Научная статья на тему 'Структурные компоненты психологической безопасности личности десятиклассников с различным уровнем адаптации к старшей школе'

Структурные компоненты психологической безопасности личности десятиклассников с различным уровнем адаптации к старшей школе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
800
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL SECURITY OF PERSONALITY / УСТОЙЧИВОСТЬ / STABILITY / СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ / RESISTANCE / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / RESILIENCE / ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / SCHOOL ADAPTATION / СТАРШЕКЛАССНИКИ / HIGH SCHOOL STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Любовь Михайловна

Психологическая безопасность личности обучающихся является одной из приоритетных предметных областей современных психологических исследований. В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей проявления индивидуальных характеристик психологической безопасности личности учащихся десятых класс в зависимости от уровня их адаптации к старшей школе. Были использованы группы методов на изучение показателей психологической безопасности: устойчивость, сопротивляемость, переживание защищенности, эффективность деятельности. Методы для определения уровня школьной адаптации к старшей школе по показателям: психоэмоциональный, психосоматический, деятельностный. Результаты изучения компонентов психологической безопасности личности учащихся десятых классов с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу позволяют говорить о наличии статистически значимых отличий в психологической устойчивости (самоконтроль, направленность и коммуникативность личности); сопротивляемости/жизнестойкости; переживания защищенности (психические состояния и тревожность); эффективности деятельности (успеваемости). Получены данные наиболее высокой достоверности отличий у старшеклассников с разными уровнями школьной адаптации в таком компоненте психологической безопасности личности как устойчивость в характеристиках: умение контролировать себя, управлять своим поведением, эмоциями, а также во всех характеристиках компонента сопротивляемость. Результаты могут быть использованы в практике работы психолога при составлении программ психологического сопровождения учащихся в адаптационный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Костина Любовь Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF INDIVIDUALS WITH DIFFERENT LEVELS NINTH ADAPTATION TO HIGH SCHOOL

The psychological security of the person of pupils is a priority subject areas of modern psychological research. The article presents the results of an experimental study of characteristics of the individual characteristics manifestations of psychological safety of the person of students in the tenth grade, depending on their level of adaptation to high school. Groups of methods were used to study the performance of psychological safety: resistance, resilience, experience of security, efficiency. Methods for determining the level of the school to adapt to high school performance: psycho-emotional, psychosomatic, activity. The results of the study of the psychological security of the individual components of tenth grade students with a higher level of adaptation to the educational process suggest that there are statistically significant differences in terms of psychological stability (self-control, focus and communicative personality); resistance; feelings of security (mental condition and anxiety); effectiveness of activities (performance). The data most highly significant differences among high school students with different levels of school adaptation in such a psychological component of human security as stability in the characteristic: the ability to control himself, to control his behavior, emotions, and all the characteristics of the component's resistance. The results can be used in the practice of the school psychologist in the preparation of programs of psychological support of students in the adaptation period.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты психологической безопасности личности десятиклассников с различным уровнем адаптации к старшей школе»

УДК 159.9.07

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

ДЕСЯТИКЛАССНИКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ АДАПТАЦИИ К СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

© 2015

Л.М. Костина, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология и педагогика семьи» Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация. Психологическая безопасность личности обучающихся является одной из приоритетных предметных областей современных психологических исследований. В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей проявления индивидуальных характеристик психологической безопасности личности учащихся десятых класс в зависимости от уровня их адаптации к старшей школе. Были использованы группы методов на изучение показателей психологической безопасности: устойчивость, сопротивляемость, переживание защищенности, эффективность деятельности. Методы для определения уровня школьной адаптации к старшей школе по показателям: психоэмоциональный, психосоматический, деятельностный. Результаты изучения компонентов психологической безопасности личности учащихся десятых классов с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу позволяют говорить о наличии статистически значимых отличий в психологической устойчивости (самоконтроль, направленность и коммуникативность личности); сопротивляемости/жизнестойкости; переживания защищенности (психические состояния и тревожность); эффективности деятельности (успеваемости). Получены данные наиболее высокой достоверности отличий у старшеклассников с разными уровнями школьной адаптации в таком компоненте психологической безопасности личности как устойчивость в характеристиках: умение контролировать себя, управлять своим поведением, эмоциями, а также во всех характеристиках компонента сопротивляемость. Результаты могут быть использованы в практике работы психолога при составлении программ психологического сопровождения учащихся в адаптационный период.

Ключевые слова: непрерывное образование, психологическая безопасность личности, устойчивость, сопротивляемость, жизнестойкость, школьная адаптация, старшеклассники.

В настоящее время происходят глобальные изменения в системе образования. Современные научные тенденции связаны с рассмотрением образования как непрерывного процесса (Ильин Г.Л. [1], Кравченко А.Е. [2], Карпухина А.Е. [3], Роботова А.С. [4] и др.). Данный факт определяет необходимость изучения феномена психологической безопасности образовательной среды и личности обучающихся (Агузумцян Р. В. [5], Алисов Е.А. [6], Баева И.А. [7], Беляева П.И. [8], Костина Л.М. [9], Просвирина Н.Н. [10] и др.).

Не менее актуальным направлением современных исследований является проблема психологической адаптации к обучению на различных уровнях непрерывного образования. В большей степени данный вопрос изучен на этапах адаптации детей к начальной и средней школе (Алехин А.Н. [11], Беккер И.Л. [12], Григорьева М.В. [13], Дмитриева С.В. [14], Иванова И.А. [15], и др.). Вместе с тем, наблюдается недостаток работ, в которых бы отражались результаты исследований проблем школьной адаптации учащихся старших классов (Тарасова Л.Е. [16]). До настоящего времени фактически отсутствуют работы, в которых был бы освещен вопрос изучения связи компонентов психологической безопасности личности и уровня адаптации к обучению десятиклассников в старшей школе. Решению данной проблемы и посвящена наша статья.

В качестве структурных компонентов психологической безопасности личности были выделены: устойчивость, сопротивляемость, переживание защищенности, эффективность деятельности [17, 18]. Характеристиками психологической адаптации к школьному обучению традиционно выступили психоэмоциональный, психо-соматичекий и деятельностный компоненты.

Целью исследования стало изучение особенностей проявления структурных компонентов психологической безопасности личности десятиклассников, при адаптации их школе на этапе среднего полного образования.

В работе приняли участие 217 учеников десятых классов общеобразовательных школ г. Санкт-Петербург.

Методы исследования относятся к двум группам: методы для изучения уровня школьной адаптации старшеклассников и методы для выявления особенностей психологической безопасности личности: Методика определения локуса контроля поведения, Методика исследования направленности подростка (Е.М. Никиреев),

Методика выявления «Коммуникативных и организаторских склонностей» (кос-2), Тест жизнестойкости (С.Мадди в адаптации Д.А.Леонтьева и Е.И.Рассказовой), «Самооценка психических состояний» Айзенк, Тест личностной тревожности Спилбергера (адаптация Ханина), опрос, беседа, анализ документации.

В качестве метода статистической обработки данных был использован ^критерий Стьюдента для сравнения средних величин принадлежащих к двум совокупностям данных. По критерию Ливиня определялась статистически достоверное равенства дисперсий, а по критерию Колмогорова-Смирнова -нормальность распределения.

Остановимся более подробно на конкретных эмпирических результатах исследования.

По результатам выявления уровня адаптации старшеклассников к школе все учащиеся были разделены на две группы, в одну из которых вошли десятиклассники с высокими и средними показателями, а в другую - ученики с низкими показателями изучаемого процесса. Далее определялись особенности проявления структурных компонентов психологической безопасности личности учащихся.

Для выявления особенностей проявления устойчивости, как компонента психологической безопасности личности десятиклассников рассматривались такие показатели как умение контролировать себя, управлять своим поведением, эмоциями; уверенность в своих силах, самооценка; направленность личности (смысложиз-ненные ориентации); умение устанавливать межличностные отношения, коммуникативность.

Полученные данные выявили достоверно более низкие средние значения испытуемых по показателю самоконтроля поведения в группе десятиклассников с низкой адаптацией (р=0,001), чем в группе учащихся с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. Испытуемые второй группы проявляли более выраженный когнитивный стиль управления своим поведением. Демонстрировалась итернальная атрибуция, связанная с убеждением в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности. При этом их поведение в большей степени направлено на последовательное достижение успеха путем развития навыков и более глубокой обработки информации.

Полученные результаты позволяют говорить о том,

что средние значения по показателю самооценки в группе десятиклассников с низкой адаптацией достоверно ниже (р=0,001), чем в группе их сверстников с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. В юношеском возрасте самооценка становится относительно устойчивой, сравнительно бесконфликтной и адекватной. Учащиеся с более высокими показателями адаптации к образовательному процессу проявляли большую сдержанность и взвешенность. Они охотнее говорили о своих недостатках. Некоторое завышение обнаруживалось при самооценке своих умственных способностей, что проявлялось либо в мнении о легкости обучении вообще, либо в высокой оценке своих специальных способностей (при наличии успехов в отдельной предметной области).

Результаты изучения направленности личности выявили статистические отличия (р=0,01) у десятиклассников с оптимальными показателями адаптации к образовательному процессу. При характеристике обеих групп испытуемых можно говорить об увеличении у всех учащихся лично-престижных мотивов. В большей степени эти тенденции прослеживались у их сверстников с более высокими показателями адаптации к образовательному процессу. Данный факт может быть связан с выбором образовательной траектории и необходимостью определения дальнейшего пути развития старшеклассников. Данный возрастной этап характеризуется постепенным снижением значимости мнения сверстников, которые оценивают других по материальным атрибутам успешности, и повышением общего интереса к другим людям, семье, результатам учебной деятельности.

Данные выявили, что средние значения испытуемых по показателю коммуникативности в группе десятиклассников с низкой адаптацией к образовательному процессу достоверно ниже (р=0,001), чем у их сверстников с более высокими результатами. Учащиеся первой группы в меньшей степени проявляли желание общаться со сверстниками, демонтировали потребность проводить время наедине с собой. В новой компании или коллективе они чувствовали себя скованно, испытывали трудности в установлении внешних контактов. Они не отстаивают своего мнения, тяжело переживают обиды, редко проявляют инициативу, избегают принятия самостоятельных решений. По данным Я.Л. Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, оценивают своё положение в коллективе более благоприятным, чем оно есть на самом деле [19].

Таким образом, данные исследования позволяют говорить о статистически достоверных отличиях (от р=0,01 до р=0,001) у десятиклассников с более высоким уровнем адаптации к образовательном процессу по таким показателям психологической устойчивости личности как самоконтроль, самооценка, направленность и коммуникативность личности.

Особенности проявления сопротивляемости и жизнестойкости, как компонента психологической безопасности личности десятиклассников, рассматривались в ходе изучения следующих показателей: вовлеченность, контроль, принятие риска, общий показатель жизнестойкости.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что статистически на высоком уровне достоверности отличаются средние значения у десятиклассников с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу. Значимые отличия (р=0,001) наблюдаются по показателям вовлеченность, контроль, принятие риска и по общей жизнестойкости. Научные исследования изучаемого феномена в данный возрастной период позволяют говорить о значимости поиска смысла жизни, своего места в этом мире. И.С.Кон отмечает возникновение новых потребностей интеллектуального и социального порядка, удовлетворение которых станет возможным только в будущем [20].

Старшеклассники с более высоким уровнем адапта-

ции к образовательному процессу в большей степени проявляли склонность к определению своих жизненных целей и демонстрировали стремление к их достижению. Они придавали большую значимость выбору своего пути. Десятиклассники с более низкими показателями адаптации к образовательному процессу демонстрировали меньшую вовлеченность. Они часто проявляли отвержение ценностей родителей, но вместо этого не в состоянии были предложить ничего своего.

Таким образом, данные проведенного исследования позволят говорить о наличии статистически значимых отличий у учащихся десятых классов по всем показателям жизнестойкости.

Далее исследовалось переживание защищенности как компонент психологической безопасности личности десятиклассников, в структуре которого рассматривается переживание индивидом позитивных/негативных психических состояний, отсутствие/наличие беспокойства, тревожности.

Из данных было выявлено преобладание у десятиклассников с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу психических состояний (р=0,01). Причем разница наблюдается по всем основным показателям «фрустрация», «агрессивность», «регидность». Отдельно рассоривалась оценка по показателю «тревожность» (р=0,01).

В качественном выражении проявления психических состояний старшеклассников с более высокими показателями адаптации к образовательному процессу выражалось в преобладании среднего уровня фрустриро-ванности, то есть старшеклассники данной группы при возникновении препятствий на пути к достижению цели менее склонны воспринимать их как непреодолимые, они устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей. У десятиклассников с низким уровнем адаптации к образовательному процессу более выражена склонность к агрессивным способам реагирования на внешние стимулы, были отмечены трудности во взаимодействии с другими людьми. Они также отличались высокой ригидностью, что проявлялось в опасениях перед неизвестным будущем, в нежелании что-либо изменять. Что может объясняться возрастным периодом жизненного самоопределения и отсутствием четкого представления о своем будущем.

Таким образом, данные полученные в ходе исследования позволяют говорить о достоверности отличий (р=0,01) у учащихся десятых классов с высоким уровнем адаптации к образовательном процессу в таком компоненте психологической безопасности личности как переживание защищенности, выраженном в психических состояниях и тревожности.

В качестве следующего компонента психологическая безопасность личности десятиклассников рассматривается эффективность деятельность, в которую личность включена. Для изучения данного компонента определялась успеваемость школьника по трем основным предметам учебной программы.

Результаты показали наличие статистически достоверных отличий (р=0,05) по показателю успеваемости у учащихся десятых классов с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу. Качественный анализ отличий позволил констатировать разброс данных по основным предметам старшей школы. Данный факт связан, на наш взгляд, прежде всего с четкой направленностью учащихся старшей школы на высокий балл по единому государственному экзамену и узкопро-фильность интересов учащихся в связи с будущим выбором профессии и третьего предмета по ЕГЭ. Более низкие показатели достоверности отличий средних значений успеваемости в обеих группах могут быть связаны с отбором, который проводит образовательное учреждение при приеме учащихся на полный средний уровень образования. Подростки с низкой успеваемостью, неуверенные в своих силах или с более высокими результа-

тами тревожности, как правило, уходят из школы, продолжая обучения в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Таким образом, данные полученные в ходе изучения эффективности деятельности позволяют говорить о статистически достоверных отличиях в показателях успеваемости старшеклассников с более высоким уровнем адаптации к образовательному процессу.

Итак, результаты изучения компонентов психологической безопасности личности учащихся десятых классов с более высоким уровнем адаптации к образовательном процессу позволяют говорить о наличии статистически значимых отличий (от р=0,05 до р=0,001) по показателям психологической устойчивости (самоконтроль, направленность и коммуникативность личности); сопротивляемости/жизнестойкости; переживания защищенности (психические состояния и тревожность); эффективности деятельности (успеваемости).

Получение в ходе исследования данные могут быть использованы в практике работы психологических служб, социальных и психологических центров, школьными психологами при составлении программ психологического сопровождения учащихся в адаптационный период.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ильин Г.Л. Массовое непрерывное образование и его последствия // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. №2. 2010. С.17-23

2. Кравченко А.И. Непрерывное образование: гибкость и рост // Элитариум: Центр дистанционного образования URL: www.elitarium.ru (Режим доступа 18.11.15)

3. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / Науч. рук. А.Е. Карпухина. М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с.

4. Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И.Г ., Верб М.Э., Белянова О.А., Хоменко И.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Academi, 2006. 208 с.

5. Агузумцян Р. В., Мурадян Е. Б. Психологические аспекты безопасности личности // Вестник практической психологии образования. 2009. № 1 (18). С. 43-47.

6. Алисов Е.А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды. Автореф дисс докт пед наук. М., 2011, 47 с.

7. Баева И.А., Волкова Е.Н., Лактионова Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды. М.: Экон-Информ, 2009. 232 с.

8. Беляева П.И. Психологическая безопасность лич-

ности младшего школьника и образовательная среда // Психология обучения. 2012. № 8. С. 113-121.

9. Костина Л.М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013 №155 С.66-71

10. Просвирина Н.Н. Формирование ценностных ориентаций как условие психологической безопасности подростка // Концепт. 2015. № 51. С. 1-5

11. Алехин А.Н. Медико-психологические аспекты адаптации студентов к обучению в вузе// Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. №12. С.22-25.

12. Беккер И.Л., Мельникова Е. А. Современные особенности социальной адаптации младших школьников // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. 2008. №10. С. 131-134.

13. Григорьева М.В. Психологическая структура и динамика взаимодействий образовательной среды и ученика в процессе его школьной адаптации. Автореф. докт.пс.н. Саратов, 2009. 48 с.

14. Дмитриева С.В. Особенности психологической адаптации учащихся к условиям обучения при переходе в среднюю школу. Дисс. канд. психол. наук. М., 2005. 205 с.

15. Иванова И.А. Проблема адаптации первоклассников // Проблемы современной науки и образования. 2015. №4 (34). С. 27-29.

16. Тарасова Л.Е. Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационной готовности старшеклассников // Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 2. С. 18-22.

17. Костина Л.М Психологическая безопасность личности: подходы, компоненты. // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета. СПб.: Изд-во РГПУ. 2012. С. 294-298.

18. Костина Л.М., Хоменко И.А Продуктивная социально востребованная деятельность - основа психологической безопасности личности. // Народное образование. 2012. № 7. С. 267-272.

19. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск: Наука, 1989. 312 с.

20. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Посвящение, 1989. 289 с.

STRUCTURAL COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF INDIVIDUALS WITH DIFFERENT LEVELS NINTH ADAPTATION TO HIGH SCHOOL

© 2015

L.M. Kostina, candidate of psychological science associate professor of the chair «Psychology and Pedagogy of the family»

Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg (Russia)

Abstract. The psychological security of the person of pupils is a priority subject areas of modern psychological research. The article presents the results of an experimental study of characteristics of the individual characteristics manifestations of psychological safety of the person of students in the tenth grade, depending on their level of adaptation to high school. Groups of methods were used to study the performance of psychological safety: resistance, resilience, experience of security, efficiency. Methods for determining the level of the school to adapt to high school performance: psycho-emotional, psychosomatic, activity. The results of the study of the psychological security of the individual components of tenth grade students with a higher level of adaptation to the educational process suggest that there are statistically significant differences in terms of psychological stability (self-control, focus and communicative personality); resistance; feelings of security (mental condition and anxiety); effectiveness of activities (performance). The data most highly significant differences among high school students with different levels of school adaptation in such a psychological component of human security as stability in the characteristic: the ability to control himself, to control his behavior, emotions, and all the characteristics of the component's resistance. The results can be used in the practice of the school psychologist in the preparation of programs of psychological support of students in the adaptation period.

Keywords: continuing education, psychological security of personality, stability, resistance, resilience, school adaptation, high school students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.