Логутова Елена Владимировна, Медведев Антон Владимирович ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ И УСПЕШНОСТИ В УЧЕБНОЙ ...
УДК 159.944.3
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ И УСПЕШНОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОФИЛЕЙ
© 2017
Логутова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальная психология» Медведев Антон Владимирович, студент 5 курса по направлению подготовки «Психология» Оренбургский государственный университет (460000, Россия, Оренбург, пр. Победы 13, корп.20, e-mail: [email protected])
Аннотация. Цель: рассмотреть социально-психологические особенности адаптации и успешности в учебной деятельности старшеклассников, технологического и социально-экономического классов к профильному обучению. Методы: использование диагностических методов для выявления личностных особенностей школьников, способствующих их успешной адаптации к профильной школе, учет успешности в учебной деятельности, как фактора, способствующего успешной адаптации. Результаты: исследование, проведенное, на базе муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Лицей №1» г. Оренбурга, позволило обнаружить существенные различия по таким интегральным характеристикам как адаптация, доминирование, приятие других, жизнестойкость у старшеклассников, обучающихся в технологическом и социально-экономическом профилях. Научная новизна: в статье впервые на основе использования комплекса диагностических методик исследовано влияние специфики профиля обучения на успешность адаптации к старшей ступени общеобразовательной школы. Практическая значимость: полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы в практической работе психологами образования, работающими со старшими школьниками, социальными психологами для разработки тренинговых и коррекционных программ, способствующих повышению эффективности адаптационных процессов, обучающихся различных образовательных профилей
Ключевые слова: адаптация к профильному обучению, психологические особенности школьников, жизнестойкость, интегральные характеристики социально-психологической адаптации.
FEATURES OF ADAPTATION AND SUCCESS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES HIGH SCHOOL STUDENTS OF DIFFERENT EDUCATIONAL PROFILES
© 2017
Logutova Elena Vladimirovna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of "Social psychology" Medvedev Anton Vladimirovich, student of the 5th course in the direction of training "Psychology"
Orenburg State University (460000, Russia, Orenburg, Pobedy 13, korp.20, e-mail: [email protected])
Abstract. Objective: to examine the socio-psychological peculiarities of adaptation and success in educational activity of high school students, technological and socio-economic classes to specialized training. Methods: using diagnostic techniques to identify personal characteristics of students that contribute to their successful adaptation to the specialized schools, the accounting of success in educational activity as the factor of successful adaptation. Results: the study conducted on the basis of the Autonomous municipal educational institution "Lyceum №1" of Orenburg, has revealed significant differences on such integral characteristics as adaptation, dominance, acceptance of others, resilience in high school students enrolled in technological and socio-economic profiles. Scientific novelty: the article first based on the use of complex diagnostic techniques the influence of the specificity of the profile of learning on the success of adaptation to senior stage of secondary school. Practical relevance: the obtained during research results can be used in the practical work of education psychologists working with older students, social psychologists to develop training and intervention programs to enhance the effectiveness of adaptation processes of students of different educational profiles.
Keywords: adaptation to specialized training, the psychological characteristics of students, resilience, integral features of socio-psychological adaptation.
Профильное обучение составной частью, третьей ступенью общего среднего школьного образования. Профильное обучение призвано решить снижения учебной нагрузки на обучающихся средней школы и одновременно обеспечить полноценное образование старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и наклонностями. С введением профильного обучения появилась реальная возможность ликвидировать существующий разрыв и обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием
[1]. Профиль - это совокупность специфических черт, характеризующих какую-нибудь сферу деятельности, а также характер производственного или учебного уклона
[2].
Методологической основой построения профильного обучения является гипотеза Л.С. Выготского о динамическом соотношении процессов обучения и развития, суть которой заключается в том, что «процессы развития не совпадают с процессами обучения, что первые идут вслед за вторыми, создающими «зоны ближайшего развития» [3].
Основная идея профильного обучения отражает требования модернизации образования и обеспечивает реализацию социально - значимой и личностно - успешной деятельности, выводящей на конкурентоспособность как долгосрочный эффект жизненного самоопределения. Каждый ученик должен осознать свое предназначение, призвание и понимать, что сам должен формиро-
вать свою личность в течение всей жизни.
Родители школьников считают, что образование должно готовить людей, умеющих не только жить в гражданском и правовом государстве, но и создавать его, готовых к самостоятельному и ответственному профессиональному самоопределению, выбору будущей деятельности в постоянно меняющемся обществе.
Социологический опрос родителей МОАУ «Лицей №1» г. Оренбурга «К чему должна готовить школа вашего ребенка?» показал:
- к продолжению образования (89%);
- к самостоятельной трудовой деятельности (72%);
- к профессиональной карьере (67%);
- к сотрудничеству с другими людьми в деятельности (82%).
«Стремиться к успеху в жизни через труд, учебу, ответственность за свой выбор» - главное правило, которое, по мнению родителей, должны усвоить учащиеся в период обучения в школе.
Переход школьников на новую ступень обучения делает актуальной проблему адаптации старшеклассников к профильному обучению, так как меняются условия социальной образовательной среды, а процесс адаптации непрерывен. Исследование, проведенное на базе МОАУ «Лицей №1» г. Оренбурга, имело цель выявить социально-психологические особенности адаптации и успешности в учебной деятельности старшеклассников различных образовательных профилей: обучающиеся 10
Логутова Елена Владимировна, Медведев Антон Владимирович^^^В ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ И УСПЕШНОСТИ В УЧЕБНОЙ .
технологического класса (п=32), обучающиеся 10 социально-экономического класса (п=27).
Для выявления различий индивидуально-психологических особенностей адаптации к профильной школе десятиклассников использовались следующие методики:
1. Анкета отношения к школе «Я и моя школа».
2. Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса, Р. Даймонда (в адаптации
А.К. Осницкого).
3. Методика «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д.А. Леонтьева) [4].
Анкета для учащихся «Я и моя школа», позволила выявить качественные характеристики отношения десятиклассников к обучению в школе в новом для себя качестве - учеников профильной школы. Анкета состоит из четырех блоков, дающих возможность изучить различные аспекты школьной жизни старшеклассников: организацию учебного процесса в профильной школе, условия обучения в школе, отношения с учителями, родителями, сверстниками и выявление вовлеченности обучающихся в образовательно-воспитательный процесс.
Выявление адаптационных возможностей, обучающихся 10 технологического и 10 социально-экономического классов с помощью методики «Тест жизнестойкости» С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева. позволило определить уровень жизнестойкости в трех компонентах: вовлеченность, контроль, принятие риска. Данные компоненты представлены в таблице1 и рисунке 1.
Таблица 1 - Результаты исследования уровней жизнестойкости обучающихся 10-х классов
ации. На этапе конкретизации целей деятельности жизнестойкость связана с готовностью к активным действиям и осмысленностью деятельности. Жизнестойкость способствует саморегуляции с помощью изменения оценки ситуации, выбора копинг-стратегий (стратегий совладания), а также здорового образа жизни, который препятствует болезням и психологическому неблагополучию в ситуации стресса.
Качественный анализ, проведенной методики показал наличие школьников с низким уровнем жизнестойкости, что может свидетельствовать о низких адаптивных возможностях личности. Для дальнейшей работы с данной группой обучающихся и успешной адаптации к профильному обучению рекомендуется провести дополнительную диагностическую работу эмоциональной напряженности (тревожности) и индивидуальное консультирование школьников с целью выявления причин низкого уровня жизнестойкости и профилактики дезадаптации.
Результаты методики «Опросник социально-психологической адаптации» К. Роджерса, Р. Даймонда (в адаптации А.К. Осницкого) позволили выявить наиболее предпочтительные характеристики адаптации девятиклассников к новым социальным условиям - профильному обучению и представлены в таблице 2, рисунке 2.
Таблица 2 - Результаты исследования социально-психологической адаптации обучающихся 10-х классов
Компоненты.' уровни Высокий Средний Низкий
Класс 10 Т 10 э 10 Т 10 э ЮТ 10Э
Вовлечение сть 16% 10% 63% 56% 21% 34%
Контроль 16% 0% 68% 90% 16% 10%
Принятие риска 32% 20% 53% 67% 15% 13%
Жиже сто йко сть 21% 7% 63% 73% 16% 20%
Интегральные показатели/классы 10 Э 10 Т
Адаптация 27,8 65,26
Приятие других 50,45 44,04
Интегральность 51,60 52,17
Самовосприятие 55,57 54,60
Эмоциональная комфортность 45,57 46,95
Стремление к доминированию 42,93 43,08
Рисунок 1 - Представленность компонентов жизнестойкости обучающихся 10-х классов
Результаты проведенного исследования в группах испытуемых показывают, что абсолютное большинство обучающихся в 10-х профильных классах продемонстрировали средний уровень сформированности всех компонентов жизнестойкости, что позволяет предположить, что учащиеся старшеклассники могут успешно справляться с эмоционально напряженными, стрессовыми ситуациями, особенно в процессе учебной деятельности. Особенно характерным для данной группы школьников является такой компонент как «принятие риска», то есть готовность рисковать, убежденность в том, что на любых ошибках можно учиться и из всего, что случается, как положительного, так и отрицательного, можно извлечь новый опыт, знания.
Высокие показатели жизнестойкости могут быть связаны с улучшением регуляции деятельности, то есть жизнестойкость можно рассматривать как компонент потенциала личностного развития. Влияние жизнестойкости на регуляцию деятельности особенно сильно проявляется на этапе планирования деятельности и в случае возникновения трудностей, когда эффективность деятельности поставлена под угрозу.
На разных этапах деятельности механизмы влияния жизнестойкости на формирование личности могут быть различными. На этапе планирования и выбора цели деятельности жизнестойкость способствует снижению тревоги, всестороннего полного восприятия и оценки ситу-
Рисунок 2 - Представленность интегральных показателей социально-психологической адаптации обучающихся 10-х классов
Качественный анализ проведенного исследования показывает, что интегральный показатель «адаптация» значительно выше демонстрируют обучающиеся 10 технологического класса по сравнению с обучающимися 10 социально-экономического класса. Можно предположить, что обучающиеся 10 технологического класса демонстрируют лучшую приспособленность к условиям взаимодействия с окружающими людьми в системе межличностных отношений, для них характерна тенденция к совпадению целей и ценностных ориентаций личности, результатам, достигаемым в процессе общения, их намерения, в основном, совпадают с поступками и замыслами.
Интегральный показатель «приятие других» несколько выше у обучающихся 10 социально-экономического класса по сравнению с обучающимися 10 технологического класса. Данный показатель отражает уровень дружественности-враждебности к окружающим людям и к миру. Испытуемые 10 социально-экономического класса демонстрируют принятие людей, одобрение их жизни и отношения к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих, в то время как обучающиеся 10 технологического класса демонстрируют более критическое отношение к людям, раздражение или даже презрение по отношению к ним, ожидания негативного
Логутова Елена Владимировна, Медведев Антон Владимирович
ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ И УСПЕШНОСТИ В УЧЕБНОЙ ...
отношения к себе.
Среди факторов, влияющих на успешную социально-психологическую адаптацию личности Л.Г. Лаптев [2] выделяет следующие:
- когнитивный (когнитивные способности и особенности когнитивных процессов личности);
- эмоциональное реагирование (особенности эмоциональной сферы личности);
- практическая деятельность (условия и особенности деятельности);
- мотивация личности.
Опираясь на положения данного и других авторов, целесообразным является проведение сравнительного анализа особенностей адаптации к условиям профильного обучения обучающихся с различной степенью успешности в учебной деятельности. С этой целью были сформированы подгруппы испытуемых «наиболее успешные» и «наименее успешные» среди обучающихся 10 социально-экономического класса и подгруппы испытуемых «наиболее успешные» и «наименее успешные» среди обучающихся 10 технологического класса. Основанием для деления обучающихся на подгруппы стал рейтинг их успешности в учебной деятельности.
Сравнение результатов исследования особенностей адаптации подгрупп, обучающихся 10 социально-экономического класса показало наличие значимых различий между «наиболее успешными» и «наименее успешными» обучающимися по шкалам «вовлеченность» на уровне иэм = 118,000 при р=0,026 и «принятие риска» на уровне иэм = 111,500 при р=0,034.
Подгруппа «наименее успешных» испытуемых демонстрирует более высокие показатели по шкале «вовлеченность» по сравнению с подгруппой «наиболее успешных» испытуемых. «Вовлеченность» рассматривается как позитивное, полноценное, связанное с деятельностью внутреннее состояние, которое характеризуется энергией, готовностью прикладывать усилия для решения проблем.
Т.В. Снегирева описывает различные типы вовлеченности: личностная вовлеченность, ситуативная вовлеченность и поведенческая вовлеченность, где ситуативная вовлеченность показывает мотивацию к деятельности, личностная вовлеченность отражает наличие определенных индивидуальных черт личности, таких как совестливость, накопленный личный опыт и эмоциональность. Поведенческая вовлеченность проявляется в реализации определённой социальной роли, то есть в данном случае роли «ученика-десятиклассника» [5].
Высокие показатели по шкале «вовлеченность» могут также скрывать попытку избавиться от неудач, собственной бесполезности и бессмысленности жизни. Можно предположить, что подгруппа «наименее успешных испытуемых» 10 социально-экономического класса находится в поиске способов избавиться от различного рода проблем, в том числе и проблем, связанных с не успешностью в учебной деятельности.
Для подгруппы «наименее успешных» испытуемых 10 социально-экономического класса характерны более высокие показатели по шкале «принятие риска» по сравнению с подгруппой «наиболее успешных» испытуемых этого класса. Принятие риска, согласно теории, С. Мадди, это убежденность в том, что все происходящее с человеком способствует его развитию за счет извлекаемых из социального опыта (позитивного или негативного) знаний. Испытуемые подгруппы «наименее успешные» склонны рассматривать жизнь как способ приобретения опыта, они готовы действовать в отсутствие надежных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности обедняющим жизнь личности. В основе принятия риска лежит идея развития через активное усвоение знаний из опыта и последующее их использование.
Сравнение результатов исследования особенностей адаптации подгрупп, обучающихся 10 технологическо-
го класса показало наличие значимых различий между «наиболее успешными» и «наименее успешными» обучающимися по шкалам «стремление к доминированию» на уровне иэм = 49,500 при р=0,045 и «приятие других» на уровне иэм = 36,500 при р=0,027. Подгруппа «наиболее успешные» 10 технологического класса демонстрирует более высокие показатели по шкале «стремление к доминированию», чем подгруппа «наименее успешные» этого же класса, что отражает степень стремления доминировать в межличностных отношениях.
Подгруппа «наиболее успешные» 10 технологического класса демонстрирует более высокие показатели по шкале «приятие других», чем подгруппа «наименее успешные» этого же класса, что отражает степень стремления доминировать в межличностных отношениях.
«Приятие других» можно рассматривать как ценностное отношение к людям в процессе межличностных отношений, как поиск возможностей сосуществования. Согласно данным психологической литературы способность к «приятию других» свойственна зрелой, целостной личности, с устойчивой само идентичностью и является показателем ее психологического здоровья.
Адаптации возникает в связи с кардинальной сменой деятельности человека и его социального окружения. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Десятиклассники переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. [6]
Специфика адаптации 10-классников определяется особенностями возраста и спецификой профильного обучения. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в переосмыслении жизненных перспектив.
Проведенное исследование может иметь большую практическую значимость для практических психологов, работающих в системе образования при планировании работы по психологическому сопровождению процесса адаптации обучающихся профильных классов. Установлено, что наряду с универсальными закономерностями адаптации, существует специфика адаптационных процессов в различных образовательных профилях.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Климова О. А., Барабанщикова В. В. Представления о вовлеченности в работу и трудоголизме в современных психологических исследованиях // Национальный психологический журнал. 2015. №1[17]. С.52-60.
2. Лаптев Л. Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда. М.: МО РФ, 1998.
3. Выготский, Л. С. К вопросу о психологии и педологии // Культурно-историческая психология. № 4. 2007.
4. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
5. Снегирева Т.В. Личностное самоопределение в старшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1989. № 2. С.27—35.
6. Реан А. А. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А. А. Реан, А. Р. Кудашев, А. А. Баранов. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. 479 с.
Статья поступила в редакцию 06.05.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.