Научная статья на тему 'Задачи психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся'

Задачи психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
824
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Тамара Петровна

В статье определены цели профильного обучения, организованного колледжем в сотрудничестве с опорными школами, а также сформулированы основные этапы и стратегии организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников, отражены критерии успешности профессионального выбора учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tasks of psychological-pedagogical assistance at profession choosing

In the article there are defined the aims of profile studying organized by the college in cooperation with basic schools and formulated the main stages and strategies of the organization of psychological-pedagogical assistance at choosing the profession of pupils reflected the criterions of the success of professional choice of pupils.

Текст научной работы на тему «Задачи психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся»

УДК 373 552 Т. П. ХОХЛОВА

Омский автотранспортный колледж

ЗАДАЧИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ_________________________

В статье определены цели профильного обучения, организованного колледжем в сотрудничестве с опорными школами, а также сформулированы основные этапы и стратегии организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников, отражены критерии успешности профессионального выбора учащихся.

В современных условиях общеобразовательная школа, осуществляя подготовку учащихся к будущей трудовой деятельности, должна создать условия для развития разносторонних умственных, психических и практических способностей школьника; дать ему прочные научные и профессиональные знания, умения и навыки, подготовить к профессиональному выбору, сформировать у него эстетические качества и систему ценностей, сложившуюся в обществе; сформировать у него потребность творчески трудиться в одном из направлений профессиональной деятельности; дать возможность подростку попробовать свои силы в разнообразных видах деятельности, т.е. воспитать личность, обладающую социальной и психологической мобильностью.

В свете этих задач проблема совершенствования психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в последнее время приобретает все большую значимость и становится одной из проблем школьной практики и педагогической науки.

В Концепции модернизации российского образования до 2010 г. говорится, что одной из важнейших задач воспитания является «формирование у школьников способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда» [1]. Составной частью социализации является профессиональное самоопределение.

В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор сферы деятельности, направлений приложения и развития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к сложившимся в конкретном регионе социальным и производственным условиям.

Учащиеся старших классов, будучи недостаточно подготовлены для принятия осознанного решения, должны определиться в важном вопросе —предварительном выборе профессионального пути.

Введение профильного обучения в старших классах общеобразовательной школы должно помочь им правильно сделать свой профессиональный выбор, способствовать ранней социализации школьников, а значит чрезвычайно важно уже в 9-м классе провести эффективную психологическую диагностику и помочь подросткам в выборе будущего профиля обучения в старших классах. При этом важно не только

выявить индивидуальные психологические качества личности, но и определить степень сформированнос-ти социальных притязаний учащихся, ценностнонравственных ориентиров.

Профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более точно учитываются интересы, индивидуальные склонности, способности и предпочтения учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Омский автотранспортный колледж совместно с пятью своими партнерами — общеобразовательными школами в городе (№ 146, 108, 28) и области (г. Кала-чинск и г. Исилькуль) на протяжении шести лет организует профильное обучение старшеклассников по трем направлениям: «Автомобильный транспорт», «Информационные технологии», «Экономика».

Цели профильного обучения, организованного колледжем в сотрудничестве с опорными школами:

— способствовать реализации принципа доступности полноценного образования для разных категорий обучающихся в соответствии с их индивидуальными склонностями и потребностями;

— расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, подготовить выпускников школы к освоению программ профессионального образования различного уровня;

— обеспечить углубленное изучение отдельных дисциплин программы среднего полного общего образования с введением в них тем и разделов, необходимых для освоения программ профессионального образования;

— обеспечить изучение отдельных дисциплин из программ среднего профессионального образования и прохождение отдельных видов практик с использованием материальной базы колледжа и с привлечением преподавательского состава колледжа;

— создать условия для реализации широких и гибких возможностей построения школьниками индивидуальных образовательных программ и, в перспективе, образовательных траекторий: «школа-вуз», «школа-колледж-вуз», «школа-нпо-колледж».

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (69) 2008

Указанные цели должны реализовываться с учетом особенностей возрастной группы (профильное обучение учащихся приходится на возраст 15-17 лет) и индивидуальных психофизиологических особенностей отдельной личности. В основу теории профессионального выбора положена трехфакторная модель Е. А. Климова (хочу - могу - надо). «В осознанном профессиональном выборе школьников должны соединиться три базовых фактора: «Я-хочу» (это желания, интересы, склонности личности), «Я-могу» (это человеческие возможности), «Я-надо» (это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми, семьёй и т.д.)» [4]. Помочь «ужиться» в сознании школьника этим «хочу-мо-гу-надо» — основная задача психологической службы Омского автотранспортного колледжа по сопровождению профессионального самоопределения школьников в пяти опорных школах г. Омска и Омской области.

Одним из центральных направлений этой деятельности является всестороннее изучение личности школьника, так как профессиональное самоопределение предполагает наличие знаний не только в области профессии, основ производства, но и знания своих личных склонностей, способностей, интересов и других психофизиологических параметров.

Задача профессионального самоопределения школьников предполагает сочетание и взаимодействие нескольких направлений деятельности: профориентационной работы, профильного обучения и предпрофильной подготовки, которые также организованы совместными усилиями колледжа и школ-партнеров.

Своё будущее учащиеся, как правило, связывают с интересной, престижной и востребованной работой, которая поможет им реализоваться как личности, добиться материального благополучия, экономической независимости.

Целью психолого-педагогического сопровождения системы профильного и предпрофильного обучения, как средства профессионального самоопределения школьников, является формирование у учащихся способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям и запросам регионального рынка труда.

В качестве критериев успешности профильного и профессионального самоопределения рассматриваются:

— определенность и уверенность в выборе профиля обучения или конкретного класса профессий;

— относительная независимость решения от влияний других лиц. Сформированность профессиональных интересов;

— согласованность интересов и профессиональных предпочтений с собственными общими и специальными способностями.

— согласованность выбора образовательного профиля или профессии с жизненными планами.

Профильное обучение в сложившейся системе партнерских отношений «школа-колледж» рассматривается как система воспитательных, социальнопсихологических и обучающих мероприятий, способствующих свободному профессиональному самоопределению выпускников школы в условиях современного динамично развивающегося рынка труда.

Профильное обучение обеспечивает психологическую, ценностную, информационную и операциональную (на уровне профессиональной подготовки) готовность к профессиональному самоопределению

и к возможной профессиональной переориентации в условиях изменений рынка труда

Для решения психологических проблем при выборе будущего профиля обучения в 9-м классе школы недостаточно дать учащемуся рекомендации о том, какая профессия ему подходит, а какая не подходит. Конечная цель профессионального, психологического консультирования — профессиональное самоопределение каждого человека, соответствующее его индивидуальным особенностям, интересам, наклонностям, состоянию здоровья, способностям в соотнесении с ситуацией, сложившейся на региональном рынке труда.

Психологическое консультирование выполняет целый ряд функций: информационную, развивающую, социализирующую и т.д. Все функции важны и предполагают в дальнейшем для субъекта воздействия удовлетворенность профессией, возможность проявления своего «я», полное развитие своих способностей в профессиональной деятельности.

Основными совместными задачами психолого-пе-дагогической службы колледжа и психологов опорных общеобразовательных школ при организации работы по сопровождению профессионального самоопределения школьников являются следующие:

1. Первая группа задач — информационно-справочная, предполагает предоставление школьникам возможно более широких сведений о мире профессий с использованием экскурсий школьников на предприятия, в профессиональные учебные заведения, встреч школьников со специалистами в различных областях, познавательных лекций о путях формирования собственной траектории получения образования, просмотра учебных фильмов, различных профориентирующих мероприятий: (например, форум учебных заведений «Тебе, молодой!», посещение дней открытых дверей в профессиональных учебных заведениях и т.д.).

2. Вторая группа задач — диагностическая. Цели решения этих задач направлены на осознание подростком собственных возможностей, способностей, интересов и профессиональных предпочтений. Указанные задачи могут быть решены с помощью: проективных личностных тестов, различных экспресс-методик, интервью, анкет профессиональной мотивации, анкет профессиональных способностей, сбора косвенной информации, наблюдений.

3. Третья группа задач связана с собственно психологическим сопровождением профессионального самоопределения школьника. К методам решения этой группы задач можно отнести: психологообучающие тренинги, ролевые игры, другие профориентационные активизирующие методы. При использовании таких методик происходит проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением, что приводит к формированию у подростка чувства уверенности в сделанном выборе;

4. Четвертая группа задач связана с принятием конкретного решения и может быть обеспечена различными схемами принятия решения, формированием собственной траектории образования и получения избранной профессии, построение различных схем альтернативного выбора.

Основными этапами и стратегиями организации психологопедагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников являются следующие:

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений учащихся.

2. Обзор мира профессий.

3. Анализ психологических портретов реальных профессий.

4. Изучение индивидуальных психологических особенностей подростка.

5. Сопоставление выявленных индивидуальных особенностей учащегося с требованиями реальных профессий.

6. Уточнение выбора профессии, разработка индивидуальной образовательной траектории и способов овладения профессией.

Поэтапная схема процесса профконсультиро-вания может быть описана следующим образом:

Подготовительный этап. Этот этап заключается в проведении предварительного анкетирования школьников. Основная задача данного этапа — познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профконсультационную гипотезу.

Первый этап. На этом этапе основная задача психолога — помочь подростку сформулировать свою профконсультационную проблему.

Второй этап. Основная задача — выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы учащегося глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы.

Третий этап. На данном этапе консультант помогает школьнику взглянуть на себя глазами специалиста. Психолог и учащийся совместно определяют конкретную цель данной консультации.

Четвертый этап. Консультант и консультируемый стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). В диагностических целях применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за школьником, за его высказываниями о себе, его самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместно обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.

Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультирования. Консультируемого спрашивают, что дало ему взаимодействие с психологом, какие выводы он сделал. При выходе из контакта психолог обязательно отмечает положительные стороны консультируемого, отмечает его интересные мысли, выражает надежду на удачное профессиональное будущее.

По результатам профконсультирования формируется протокол, содержащий ориентировочно следующие сведения:

1. Анкетные данные;

2. Общие выводы по результатам подготовительного этапа;

3. Первоначальное представление подростком своей проблемы;

4. Профконсультационная гипотеза психолога-консультанта;

5. Совместно конкретизированная цель работы;

6. Шаги, предпринятые для достижения цели, примененные методики;

7. Итог консультации, сформулированный школьником, и итог консультации, сформулированный консультантом;

8. Примечание (особенности поведения консультируемого, уровень достигнутого контакта и т.п.).

К протокольным материалам относятся также заполненные бланки методик и письменные работы, выполненные школьником в ходе консультации. Далее протокол становится частью портфолио, формируемого в ходе реализации профильного обучения.

Концепция профильного обучения отмечает, что реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит подростка перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении направления собственной деятельности. Важность подготовки к этому ответственному выбору определяет серьезное значение эффективного психолого-педагогического сопровождения профильного обучения в старших классах и предпрофильной подготовки в основной школе.

Осознанный адекватный выбор своего будущего, своей профессии — одно из важнейших условий развития самодостаточной личности молодого человека, возможности проявления им в полной мере своих способностей. Правильно выбранное молодым человеком направление в обучении, профессия позволяет ему занять свое место в обществе и с наибольшей эффективностью (материальной, моральной) применять свои знания, умения и навыки.

Библиографический список

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

2. В.А. Горский, З.З. Сулейманова, А.К. Чупанов. Теория и практика организации предпрофильной подготовки ; под ред. Т.Г. Новиковой. — М. : АПК и ПФО, 2003. — 110 с.

3. А.Г. Каспаржак. Проблема выбора: элективные курсы в школе / А.Г. Каспаржак. — М. : Новая школа, 2004. — 160 с.

4. Е.А. Климов. Психология профессионального самоопределения : учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. — 2-е изд, испр. / Е.А. Климов. — М. : Академия, 2005. — 304 с.

ХОХЛОВА Тамара Петровна, заместитель директора по развитию, руководитель Центра непрерывного образования Омского автотранспортного колледжа.

Статья поступила в редакцию 27.03.08 г.

© Т. П. Хохлова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (69) 2008 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.