Научная статья на тему 'Смешанное обучение: современные тенденции в вузах'

Смешанное обучение: современные тенденции в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2887
585
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛИ / КРИТЕРИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТАДИИ / BLENDED LEARNING / MODELS / PROCESS OF EDUCATION / E-LEARNING / EVALUATION / STAGES / CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекишева Т.Г.

Статья уточняет понятие «смешанное обучение», которое получает все более широкое распространение как в ВУЗах России так и за рубежом. В статье рассматривается вопрос об использовании различных моделей смешанного обучения и интегрирование их в процесс обучения. Приводятся критерии оценивания курсов по смешанному обучению и стадии оценки данной формы обучения. Смешанное обучение представляется эффективным средством, которое может использоваться на всех стадиях обучения иностранному языку. Приводятся примеры систем дистанционного обучения и инструментария для создания курсов по смешанному обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLENDED LEARNING: MODERN TENDENCIES IN HIGHER EDUCATION

The article deals with the blended learning related to the teaching of foreign languages in higher education. The notion of “blended learning” is determined and specified. Models and ways of organizing this kind of work as an alternative to the standard form of learning are presented. Attention is paid to evaluation of courses that have already been in practice as well as to different assessment criteria. The article contains examples of different systems and tools that can be used in this type of learning. The problem requires further study.

Текст научной работы на тему «Смешанное обучение: современные тенденции в вузах»

СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВУЗАХ

Бекшиева Т.Г.

НИ ТПУ, ИСГТ, г. Томск, Россия

Статья уточняет понятие «смешанное обучение», которое получает все более широкое распространение как в ВУЗах России так и за рубежом. В статье рассматривается вопрос об использовании различных моделей смешанного обучения и интегрирование их в процесс обучения. Приводятся критерии оценивания курсов по смешанному обучению и стадии оценки данной формы обучения. Смешанное обучение представляется эффективным средством, которое может использоваться на всех стадиях обучения иностранному языку. Приводятся примеры систем дистанционного обучения и инструментария для создания курсов по смешанному обучению.

Ключевые слова: смешанное обучение; модели; критерии; процесс обучения; электронное обучение; критерии; стадии.

BLENDED LEARNING: MODERN TENDENCIES IN HIGHER EDUCATION

Bekisheva T.G.

TPU, Institute of Humanities, Social Sciences & Technologies, Tomsk, Russia

The article deals with the blended learning related to the teaching of foreign languages in higher education. The notion of "blended learning" is determined and specified. Models and ways of organizing this kind of work as an alternative to the standard form of learning are presented. Attention is paid to evaluation of courses that have already been in practice as well as to different assessment criteria. The article contains examples of different systems and tools that can be used in this type of learning. The problem requires further study.

Keywords: blended learning; models; process of education; e-learn-ing; evaluation; stages; criteria.

На современном этапе языковое образование в техническом вузе определяется высоким интегрированием информационно-коммуникативных технологий в процесс обучения, которые позволяют преобразовать формы и методы традиционного подхода к обучению и интенсифицировать процесс изучения иностранного языка.

За последнее время модель смешанного обучения становится все более популярна в вузах России. Смешанное обучение не является новым термином, его использует уже на протяжении пятнадцати лет. Несмотря на возрастающий интерес преподавателей вузов к данной форме обучения, до сих пор нет единого понимания к трактовке термина «смешанное обучение» (blended learning). Существуют различные интерпретации данного понятия, однако суть смешанного обучения сводится к тому что, оно представляет собой рациональное сочетание традиционной и электронной форм обучения, что позволяет использовать их самые сильные стороны и минимизировать слабые [2, с. 1362].

Смешанное обучение - это образовательная концепция, в рамках которой обучающийся совмещает традиционную форму обучения и современные информационно-коммуникативные технологии, что позволяет ему контролировать время, место, темп и способ изучения материала.

На данный момент уже существуют и апробируются разнообразные модели смешанного обучения, поэтому основной проблемой становится отобрать и систематизировать необходимый контент, соответствующий требованиям программы, уровню знаний студентов и использовать данный материал в той модели, которая наиболее подходит преподавателю. Многие преподаватели испытывают трудности при составлении курса по смешанному обучению, особенно те кто не имеет достаточной теоретической подготовки и практики [7, с. 440].

Существует 6 моделей смешанного обучения с разными целями, потребностями и объемами затрат. Задача преподавателя - выбрать оптимальную модель.

Face-to-Face Driver (модель, направленная на подкрепление тар-диционного очного обучения). Преподаватель лично дает основной

объем образовательного плана, по мере необходимости включая онлайн обучение как вспомогательное. Эта модель зачастую включает в себя аудиторную и лабораторную работу на компьютерах.

Rotation Model (ротационная модель). Происходит чередование традиционного очного аудиторного обучения и самостоятельного онлайн обучения в индивидуальном режиме (например, через Интернет по плану ссылок, составленному преподавателем; на специальном сайте).

Flex Model (гибкая модель). В большей степени используется онлайн-платформа, преподаватель оказывает помощь студентам по мере необходимости, время от времени работает с небольшими группами или с одним студентом индивидуально.

Online Lab (онлайн-лаборатория). Онлайн-платформа используется для проведения всего курса обучения на аудиторных занятиях. Такое обучение проходит под руководством и контролем преподавателя. Данная программа может сочетаться с традиционной в рамках обычного расписания.

Self-Blend Model (модель «Смешай сам»). Студент самостоятельно решает, какие из традиционных (Brick and Mortar) курсов ему необходимо дополнить удаленными онлайн-занятиями.

Online Driver Model (преимущественно дистанционное онлайн-обучение). В основном эта модель предполагает обучение в режиме онлайн - через платформу и удаленный контакт с преподавателем. Однако опционально или по требованию могут быть добавлены проверочные очные занятия и встречи с преподавателем либо ментором [6].

Необходимо заметить, что время, отведенное на работу с электронным курсом при смешанном обучении, может составлять от 30% до 80%. Разрабатывая курс, преподаватель сам выбирает способ совмещения аудиторных и занятий в электронной среде, а также объем и содержание заданий в курсе, которые необходимо выполнить обучающему [1, с. 117]. И здесь самое главное правильно организовать деятельность студентов, разграничив материал, который будет изучаться в аудитории с тем, который будет вынесен в электронный компонент курса. Необходимо также четко организо-

вать учебный процесс, выбрав оптимальные виды деятельности и методы обучения на очных и онлайн занятиях, а также обеспечить возможность контроля и самоконтроля учащихся [3, с. 78].

При разработке и использовании курса по смешанному обучению следует учитывать тот факт, что в результате постоянно меняющихся современных технологий, методов обучения, требуемых умений и навыков у обучающихся, необходимо производить мониторинг уже разработанных курсов по смешанному обучению, переоценивая их по следующим критериям:

• полнота и соответствие контента

• структура курса

• методы обучения и методы контроля

• развитие требуемых навыков

• конкурентоспособность курса

К данным критериям следует обращаться достаточно регулярно. И, хотя каждый курс сам по себе уникален, можно выделить 5 основных стадий проверки.

1 стадия.

Анализ существующего курса, (выделение сильных и слабых частей курса, выявление соответствующего баланса между теорией и практикой, например, одной из слабых сторон курса может быть непоследовательность в изложении материала, не связанность контента).

2 стадия

Сопоставительный анализ, (проведение сопоставительного анализа среди курсов разработанных другими преподавателями и другими университетами. Данный анализ позволит оценить различные контенты, определить главные направления в обучении, выявить общие тенденции для разработки новых курсов и доработки уже существующих курсов).

3 стадия

Разработка нового курса или изменение курса, (учитывая анализ уже разработанных курсов по смешанному обучению, необходимо корректировать их, используя новые подходы к обучению, новые информационно-коммуникативные технологии, которые постоянно совершенствуются и обновляются).

4 стадия

Обратная связь и оптимизация, (для оптимизации материала в курсе требуется изучение отзывов студентов и экспертов. Материал и выбор необходимой модели смешанного обучения должен отвечать, как требованиям преподавателей и экспертов, так и удовлетворять запросы обучающихся).

5 стадия

Утверждение и реализация курса, (получив удовлетворительные отзывы от экспертной комиссии и после устранения всех замечаний курс может вступать в стадию реализации) [8, с. 135-136].

Основные системы дистанционного обучения и инструментария для создания курсов по смешанному обучению, существующие на сегодняшний день, это: МООБЬЕ, Вйпх, \\^еЬТи1;ог, АйЛог, БОСЕВО, \\ФСОК8Е\УАМ} и т. д. В современном пространстве важен вопрос повышения качества и доступности образовательного процесса через создание единой информационной среды, выполняющей образовательные функции. Ключевым звеном здесь выступает преподаватель, который на новой ступени профессионального развития станет предметным экспертом, тьютором, сможет обеспечить максимальный эффект в обучении, опираясь на передовые достижения современной науки [4, с. 58].

На сегодняшний день смешанное обучения является приоритетной формой ЭО в Томском Политехническом Университете, так как позволяет оптимизировать распределение временных затрат преподавателей. У данного метода большой потенциал и перспективы, так как он создает новую среду, обладающую рядом специфических возможностей, по сравнению с традиционной моделью обучения. В первую очередь стоит говорить о развитии учебной автономии студентов. Они становятся более активными, демонстрируют интерес к предмету и методам обучения, учатся критически оценивать свои навыки и умения, участвуя в групповых дискуссиях. Учебная автономия студентов обеспечивает переход к индивидуализации обучения, характеризующейся высоким уровнем мотивации [5, с. 410].

Суммируя все вышесказанное, необходимо отметить, что при разработке курсов по смешанному обучению преподаватель должен

учитывать требования программы, уровень студентов, выбирать соответствующую модель обучения, а также проводить систематическую переоценку курса адекватную всем современным тенденциям.

Список литературы

1. Абрамова Я.К. Смешанное обучение как инновационная образовательная технология. // Перспективы развития информационных технологий. 2014. №17. С. 115-119.

2. Бекишева Т.Г., Якименко Е.В. Смешанное обучение: модели и способы организации работы студентов по иностранному языку в техническом вузе//Вмире научных открытий. 2015.№ 11.4(71). С. 1359-1367

3. Богоряд Н.В., Лысунец Т.Б. Изменение роли преподавателя в концепции смешанного обучения // В мире научных открытий. 2014. №3(51). С. 76-81.

4. Корнилова Д.С. Формирование когнитивного компонента отношения к профессиональной деятельности в процессе обучения // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 2. С. 55-62. doi: 10.17759/pse.2015200206.

5. Краснова Т.И., Сидоренко Т.В. Смешанное обучение как новая форма организации языкового образования в неязыковом вузе // Образовательные технологии и общество. 2014. №17(2). С. 403-414.

6. Минина A.A. Модель смешанного обучения иностранным языкам: преимущества и недостатки. [Электронный ресурс] URL http:// www.nop-dipo.ru/ru/node/473 (дата обращения:15.09.2016).

7. Alammary A., Sheard G., Carbone A. Blended learning in higher education: Three different approaches // Australasian Journal of Educational Technologies. 2014. №30(4). C. 440-454. [Электронный pecypc].URL: https:// www.researchgate.nel/publication/286439617 (дата обращения: 12.10.16).

8. El-Mowafy A., Kuhn M. & Snow T. Blended learning in higher education: Current and future challenges in surveying education // In Special issue: Teaching and learning in higher education: Western Australia's TL Forum. Issues In Educational Research.2013. № 23(2). C. 132150. [Электронный ресурс]. URL: http://www.iier.org.au/iier23/el-mowafyhtm (дата обращения: 29.09.16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.