Научная статья на тему 'Структурные особенности глагола знания в таджикском и русском языках'

Структурные особенности глагола знания в таджикском и русском языках Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
202
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС СТРУКТИРОВАНИЯ МОДЕЛИ / СЕМАНТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ / АКТАНТЫ ГЛАГОЛА ЗНАНИЯ / СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОМПОНЕНТЫ СЛОВОСОЧЕСТАНИЯ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СЛОВ / MODEL STRUCTURING PROCESS / SEMANTIC ELEMENTS / ACTORS OF THE VERB WITH THE SEME OF KNOWLEDGE / SYNTACTICAL COMPONENTS OF A WORD-COMBINATION / SEMANTIC POTENTIAL OF WORDS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Атамова С.

В статье рассматриваются структурные особенности глагольного знака «знать», процессы структирования в контекстах таджикского и русского языков, месторасположение актантов глагола знания. В работе обращается внимание на процессы и механизмы образования глагола знания в зависимости от обязательного и факультативного наличия компонентов, а также на вопросы, выявляющие составляющие свойства и качества глагола «знать», характеристики объекта и его признака, нередко фиксирующего в своем значении как назначение глагола в конкретном контексте, так и его структуру и способ строения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural Peculiarities of the Verb with the Seme of Knowledge in Tajik and Russian Languages

The article dwells on the structural peculiarities of the verbal sign objectifying the seme of knowing, the process of structuring in the contexts of Tajik and Russian languages, the place of actors the verb with the seme of knowledge refers to in word order. Special attention is paid to the processes and mechanisms of the formation of the word in question respective of compulsory or optional presence of components; the author deals also with the issues elicitating the constituent properties and qualities of the verb "to know ", inherent in the object and its features which not infrequently fortify in their meanings both an assignment of the verb in a concrete context and its structure, the way of the latter's formation inclusive.

Текст научной работы на тему «Структурные особенности глагола знания в таджикском и русском языках»

86 - НОМ АН донишгох

С. Атамова

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛА ЗНАНИЯ В ТАДЖИКСКОМ И РУССКОМ ЯЗЫКАХ

Ключевые слова: процесс структирования модели, семантические элементы, актанты глагола знания, синтаксические компоненты словосочестания, семантический потенциал слов

Понятие «знать» является в структурных моделях исходным при квалификации единиц словарного состава глагола знания, как стилистически и функционально маркированное слово.

Глаголы знания таджикского и русского языков, становясь точкой отсчёта, являются непременным членом предложений в их предикатной системе.

Критерием полноценности синтаксических конструкций с глаголами класса «знания» в таджикском и русском языках являются обоюдная информативная достаточность предиката (глагола знания) и актантов, заполняющих объектные позиции, обеспечивающие структурную информативность предложения, особенности которого в таджикском и русском языках могут быть выявлены путём их сравнения.

Процессы структирования модели «глагол знания + объект» формируются в таджикском и русском языках во взаимодействии с их коммуникативным предназначением; на эти процессы формирования структуры подобных единств воздействуют и прагматические факторы. Актанты глагола знания в русском языке, всегда занимающие постпозиции после глагола знания, а в таджикском языке препозиции или иногда постпозиции, зависящие, как правило, от предиката предложения, имеют характеризующее, уточняющее, поясняющее значение: они уточняют, конкретизируют семантику глагола знания (дониш андухтан, аз худнамудан - обрести знание), раскрывая смысловую

стыковку предиката с объектом, сообщают разного рода дополнительную информацию, которую используют при расшифровке текстов, при составлении программ высказываний с участием глагола знания, обработке контекстуального материала.

Между значениями глаголов с семантикой «знать» и их актантами (распространителями) в таджикском и русском языках существует определенная семантическая связь, которая даёт основание считать их значения знаками одного и того же контекстуального поля. Эта связь может основываться на том, что в их значениях обнаруживаются общие семантические элементы, значения эти образуют определенное семантическое единство, связанное с основными значениями глагола знания не общими элементами смысла, а лишь теми признаками, которые актанты могут иметь и быть названы объектными. Являясь существенными в семантическом плане для основных значений глаголов знания, они связаны с представлением о соответствующем объекте глагола, что и определяет их связь с ним и создает линейную последовательность синтаксических компонентов словосочетания в предложении. Однако размещение глагола знания и его актантов в предложении не свободно. Главной тенденцией развития глаголов знания впрактике их употребления - принципы семантической «соразмерности» и «сообразности», «точности», «соответствия эстетической функции» компонентов структуры глагольных единств (глаголов знания) и его объектов. Правила их воссоединения могут быть позитивные, утверждающие, обязывающие поступать только так, а не иначе. Структурой глаголов знания таджикского и русского языков предусматриваются указание на признаки регулируемого языкового явления (объектных, предикативных отношений между глаголами знания и его актантами), а также нормы и условия их употребления, которые определяются специфическими для данной модели (глагол + объект) языковыми средствами.

Для исследования структурных особенностей глаголов знания таджикского и русского языков важным является выделение в микро- и макроконтекстах словесных знаков, конкретизирующих их смысловые элементы или специфику этого значения и анализ на основе такого изучения смысловых соотношений между

— 88 - НОМАИ донишгох ")

глаголами и их объектами. Вследствие такого анализа могут быть выявлены различные типы связей и отношений между словами одной лексико-семантической группы (предиката - глагола знания и его объекта), что является, во-первых, изучением системных отношений на лексическом уровне, и, во-вторых, даёт объективную картину для изучения динамики этих отношений (предикатно-объектных). Именно с этой точки зрения должны быть проанализированы конкретные позиции слов, которые выявляют как смысловые отношения, в которых они находятся, так и структурные их особенности.

Глаголы знания в таджикском и русском языках подразделяются на слова-индексы (указатели) и слова с самостоятельными глагольными значениями. Слова-индексы, представляя списки слов с дополнительными информативными единицами, включают каждое слово, которое связано объектными отношениями с глаголами знания, отсылающими к их соотносимости с глаголами знания с помощью специальной системы условных обозначений. Слова с самостоятельными словниками (глаголами) могут представлять собой их исходные позиции в ряду словоформ.

Конкретные позиции слов-индексов и слов с самостоятельными глагольными значениями являются одним из объективных инструментов в выявлении смысловых элементов, построении структуры глаголов знания таджикского и русского языков и их значений. Это позволяет, во-первых, установить семантический потенциал слов, во-вторых, обнаружить как устойчивые, так и не устойчивые смысловые связи между глаголами знания в таджикском и русском языках и их необходимыми объектами, что дает возможность достаточно чётко восстанавливать семантические контуры глаголов знания на том или ином этапе их смыслового варьирования; в-третьих, выявить характер смысловых связей семантически близких слов (глаголов и их обязательных актантов). Прибавки к словам-индексам (глаголу знания) можно именовать «определяющими», «дополняющими», «сопутствующими» знаками, которые в конкретных предложениях с участием глаголов знания могут совмещаться со значением последних и давать основания для выделения наиболее общих, универсальных закономерностей

организации структуры глаголов знания, которые способны реализовать данные функциональные нагрузки.

Понятийный аспект глаголов знания в таджикском и русском языках опирается на опыт формирования их структуры и на правила выражения логических отношений между глаголами знания и их актантами, которые являются сложной процедурой, объектом, сформированным из различных составляющих, от трех функциональных компонентов - понятийного, межличностного и текстового. Им соответствуют модальные, тематические и текстовые структуры, на которые опираются весьма зависимые возможности семантического выбора слов из наличного в грамматике таджикского и русского языков состава элементов. Эти три функциональных компонента (модальные, тематические, текстовые) значений представляются в конструкциях с участием глаголов знания таджикского и русского языков не объединенными в полной структуре, а иногда как частичные вкрапления одного из них. Понятийная функция при построении структуры глаголов знания таджикского и русского языков, выявляется в предложении, которое представляет модели поведения говорящего и умственную картину воспроизведенной им действительности.

В этом смысле понятийная функция в формировании структурных особенностей глаголов знания в сопоставляемых языках участвует в репрезентации процессов:

а) действия (медонист - знал), б) события (хату савод баровардам- выучился), в) чувствования {дарккардам-познал), г) существования (доннш андрхтан - накопить знания), которая (понятийная функция) воплощает грамматическую функцию выражения, в материальных процессах которых выделяются актор (субъект), процесс (его действие (познать)) и цель (умственные процессы).

На базе рассмотрения аспекта значения глаголов знания выявляются возможности выражения трех компонентов: действия, его участников и сопутствующих обстоятельств (Май ва рафщам пн мавзуъро хуб дарк иамудем. - Яи мой друг хорошо усвоили этот материал.)

Следовательно, синтаксис глагола «знать» в Ят и Яр при формировании их структуры включает всё, что относится к

— 90 - НОМАИ донишгох )

строению, связям и отношениям этих глагольных лексем («знать» и их парадигмы). Сюда входят связи этих лексем и возникающие на основе этих связей соединения (словосочетания типа: х1ацпцатро донистан - знать правду), а также отвлечённые образцы, по которым образуются предложения: В таджикском языке: Модарам, ких>амаи одатхои уроаз ёдмедонист. мекушид, ки пн китоби сарсахти бечораро то мумкин аст, ба цоп дуртар нпнх,он кун ад. (А. С. Пушкин)

В русском языке: Матушка, знавшая наизусть все его обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно по далее... (А.С.Пушкин)

Глаголы знания порою имеют дело с абстракциями, обобщениями, а характер этих обобщений различен: В таджикском языке: Дар тахдп нигах>бонии май дар сиини дувоздаусолагиам хату савоттп руспамро баровардам. (А. С.Пушкин)

В русском языке: Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте. (А.С.Пушкин)

Основными грамматическими ресурсами при структировании глаголов знания в таджикском и русском языках являются грамматическая категория, грамматическая форма, грамматическое значение, поскольку перечисленные грамматические зоны обладают каждая особым набором языковых средств с характерными для них особенностями.

Грамматическая категория глагола знания - это класс грамматических значений, объединяющий в себе разные формальные единицы, находящиеся в отношениях единства самого общего значения (знания), но по отношению к доминирующему «знать» как более частные его созначения:

Донистан - знать /дониш доштан - иметь познания/сощби дониш шудан - обладать познаниями / сощби дониш шудан -располагать знаниями/фах^пщан - понимать /аз худ намудан -постигать /дарк кардан - познавать/шиносой пайдо намудан -ознакомиться /донистан - узнать /тавонистан - уметь /сарфаум

рафтан - понимать /донишро ошкор намудан - проявлять знание /донишро аз худ намудан - приобретать знание /аз худ намудан - усваивать /допинг андухЪан - воспринимать знания /дониш гирифтан - брать знания и мн.др.

Универсальность структурно-системных и знаковых свойств глаголов знания сопоставляемых языков в контекстах определяется тем, что глаголы знания в них - знаковая система особого рода, в которой отличие двух контекстов (таджикского и русского языков) - в форме выражения общих по характеру смысловых компонентов или отношений имеют различные способы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Апресян Ю.Д. Системообразующие смыслы 'знать' и 'считать' в русском языке // Русский язык в научном освещении. - М.: 2001.№1.

2. Васильев J1.M. Семантика русского глагола. - Москва: Высшая школа, 1981

3. Маъсумй H.A. Феъл х,амчун х,иссаи нутк;. - В кн.: «Забони адабии ^озирай то^ик» к;. 1. - Душанбе: Ирфон, 1973

5. Мошеев И.Б. Сопоставительная типология русского и таджикского языков.- Душанбе: ДГПИ, 1991

6. Расторгуева Ц.С. Керимова A.A. Система таджикского глагола. \АН СССР: Ин-т языкознания. Отв. ред. И.В.Абаев. - Москва, 1964

Структурные особенности глагола с семой знания в таджикском и русском языках

С. Атамова

Ключевые слова: процесс структироеания модели, семантические элементы, актанты глагола с семой знания, синтаксические компоненты словосочетания, семантический потенциал слов

В статье рассматриваются структурные особенности глагольного знака «знать», процессы структироеания в контекстах таджикского и русского языков, месторасположение актантов глагола знания.

В работе обращается внимание на процессы и механизмы образования глагола знания в зависимости от обязательного и факуль-

— 92 -(. НОМАИ донишгох )

тативного наличия компонентов, а также на вопросы, выявляющие составляющие свойства и качества глагола «знать», характеристики объекта и его признака, нередко фиксирующего в своем значении как назначение глагола в конкретном контексте, так и его структуру и способ строения.

Structural Peculiarities of the Verb with the Seme of Knowledge in Tajik and Russian Languages

S.Atamova

Key words: model structuring process, semantic elements, actors of the verb with the seme of knowledge, syntactical components of a word-combination, semantic potential of words

The article dwells on the structural peculiarities of the verbal sign objectifying the seme of knowing, the process of structuring in the contexts of Tajik and Russian languages, the place of actors the verb with the seme of knowledge refers to in word order

Special attention is paid to the processes and mechanisms of the formation of the word in question respective of compulsory or optional presence of components: the author deals also with the issues elicitating the constituent properties and qualities of the verb "to know ", inherent in the object and its features which not infrequently fortify in their meanings both an assignment of the verb in a concrete context and its structure, the way of the latter s formation inclusive.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.