Кудаков О.Р., Матушанский Г. У.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА -СПЕЦИАЛИСТА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Рождение понятия «модели» состоялось благодаря Г.Лейбницу. Большой философ, математик, физик, языковед потрудился и на ниве образования - по просьбе Петра I разрабатывал проекты развития школ. В настоящее время формулировок «моделей» имеется множество, в обиходном же понимании модель -это удобная форма знаний об окружающем мире - своего рода информационный эквивалент объекта, созданный для определенных целей. При использовании модели в педагогических целях можно говорить об ее объяснительной функции, при получении выводов по аналогии - об ее предсказательной функции [1]. В зависимости от области педагогического исследования находят применение различные классификации моделей:
■ понятийные модели, отражающие знания об объекте с помощью слов в форме определенной совокупности взаимосвязанных предположений, утверждений, выводов;
■ образные модели, воспроизводящие основные стороны, элементы, связи, отношения объекта в форме словесных описаний, фото- и киномоделей, графиков, схем;
■ физические модели, отображающие в «материале» структуру, пространственное расположение или функции изучаемого объекта;
■ математические модели, отражающие существенные внутренние и внешние связи и отношения оригинала в виде формулы или числовой таблицы.
■ графические модели, помогающие раскрыть сразу многие разноаспектные связи и отношения, которые без нее не могут быть представлены одновременно, при этом автоматически срабатывают алгоритмы обработки зрительной информации [2].
В нашем случае модель формирования профессионала-специалиста трактуется как описание целей образования, представленное в виде системы основных задач; научно обоснованные подходы к определению содержания образования; совокупность принципов, связанных с подготовкой специалиста-профессионала; технологии и методы обучения; этапы подготовки профессио-нала-специалиста, выраженные для каждого периода времени определенными нормативными и иными документами; объекты формирования; субъекты влияния; педагогические условия. Для построения модели профессионала-специалиста важно изучение его этапов становления от выпускника к профессионалу. Результат моделирования - мобильный конкурентоспособный профессионал-специалист.
Цель
І
Формирование профессионала-специалиста, обладающего универсальными и профессиональными компетенциями, адекватными требованиям рынка труда
т
Стратегиче-
Проектирование набора УК и ПК субъектами образовательной деятельности
Задачи ские Тактические
-► Конструирование набора УК и ПК образовательным учреждением
Подходы
*
Формирование готовности обучающимися использовать УК и ПК для успешной профессиональной деятельности
Принципы
Компетентностный, полипарадигмальный, субъектно-деятельностный, синергетический, аксиологический
Модульности, моделирования, адаптированности, многовариативности, ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование набора компетенций
Субъекты
развития Студент Выпускник Специалист тг Профессионал
Объекты формирования
Проф. и образ. станд.
Субъекты
влияния
Пр.обучени
Модели
ГОС 3 поколе-
-->
Научение, тьюторст-
Компетентностная мо-
Квалиф. характеристи-
Тестирование, поддержка и повышение квалификации
Адаптационная модель
Профессиограммы
Тренинг, проф. доподготов-ка и переподготовка
Модель мобильности
МОиН, РАО, банк компетенций, ИТ, требования работодателей, кадровые агентства, ситуационные факторы и др.
Педагогические условия
Результат формировании I
Мобильный конкурентоспособный
Роль обучающегося становится субъектной в учебно-профессиональной деятельности.
Способы познания должны быть связаны с междисциплинарным подходом к формированию знаний, умений, УК Реализация процесса интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки
Формирование содержания обучения должно строиться через проблемы познавательного, профессионального, коммуникативного, организационного, нравственного характера;
Формирование рефлексивной позиции должно бьпь направлено ксебе как ксубъекту деятельности.
Создание атмосферы открытости и свободы выбора студентами своих действий («живое знание»)
Рис. 1. Кластерная модель формирования профессионала-специалиста на основе компетентностного подхода
В основу моделирования заложен кластерный подход. Глубину и ширину кластера можно продемонстрировать рядом «субъекты развития - объекты формирования» (рис.2а). Субъекты развития включают ряд последовательных этапов становления - от студента до профессио-нала-специалиста. Объекты формирования состоят из трех модулей подготовки, включающие каждый стандарты (модели подготовки)-в нашем случае это ФГОС, квалификационные характеристики и профес-сиограммы; процесс обучения - научение и тьюторство, тестирование и наставничество, тренинг и профессиональная переподготовка; и собственно модели перехода из одного качества в другое.
Студент ^ ► Выпускник |—; Г> Специалист к Профессионал
ГОС 3 поколения <4—► Квалиф . характеристики ► Про фессиограммы
Научение, тьюторство —► Тестирование, поддержка и повышение квалификации Тренинг, проф. доподготовка и переподготовка
Компетентностная модель ►! Адаптационная модель | • » Модель мобильности
Рис.2а. Кластер «субъект развития - объект формирования»
Углубляясь в кластер, раскроем далее процесс обучения, который включает в себя два компонента: методы обучения и технологии обучения (рис.2б).
Рис.2б. Кластер «процесс обучения»
Компетентностная модель Адаптационная модель > Модель мобильности
Рис.2в. Модели эволюции субъектов развития
Объекты формирования профессионала-специалиста на основе ком-петентностного подхода включают в себя три модели, находящиеся компонентно в разных модулях эволюции субъектов развития (рис.2в) -«компетентностная модель», «адаптационная модель» и «модель мобильности» («модели постоянной переподготовки под изменяемую ситуацию»).
Компетентностная модель-это образец системы универсальных и профессиональных компетенций, обеспечивающих единство теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности (рис.3).
Рис.3. Компетентностная модель профессионала-специалиста
В составе универсальных компетенций: - социальные компетенции (умение нести совместную ответственность, обмен информацией, заявление о своих потребностях и интересах, проявление терпимости к другим мнениям и позициям, оказание помощи при необходимости, участие в работе в команде и др.), познавательные компетенции (применение различных приемов и техники учения, определение собственного типа учения, концентрация на учебе или работе, установление связи между межпредметными знаниями, нахождение источников информации и др.), методические компетенции (умение принимать решения, осуществлять решения, выбирать соответствующие методы решения проблемы, определять цели работы, обобщать результаты, оценивать и корректировать планы, определять временной режим работы и др.). В составе профессиональных компетенций-знаниевые компетенции (базовые общепрофессиональные и профессионально-профильные), понимаемые как способность применять знания и умения на практике, и технологические компетенции, включающие в себя понимание взаимо-
связи технологических элементов систем, определение требований к качеству производимой продукции и др.
На рисунке 3 обозначены два блока компонентов, включающие:
■ личностные, процедурные, оперативные инварианты, которые моделируют восполнение и сохранение личностью достигнутого уровня универсальной компетентности, его актуализацию и реализацию в социуме;
■ профессиональные варианты, которые направляют процесс формирования субъектом учебно-профессиональной деятельности достигнутого уровня профессиональной компетенции и его реализацию в профессиональной деятельности.
На рисунке также выделены три уровня единства теоретической и практической готовности и способности к осуществлению профессиональной деятельности - оперативный, тактический и стратегический. Оперативный уровень моделирует цикл компетенций, обеспечивающих процесс выработки тактики и стратегии становления компетентности профессионала-специалиста и включает:
■ компетенции по актуализации субъектной профессиональной позиции и готовность к профессиональной деятельности;
■ компетенции по самореализации, самоуправлению, самоорганизации профессиональной деятельности;
■ компетенции по оценке, учету результатов самоактуализации субъектной позиции в профессиональной деятельности и субъектном взаимодействии.
Тактический уровень представлен в модели через систему компетенций по реализации и восполнения готовности к его деятельности. Эта система компетенций по реализации и восполнении готовности к развитию, диагностике, профилактике, коррекции, просвещению в деятельности будущего профессионала-специалиста.
В содержание стратегического уровня входят компетенции, включающие умения выработать и воплощать перспективу самореализации профессиональной компетентности.
Таким образом, в компетентностной модели будущего профес-сионала-специалиста можно выделить вариантную и инвариантную составляющие. Инвариантная составляющая - набор неизменных направлений, обязательных компетентностей и компетенций. Вариантная составляющая определяется спецификой предметной подготовки будущих специалистов, сложившихся традиций, опыта профессиональной подготовки, особенностей социокультурной среды, в которой осуществляется этот процесс, уровня профессиональной подготовленности конкретных студентов.
Адаптационная модель - следующий этап эволюции развития субъекта формирования (рис.4).
Адаптация - это и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям этой новой среды. Выделяют следующие виды адаптации: к профессиональной деятельности, социально-
психологическую, идейно-нравственную, бытовую, досуговую, политическую и экономическую, адаптацию к формам общественного сознания, к природе.
Важное место среди психологических механизмов адаптации занимает самооценка. Завышение самооценки провоцирует постановку целей, превышающих возможности, занижение самооценки - пассивность, боязнь ответственности. Результатом неадекватной самооценки и в том и в другом случае является недостаточная профессиональная адаптация к труду и неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности.
Рис.4. Адаптационная модель эволюции «выпускник ^специалист».
Адаптационная модель содержит адаптационный механизм, который определяет, как обновляется развитие специалиста в процессе его дальнейшего профессионального становления проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю. Адаптацию человека к профессиональной деятельности разделяют на ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей (рис.4).
В основе адаптации к профессиональной деятельности лежит собственно профессиональная адаптация - освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества, это также вхождение в про-
фессию, которое зависит от психофизиологических способностей к выполнению данной работы, уровня профессиональной подготовки, степени сформированности профессионального интереса и др. Показатель такой адаптации - профессиональная квалификация, уровень и стабильность профессиональных показателей, удовлетворённость профессией.
В контексте адаптации к профессиональной деятельности можно рассматривать адаптацию к условиям труда и адаптацию к труду. Адаптация к условиям труда - процесс освоения работником новых для него условий труда, т.е. всей системы внешних по отношению к трудовому процессу факторов. Основной показатель адаптированности к условиям труда - удовлетворенность условиями и организацией труда, отсутствие нарушений трудовой дисциплины, хорошее состояние здоровья. Включение человека в трудовую деятельность также вызывает развитие адаптивных реакций организма и психики человека в ответ на воздействие непривычных внешних и внутренних факторов труда.
Адаптация к труду - это процесс перестройки приспособления личностных, энергетических, информационных, операциональных и других структур и систем субъекта труда к особенностям трудовой деятельности в целях наиболее эффективной его саморегуляции на этапах профессионального пути. Степень активности субъекта труда влияет на эффективность профессиональной адаптации, которая может проявляться либо в зависимости субъекта от профессиональной среды, либо в его стремлении эту среду преобразовать в соответствии со своими установками, требованиями и возможностями. Различают три основных аспекта профессиональной адаптации:
1) психофизиологический - адаптация индивида к физическим условиям профессиональной среды (на рис.4 обозначен «ПФ»);
2) профессиональный - адаптация к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации (на рис.4 обозначен «П»);
3) социально-психологический - адаптация личности к социальным компонентам профессиональной среды (на рис.4 обозначен «СП») [3].
Продолжительность периода адаптации находится в прямой зависимости от квалификации. Это приблизительно неделя для работников среднего звена и 1,5 - 3 года для управленческих работников. Полная адаптация характеризуется сочетанием высокого уровня овладения специальностью и устойчивым положительным отношением к работе, а также удовлетворенностью взаимоотношениями и своей позицией в коллективе. По одним исследованиям, она продолжается в среднем 2 года. По другим - 30 дней вполне достаточно, чтобы продемонстрировать свои способности и даже сделать первые шаги к карьерному росту.
Существенной частью проектирования модели профессионала-специалиста является его математическое моделирование. Наиболее часто под математическим моделированием понимают изучение сложных явлений путем создания и исследования моделей с помощью математического аппарата. Основные математические модели личности описаны Г.Суходольским. Суть этого класса моделей, по мнению автора, заключается в математическом представлении структуры множества X личностных свойств с позиции корреляционного и факторного анализа. Если выбор базовых свойств идет «от профессии», то получаются профессиографические модели. Если выбор базовых свойств идет «от личности», тогда - персонологические модели [4].
Выбор базовых свойств специалиста «от профессии» основывается на представлениях о некоторой системе требований, предъявляемых профессией к нему и о специальных способностях, которыми должен обладать человек для удовлетворения требованиям к специалисту. Персонологические модели характеризуются тем, что выбор базовых свойств ведется «от личности» и основывается на представлении об её многофакторной структуре. Профессиографический подход к построению моделей специалиста успешно используется при создании профес-сиограмм, разрабатываемых с целью определения профессиональной пригодности к реализации профотбора или профподбора (рис.2г).
Рис. 2г. Стандарт подготовки (профессиограмма) в модуле эволюции «специалист профессионал»
Постановке целей обучения и оптимизации содержания подготовки специалистов заданной квалификации и профиля предшествует разработка модели профессиональной деятельности специалиста - про-фессиограммы. Это документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека, и обеспечивающий оптимизацию и повышение эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля.
Структура профессиограммы включает в себя следующие компоненты:
1) наименование уровня и специальности;
2) профессиональное образование (форма обучения, условия поступления, продолжительность обучения, уровень получаемой квалификации, перспективы профессионального и должностного роста);
3) характеристики профессиональной деятельности (функции (роли), преобладающие виды деятельности, квалификационные требования);
4) психограмма (профессионально-ориентированные потребности, социокультурные качества, профессионально важные качества (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности);
5) санитарно-гигиенические условия труда (режим труда, нервнопсихическая напряженность, сенсоматорная и перцептивная сферы, медицинские противопоказания, профзаболевания) [5].
Профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:
1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;
2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.
Профессиограмма разрабатывается на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей. Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.
В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет.
Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления квалификации, по степени активности и уровню ответственности личности, по степени удовлетворенности, по типу личности, по характеру деформации личности в профессии и др. Для упорядочивания и классификации профессий применяется модульный подход. Модуль профессии - это единица анализа профессии, типовой элемент. Модуль профессии состоит из двух частей: объективные характеристики типового элемента и психологические характеристики требований,
предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу. Каждая профессия состоит обычно из нескольких модулей. Модель специалиста - это отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. Различают модель работающего специалиста и модель подготовки специалиста, которая исходит из предыдущей. Модель специалиста включает в себя следующие компоненты: - профессиограмму как описание психологических норм требований к деятельности и личности специалиста, - профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста), - квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты). Профессиограмма состоит из трудограммы (описания труда в профессии) и психограммы (описание человека труда в профессии). В трудограмму входит: - предназначение профессии, ее роль в обществе, направленность на человека, - распространенность профессии, - предмет труда в профессии, - профессиональные знания, - деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, применяемые в данной профессии для достижения результата, - средства труда, к которым относятся инструменты, приборы, знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др., - условия труда: режим труда и отдыха, характеристика социального окружения, санитарно-гигиенические факторы труда, рабочее место, - организация и кооперация труда, - возможные уровни профессионализма в данной профессии, - права представителя данной профессии, - обязанности представителя данной профессии, - позитивное влияние данной профессии на человека, - негативные стороны профессии. К психограмме относятся: - мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции, - профессиональные притязания, профессиональная самооценка, само-осознание себя как профессионала, - эмоции, психические состояния, -удовлетворенность человека трудом, - психологические знания о труде и профессии, - профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту, - профессиональное мышление, в том числе творческое, - психологические противопоказания, а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано, - линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации. Профессио-грамму легче осуществить там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в инженерных профессиях), а в профессиях с непредсказуемым результатом, например, в профессии ученого это сделать труднее [6].
Таким образом, обобщенная многоуровневая кластерная компетентностная модель формирования профессионала-специалиста включает в себя:
■ представления о профессиональных целях и задачах его деятельности;
■ знания, умения, навыки, которые стали для субъекта учебнопрофессиональной деятельности профессионально важными;
■ представления о профессиональных функциях, о ключевых компетенциях, индивидуальных качествах, которые в структуре личности должны быть представлены как профессионально значимые личностные качества;
■ представления о нормативных условиях деятельности специалиста;
■ навыки принятия ответственных решений в профессиональной деятельности;
■ навыки работы с профессиональной информацией;
■ формирование представлений о личностном смысле деятельности;
■ представления о кластерной природе компонентов модели формирования профессионала-специалиста, их связях, иерархии и динамике развития самого процесса формирования.
Литература
1. Большая советская энциклопедия в 30 томах - М.: Советская Энциклопедия; Издание 3-е 1969 - 1978 г. Том 16. МЕЗИЯ - МОРШАНСК // http://www.oval.ru/enc/43807.html
2. Куракин А.Т. Моделирование в исследовании системных объектов в области теории воспитания // Структурные системные исследования педагогических явлений и процессов: сб науч. Ст. - М.: АПН СССР, 1970. - С. 101-114.
3. Карелина И.М. Личностные факторы сохранения адаптированности к профессиональной деятельности работников культурно-просветительных учреждений // Дис. канд. психол. наук: 19.00.03. - СПб., 1999.
4. Суходольский Г.В. Структурно-логический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. - с. 19.
5. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы. - Казань: КГЭУ, 2004. - с. 19.
6. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности // http://www.effective-seminars.ru/clause/clause/18420/1992/.