Л.Н. Журбенко
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ
Г.У. МАТУШАНСКОГО, О.Р. КУДАКОВА,
Г.В. ЗАВАДЫ «ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Дана рецензия на монографию Г.У. Матушанского, О.Р. Кудакова, Г.В. Завады «Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании». Анализируются содержание книги, авторские позиции на указанный подход и его применение в российской высшей школе.
Ключевые слова: рецензия, монография, применение компетентностного подхода.
В издательстве Казанского государственного энергетического университета в 2010 году вышла монография под названием «Теоретикометодологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании» [1]. Ее авторам (Г.У.Матушанскому, О.РКудакову, Г.В.Заваде) при сравнительно небольшом объеме удалось высказать некоторые интересные идеи. Актуальность темы связана с неизбежностью интеграции российского образования с мировым образовательным пространством. Реформирование системы образования со стороны правительства Российской Федерации отражено в ФГОС ВПО нового поколения, основанных на компетентностном подходе. То, что в монографии сделан акцент на ВПО, не должно, на наш взгляд, смущать читателя, поскольку именно высшая школа являлась первоначальным проводником новых идей, принципов, идущих из Европы и Америки. Многое, о чем говорится в монографии, касается методологии образования, а модели подготовки востребованных работников выглядят как вполне пригодные для СПО.
Идея о том, что компетентностный подход, как и иной другой методологический подход в образовании, имеет универсальную структуру, получила авторскую заявку в виде аксиоматических, коммуникационных, технологических уровней, что подкреплено обстоятельным сравнительным анализом компонентов различных подходов (личностного, деятельнеостного, культурологического и др.). Возможно, данное видение можно перенести в методологии других наук (психологии, философии, социологии, экономики и др.) при разборе
действующих в них подходов.
По новому проекту закона «Об образовании» ФГОСы должны работать не более 10 лет, то есть до 2019 года, когда подойдет время предполагаемой новой образовательной парадигмы. Однако есть вероятность, что за это время компетентностный подход не будет полностью освоен. Ведь «знаниевый» подход закреплялся на российской почве более ста лет. По мнению авторов монографии парадигмальность компетентностного подхода может в скором времени закончиться и к 2019 году мы получим следующую картину: за океаном и в Европе возникнут новые вызовы, в то время как в России мы еще будем находиться в условиях последствий перехода на компетентностные «рельсы».
Как нам представляется, одна из интересных идей авторов состоит в «неизбежности конструирования собственных методологических подходов к построению образовательной деятельности, но с прорывным потенциалом, чтобы на них могла обратить внимание мировая образовательная общественность». Другим важным по концептуальным соображениям моментом монографии является авторская попытка создать модели формирования профессионала-специалиста на основе компетентностного подхода. Конечно, не совсем понятно словосочетание «профессионал-специалист», тем более, что авторами дается расшифровка понятий «специалист» и «профессионал» (с. 35) без объяснения их слитного написания, однако важнен выход на новый уровень наглядности модели. Следует также отметить то обстоятельство, что авторы буквально перелопачивают каждый участок своей модели пытаясь донести до читателя все перипетии этой компетентностной подготовки. Авторы не ставят свою модель подготовки в ряд непреложных истин в последней инстанции. Наоборот, они подчеркивают, что разрабатываемая ими модель обладает восприимчивой природой и что она открыта для дополнений. Это касается, прежде всего, кластера «профессионал - модель мобильности», о котором сказано, что «эта область еще только становится объектом пристального внимания отечественной науки» (с. 72).
Возможно, не со всем изложенным в данной книге можно безоговорочно согласиться, всегда есть и будут проблемы, споры, иные суждения. К плюсам и минусам одновременно можно отнести высокую степень наглядности: очень много схем, таблиц, рисунков, но, к
сожалению, не всегда достаточно подробно объясненных. Интересны параграфы, посвященные принципам использования компетентностного подхода, подготовке преподавателя высшей школы в современных
условиях Вместе с тем, упомянутый выше «профессионал-специалист» вызывает некоторое недоумение, хотя в современной научной литературе нами встречается этот термин и даже «специалист-профессионал». Чем они друг от друга отличаются? Из рассуждений авторов получается, что под данным термином скрывается востребованный на рынке труда работник, обладающий соответствующей квалификацией и некими наборами компетенций. Может быть, это компетентностный или конкурентоспособный специалист. Также особой проработки требует кажущееся перспективным направление изучения структуры и содержания методологических подходов в образовании. Уровни заявлены, но детального их рассмотрения пока нет, хотя сравнительный анализ, как было сказано выше, проделан.
Таким образом, монография, несмотря на дискуссионность некоторых положений, является интересным, самобытным и актуальным изложением научных наработок авторов. Несмотря на тройственный союз, в книге прослеживается единая установка, нет той разобщенности мысли, подчас характерной для коллективных монографий. Чувствуется и качественная работа над стилистикой. Текст читается легко, он не загроможден модной иностранной лексикой, что позволяет получить некоторое удовольствие от прочтения. Монография интересна и полезна с научной точки зрения.
Источники
1. Матушанский ГУ, Кудаков О.Р., Завада Г.В. Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании: монография. Казань: Издательство КГЭУ, 2010. 138 с.
Зарегистрирована 01.12.2010 г.