УДК 37
О.Р. Кудаков
СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
Дается краткая характеристика четырех уровней методологического подхода в педагогике: аксиоматического, коммуникационного, технологического и эвентуального. Ключевые слова: методологический подход, структура.
В современной научной литературе очень часто встречается такое понятие, как «методологический подход» к организации разного рода деятельности: образовательной, психологической, экономической и т.д. Так, А.М. и Д.А. Новиковы пишут, что методологический подход к организации научной деятельности может рассматриваться как некоторый исходный принцип, исходная позиция, основное положение или убеждение, например: функциональный подход, системный подход, синергетический подход и т.п. [1]. В образовании также выделяется множество подходов, связанных с той или иной парадигмой обучения - деятельностной, лично-стно-ориентированной, гуманистической, компетентностной. В настоящее время дифференцировать методологические подходы позволяют следующие компоненты: аксиоматические и целевые установки, принципы, схемы получения знания, принципы отбора содержания, концепции организации образовательного процесса, роль педагога, модели подготовки, роль обучающегося и т.д.
Наиболее распространенный подход получил название «знаниево-го». Общей и основной его характеристикой была цель - дать знания. Наиболее актуальный в современных условиях компетентностный подход представляется как комплекс методологических, парадигмальных структурных компонентов, направленный на формирование компетентно-стей и компетенций, основанных на оптимальном соотношении теоретических знаний, умений, способностей, профессионально значимых и личностных качеств, обеспечивающих эффективную подготовку востребованного работника, характеризующегося адекватным представлением о профессиональной деятельности.
Схематично любой подход, применяемый в образовательной деятельности, можно представить в виде некоего ядра (названия), окруженного несколькими уровнями сфер (рис. 1). Первая сфера - наиболее устойчивая к внешним изменениям - аксиоматическая, включает в себя основания,
127
принципы, цели. Основание является одной из главных компонент любого методологического подхода. Основания несут в себе ценностные установки, помогающие идентифицировать подходы, с последующим выбором одного из них в качестве рабочей оболочки для дальнейшей деятельности. Например, для «знаниевого» подхода основаниями являются знания (умения, навыки); для системного - образовательная система; для личностного
- личность; для деятельностного - деятельность; для антропологического -человечество; для культурологического - культура; для компетентностного
- компетентность; для герменевтического - познание обучаемого; для си-нергетического - самоорганизация и т.д.
Рис. 1. Уровни методологического подхода, применяемого в образовательной деятельности
Второй компонент аксиоматического уровня - принципы, которые служат мостом, соединяющим теоретические представления с педагогической практикой. Принцип - это система исходных теоретических положений, руководящих идей и основных требований к проектированию целостного образовательного процесса, вытекающих из установленных психолого-педагогической наукой закономерностей и изучаемых в целях, содержании, педагогических технологиях, деятельности преподавателей и деятельности студентов [2].
Каждый методологический подход в образовании обладает своим набором действенных принципов. Например, в компетентностном подходе реализация принципа модульности профессионального обучения означает то, что обучающийся может самостоятельно работать с предложенной ему индивидуальной образовательной программой, включающей в себя банк информации и методическое руководство по достижению поставленных целей профессиональной подготовки; дробление на модули -
128
образовательные единицы, которые входят в состав учебных блоков. Данный принцип позволяет обеспечивать целостность содержания учебного материала. Реализация данного принципа приводит к развитию аналитического и синтетического мышления у студентов, способствует облегчению проведения текущего и итогового контроля и т.д.
Что касается третьей компоненты первого уровня методологического подхода - целей, то, естественно, каждая имеет свою направленность: например, в «знаниевом» подходе - это формирование системы знаний, умений, навыков и опыта творческой деятельности, построение научного миропонимания обучающихся; в компетентностном подходе - формирование востребованного работника, обладающего универсальными и профессиональными компетенциями, адекватными требованиям рынка труда.
Второй уровень - коммуникационный, включает в себя три компоненты: роль педагога, роль обучающегося и систему оценивания. В «зна-ниевом» подходе роль педагога - лидер, его функции в основном - преподаватель-лектор и преподаватель семинарских и лабораторных занятий при линейной системе оценивания. В компетентностном подходе роль преподавателя - организатор и систематизатор процесса обучения; его функции - тьютор (консультант), коуч (креативный наставник), фасилита-тор (помощник) при рейтинговой системе оценивания.
Третий уровень - технологический. На этом уровне присутствуют отбор содержания, организация образовательного процесса и педагогические технологии. Соответственно, в каждом подходе эти компоненты разнятся. В «знаниевом» подходе в основу отбора содержания положен принцип многопредметности, в компетентностном - междисциплинарно-сти; в организацию образовательного процесса - последовательная классно-урочная (лекционно-семинарская) и модульная системы соответственно. Методы обучения также разнятся. В «знаниевом» подходе преобладают следующие методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский; в компетентностном подходе - проектная технология, кейсовые технологии, презентация идей, исследование ролевых моделей и т.д.
Четвертый уровень - эвентуальный (от лат. вУвЫш - окончательный результат, успешно действующий; в трактовке С. Ожегова - возможный при определенных обстоятельствах). На этом уровне заложены образовательные стандарты и модели подготовки.
При анализе существующих названий подходов выявились следующие закономерности (речь, конечно, идет о подходах, имеющих хоть то-
129
лику признания среди теоретиков и практиков от образования). Если название односложное, то оно вытекает из ключевой компоненты аксиоматического уровня структуры методологического подхода - «основания». Если название составное, то основы складывается по принципу однопо-рядковости - основание подхода + основание подхода (например, лично-стно-деятельностный), а не подход + метод (например, системно-проектный) [3]. Соответственно, вряд ли корректно в название подхода вводить следующее:
названия методов (поскольку подход как мировоззренческий инструментарий включает в себя определенный набор методов и не только методов);
• названия принципов (которые могут «гулять» из одного подхода в другой);
производные от некоторых часто используемых слов, как, например, - «цель», «технология», «кредиты» и т.д. (цели, технологии - обязательные характеристики любого подхода; кредиты - средство для построения кредитно-модульной системы образования, лежащей в основе компетентностного и, возможно, других подходов).
При ближайшем рассмотрении у многих подходов проявляются родственные черты, компоненты. Природа каждого подхода интегральная, поскольку в нем аккумулируется и выстраивается по определенной схеме различные обоснования организации педагогической деятельности, полученные из опыта предшественников.
Источники
1. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. М.: Либроком. С. 134.
2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по педагогике // Экзаменационный экспресс-справочник. Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2001.
3. Кудаков О.Р. Методологические подходы в педагогике: вектор парадигмальности / Материалы Всероссийского научно-практического семинара «Дуальная форма профессиональной подготовки компетентных специалистов: опыт, проблемы, перспективы развития (26-27 марта 2009 г.). Казань, 2009. С. 122-127.
Зарегистрирована 15.09.2010 г.