Кудаков О.Р., Шалеева Д.В.
МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Студент высшего учебного заведения проходит длительную эволюцию прежде, чем стать профессионалом. В статье рассматривается компоненты модели профессиональной мобильности, являющей третьей составляющей в ряду моделей - компетентностной, адаптационной и собственно рассматриваемой нами.
Ключевые слова: компетенции, профессионал, модель, мобильность.
Успех современного образования определяется способностью гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия. Государству и обществу необходим профессионал, способный гибко перестраивать содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда. Возникает потребность в «обучении длиною в жизнь» для получения новых знаний и навыков, «привязанных» к конкретным условиям и к ситуации в регионе в целом, и, как следствие, потребность в работниках, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Востребованным становится тот, кто учится быстрее и тем самым имеет возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов». Именно поэтому подготовка работников, способных к профессиональной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.
Для построения модели формирования профессионала важно изучение всех этапов его становления. Результат данного моделирования -профессионал, которого мы воспринимаем как мобильного конкурентоспособного востребованного работника. Одним из ключевых слов, определяющих внутреннее содержание статуса профессионала, является такое понятие как «мобильность». В основу предлагаемой модели мобильности положен кластерный подход. Глубину и ширину кластера можно продемонстрировать рядом «субъекты развития - объекты формирования» (рис. 1). Субъекты развития включают ряд последовательных этапов становления от студента до профессионала. Объекты формирования состоят из трех модулей подготовки, включающие каждый: стандарты (модели подготовки) - в нашем случае это ФГОС, профессиональные стандарты
(ПС) и международные отраслевые ПС; - процесс обучения - научение с использованием института тьюторства; тренинг, тестирование и наставничество; тренинг и профессиональная переподготовка; и собственно модели перехода из одного качества в другое (рис.1).
Студент
Выпускник
-г>
Востребованный
работник
Профессионал
ГОС 3 поколения
ПС
Международные отраслевые ПС
Научение (тьюторство, —НТі фасилитация)
ренинг, тестирование (поддержка • и повышение квалификации)
Тестирование (проф. доподготовка и переподготовка)
Компетентностная модель
Адаптационная модель
Модель
мобильности
Рис. 1. Кластер «субъект развития - объект формирования»
Процесс формирования профессионала включают в себе три модели, находящиеся компонентно в разных модулях эволюции субъектов развития (рис. 2) - «компетентностная модель», «адаптационная модель» и «модель мобильности» («модели постоянной переподготовки под изменяемую ситуацию»).
Компетентностная модель
Адаптационная модель
Модель мобильности
Рис. 2. Модели эволюции субъектов развития
Компетентностная модель - это образец системы универсальных и профессиональных компетенций, обеспечивающих единство теоретической и практической готовности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности. Как синоним компетентностной модели подготовки профессионала можно использовать понятие модели его профессиональной компетентности, которая понимается нами как: эталонная модель, которая включает компонентный состав, структуру и содержание профессиональной компетентности работника; инструмент самоизучения и самооценки, используемый как преподавателем, так и обучаемым в ана-
литико-диагностических и развивающих целях; основа становления и развития профессиональной компетентности, возникающей в процессе сопоставления эталонной модели с результатами самодиагностики и саморазвития.
Обобщенная вариативная компетентностная модель включает в себя: представления о профессиональных целях и задачах деятельности; знания, умения и навыки, которые стали для субъекта учебнопрофессиональной деятельности профессионально важными; представления о профессиональных функциях, универсальных компетенциях, индивидуальных качествах, которые в структуре личности должны быть представлены как профессионально значимые личностные качества; представления о нормативных условиях деятельности работника; навыки принятия ответственных решений в профессиональной деятельности; навыки работы с профессиональной информацией; формирование представлений о личностном смысле деятельности [1 ].
Адаптационная модель - следующий этап эволюции развития субъекта формирования. Адаптация - это и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям этой новой среды. Выделяют следующие виды адаптации: к профессиональной деятельности, социальнопсихологическую, идейно-нравственную, бытовую, досуговую, политическую и экономическую, адаптацию к формам общественного сознания, к природе. Адаптационная модель содержит адаптационный механизм, который определяет, как обновляется развитие работника в процессе его дальнейшего профессионального становления проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю. Различают три основных аспекта профессиональной адаптации:
1) психофизиологический - адаптация индивида к физическим условиям профессиональной среды (рис. 1 - тестирование);
2) профессиональный - адаптация к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации (рис. 1 - тренинги)
3) социально-психологический - адаптация личности к социальным компонентам профессиональной среды (на рис. 1 - тренинги, тестирование, поддержка и повышение квалификации/наставничество) [2].
Что касается третьего этапа эволюции развития субъекта формирования (в нашем случае - профессионала) в части «модели мобильности» или «модели постоянной переподготовки под изменяемую ситуацию», то эта область еще только становится объектом пристального внимания отечественной науки. Осо-
бое значение здесь приобретает осмысление необходимых профессиональных характеристик востребованного работника в их совокупности и развитии. Одной из таких характеристик личности является мобильность, позволяющая ему оперативно решать возникающие проблемы, быстро реагировать на ситуацию.
Термин «мобильность» (с англ. mobility - подвижность) означает способность к быстрому изменению состояния, положения [3]. Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. Оно определяется также как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [4]. Важной составляющей профессиональной мобильности является готовность специалиста к переменам: человек готов внести существенные изменения в свою жизнь и деятельность без чьего-либо вмешательства или давления.
Формирование активного типа личности есть одно из условий проявления мобильности молодого специалиста и его дальнейшего включения в профессиональною деятельность. Современное профессиональное образование в России построено по принципу преемственности образовательных программ, где образовательная программа вуза, выстроенного с опорой на достигнутое и с ориентацией на развитие, есть продолжение образовательного маршрута человека. Профессиональное становление и личностное становление обучающегося в вузе осуществляется посредством его собственной активности. При этом активность выражается и как работа над преобразованием себя, так и над преобразованием окружающей действительности. Как считает М. Соколова, активность проявляется в способности ставить достижимые цели, реализовывать свою программу, несмотря на обстоятельства, препятствующие достижению цели [5].
В научной литературе наблюдается различное видение структуры профессиональной мобильности. С. Савицкий (по Г. Силласте) приводит ее трехкомпонентный состав: интеллигентность, открытость, многоплановость; (по Л. Рыбниковой) - многокомпонентный: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, внутренняя свобода личности, раскрепощенность личности, способность быстро реагировать на изменения в ситуации [6].
Помимо приведенных структурных компонентов для построения модели мобильности нам потребуются требования мировых отраслевых стандартов к компетенциям профессионала. В качестве примеров приве-
дем некоторые из них. Во-первых, это требования EMF (Engineers Mobility Forum) к компетенциям «профессиональных инженеров» (выборочно): анализ инженерных задач (постановка, исследование и анализ комплексных инженерных задач); проектирование и разработка инженерных решений (проектирование и разработка инженерных решений комплексных инженерных задач); ответственность за инженерные решения (ответственность за принятие инженерных решений по части или по всему комплексу инженерной деятельности); этика инженерной деятельности (ведение инженерной деятельности с соблюдением этических норм); коммуникация (ясность общения с другими участниками комплексной инженерной деятельности); обучение в течение всей жизни (непрерывное профессиональное совершенствование, достаточное для поддержания и развития компетенций) [7].
FEANI (European Federation of National Engineering Associations) сформулированы следующие требования к профессиональным инженерам, претендующим на присвоение звания Eurlng (также выборочно): понимание сущности профессии инженера и обязанности служить обществу, профессии и сохранять окружающую среду посредством следования кодексу профессионального поведения FEANI; знание инженерной экономики, методов обеспечения качества, умение использовать техническую информацию и статистику; умение работать в команде над междисциплинарными проектами; способность быть лидером, включая административные, технические, финансовые и личностные аспекты; коммуникативные навыки и поддержание необходимого уровня компетенции с помощью непрерывного профессионального развития; следование постоянно развивающимся техническим изменениям и творческий поиск в рамках профессии; свободное владение европейскими языками, достаточное для общения при работе в Европе [8].
EUR-ACE (Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes) конкретизируют и усиливают требования к профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных программ первого (FC) и второго (SC) циклов (также выборочно).
• Инженерный анализ (FC: применение знаний для идентификации, постановки и решения инженерных задач с использованием известных методов и приемов; использование знаний для анализа продуктов инженерной деятельности, процессов и методов; способность осуществлять выбор и применение соответствующих аналитических методов и методов
математического моделирования. SC: решение неизвестных ранее инженерных задач в условиях неопределенности и конкуренции; постановка и решение инженерных задач в новых возникающих сферах специализации; использование знаний для создания концептуальных инженерных моделей, систем и процессов; применение инновационных методов для решения инженерных задач).
• Исследования ^С: способность осуществлять поиск литературы и использовать базы данных и другие источники информации, планировать и проводить эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы; навыки работы в мастерской и лаборатории. SC: способность идентифицировать, получать и размещать необходимые данные, планировать и проводить аналитические исследования, проводить моделирование и эксперимент, критически оценивать данные и делать заключения, исследовать применение новых технологий в сфере своей инженерной деятельности).
• Личностные компетенции ^С: способность эффективно работать индивидуально и как член команды, использовать различные методы эффективной коммуникации в профессиональной среде и социуме в целом; осведомленность в вопросах охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и законодательства в области ответственности за инженерные решения, в том числе в социальном и экологическом контексте; приверженность профессиональной этике, ответственности и нормам инженерной практики; осведомленность в вопросах проектного менеджмента и ведения бизнеса, таких как управление изменениями и менеджмент рисков; осознание необходимости н способность самостоятельного обучения в течение всей жизни. SC: выполнение всех критериев первого цикла на более высоком уровне требований; способность эффективно функционировать в качестве лидера группы, состоящей из специалистов различного уровня в различных областях профессиональной деятельности, работать в национальных и международных командах) [9].
Анализ всех подходов к структуре и содержанию профессионала и, в частности, профессиональной мобильности позволяет нам построить совокупную структуру профессиональной мобильности востребованного работника, имеющую четыре компонента. Первый - готовность и возможность овладения новыми знаниями и умениями; второй - умение перестраиваться в своей профессиональной деятельности; третий - умение приспосабливаться к новым условиям работы; четвертый компонент - обладание внутренней свободой.
Внутренняя свобода ▼ ~
Осознание внутренней потребности в мобильности
Механизм
осуществления
I
Дивергентность
распространения знаний
Готовность к переменам
▼ Подключение к мировым резервам знаний 1
Создание «видения» работников организации
Творчество
Предвидение изменений в окружающей среде
Инновационность Готовность к изменению Активность
мышления профессиональной принадлежности * личности
Мотивация к Г отовность к овладению -► Непрерывное
самообразованию недостающих компетенций самообучение
Профессионал
Рис. 3. Модель профессиональной мобильности
Модель мобильности (рис. 3) в эволюции формирования от студента до профессионала представляет собой интеграцию четырех компонентов, раскрывающих социально и личностно-ориентированную, адаптационную и социокультурную сущность данного качества личности. Каждая из этих составляющих включает в себя подструктуры, развитие которых и приводит в конечном итоге к её формированию. Так, в основе формирования потребности в профессиональной мобильности лежат: развитие мотивации самообразования и мотивации достижения; формирование установки на самоактуализацию, установки на оптимистическое восприятие действительности и смены профессии. Способности к профессиональной мобильности включают в себя развитые когнитивные способности, креативность, дивергентность, критичность мышления. Знаниевая основа профессиональной мобильности складывается из общеобразовательных знаний, профессиональных знаний, универсальных компетенций и способности к быстрому переносу знаний.
Таким образом, профессиональная мобильность - это интегральное качество личности, объединяющее в себе сформированную внутреннюю потребность в ней, способности и знаниевую основу указанной мобильности, а также самоосознание личностью своей профессиональной мобильности, сформированное на основе рефлексии готовности к ней.
Источники
1. Завада Г.В., Кудаков О.Р., Мухаметзянова Ф.Г., Матушанский Г. У Модель формирования про-фессионала-специалиста на основе компетентностного подхода // Сборник научных статей международного методологического семинара, посвященного 80-летию со дня рождения академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Антонины Павловны Беляевой 28-29 февраля 2008 года, в двух частях. Ч. II. СПб: ИПТО РАО. С. 132-140.
2. Матушанский ГУ, Кудаков О.Р., Завада Г.В. Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании: монография. Казань: КГЭУ, 2010. 138 с.
3. Большой словарь но социологии [Электронный ресурс]. www.rusword.com.ua
4. Горюнова Л.В. Теоретико-методологические основания стратегии изучения феномена нрофес-сиональной мобильности. // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». 2006. № 2.
5. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дисс.. .канд.пед.наук. Архангельск, 2001. 202 с.
6. Савицкий С.К. «Сущность и структура профессиональной мобильности специалиста» Камский государственный политехнический институт [Электронный ресурс]. URL: http://www.sets.ru/base/ 10nomer/savickii/stat2 .htm
7. Engineers Mobility Forum [Электронный ресурс]. http://www.ieagreements.com/EMF
8. European Federation of National Engineering Associations [Электронный ресурс]. http:www.feani.org
9. Чучалин А.И. «Американская» и «болонская» модель инженера: сравнительный анализ компетенций // Вопросы образования. 2007. № 1.
Зарегистрирована 27.01.2011 г.