Л.Х-У. Гудиева
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ИНГУШЕТИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Преследуя свои политические интересы и решая задачи укрепления культурных связей с Кавказом, Россия избрала образование в качестве главного средства постепенного сближения и объединения русского народа с многонациональным местным населением. Поэтому становление и развитие образования на Кавказе связаны с идеями русского просветительства, важнейшими принципами которого были защита интересов народа, повышение его самосознания, гражданственности, распространение образования среди всех слоев населения, независимо от сословной принадлежности.
Исследования по истории образования Ингушетии в дореволюционный период немногочисленны, в частности диссертационных исследований по данному периоду становления образовательного пространства на территориях, заселенных ингушским народом, вовсе нет.
Что касается источниковедческой базы, то она, напротив, богата, разнообразна и позволяет представить процесс развития образования в республике в указанное время достаточно полно.
В существующих исследованиях объективные и субъективные условия становления светского образования в Ингушетии представлены неоднозначно. Многие авторы отмечают важную цивилизаторскую роль русского гражданского населения, казачества и отчасти русской армии, царской администрации. Подчеркивается важность экономического и культурного влияния России, вовлечения кавказских территорий в общероссийский рынок, появления в городах и селениях Терской области новых видов ремесел, зачатков фабрично-заводского производства, возникновения больших рынков - базаров, где ингуши имели возможность продавать или обменивать продукты своей хозяйственной деятельности. Например, казаки и представители русскоязычного населения обучали ингушей новым приемам садоводства, вовлекали их в огородничество, знакомили с формами интенсивного животноводства.
Культурно-историческое развитие ингушского народа отличалось тем, что оно
осуществлялось в тесной связи с культурой военного и гражданского русского населения, в тесной связи с Россией в целом. После окончания Кавказской войны и проведения реформ 60-х годов XIX века Ингушетия была объективно вовлечена в новые экономические и культурные процессы, происходившие на всем Северном Кавказе.
Большое значение в развитии экономики края имело строительство дорог и, особенно, строительство Военно-Грузинской дороги. Постепенно все горцы Кавказа, в том числе и ингуши, вовлекаются в товарно-денежные отношения. Среди ингушей появляются зажиточные крестьяне, купцы.
Знаток жизни ингушей Н.Ф. Грабовский писал о том, что, стремясь всеми доступными средствами «завоевать себе и образование, и место в торговле и промышленности», ингуши проявляют недюжинную активность, практичность, сметливость. Втягиваясь в русло рыночных отношений, ингуши преодолевали сковывающие их веками традиции родовых, патриархальных отношений и порядков. В поисках новой жизни и новой, прибыльной работы они потянулись во вновь созданные города и поселки [4, с. 13].
Указывая на коренные перемены, которые произошли в психологии, в настроениях ингушей и других горцев Кавказа, А. Ардасенов писал: «Ингуша, чеченца, осетина в особенности можно видеть теперь, так сказать, на всех перекрестках жизни, ищущих всюду работу - приложения своих рук» [5, с. 35].
Социально-экономические преобразования затронули и вековые традиции общественного и семейного быта ингушей. К концу XIX века постепенно изживаются обычаи и обряды языческого толка, связанные с культом родоначальников, предков, с представлениями об их живом участии во всех делах общины. Основанные на древних верованиях судебные разбирательства и решения уступают разбирательству по шариатскому и горскому словесному судам [6, с. 11].
Для освоения новых форм производства, овладения русской и европейской культурой необходимы были научные знания, усвоение опыта переселенцев, куль-
турной информации. Для этого было необходимо знание разговорного русского языка, грамматики русского и родного языка, умений и навыков чтения, письма, счета и т.п. Возникла острая потребность в светских русскоязычных учебных заведениях.
Однако для создания такой сети Кавказский учебный округ был одним из наиболее неудобных ввиду разнородности населения, обширности района и крайне пересеченной местности.
Одним их главных условий интеграции ингушей в систему общественных отношений России было распространение среди них русскоязычного светского образования, которое вместе с тем обеспечивало бы углубленное изучение родного языка, приобщение к официальной мусульманской религии, сохранение национальных традиций. Сдвиг в развитии светского образования в части городских и сельских районов вновь образованной после Кавказской войны Терской области и ее части - Ингушетии стал возможен в результате победы русских войск и изменения военно-политической, экономической и демографической ситуации.
Важным условием развития образования Ингушетии и Терской области в целом была правильная оценка положения образования и задач развития последнего представителями царской администрации. Например, начальник Терской области в 60-е годы XIX века граф М. Лорис-Меликов обращал особое внимание дирекции Терских училищ на возросшее за последние годы стремление «туземного» населения края к определению своих детей в учебные заведения. При этом он обращает особое внимание на следующий факт: «Я убедился, что число этих школ в настоящее время далеко уже не соответствует действительным в них потребностям и что, кроме того, весьма многие общества по значительному удалению их от пунктов, где устроены школы, лишены вовсе возможности давать детям хотя быпер-воначальное образование» [7, л. 1-1 /об.].
Руководство Терской области обращается к дирекции училищ Терской области с настоятельной просьбой по возможности быстрее определить главные пункты, где следует открыть начальные школы. При этом необходимо было учитывать действительную потребность в таких школах, согласие и же-ланиесамого «туземного» населения.
Другимважнымусловиемстановлениясвет-ского образования в Ингушетии был рост самосознания ингушского народа и его стремле-
ние к культурному росту и взаимодействию.
Начиная с 1865 года ингуши обращаются с официальными письмами к начальству Назрановского округа, а также Терской области с просьбами открыть в сельских районах Ингушетии русскоязычные учебные заведения. Многие ингуши устраивали своих детей во владикавказские училища, но такими возможностями обладали в основном ингуши, проживавшие в городе и пригородах. А в целом прием ингушских детей в начальные училища г. Владикавказа был ограничен, так как свободных мест в этих училищах было мало.
Начальник Терской области, обращаясь к попечителю Кавказского учебного округа, писал: «... Жители Ингушевского округа постоянно обращаются с просьбами об определении своих детей в учебные заведения, к сожалению, удовлетворение подобных просьб оказывается совершенно неисполнимым, вследствие недостатка вакансий во Владикавказской горской школе, в которую до сих пор, по мере возможности, зачислялись дети названного округа» [8, с. 32].
Семена образованности в Ингушетии падали на плодородную почву. Она во многом была подготовлена развитием ингушской народной педагогики. А.И. Краснов отмечал, что в Ингушетии широко была развита сеть народных школ по физическому и военному обучению молодежи. Помимо овладения верховой ездой, холодным оружием, детей учили стрелять, пользоваться лыжами, совершать многодневные походы, играть во всевозможные игры с мячом. «Скачка и рубка лозы, джигитовка и стрельба из лука или огнестрельного оружия, борьба и танцы, лазание по деревьям и скалам, плавание и переправа с одеждой, с оружием через реку, игра в шар (в мяч), фехтование, бег и прыжки, метание камня и поднятие тяжести, маскировка и внезапность нападения - всему этому учил воспитатель подростков» [9, с. 31]. Юношей также обучали военной и гражданской этике.
Важную роль в ингушской культурной среде играло религиозное образование.
Почти во всех более или менее крупных населенных пунктах Ингушетии имелись мечети, при которых функционировали религиозные учебные заведения - «хьужаре». В «хьужаре» дети женского и мужского пола изучали Священный Коран на арабском языке. Несколько лет уходило на то, чтобы научиться писать арабские буквы и
читать нараспев молитвы на арабском языке.
Материальное, педагогическое и методическое обеспечение этих школ было неудовлетворительным. Они обычно занимали 1-2 небольшие комнаты, существовавшие на добровольные пожертвования населения. В религиозных школах отсутствовали учебники, словари, какие-либо наглядные пособия, вспомогательная литература, справочники. Успех обучения определялся исключительно уровнем профессиональных знаний вероучителя. А образованных учителей-мулл в Ингушетии было очень мало [11, с. 2-3].
Все аяты Священного Корана дети заучивали по-арабски, без переводов. Вероучители убеждали учеников, что переводить текст Корана на другой язык, особенно русский, - большой грех.
Влияние мечетей, религиозных школ на развитие ингушского образования было неоднозначным. Духовенство Ингушетии нередко препятствовало распространению светского образования. Они убеждали взрослое население в том, что обучение в русскоязычных школах сделает их детей «гяурами», т.е. вероотступниками, и грех за это ляжет на их родителей.
В связи с этим директор народных училищ Терской области отмечает: «...Православная религия, которую исповедует большая часть Осетии, сближает их с единоверным русским народом, а вместе с православием духовенство несет в среду осетин грамотность и просвещение .
... Главною причиной, которая тормозит развитие школьного дела среди горского населения области, является именно мусульманская религия ...» [12, л. 91].
Серьезные препятствия открытию новых школ в горных районах Терской области создавало глубокое проникновение мусульманских религиозных правовых и бытовых установок в сознание и поведение горцев. В связи с этим попечитель Кавказского учебного округа отмечает: «Туземное население Терской области, которого числится более 1/2 миллиона человек, за исключением христианской части плоскостной Осетии, относятся к русской школе враждебно, что наглядно можно видеть, во-первых, из того, что открытые школы, например среди кумыков, чеченцев, кабардинцев, мусульман-осетин и каранагайцев, посещаются слишком ничтожным количеством детей и притом до чрезвычайности не аккуратно .»[13, л. 1-10].
Трудноразрешимой проблемой было то, что сельские общины горских народов, несмотря на настойчивые убеждения учебной и военной администрации области, упорно отказывались выделять средства из общественных сумм на открытие русскоязычных учебных заведений. «Самым отсталым населением области в развитии школьной грамоты является горское мусульманское население», - отмечается в отчете «О состоянии учебных заведений дирекции народных училищ Терской области за 1911 г.» [12, л. 88]. Главной причиной, тормозившей развитие школьного дела среди горского населения области, оставалась мусульманская религия. Поголовное невежество и отсутствие передовой интеллигенции служили сохранению влияния фанатичных шейхов и мулл на горское мусульманское население.
«Кто будет обучать своих детей "гяур-ской" грамоте, - проповедовал мулла в одном из кабардинских селений, имеющих сельское училище, - тот на том свете будет гореть в вечном огне». В одном из ингушских селений, в котором только что открылось начальное училище, прежде чем послать детей в школу, родители спрашивали муллу: «нет ли в том ли греха» [12, л. 80-82].
В другом ингушском селении мулла объявил родителей, посылающих детей в начальное училище, отступниками от Корана, и когда школьники проходили мимо его дома, он демонстративно отворачивался от них или плевал им вслед [12, л. 80-82].
Мусульманское духовенство не останавливалось и перед запугиванием жителей тем, что с открытием школ детей мусульман будут обращать в христианство, а взрослое население принудят отбывать воинскую повинность в войсках правоверных, где будут кормить ненавистным им свиным мясом.
«Все эти басни принимаются невежественным населением как непреложная истина, разжигают фанатизм населения и поддерживают в нем упорное нежелание открывать правительственные школы» [12, л. 89].
Таким образом, введение и развитие светского русскоязычного образования, которое должно было составить основу нового образовательного пространства, по сути дела, было столкновением последнего в момент его возникновения с традиционным образовательным пространством, в основу которого были положены религиозное арабоязычное образование и отчасти связанная с ним народная педагогика.
Другим обстоятельством, препятствовавшим развитию светского образования в Ингушетии, являлось отсутствие национального учительства, которое могло бы общаться с детьми на родном языке. Русские учителя, не зная ни нравов, ни языка местного населения, долго в Ингушетии не задерживались. Руководители школьного дела Терской области отмечали, что русские учителя «...поголовно бегут из туземных училищ, их на местах приходится удерживать силою» [12, л. 10/об.].
Руководитель Кавказского учебного округа высказывал опасение, что при таком положении дел у туземцев будет окончательно подорвано доверие к русской школе.
Начальным народным образованием мусульман управляли два ведомства: Министерство народного просвещения Российской империи и духовное ведомство (муф-тият). При распределении их функций во вновь открываемых училищах между ними могли произойти нежелательные трения.
Еще одной причиной, препятствующей развитию светского образования среди горского мусульманского населения, являлась его бытовая обособленность и замкнутость.
Топографические условия местности также служили немаловажным препятствием распространению просвещения среди горцев. В глубине ущелий имелись такие отдаленные и заброшенные селения, которые по целым месяцам не имели отношений с внешним миром. «Неудивительно, что в эти далекие селения цивилизация проникает так медленно, что обитатели этих селений ведут еще первобытный образ жизни и выглядят настоящими дикарями» [12, л.90].
В результате даже созданные учебные заведения не могли нормально функционировать. «Если же администрация, как это было раньше, слишком пристанет к какому-либо селению с требованиями об открытии школы, селение это дает согласие, и школа открывается, то из 300-400 детей школьного возраста школу посещают 7-12 учеников, причем во время, когда упадет и лежит снег, что бывает с конца ноября до половины февраля. Но и в это время дети посещают училище неаккуратно, пропуская уроки целыми неделями» [12, л. 88].
Преодолению недоверия к русскоязычным светским школам служила реалистическая, продуманная политика руководства Кавказского учебного округа. О ее содержании свидетельствует, например, обращение к начальникам учебных заведений и
преподавателям попечителя Кавказского учебного округа действительного статского советника К. Яновского (1879 г.).
Он подчеркивает, что «...Кавказ может сделаться одною из благодатнейших стран России только при усиленном проявлении в нем труда, ума и искусства, основанных на правильном образовании. Правильное образование есть самый главный и самый действительный источник не только нравственного, но и материального благосостояния как каждого общества, ... так и, следовательно, каждого из его членов в отдельности» [14, л. 69].
Новый попечитель считает необходимым направить усилия руководства Кавказским учебным округом и дирекции училищ Терской области на решение следующих проблем: тесного взаимодействия всех лиц, учреждений и обществ, как-то связанных с делом образования; постоянной связи с родителями через регулярное, по заранее составленному плану, проведение родительских собраний; связи с обществами, где находятся учебные заведения, училища. «Для приобретения доверия со стороны сельских обществ к их школам, необходимо нравственное влияние учителей не только на школы, но и на самые общества. Такое влияние приобретается учителем не только добросовестным и успешным исполнением своих обязанностей, но и сверх того, безупречною жизнью, умением и готовностью распространять сведения полезные для поселян» [14, л. 70].
Для успешной учебно-воспитательной деятельности учебных заведений края, считал К. Яновский, необходимо обеспечить взаимное согласие, как в аппарате руководства, так и между воспитателями, учителями и заведующими отдельных школ. Учительскому составу края следовало хорошо продумать и регулярно осуществлять межпредметные связи, что могло бы способствовать становлению развивающего обучения.
К. Яновский подвергал острой критике сложившуюся неравномерную систему распределения уроков и домашних заданий. Он подчеркивал настоятельную необходимость более высокого уровня преподавания, что напрямую было связано с профессиональной подготовкой учителей края. Должны были быть разработаны общие дидактические основы преподавания различных дисциплин.
Значительно больше внимания, по его мнению, следовало уделять нравственно-
му воспитанию детей - любви к Богу, к ближнему, стремлению делать добро, быть правдивым и исполнительным.
Особое внимание К. Яновский обращает на горские училища, где дети почти не знали русского языка: «В таких учебных заведениях, и особенно в их низших классах обучение следует вести осмотрительнее и медленнее. В низших классах таких учебных заведений, предварительно занятия учащихся, например чтением, необходимо знакомить их со значением и произношением различных слов и выражений. С целью сознательного усвоения отдельных слов и выражений... они должныбыть по возможности переводимы наих родной язык.... Чтение и устные ответы... могут и должны быть допускаемы хоровые по всем предметам вообще и особенно по языкам» [14, л. 73/об.].
В заключение необходимо также отметить, что К. Яновский как новый руководитель Кавказского учебного округа поднимал проблему здоровья учеников, без которого невозможны никакие успехи в учебно-воспитательном процессе. Он акценти-
Примечания
рует внимание на условиях быта, учебного процесса, личной гигиены.
С точки зрения такой характеристики образовательного пространства, как доступность образования в Терской области и, соответственно, в Ингушетии, мы должныот-метить следующее: правительство и кавказская администрация стремились к тому, чтобы представители всех слоев горского населения имели возможность приобщиться к образовательному процессу. Для бедных образование было бесплатным, для остальных оплата была умеренной, соответствующей семейному доходу. Сословных препятствий не устанавливалось. Для незнающихи слабо знающих русский язык определялись особые, щадящие условия. Вместе с тем, существовали объективные обстоятельства, препятствующие реализации принципа доступности образования. Для Ингушетии это, прежде всего, выражалось в недостаточном количестве учебных заведений.
Систематический контроль за деятельностью горских училищ способствовал повышению уровня их работы.
1. Второй съезд ингушского народа (Грозный, 9-10 сентября 1989 года) [Текст]. - Грозный: Книга, 1990. - 236 с.
2. Ахриев, Ч. Э. Этнографический очерк ингушского народа с приложением его сказок и приданий [Текст] / Ч.Ахриев // Терские ведомости. - 1872. - №32.
3. Сборник сведений о Терской области [Текст]. - Владикавказ, 1878. - Вып. 1.
4. Грабовский, Н. Ф. Ингуши (их жизнь и обычаи) [Текст] /Н.Ф.Грабовский // ССКГ. Вып. IX. Отд.1. - Тифлис, 1876.
5. Ардасенов, А. Переходное состояние горцев Северного Кавказа [Текст] / А.Ардасенов.
- Тифлис, 1896.
6. Долгиева, М. Б. Общественная мысль Ингушетии второй половины XIX - начала XX вв. [Текст]: автореф. дис.... канд. ист. наук / М.Б.Долгиева. - Нальчик, 2002. - 24 с.
7. ЦГА РСО-Алания Ф. 123. Оп 1. Д. 28. л 1-1 об, 2.
8. Газиков, Б. Д. Архивная память [Текст] / Б.Д.Газиков. - Назрань: Илма, 2004. - 46 с.
9. Краснов, А. И. Физическая культура и спорт в Чечено-Ингушетии [Текст] / А. И. Краснов.
- Грозный, 1963.
10. Алироев, И. Ю. Язык, история и культура вайнахов [Текст] /И.Ю. Алироев. - Грозный, 1990.
11. Отчет Министерства образования РИ от 28.04.2000 г. [Текст] // Материалы о развитии системы образования в Республике Ингушетия. - Назрань, 2000.
Л.В. Светухина
О СОВРЕМЕННОМ СОСТОЯНИИ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ФИЛОЛОГОВ
Система профессионального образова- важнейшим элементом которого является
ния служит не только для передачи специ- сам специалист. Специалиста как предста-
альных знаний, но и для развития и вос- вителя и носителя определенной культуры
произведения особого культурного слоя, характеризует специфический набор зна-