Научная статья на тему 'Реализация технологии смешанного обучения средствами LMS Moodle'

Реализация технологии смешанного обучения средствами LMS Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
550
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕШАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / LMS MOODLE / ИНСТРУМЕНТЫ / СРЕДСТВА / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / BLENDED LEARNING / TOOLS / FACILITIES / TECHNOLOGY / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна, Лабазова Анастасия Васильевна, Белоусова Ксения Владимировна, Булганина Анастасия Евгеньевна

В статье представлено описание ососбенностей технологии смешанного обучения и возможностей её реализации с использованием инструментов LMS MOODLE. Представлено описание сущности технологии смешанного обучения, её основных характеристик, особенностей построения он-лайн курсов с использованием данной образовательной технологии. СиСтематизированы возможности элементов LMS MOODLE для реализации технологии смешанного обучения. Раскрыты педагогические условия реализации технологии смешанного обучения на практике. Описана примерная структура курса с использованием технологии смешанного обучения. Сделаны выводы о возможностях и перспективах использования технологии смешанного обучения в образовательной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкунова Анжелика Аркадьевна, Прохорова Мария Петровна, Лабазова Анастасия Васильевна, Белоусова Ксения Владимировна, Булганина Анастасия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS ONLINE EDUCATION

The article describes the features of the technology of blended learning and the possibilities of its implementation using the LMS MOODLE tools. The description of the essence of the technology of blended learning, its main characteristics, features of building online courses using this educational technology is presented. The capabilities of LMS MOODLE elements for the implementation of blended learning technology have been systematized. Disclosed pedagogical conditions for the implementation of blended learning technology in practice. Described the approximate structure of the course using the technology of blended learning. Conclusions about the opportunities and prospects for the use of blended learning technology in educational practice.

Текст научной работы на тему «Реализация технологии смешанного обучения средствами LMS Moodle»

108 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №2 (36), 2019 УДК 658

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ СРЕДСТВАМИ LMS MOODLE Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент

(e-mail: [email protected]) Лабазова Анастасия Васильевна, студент

(e-mail: [email protected]) Белоусова Ксения Владимировна, студент

(e-mail: [email protected]) Булганина Анастасия Евгеньевна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В статье представлено описание ососбенностей технологии смешанного обучения и возможностей её реализации с использованием инструментов LMS MOODLE. Представлено описание сущности технологии смешанного обучения, её основных характеристик, особенностей построения он-лайн курсов с использованием данной образовательной технологии. СиСтематизированы возможности элементов LMS MOODLE для реализации технологии смешанного обучения. Раскрыты педагогические условия реализации технологии смешанного обучения на практике. Описана примерная структура курса с использованием технологии смешанного обучения. Сделаны выводы о возможностях и перспективах использования технологии смешанного обучения в образовательной практике.

Ключевые слова: смешанное обучение, LMS MOODLE, инструменты, средства, технология, образование

Введение

Стремительные изменения в мире, причиной которых стала активная цифровизация всех отраслей и сфер общества, обусловили многократное возрастание скоростей обмена информацией и обновления технологий. В полной мере это коснулось и образования, которое за последние десять лет в значительной степени приняло черты дистанционного.

Элементы дистанционного обучения и соответствующие образовательные технологии используются в настоящее время на всех уровнях образования начиная с дошкольного и заканчивая дополнительным и неформальным образованием.

Вместе с тем такие активные процессы внедрения дистанционного обучения в образовательную практику породили целый ряд острых вопросов, касающихся организации, содержания и возможностей дистанционного обучения. Если в основе традиционного обучения лежит личное общение и

непосредственная передача опыта от педагога к обучающемуся, то дистанционного образование требует у последнего целого набора уже сформированных и развитых до определенного уровня умений и навыков, связанных как с использованием современных дистанционного технологий, так и с самоорганизацией, анализом, проектированием и пр. Именно увеличение значимости навыков самообразования обуславливает актуальность изучения и использования технологии смешанного обучения в образовательном процессе.

Методика исследования

Для описания возможностей реализации технологии смешанного обучения средствами LMS MOODLE нами использовались теоретические методы, так изучение и обобщение опыта использования данной образовательной технологии в высшей школе, систематизировался собственный опыт авторов по использованию элементов LMS MOODLE в образовательной практике.

Результаты и обсуждение

Внедрение в педагогическую практику элементов дистанционного обучения и реализация его полностью дистанционно имеет большое значение для современной образовательной практики. В настоящее время идет апробация различных моделей интеграции дистанционных он-лайн курсов и элементов смешанного обучения в образовательную деятельность российских вузов, среди которых замена отдельной учебной дисциплины он-лайн курсом, разработанным сторонней образовательной организацией, реализация полноценной модели смешанного обучения, использующей сочетание традиционных занятий с электронными курсами, и использование возможностей он-лайн курсов в качестве дополнительных ресурсов [1, С. 5].

Изучение опыта реализации образовательного процесса в формате смешанного обучения за рубежом свидетельствует, что используются различные вариации этой образовательной технологии, например Rotation model (Station rotation, Lab Rotation, Individual Rotation, Flipped Classroom), Flex model, A La Carte model, Enriched Virtual model [6].

В российской образовательной практике в настоящее время также осуществляется активное изучение возможностей реализации технологии смешанного обучения в школах и вузах [3].

Согласно современным представлениям, технология смешанного обучения предполагает использование трех основных компонентов:

1. Компонент традиционного прямого личного взаимодействия участников образовательного процесса, реализующего в виде объяснения, консультирования, непосредственной проверки знаний и умений;

2. Компонент интерактивного взаимодействия, опосредованный возможностями компьютерных телекоммуникационных технологий и электронных информационно-образовательных ресурсов. К нему относится как обращение обучающихся к разнообразному образовательному контенту, так и осуществление личного опосредованного взаимодействия.

3. Компонент самообразования, который подразумевает возможность обучающихся самостоятельно и инициативно расширять образовательный контент, осуществлять взаимодействие и пр. [4].

Основной технологической базой, позволяющей широко использовать технологию смешанного обучения в образовательной практике, выступают современные системы управления обучением Learning Management Systems (LMSs), являющиеся комплексом программно-техническихсредств на базе Интернет-технологий, методик обучения и организационных мероприятий, позволяющих реализовывать дистанционные формы обучения

[5].

В настоящее время в мире существует множество таких систем, например, BlackBoard, WebCT, Top-Class, Claroline, ILIAS, Desire2Learn, MOODLE и т.д. Есть и отечественные программные разработки такие, как «Прометей», «Батисфера», «ИнтраЗнание» и ряд других [4].

Преимущества LMS MOODLE широко признаны во всем мире, эта система широко используется в более чем двухстах странах. Важнейшим преимуществом LMS MOODLE выступает возможность свободного использования, выражающаяся в отсутствии лицензионных требований, бесплатном обновлении и доступе к программам, наличии открытого программного кода, позволяющего образовательным организациям вносить коррективы, совершенствовать систему и управлять всем образовательным процессом [2].

Для реализации технологии смешанного обучения LMS MOODLE обладает широким набором возможных функций, возможности которых представлены в таблице 1.

Таким образом, LMS MOODLE обладает широким набором элементов, с помощью которых можно эффективно реализовывать смешанное обучение.

Для того чтобы его реализовать на практике, необходимо соблюдение ряда педагогических условий:

1. Особый способ планирования для реализации модели «до-сейчас-после». «До» - предварительная подготовка обучающегося к аудиторной работе по предложенному плану, включая обращение к рекомендованным источникам и самостоятельный поиск информации. «Сейчас» - активная аудиторная работа с преподавателем, цель которой - углубление, объяснение и расширение самостоятельно добытых знаний, формирование базовых умений применять эти знания, обсуждение полученных результатов с другими обучающимися. «После» предполагает закрепление учебного материала, в т.ч. по индивидуальным образовательным маршрутам, расширение полученных знаний, обмен опытом, самооценку достигнутого результата.

Таблица 1 - Возможности элементов для реализации технологии

смешанного обучения

Функция LMS MOODLE Элементы ЬМБ МООБЬБ, поддерживающие эту функцию

1. Мотивационно-целевая поддержка обучающихся (зачем учиться?) Форум, Субкурс, Внеший инструмент

2. Методическая поддержка образовательного процесса (как учиться?) Субкурс, гиперссылка, галерея

3. Функции поддержки образовательного контента (чему учиться?) База данных, Вики, Глоссарий, Внешний инструмент, Лекция, страница контента, Субкурс, Гиперссылка

4. Функция развития умений и навыков (как я научусь действовать?) Задание, Диаграмма связей, Рабочая тетрадь, Тест

5. Коммуникационная функция (как взаимодействовать в обучении?) Вики, Глоссарий, Семинар, Форум, Чат

6. Контрольно-оценочная функция (как проверить знания?) Опрос, Тест

7. Тьюторская поддержка (как продвигаться в обучении?) Книга, Пояснение

8. Самооценка индивидуальных достижений (насколько я продвинулся?) Папка студента, Рабочая тетрадь

9. Обратная связь по курсу (чему я научился?) Анкета, Анкетный опрос, Опрос

10. Изменение и развитие курса (как можно обмениваться опытом и совершенствовать курс?) Опрос, Форум

Реализация этой модели закономерно предполагает трансформацию функции преподавателя из объяснительно-иллюстративной в консультационно-оценочную. Безусловно, реализация подобной модели возлагает на обучающегося большую ответственность за результаты обучения. 2. Высокая степень проработанности методических материалов Реализация смешанного обучения возможна только в том случае, если преподаватель предлагает качественные методические материалы, позволяющиеся обучающимся самостоятельно осуществлять базовые образовательные действия - выбирать источники, планировать собственную учебную деятельность, анализировать учебные материалы, представлять их в требуемых формах и пр. Такие методические материалы в идеале должны представлять собой доступные пошаговые инструкции ко всем видам

учебной деятельности, ориентированные на обучающихся разного уровня подготовки.

3. Высокая степень готовности обучающихся к реализации смешанного обучения

Смешанное обучение - достаточно трудный для обучающихся способ организации образовательной деятельности. Несмотря на доступность и высокую степень адаптированной учебных материалов, огромную ценность приобретает способность обучающегося самостоятельно планировать свою учебную работу, грамотно распределять учебную нагрузку, укладываться в сроки. При смешанном обучении часть функций преподавателя становится подконтрольной обучающемуся, который может самостоятельно выбирать темп и скорость обучения, должен проявлять инициативу при выборе заданий. Все перечисленное накладывает на обучающихся большую ответственность за результаты обучения.

4. Планирование специальных способов оценки результатов.

Другой особенностью технологии смешанного обучения становятся особые требования к выбору методов и приемов контроля и оценки образовательных результатов. Поскольку значительная доля трудоемкости подобных курсы отводится на дистанционное обучение, то возможности контроля за образовательным процессом у преподавателя снижаются, также сокращается время индивидуальных консультаций.

Кроме того, смешанное обучение предполагает расширение использования относительно новых способов оценки результатов обучения - совместной оценки и взаимной оценки. В данном случае выполненные задания оцениваются другими участниками по заранее разработанных и единым критериям оценки.

5. Своевременная поддержка преподавателем коммуникаций и обратной связи

Полноценная реализация технология смешанного обучения на практике предполагает, что обучающиеся могут оперативно получить необходимую консультацию преподавателя, а также связаться с другими обучающимися. В связи с этим в образовательном процессе могут быть эффективно использованы такие формы совместной работы как чат, форум, видеоконференция, которые позволяют преодолевать географическую удаленность обучающихся и быстро обсуждать вопросы, касающиеся обучения.

6. Усиленное внимание к обновлению контента

Смешанное обучение как частично дистанционная технология обучения предполагает широкое использование внешних ресурсов и источников, которые необходимы для качественного образования. Электронная поддержка смешанного обучения позволяет обучающимся обращаться к разным источникам, знакомится в разными позициями и интерпретациями, сравнивать их. Поэтому контент электронных курсов, использующих технологию смешанного обучения, должен быть не просто качественным и актуальным, но и «самодополняющися» и «саморазвивающимся».

Далее рассмотрим, какие требования предъявляет использование технологии смешанного обучения к структуре курса и содержанию разделов (таблица 2).

Таблица 2 - Примерная структура курса с использованием технологии _смешанного обучения_

Основные компоненты курса Примерное содержание

1. Информационно-методический компонент Программа, цели и инструкции по изучению теоретических материалов, инструкции по самостоятельной работе рейтинговая оценка результатов обучения план занятий и контрольных мероприятий

2. Содержательный компонент Лекционные материалы Ссылка на внешние материалы и источники Практические задания Содержание самостоятельной работы Задания для самопроверки Контрольные вопросы для взаимной проверки

3. Коммуникационный компонент Инструкции по получении консультаций Элементы, обеспечивающие обратную связь с преподавателем (форум) Элементы совместного общения (чаты, форумы, коллективные документы) Видео чаты и вебинары

4. Контрольно-оценочный компонент Критерии оценки заданий, итоговой аттестации Содержание контрольных заданий (тестов, практических заданий, коллективных форм работы, проектов) Инструкции по сбору и хранению результатов обучения индивидуальных достижений обучающихся

5. Компонент обратной связи Ссылки на ресурсы, осуществляющие диагностику профессиональных знаний и умений, личностных качеств Материалы по оценке обучающимися содержательных и организационных характеристик курса

Отдельное внимание стоит уделить разработке плана освоения дисциплины. Технология смешанного обучения предполагает, что на начальном этапе обучения обучающихся самостоятельно осваивают: 1. Способы самостоятельной работы

2. Способы работы с элементами курса

3. Способы оценки и самооценки (чек-лист)

4. Способы формирования индивидуального графика обучения

Далее в процессе использования технологии смешанного обучения в образовательном процессе необходимо обратить внимание на:

1. Своевременность выполнения обучающимися заданий, тестов, прохождение контрольных мероприятий;

2. Наличие потребности в дополнительном консультировании, качестве обратной связи в процессе обучения;

3. Использование преимущественного событийных форм (семинары, конференции, проект и пр.), направленных на закрепление результатов самостоятельного обучения, дающих возможность обучающимся обменяться опытом, поддерживать коммуникации.

Выводы и заключение

По результатам работы можно отметить, что интенсивное развитие дистанционного образования, будет только повышать актуальность использования технологии смешанного обучения. Все большее значение будут приобретать вопросы, связанные с организацией образовательного процесса (какую часть дисциплины планировать как аудиторную работу, а какую как дистанционную), освоением обучающимися навыков самостоятельной работы с учебными материалами, трансформацией способов оценки активности в образовательном процессе и оценки результатов обучения.

Возможности использования LMS MOODLE вполне достаточны для реализации технологии смешанного обучения, однако простое использование данных элементов в образовательном процессе не гарантирует отказа от традиционного преподавания и требует перестроения логики освоения дисциплин. При использовании технологии смешанного обучения акцент с информационно-поддерживающей и контрольно-оценочной функций LMS MOODLE смещается на коммуникативную и самообразовательную.

Список литературы

1. Анализ потребностей вузов и опыта включения открытых онлайн-курсов в учебные планы [Электронный ресурс]: издание официальное. М.: Ассоциация «Национальная платформа открытого образования». URL: https://openedu.ru/media/ (дата обращения: 26.03.2019).

2. Велединская С.Б., Дорофеева М.Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8-13.

3. Фандей В. А. Смешанное обучение: современное состояние и классификация моделей смешанного обучения // Информатизация образования и науки. Москва: 2011, № 12.С . 115-125.

4. Шурыгин Виктор Юрьевич, Сабирова Файруза Мусовна Реализация смешанного обучения физике средствами LMS Moodle // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

5. Янченко И.В. Смешанное обучение в вузе: от теории к практике // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5.

6. Blended Learning Models [Электронный ресурс]. URL: https://www.blendedlearning.org/models/

Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Shkunova Anzhelika Arkadevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Labazova Anastasia Vasilievna, student, Belousova Ksenia Vladimirovna, student Bulganina Anastasia Evgenievna , student

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia TRENDS AND DEVELOPMENT PROSPECTS ONLINE EDUCATION Abstract. The article describes the features of the technology of blended learning and the possibilities of its implementation using the LMS MOODLE tools. The description of the essence of the technology of blended learning, its main characteristics, features of building online courses using this educational technology is presented. The capabilities of LMS MOODLE elements for the implementation of blended learning technology have been systematized. Disclosed pedagogical conditions for the implementation of blended learning technology in practice. Described the approximate structure of the course using the technology of blended learning. Conclusions about the opportunities and prospects for the use of blended learning technology in educational practice.

Keywords: blended learning, LMS MOODLE, tools, facilities, technology, education УДК 378.046.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ВУЗЕ Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент (e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университетим.

К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])

В статье рассматривается вопрос о значимости открытого образовательного пространства в вузе. «Open space» это открытое образовательное пространство, связанное с разработкой и изучением ситуаций, условий, сценариев и объектов, обеспечивающих успешное обучение с учетом ландшафтного дизайна помещения. В статье обосновывается применение образовательных пространств на примере вуза: представлены цели, задачи, формы организации занятий в рамках основной профессиональной образовательной программы.

Ключевые слова: «Open space», формы организации занятий.

Выбор индивидуальных образовательных траекторий личностно-профессионального развития становится ведущим направлением в организации учебного процесса [6,9]. Но современные образовательные технологии не всегда делают процесс обучения интересным, радостным, разнообразным и неформальным. Очевиден и тот факт, что выстроить собственную траекторию развития является для обучающихся трудным, долгим и сложным процессом. В условиях быстрых потоков получения информа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.