Научная статья на тему 'Модель профессиональной мобильности'

Модель профессиональной мобильности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
284
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛ / МОДЕЛЬ / МОБИЛЬНОСТЬ / COMPETENCES / PROFESSIONAL / MODEL / MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудаков Олег Робертович, Шалеева Дарья Владимировна

Студент высшего учебного заведения проходит длительную эволюцию прежде, чем стать профессионалом. В статье рассматривается компоненты модели профессиональной мобильности, являющей третьей составляющей в ряду моделей компетентностной, адаптационной и собственно рассматриваемой нами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кудаков Олег Робертович, Шалеева Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF PROFESSIONAL MOBILITY

The student of the higher educational institution goes through the lasting evolution to become a professional. The article considers the components of the model of the professional mobility that is the third component in series of models, which are competence, adaptive and professional mobility.

Текст научной работы на тему «Модель профессиональной мобильности»

Кудаков О.Р., Шалеева Д.В.

МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

Студент высшего учебного заведения проходит длительную эволюцию прежде, чем стать профессионалом. В статье рассматривается компоненты модели профессиональной мобильности, являющей третьей составляющей в ряду моделей - компетентностной, адаптационной и собственно рассматриваемой нами.

Ключевые слова: компетенции, профессионал, модель, мобильность.

Успех современного образования определяется способностью гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия. Государству и обществу необходим профессионал, способный гибко перестраивать содержание своей деятельности в связи со сменой требований рынка труда. Возникает потребность в «обучении длиною в жизнь» для получения новых знаний и навыков, «привязанных» к конкретным условиям и к ситуации в регионе в целом, и, как следствие, потребность в работниках, умеющих анализировать постоянно меняющиеся социально-экономические тенденции, принимать и реализовать нестандартные решения в ситуации рыночной конкуренции, устранять стереотипизацию из производственной и личностной сфер деятельности. Востребованным становится тот, кто учится быстрее и тем самым имеет возможность в кратчайшие сроки ответить на любой «вызов». Именно поэтому подготовка работников, способных к профессиональной мобильности, - одна из важнейших проблем современного профессионального образования России.

Для построения модели формирования профессионала важно изучение всех этапов его становления. Результат данного моделирования -профессионал, которого мы воспринимаем как мобильного конкурентоспособного востребованного работника. Одним из ключевых слов, определяющих внутреннее содержание статуса профессионала, является такое понятие как «мобильность». В основу предлагаемой модели мобильности положен кластерный подход. Глубину и ширину кластера можно продемонстрировать рядом «субъекты развития - объекты формирования» (рис. 1). Субъекты развития включают ряд последовательных этапов становления от студента до профессионала. Объекты формирования состоят из трех модулей подготовки, включающие каждый: стандарты (модели подготовки) - в нашем случае это ФГОС, профессиональные стандарты

(ПС) и международные отраслевые ПС; - процесс обучения - научение с использованием института тьюторства; тренинг, тестирование и наставничество; тренинг и профессиональная переподготовка; и собственно модели перехода из одного качества в другое (рис.1).

Студент

Выпускник

-г>

Востребованный

работник

Профессионал

ГОС 3 поколения

ПС

Международные отраслевые ПС

Научение (тьюторство, —НТі фасилитация)

ренинг, тестирование (поддержка • и повышение квалификации)

Тестирование (проф. доподготовка и переподготовка)

Компетентностная модель

Адаптационная модель

Модель

мобильности

Рис. 1. Кластер «субъект развития - объект формирования»

Процесс формирования профессионала включают в себе три модели, находящиеся компонентно в разных модулях эволюции субъектов развития (рис. 2) - «компетентностная модель», «адаптационная модель» и «модель мобильности» («модели постоянной переподготовки под изменяемую ситуацию»).

Компетентностная модель

Адаптационная модель

Модель мобильности

Рис. 2. Модели эволюции субъектов развития

Компетентностная модель - это образец системы универсальных и профессиональных компетенций, обеспечивающих единство теоретической и практической готовности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности. Как синоним компетентностной модели подготовки профессионала можно использовать понятие модели его профессиональной компетентности, которая понимается нами как: эталонная модель, которая включает компонентный состав, структуру и содержание профессиональной компетентности работника; инструмент самоизучения и самооценки, используемый как преподавателем, так и обучаемым в ана-

литико-диагностических и развивающих целях; основа становления и развития профессиональной компетентности, возникающей в процессе сопоставления эталонной модели с результатами самодиагностики и саморазвития.

Обобщенная вариативная компетентностная модель включает в себя: представления о профессиональных целях и задачах деятельности; знания, умения и навыки, которые стали для субъекта учебнопрофессиональной деятельности профессионально важными; представления о профессиональных функциях, универсальных компетенциях, индивидуальных качествах, которые в структуре личности должны быть представлены как профессионально значимые личностные качества; представления о нормативных условиях деятельности работника; навыки принятия ответственных решений в профессиональной деятельности; навыки работы с профессиональной информацией; формирование представлений о личностном смысле деятельности [1 ].

Адаптационная модель - следующий этап эволюции развития субъекта формирования. Адаптация - это и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям этой новой среды. Выделяют следующие виды адаптации: к профессиональной деятельности, социальнопсихологическую, идейно-нравственную, бытовую, досуговую, политическую и экономическую, адаптацию к формам общественного сознания, к природе. Адаптационная модель содержит адаптационный механизм, который определяет, как обновляется развитие работника в процессе его дальнейшего профессионального становления проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю. Различают три основных аспекта профессиональной адаптации:

1) психофизиологический - адаптация индивида к физическим условиям профессиональной среды (рис. 1 - тестирование);

2) профессиональный - адаптация к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации (рис. 1 - тренинги)

3) социально-психологический - адаптация личности к социальным компонентам профессиональной среды (на рис. 1 - тренинги, тестирование, поддержка и повышение квалификации/наставничество) [2].

Что касается третьего этапа эволюции развития субъекта формирования (в нашем случае - профессионала) в части «модели мобильности» или «модели постоянной переподготовки под изменяемую ситуацию», то эта область еще только становится объектом пристального внимания отечественной науки. Осо-

бое значение здесь приобретает осмысление необходимых профессиональных характеристик востребованного работника в их совокупности и развитии. Одной из таких характеристик личности является мобильность, позволяющая ему оперативно решать возникающие проблемы, быстро реагировать на ситуацию.

Термин «мобильность» (с англ. mobility - подвижность) означает способность к быстрому изменению состояния, положения [3]. Понятие «профессиональная мобильность» достаточно ёмкое и неоднозначное, имеющее сложную структуру. Оно определяется также как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности [4]. Важной составляющей профессиональной мобильности является готовность специалиста к переменам: человек готов внести существенные изменения в свою жизнь и деятельность без чьего-либо вмешательства или давления.

Формирование активного типа личности есть одно из условий проявления мобильности молодого специалиста и его дальнейшего включения в профессиональною деятельность. Современное профессиональное образование в России построено по принципу преемственности образовательных программ, где образовательная программа вуза, выстроенного с опорой на достигнутое и с ориентацией на развитие, есть продолжение образовательного маршрута человека. Профессиональное становление и личностное становление обучающегося в вузе осуществляется посредством его собственной активности. При этом активность выражается и как работа над преобразованием себя, так и над преобразованием окружающей действительности. Как считает М. Соколова, активность проявляется в способности ставить достижимые цели, реализовывать свою программу, несмотря на обстоятельства, препятствующие достижению цели [5].

В научной литературе наблюдается различное видение структуры профессиональной мобильности. С. Савицкий (по Г. Силласте) приводит ее трехкомпонентный состав: интеллигентность, открытость, многоплановость; (по Л. Рыбниковой) - многокомпонентный: грамотность, образованность, профессиональная компетентность, внутренняя свобода личности, раскрепощенность личности, способность быстро реагировать на изменения в ситуации [6].

Помимо приведенных структурных компонентов для построения модели мобильности нам потребуются требования мировых отраслевых стандартов к компетенциям профессионала. В качестве примеров приве-

дем некоторые из них. Во-первых, это требования EMF (Engineers Mobility Forum) к компетенциям «профессиональных инженеров» (выборочно): анализ инженерных задач (постановка, исследование и анализ комплексных инженерных задач); проектирование и разработка инженерных решений (проектирование и разработка инженерных решений комплексных инженерных задач); ответственность за инженерные решения (ответственность за принятие инженерных решений по части или по всему комплексу инженерной деятельности); этика инженерной деятельности (ведение инженерной деятельности с соблюдением этических норм); коммуникация (ясность общения с другими участниками комплексной инженерной деятельности); обучение в течение всей жизни (непрерывное профессиональное совершенствование, достаточное для поддержания и развития компетенций) [7].

FEANI (European Federation of National Engineering Associations) сформулированы следующие требования к профессиональным инженерам, претендующим на присвоение звания Eurlng (также выборочно): понимание сущности профессии инженера и обязанности служить обществу, профессии и сохранять окружающую среду посредством следования кодексу профессионального поведения FEANI; знание инженерной экономики, методов обеспечения качества, умение использовать техническую информацию и статистику; умение работать в команде над междисциплинарными проектами; способность быть лидером, включая административные, технические, финансовые и личностные аспекты; коммуникативные навыки и поддержание необходимого уровня компетенции с помощью непрерывного профессионального развития; следование постоянно развивающимся техническим изменениям и творческий поиск в рамках профессии; свободное владение европейскими языками, достаточное для общения при работе в Европе [8].

EUR-ACE (Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes) конкретизируют и усиливают требования к профессиональным и личностным компетенциям выпускников инженерных программ первого (FC) и второго (SC) циклов (также выборочно).

• Инженерный анализ (FC: применение знаний для идентификации, постановки и решения инженерных задач с использованием известных методов и приемов; использование знаний для анализа продуктов инженерной деятельности, процессов и методов; способность осуществлять выбор и применение соответствующих аналитических методов и методов

математического моделирования. SC: решение неизвестных ранее инженерных задач в условиях неопределенности и конкуренции; постановка и решение инженерных задач в новых возникающих сферах специализации; использование знаний для создания концептуальных инженерных моделей, систем и процессов; применение инновационных методов для решения инженерных задач).

• Исследования ^С: способность осуществлять поиск литературы и использовать базы данных и другие источники информации, планировать и проводить эксперименты, интерпретировать результаты и делать выводы; навыки работы в мастерской и лаборатории. SC: способность идентифицировать, получать и размещать необходимые данные, планировать и проводить аналитические исследования, проводить моделирование и эксперимент, критически оценивать данные и делать заключения, исследовать применение новых технологий в сфере своей инженерной деятельности).

• Личностные компетенции ^С: способность эффективно работать индивидуально и как член команды, использовать различные методы эффективной коммуникации в профессиональной среде и социуме в целом; осведомленность в вопросах охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и законодательства в области ответственности за инженерные решения, в том числе в социальном и экологическом контексте; приверженность профессиональной этике, ответственности и нормам инженерной практики; осведомленность в вопросах проектного менеджмента и ведения бизнеса, таких как управление изменениями и менеджмент рисков; осознание необходимости н способность самостоятельного обучения в течение всей жизни. SC: выполнение всех критериев первого цикла на более высоком уровне требований; способность эффективно функционировать в качестве лидера группы, состоящей из специалистов различного уровня в различных областях профессиональной деятельности, работать в национальных и международных командах) [9].

Анализ всех подходов к структуре и содержанию профессионала и, в частности, профессиональной мобильности позволяет нам построить совокупную структуру профессиональной мобильности востребованного работника, имеющую четыре компонента. Первый - готовность и возможность овладения новыми знаниями и умениями; второй - умение перестраиваться в своей профессиональной деятельности; третий - умение приспосабливаться к новым условиям работы; четвертый компонент - обладание внутренней свободой.

Внутренняя свобода ▼ ~

Осознание внутренней потребности в мобильности

Механизм

осуществления

I

Дивергентность

распространения знаний

Готовность к переменам

▼ Подключение к мировым резервам знаний 1

Создание «видения» работников организации

Творчество

Предвидение изменений в окружающей среде

Инновационность Готовность к изменению Активность

мышления профессиональной принадлежности * личности

Мотивация к Г отовность к овладению -► Непрерывное

самообразованию недостающих компетенций самообучение

Профессионал

Рис. 3. Модель профессиональной мобильности

Модель мобильности (рис. 3) в эволюции формирования от студента до профессионала представляет собой интеграцию четырех компонентов, раскрывающих социально и личностно-ориентированную, адаптационную и социокультурную сущность данного качества личности. Каждая из этих составляющих включает в себя подструктуры, развитие которых и приводит в конечном итоге к её формированию. Так, в основе формирования потребности в профессиональной мобильности лежат: развитие мотивации самообразования и мотивации достижения; формирование установки на самоактуализацию, установки на оптимистическое восприятие действительности и смены профессии. Способности к профессиональной мобильности включают в себя развитые когнитивные способности, креативность, дивергентность, критичность мышления. Знаниевая основа профессиональной мобильности складывается из общеобразовательных знаний, профессиональных знаний, универсальных компетенций и способности к быстрому переносу знаний.

Таким образом, профессиональная мобильность - это интегральное качество личности, объединяющее в себе сформированную внутреннюю потребность в ней, способности и знаниевую основу указанной мобильности, а также самоосознание личностью своей профессиональной мобильности, сформированное на основе рефлексии готовности к ней.

Источники

1. Завада Г.В., Кудаков О.Р., Мухаметзянова Ф.Г., Матушанский Г. У Модель формирования про-фессионала-специалиста на основе компетентностного подхода // Сборник научных статей международного методологического семинара, посвященного 80-летию со дня рождения академика Российской академии образования, доктора педагогических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ Антонины Павловны Беляевой 28-29 февраля 2008 года, в двух частях. Ч. II. СПб: ИПТО РАО. С. 132-140.

2. Матушанский ГУ, Кудаков О.Р., Завада Г.В. Теоретико-методологические аспекты применения компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании: монография. Казань: КГЭУ, 2010. 138 с.

3. Большой словарь но социологии [Электронный ресурс]. www.rusword.com.ua

4. Горюнова Л.В. Теоретико-методологические основания стратегии изучения феномена нрофес-сиональной мобильности. // Гуманитарные и социально-экономические науки. Спецвыпуск «Педагогика». 2006. № 2.

5. Соколова М.Л. Проектирование индивидуальных образовательных маршрутов студентов в вузе: дисс.. .канд.пед.наук. Архангельск, 2001. 202 с.

6. Савицкий С.К. «Сущность и структура профессиональной мобильности специалиста» Камский государственный политехнический институт [Электронный ресурс]. URL: http://www.sets.ru/base/ 10nomer/savickii/stat2 .htm

7. Engineers Mobility Forum [Электронный ресурс]. http://www.ieagreements.com/EMF

8. European Federation of National Engineering Associations [Электронный ресурс]. http:www.feani.org

9. Чучалин А.И. «Американская» и «болонская» модель инженера: сравнительный анализ компетенций // Вопросы образования. 2007. № 1.

Зарегистрирована 27.01.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.