Научная статья на тему 'Роль профильного обучения в создании условий для успешной адаптации студентов к обучению в колледже'

Роль профильного обучения в создании условий для успешной адаптации студентов к обучению в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маврин Сергей Анатольевич, Хохлова Тамара Петровна

Авторами проведен анализ влияния профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы на успешность адаптации студентов первого года обучения в колледже. В статье сформулированы критерии успешности социальной адаптации студентов, изложен опыт профильной подготовки школьников в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и статистически обоснована целесообразность введения этапов предпрофильной и профильной подготовки учащихся для их последующей успешной социализации в образовательной среде колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маврин Сергей Анатольевич, Хохлова Тамара Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of profile studying in the formation of successful adaptation of students to study in college

The authors carried out the analysis of the influence of the profile studying in the senior forms of the secondary school on the success of the adaptation of the students of the first year of training to study in the college. In the article there are formulated the criterions of the success of the social adaptation of the students, reflected the experience of the profile studying the pupils under the circumstances of net interaction of the educational institutions. The authors prove the necessity of the introduction of the stages of the profile studying of students for their subsequent successful socialization in the educational medium of college.

Текст научной работы на тему «Роль профильного обучения в создании условий для успешной адаптации студентов к обучению в колледже»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

УДК 373.552

С. А. МАВРИН Т. П. ХОХЛОВА

Омский государственный педагогический университет

Омский автотранспортный колледж

РОЛЬ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ ДЛЯ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В КОЛЛЕДЖЕ________________________________________

Авторами проведен анализ влияния профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы на успешность адаптации студентов первого года обучения в колледже. В статье сформулированы критерии успешности социальной адаптации студентов, изложен опыт профильной подготовки школьников в условиях сетевого взаимодействия образовательных учреждений и статистически обоснована целесообразность введения этапов предпрофильной и профильной подготовки учащихся для их последующей успешной социализации в образовательной среде колледжа.

Шесть лет назад Омский автотранспортный колледж приступил к своеобразному эксперименту, включив в свой учебный процесс систему предпрофильной подготовки и профильного обучения школьников. Сейчас эти формы обучения школьников реализуются в рамках взаимодействия колледжа с разветвленной сетью школ-партнеров с использованием материально-технических, информационных и кадровых ресурсов колледжа. В реализации сетевой модели предпрофильной подготовки и профильного обучения участвуют 5 общеобразовательных учебных заведений не только Омска, но и районных центров Омской области. Старшеклассники, избравшие такой путь обучения, два дня в неделю занимаются в колледже, каждый по выбранному ими профилю обучения.

Сейчас в ОАТК количество учащихся, занимающихся по программам предпрофильной подготовки и профильного обучения, составляет около 270 чело-

век. В табл. 1 приведены основные сведения, касающиеся количественного состава учащихся и направлений профильной подготовки в опорных школах колледжа.

Психологической службой колледжа совместно со школьными психологами в предпрофильных (9-х) и профильных (10-х и 11-х) классах реализуется программа, выстроенная в следующей логике: 9 класс — психологическое сопровождение самоопределения учащихся (профдиагностика, психологическое консультирование, профинформирование); 10 и 11 класс — психологическое сопровождение профильного обучения и получения профессиональной подготовки; 9—11 класс — пропаганда здорового образа жизни, психологическое сопровождение нравственного воспитания, формирование личностных ценностей, толерантности, профилактика конфликтов и развитие навыков общения.

ТаБшрт 1

№ п/п Напра &нввво п рэфили-юго сбучсанин □бщгг1брддцдтал.шаа ум рагвдвыив Пр: нзшлшая гшэдгочопка (прамках профиля) гаи ггрофьт:с:и и: Ч йбучающи ксн п и риф. клаога х, чел. ВШНЗЖ 1-ОС,': 1 ЦХДОлЛЖС! 1 СЙучсз 1 №1 П КОЛЛСЗДКСЗ

Юкл 11 кл.

1. < Аита ь-сб ил мі им тра 1-е аэртн СОШг. Омск* №2Д. 10В. СОШ №Дг. Кхэде ч иі е: ка, Ис иликули: К.ИЙ ли іцай Сл£с:а ри гю рамзшу а іюа№бил£ій 40 яг 1 ЯШМ *Тсйх.і -іи ‘ «ас ко» обслужи ін і іисй и решокг аіьчом збилі.і Еїт тра і-с гсэрчн »

2. я Иыфарма ционмы« шссоаги и> 10Й О паратор ЭВМ 24 22 2301Ш *Ашоматизи ]> 'і'й п 11 її £"■ сигтёзны обработки информации уп|ы іменин ї

Д. с Экономика к 1СВ, 146 Бухгалтер 36 16 ОЙОІ 10 * Экамсви ика и: бух татарский учигі

Пр&лі ірофилі.і ы я пэдгспешкв !3 кл. СОШ г. Омск* №2Д. 10В. 146. СОШ г. Кха«чингка. Не ипшулыг ПИЙ ЛИ ЦІЙ 72 Пригра мхи гграфилі.і-юга йбу'СЗИИН № К.О'ІЛЄАЖС^

Все данные, приведенные в настоящей статье, были получены при обследовании контрольных групп учащихся 9-11-х классов опорных школ колледжа, с 2003 г.по 2008 г. (первый год обучения в колледже), с целью исследования динамики процесса их социальной адаптации и профессионального самоопределения. Измерения проводились нами в трех контрольных точках:

— в период обучения в 9-м классе в период пред-профильной подготовки (этап выбора профиля обучения) (2003 — 2004 гг.);

— в период освоения программы профильного обучения (2004 — 2006 гг.);

— в течение первого года обучения в колледже (2006-2007 гг.).

В 9-м классе школьники начинают строить жизненные планы и сознательно задумываются над выбором профессии. «Возникающая на рубеже подросткового и юношеского возраста потребность в самоопределении не только влияет на характер учебной деятельности школьника, но иногда и определяет ее» [1]. Это относится, прежде всего, к выбору профиля обучения в старшей школе и, далее, учебного заведения профессионального образования.

Организуя этап выбора профиля обучения учащимися 9-х классов опорных школ колледжа № 146, 108, 28, СОШ № 3 г. Калачинска, мы поставили следующие задачи:

— выявить интересы и склонности учащихся;

— изучить их готовность к профильному обучению;

— изучить согласованность интересов и склонностей с избранными учащимися профилями обучения в старшей школе.

На данном этапе было проведено исследование интересов учащихся. В 2004 году в исследовании приняли участие 164 человека из числа девятиклассников, которые решили продолжить обучение в школе в профильных классах. Следует отметить, что наибольший интерес учащиеся проявили к таким областям знаний, как техника (37,8%), компьютерные технологии (26,2%), сфера обслуживания (14,6%), медицина (14,6 %), химия (14,6 %). Наименьший интерес они проявили к экономике (9,7 %), математике (9,7 %), физике (6,1 %), биологии (6,1 %), сельскому хозяйству (6,1 %), географии (6,1 %), экологии (6,1 %). Некоторых учащихся интересовали несколько областей знаний.

Выбор профиля обучения учащиеся делали по окончании 9-го класса. Наиболее предпочитаемым оказалось профильное направление «Автомобильный транспорт» (40,8 %). Далее в порядке убывания следуют «Информационные технологии» (28,1 %), «Экономика» (11 %). 20,1% выпускников 9-х классов выбрали гуманитарный (13,3 %) и другие профили обучения в старшей школе.

Социологические исследования показывают, что 74 % учащихся 9-11-х классов интересуются теми

предметами, которые связаны с их возможной профессиональной деятельностью. Соотнеся интересы и склонности учащихся с выбранным профилем обучения, мы сделали вывод, что предпрофильная подготовка достигла поставленных целей и в профильных классах колледжа по направлению «Автомобильный транспорт» только у 3 % учащихся интересы и склонности не совпали с выбранным профилем, по направлению «Информационные технологии» — у 2 %, по профильному направлению «Экономика» несовпадение составило 1,3 % (рис.1).

Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Выдающийся отечественный психолог Б. М. Теплов отмечал, что «никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: принципиально говоря, она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения» [4].

В 10 — 11-х классах, помимо элективных курсов, школьники получают профессиональную подготовку, соответствующую избранному профилю, и, осуществив первые профессиональные пробы, окончательно оценивают правильность своего профессионального выбора. Результаты исследования отношения школьников к избранному профилю обучения свидетельствуют о том, что основная часть учащихся удовлетворена сделанным выбором, однако есть доля респондентов, которые при первых профессиональных пробах поняли, что их выбор оказался не верным. Причины этого различны: выбор профиля обучения «за компанию», неадекватная оценка своих возможностей (нравится техника, но не нравятся точные науки) и др. Из 102 десятиклассников, принимавших участие в исследовании, на вопрос «Как Вы относитесь к избранному профилю обучения?» 72,5 % ответили, что их ожидания оправдались и они, безусловно, довольны выбором профиля обучения, 17,6 % — «скорее да, чем нет», 3,9 %, безусловно, ошиблись в выборе профиля, 5,8 % затруднились ответить (рис. 2).

Практика показывает, что в среднем 82,0 % выпускников профильных классов опорных школ колледжа сохраняют свою профильную направленность и поступают либо в Сибирскую государственную автомобильно-дорожную академию, либо в Омский автотранспортный колледж, либо в профессиональные училища № 40, 22, 24, 58 г. Омска и др. Поступившие на обучение по соответствующему профилю в учебные учреждения начального профессионального образования через год после окончания училища вновь делают попытку поступить в колледж. Таким образом, получение школьниками в старших классах школы профильного обучения делает молодого человека, с одной стороны, более конкурентоспособным на этапе конкурсных испытаний при выборе учебного заведения профессионального образования, с другой —

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

N2 п/п П ро фи л и-102 ыол роплан иа С гвц тлимогти, ссЕзтшзтстнук! щ га п рофилн М обуЧНН и я Общ и й конкурс при пагтупллзнии, чсча/ мжта (бюджет) Проца 1 гг ГСЕТуПЛаН и я пыпускникон напр сф №1,11 и х шешн № О АТ К Итоги: шнугиннвл а ОУ пи пуск н икоп проф им-ии х кшссои

Абитуриенты из числа пы пус к ми кап ПК, НСЗА. ВУЗ НЛО ОАТК

1. е Антомэб илим и И тра не га рта 190604 «Тёж ми чес кой обслуж и па п исг и |Е':м,::,1 гг а кгсггра негюртн » 5.3 1Й.6 Я! 16 (27 6 [10,4%) 36 (62.1%)

2. с И нфор № и ион ныа технологии» 2301Ш * Аптаматиэ и рог из ы м ыа с кг'шмы об работки информации и утгра №н и я я 3,6 27,6 ЗА 7 [1Д.4ЗД — 31 [Й1ЭД)

3. сЭканамны! 0601.10 с Экономи ка и бухпалтнре ки й учат» 3,2 31,1. 11 5 (45 Ж) — 6 (545%)

Уроки ОН|НШВ

■ сгудсв

■ уровень рюш ШАН Обучен

№ п/п ИССЛВДУЁЗМ Ы Й ГИ|ММГ| р Абитуриенты ит нш рзфилших КЛиЭССОП Абиту рис-1 гп л ил числа ни пус к ни кои проф или ни х класса п

1 У ришзн и сои иалпнай адапти роги шегти высоки й уропаш. — 19 % С ред ни:й уро 180 пн — 49 % Низкий уропат. — 26% высокий уронен!. — 61 % С рс д ни й урн на 1-п. — 30 % I 1иткий у|>::и!л:П1. — 9%

2 У рошзн и мрифсйсгс га мил и га го са ихз пргдаигн и я Адакшэтнм й шыбор — 67 % Частичга вде'к ивгный гшбор — 31 % И саадак штгны й пыбор — 2 % Адакнатг-сый пиЕар — Частич га а№и потны й иыбор — 11 % Чаадакшэтный иыбор — 0 %

МОМШИ треш»

□ фЧАнни гз : •*- ■

□ ниши -(р-: .-в- ■

□ Сжте-р 4

ОЕиСОСТЙурОЕвНЬ ■ :р?диЛ уровень □ Н Р7» А уро и*ни

Рве, Л С^авнательвыеда нвыедаапюспыуровве! шцкиыю! адаптарованнкп студентов

□ Сектор 1

■ : ят:-р2

□ Сектор 4

□ Сектор*

□ 4Д&КИП1 Ь4

□ частично аде к «гг: Ш\

□ «ад? дать*]

Рее. 4. Сравв пгллшгдавн

уровв

эго саноовре^л

■яоудевгов

делает выбор профессии более осознанным, облегчая протекание процесса адаптации к условиям профессионального образования.

Это подтверждается данными, полученными в 2006 г., когда профильные классы колледжа окончил 131 человек. Распределение выпускников профильных классов по учебным заведениям профессионального образования и результаты поступления выпускников профильных классов приведены в табл. 2. Как видим, 27,5 % выпускников, обучавшихся по направлению «Автомобильный транспорт», поступили в СибАДИ, 62,1 % — в ОАТК и 10,4 % — в профессиональные училища; 18,4% выпускников, обучавшихся по направлению «Информационные технологии», поступили в вузы по профилю обучения, 81,6 % — в ОАТК; 45,5 % выпускников, обучавшихся по направлению «Экономика», поступили в вузы по профилю обучения, 54,5 % — в ОАтК.

Обращаясь к теоретическим основам исследования, необходимо отметить, что, с точки зрения науки,

адаптация — это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования и развития.

В число основных показателей адаптации к условиям обучения по программам профессионального образования можно отнести:

— сформированность к концу первого полугодия навыков учебной деятельности в новых условиях организации учебного процесса. Первичным показателем этого является общий и качественный уровень успеваемости, отсев по результатам промежуточной аттестации;

— сформированность положительной мотивации учебной деятельности, показателями которой могут служить мотивы выбора профессии, степень дисциплинированности, уровень успеваемости, ответственность;

— способность к произвольной регуляции, проявляющаяся в осознании необходимости дисциплинар-

ных ограничений, правил и норм поведения, с одной стороны, и в проявлении инициативы и навыков самоорганизации — с другой, уровень социальной адапти-рованности;

— уровень приспособленности к темпу жизни в колледже: темповая приспособленность, время, затрачиваемое на выполнение самостоятельной работы, наличие или отсутствие опозданий на занятия, наличие или отсутствие переутомления к концу учебного дня, недели.

Изучая процессы адаптации студентов первого года обучения к условиям получения профессионального образования, Центр непрерывного образования колледжа совместно с психологической службой в 2006/07 учебного года провел исследования по сравнительной оценке уровня социальной адаптированнос-ти и уровня профессионального самоопределения студентов из числа выпускников профильных классов и студентов, поступивших в колледж из непрофильных школ. Использовавшийся диагностический инструментарий включал в том числе компьютерное программное обеспечение, предоставленное Омским государственным техническим университетом (компьютерные варианты опросника профессиональных предпочтений Дж. Голланда, дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е. А. Климова), разработанное профессором кафедры информационноизмерительной техники С. В. Бирюковым.

При сравнении результатов тестирования было отмечено значительное различие указанных параметров у студентов из числа выпускников профильных классов и студентов, поступивших в колледж из непрофильных школ. Уровень социальной адаптирован-ности студентов из числа выпускников профильных классов оказался значительно выше аналогичного показателя у других студентов (табл. 3, рис. 3). Высокий уровень социальной адаптированности свидетельствовал о стремлении студента участвовать в общественных делах, его активности, принятии себя и других, доброжелательном отношении к людям, владении нормами общественного поведения.

Адекватный профессиональный выбор указывал на то, что студент выбрал профессию в соответствии со своими интересами, возможностями и способнос-

тями с учетом первых профессиональных проб, осуществленных в колледже. Результаты исследования успешности профессионального самоопределения выявили превышение числа студентов-выпускников профильных классов с высоким уровнем профессионального самоопределения на 22,0 % по сравнению с числом студентов, поступивших в колледж из непрофильных школ. Это свидетельствует об эффективности оказанной помощи в профессиональном самоопределении школьников на этапе профильного обучения (табл. 3, рис. 4).

Таким образом, в правильном выборе своего профессионального будущего учащимся помогает профориентационная деятельность школы и учреждений профессионального образования, эффективным средством которой являются предпрофильная подготовка и профильное обучение, организованное с использованием материальной базы и кадрового потенциала колледжа.

Библиографический список

1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности ; под ред. Д.И. Фельдштейна; вступ. статья Д.И. Фельдштейна. — 2-е изд. — М. : Изд-во «Ин-т практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.

2. Битинас, Б.П., Голубев, Н.К. Педагогические диагностики. — М., 1996.

3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. — Вестник образования. Тематический выпуск. — 2002. — Декабрь.

4. Теплов. Б.М. Избр. Труды : в 2 т. — М. : Педагогика, 1985. — Т.1. — 328 с. Т.2. — 360 с.

МАВРИН Сергей Анатольевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики Омского государственного педагогического университета.

ХОХЛОВА Тамара Петровна, заместитель директора по развитию, руководитель Центра непрерывного образования Омского автотранспортного колледжа.

Статья поступила в редакцию 30.04.08 г.

© С. В. Маврин, Т. П. Хохлова

Книжная полка

Атраментова, Л. А. Введение в психогенетику : учеб. пособие для вузов / Л. А. Атраментова, О. В. Филипцова ; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд., испр. - М. : Флинта : Изд-во МПСИ, 2007. - 470, [1] с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 442-471. - ISBN 978-5-89349-656-7. -ISBN 978-5-89502-676-2.

В книге рассматриваются проблемы психогенетики — нового направления в науке, пограничной области знания между психологией и генетикой. Представлены основные задачи современной психологической генетики: изучать, как реагируют на новые ситуации люди с различными генотипами, разрабатывать методы анализа поведения человека, его интеллекта.

Для студентов психологических факультетов вузов.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.