Научная статья на тему 'Модель формирования профессионала - специалиста на основе компетентностного подхода'

Модель формирования профессионала - специалиста на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВА: КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛ-СПЕЦИАЛИСТ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОГРАММА / COMPETENCE MODEL / CLUSTER APPROACH OF COMPETENCE / PROFESSIONAL EXPERT / ADAP-TATION / PROFESSIOGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кудаков Олег Робертович, Матушанский Григорий Ушерович

Статья посвящена наиболее злободневной теме в современном образовательном процессе теме формирования конкурентоспособного мобильного и востребован-ного профессионала-специалиста. Здесь представлена модель данного формирова-ния в кластерном виде (включая рассмотрение микромоделей на различных уровнях).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MODEL OF FORMING OF EXPERT PROFESSIONAL ON THE BASIS OF THE COMPETENT APPROACH

The article is devoted to the actual subject in the modern educational process, the subject of forming of the competitive mobile and relevant professional expert. The model of such form-ing is presented in cluster form (including the examination of micro-models on different le-vels).

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессионала - специалиста на основе компетентностного подхода»

Кудаков О.Р., Матушанский Г. У.

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА -СПЕЦИАЛИСТА НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Рождение понятия «модели» состоялось благодаря Г.Лейбницу. Большой философ, математик, физик, языковед потрудился и на ниве образования - по просьбе Петра I разрабатывал проекты развития школ. В настоящее время формулировок «моделей» имеется множество, в обиходном же понимании модель -это удобная форма знаний об окружающем мире - своего рода информационный эквивалент объекта, созданный для определенных целей. При использовании модели в педагогических целях можно говорить об ее объяснительной функции, при получении выводов по аналогии - об ее предсказательной функции [1]. В зависимости от области педагогического исследования находят применение различные классификации моделей:

■ понятийные модели, отражающие знания об объекте с помощью слов в форме определенной совокупности взаимосвязанных предположений, утверждений, выводов;

■ образные модели, воспроизводящие основные стороны, элементы, связи, отношения объекта в форме словесных описаний, фото- и киномоделей, графиков, схем;

■ физические модели, отображающие в «материале» структуру, пространственное расположение или функции изучаемого объекта;

■ математические модели, отражающие существенные внутренние и внешние связи и отношения оригинала в виде формулы или числовой таблицы.

■ графические модели, помогающие раскрыть сразу многие разноаспектные связи и отношения, которые без нее не могут быть представлены одновременно, при этом автоматически срабатывают алгоритмы обработки зрительной информации [2].

В нашем случае модель формирования профессионала-специалиста трактуется как описание целей образования, представленное в виде системы основных задач; научно обоснованные подходы к определению содержания образования; совокупность принципов, связанных с подготовкой специалиста-профессионала; технологии и методы обучения; этапы подготовки профессио-нала-специалиста, выраженные для каждого периода времени определенными нормативными и иными документами; объекты формирования; субъекты влияния; педагогические условия. Для построения модели профессионала-специалиста важно изучение его этапов становления от выпускника к профессионалу. Результат моделирования - мобильный конкурентоспособный профессионал-специалист.

Цель

І

Формирование профессионала-специалиста, обладающего универсальными и профессиональными компетенциями, адекватными требованиям рынка труда

т

Стратегиче-

Проектирование набора УК и ПК субъектами образовательной деятельности

Задачи ские Тактические

-► Конструирование набора УК и ПК образовательным учреждением

Подходы

*

Формирование готовности обучающимися использовать УК и ПК для успешной профессиональной деятельности

Принципы

Компетентностный, полипарадигмальный, субъектно-деятельностный, синергетический, аксиологический

Модульности, моделирования, адаптированности, многовариативности, ориентации субъектов образовательной деятельности на формирование набора компетенций

Субъекты

развития Студент Выпускник Специалист тг Профессионал

Объекты формирования

Проф. и образ. станд.

Субъекты

влияния

Пр.обучени

Модели

ГОС 3 поколе-

-->

Научение, тьюторст-

Компетентностная мо-

Квалиф. характеристи-

Тестирование, поддержка и повышение квалификации

Адаптационная модель

Профессиограммы

Тренинг, проф. доподготов-ка и переподготовка

Модель мобильности

МОиН, РАО, банк компетенций, ИТ, требования работодателей, кадровые агентства, ситуационные факторы и др.

Педагогические условия

Результат формировании I

Мобильный конкурентоспособный

Роль обучающегося становится субъектной в учебно-профессиональной деятельности.

Способы познания должны быть связаны с междисциплинарным подходом к формированию знаний, умений, УК Реализация процесса интеграции общеобразовательной и профессиональной подготовки

Формирование содержания обучения должно строиться через проблемы познавательного, профессионального, коммуникативного, организационного, нравственного характера;

Формирование рефлексивной позиции должно бьпь направлено ксебе как ксубъекту деятельности.

Создание атмосферы открытости и свободы выбора студентами своих действий («живое знание»)

Рис. 1. Кластерная модель формирования профессионала-специалиста на основе компетентностного подхода

В основу моделирования заложен кластерный подход. Глубину и ширину кластера можно продемонстрировать рядом «субъекты развития - объекты формирования» (рис.2а). Субъекты развития включают ряд последовательных этапов становления - от студента до профессио-нала-специалиста. Объекты формирования состоят из трех модулей подготовки, включающие каждый стандарты (модели подготовки)-в нашем случае это ФГОС, квалификационные характеристики и профес-сиограммы; процесс обучения - научение и тьюторство, тестирование и наставничество, тренинг и профессиональная переподготовка; и собственно модели перехода из одного качества в другое.

Студент ^ ► Выпускник |—; Г> Специалист к Профессионал

ГОС 3 поколения <4—► Квалиф . характеристики ► Про фессиограммы

Научение, тьюторство —► Тестирование, поддержка и повышение квалификации Тренинг, проф. доподготовка и переподготовка

Компетентностная модель ►! Адаптационная модель | • » Модель мобильности

Рис.2а. Кластер «субъект развития - объект формирования»

Углубляясь в кластер, раскроем далее процесс обучения, который включает в себя два компонента: методы обучения и технологии обучения (рис.2б).

Рис.2б. Кластер «процесс обучения»

Компетентностная модель Адаптационная модель > Модель мобильности

Рис.2в. Модели эволюции субъектов развития

Объекты формирования профессионала-специалиста на основе ком-петентностного подхода включают в себя три модели, находящиеся компонентно в разных модулях эволюции субъектов развития (рис.2в) -«компетентностная модель», «адаптационная модель» и «модель мобильности» («модели постоянной переподготовки под изменяемую ситуацию»).

Компетентностная модель-это образец системы универсальных и профессиональных компетенций, обеспечивающих единство теоретической и практической готовности специалиста к осуществлению профессиональной деятельности (рис.3).

Рис.3. Компетентностная модель профессионала-специалиста

В составе универсальных компетенций: - социальные компетенции (умение нести совместную ответственность, обмен информацией, заявление о своих потребностях и интересах, проявление терпимости к другим мнениям и позициям, оказание помощи при необходимости, участие в работе в команде и др.), познавательные компетенции (применение различных приемов и техники учения, определение собственного типа учения, концентрация на учебе или работе, установление связи между межпредметными знаниями, нахождение источников информации и др.), методические компетенции (умение принимать решения, осуществлять решения, выбирать соответствующие методы решения проблемы, определять цели работы, обобщать результаты, оценивать и корректировать планы, определять временной режим работы и др.). В составе профессиональных компетенций-знаниевые компетенции (базовые общепрофессиональные и профессионально-профильные), понимаемые как способность применять знания и умения на практике, и технологические компетенции, включающие в себя понимание взаимо-

связи технологических элементов систем, определение требований к качеству производимой продукции и др.

На рисунке 3 обозначены два блока компонентов, включающие:

■ личностные, процедурные, оперативные инварианты, которые моделируют восполнение и сохранение личностью достигнутого уровня универсальной компетентности, его актуализацию и реализацию в социуме;

■ профессиональные варианты, которые направляют процесс формирования субъектом учебно-профессиональной деятельности достигнутого уровня профессиональной компетенции и его реализацию в профессиональной деятельности.

На рисунке также выделены три уровня единства теоретической и практической готовности и способности к осуществлению профессиональной деятельности - оперативный, тактический и стратегический. Оперативный уровень моделирует цикл компетенций, обеспечивающих процесс выработки тактики и стратегии становления компетентности профессионала-специалиста и включает:

■ компетенции по актуализации субъектной профессиональной позиции и готовность к профессиональной деятельности;

■ компетенции по самореализации, самоуправлению, самоорганизации профессиональной деятельности;

■ компетенции по оценке, учету результатов самоактуализации субъектной позиции в профессиональной деятельности и субъектном взаимодействии.

Тактический уровень представлен в модели через систему компетенций по реализации и восполнения готовности к его деятельности. Эта система компетенций по реализации и восполнении готовности к развитию, диагностике, профилактике, коррекции, просвещению в деятельности будущего профессионала-специалиста.

В содержание стратегического уровня входят компетенции, включающие умения выработать и воплощать перспективу самореализации профессиональной компетентности.

Таким образом, в компетентностной модели будущего профес-сионала-специалиста можно выделить вариантную и инвариантную составляющие. Инвариантная составляющая - набор неизменных направлений, обязательных компетентностей и компетенций. Вариантная составляющая определяется спецификой предметной подготовки будущих специалистов, сложившихся традиций, опыта профессиональной подготовки, особенностей социокультурной среды, в которой осуществляется этот процесс, уровня профессиональной подготовленности конкретных студентов.

Адаптационная модель - следующий этап эволюции развития субъекта формирования (рис.4).

Адаптация - это и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям этой новой среды. Выделяют следующие виды адаптации: к профессиональной деятельности, социально-

психологическую, идейно-нравственную, бытовую, досуговую, политическую и экономическую, адаптацию к формам общественного сознания, к природе.

Важное место среди психологических механизмов адаптации занимает самооценка. Завышение самооценки провоцирует постановку целей, превышающих возможности, занижение самооценки - пассивность, боязнь ответственности. Результатом неадекватной самооценки и в том и в другом случае является недостаточная профессиональная адаптация к труду и неполная реализация возможностей человека в профессиональной деятельности.

Рис.4. Адаптационная модель эволюции «выпускник ^специалист».

Адаптационная модель содержит адаптационный механизм, который определяет, как обновляется развитие специалиста в процессе его дальнейшего профессионального становления проектировать свою профессиональную биографию, строить, творить свою историю. Адаптацию человека к профессиональной деятельности разделяют на ряд этапов: первичная адаптация, период стабилизации, вторичная адаптация, возрастное снижение адаптационных возможностей (рис.4).

В основе адаптации к профессиональной деятельности лежит собственно профессиональная адаптация - освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества, это также вхождение в про-

фессию, которое зависит от психофизиологических способностей к выполнению данной работы, уровня профессиональной подготовки, степени сформированности профессионального интереса и др. Показатель такой адаптации - профессиональная квалификация, уровень и стабильность профессиональных показателей, удовлетворённость профессией.

В контексте адаптации к профессиональной деятельности можно рассматривать адаптацию к условиям труда и адаптацию к труду. Адаптация к условиям труда - процесс освоения работником новых для него условий труда, т.е. всей системы внешних по отношению к трудовому процессу факторов. Основной показатель адаптированности к условиям труда - удовлетворенность условиями и организацией труда, отсутствие нарушений трудовой дисциплины, хорошее состояние здоровья. Включение человека в трудовую деятельность также вызывает развитие адаптивных реакций организма и психики человека в ответ на воздействие непривычных внешних и внутренних факторов труда.

Адаптация к труду - это процесс перестройки приспособления личностных, энергетических, информационных, операциональных и других структур и систем субъекта труда к особенностям трудовой деятельности в целях наиболее эффективной его саморегуляции на этапах профессионального пути. Степень активности субъекта труда влияет на эффективность профессиональной адаптации, которая может проявляться либо в зависимости субъекта от профессиональной среды, либо в его стремлении эту среду преобразовать в соответствии со своими установками, требованиями и возможностями. Различают три основных аспекта профессиональной адаптации:

1) психофизиологический - адаптация индивида к физическим условиям профессиональной среды (на рис.4 обозначен «ПФ»);

2) профессиональный - адаптация к профессиональным задачам, выполняемым операциям, профессиональной информации (на рис.4 обозначен «П»);

3) социально-психологический - адаптация личности к социальным компонентам профессиональной среды (на рис.4 обозначен «СП») [3].

Продолжительность периода адаптации находится в прямой зависимости от квалификации. Это приблизительно неделя для работников среднего звена и 1,5 - 3 года для управленческих работников. Полная адаптация характеризуется сочетанием высокого уровня овладения специальностью и устойчивым положительным отношением к работе, а также удовлетворенностью взаимоотношениями и своей позицией в коллективе. По одним исследованиям, она продолжается в среднем 2 года. По другим - 30 дней вполне достаточно, чтобы продемонстрировать свои способности и даже сделать первые шаги к карьерному росту.

Существенной частью проектирования модели профессионала-специалиста является его математическое моделирование. Наиболее часто под математическим моделированием понимают изучение сложных явлений путем создания и исследования моделей с помощью математического аппарата. Основные математические модели личности описаны Г.Суходольским. Суть этого класса моделей, по мнению автора, заключается в математическом представлении структуры множества X личностных свойств с позиции корреляционного и факторного анализа. Если выбор базовых свойств идет «от профессии», то получаются профессиографические модели. Если выбор базовых свойств идет «от личности», тогда - персонологические модели [4].

Выбор базовых свойств специалиста «от профессии» основывается на представлениях о некоторой системе требований, предъявляемых профессией к нему и о специальных способностях, которыми должен обладать человек для удовлетворения требованиям к специалисту. Персонологические модели характеризуются тем, что выбор базовых свойств ведется «от личности» и основывается на представлении об её многофакторной структуре. Профессиографический подход к построению моделей специалиста успешно используется при создании профес-сиограмм, разрабатываемых с целью определения профессиональной пригодности к реализации профотбора или профподбора (рис.2г).

Рис. 2г. Стандарт подготовки (профессиограмма) в модуле эволюции «специалист профессионал»

Постановке целей обучения и оптимизации содержания подготовки специалистов заданной квалификации и профиля предшествует разработка модели профессиональной деятельности специалиста - про-фессиограммы. Это документ, регламентирующий технологию построения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека, и обеспечивающий оптимизацию и повышение эффективности профессиональной деятельности специалиста конкретного профиля.

Структура профессиограммы включает в себя следующие компоненты:

1) наименование уровня и специальности;

2) профессиональное образование (форма обучения, условия поступления, продолжительность обучения, уровень получаемой квалификации, перспективы профессионального и должностного роста);

3) характеристики профессиональной деятельности (функции (роли), преобладающие виды деятельности, квалификационные требования);

4) психограмма (профессионально-ориентированные потребности, социокультурные качества, профессионально важные качества (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности);

5) санитарно-гигиенические условия труда (режим труда, нервнопсихическая напряженность, сенсоматорная и перцептивная сферы, медицинские противопоказания, профзаболевания) [5].

Профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

Профессиограмма разрабатывается на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей. Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.

В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет.

Профессии отличаются друг от друга необходимой для их осуществления квалификации, по степени активности и уровню ответственности личности, по степени удовлетворенности, по типу личности, по характеру деформации личности в профессии и др. Для упорядочивания и классификации профессий применяется модульный подход. Модуль профессии - это единица анализа профессии, типовой элемент. Модуль профессии состоит из двух частей: объективные характеристики типового элемента и психологические характеристики требований,

предъявляемых к человеку и соответствующих данному типовому элементу. Каждая профессия состоит обычно из нескольких модулей. Модель специалиста - это отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества. Различают модель работающего специалиста и модель подготовки специалиста, которая исходит из предыдущей. Модель специалиста включает в себя следующие компоненты: - профессиограмму как описание психологических норм требований к деятельности и личности специалиста, - профессионально-должностные требования (описание конкретного содержания деятельности специалиста), - квалификационный профиль (сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты). Профессиограмма состоит из трудограммы (описания труда в профессии) и психограммы (описание человека труда в профессии). В трудограмму входит: - предназначение профессии, ее роль в обществе, направленность на человека, - распространенность профессии, - предмет труда в профессии, - профессиональные знания, - деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, применяемые в данной профессии для достижения результата, - средства труда, к которым относятся инструменты, приборы, знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др., - условия труда: режим труда и отдыха, характеристика социального окружения, санитарно-гигиенические факторы труда, рабочее место, - организация и кооперация труда, - возможные уровни профессионализма в данной профессии, - права представителя данной профессии, - обязанности представителя данной профессии, - позитивное влияние данной профессии на человека, - негативные стороны профессии. К психограмме относятся: - мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции, - профессиональные притязания, профессиональная самооценка, само-осознание себя как профессионала, - эмоции, психические состояния, -удовлетворенность человека трудом, - психологические знания о труде и профессии, - профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость профессиональному росту, - профессиональное мышление, в том числе творческое, - психологические противопоказания, а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано, - линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации. Профессио-грамму легче осуществить там, где жестко задан результат и состав профессиональных действий (например, в инженерных профессиях), а в профессиях с непредсказуемым результатом, например, в профессии ученого это сделать труднее [6].

Таким образом, обобщенная многоуровневая кластерная компетентностная модель формирования профессионала-специалиста включает в себя:

■ представления о профессиональных целях и задачах его деятельности;

■ знания, умения, навыки, которые стали для субъекта учебнопрофессиональной деятельности профессионально важными;

■ представления о профессиональных функциях, о ключевых компетенциях, индивидуальных качествах, которые в структуре личности должны быть представлены как профессионально значимые личностные качества;

■ представления о нормативных условиях деятельности специалиста;

■ навыки принятия ответственных решений в профессиональной деятельности;

■ навыки работы с профессиональной информацией;

■ формирование представлений о личностном смысле деятельности;

■ представления о кластерной природе компонентов модели формирования профессионала-специалиста, их связях, иерархии и динамике развития самого процесса формирования.

Литература

1. Большая советская энциклопедия в 30 томах - М.: Советская Энциклопедия; Издание 3-е 1969 - 1978 г. Том 16. МЕЗИЯ - МОРШАНСК // http://www.oval.ru/enc/43807.html

2. Куракин А.Т. Моделирование в исследовании системных объектов в области теории воспитания // Структурные системные исследования педагогических явлений и процессов: сб науч. Ст. - М.: АПН СССР, 1970. - С. 101-114.

3. Карелина И.М. Личностные факторы сохранения адаптированности к профессиональной деятельности работников культурно-просветительных учреждений // Дис. канд. психол. наук: 19.00.03. - СПб., 1999.

4. Суходольский Г.В. Структурно-логический анализ и синтез деятельности. Л.: ЛГУ, 1976. - с. 19.

5. Матушанский Г.У., Фролов А.Г. Проектирование моделей деятельности, личности и непрерывной профессиональной подготовки преподавателя высшей школы. - Казань: КГЭУ, 2004. - с. 19.

6. Лигинчук Г.Г. Психология профессиональной деятельности // http://www.effective-seminars.ru/clause/clause/18420/1992/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.