.

Проверьте знания с помощью. https://www.yaklass.ru [6]

После такой домашней работы на уроке должны выполняться задания продуктивного характера. Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

Выяснение готовности обучающихся к усвоению темы; активизация знаний обучающихся, необходимых для изучения нового материала.

Фронтальный опрос:

- Какие геометрические фигуры нами уже изучены?

- Каковы их элементы?

- Какая фигура называется многоугольником?

- Перечислите виды многоугольников.

- Что такое периметр многоугольника?

- Какой треугольник называется правильным? Почему?

- Является ли правильным четырехугольником прямоугольник, ромб, квадрат? Почему?

3. Первичное усвоение и закрепление материала.

4. Работа в группах (по 3-4 человека).

Задача. Найдите угол правильного двенадцатиугольника; и-угольника?

№ 1081 (б, д), № 1083 (в, г) с учебника геометрии 7-9 класс Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.

5. Исследовательская работа.

Задача. Из каких правильных многоугольников одного вида можно выложить паркет?

6. Рефлексия.

Пример 2. Технология: смешанное обучение, модель «ротация станций». Тема: Площадь круга и кругового сектора. Тип урока: Урок открытия нового знания. Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель делит на группы и раздаёт маршрутные листы: Группа №1:

Группа №2:

Группа №3:

2. Освоение нового материала. Группа №1. Станция 1: объяснение нового материала учителем.

Группа №2. Станция 2: индивидуальная работа на с использованием электронного образовательного ресурса resh.edu.ru (https://resh.edu.ru/subject/lesson/2514/start/) [4], и заполнение опорного конспекта. Группа №3. Станция 3: групповая исследовательская работа.

Задания. Найти площадь закрашенной части, зная, что площадь всего круга равна 24.

1) 2) 3)

120° А 65°

1 Ш\

Вывести формулу площади сектора, если площадь круга S=пr2. 3. Тренировка.

Группа №1. Станция 2: индивидуальная работа с использованием электронного образовательного ресурса resh.edu.ru (https://resh.edu.ru/subject/lesson/2514/start/) [4], и выполнение тренировочных задач.

Группа №2. Станция 3: групповая работа при решении практико-ориентированных задач.

Задача 1. Сарыал решил построить теплицу длиной 5 м, основание которого является прямоугольником. Для каркаса Сарыал заказал пластиковые дуги в виде полуокружности, длина каждой равна 5,1 м, и поликарбонат для укрытия. Сколько м2 поликарбоната необходимо приобрести, если в магазине отпускают целыми квадратными метрами.

Задача 2. Вода поступает через две трубы с диаметрами 1400 мм и 4800 мм соответственно. Из-за протечки обеих труб решили заменить на одну трубу, пропускающей тот же объем воды, т.е. площадь поперечного сечения которой равна сумме площадей поперечных сечений двух данных. Какого диаметра трубу нужно приобрести на замену?

Группа №3. Закрепление с учителем.

4. Закрепление.

Группа №1. Станция 3: групповая работа при решении практико-ориентированных задач

Задача 1. Сарыал решил построить теплицу длиной 5 м, основание которого является прямоугольником. Для каркаса Сарыал заказал пластиковые дуги в виде полуокружности, длина каждой равна 5,1 м, и поликарбонат для укрытия. Сколько м2 поликарбоната необходимо приобрести, если в магазине отпускают целыми квадратными метрами.

Задача 2. Вода поступает через две трубы с диаметрами 1400 мм и 4800 мм соответственно. Из-за протечки обеих труб решили заменить на одну трубу, пропускающей тот же объем воды, т.е. площадь поперечного сечения которой равна сумме площадей поперечных сечений двух данных. Какого диаметра трубу нужно приобрести на замену?

Группа №2. Станция 1: фронтальная работа с учителем - обсуждение и заполнение опорного конспекта.

Группа №3. Станция 2: индивидуальная работа с использованием электронного образовательного ресурса resh.edu.ru ((https://resh.edu.ru/subject/lesson/2514/start/) [4], и выполнение тренировочных задач.

Рассмотренные выше модели нетрудно реализовать на уроках. Необходимо, чтобы в кабинетах были компьютеры, планшеты.

Для проверки эффективности реализации технологии смешанного обучения проведён педагогический эксперимент в МОБУ «СОШ №5 им. Н.О. Кривошапкина» г. Якутска. В качестве экспериментальной группы выбран 9 «б» класс, контрольная группа - 9 «а».

Для оценки различий между двумя классами было проведено сравнение годовых оценок за 8 класс контрольного и экспериментального классов по одностороннему критерию Вилкоксона-Манна-Уитни.

Эмпирическое значение критерия: Um=352, критическое значение: Um(0,05) =338, Um(0,01) =292. Так как Um < (338<352) - принимаем нулевую гипотезу с вероятностью 95%; то есть различия в уровнях выборок можно считать не существенными.

На формирующем этапе экспериментальной работы в экспериментальном классе обучение проводилось с использованием смешанного обучения, в контрольной - с применением традиционных методик обучения. По результатам наблюдения за деятельностью обучающихся во время проведенных уроков устанавилось, что смешанное обучение обучающиеся вопринимают с наибольшим интересом, чем традиционное.

Для диагностики результатов обучения использована диагностика определения уровня обученности по методике П.И. Третьякова. Гипотеза об отсутствии различий в состоянии проверяемых знаний обучающихся двух классов проверена по критерию Манна-Уитни Um (0,05) > U^ (338>325.5) - отвергаем нулевую гипотезу, принимаем альтернативную о том, что различие результатов диагностики существенное вероятностью 95%. Принятие этой гипотезы означает, что анализ экспериментальных данных позволяет сделать вывод о том, что уровень обученности экспериментального класса, которые обучались с использованием смешанного обучения не хуже уровня обученности контрольного класса.

Выводы. Смешанное обучение позволяет изменить образовательный процесс и выводит в первый план совместную деятельность обучающегося и учителя. Применение технологии смешанного обучения повышает мотивацию обучающихся, содействует эффективному формированию универсальных учебных действий, экономии времени для объяснения новой темы, при этом уделяется больше времени на практические задания. Все эти факторы в комплексе влияют на улучшение качества обучения.

Литература:

1. Андреева, Н.В. Шаг школы в смешанное обучение / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов; под ред. З.Ю. Смирновой. - М.: Рыбаков Фонд, 2016. - 282 с.

2. Блинов, В.И. Модели смешанного обучения: организационно-дидактическая типология / В.И. Блинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев // Педагогика высшей школы. - 2021. - №5. - С. 44-64.

3. Любомирская, Н.В. Смешанное обучение как механизм формирования навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся / Н.В. Любомирская, Е.Л. Рудик, Т.Е. Хоченкова // Исследователь, 2019. - №3. - C. 165-180.

4. РЭШ: государственная образовательная платформа «Российская электронная школа»: сайт. - Москва, 2016. - URL: https://resh.edu.ru (дата обращения: 06.06.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

5. Хорн, М. Смешанное обучение: использование прорывных инноваций для улучшения школьного образования / М. Хорн, Х. Стейкер. - Калифорния: Jossey-Bass, 2015. - 343 с.

6. ЯКласс: цифровой образовательный ресурс для школ: сайт. - Москва, 2014. - URL: https://www.yaklass.ru (дата обращения: 06.06.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.