УДК 364
ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К СПОРТИВНОЙ
ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Р.А. Арсланова, Г.У. Матушанский
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена проблемой формирования личности в условиях современного образовательного процесса. В связи с этим, данная статья направлена на выявление общекультурных компетенций для подготовки студентов к спортивной волонтерской деятельности. Авторами проведен анализ современных представлений о сущности и значении понятий «компетенция» и «компетентность». В статье рассмотрена структура ФГОС, позволяющая выявить общекультурные компетенции студентов, которые способствуют продуктивному ведению спортивной волонтерской деятельности.
Ключевые слова: образовательное учреждение, ФГОС, волонтерская деятельность, общекультурные компетенции, компетентность, подготовка студентов.
REVEALING OF COMMON CULTURAL COMPETENCES
FOR STUDENTS’ SPORTS VOLUNTEER ACTIVITY TRAINING
R. Arslanova, G. Matushansky
Abstract. The relevance of the study is conditioned by the problem of formation of personality in modem educational process. In this context the article aims to identify common cultural competences to prepare students for sports volunteer activities. The authors analyze the modern ideas about nature and meaning of "competence" and "competency". The article describes the structure of the Federal State Educational Standard, which allows identifying of the common cultural competences of students that contribute to the productive management of sports volunteering.
Keywords: education, Federal State Educational Standard, volunteering, general cultural competences, competency, training of students.
Целью современного образования является формирование личности, обладающей
определенным набором знаний, навыков, профессиональных и морально-этических качеств. Минимальный перечень таких требований к выпускнику образовательного учреждения сформулирован в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), кроме того, подразумевается, что индивид в процессе обучения усваивает ценности, подходящие современному обществу на определенном этапе, его мировоззренческая система адекватна социальным ожиданиям и проявляется в характере поведенческих актов.
Задачей публикации является рассмотрение в структуре ФГОС общекультурных компетенций и выделение из их числа тех, которые формируются средствами подготовки и ведения волонтерской деятельности.
Компетентностный подход в образовании
рассматривают как постепенную
переориентацию образовательный парадигмы с преимущественно передачи знаний и формирования умений, навыков на создание условий для овладения набором компетенций, определяющих в дальнейшем их потенциал, способности к выживанию и устойчивой
жизнедеятельности в условиях современного пространства [5].
Нами проведен анализ современных представлений о сущности и значении рассматриваемых понятий компетенции и компетентности в педагогике, которая указывает на наличие множества трактовок. Мы же в своем исследовании склоняемся к определениям, данным на основании проведенного контентанализа Г.У. Матушанским, О.Р. Кудаковым и Г.В. Завадой, которые определяют компетенции как «совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков и личностных качеств, создающих условия для успешного выполнения субъектом континуума действий в контексте профессиональной деятельности, а
компетентность как готовность субъекта к интеграции компетенций и профессионально значимых личностных качеств для продуктивного выполнения профессиональной деятельности» [1, с. 73 - 75].
Для определения необходимого перечня компетенций можно рассмотреть стандарты по направлениям подготовки 140400
«Электроэнергетика и электротехника» (квалификация «бакалавр») [3] и 140100 «Теплоэнергетика и теплотехника»
(квалификация «бакалавр») [4]. Рассмотрев структуру ФГОС, которая состоит из общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, мы выделили общекультурные компетенции, которые формируются средствами волонтерской
деятельности.
Отметим, что общекультурные компетенции отражают общее требование к выпускнику высшего учебного заведения независимо от области профессиональной деятельности. Это социальное ожидание того, что молодой специалист разделяет ценности,
господствующие в социальном обществе: патриотизм и гражданственность; высокие моральные и нравственные характеристики;
общую, языковую, правовую культуру; ценности гуманизма и экологического сознания.
Общекультурные, общечеловеческие
ценности, которые важно сформировать в мировоззренческой системе молодого специалиста, - есть и результат, и
стратегическое направление в осуществлении внеучебной работы в вузе. Внеучебная работа -это важнейшая составляющая воспитательного процесса в вузе, осуществляемого в сфере свободного от учебных занятий времени, обеспечивающая формирование нравственных, гражданских, общекультурных и
профессиональных качеств личности будущего специалиста.
Воспитательная и социально-культурная среда вуза формируют следующие общекультурные компетенции:
- знание базовых ценностей мировой культуры, готовность опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1);
- способность занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);
- способность находить организационноуправленческие решения в нестандартных условиях, в условиях различных мнений; готовность нести ответственность (ОК-4);
- способность; готовность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; определять место человека в историческом процессе, политической организации общества; анализировать политические события и тенденции; ответственно участвовать в общественно-политической жизни региона, страны (ОК-5);
- готовность к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ОК-7);
- способность; готовность осуществлять свою деятельность в различных сферах
общественной жизни с учетом принятых в социуме моральных и правовых норм (ОК-8);
- способность, готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина (ОК-9);
- стремление к личностному и профессиональному саморазвитию (ОК-10);
- умением критически оценивать личные достоинства и недостатки (ОК-11);
- способность, готовность к
практическому анализу логики различного рода рассуждений, к публичным выступлениям, аргументации, ведению дискуссии и полемики (ОК-12);
- способность, готовность понимать роль искусства; стремиться к эстетическому развитию и самосовершенствованию; уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям; толерантно воспринимать социальные и культурные различия; понимать многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии (ОК-13);
- способность, готовность понимать и анализировать экономические проблемы и общественные процессы и быть активным субъектом экономической деятельности (ОК-14);
- способность придерживаться этических ценностей и здорового образа жизни (ОК-22) [3,
4].
Реализация компетентностного подхода предполагает развитие личности будущего специалиста, соединяющего в себе общечеловеческие, национальнопатриотические, профессионально-
нравственные, уникально-личностные качества. Мы предлагаем один из способов формирования общекультурных компетенций - ведение волонтерской деятельности. Важно не только то, что это безвозмездный труд, но и то, что он способствует развитию самого волонтера. Согласно статье 5 Федерального закона РФ «О благотворительной деятельности и
благотворительных организациях»,
«добровольцы (волонтеры) - граждане, осуществляющие благотворительную
деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы волонтеров, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие)» [2]. Волонтер - это любое физическое лицо, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, которые вносят свой вклад в развитие волонтерского движения, осуществляя деятельность и
основываясь на принципах волонтерской деятельности; это человек, который, работая безвозмездно, стремиться внести свой вклад в реализацию социально значимых проектов.
Активное участие в жизни общества не проходит для молодежи бесследно - опыт, приобретенный во время подготовки к волонтерской деятельности, ложится в основу той позиции, которую будет занимать человек в течение всей своей жизни. Молодой человек, который реализовал себя в социально значимой деятельности, также будет сопричастной личностью, принимающей непосредственное участие в жизни общества, будет брать на себя ответственность, будет созидателем, сможет
работать в команде, вести и быть ведомым, то есть он будет человеком, обладающим лидерской позицией.
Каждый человек начинает заниматься волонтерской деятельностью, руководствуясь своими интересами-мотивами. Попробуем выяснить, какие же мотивы привлекают к занятиям волонтерской деятельностью: расширение социальных контактов; помощь в дальнейшей карьере; «уважение окружающих»; идеалистические мотивы. Важно понимать, что волонтер не появляется просто так - проходит длительный период становления волонтера [6, с. 36]. Становление волонтера можно изобразить в виде алгоритма, представленного на рисунке 1.
Возни кновенне желания заниматься волонтерской деятепш остью
информированность, возможное подмения
” необходимой инфор.мации
Выявпгннгн формирований качеств необходимых для ведения волонтер;сон деятельности
анализ отбор обхчение V '
В опонт грская деятельность п .мотивация
адаптация перспективы
Период после волонтер; сон деятельности признание благодарность
Рисунок 1. - Алгоритм становления волонтера
Говоря о волонтерской деятельности в вузе важно отметить, что образовательное учреждение занимается не только социальным волонтерством, но и спортивным. Современная модель спортивного волонтерства
сформировалась в процессе подготовки к главным играм мирового масштаба -Олимпиадам в период с 1980 по 1992 год (от Лейк-Плэсида до Барселоны). Разрабатывая масштабные сценарии проведения будущих Универсиад и Олимпийских игр, организаторы стали делать акцент на участие добровольцев в их проведении. Уже в начале 80 годов прошлого века спортивные волонтеры стали «официальными помощниками» оргкомитетов крупных мировых соревнований. Позднее ни одно крупное спортивное событие не могло состояться без интенсивной и эффективной волонтерской работы. Количество добровольцев исчисляется десятками, а иногда и сотнями тысяч, именно они создают у спортсменов, болельщиков, гостей мероприятия и
журналистов имидж крупного спортивного состязания, такого как Универсиада или Олимпийские игры.
С точки зрения компетентностного подхода, направленного на формирование умений и навыков, во время подготовки и ведения волонтерской деятельности формируется ряд общекультурных компетенций:
- ориентирование в общечеловеческих ценностях (ОК-1);
- умение учитывать ценностно-смысловые ориентации различных национальностей и общностей в современном социуме (ОК-5);
- обладание навыками социокультурной и межкультурной коммуникаций (ОК-5);
- уважение иноязычных культур (ОК-5);
- готовность, умение работать в коллективе; проявлять уважение к людям (ОК-7);
- готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей среде (ОК-9);
- осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-13);
- умение постоянно повышать свой культурный уровень и профессиональную компетенцию (ОК-14) и др. [3, 4].
Таким образом, задачей нашего исследования являлось выявление
общекультурных компетенций для подготовки студентов к спортивной волонтерской деятельности. Основываясь на ФГОС, на примере направлений подготовки 140400 «Электроэнергетика и электротехника» (квалификация «бакалавр») и 140100
«Теплоэнергетика и теплотехника»
(квалификация «бакалавр»), определен перечень общекультурных компетенций, способствующих продуктивному ведению спортивной
волонтерской деятельности. Целенаправленное формирование указанных компетенций
способствует развитию у молодых людей таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность,
толерантность; наблюдается динамика в развитии творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения; увеличивается
потребность молодых людей в саморазвитии и
самосовершенствовании.
Литература:
1. Матушанский Г.У., Кудаков О.Р., Завада Г.В. Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании / Матушанский Г.У., Кудаков О.Р., Завада Г.В. - Казань, 2010. - C. 73-75.
2. Федеральный Закон № 135-ФЗ «О
благотворительной деятельности и
благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г.
3. Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 140400 Электроэнергетика и электротехника (квалификация (степень) «бакалавр» от 2 февраля 2010г.
4. Федеральный государственный
образовательный стандарт высшего
профессионального образования по направлению подготовки 140100 Теплоэнергетика и теплотехника (квалификация (степень) «бакалавр») от 18 ноября 2009г.
5. Шайхутдинова Г.А., Мухаметзянова Ф.Ш. Введение в профессиональную педагогику: учебнометодическое пособие / Г.А. Шайхутдинова, Ф.Ш. Мухаметзянова. - Казань, Издательство «Данис», 2014. - 152 с.
6. Dirk Steinbach, Matthias Guett and Gabriele Freytag. Mapping strategies and good practices of human resource development for volunteers in sport organizations in Europe, 2012. - P. 36.
Сведения об авторах:
Арсланова Регина Асхатовна (г. Казань, Россия), ассистент кафедры «История и педагогика», ФГбОу ВПО КГЭУ, e-mail: [email protected]
Матушанский Григорий Ушерович (г. Казань, Россия), заведующий кафедрой, профессор кафедры «История и педагогика» ФГБОУ ВПО КГЭУ.
Data about the authors:
R. Arslanova (Kazan, Russia), assistant at Department of History and Pedagogy, Kazan State Power Engineering University, e-mail: [email protected]
G. Matushansky (Kazan, Russia), professor, head of Department of History and Pedagogy, Kazan State Power Engineering University.