^ Образование в сфере культуры 169
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ИНГУШЕТИИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО РЕГИОНА (НАЧАЛО ХХ ВЕКА)
Л. Х.-У. Гудиева
Ингушский государственный университет
В статье идет речь о принятии закона «О введении всеобщего начального обучения на территории Российской империи» 5 мая 1908 года, какие мероприятия необходимо было осуществить для реализации этого закона в Ингушетии, какие факторы препятствовали, а какие способствовали реализации указанного закона на территории Ингушетии.
Ключевые слова: закон «О введении всеобщего начального обучения на территории Российской империи», Ингушетия.
This article deals with the adoption of low «About introduction of general elementary education in Russian Empire» on May, 5th 1908. Which actions were necessary to realize this low in Ingushetia Which factors interfered and which ones eased realization of this low in Ingushetia
Key words: low «About introduction of general elementary education in Russian Empire», Ingushetia.
Наша статья посвящена малоизученному периоду развития образования Ингушетии - это начало ХХ века, конкретнее 1908-1917 годы.
Принятие Государственной Думой России 3 мая 1908 года закона «О введении всеобщего начального обучения на территории Российской Империи» явился главной отправной точкой строительства новых начальных школ в селениях плоскостной Ингушетии.
Вместе с законом о введении всеобуча были изданы «Основные положения» для введения всеобщего начального обучения на территории Российского государства.
В мае того же года за № 8623 Попечитель Кавказского учебного округа издает «Обращение» к Дирекции народных училищ Терской области, в котором четко определены мероприятия, необходимые для введения всеобуча в Терском крае (1, л. 3,4,5/об). Среди них: состав-
ление школьной сети на территории Терского края. Согласно ст. 2 и ст. 12 «Основных положений» и закона о введении всеобщего начального обучения, разработка школьной сети в крае возлагалась на местные самоуправления, на народно-военные администрации и начальников округов.
Согласно ст. 7 «Основных положений», в школьную сеть необходимо было внести существующие и проектируемые школы (училища). Педагогический состав таких школ должен был состоять из законоучителя и учителя, обладающего законным правом на преподавание. Так же необходимо было найти помещения, удовлетворяющие школьным и гигиеническим требованиям, издать школьные учебники, наглядные пособия. Обучение детей должно быть бесплатным.
Согласно ст. 8 того же положения, на каж-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 169-174
дую однокомплектную школу Министерство народного просвещения Российской империи планировало отпускать ежегодно казенное пособие в размере 390 рублей, учителю и законоучителю.
Согласно ст. 9 «Основных положений», обеспечение существующих и вновь создаваемых училищ школьными помещениями, мебелью, учебными пособиями, учебниками, необходимыми принадлежностями для учащихся, отоплением и освещением, ремонт помещений и пр. возлагалось на местные общества и учредителей училищ, так же как и обеспечение учителей квартирами с освещением, отоплением, водою или выплата квартирных денег по установленному порядку.
Для составления школьной сети нужна была точная информация обо всех населенных пунктах Терского края, включая общее количество населения в них и число детей школьного возраста от 8 до 12 лет. Географическая карта такого плана отсутствовала. Карта Главного штаба Российской армии и специальная карта Тверской области были устаревшими и значительная часть населенных пунктов, особенно в горной части края, на них не были обозначены.
Поэтому в качестве первоочередной задачи, которую должны были решить военно-народная администрация и начальники округов, была определена задача составления перечня всех населенных пунктов с указанием следующих данных:
- количество жителей в каждом селе и количество детей школьного возраста с 8-12 лет;
- имеющиеся министерские училища с указанием количества учащихся, числа фактически работающих учителей;
- а также число учителей, которые потребуются для работы новых школ.
Более того, органам местной власти - военно-народным администрациям и начальникам участков надлежало выяснить на местах, какую помощь может оказать местное население для постройки и обустройства новых школ или реконструкции действующих школ, а также - в их содержании.
Однако существовали серьезные препятствия для открытия новых школ в горных районах Терской области. Попечитель Кавказского учебного округа указывал на некоторые:
«Туземное население Терской области, которого числится более ? миллиона человек, за исключением христианской части плоскостной Осетии, относятся к русской школе враждебно, что наглядно можно видеть, во-первых, из того, что открытые школы, например, среди кумыков, чеченцев, кабардинцев, мусульман-осетин и каранагайцев посещаются слишком ничтожным количеством детей и притом до чрезвычайности не аккуратно...» (2, л. 10).
Вторым препятствием было то, что сельские общины этих народов, не смотря на настойчивые убеждения учебной и военно-народной администрации области, упорно отказывались выделять средства из общественных сумм на открытие русскоязычных учебных заведений. А делать это насильственным образом не имело смысла при введении всеобуча.
Другой немаловажной проблемой было подбор учителей для этих школ. Русские учителя для туземных школ были нежелательны, а сами русские учителя, не зная ни языка, ни нравов и обычаев туземного населения, «поголовно бегут из туземных училищ, их на местах приходится удерживать силою» (2, л. 10/об.).
Попечитель Кавказского учебного округа даже высказывал опасение, что при таком положении дел у туземцев доверие к русской школе будет окончательно подорвано.
Из этих соображений он предложил сперва открыть в Терской области учительскую семинарию, которая будет готовить учителей, как русских, так и из туземного населения края. И только после подготовки учителей из туземного населения следует открывать для них школы.
Во второй половине июля 1908 года директор народных училищ Терской области г. Де-вицкий высказал свои соображения о порядке введения всеобуча в Терском крае, суть которых заключалась в следующем:
1. На каждую однокомплектную школу на
Образование в сфере культуры 171
50 учащихся из государственной казны необходимо ассигновать 390 рублей.
2. Из этой суммы 360 рублей полагается отдавать учителю и 30 рублей - законоучителю. Для двухкомплектных школ сумму необходимо удвоить, для трехкомплектных - утроить и т.д.
3. Помещения под училища, квартиры учителям со службами и все остальные расходы по содержанию училищ должны принять на себе общества, учреждающие эти училища для своих детей. «Впрочем, на постройку зданий для училищ беднейшим обществам предполагается выдавать и небольшие единовременные пособия...» из государственной казны (3, л. 24).
4. При училищах, которые будут обслуживать несколько небольших селений, отстающих от школ не далее трех верст, предлагалось устраивать ночлежные приюты-пансионы.
Начальникам участков Терской области было предложено не позднее 15 августа 1908 года представить следующие сведения:
- в каких селениях каждого участка целесообразна постройка новых училищ;
- какие селения будут обслуживать эти училища в образовательном отношении;
- какие из предлагаемых училищ должны быть открыты в однокомплектном, двухкомплектном составе и т.д.
- в каких училищах и на какое количество детей должны быть созданы ночлежные приюты-пансионы.
- если некоторые горные селения окажутся не в состоянии выделить средства на постройку зданий и содержание училищ, то выяснить, в какой мере общины этих селений могут принять участие в этой работе.
Все это должно быть оформлено в виде общественных приговоров от каждого селения (3, л. 24, 25).
Так, благодаря принятию закона «О введении всеобщего начального обучения на территории Российской империи», а также заботам попечителя Кавказского учебного округа и дирекции народных училищ Терской области в 1908-1909 годах в Терской области была создана школьная сеть.
Применительно к Ингушетии, анализ созданной школьной сети показывает распределение населения в плоскостных и горных районах Ингушетии и соответствующее проектирование начальных учебных заведений в этих районах.
В плоскостной части в Назрановском округе и в самом «укрепленном местечке» Назрань насчитывалось вместе с хуторами 28 населенных пунктов с количеством населения 39765 человек, в том числе детей школьного возраста 3514 человек. На все крупные населенные пункт были запроектированы начальные школы от однокомплектных до четырехкомп-лектных - в соответствии с количеством обучаемых детей. Всего было запроектировано 21 школа без действующей Назрановской горской школы.
Вдоль реки Камбелеевки насчитывалось 7 населенных пунктов вместе с хуторами, в которых проживало 900 человек, в том числе 83 ребенка школьного возраста. Для них была запроектирована одна Яндиевская хуторская школа - неполная двухкомплектная.
Совершенно по-другому складывалась ситуация со школьной сетью в горных районах Ингушетии. После тщательной переписи всех населенных пунктов и количества жителей в них выявилась следующая структура горного края Ингушетии. Все горское ингушское население было разделено (условно) на 5 обществ.
- Джейрахское общество с 11 населенными пунктами, где проживало 1520 человек, в том числе детей школьного возраста 148 человек;
- Мецхальское общество с 20 населенными пунктами, в которых проживало 2563 человека взрослого населения, в том числе детей школьного возраста 243 человека;
- Хамхинское общество имело 39 поселений, в которых проживало 1977 человек, в том числе детей школьного возраста 195 человек.
- Цоринское общество имело 35 населенных пунктов, в которых проживало 1539 человек, в том числе детей школьного возраста 150 человек;
- населенные пункты Ассиновского уще-
лья. Здесь в 19 селениях проживало 3856 человек, в том числе детей школьного возраста 349 человек.
Изложенная структура расселения ингушей в высокогорных районах создавала большие проблемы для начального обучения по следующим причинам:
а) чрезмерная разбросанность населенных пунктов в сложных условиях высокогорного ландшафта;
б) наличие большого количества мелких населенных пунктов, отстающих друг от друга на большие расстояния. Если в плоскостной части Ингушетии в 35 населенных пунктах проживало 40665 человек, то в горных районах в 105 проживало 7599 человек. Плотность населения в горных аулах была низкая, и при этом наблюдалась заметная миграция горцев в более удобные плоскостные селения Ингушетии. Население самых крупных горных аулов колебалась от 200 до 300 человек. Так, в Бартбосе проживало 235 человек, из них 21 школьник. В Хули - 265 жителей, из которых 24 школьника. И в самой большой Эрзи - 322 жителя, в том числе 29 детей школьного возраста. Но таких селений было мало. Исключением является село Длинная Долина в дельте реки Терек, где проживал 661 житель. Зато горная часть Ингушетии изобиловала мелкими поселениями с количеством жителей от 15 до 40, максимум 100 жителей, соответственно детей школьного возраста было от 1 до 10 человек. Нередко встречались и очень мелкие селения, как, например, Озды - 8 жителей и 1 ребенок школьного возраста; Амчехты - 10 жителей и 1 ребенок школьного возраста; Цоли - 11 жителей 1 ребенок школьного возраста и т.д. Обычно это были 2-3 семьи, которые проживали в своих родовых башнях;
в) сообщение между горными населенными пунктами осуществлялось по труднодоступным и опасным горным дорогам и тропинкам. Дорог, пригодных для арбной езды, было мало, и те были в свое время разработаны русскими войсками. Больше было тропинок, пригодных для верховой езды и пешеходов.
Для названных четырех ингушских об-
ществ были запланированы следующие школы. Для Джейрахского общества предполагалось построить две школы - одну в селении Фуртойг на 50 учащихся и вторую на 70 учащихся в селении Длинная Долина. Для Мецхальского общества так же были предусмотрены две школы. Одна двухкомплектная на 100 учащихся в селении Мецхаль, и вторая, также двухкомплектная, в селении Эрзи. Для большого Хамхинско-го общества была запланирована только одна Нижне-Тумгоевская школа с пансионом на 130 учащихся. Для Цоринского общества тоже была предусмотрена однокомплектная школа в селении Цори.
По ущелью реки Асса было расположено девятнадцать ингушских селений. Горы здесь были пониже, условия общения более удобные.
Основные селения Ассиновского ущелья объединяла дорога, вполне пригодная для ар-бной езды. В таких населенных пунктах проживало население в количестве 3856 человек, в том числе детей школьного возраста было выявлено 349 человек.
Для селений Ассивского ущелья были запланированы трехкомплектная начальная школа на 150 человек в селении Галашки и небольшие начальные школы в селениях Мужичи на 26 учащихся и селении Алкун на 31 учащегося.
Реализация школьной сети в горных районах Ингушетии, как показал проделанный анализ, была связана с большими трудностями. Но, кроме перечисленных выше, была еще одна немаловажная проблема. Население горных районов Ингушетии было чрезвычайно бедным и вело, в буквальном смысле, нищенский образ жизни. Поэтому рассчитывать на то, что горные ингушские общества возьмут на себя расходы по возведению школьных помещений с последующим уходом за ними, а также и другие расходы, согласно ст. 9 «Основных положений», не приходилось. Таким образом, дирекция народных школ Терской области получила исчерпывающие данные о расселении ингушей в плоскостных и горных районах.
Надо сказать, что закон о введении всеобщего начального обучения полностью отвечал чаяниями ингушского народа. Ингуши посто-
Образование в сфере культуры 173
янно обращались с просьбами к местной администрации об устройстве своих детей во Владикавказские учебные заведения. Начиная с конца девятнадцатого века они обращались к начальнику округа с жалобами и с просьбами открыть в селах Ингушетии новые начальные школы, так как Владикавказские училища находились далеко и не всегда могли принять у себя всех желающих учиться ингушских детей.
Стремление ингушей дать своим детям светское русскоязычное образование не осталось незамеченным руководство народных училищ Терской области. В своем отчете попечителю Кавказского учебного округа директор народных училищ Терской области г.Грушевский пишет: «В самое последнее время появилось сильное стремление к школе среди ингушского населения Назрановского округа. До 1910 года в этом округе существовала только одна горская школа. В 1910 году открылись два начальных училища, Привольненское и Насыр-кортское. Наплыв учащихся, желающих поступить в последнее училище был столь велик, что пришлось прибегнуть к метанию жребия, так как из 200 желающих поступить в училище во временном помещении с трудом можно принять 45-50 человек.
До конца 1911 года было открыто еще 9 начальных училищ. Открыты все они во временных помещениях. При открытии их повторилось то же явление, что и в Насыркорском училище, то есть пришлось принимать детей по жребию. Таким образом, в настоящее время на 53 тысячи душ ингушского населения Назра-новского округа имеется 11 школ, в которых обучается 522 мальчика и 8 девочек. Таким образом, среди ингушей 1 школа приходится на 4,4 тысячи населения, или на 1000 душ населения - 10 учащихся. В дирекцию поступили уже приговоры об открытии училищ еще от 5-ти ингушских селений.» (5, л. 90/об).
Как видно из архивных документов, с 1908 по 1911 годы в Ингушетии было открыто 11 начальных училищ и еще поступили «приговоры» от 5 селений об открытии в них начальных училищ. («Приговор» - это совместно принятое решение, примерно в форме акта, взрослы-
ми, имеющими право голоса жителями села по любому вопросу, касающемуся жизни этого села. При составлении «приговора» о строительстве новой школы, жители села должны были подтвердить свое желание иметь школу для своих детей, а также указать ту материальную помощь, которую могут оказывать сельчане, при решении столь полезного для них дела.)
Для сравнения мы извлекли некоторые факты из архивных источников. Так, например, в 1910-1911 годы в осетинских селениях имелось 7 двухклассных и 5 одноклассных училищ, всего 12; в Кабарде было 29 училищ и все они были одноклассные. На 52 тысячи населения кумыков имелось 13 училищ, то есть 1 училище примерно на 4 тысячи человек. И в кабардинских, и в кумыкских училищах посещаемость школ детьми была очень низкая. На последнем месте были чеченцы. На 230 тысяч населения чеченцев приходилось 7 школ, то есть одна школа на 33 тысячи населения. Объяснялось это не только труднодоступностью горных селений, но и, в основном, фанатичностью чеченского духовенства, которое не признавало русскоязычные школы.
Калмыкские и ногайские поселения имели по одной школе (5, л. 90/об).
В целом, по Терской области на 600000 горцев приходилось 63 школы, то есть 1 школа на 10500 жителей. На этом фоне положение Ингушетии, где на 4,4 тысячи жителей приходилась одна школа, было неплохим. Все население Терской области, вместе с русскими, составляло 1196497 человек, при этом, в среднем по краю, 1 школа приходилась на 3500 жителей (6, л. 93).
При введении всеобщего начального обучения в Терском крае решение о строительстве школы или реконструкции действующей принималось Администрацией края только после поступления «приговора» от соответствующего селения. В плоскостной Ингушетии жителями большинства крупных населенных пунктов такие «приговоры» были составлены (7, 1-6/об).
Всего в период с 1910 по 1915 годы на территории сельских районов Ингушетии функционировало 18 начальных горских училищ с 5-ти
летним сроком обучения. Детей принимали в начальные училища в возрасте от 8 до 12 лет.
Для данного этапа эволюции национально-регионального образовательного пространства Ингушетии характерна высокая динамика раз-
вития, отражающая образовательный потенциал ингушского этноса. Из других системных характеристик следует отметить «специфику учреждений образования»: все создаваемые начальные горские школы были однотипными.
Примечания
1. ЦГА РСО-Алания. Ф.123,оп.1, дело 768, л. 3-5/об.
2. ЦГА РСО-Алания. Ф.123,оп.1, дело 493, л. 10; л. 10/об.
3. ЦГА РСО-Алания. Ф.123,оп.1, дело 475, л. 24-25/об.
4. ЦГА РСО-Алания. Ф.123,оп.1, дело 515, л. 71-78/об.
5. ЦГА РСО-Алания. Ф.123,оп.1, дело 1153, л. 90-90/об.
6. ЦГА РСО-Алания. Ф.11,оп.58, дело 2204, л. 93.
7. ЦГА РСО-Алания. Ф.123,оп.1, дело 483, л. 1-6/об.
РУССКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ СТОЛЕТИЙ: ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В. В. Гетьман
Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова
Статья посвящена анализу развития отечественной музыкальной культуры и образования в период рубежа XIX - XX веков. В работе рассматриваются особенности эволюции и трансформации профессионального музыкального образования в контексте сложившихся традиций, выявлены новые направления и структура системы музыкального образования.
Ключевые слова: музыкальная культура, система музыкального образования (профессиональное и массовое), консерватория, традиции отечественной исполнительской и педагогической школы, педагог - артист, музыкант - педагог, профессионализация образования, музыкальная наука, музыкально-педагогическая мысль.
This article analyzes the development of the Russian national musical culture and education during the turn of XIX-XX centuries. In this work we will have a closer look on evolution and transformation of professional music education in a context of traditions, new directions and structure of system of music education are revealed.
Key words: musical culture, a system of music education (professional and mass), a conservatory, a national tradition of performing and teaching school, teacher - artist, musician - a teacher, the professionalization of education, musical science, music and educational thought.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 174-179