УДК 377.5:378
УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
О.Р. Кудаков (г. Казань, Российская Федерация)
Многие российские журналы наводнены рассуждениями о самых невероятных «подходах». Мы рассматриваем методологический подход к образовательному процессу как сложный многоуровневый инструментарий, призванный помочь разрешить задачи накопления знаний и нахождения способов их передачи последующим поколениям. В статье представлены основные условия, при которых методологические подходы разного уровня парадигмности (подход-концепция, подход-направление, подход-парадигма) могут быть применены и реализованы в российском профессиональном образовании. Например, для подхода-парадигмы это: смена общественно-экономической формации, принятие народом национальной идеи, наличие массового состава носителей подхода (приблизительно 0,1 % от численности НПР), присутствие харизматиков среди носителей подхода, разработка новых образовательных технологий и т.д.
Ключевые слова: условия, методологический подход, парадигмность, российское образование.
APPLICATION AND IMPLEMENTATION METHODOLOGICAL APPROACHES IN VOCATIONAL EDUCATION
O.R. Kudakov (Kazan, Russian Federation)
Abstract. Many Russian journals are overfilled arguments about the most incredible «approaches». We consider the methodological approach to the educational process as a complex multi-level tool designed to help solve the problem of knowledge accumulation and to find the ways to transfer to next generations. The article presents the basic conditions under which the different levels of methodological approaches paradigm (approach-concept, approach-direction, approach-paradigm) can be applied and implemented in the Russian professional education. For example, the approach-paradigm is the socio-economic structure changing, acceptance by the people of the national idea, the presence of approach mass bearer (approximately 0.1% of the scientific pedagogical researches), the presence of charismatic among the approach bearer, the development of new educational technologies, etc.
Keywords: conditions, methodological approach, paradigm, Russian education.
В настоящее время в образовании выделяется множество подходов, связанных с той или иной парадигмой обучения - знаниевой, деятельностной, личностно-ориентированной, компетентностной. Классификация
методологических подходов осуществлялась в историческом прошлом на эмпирическом уровне, где предполагалось, что подход как таковой изначально вбирал в себя метод, а затем группу методов. Впоследствии компоненты
подхода дополнялись аксиоматическими установками, с которыми
исследователь приступал к взаимодействию с выделенным объектом. В настоящее время различия подходов заключаются не только в научно -предметных представлениях, но и в способах представления мира. Дифференцировать методологические подходы позволяют следующие компоненты: аксиоматические установки (основания, цели, принципы), отношение объекта и субъекта (независимость и зависимость наблюдаемых объектов от субъекта); онтология подхода (представления о мире); схемы получения знания; отбор содержания; организация образовательного процесса; роль педагога и роль обучающегося; модели подготовки; деятельностные установки (объяснение, преобразование, понимание и т.д.); целенаправленное использование определенных технологий; наборы предполагаемых условий для реализации подхода и т.д.
Методологические подходы представлены тремя уровнями парадигмальности (точнее, парадигмности - О.К.). Это - подход-концепция, подход-направление, подход-парадигма [1]. Можно также сказать о предуровне -подходе-замысле. Это так называемая «заявка» на подход, которую предлагаем рассматривать в контексте «пусковых» условий распространения подхода и которая включает: наличие рабочей концепции для разработки подхода; наличие проведенных научных мероприятий на уровне консультаций, семинаров, круглых столов; наличие цикла научных статей о разрабатываемом подходе. Е.Яковлев пишет, что в композицию педагогической концепции должно входить общие положения, понятийно-категориальный аппарат, теоретико-методологические основания, ядро, содержательно-смысловое выражение, педагогические условия эффективного функционирования и развития исследуемого явления и границы применимости [2]. Реализацию всех перечисленных компонентов композиции можно рассматривать как «пусковые» условия развертывания подхода-концепции. Они чрезвычайно важны на первом уровне парадигмности подходов, в дальнейшем они не исчезают, - меняются их качественные характеристики.
Под условиями вообще мы понимаем обстоятельства, обусловливающие
появление или развитие того или иного процесса. А. Новиков и другие авторы [3; 4] характеризуют педагогические условия эффективного функционирования и развития исследуемого явления как специальным образом подобранную систему мер, обеспечивающую более продуктивное становление исследуемого научного явления. Педагогические условия выявляются исходя из анализа и оценки влияния аспектов, компонентов, свойств объекта на эффективность его функционирования и развития. В определенном смысле они представляют собой закономерности эффективности, поскольку вскрывают ее объективные связи с различными сторонами изучаемого объекта. Номенклатура групп условий включает общественно-экономические, общественно-политические, теоретико-методологические, научно-методические, нормативно-правовые, организационные, кадровые, мотивационные, материально-технические, финансовые, информационные, временные, социальные, личностные и другие условия. В каждом конкретном случае эти условия и их группы будут иметь свою специфику.
Мы рассматриваем методологический подход к образовательному процессу как сложный многоуровневый инструментарий, призванный помочь разрешить какую-либо глобальную проблему, стоящую перед образованием. Смена общественно-экономической формации предопределяет смену господствующей образовательной парадигмы, и, как следствие, господствующего методологического подхода в образовании. Разным стадиям развития традиционного общества соответствовали имитационный, викарный и калокагативный подходы. Средневековью - эксимиетальный и фаберный подходы. Накопления педагогической мысли в эпохах позднего Средневековья и Возрождения, начало книгопечатания во многом предопределили зарождение и распространение «знаниевого» подхода (ЗП), концептуальные и теоретические основы которого были сформулированы Я.А. Коменским. С началом буржуазных отношений потребовалась большая номенклатура изучаемых дисциплин, более широкий охват обучающихся. Происходит зарождение прагматической педагогики (Дж. Локк) [5]. Индустриальное общество отличает
среди прочего образовательная революция, переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования. В настоящее время происходит очередной переход - к информационному обществу, в котором технологическим основанием самого общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии [6]. С развитием новой эпохи потребуются более гибкие знания, построенные на массовых коммуникациях и быстром усвоении постоянно меняющейся информации.
Основным симптомом надвигающейся смены образовательной парадигмы является массовый приход новых подходов. На сегодняшний день их количество превосходит все мыслимые пределы (по нашим оценкам, число их наименований давно перевалило за двести). Данное условие так и назовем -«градус подходности». Прирост новых подходов в России происходил и происходит по сей день за счет псевдоподходотворчества в экономических и педагогических науках (в основном). Советская плановая экономика обладала своими приоритетами, приток заимствованной терминологии осуществлялся медленно, поскольку находился под жестким контролем со стороны государственных структур. Собственно, такая картина наблюдалась повсеместно. С падением «железного занавеса» англо-саксы предприняли беспрецедентную попытку навязать нам свои представления об устройстве экономики «по-демократически». В нашу страну потекли рекой экономические энциклопедии, справочники и т.д. вкупе с залетными консультантами. Российские экономисты стали первыми переводить западные трактаты и выдавать их за «свои» исследования. Количество защищенных работ по экономике достигло астрономических цифр. Если данных диссертаций в 1996 году было 924, то в 2006-м - 4723 (за десять лет количество годовых защит выросло в 5 раз!!). Часто у зарубежных авторов встречалось слово «approach», которое наши исследователи переводили как «подход», хотя при ближайшем рассмотрении «approach» оказывался лишь «методом». Тем не менее, научные журналы наводнились самыми невероятными «подходами», названия которых стараниями уже исследователей от образования стали внедряться в
терминологический аппарат педагогики.
Итак, близкая смена общественно-экономической формации и как следствие из нее - надвигающийся сонм подходов - являются одним из главных среди общественно-экономических и теоретико-методологических условий рождения нового парадигмного подхода. Для наполнения смысла социальных условий обратимся к А. Новикову. У него есть понятие «плюрализм научного мнения». Он пишет: «поскольку любая научная работа является творческим процессом, то очень важно, чтобы этот процесс не был "зарегламентирован"». Каждый исследователь или группа исследователей имеют право на свою точку зрения, и любые попытки выстраивания под один знаменатель недопустимо для прогресса [7]. Отсюда важным социальным условием становления нового подхода становится наличие «плюрализма научного мнения». Другим условием из данной группы является «поддержка сильных мира сего». Надо быть Я.А. Коменским или Дж. Локком (причем это далеко не факт в современном обществе), чтобы сдвинуть формат от подхода-замысла к форматам подхода-концепции и подхода-направления. Здесь имеется в виду, что «продвижение» подхода во многом зависит от его лоббирования как на уровне подразделения, где появляется подход-замысел, на уровне учреждения, где развивается подход-концепция, так и на региональном уровне, где распространяется подход-направление. Следующим условием является «уровень оценки престижа образования населением страны». В информационном обществе происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор - уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии [6]. Недостаточно развитый данный уровень, а также уровень системы образования могут негативно сказаться на «развертывание» нового парадигмного подхода (рис. 1).
Рис. 1. Образование в числе символов национального престижа (в процентах от числа
опрошенных) [8].
Следующими в группе общественных условий являются общественно-политические. Понятие «национальная идея» (НИ) И.Вакс раскрывает как цель и смысл бытия данного этноса, народа, нации в настоящем и будущем, с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов. Он пишет, что «национальная идея, как стратегия выживания, процветания и развития в настоящем и будущем, объединяет народ независимо от личных убеждений и идеологий различных группировок - партий и движений, легитимность которых определяется соответствием их деятельности целям нации, сформулированным в НИ, выражающей волю большей части народа... Нация не может существовать длительное время без национальной идеи - лишенная такого ориентира интеллектуальная элита и власть неизбежно заведут народ в тупик. Поэтому, разумная власть в первую очередь должна быть заинтересована в наличии ясной, четкой, судьбоносной для нации, понятной и признанной большей частью населения страны национальной идеи, закрепленной в Конституции, Декларации Независимости и в Государственном Гимне. Эта НИ пропагандируется средствами массовой информации, деятелями литературы и искусства, на ней воспитывается подрастающее поколение в духе патриотизма -любви к своему народу и своей Родине, готовности защищать ее территориальную целостность и способствовать ее процветанию» [9].
Накопление знаний и нахождение способов их передачи последующим поколениям - одна из главных задач человечества. Парадигмный подход -
мощный инструментарий для решения данной задачи. Без оплодотворения его национальной идеей невозможно выстраивать стратегии выживания нации. В царской России было все: и идеологема («православие, самодержавие, народность») и методологический (знаниевый) подход в образовании для подготовки работников под нужды империи. В отчете «Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833-1843», опубликованном в 1864 году, гр. С. Уваров писал: «Посреди быстрого падения религиозных и гражданских учреждений в Европе, при повсеместном распространении разрушительных понятий, в виду печальных явлений, окружавших нас со всех сторон, надлежало укрепить отечество на твердых основаниях, на коих зиждется благоденствие, сила и жизнь народная; найти начала, составляющие отличительный характер России и ей исключительно принадлежащие... К счастью, Россия сохранила теплую веру в спасительные начала, без коих она не может благоденствовать, усиливаться, жить... Самодержавие составляет главное условие политического существования России. Спасительное убеждение, что Россия живет и охраняется духом самодержавия сильного, человеколюбивого, просвещенного, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться. Наряду с сими двумя национальными началами, находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность. Неуместно было бы противиться этому периодическому ходу вещей; довольно, если мы сохраним неприкосновенным святилище наших народных понятий; если примем их за основную мысль правительства, особенно в отношении к отечественному воспитанию. Вот те главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединяла выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей. Просвещение настоящего и будущего поколений, в соединенном духе этих трех начал, составляет . одну из лучших надежд и главнейших потребностей времени и тот священный труд, который доверенность Вашего Величества возложила на мое усердие и рвение» [10]. Эти слова царского министра народного просвещения актуальны и ныне.
Лозунг «За веру, царя, и Отечество!» как нельзя кстати ложился на вышеназванную триаду и соответствовал первым строкам гимна «Боже, Царя храни, сильный державный...». В СССР вместе с лозунгом «Вперед к победе коммунизма - светлому будущему всего человечества» также существовала своя триада «партийность - светлое будущее - дружба народов», полностью нашедшая себя в гимне государства. Методологическим основанием образовательных процессов выступал ЗП.
М. Горбачев резко сменил национальную идею «мутным» лозунгом «перестройки». В 90-х годах идеологемически обезоруженный народ был брошен в бандитское капиталистическое прошлое самого низкого американского пошиба и не мог противостоять криминализации и олигархизации общества. Страна в условиях изоляции была вынуждена искать любые контакты, и Запад приоткрыл двери так называемого «Болонского клуба», на самом деле оказавшиеся ловушкой. Отечественное образование, отказавшись от ЗП и от вроде набирающего силу деятельностного подхода (ДП), стало переходить на рельсы компетентностного подхода (КП), тем самым выстроив себя в англо-саксонский фарватер. Естественно, такое положение дел не могло долго устраивать набиравшее силу государство. Поиски национальной идеи для новой России продолжались все последние годы. Понимая важность вопроса, правительство РФ в 2013 году утвердило федеральную целевую программу на 2014-2020 годы, которая так и называется «Укрепление единства российской нации.», выделив на ее развитие 4,6 млрд. рублей. Кратко сформулировал НИ России В.Путин - это патриотизм и благосостояние, гарантированные государством. Остановимся на данном вопросе подробнее.
Сейчас в России нет царя, но есть единодержавие (президент); нет самодержавия, но есть вертикаль власти; нет огосударствления церкви, но есть равноправие религий и толерантность; нет советского народа, но существует поликультурная народность, есть понимание того, что граждане одного государства представляют общность, основанную на единых принципах и ценностях - общности территории проживания, языка общения и обучения,
поликультурности (множественность национальных культур),
взаимодополнения народов и их взаимопонимания. Попробуем взглянуть на национальные идеи некоторых важных государств через призму понятий «веры», «устройства», «народа», поскольку они чаще всего присутствуют в идеологемах, выраженных на государственном уровне в гимнах, лозунгах, призывах политических лидеров [11; 12: 13; 14].
Таблица 1. Идеологемы России, Германии, США, Китая, Израиля
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА Т РИАДЫ
Государство/Источник ВЕРА УСТРОЙСТВО НАРОД/ГОСУДАРСТВО
Московия Православие Москва - третий Рим Православные
Российская империя, гр. С.Уваров, сер. XIX в. Православие Самодержавие Народность
Германия, сер. XX в. Национал-социализм Третий рейх Германия превыше всего
Германия, конца XX века Единство, право и свобода Возрождение из руин Земля отцов превыше всего в мире
СССР, 20-70 годы XX в. Партийность Светлое будущее Дружба народов
СССР, М.Горбачев Ускорение Перестройка Гласность
Россия, Г.Зюганов, конец XX - начало XXI в. Справедливость Народовластие Дружба народов
Россия, В.Путин, начало Благосостояние Вертикаль власти Единство
XXI в.
Россия, Д.Медведев, Успешность Устойчивость Единство
начало XXI в. властных структур
США Богоизбранность Глобальный экспансионизм «Плавильный котел»
Китай Конфуцианство, легизм, даосизм (народное благосостояние) Клановость (народовластие) Государствообразуемость народа хань
Израиль Богоизбранность, соблюдение заповедей Торы Восстановление Храма, Независимости и Еврейского государства Сплочение нации
Постимперия - РФ нач. Духовность, Единовластие Единство
XXI в. (Новая редакция гр.Уварова) терпимость
Новая триада ? ? ?
Из таблицы видно, как ошибся М. Горбачев со своей формулировкой НИ, что, в конце концов, привело к неприятию ее народом. Также видно, что государства, имеющие четкие и ясные НИ, являются лидерами на глобальном игровом поле образования - это США, Германия, Израиль. Чего не скажешь о
Китае и России. Китай, кстати, занимает первое место в мире по числу студентов, обучающихся в других странах. В России пока нет единства по вопросу о собственной национальной идеи. Верховная власть пытается заполнить образовавшийся вакуум, усиленно раскручивая в СМИ и т.д. такую категорию как «успешность». Территория России - колыбель духовности мирового формата. Гиперборейцы, проживающие здесь ранее, были наиболее любимы богами, они почитали Аполлона, бога искусств и прекрасного, Артемиду, богиню чистоты и девственной природы. Последовавшие в X веке православие и в веке XX коммунизм - также категории высшего духовного порядка. Чего не скажешь про Европу, съедаемую в средневековье (скажем, тысячу лет назад) вшами, убиваемую чумой и голодом, потонувшую в бескультурье и невежестве, решающую «научные вопросы» вроде: «А сколько чертей находится на острие иглы?» (и опять же - сколько?, а не почему? или как?). В это же время наши предки мало болели, были чистоплотны, обладали почти всеобщей грамотностью (писали же письма друг другу). А значит, была эффективная система обучения, результаты которой проявлялись на бытовом уровне. А это дорогого стоит. Таких результатов в условиях «медленного» средневековья в одночасье не получишь. Не получишь и за одно поколение, и за два. Тут столетия нужны. Это может означать наличие на нашей территории высокой культуры, образования как минимум полторы-две тысячи лет назад. А «успешность» - категория явно рыночная - кто-то успешнее, кто-то нет; успешность за счет других; успешность не всегда честным путем достигается.
И здесь же есть упрек к некоторым «нашим» идеологам национальной идентичности (а по большому счету сознательным и несознательным проводникам влиятельных сил из-за рубежа, пытающихся раскачать лодку России) в стремлении оградить этнические общности от общенационального общероссийского формата общности. Можно им сказать: «Будете тянуть одеяло на себя - порвете на куски, не будет целого - кусочками никто не согреется».
Понятно, что взятая за основу идеологема «духовность - единовластие -единство» должна быть на вооружении российского парадигмного подхода,
если, конечно, данная триада станет канонической. На уровнях а) подхода-концепции целесообразно говорить о четко сформулированном лозунге подхода, б) подхода-направления - о миссии подхода в масштабах того или иного региона, отрасли.
К данной теме примыкает еще одно условие - «способность нации осуществить самостоятельно смену образовательной парадигмы». Идея Л. Гумилева о пассионарности наций была основана на анализе периодов расцвета и падении великих империй (в т.ч. Римской, Византийской). Активная способность нации к расширению, к движению вширь, к сотворению нового, по мнению ученого, ограничена временным отрезком в тысячу лет. На наш взгляд, дело не столько во временном характере потери нацией пассионарности, сколько в ее способности к самогенерации, потеря которой и может привести нацию к краху. На «живучесть» самогенерации пассионарности влияют такие внутренние и внешние факторы, как распространение опасных болезней (вследствие массовой потери иммунитета), частое инициирование войн, деградация национальных идей и внешние военные, информационные агрессии, идеологические диверсии, приводящие к разложению умов, зомбированию, нестабильности. Отсюда преодолением данного условия должны стать мероприятия, осуществляемые на государственном уровне, по защите здоровья и поднятию духа нации, по сплочению народов, проживающих на единой территории; и должна быть четко сформулированная стратегия развития государства, в том числе и в сфере образования.
Одним из существенных условий применения методологического подхода является социальное партнерство - тип взаимодействия разработчиков подхода с другими субъектами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями [15]. Конечно, можно разрабатывать подход в «ящик» в надежде, что когда-нибудь он будет востребован отечественным образованием и работодателями, но это опять должно быть гениальное и из ряда выходящее творение. А таковых как раз мало. Лидеры производства должны осознавать необходимость поступления кадров,
подготовленных в русле еще только разрабатываемого подхода. Свой заказ на подготовку востребованных работников они должны четко выразить в новых профессиональных стандартах, которые в итоге должны формировать среднесрочную стратегию учебных заведений.
«Освещение добытых наукой фактов». Научные наработки, направленные на развитие человечества, должны быть достоянием общественности. Не существует формальных установок по количеству, например, статей или монографий по достойному сопровождению новой разработки. И одна великолепная статья или монография способна совершить чудо. Тем не менее, без информационного фона невозможно представить себе продвижение нового методологического подхода. Эту поддержку необходимо включать на уровне подхода-замысла и подхода-концепции: а) научные статьи в рецензируемых журналах и сборниках; б) проведенные методологические семинары и научно-практические круглые столы; в) как минимум одну защищенную кандидатскую диссертацию. На уровне подхода-направления - циклы статей, монографии, дискуссионные клубы в Интернет-пространстве, научно-практические региональные и общероссийские конференции, не менее трех защищенных кандидатских и одной докторской работ. На уровне подхода-парадигмы информационная поддержка должна иметь глобальный характер: в нее обязательно включать наиболее известные научные журналы, Интернет-ресурсы. Конференциям предпочтительно иметь статус общероссийских и международных. Количество защищенных кандидатов и докторов наук по новому внедряемому подходу должно быть как можно больше. В стране необходимо функционирование хранилищ информационной и методической поддержки нового подхода.
Следующее условие - обязательное прохождение подхода-замысла через ряд экспертиз: лингвистической, методологической и т.д. Заключения экспертов по названию подхода и его аксиоматическим компонентам можно рассматривать в качестве одного из «пусковых» условий. Уже на стадии разработки концепции подхода стоит задуматься над тем, каким образом
диагностировать его состоятельность. Здесь могут помочь сами авторы определений; представленные (если они имеются) структура и содержание подхода, степень распространённости (индекс цитирования, количество статей и диссертаций), применение подхода в практике и др. Новый парадигмный подход может генетически вырасти из имеющихся подходов-направлений в педагогике - герменевтического, антропологического, личностно-деятельностного подходов, или получить импульс развития в результате синтеза каких-либо действующих подходов, имеющих разные уровни парадигмности, или стать абсолютно новым явлением, порождением совокупного или одиночного гения (например, Я.Коменского XXI века). В то же время будущим разработчикам-методологам следует избегать в названии новых подходов словосочетаний с основами - поли-, интегративный, синтетический и т.д., потому что это заданная очевидность. Следует также добавить, что в названии будущего подхода лучше придерживаться принципа однопорядковости. Если название составное, то содержание основ гармоничнее выстраивать по горизонтали, например, подход+подход (например, личностно-деятельностный), а не подход+метод (например, системно-проектный), поскольку подход - понятие гораздо шире понятия метода. Новое название, закономернее всего, будет вытекать из ключевых положений аксиоматического уровня методологических подходов - «основания» (в большей степени), «цели», «принципа» или их комбинаций. Отсюда названия «принципиальный подход» или «целевой подход» будут некорректными, поскольку означают сверхочевидную заданность.
Для последующих рассуждений рассмотрим условия применения компетентностного подхода (адекватных российским реалиям). Современный компетентностный подход - это новый доминатор, пытающийся сменить предметоцентрированный (знаниевый) подход. Теоретико-методологические условия его применения на сегодняшний день худо-бедно имеются: сформирован аксиоматический уровень подхода (сформулированы цель, основания и принципы); разработан понятийно-терминологический аппарат.
С кадровыми условиями не все так гладко. Во-первых, нет достаточного количества осведомленных в подходе экспертов. Второе, знаниевый подход в России распространяли немцы на протяжении почти двухсот лет. Первая российская академия состояла сплошь из приглашенных немецких ученых. Во время образовательной реформы в начале уже XIX века император Александр I «выписал» из Германии целый отряд профессоров для вновь образованных университетов. Например, в Казанском императорском университете за первые пять лет существования из общего числа профессоров в 27 человек 20 были немецкого происхождения [16]. Они продолжали приезжать и в последующие годы, правда, не таким наплывом. Первое правление университета состояло сплошь из немцев (И.О. Браун, М.Ф. Бартельс, О.А. Литтров, К.И. Броннер, И.Г. Томас). В 1836 году соотношение россиян и немцев среди ординарных (ОП) и экстраординарных профессоров (ЭОП) составляло 22 к 13, хотя последние еще составляли большинство на руководящих постах. Для сравнения в 1902 году общее соотношение славян/германцев в ППС выглядело следующим образом: ЗОП (18/4), ОП (38/2), ЭОП (17/3), приват-доценты (52/7), лекторы (3/2), прозекторы (8/1), помощники прозектора ((12/1), лаборанты (39/3), ассистенты (15/2), ординаторы (36/2) [17].
Немцами были Государи (либо полукровками), министры, различного рода управляющие. В российской армии накануне Первой мировой войны служило около 40,0 тысяч немцев. Они «затащили» к нам в страну свое отношение к науке, свое представление об образовании и т.д.
Рассматривая компетентностный подход (КП) с его англо-саксонским корнями, обнаружим, что он не только чужд россиянам по ментальным соображениям, но практически нет его носителей, нет экспертов с углубленными знаниями о подходе. Если в немецком продвижении знаниевого подхода ключевое значение сыграла как раз массовость в России самих носителей подхода, то в случае с КП такого явления практически не наблюдается: нет носителей КП, очень мало квазиносителей подхода. Ну не едут тысячи англо-саксов в Россию, чтобы учить наших детей уму-разуму, а
наши преподаватели практически не выезжают за рубеж повышать свою квалификацию. Продвинутых же российских преподавателей западные селекционеры сами старательно выдергивают (за гранты и пряники) из отечественного образования, чтобы они учили уму-разуму «самых главных» детей на планете - американских, и не дай Бог - российских.
Качественное количество кадров. Повторимся, число россиян, получивших образование в Великобритании, США, Канаде, Австралии и способных перенести в Россию новые образовательные технологии, ничтожно мало. Те же, которые прошли обучение в центрах дополнительного образования и ФПК (с осведомленными в подходе экспертами), сталкиваются на местах с трудностями организационного, психологического характера. Уровень научной (методологической) грамотности отечественных преподавателей также желает оставлять лучшего.
Рис. 2. Уровень научной (методологической) грамотности в разных социальных группах (в процентах от числа опрошенных) [8].
Возникает вопрос: сколько нужно времени, чтобы подготовить достаточную «массу» преподавателей с углубленными знаниями о КП? Временной отрезок можно проследить на примере распространения новой европейской идеологии в России в конце XIX века-начала XX века. За 25 лет численность последователей революционных преобразований в стране выросла (по принадлежности к партиям большевиков, меньшевиков, эсеров, не считая анархистов и других радикалов) до 1,5 млн. человек (1917 год). При населении
России (в границах империи) в 178,4 млн. человек количество агентов влияния составляло около одного процента. Пусть это историческая аналогия, но данный процент послужит нам одним из ориентиров. За сто лет «критическая масса» агентов влияния, способных совершить что-то серьезное в стране, может уменьшиться в десятки раз (пример, события в современной Украине). Но при этом во много раз должны усилиться информационная поддержка, увеличиться финансовые вливания при ярко выраженном патронаже заинтересованных сил. Сравнивая, казалось бы, совсем разные уровни действительности, можно, тем не менее, придти к показателям в интересующей нас образовательной сфере. Для совершения «глубинной модернизации» необходима кадровая поддержка, -этого никто не сможет оспорить. Даже, если мы откажемся от одного процента в сторону десятикратного уменьшения, то полученные 0,1 % составят 6,0 тысяч человек (от 6,0 млн. работников сферы образования). Эта цифра работников (пусть приблизительная), имеющих определенную «кондицию», хорошо обученных, прошедших подготовку в специальных центрах, знающих, что делать - огромная и, тем не менее, ничтожная без поддержки со стороны сильных мира сего (о чем говорилось выше) и без присутствия харизматичных лидеров, которые привносят с собой значительный динамический потенциал.
Немаловажны и сроки «глубинной модернизации» - ну никак не менее 1025 лет. Таким образом, не менее 6,0 тысяч хорошо подготовленных педагогических работников за достаточно долгий срок при наличии активной агитации и поддержке сильных мира сего и при многих других сопутствующих условий способны сменить действующую образовательную парадигму в масштабе всей страны.
Временные условия. В 2003 году у нас в стране заговорили о КП. Прошло десять лет. В 2013 году российское образование перешло на новые стандарты. Но компетентностного подхода в его полной конфигурации до сих пор нет. То, что у нас сейчас называется «компетентностным подходом» с различными расширениями (типа «модульно-компетентностный» подход), на самом деле является квазикомпетентностным подходом. Переход на систему подготовки
бакалавр/магистр/аспирант, на модульный принцип при построении образовательного процесса, на декларации о формировании малопонятных компетенций, которые еще до сих пор путают с компетентностями, - это еще далеко не завершенный компетентностный подход. Весь вопрос состоит в том, насколько успешно произойдет такая смена и вообще, необходима ли такая смена?
На уровне создания подхода-концепции минимально может выступить сила в составе незначительного коллектива, скажем, 6 человек с длительностью разработки 2-3 года. Численность носителей для «подхода-направления» может варьировать в широких пределах и практически не поддается обсчету. Можно условно принять цифры от 60 до 600 человек (от 0,001 % до 0,01 % от 6,0 млн. НПР РФ). Прогноз для срока реализации «подхода-направления» предлагается примерно в 10 лет. Обосновать это можно временем защиты диссертаций.
К числу организационных условий можно отнести успешное функционирование кредит-системы. Нельзя сказать, что кредит-система разрабатывалась (а её родина - США) в контексте КП. Ее главный функционал состоял в том, что оцифровать учебный процесс вкупе с обсчётом трудозатрат при его проведении. Но идеологически данная система была родственна КП и легко в него прописалась. Сущность кредитных систем заключается в том, что трудоемкость и (или) результат освоения отдельных дисциплин учебного плана измеряется не количеством часов аудиторной и самостоятельной работы студентов, а некоторыми условными зачетными единицами - кредитами.
Кредитно-зачетные системы, принятые в России, исходят из понятия и определения кредита как единицы оценки трудозатрат на освоение образовательной программы или ее части. Кредитно-накопительные системы определяют кредит как единицу оценки результатов освоения образовательных программ. Данные процессы перевода одного в другое идут крайне неравномерно: одни образовательные учреждения давно справились с данной задачей, другие еще только приступают к ней.
Условие организации асинхронного построения образовательного
процесса. В сегодняшней образовательной ситуации осознанный заказ учащегося на собственный процесс образования становится чрезвычайно важным. Это является одним из главных принципов компетентностного образования. Образовательное пространство для обучающегося задается в определенный момент времени не столько каким-то конкретным образовательным учреждением и жестко заданной в нем учебной программой, сколько осознанием разнообразных образовательных возможностей и их определенной соорганизацией. Для каждого обучающегося таких предложений должно возникать огромное количество: иметь возможность обучаться по учебным программам различных учебных заведений; получать доступ к учебным тренингам, практикумам, играм, различным образовательным услугам в пространстве Интернета для освоения определенной области знания; участвовать в образовательных мероприятиях: конференциях, семинарах, форумах, круглых столах и т.д.
Переход на асинхронное построение образовательного процесса предполагает отказ от формирования студенческих учебных групп. Каждый студент получает возможность выбрать учебные модули для изучения в очередном семестре: сформировать индивидуальный учебный план, выбрать преподавателей и время посещения учебных занятий - составить индивидуальное учебное расписание. Внедрение новой формы обучения позволит концептуально перестроить учебный процесс, придав ему качества подлинной индивидуализации, объективности контроля и оценки достижений студентов, восприимчивости к совершенствованию и диверсификации образовательных технологий.
При реализации образовательной программы используется два вида учебных планов: а) учебный план образовательной программы на весь период обучения; б) индивидуальный учебный план студента, определяющий его образовательную программу на семестр. В некоторых российских вузах учебный процесс планируется таким образом, что занятия проводятся в двух потоках как одновременно, так и в разное время для обеспечения наиболее
удобного выбора студентами. Предполагается два механизма выбора преподавателей: запись к определенному преподавателю на лекционные и практические занятия во время формирования индивидуального плана и сквозное посещение занятий разных преподавателей в удобное для студента время.
Условие наличия баллъно-рейтинговой системы (БРС). Организация учебного процесса предполагает постоянный мониторинг качества освоения программы студентом на основе рейтинговых систем, разработанных преподавателем, куратором, деканатом и учебным управлением. Можно использовать следующие четыре уровня «измерения» компетенции обучающегося:1) знает/имеет представление; 2) в состоянии делать при поддержке; 3) умеет сделать независимо/самостоятельным путем; 4) умеет развиваться, способен к инновациям. Отметим, что таковых градаций имеется множество.
Условие наличия пакета нормативных документов, включающих: Положение о кредитной системе вуза; Положение об организации учебного процесса на основе кредитно-рейтинговой системы; Положение о контроле учебной деятельности студентов; Положение об академическом консультанте -тьюторе; Положение об организации самостоятельной работы студентов; Рекомендаций по учету расчета учебной нагрузки преподавателей в системе кредитов и т.д. Потребуется немало времени, чтобы осуществить внесение изменений в десятки нормативных документов, регламентирующих учебный процесс. По каждой образовательной программе необходимо сформировать новые комплекты учебно-методического и информационного обеспечения, содержащие:
- информацию для студентов о кредитной системе оценки трудоемкости образовательной программы, о формировании личной образовательной траектории и рейтинговой оценке качества учебной деятельности студентов;
- учебники, учебные пособия, методические указания, электронные учебники, ссылки на глобальные сетевые образовательные ресурсы;
- график самостоятельной работы студентов по дисциплине и материалы для самостоятельной работы студентов: наборы домашних заданий, материалы для самоконтроля; учебные электронные материалы в электронной библиотеке университета и др.
Условие функциональной перестройки обучающего. При выстраивании индивидуальных образовательных траекторий перед современным преподавателем (обучающим) стоят задачи: функционально перестроиться; как можно эффективнее использовать весь возможный ресурс технологий и методик. В условиях «знаниевой» парадигмы роль педагога (преподавателя) -лидер, его функции в основном - преподаватель-лектор и преподаватель семинарских и лабораторных занятий при пятибалльной системе оценивания. В условиях «компетентностной» парадигмы роль преподавателя (обучающего) -организатор и систематизатор процесса обучения; его функции - тьютор (консультант), коуч (креативный ведущий кейсов), фасилитатор (помощник) при многобалльной рейтинговой системе оценивания.
Больше всего российские образовательные учреждения сопротивляются «прописки» тьюторов. Тьютор - это диспетчер образовательных процессов; наставник обучающегося, помогающий ему в организации своего образования; консультант. В Великобритании тьютор прикрепляется к ученику сразу по прибытии его в среднюю школу и сопровождает своего подопечного вплоть до окончания его обучения (если понадобится, то в том числе и высшего). Например, сейчас в Оксфордском университете более 60 процентов учебного времени отводится на работу с тьютором. В России, воспринявшей германскую образовательную модель, института тьюторства как такового не было. Хотя элементы тьюторской деятельности все же существовали. Стоит вспомнить В.А.Жуковского - наставника наследника престола Романовых - великого князя Александра Николаевича. Индивидуальные консультации - обязательный компонент образовательных процессов в условиях функционирования компетентностного подхода. Конечно, современный российский преподаватель не может выполнять все функциональные обязанности «чистого» тьютора,
который:
- представляет академические интересы студента в университете;
- входит в состав учебно-методических комиссий факультета;
- готовит все необходимые информационные материалы по организации учебного процесса, предоставляет их студентам на стендах и на веб-странице факультета (кафедры);
- осуществляет групповые и индивидуальные консультации студентов с целью наиболее рационального составления индивидуальных и рабочих учебных планов на год;
- организует прием индивидуальных планов студентов в установленный период и участвует в составлении рабочих планов направления (специальности) на учебный год.
Задачи российского преподавателя с частичными функциональными обязанностями тьютора представляются в следующем: помочь обучающемуся определить свою индивидуальную образовательную траекторию; консультировать и поддерживать обучающегося; предоставить ему возможность связываться с собой посредством телефона, электронной почты и т.д. Можно продолжить наполнение номенклатуры функциональных обязанностей тьютора, который: содействует студентам в период внесения изменений в индивидуальные учебные планы; обязательно принимает участие в работе деканатских комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости и академического статуса студентов; имеет право контролировать своевременную подготовку и наличие всех методических материалов, необходимых для обучения по данному направлению (специальности); имеет право проверять выполнение правил проведения рубежного и текущего контроля по всем дисциплинам, участвовать в расчетах академического рейтинга студентов, а также работать в комиссиях по проведению контрольных ректората и т.д.
Коротко о коуче. Это работник, проводящий коучинг - действия по реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала участников процесса развития с целью получения максимально возможного
эффективного результата. Имеются четыре базовых этапа коучинга: постановка цели, проверка реальности, выстраивание путей достижения и собственно достижение (он ещё именуется этапом воли). Что касается фасилитатора, то в российской традиции ему эквивалента не было, по функциям он близок к нечто среднему между помощником и посредником.
Освоение и внедрение новых образовательных технологий. Технологию обучения мы рассматриваем как систему научно обоснованных действий (операций) активных элементов (участников) учебного процесса, осуществление которых приводит к достижению поставленных целей обучения [18]. В каждом подходе присутствуют свои отбор содержания, организация образовательного процесса и педагогические технологии. В «знаниевом» подходе в основу отбора содержания положен принцип многопредметности, в компетентностном - междисциплинарности; в организацию образовательного процесса - последовательная классно-урочная (лекционно-семинарская) и модульная системы соответственно. Технологии (методы) обучения также разнятся. В «знаниевом» подходе преобладают методы: объяснительно-иллюстративный, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский; в компетентностном подходе - проектная технология, кейсовые технологии, презентация идей, исследование ролевых моделей и т.д. Без освоения новых технологий (а они должны быть разработаны под новые подходы) все разработки окажутся недееспособными.
Условие наличия деятельностного обучения, при котором в рамках КП должна действовать модель обучения (утрированная): «организовали / рассказали - осознал как воспроизвести - высказал готовность применить» [5].
Условие наличия корректных и научно-обоснованных образовательных стандартов. Вместо дисциплин и дидактических единиц будут указаны требования к результатам обучения в виде общекультурных и профессиональных компетенций; образовательный стандарт будет формироваться на основе профессиональных стандартов с ориентацией на единую европейскую систему квалификаций. ФГОС открывает перед учебными
заведениями новые возможности: они могут вводить инновационные курсы, предлагать собственное видение той или иной образовательной программы, оптимизировать учебный процесс.
Компетентностный подход на сегодняшний день пока что последний в цепи парадигмных подходов, он отражает попытку выйти на новый уровень оценки результатов образования. Отказ от жесткого нормирования содержания образования и предоставление больших свобод учебным заведениям предполагает совершенно другой уровень самоорганизации вузовских коллективов, другую культуру проектирования требований и целей образования. Очевидно, что обеспечить требуемый уровень формирования общекультурных и профессиональных компетенций может не каждое учреждение профессионального образования, и, следовательно, следующим шагом должна быть массовая переподготовка преподавательского состава и внедрение в управление новых систем контроля качества. Если этого не произойдет в ближайшее будущее, то, скорее всего, неизбежно пришествие новых подходов, имеющих «кондиционный» уровень парадигмности. Решающую роль в оптимальном создании условий для взращивания нового методологического подхода будут играть следующие факторы. 1) Общество все более удаляется в сторону развития информационного пространства. Ключевым моментом в данном развитии можно назвать примат коммуникаций. 2) В условиях полипарадигмности осуществляется синтез подходов между собой и с подходами из низлежащих уровней. 3) Название будущего подхода -совокупный удел лингвистов, философов-методологов и педагогов, - и оно, как девиз, должно прорабатываться в русле национальной идеи, чтобы быть доступным быстрому пониманию среди различных слоев общества.
Таким образом, в реальности номенклатура условий для применения нового методологического подхода в профессиональном образовании гораздо шире представленной. Тем не менее, представим ее в структурированном виде.
Для подхода-концепции:
1. Обозначенный заказ производственной сферы.
2. Наличие первичного коллектива ученых-разработчиков подхода (приблизительно 5-6 человек).
3. Формулировка целей подхода, краткого лозунга.
4. Разработка концепции подхода.
5. Разработка аксиоматического уровня подхода и понятийно-терминологического аппарата.
6. Наличие лингвистической и методологической экспертиз.
7. Проведение методологических семинаров и круглых столов.
8. Публикация статей в рецензируемых журналах, наличие научного отчета или аналитической справки.
9. Защита минимум одной кандидатской работы по новому подходу.
Для подхода-направления:
1. Поддержка «сверху» распространяемого подхода на региональном или отраслевом уровнях
2. Выраженный заказ производственной сферы.
3. Наличие коллектива ученых-разработчиков подхода и активных агентов влияния (приблизительно 0,001-0,01% от численности НИР).
4. Разработка миссии подхода.
5. Экспертная проверка адекватности разработанного понятийно-терминологического аппарата реалиям науки и производства.
6. Разработка учебно-нормативной базы подхода (ПрООП, УМКД и др.)
7. Разработка новой системы оценки достижений обучающихся.
8. Разработка структурно-функциональной модели подготовки востребованных работников на основе нового подхода.
9. Проведение научно-практических конференций.
10. Разработка обучающих программ повышения квалификации в центрах ДПО с основой на новый подход.
11. Разработка новых методов обучения.
12. Организация образовательного процесса в учреждениях ПО на основе нового подхода.
13. Наличие не менее 3 кандидатских и одной докторской работ.
14. Публикация монографий, статей.
15. Наличие лидеров.
Для подхода-парадигмы:
1. Смена общественно-экономической формации.
2. Принятие народом национальной идеи.
3. Наличие массового состава носителей подхода (приблизительно 0,1 % от численности НИР).
4. Поддержка «сверху» распространяемого подхода на государственном уровне.
5. Присутствие харизматиков среди носителей подхода.
6. Наличие всей нормативной базы для сопровождения подхода, включая образовательные и профессиональные стандарты.
7. Повсеместное внедрение новых образовательных технологий.
8. Проведение международных конференций.
9. Защита 10 и более докторских работ.
10. Организация центров ДПО по доподготовке преподавателей в русле нового методологического подхода.
Современный мир - быстроменяющийся мир, оборот от идеи до воплощения стал неприлично быстрым. На осмысление чего-либо и затем на воплощение в дело раньше требовались века. Человечество вступает в эпоху совершенно новых методов, технологий и подходов. Тенденции помогают исследователям уловить и проанализировать крупицы нового, чтобы затем достроить полную мозаику. Но для прорыва вперед нужно хорошо знать предыдущий опыт - чтобы не повторять ошибки прошлого; нужно осваивать новое и выстраивать свои стратегии развития. Сверхзадача российского образования состоит в том, чтобы не только остаться на плаву, но и в условиях перехода на новую образовательную модель разработать собственную теорию и внедрять её в практику и общими усилиями доводить её до уровня парадигмы.
Источники:
1. Кудаков О.Р. Методологические подходы в педагогике: вектор парадигмальности / Материалы Всероссийского научно-практического семинара «Дуальная форма профессиональной подготовки компетентных специалистов: опыт, проблемы, перспективы развития» (г.Казань, 26-27 марта 2009 г.). Казань. 2009. С.122-127. [Kudakov O.R. Methodological approaches in pedagogy: paradigmatic vector / Materials of All-Russian scientific-practical seminar «Dual forms of training competent professionals: experience, problems and prospects of development» (Kazan, 26-27 March 2009). Kazan. 2009. P. 122-127. (In Russ.)]
2. Яковлев Е.В. Педагогическая концепция как результат современного научно-педагогического исследования // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 90. [Yakovlev E.V. Evolution of methodological approaches in professional education (logical-historical analysis) // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. No. 12. p. 90. (In Russ.)]
3. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: «Эгвес». 2013. 268 с. [Novikov A.M. Pedagogy: a dictionary of basic concepts. Мoscow: «Egves». 2013. 268 p. (In Russ.)]
4. Сергеева Е.В., Чандра М.Ю. Организационно-педагогические условия реализации мониторинга качества освоения обучающимися основных образовательных программ вуза // Фундаментальные исследования. 2013. № 10 (часть 4). С.870-874; URL: www.rae.m/fs/?section=content&op=show_artide&artide_id=10001629 (дата обращения: 16.03.2014). [Sergeeva E.V., Chandra M.Y. Organizational and pedagogical conditions of implementation quality monitoring learners develop basic educational programs of the university // Fundamental research. 2013. No. 10 (pt. 4). p. 870-874; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10001629 (treatment date: 16.03.2014). (In Russ.)]
5. Кудаков О.Р. Эволюция методологических подходов в профессиональном образовании (логико-исторический анализ) / Проблемы педагогического прогнозирования и выбора моделей развития в профессиональном образовании: сборник статей / [В.С. Щербаков, Е.Ю. Левина, О.Р. Кудаков, Р.А. Нуруллин, А.В. Чугунов, Р.Г. Халитов, В.Н. Иванова] под ред. В.С. Щербакова. Казань: Изд-во «Данис». 2013. 122 с. С.55-68. [Kudakov O.R. Evolution of methodological approaches in professional education (logical-historical analysis) / Pedagogical problems of prediction and selection models of development in professional education: a collection of articles / V.S. Scherbakov, E.Y. Levina, O.R. Kudakov, R.A. Nurullin, A.V. Chugunov, R.G. Khalitov, V.N. Ivanova / edited V.S. Scherbakov. Kazan: Publishing house «Danis». 2013. 122 p. p.55-68. (In Russ.)]
6. Словарь терминов. Социология. URL: http://www.chem.msu.su/rus/teaching/sociology/dic.html (дата обращения: 16.03.2014). [Glossary. Sociology. URL: http://www.chem.msu.su/rus/teaching/sociology/dic.html (treatment date: 16.03.2014). (In Russ.)]
7. Новиков А. М. Методология образования. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Издательство ЭГВЕС. 2006. 488 с. [Novikov A.M. Methodology of education. Second edition, revised and enlarged. Мoscow: «Egves». 2006. 488 p. (In Russ.)]
8. Демографический ежегодник России. 2010: Стат. сб. / Росстат. M. 2010. 525 c. [Demographic Yearbook of Russia. 2010: Statistical Compendium / Rosstat. Moscow. 2010. 525p. (In Russ.)]
9. Вакс И. Национальная идея - США, России, Израиля. URL: http://world.lib.ru/w/waks_j_e/nacidea.shtml (дата обращения: 16.03.2014). [Vax I. National idea -the U.S., Russia, Israel. URL: http://world.lib.ru/w/waks_j_e/nacidea.shtml (treatment date: 16.03.2014). (In Russ.)]
10. Уваров C.C. Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833-1843. URL: http://dugward.ru/library/uvarov/uvarov desatiletie ministerstva.html (Дата обращения 02.05.2014). [Uvarov S.S. Decade, the Ministry of Education. 1833-1843. URL:
http://dugward.ru/library/uvarov/uvarov_desatiletie_ministerstva.html (treatment date: 02.05.2014). (In Russ.)]
11. Зорин А. Идеология «православия - самодержавия - народности» и ее немецкие источники // В раздумьях о России [Сб. статей]. М., 1996; Зорин А. Идеология «православия - самодержавия - народности»: опыт реконструкции // Новое литературное обозрение. М. 1997. № 26. С. 106-117. [Zorin A. The ideology of «Orthodoxy - autocracy - nationality» and its German sources // In reflections on Russia [a collection of articles]. Moscow, 1996; Zorin A. The ideology of «Orthodoxy - autocracy - nationality»: experience of reconstruction// New Literary Review. Moscow: 1997. No. 26. p.106-117. (In Russ.)]
12. Национальная идея США. URL: http://rusrand.ru/analytics/natsionalnaja-ideja-ssha (дата обращения: 16.03.2014). [The U.S. National idea. URL: http://rusrand.ru/analytics/natsionalnaja-ideja-ssha (treatment date: 16.03.2014). (In Russ.)]
13. Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С.. Национальная идея Китая / «Высшие ценности Российского государства». Серия «Политическая аксиология». Научная монография. М.: Научный эксперт. 2012. 24 с. С. 297-302. URL: http://rossiyanavsegda.ru/read/812/ (дата обращения: 16.03.2014). [Bagdasaryan V.E., Sulakshin S.S. China National idea / «Higher values of the Russian state». Ser. «Political axiology». Monograph. Moscow: Scientific Expert. 2012. 24 p. p. 297-302. URL: http://rossiyanavsegda.ru/read/812/ (treatment date: 16.03.2014). (In Russ.)]
14. Усова Е.Ю. Национальная идея государства Израиль // Полития. 2004. № 2. С. 129-148. [Usova E.Y. Israel National idea // Politiya. 2004. No. 2. p.129-148. (In Russ.)]
15. Матвеева С.Е. Развитие инновационной деятельности в средних специальных учебных заведениях: Пособие для работников ССУЗ. Казань: ИПППО РАО. 2007. [Matveeva S.E. Advancing Innovation in specialized secondary schools: Allowance for employees of specialized secondary schools. Kazan: IPPPE RAE, 2007. (In Russ.)]
16. Преподаватели, учившиеся и служившие в императорском Казанском университете (18041904 гг.). Материалы для истории университета. Ч. 1. / собрал А.И. Михайловский. Казань: типография императорского университета. 1901. 426 с. [Teachers who studied and served in the Imperial University of Kazan (1804-1904 гг.). Materials for the history of the university. Pt.1. / A.I. Mikhailovskiy. Kazan: Imperial University Printing House. 1901. 426 p. (In Russ.)]
17. Биографический словарь профессоров и преподавателей императорского Казанского университета (1804-1904) в двух частях / под ред. Н.П. Загоскина. Ч.1. Кафедра православного богословия, факультеты историко-филологический (с разрядом восточной словесности и лектурами) и физико-математический. Выпуск 1. Казань: 1904. 553 с. [Biographical Dictionary of professors and teachers of the Imperial Kazan University (1804-1904) 2 parts / edited N.P. Zagoskin. Pt.1. Department of Orthodox theology faculties of History and Philology (with the rank of eastern literature and Lectoure) and Physics and Mathematics. Issue 1. Kazan: 1904. 553p. (In Russ.)]
18. Энциклопедический словарь-справочник «Профессиональное образование» в 2 томах. Т.1. - термины по методологии, теории и практике профессионального образования / под научной редакцией академика РАО, доктора педагогических наук, профессора Г.В. Мухаметзяновой. Казань: ИПППО РАО. 2013. 432 с. [Encyclopedic Dictionary Directory «Professional Education» 2 vol. Vol. 1.- terms methodology, theory and practice of professional education / edited academician RAE, Doctor of pedagogic sciences, professor G.V. Mukhametzyanova. Kazan: IPPPE RAE, 2013. 432p. (In Russ.)]
References:
1. Kudakov O.R. Metodologicheskie podhody v pedagogike: vektor paradigmal'nosti / Materialy Vserossijskogo nauchno-prakticheskogo seminara «Dual'naja forma professional'noj podgotovki kompetentnyh specialistov: opyt, problemy, perspektivy razvitija» (g.Kazan', 26-27 marta 2009 g.). Kazan'. 2009. S.122-127.
2. Jakovlev E.V. Pedagogicheskaja koncepcija kak rezul'tat sovremennogo nauchno-pedagogicheskogo issledovanija // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2012. № 12. S. 90.
3. Novikov A.M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnyh ponjatij. M.: «Jegves». 2013. 268 s.
4. Sergeeva E.V., Chandra M.Ju. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija realizacii monitoringa kachestva osvoenija obuchajushhimisja osnovnyh obrazovatel'nyh programm vuza // Fundamental'nye issledovanija. 2013. № 10 (chast' 4). S.870-874; URL: www.rae.ru/fs/? section=content&op=show_article&article_id=10001629 (data obrashhenij a: 16.03.2014).
5. Kudakov O.R. Jevoljucija metodologicheskih podhodov v professional'nom obrazovanii (logiko-istoricheskij analiz) / Problemy pedagogicheskogo prognozirovanija i vybora modelej razvitija v professional'nom obrazovanii: sbornik statej / [V.S. Shherbakov, E.Ju. Levina, O.R. Kudakov, R.A. Nurullin, A.V. Chugunov, R.G. Halitov, V.N. Ivanova] pod red. V.S. Shherbakova. Kazan': Izd-vo «Danis». 2013. 122 s. S.55-68.
6.Slovar' terminov. Sociologija. URL: http://www.chem.msu.su/rus/teaching/sociology/dic.html (data obrashhenija: 16.03.2014).
7. Novikov A.M. Metodologija obrazovanija. Izdanie vtoroe, pererabotannoe i dopolnennoe. M.: Izdatel'stvo JeGVES. 2006. 488 s.
8. Demograficheskij ezhegodnik Rossii. 2010: Stat. sb./ Rosstat. M. 2010. 525 c.
9. Vaks I. Nacional'naja ideja - SShA, Rossii, Izrailja. URL: http://world.lib.ru/w/waks_j_e/nacidea.shtml (data obrashhenija: 16.03.2014).
10. Uvarov C.C. Desjatiletie Ministerstva narodnogo prosveshhenija. 1833-1843. URL: http://dugward.ru/library/uvarov/uvarov_desatiletie_ministerstva.html (Data obrashhenija 02.05.2014).
11. Zorin A. Ideologija «pravoslavija - samoderzhavija - narodnosti» i ee nemeckie istochniki // V razdum'jah o Rossii [Sb. statej]. M., 1996; Zorin A. Ideologija «pravoslavija - samoderzhavija -narodnosti»: opyt rekonstrukcii // Novoe literaturnoe obozrenie. M. 1997. № 26. S. 106-117.
12. Nacional'naja ideja SShA. URL: http://rusrand.ru/analytics/natsionalnaja-ideja-ssha (data obrashhenija: 16.03.2014)
13. Bagdasarjan V.Je., Sulakshin S.S.. Nacional'naja ideja Kitaja / «Vysshie cennosti Rossijskogo gosudarstva». Serija «Politicheskaja aksiologija». Nauchnaja monografija. M.: Nauchnyj jekspert. 2012. 24 s. S. 297-302. URL: http://rossiyanavsegda.ru/read/812/ (data obrashhenija: 16.03.2014).
14. Usova E.Ju. Nacional'naja ideja gosudarstva Izrail' // Politija. 2004. № 2. S. 129-148.
15. Matveeva S.E. Razvitie innovacionnoj dejatel'nosti v srednih special'nyh uchebnyh zavedenijah: Posobie dlja rabotnikov SSUZ. Kazan': IPPPO RAO. 2007
16. Prepodavateli, uchivshiesja i sluzhivshie v imperatorskom Kazanskom universitete (1804-1904 gg.). Materialy dlja istorii universiteta. Ch. 1. / sobral A.I. Mihajlovskij. Kazan': tipografija imperatorskogo universiteta. 1901. 426 s.
17. Biograficheskij slovar' professorov i prepodavatelej imperatorskogo Kazanskogo universiteta (1804-1904) v dvuh chastjah / pod red. N.P. Zagoskina. Ch.1. Kafedra pravoslavnogo bogoslovija, fakul'tety istoriko-filologicheskij (s razrjadom vostochnoj slovesnosti i lekturami) i fiziko-matematicheskij. Vypusk 1. Kazan': 1904. 553 s.
18. Jenciklopedicheskij slovar'-spravochnik «Professional'noe obrazovanie» v 2 tomah. T.1. -terminy po metodologii, teorii i praktike professional'nogo obrazovanija / pod nauchnoj redakciej akademika RAO, doktora pedagogicheskih nauk, professora G.V. Muhametzjanovoj. Kazan': IPPPO RAO. 2013. 432 s.
Зарегистрирована: 12.05.2014
Кудаков Олег Робертович (г.Казань), ИПППО РАО, лаборатория методологии и теории профессионального образования, старший научный сотрудник, и.о. заместителя главного редактора «Казанского педагогического журнала», кандидат филологических наук. Тел.: (843) 555-81-98. Email: [email protected]
Kudakov Oleg R. (Kazan), IPPPE RAE, laboratory methodology and theory of vocational education, senior researcher, acting deputy head editor, Candidate of philological sciences. Tel.: (843) 555-81-98. E-mail: [email protected]