Научная статья на тему 'СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ'

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОДЕЛЬ РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ / МОДЕЛЬ РОТАЦИЯ ЛАБОРАТОРИЙ / МОДЕЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РОТАЦИИ / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС И ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГИБКАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛЬ А-ЛЯ-КАРТ / РАСШИРЕННАЯ ВИРТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афзалова Альфия Николаевна

Статья посвящена актуальной проблеме смешанного обучения. Автором рассмотрены особенности и преимущества такого обучения как для студентов, так и для преподавателей вуза в целом, показаны возможности использования моделей смешанного обучения в рамках образовательного процесса вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIXED EDUCATION AT THE UNIVERSITY

The article is devoted to the topical problem of blended learning. The author considers the features and advantages of such training both for students and teachers of the university as a whole, shows the possibilities of using blended learning models within the educational process of the university.

Текст научной работы на тему «СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Афзалова Альфия Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Казань), Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (г. Казань)

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме смешанного обучения. Автором рассмотрены особенности и преимущества такого обучения как для студентов, так и для преподавателей вуза в целом, показаны возможности использования моделей смешанного обучения в рамках образовательного процесса вуза.

Ключевые слова: смешанное обучение, модели смешанного обучения, образовательные технологии, модель ротация станций, модель ротация лабораторий, модель индивидуальной ротации, перевернутый класс и перевернутое обучение, гибкая модель, модель А-ля-карт, расширенная виртуальная модель.

Annotation. The article is devoted to the topical problem of blended learning. The author considers the features and advantages of such training both for students and teachers of the university as a whole, shows the possibilities of using blended learning models within the educational process of the university.

Keywords: blended learning, blended learning models, educational technologies, station rotation model, laboratory rotation model, individual rotation model, inverted classroom and inverted learning, flexible model, A la carte model, extended virtual model.

Введение. Смешанное обучение стало одной из форм образовательного процесса. Его внедрение произошло вынужденно, как результат пандемии, поэтому зачастую использовались не самые эффективные формы, простое сочетание онлайн и оффлайн обучения. Феномен смешанного обучения уходит своими корнями в онлайн-обучение и представляет собой фундаментальный сдвиг в обучении, который может быть оптимизирован для отдельного конкретного учащегося. Под смешанным обучением мы будем понимать три основные части описанные ниже.

Во-первых, смешанное обучение-это любая программа формального образования, в рамках которой обучающиеся учатся, по крайней мере частично, с помощью онлайн-обучения, с некоторым элементом контроля над своим временем, местом изучения дисциплины, выбором тем и темпа освоения материала.

Решающим значением для определения понятия смешанное обучение имеет "онлайн-обучение с некоторым элементом контроля самих обучающихся где изучать материал, как, сколько и в каком темпе". Во всех программах смешанного обучения в вузе студенты самостоятельно изучают часть дисциплины дистанционно с использованием Интернет технологий. Некоторый элемент контроля учащимися темпа, времени и места изучения материала имеет решающее значение, в противном случае смешанное обучение ничем не отличается от того как преподаватель проводит занятие в аудитории с помощью информационных технологий, например, используя электронною доску и компьютеры. Технология, используемая для онлайн-обучения, должна каким-то образом передать содержание и инструкции под контроль обучающегося, чтобы это можно было квалифицировать как смешанное обучение с точки зрения самого студента, а не просто использование цифровых инструментов с точки зрения преподавателя. Это может быть просто контроль темпа, возможность для студентов делать паузу, возвращаться назад к контенту или продвигаться вперед для изучения новой темы.

Вторая часть определения понятия смешанное обучение заключается в том, что студенты учатся, по крайней мере частично в аудитории, а остальную часть «дома».

Третья часть определения смешанного обучения заключается в том, что условия обучения online и offline каждого студента в рамках курса связаны между собой для обеспечения комплексного опыта обучения. Это означает что, если студенты изучают, например, информатику смешанным способом, онлайн-компоненты и компоненты "лицом к лицу" работают вместе, чтобы обеспечить интегрированный курс. Противоположностью этому было бы то, что студенты изучают некоторые темы онлайн, а затем возвращаются в аудиторию, чтобы повторить их на практическом занятии. Чтобы предотвратить отсутствие координации, большинство программ смешанного обучения используют компьютерную систему данных для отслеживания успеваемости каждого обучающегося и пытаются подобрать способ, который синхронизирует работу online и offline соответствующему уровню полученных знаний студентом и теме его изучения. Ключевая идея заключается в том, что смешанное обучение включает в себя фактическое "смешение" любых форматов изучения, используемых в ходе обучения.

Изложение основного материала статьи. Давайте рассмотрим работу преподавателя в гипотетической ситуации, чтобы понять, является ли его метод преподавания примером смешанного обучения.

Преподаватель разместил все свои лекции и практические задания в Интернете, например, в Moodle, чтобы студенты могли получить к ним доступ как дома, так и в учебном заведении. На занятии преподаватель объяснила тему изучения, после которой обучающиеся стали выполнять задания используя документы Google, где каждый из них выполнял практическое задание. В течение этого времени преподаватель находится рядом, контролирует выполнение задания, и отвечает на любые возникающие вопросы.

Использует ли преподаватель смешанное обучение? Нет. Давайте разберемся, почему:

- размещая все материалы в Интернете, преподаватель использует Интернет просто для размещения информации, а не для управления доставкой контента или инструкций;

- индивидуальный подход не является синонимом смешанного обучения, поскольку он не подразумевает изменения в организации обучения или элемента контроля над учащимися. Хотя оснащение всех учащихся устройствами может быть важным компонентом создания программы смешанного обучения, при неправильной реализации сами устройства могут быть легко использованы для поддержки традиционного обучения;

- все студенты используют в аудитории персональные компьютеры для чтения и записи информации, но они перемещаются по контенту как единая группа, делая одно и то же в одно и то же время без какого-либо элемента контроля над временем, местом, путем или темпом обучения;

- использование документов Google для выполнения задания студентами ничем не отличается от того, как если бы они выполняли задание в тетради или на стационарном компьютере используя офисный пакет приложений Microsoft Office.

Проведение занятий с использованием информационных технологий не является смешанным. Да, на занятиях используются электронные доски, цифровые учебники, видеофайлы, документы Google, виртуальная реальность и так далее, эти инструменты могут улучшить учебный процесс, но не поменяют обучение в корне таким образом, чтобы дать студентам некоторый элемент контроля над своим обучением.

Понимая смешанное обучение как модель предоставления учебных материалов, которая дает студентам некоторый элемент контроля над своим обучением, и используя возможности персонализации, которые могут обеспечить смешанное обучение, преподаватели смогут начать использовать практику смешанного обучения в своем учебном процессе.

Современные аудиторные занятия сильно дифференцированы. Любой преподаватель не сможет объяснить, почему некоторые студенты учатся быстрее, чем другие, и почему разные студенты нуждаются в разных видах поддержки, чтобы добиться успеха. В настоящее время можно предложить обучающимся самостоятельно изучать лекции и выполнять практические задания с помощью видеороликов, созданных преподавателями, чтобы они изучали материал дисциплины своим собственным темпом, в то время как преподаватели, встречаясь с ними в аудитории, оказывали бы целевую поддержку. Дифференциация становится самой сутью обучения.

Поскольку преподаватели требуют, чтобы студенты демонстрировали мастерство каждого последующего навыка, чтобы перейти к следующему, они всегда точно знают, насколько далеко продвинулись обучающийся, изучая темы дисциплины. Если студент отстает, преподаватель увидит это и отреагирует, если обучающийся впереди и нуждается в дополнительной задаче, преподаватель так же будет знать об этом и готов дать задание для пройденного вперед материала. Преподаватели на своих занятиях принимают решения, основываясь на том, где на самом деле находятся их обучающиеся изучая материал и что каждому из них нужно изучать дальше.

В ходе нашего исследования мы заметили, что многие преподаватели обращаются к смешанному обучению как к средству, позволяющему индивидуализировать обучение для студентов. Смешанное обучение позволяет достичь этого, предоставляя обучающимся некоторый элемент контроля над временем, местом, или темпом их обучения путем интеграции онлайн и очного обучения, которые происходят, по крайней мере частично. Но даже с благими намерениями, намереваясь "смешать" обучение, педагоги должны учитывать, на решение какой проблемы направлена их инициатива. Только после того, как преподаватель определит проблему (проблемы), которую он пытаетесь решить, станет ясно, какой план реализации (или модель смешанного обучения) будет использоваться в учебном процессе вуза.

Мы можем различить два типа проблем, каждая из которых предполагает свой собственный подход к инновационным решениям (т.е. смешанное обучение).

Первая проблема заключается в том, что смешанное обучение лучше всего подходит для поддержания инноваций, которые направлены на решение проблем путем улучшения того, что в настоящее время предлагается студентам, например, принятия новой адаптивной учебной программы для повышения уровня владения, например, освоение тем по дисциплине «Основы медицинских знаний» и выполнение практических заданий самостоятельно в системе Moodle. Зачет по этой дисциплине сдается очно, где студенты отвечают на вопросы преподавателя, но при этом каждый студент изучает данную дисциплину и выполняет практические задания в своем темпе, а сдаёт эту дисциплину по расписанию, непосредственно в вузе.

Вторая проблема заключается в невозможности изучения дисциплины или большинства тем на очных занятиях в вузе. Например, факультатив не является обязательной дисциплиной в вузе и его не всегда хотят изучать все студенты в группе, поэтому изучение факультатива можно вынести в online, а результаты прохождения курса зачесть по желанию студента. Студенты спортсмены часто бывают на сборах и многие темы по дисциплинам они могут изучать дистанционно, а когда приедут со сборов или соревнований смогут продолжить работу с группой. Так же есть студенты, которые пропустили много занятий и им надо освоить пропущенный материал и выполнить задания. Решение таких проблем - это возможность выйти за рамки традиционной модели с помощью инноваций, которые создают новый доступ к данному продукту или услуге.

Смешанное обучение формируется различными способами с помощью семи основных моделей:

- модель ротация станций;

- модель ротация лабораторий;

- модель индивидуальной ротации;

- перевернутый класс и перевернутое обучение;

- гибкая модель;

- модель А-ля-карт;

- расширенная виртуальная модель.

В модели ротации станций группа делится на подгруппы и эти подгруппы переходят между разными станциями. Часть учащихся начинает занятие под руководством преподавателя, в то время, как остальные работают по подгруппам над коллективным проектом или занимаются онлайн. Затем подгруппы переходят на другие станции так, чтобы за время урока посетить каждую. Например, группа, работавшая с учителем, переходит на станцию проектной деятельности, последняя станция для этой подгруппы - станция онлайн-обучения, где студенты занимаются за компьютерами.

Ротация лабораторий - одна из моделей смешанного обучения. Разные формы этой модели содержат одну основную идею: несколько занятий проходят в обычных аудиториях, а одно из занятий проходит в компьютерной классе, где индивидуально работают на компьютерах углубляя или закрепляя знания.

В ротации лабораторий многое очень сходно с моделью ротации станций и перевернутым классом. Разница в том, что в ротации станций студенты перемещаются в пределах одной аудитории. В то же время в ротации лабораторий студенты перемещаются в компьютерный класс, где занимаются онлайн обучением. Также эта модель похожа на перевёрнутый класс, реализованный без работы студентов дома. Вместо этого обучающиеся посещают компьютерный класс, чтобы знакомиться с новым материалом (смотреть видео, отвечать на вопросы, проверяющие понимание), тренировать навыки или участвовать в проектной работе, а в аудитории учатся активно и интерактивно. Ротация лабораторий становится эффективной при регулярной работе учащихся онлайн.

Перевернутый класс (flipped classroom) - модель, в которой преподаватель предоставляет учебный материал для изучения дома, а на аудиторных занятиях проводит практическое подкрепление знаний студентов.

Перевернутое обучение - это педагогический подход, при котором прямое обучение перемещается из пространства группового обучения в пространство индивидуального обучения, а результирующее групповое пространство трансформируется в динамическую интерактивную среду обучения, в которой преподаватель направляет обучающихся, когда они творчески участвуют в процессе изучения предмета.

Модель индивидуальная ротация предполагает, что студенты смогут перемещаться по станциям по индивидуальному расписанию, установленному преподавателем.

Главное отличие от других ротационных моделей в том, что студентам не обязательно надо физически переходить со станции на станцию, чаще всего они выполняют действия, запланированные в их индивидуальных планах. Зачастую визуально сложно отличить индивидуальную ротацию от ротации станций. Разница в персональном опыте судента. Программа обучения каждого студента каждый день адаптируется к его индивидуальным потребностям на основе учебных результатов в предыдущие дни (на основе данных из онлайн-среды).

Гибкая модель (flexy model) предполагает наличие у каждого студента индивидуального учебного плана и высокого уровня контроля своего обучения.

Основная идея гибкой модели состоит в том, что студентов, в отличии от моделей ротации, не ограничивают количеством времени на том или ином виде учебной деятельности. Вместо этого у каждого студента есть гибкий график работы, изменяемый в зависимости от необходимости.

Модель A La Carte (по запросу) позволяет студентам пройти асинхронные онлайн-курсы с онлайн-преподавателем в дополнение к другим очным курсам, что часто позволяет сделать расписание обучающихся более гибким. Курсы A La Carte

- хороший вариант для изучения факультативных курсов.

Обогащенная виртуальная модель является альтернативой онлайн-обучению и позволяет студентам выполнять большую часть учебной работы онлайн дома или за пределами школы, но посещать вуз для обязательных очных занятий с преподавателем. В отличие от перевернутого класса, программы с обогащенной виртуальной моделью обычно не предполагают ежедневного посещения аудиторных занятий, некоторые программы могут предполагать посещение только один-два дня в неделю.

Выводы. То множество образовательных технологий, которое сейчас под рукой у преподавателя, делает инновации в образовании очень заманчивыми. Можно посмотреть, какие типы цифровых программ и ресурсов будут поддерживать вашу рабочую программу, учебный план, обучение и видение смешанного обучения. Какие устройства, или какие технологии вы собираетесь использовать?

При разработке эффективной смешанной модели обучения предварительно следует тщательно изучить программу курса и только затем - технологии, которые собираетесь использовать. Удостоверьтесь, что ваша программа действительно поддается смешанной модели обучения. Существует много разных моделей для смешанного обучения: ротация лаборатории, ротация станций, гибкая модель, перевернутый класс - нет нужды использовать их все и сразу. Например, вы можете захотеть, чтобы студенты перемещались по «станциям» для занятий наукой, но тогда вам могут понадобиться более гибкие варианты для чтения лекций.

Цифровые технологии позволяют студентам работать в своем собственном темпе, открывая потенциал для продвижения, основанный на "продемонстрированном мастерстве", а не на ассимиляции в коллективном темпе. Кроме того, возросшие возможности цифровых технологий для оценки и сбора данных об обучении поддерживают "измеримость" целей обучения. В результате этой способности к сбору данных в режиме реального времени преподаватели могут все больше дифференцировать обучение в соответствии с меняющимися потребностями студентов в обучении.

Литература:

1. Афзалова А.Н., Смешанное обучение: новые возможности обучения в вузе / А.Н. Афзалова // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, - 2017. - №57(11). - С. 3-9

2. Большакова, К.Н. "Перевернутое обучение" как инновационная технология современного образования / К.Н. Большакова // Актуальные вопросы гуманитарных наук: сб. науч. работ студентов и магистрантов: [в... вып.] / Департамент образования г. Москвы, Гос. автоном. образоват. учреждение высш. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т"; [под общ. ред. А.А. Сорокина, Г.В. Калабуховой]. - М., 2018. - Вып. 2. - С. 147-153.

3. Вайнштейн, Ю.В. Адаптивная модель построения индивидуальных образовательных траекторий при реализации смешанного обучения / Ю.В. Вайнштейн, Р.В. Есин, Г.М. Цибульский // Информатика и образование. ИНФО. - 2017. - № 2.

- С. 83-86.

4. Гурова, Т.И. Использование модели смешанного обучения в образовательном процессе / Т.И. Гурова // Организация образовательной и инновационной деятельности в сотрудничестве с IT-фирмами: сб. науч. ст. по материалам науч.-практ. конф. МГПУ (13 апреля 2011 г.) / Департамент образования г. Москвы, Гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования г. Москвы "Моск. гор. пед. ун-т" (ГБОУ ВПО МГПУ), Ин-т математики и информатики, Экон. фак.; [сост. Е.В. Сыроежкин]. - М., 2012. - С. 131-135.

5. Ибрагимов, Г.И. Трансформационные процессы в теории и практике обучения в условиях становления информационного пространства знаний / Г.И. Ибрагимов // Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития: [коллектив. моногр.] / РАН, Отд-ние проф. образования, Моск. гор. пед. ун-т; [авт.-сост.: С.Н. Чистякова, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов]. - М., 2018. - С. 70-77.

6. Afzalova, A.N. Pedagogical design in the design of educational materials when creating electronic courses / A.N. Afzalova, O.A. Kalimullina, Y.N. Kuznetsova// International Scientific and Practical Conference "Professionalism of a Teacher: Psychological and Pedagogical Support for a Successful Career" (ICTP 2021). SHS Web of Conferences 113, 00045 (2021). Электронный ресурс: https://doi.org/10.1051/shsconf/202111300045

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Ахтариева Разия Файзиевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Рахманова Алсу Рамилевна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Елабуга); старший преподаватель Салимуллина Елена Викторовна

Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Елабуга)

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития проблемного обучения. Изложены принципы организации учебного материала и построение процесса проблемного обучения. С учетом принципов организации процесса проблемного обучения и спецификой совместной деятельности учителя и учеников, описаны общие методы обучения, такие как исследовательский метод, эвристический метод, проблемное изложение материала, метод диалогического изложения. Определены преимущества проблемного обучения в сравнении с традиционным. Выделено, что проблемная ситуация является центральным звеном проблемного обучения, с ее помощью возникает мысль, жажда познания, задействуется активное мышление, создаются условия для формулировки верных выводов. Постановка проблемных ситуаций задает темп

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.