УДК 378 ББК 74.48
«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири
№2 (14). Июнь 2014 (http://md.islu.ru/)
Я.В. Розанова
ТЕХНОЛОГИЯ РОТАЦИОННОЙ МОДЕЛИ МЕТОДА СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ
(Отатьяпосвященаизучениютехнологииротационноймоделиметодасмешанногообу-чения в обучении студентов неязыкового вуза. В статье рассматриваются принципы, модели смешанного обучения в целом и содержание и технология ротационной модели в частности. Также в статье представлены этапы создания курса на основе ротационной модели методасмешанногообучения.
Ключевые слова: смешанное обучение; модели и принципы смешанного обучения; ротационная модель;иностранный язык
Ya.K Rozanova
THE TECHNOLOGY OF ROTATION MODEL OF MIXED LEARNING METHOD IN ENGINEERING INSTITUTION
The article deals with the investigation of rotation model technology of a mixed learning method in educational process of engineering institution. The principles and the models of a mixed method are considered on thewhole, and the content and technology of rotation model in particular. The stages for electronic resource development using rotation model of mixed learning are presented aswell.
Key words: mixed learning; models and principles of mixed learning; rotation model; foreign language
Стремление современного высшего образования увеличить степень свободы обучающихся в выборе ими различных индивидуализированных образовательных траекторий, ориентирование на формирование у обучающихся навыков самостоятельного приобретения знаний в постоянно обновляемом информационном пространстве, привело к интеграции различных информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) и инструментов сети Интернет в образовательный процесс, в частности, при обучении иностранному языку (ИЯ).
© Розанова Я.В.,2014
Известно, что целью обучения иностранному языку в неязыковом вузе является развитие иноязычной коммуникативной компетенции ИКК будущего инженера как участника профессионального общения на ИЯ в научнотехнической, производственной и образовательной сфере и трактуется ИКК как совокупность лингвистической, социолингвистической, дискуссивной, стратегической и социокультурной компетенции [Сахарова, 2003]. Поэтому одним из приоритетных направлений языковой подготовки становится поиск и создание организационно-технических условий для развития иноязычной коммуникативной компетенции студента неязыкового вуза во всем многообразии ее компонентов [Костюкова, 2011, с. 48].
Так как современные методы обучения ИЯ основываются на коммуникативном подходе, то использование различных Интернет-технологий, которые вносят в образовательный процесс демократичность, открытость, мобильность в действительности представляется актуальным. Это обусловлено в том числе и тем, что «современные педагогические технологии и ИКТ помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей обучаемых, их склонностей» [Карповская, 2012].
Однако, несмотря на стремительное внедрение в процесс обучения ИЯ информационно-коммуникационных ресурсов, насыщенность учебного курса мультимедийными элементами, использование только ресурсов сети Интернет, социальных сервисов не гарантирует успешного усвоения курса, если преподаватель не сможет подобрать наиболее удачное сочетание доступных форм подачи материала. По этой причине поиск оптимальных подходов к организации обучения привел нас к анализу метода смешанного обучения, который по определению сочетает формы аудиторной и внеаудиторной нагрузки и представляет собой разновидность электронного обучения, осуществляемого с использованием современных электронных образовательных ресурсов, выступающих в качестве элементов электронного обучения.
Метод смешанного обучения, обозначенный в зарубежной методике как «blended learning» был впервые предложен в контексте обучении ИЯ в 2007 г. Под смешанным обучением понимается «сочетание очно-заочного режимов взаимодействия, осуществляемого либо посредством личного общения, либо с использованием компьютера» [Tomlinson, 2013, р. 11]. В отечественной литературе смешанное обучение понимается как «модель использования распределенных информационно-образовательных ресурсов в очном обучении с применением элементов асинхронного и синхронного дистанционного обучения» [Капустин, 2007, с. 4]. По нашему убеждению, данное определение является наиболее точным по причине того, что, прежде всего, здесь акцентируется роль именно очного обучения, где фрагментарно распределяются элементы электронного обучения в качестве целостной системы, охватывающей все этапы обучения студентов.
При смешанном обучении оптимальным или рекомендованным соотношением времени считается 60/40, где 60 - это традиционная форма обучения в аудитории с преподавателем и соответственно 40 - это самостоятельное обучение, но управляемое и контролируемое преподавателем. В качестве дополнения к определению данного метода отметим, что смешанное обучение - это некая единая система, где все компоненты последовательны, они взаимодействуют, дополняют и зависят друг от друга.
Известно, что основой успешного обучения является соблюдение основных его принципов: методических, общедидактических, принципов гуманистической педагогики и т.д. Для реализации метода смешанного обучения обратимся к принципам, предложенным М.Г. Бондаревым и А.С. Трач: принцип целесообразности, адекватности распределения учебной деятельности, целостности образовательного процесса, автономности, элективности, интерактивности [Бондарев, 2013, с. 42].
На наш взгляд, для более четкого представления характеристик метода смешанного обучения, необходимо добавить следующие принципы:
• регламентность (контроль выполнения заданий, четкое планирование учебной деятельности в соответствии с регламентом);
• модульная организация материала, продуманная архитектура обучения (что обеспечит систематичность и связанность учебного процесса в целом);
• доступность технических средств обучения (свободный доступ к техническому оснащению и к сети);
• недопущение перегрузок, т.е. необходимость учета объема учебной информации и интенсивности работы студентов с компьютером.
Неоспоримым преимуществом смешанного обучения является тот факт, что оно способствует формированию стратегий самостоятельной работы обучающихся, повышает чувство ответственности за организацию траектории внеаудиторного обучения, развивает умение саморегуляции, так как часть учебного процесса вынесена за рамки аудиторных занятий. Процесс обучения становится индивидуализированным, каждый студент имеет возможность выбирать подходящее для него время при выполнении заданий, независимо от того, где он находится. В связи с этим традиционно выделяют шесть моделей смешанного обучения [Кондакова, 2013]:
1. Модель «face-to-face» - «лицом-к-лицу», где преобладает преимущественно традиционная, аудиторная форма работы, электронное обучение используется в качестве дополнения, фрагментарно во время занятий.
2. Модель «rotation» - «ротационная», когда учебное время поочередно распределяется между индивидуальным электронным обучением и обучением в аудитории. При выполнении работы обучающимися дистанционно, преподаватель выступает в роли консультанта.
3. Модель «flex» - «скользящий или гибкий», большая часть учебной программы осваивается в условиях электронного обучения.
4. Модель «online Lab» - «онлайн-лаборатория», дисциплина осваивается в условиях электронного обучения, но организованного на базе учебного заведения, например, в компьютерных классах с присутствием преподавателя. Данная модель также может сменяться традиционной формой обучения.
5. Модель «self-blend» - традиционная для высших учебных заведений Америки, данная модель предполагает самостоятельный выбор дополнительных к основному образованию курсов. Например, открытые, бесплатные онлайн-курсы MOOCs, когда учебный контент доставляется образовательными учреждениями из разных стран мира.
6. Модель «online driver» - «онлайн-пользователь», в основном освоение дисциплины осуществляется с помощью электронных ресурсов информационно образовательной среды. Очное взаимодействие с преподавателем происходит периодически, в режиме консультаций.
Рассмотрев выше предложенные модели смешанного обучения, можно сделать вывод, что, в основном, они отличаются по соотношению времени, отводимому на очное и электронное освоение учебного материала. В этой связи, наиболее эффективной нам представляется ротационная модель, где происходит поочередное освоение модулей учебной дисциплины, смена «очного» и «заочного» режимов обучения и взаимодействия, что выражается в триединстве таких его компонентов, как обучение в классе, электронное и автономное обучение.
При использовании ротационной модели цель обучения можно сформулировать как повышение эффективности обучения за счет перераспределения времени на поставку и освоение учебного контента. Подобная «порционная» подача материала делает возможным максимально охватить содержание обучения в заданные сроки, распределив виды деятельности на занятии (в аудитории) и за ее пределами, учесть индивидуальные особенности обучающихся (темп, ритм освоения учебного материала) и их образовательные потребности.
Для того чтобы максимально эффективно реализовать метод смешанного обучения на практике, в частности, организовать обучение ИЯ на основе модели «Ротация», необходимо осуществить определенную последовательность действий. Иначе говоря, преподавателю необходимо тщательно спланировать, продумать технологию использования данного метода.
В этом смысле, изначально важно проанализировать технические возможности целевой аудитории, степень технологической грамотности и умения работы с ИКТ, уровень владения ИЯ, так как целевая аудитория - обучающиеся неязыкового вуза, языковая подготовка которых несколько ниже, чем у студентов языкового вуза. Кроме того, необходимо учесть количество часов, отведенных на самостоятельную работу студента (СРС), в рамках которой будет эксплуатироваться электронный блок курса.
Далее ставим конкретную задачу, которую необходимо решить на основе сочетания аудиторной и электронной форм обучения. Например, автоматизация оценки качества выполняемой обучающимися работы, формирование навыков работы с современными ИКТ, повышение технологической грамотности обучающихся, оптимизация процесса обучения, повышение общей успеваемости студентов, приобретение опыта работы в автономном режиме.
Затем важно выбрать способ использования ротационной модели в рамках освоения курса ИЯ в сочетании с традиционными занятиями в аудитории. Наиболее распространенным способом интеграции ротационной модели является использование ее как инструмента для контроля или совершенствования лексико-грамматических навыков, необходимых для осуществления успешных видов речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо). С другой стороны, эффективно использовать электронный блок курса для выполнения обучающимися поисковых, творческих заданий для размещения справочных материалов, промежуточных контрольно-измерительных материалов, ссылок на дополнительные ресурсы, материалов для самооценки.
Модель «Ротация» не обязательно предполагает освоение базового курса обучающимися на занятиях с преподавателем (face-to-face), возможно при более углубленном содержании дистанционной формы. Напротив, ротационная модель может быть реализована с помощью техники «перевернутый класс», корда обучающиеся самостоятельно изучают определенный преподавателем блок курса с последующим обсуждением на занятии. В данном случае, преподаватель перестает транслировать знания в готовом виде, а наоборот, студенты «до-
бывают» знания самостоятельно, после чего в аудитории преподаватель активизирует и систематизирует знания обучающихся по изученному материалу. Подобная форма занятий формирует ответственность самого обучающегося, развивает активность, инициативность, самоорганизацию личности.
Успешным, на наш взгляд, является опыт научного проекта «Телешкола», который более десяти лет реализуется в области дистанционного образования, созданного как результат анализа наиболее распространенных в мире моделей смешанного обучения и опирающего на особенности российского образования. Участники проекта предлагают использовать модель «Ротация», в основе которой лежит технология «Смена рабочих зон». Такая организация обучения предполагает выделение в рамках учебного помещения отдельных учебных зон, чтобы обучающиеся меняли свое местоположение в зависимости от вида деятельности, а именно: для обсуждения и дебатов используется зона круглого стола, для работы с электронными ресурсами - компьютерный класс и т.п. Данный способ использования ротационной модели является наиболее сложным в плане реализации и организации «учебного места», так как требует зонирования достаточно большой площади учебного помещения.
Подобная вариативность реализации модели «Ротация» делает процесс обучения гибким, а преподавателя свободным в выборе траектории обучения, в определении последовательности, логики изложения, дает возможность изменять темп обучения, учебные техники и подходы, анализировать сочетаемость очной и дистанционной форм работы, чередуя тематические блоки курса.
Выбрав способ интеграции ротационной модели в процесс обучения ИЯ, необходимо разработать программу и распределить материал курса для очного и дистанционного обучения. Для этого требуется понять, какие блоки процесса обучения можно усовершенствовать с помощью ИКТ и как выстроить архитектуру интерфейса для оптимизации работы обучающихся с электронным ресурсом. Данный этап преимущественно связан со способами доставки учебного контента (подкасты, электронная почта, вэб-сайты, вэб-линки, вэб-туры, блоги, вики, чаты, рабочие тетради, дополнительные инструменты Web 2.0, и т.п.) и
его размещением в электронной среде. Например, составление электронной карты модуля; размещение учебных материалов с помощью системы LMS (например, образовательная электронная среда Moodle); установление регламента и последовательности выполнения работы с электронным ресурсом.
Завершающим этапом является организация обратной связи, системы оценивания и корреляция электронного журнала с традиционной рейтинговой системой. Также необходимо учесть правила посещения и работы с электронным ресурсом, например: ограничить доступ к заданиям, которые не были выполнены в срок, установить количество попыток для выполнения того или иного упражнения, организовать систему учета выполненных работ, обозначить время, в течение которого работа студента должна быть проверена преподавателем и т.д.
Безусловно, очередность очной и дистанционной форм работы определяются логикой образовательного процесса. Ротационная модель метода смешанного обучения выступает как дидактический инструментарий, позволяющий оптимизировать образовательный процесс как с позиции презентации учебного материала, так и с позиции взаимодействия субъектов и объектов учебного процесса, не снижая языковой нагрузки.
Таким образом, подобное «смешивание» очной и дистанционной форм работы позволяет сделать вывод о том, что метод смешанного обучения способствует формированию у будущих инженеров иноязычной коммуникативной компетенции, и приобретению навыков самостоятельного «добывания» знаний посредством работы с дополнительными информационными ресурсами, работы в автономном режиме, эффективного планирования и управления временем.
Библиографический список:
1. Бондарев М. Г. Принципы смешанного обучения английскому языку для специальных целей [Текст] / М. Г. Бондарев, А.С. Трач // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2013.-№ 10. - С. 42-47. - Режим доступа: http://izv-tn.tti.sfedu.rU/wp-content/uploads/2013/11/7.pdf (дата обращения: 22.01.2014).
2. Ю.И. Педагогические и организационные условия эффективного сочетания очного обучения и применения технологии дистанционного образования [Текст]: автореф. дис.…д-ра пед. наук / Ю.И. Капустин. - М., 2007. - 40 с.
3. Карповская, Н.О. Педагогические условия формирования индивидуального стиля учебной деятельности на основе ИКТ [Электронный ресурс] / Н.О. Карповская // Magister Dixit: научно-педагогический журнал Восточной Сибири. - 2012. - №3. - Режим доступа: http://md.islu.ru/ru/iournal/2012-3 (дата обращения: 15.04.2014).
4. Кондакова, М. Л. Смешанное обучение: ведущие образовательные технологии современности [Элетронный ресурс] / М.Л. Кондакова. - 2008. - Режим доступа:
http://vestnikedu.ru/2013/05/smeshannoe-obuchenie-vedushhie-obrazovatelnvie-tehnologii-sovremennosti/ (дата обращения: 07.04.2014).
5. Костюкова,Т.А. Развитие иноязычной коммуникативной компетентности студентов неязыковых вузов [Текст]: монография / Т.А. Костюкова. - Томск: Томский политехнический университет, 2011. - 118 с.
6. Сахарова, Н.С. Развитие иноязычной компетенции студентов университета [Текст]: монография / Н.С. Сахарова. - М: Творческий центр, 2003. - 206 с.
7. Tomlinson, B. Blended Learning in English Language Teaching: Course Design and Implementation [Text] / B. Tomlinson, C. Whittaker. - British Council, 2013. - 258 p.