Научная статья на тему 'Развитие смешанного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса'

Развитие смешанного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
1970
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DIGITALIZATION OF EDUCATION / BLENDED LEARNING / BLENDED LEARNING MODELS / DIGITAL TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGY / FLIPPED CLASS / STATION ROTATION MODEL / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДЕЛИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕРЕВЕРНУТЫЙ КЛАСС / РОТАЦИЯ СТАНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишота Ирина

Целью настоящей публикации является изложение авторского взгляда на развитие смешанного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса. В результате анализа генезиса и истории появления, развития смешанного обучения автор раскрывает его преимущества и особенности. Наряду с этим автор выделяет ряд проблем, касающихся внедрения рассматриваемого вида обучения. Структура смешанного обучения представлена в статье несколькими наиболее востребованными моделями с подробным их описанием, в результате чего автор отвечает на вопрос: каковы обязательные условия цифровизации при смешанном обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of blended learning in the context of digitalization of the educational process

The purpose of this article is to present the author’s view on the development of blended learning in the context of digitalization of the educational process. As a result of the analysis of the Genesis and the history of emergence, and development of blended learning, the author reveals its advantages and main features. Along with this, the author identifies a number of problems related to the implementation of this type of training. The structure of blended learning is presented in the article by several most popular models with their detailed description. As a result, the author comes to the conclusion what obligatory conditions for the digitalization of education the form of work should have, so that it can be called hybrid (blended) learning.

Текст научной работы на тему «Развитие смешанного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса»

УДК 37.016:811

БО1: 10.28995/2073-6398-2018-3-97-106

Развитие смешанного обучения вусловиях цифровизации образовательного процесса

Ирина Ю. Мишота

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, irmish1@mail.ru

Аннотация. Целью настоящей публикации является изложение авторского взгляда на развитие смешанного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса. В результате анализа генезиса и истории появления, развития смешанного обучения автор раскрывает его преимущества и особенности. Наряду с этим автор выделяет ряд проблем, касающихся внедрения рассматриваемого вида обучения. Структура смешанного обучения представлена в статье несколькими наиболее востребованными моделями с подробным их описанием, в результате чего автор отвечает на вопрос: каковы обязательные условия цифровизации при смешанном обучении.

Ключевые слова: цифровизация образования, смешанное обучение, модели смешанного обучения, цифровые технологии, информационные технологии, перевернутый класс, ротация станций

Для цитирования: Мишота И.Ю. Развитие смешанного обучения в условиях цифровизации образовательного процесса // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 3 (13). С. 97-106. БОТ: 10.28995/2073-6398-2018-3-97-106

© Мишота И.Ю., 2018

Development of blended learning in the context of digitalization of the educational process

Irina Yu. Mishota

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, irmish1@mail.ru

Abstract. The purpose of this article is to present the author's view on the development of blended learning in the context of digitalization of the educational process. As a result of the analysis of the Genesis and the history of emergence, and development of blended learning, the author reveals its advantages and main features. Along with this, the author identifies a number of problems related to the implementation of this type of training. The structure of blended learning is presented in the article by several most popular models with their detailed description. As a result, the author comes to the conclusion what obligatory conditions for the digitalization of education the form of work should have, so that it can be called hybrid (blended) learning.

Keywords: digitalization of education, blended learning, blended learning models, digital technologies, information technology, flipped class, station rotation model

For citation: Mishota IYu. Development of blended learning in the context of digitalization of the educational process. RSUH/RGGUBulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2018;3:97-06. DOI: 10.28995/2073-6398-20183-97-106

Введение

Научно-практические проблемы внедрения информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс актуализируются в настоящее время развитием современных цифровых технологий. В научно-методической литературе уделено достаточно большое внимание различным аспектам рассматриваемой сферы. Так, разработаны определенные концептуальные подходы в целом к изменению парадигмы образовательного процесса с учетом внедрения современных информационно-коммуникационных технологий (С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, М.П. Лапчик, Л.П. Мартиросян, И.В. Роберт, Е.С. Полат, Ю.А. Прозорова).

Кроме этого научно-методическая литература не обошла вниманием использование цифровых технологий в отдельных учебных направлениях, а также в преподавании определенных учебных дисциплин (О.В. Андрюшкова, В.П. Беспалько, О.Р. Бондаренко, Н.М. Мекеко, О.И. Пащенко).

Вместе с тем у преподавателей-практиков в образовательных учреждениях внедрение современных информационных технологий вызывают затруднения в силу ряда обстоятельств. Во-первых, в преподавательском сообществе, как показывают проводимые исследования, существует инертность в освоении привносимых новелл. Во-вторых, преподаватели высшей школы и учителя зачастую не имеют достаточной специальной подготовки и поэтому предпочитают проводить занятия по старинке, уповая на собственный педагогический опыт. В-третьих, студенты и учащиеся обладают более развитым потенциалом в овладении современными технологичными обучающими ресурсами и соответствующими гаджетами. В этой связи представляется актуальным привлечь внимание преподавательского сообщества к необходимости освоения современных информационных технологий, а также углубленного изучения приемов и методов их использования. Рассмотрим генезис и развитие смешанного обучения.

Исторический обзор

Обратимся к истории появления смешанного обучения. Почему смешанное обучение стало актуальным и как оно возникло? Рассмотрим эволюцию применения компьютеров в образовательных учреждениях. Еще до появления персональных компьютеров ученые разных стран искали способы применения технических средств, для того чтобы сделать обучение массовым и одинаково доступным для каждого. Первые обучающие машины, тренажеры, позволяющие проводить тестирование с множественным выбором и тренировать практические навыки, были разработаны еще в середине 20-х годов прошлого века, 100 лет назад. В 50-е годы Скиннером была разработана теория программированного обучения, и в это же время появились первые адаптивные системы, предназначенные для обучения большого количества учащихся. Уже в начале 60-х годов был первый опыт массового использования компьютеров для обучения учителей. Можно считать это первым опытом смешанного обучения, так как учителя обучались в индивидуальном темпе и не были ограничены по времени.

Термин «смешанное обучение» появился в конце 90-х годов, на заре Интернета. В литературе использовались термины «смешанное обучение» и «гибридное обучение».

Первое определение трактовали как обязательное присутствие учителя в образовательном процессе и онлайн-методов обучения в различных пропорциях. Существует несколько определений смешанного обучения, но мы будем пользоваться определением, которое предложено Институтом Клейтена Кристенсена. Оно отличается от широкой трактовки смешанного обучения. Институт Клейтена Кристенсена изучает прорывные инновации, т. е. инновации, меняющие соотношение ценностей на рынке. При этом старые продукты становятся неконкурентоспособными просто потому, что параметры, на основе которых раньше происходила конкуренция, становятся не важны.

Предпосылками к возникновению смешанного обучения стали, во-первых, повышение доступности персональных компьютеров и гаджетов. В 80-е годы XX столетия персональные компьютеры стали доступны широким слоям населения за рубежом, а в 90-е началось стремительное распространение персональных компьютеров в России. На данный момент практически все российские образовательные учреждения оборудованы персональными компьютерами.

Во-вторых, это высокий уровень проникновения интернета и расширение каналов, позволяющих передавать с хорошим качеством не только текст, но и видео, а также рост количества различных обучающих роликов и других учебных материалов в сети Интернет. В последние годы возможность посмотреть видеоролики онлайн из любой точки мира появились у каждого обладателя смартфона.

В-третьих, это развитие теорий и практики программированного обучения. Возникшее в 50-е годы XX в., это направление в психологии образования стремительно развивается. Потребность в современных формах образования, развития новых компетенций является, наверное, основной предпосылкой для появления смешанного обучения и для его актуализации в период перехода к постиндустриальной экономике [1].

Постиндустриальное общество опирается на наукоемкие технологии, а также на информацию знания как основной производственный ресурс при высокой доступности данных.

В условиях высокой доступности информации, когда есть Интернет и возможность ее быстрого поиска, наиболее ценными качествами сотрудника становятся:

- способность к комплексному решению проблем. Большинство современных задач находится на стыке наук, поэтому

умение учитывать различные аспекты задач - это залог успешного решения;

- критические мышление, способность не утонуть в потоке информации, выбрать достоверные источники, они важны при работе с данными из закрытых источников;

- креативность и в том числе способность к творческому осмыслению имеющейся информации и умение создавать и синтезировать новые идеи и решения, умение продуктивно взаимодействовать с коллегами, находить единомышленников, создавать команды, убеждать, видеть общие цели и интересы, задавать вопросы и т. д.

Также важным качеством является эмоциональный интеллект, способность к эмпатическому восприятию окружающих. Он позволяет не только эффективно взаимодействовать, но и проектировать востребованные потребителем продукты и услуги.

Не менее важны умение учиться на протяжении всей жизни, умение принимать решения и ответственность как способность отвечать за результаты собственных действий. Именно эти качества формируются у учащихся в смешанном обучении. Таким образом, смешанное обучение стало ответом на вызовы современности [2].

Преимущества и недостатки использования смешанного обучения

Рассмотрим преимущества смешанного обучения, а также те проблемы, с которыми мы можем столкнуться при его внедрении.

Смешанное обучение имеет ряд особенностей, которые, на наш взгляд, наглядно демонстрируют его преимущество.

Во-первых, в смешанном обучении мы помещаем студента в центр образовательного процесса и позволяем ему реализовать индивидуальную образовательную траекторию. Во-вторых, в смешанном обучении в качестве наиболее актуальной выступает личная ответственность обучающихся за результаты собственного обучения. Оказавшись в онлайн-среде, в которой студент может выбирать, что ему делать, с какой скоростью выполнять задания, в среде, которая подстраивается под его потребности, проблемы и интересы, студент обретает ту самую свободу, которой нет в других ситуациях и которая позволяет ему вместе с теми требованиями, которые мы предъявляем, вместе с теми границами, которые мы выставляем, развить ответственность за результаты собственного обучения. Студент сам решает, хочет ли он изучать материал на

базовом уровне или на углубленном, причем он сам может перейти с уровня на уровень, уведомив об этом вас, и нести ответственность за тот выбор, который он сделает. В-третьих, в смешанном обучении мы способствуем появлению коммуникативных компетенций обучающихся. Работа на проектной станции, например в ротации станций и вообще различные виды проектной деятельности позволяют выработать у студентов способность находить единомышленников, создавать команды, работать в командах, убеждать друг друга, видеть общие цели. В-четвертых, мы развиваем регулятивные компетенции учащихся по постановке целей, планированию, прогнозированию, контролю, коррекции и оценке собственных действий. Работа в коллективно-распределенной учебной среде над проектами позволяет студентам научиться ставить общие цели, планировать свою работу не только при решении различных задач, но и при выполнении каких-то практических проектов, прогнозировать свою работу, предполагать, с какими сложностями они столкнутся, находить пути решения проблем, контролировать свое движение к цели, корректировать отклонение от цели и после достижения результата оценивать проделанную работу и, опираясь на эту оценку, делать выводы, которые в дальнейшем будут использованы при работе над другими проектами. Таким образом, студенты учатся работать над проектами, развивают ту самую компетенцию, которая потребуется им в профессиональной жизни. В-пятых, смешанное обучение позволят повысить предметные результаты студентов. Проведенные измерения в России и за рубежом показывают, что смешанное обучение дает приращение предметных результатов, и самое главное - смешанное обучение позволяет сделать работу преподавателя максимально эффективной, позволяет экономно использовать его рабочее время [3].

Отметим роль преподавателя в смешанном обучении. Если преподаватель делит учебную группу на несколько небольших и в каждый момент времени работает с обучающимися, объединенными общими проблемами и общими потребностями, он может максимально эффективно дать этим детям все необходимое. Он может поддержать их, может помочь им выявить проблемы, с которыми они столкнулись, и решить их. Смешанное обучение позволяет дать возможность каждому студенту достичь максимального контакта с преподавателем, почувствовать персональный интерес преподавателя к нему. Роль преподавателя меняется, он становится для студента проводником в мир знаний, навыков и умений.

Однако при внедрении смешанного обучения мы можем столкнуться с различными проблемами, надо не забывать об этом

и выстраивать свою работу так, чтобы максимально компенсировать эти проблемы.

К проблемам внедрения смешанного обучения, по нашему мнению, следует отнести следующие:

- во-первых, учителю сложно перестроиться и начать работать в новой парадигме. Одна из причин возникновения этой ситуации - ему приходится менять свою роль носителя знаний на роль тьютора и проводника;

- во-вторых, возникает проблема формирования новой учебной культуры группы, изменение отношения студентов к учебе. Не все студенты готовы к тому, чтобы взять на себя ответственность за собственные результаты, столкнуться с какими-то сложностями и неудачами;

- в-третьих, администрация образовательных учреждений не всегда готова поддерживать инновации в моральном и в материальном плане. Иногда мы сталкиваемся с тем, что в аудиториях недостаточно оборудования, или руководство против того, чтобы в аудитории были переставлены парты. Но каждый раз, когда вы пробуете что-то новое, надо быть готовым к тому, что, преодолев трудности, вы получите грандиозный результат.

Итак, мы рассмотрели основные проблемы, которые могут возникнуть при внедрении смешанного обучения [4]

Структура смешанного обучения

Перейдем к структуре смешанного обучения. Институтом Клейтена Кристенсена выделено более сорока моделей смешанного обучения, но не все они одинаково эффективны. В лучших моделях присутствует персонализация, развитие личной ответственности за собственное обучение, переход каждого студента к изучению нового материала только после того, как он ознакомится с предыдущим и подтвердит владение им. Важную роль в смешанном обучении играет проектная практико-ориентированная работа. Институт Клейтена Кристенсена выделяет четыре базовые модели смешанного обучения, которые наиболее эффективны, и в то же время их проще всего внедрять в образовательный процесс.

Первая модель - перевернутый класс. Это самая простая модель для реализации, но не всегда перевернутый класс отвечает высоким стандартам смешанного обучения. В этой модели обучающиеся дома работают в учебной онлайн-среде, знакомясь с новым материалом или закрепляя изучаемый материал. На занятии происходит

закрепление изученного материала и актуализация полученных знаний, которая может проходить в форме семинара, ролевой игры, проектной деятельности и других интерактивных формах. Эта модель позволяет уйти от фронтальной работы на занятии. При работе с новым материалом использование ЬМБ дает возможность преподавателю сразу же проверить понимание нового материала учащимися.

Вторая модель смешанного обучения - ротация станций. Эта модель прекрасно работает на начальном уровне обучения, но требует наличия некоторого количества компьютеров или планшетов в аудитории, а также использования системы управления обучением и умение организовывать групповую работу учащихся. Учащиеся распределяются между тремя группами по видам учебной деятельности. Каждая группа работает в своей части аудитории на своей станции:

- станция работы с преподавателем;

- станция онлайн-обучения;

- станция проектной работы.

В течение занятия группы перемещаются между разными станциями так, чтобы побывать на каждой станции. Состав групп от занятия к занятию меняется в зависимости от педагогической задачи.

Эта модель прекрасно работает для учащихся любого возраста при наличии адекватной возрасту онлайн-среды.

Рассмотрим гибкую модель - самую сложную для реализации, но самую многообещающую. Для того чтобы работать в этой модели, у учащихся должны быть развиты навыки самоорганизации. Поэтому гибкую модель обычно применяют у студентов старших курсов.

Основная идея гибкой модели состоит в том, что студенты не ограничивают количество времени на тот или иной вид учебной деятельности. Вместо этого у каждого студента есть гибкий график работы, изменяемый в зависимости от необходимости. Если есть команда преподавателей по одному предмету, то можно реализовать преподавание этого предмета в одной или нескольких параллелях в гибкой модели [5].

Заключение

Таким образом, мы пришли к основному выводу какими обязательными условиями при цифровизации образования должна обладать форма работы, чтобы ее можно было назвать смешанным обучением:

- участие преподавателя, который является организатором учебного процесса;

- наличие онлайн-среды, в которой каждый учащийся работает самостоятельно в своем режиме;

- интеграция опыта обучения с преподавателем и онлайн-среды.

Литература

1. Григорьев С.Г., Андрюшкова О.В. Критерий эффективного использования BLENDED LEARNING // Информатика и образование. 2016. № 8 (277). С. 16-19.

2. Роберт И.В. Современное состояние и проблемы развития фундаментальных и прикладных исследований в области информатизации отечественного образования // Человек и образование. 2017. № 2 (51). С. 165-174.

3. Григорьев С.Г., Андрюшкова О.В. Комбинированное обучение как результат конвергенции в условиях информатизации образования // Информатика и образование. 2017. № 2 (281). С. 23-27.

4. Grigoryev S.G., Grinshkun V.V., Lvova O.V. Some aspects of education informatization in Russia concerning training future teachers // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Информатизация образования». 2014. № 3. С. 14-18.

5. Chew E., Jones N., Turner D. Critical review of the blended learning models based on Maslow's and Vygotsky's educational theory in hybrid learning and education. Berlin: Springer Verlag Pull, 2008. P. 40-53.

References

1. Grigor'ev SG., Andryushkova OV. The criterion of effective use of Blended learning. Informatika i obrazovanie. 2016;8(277):16-19. (In Russ.)

2. Robert IV. Current state and problems of development of fundamental and applied research in the field of informatization of domestic education. Chelovek i obrazovanie. 2017;2(51):165-74. (In Russ.)

3. Grigor'ev SG., Andryushkova OV. Blended learning as a result of convergence in the conditions of Informatization of education. Informatika i obrazovanie. 2017;2(281):23-27. (In Russ.)

4. Grigoryev SG., Grinshkun VV., Lvova OV. Some aspects of education informatization in Russia concerning training future teachers. RUDNJournal of Informatization in Education. 2014;3:14-18.

5. Chew E., Jones N., Turner D. Critical review of the blended learning models based on Maslow's and Vygotsky's educational theory in hybrid learning and education. Berlin: Springer Verlag Pull, 2008. P. 40-53.

Информация об авторе

Ирина Ю. Мишота, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, ГСП-3, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; irmish1@mail.ru

Information about the author

Irina Yu. Mishota, PhD in Education, associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, GSP-3, 125993; kafedra_iai@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.