Научная статья на тему 'Психологическая устойчивость личности старшеклассника профильного класса'

Психологическая устойчивость личности старшеклассника профильного класса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1438
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА / ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ / FACTORS OF PSYCHOLOGICAL STABILITY OF PERSONALITY / ВАЛИДНОСТЬ И НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТА / VALIDITY AND RELIABILITY OF A TEST / ПРОФИЛЬНЫЕ КЛАССЫ / PROFILE CLASSES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PSYCHOLOGICAL STABILITY OF PERSONALITY OF A HIGH SCHOOLER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Людмила Геннадьевна, Минияров Валерий Максимович, Шиняев Клим Александрович

Приводится теоретический анализ проблемы психологической устойчивости личности старшеклассника, которая связывается нами с необходимостью адаптации к новым условиям образовательной среды профильного класса. Учащийся встречается с новыми педагогами, осваивает усложненную учебную программу, что влияет на его самооценку, стрессоустойчивость и на другие факторы психологической устойчивости личности. Чтобы выявить особенности процесса адаптации учащихся к профильному классу, был разработан тест «Определение психологической устойчивости личности», предназначенный для учащихся старших классов и проверенный нами на валидность и надежность. Вопросы теста составлены на основе теоретического анализа конструкта «психологическая устойчивость личности» и опроса испытуемых. Выделены структурные компоненты (когнитивный, волевой, поведенческий), описаны характеристики шкал (уровней) психологической устойчивости личности старшеклассника. Дается подробный анализ результатов, полученных в ходе апробации теста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Людмила Геннадьевна, Минияров Валерий Максимович, Шиняев Клим Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL STABILITY OF PERSONALITY OF A HIGH SCHOOLER STUDYING IN A PROFILE CLASS

The article provides a theoretical analysis of the problem of psychological stability of personality of a high schooler, which is related to the necessity of adaptation to new conditions of the educational environment of a profile class. A student meets new teachers, masters advanced curriculum. This has an impact on self-esteem, resistance to stress and other factors of psychological stability of personality. In order to identify the features of the process of adaptation of students to a profile class, a test “Definition of psychological stability of personality” was designed for high school students. We checked this test for validity and reliability. The test questions are based on the theoretical analysis of the construct "psychological stability of personality" and questioning the subjects. The structural components (cognitive, volitional, behavioral) are revealed, the characteristics of the scales (levels) of psychological stability of personality of high school students is described. The article also gives a detailed analysis of the results obtained during the test.

Текст научной работы на тему «Психологическая устойчивость личности старшеклассника профильного класса»

_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2015. Т. 25, вып. 3 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.9.072.432

Л.Г. Дмитриева, В.М. Минияров, К.А. Шиняев

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА ПРОФИЛЬНОГО КЛАССА

Приводится теоретический анализ проблемы психологической устойчивости личности старшеклассника, которая связывается нами с необходимостью адаптации к новым условиям образовательной среды профильного класса. Учащийся встречается с новыми педагогами, осваивает усложненную учебную программу, что влияет на его самооценку, стрессоустойчивость и на другие факторы психологической устойчивости личности. Чтобы выявить особенности процесса адаптации учащихся к профильному классу, был разработан тест «Определение психологической устойчивости личности», предназначенный для учащихся старших классов и проверенный нами на валидность и надежность. Вопросы теста составлены на основе теоретического анализа конструкта «психологическая устойчивость личности» и опроса испытуемых. Выделены структурные компоненты (когнитивный, волевой, поведенческий), описаны характеристики шкал (уровней) психологической устойчивости личности старшеклассника. Дается подробный анализ результатов, полученных в ходе апробации теста.

Ключевые слова: психологическая устойчивость личности старшеклассника, факторы психологической устойчивости личности, валидность и надежность теста, профильные классы, образовательная среда.

Социально-экономические преобразования, происходящие в последние годы в нашей стране и оказывающие влияние на институты образования, находят отражение и в личности школьника. Число подростков и юношей, переживающих не только возрастной, но и личностный кризис, увеличивается с каждым годом. Вследствие этого психологическая устойчивость может оказаться за гранью нормальной либо стать источником психологических проблем. На этапе школьного обучения психологическая устойчивость личности играет огромную роль [3. С. 362-370]. Она неизмеримо значима для процесса взросления и успешного решения задач учебной деятельности, поскольку позволяет переживать кризис самоидентификации и сохранять гармонию в отношениях с другими людьми в различных жизненных ситуациях.

Термин «устойчивый» имеет ряд синонимов: стабильный, стойкий, твердый, прочный, крепкий. В «Словаре синонимов русского языка» приведены два важных синонима этого слова: стабильный и константный [1. С. 528].

Психологическая устойчивость личности старшеклассника непосредственно связана с проблемой целостности его личности, с наличием личностной позиции, значимой установки, в основе которой лежит некая иерархия мотивов, реализация определенной линии поведения. Всё это относится к компонентам направленности личности, которые среди прочих составляющих характеризуют и проявления устойчивости личности [9. С. 18].

Психологическая устойчивость личности - это сложное сочетание понятий «устойчивость личности» и «психологическая устойчивость личности». На разных этапах школьного обучения данное понятие имеет собственное психологическое содержание. По мере взросления психологическая устойчивость старшеклассника структурно и содержательно меняется и усложняется. Иными словами, она развивается и становится все более многогранной. Содержание психологической устойчивости учащихся 11-12 лет значимо отличается в сравнении со старшеклассниками. В подростковом возрасте психологическая устойчивость личности отличается нестабильностью, преобладанием противоречивых желаний и поступков. Старшеклассник же характеризуется более стабильными эмоциональными проявлениями и сформированным образом «Я», что способствует повышению его психологической устойчивости.

Психолого-педагогические источники арактеризуют психологическую устойчивость личности старшеклассника как совокупность свойств стойкости, стабильности, уравновешенности, соразмерности, сопротивляемости (резистентности), обеспечивающих ей волевую регуляцию к фрустрирую-щему и стрессогенному воздействиям, что позволяет личности сохранять равновесное состояние системы психологической устойчивости благодаря глубокому пониманию и принятию себя при взаимодействии со средой, позитивной направленности на конструктивное общение в повседневной учебной деятельности, гибкости и пластичности психических свойств, а также умению индивида самоорганизовывать свое поведение [9. С. 35-36].

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2015. Т. 25, вып. 3

Обучение в старших классах совпадает с юношеским возрастом, который характеризуется становлением ценностных ориентиров личности, способствующих формированию мировоззренческих позиций. В этом возрасте актуализируются рефлексия и самоанализ, глубокое понимание и принятие себя, что связывается с самосознанием и самооценкой. Эти психологические особенности мы можем отнести к психолого-педагогическим факторам.

Именно в юности у молодого человека складывается собственное отношение к действительности, опирающееся на уже сформированные ценностные ориентиры, которые постепенно формируют единую систему его социальных ориентаций и установок. Социальная ситуация развития в этом возрасте обусловлена в первую очередь тем, что юноша стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Ему предстоит определить свое место в жизни и выйти на путь трудовой деятельности. В связи с этим меняются требования и условия, в которых молодой человек формируется как личность: готовность к труду, к семейной жизни, к выполнению гражданских обязанностей [6. С. 262].

В юношеском возрасте актуальны проблема идентификации, осознания себя, поиска смысла жизни. Осознание в этом возрасте успешности, благополучия, способности разрешать противоречия является фактором, определяющим психологическое благополучие. При этом немалую роль в юности играют такие свойства личности, как адаптированность, эмоциональность, саморегуляция и эмоциональная устойчивость [5. С. 79].

При переходе от средней (5-9 классы) к старшей (10-11 классы) ступени образования важнейшими предпосылками успешного обучения и развития становятся ориентированность старших школьников на осознанный выбор профессии и личностное самоопределение, на осознание личностной значимости учебно-познавательной деятельности, и овладение умением успешного сотрудничества со взрослыми (родителями и педагогами) и сверстниками; ценностно-смысловые установки, способствующие процессу самореализации. Психологическая устойчивость старшеклассника защищает его личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности и адаптации, особенно в связи с переходом в профильные классы.

Как правило, профильный класс, - это новый коллектив; встреча с новыми педагогами, освоение усложненной учебной программы. Новая образовательная среда, таким образом, влияет на самооценку, стрессоустойчивость, стремление к успеху и на другие факторы психологической устойчивости личности старшеклассника [10].

Образовательную среду В.А. Ясвин определяет как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, рассматривая при этом данное понятие как родовое для понятий «семейная среда», «школьная среда» и т. п. [11. С. 14].

По мнению В.А. Ясвина, среда должна рассматриваться как категория, характеризующая развитие ребенка, что определяет ее целевое и функциональное назначение в контексте предметности культуры общества. Также ученый вводит понятие «локальная образовательная среда» как функциональное и пространственное объединение субъектов образования, между которыми устанавливаются тесные разноплановые групповые контакты. Такое понимание образовательной среды включает возможности проявления личностью активности, участия в создании и изменении самой образовательной среды, продуктом которой эта личность является. Интегративный критерий качества развивающей образовательной среды - способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития [11. С. 14].

Термин образовательная среда можно понимать многозначно. Она начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить - и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения [7. С. 181].

Нами был разработан тест «Определение психологической устойчивости личности» для учащихся старших классов. Методика прошла психометрический анализ и была стандартизирована [8. С. 1438-1440].

Задания методики составлены на основе теоретического анализа конструкта «психологическая устойчивость личности» и опроса испытуемых (старшеклассники описывали данное понятие). Далее мы выделили структурные компоненты психологической устойчивости личности: когнитивный, во-

2015. Т. 25, вып. 3

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

левой, поведенческий. Определили содержательные характеристики выделенных компонентов (опираясь на научные источники и данные опроса испытуемых). Компоненты психологической устойчивости легли в основу теста.

Содержание этих структурных компонентов следующее. Когнитивный компонент включает в себя понимание и принятие себя, а также своего окружения в образовательной среде; соотнесенность представлений о прогнозируемых возможностях с наличным потенциалом; волевой компонент - стабильность, стойкость, сопротивляемость, уравновешенность, эмоциональная гибкость, способность к личностному росту; поведенческий компонент - умение саморегулировать и самоорганизовать свое поведение в различных стрессовых ситуациях, ориентироваться на конструктивное общение в повседневной жизни и деятельности, создавать и поддерживать благоприятные межличностные отношения, разрешать внутриличностные конфликты.

При отборе пунктов (заданий) методики учитывались индекс эффективности и показатель дис-криминативности пункта. Индекс эффективности определялся делением количества учащихся, давших «ключевой» ответ, на их общее количество. Показатель дискриминативности вычислялся как коэффициент корреляции каждого задания методики с общим баллом методики. Показатель дискри-минативности задания методики показывает его релевантность измеряемому показателю (психологической устойчивости личности). Для вычисления коэффициента корреляции использовался критерий г^-Спирмена. Все значения коэффициентов корреляции заданий методики с итоговым баллом положительны, статистически значимы (р < 0,01) и находятся в интервале от 0,23 до 0,58. Это показывает высокую дискриминативность заданий методики.

Методика является валидной. Валидность теста - это степень соответствия теста предмету измерения, то есть своему предназначению. Валидность теста основывается как на теории, так и на данных эмпирического исследования. К основным видам валидности относят содержательную и кон-структную [4].

Содержательная валидность теста - это степень совпадения между реальным содержанием (заданиями) теста и содержанием, которое характеризует заданный конструкт. Содержательная валид-ность доказывалась следующим образом. Группе экспертов из 5 человек было предложено оценить соответствие заданий методики измеряемому конструкту по пятибалльной шкале, где 1 - задание полностью не соответствует измеряемому конструкту; 2 - не совсем соответствует; 3 - может быть отнесено к конструкту; 4 - скорее всего соответствует; 5 - полностью соответствует. В качестве экспертов выступили специалисты по психодиагностике, преподаватели психологии вуза.

Конструктная валидность отражает степень репрезентации исследуемого конструкта в результатах теста и определяет область теоретической структуры явлений, измеряемых тестом.

Для выявления конструктной валидности мы применили тест «Диагностика социально-психологической адаптации» К. Роджерса и Р. Даймонда, теоретически связанный с конструктом «психологическая устойчивость личности». Взаимосвязь определялась по критерию линейной корреляции Пирсона. Выявлена положительная значимая корреляция, г = 0,36 (р < 0,01). Данная взаимосвязь является прямой, явно выраженной и отражает высокую степень близости психологической устойчивости личности с адаптацией.

Результаты исследования позволяют считать, что разработанный тест психологической устойчивости личности является валидным.

Надежность теста характеризует его качество. Тест считается надежным, если при повторном тестировании он позволяет получать для каждого обследуемого одни и те же показатели. Надежность теста определялась путем воспроизводимости результатов тестирования и их точности [2, С. 126].

Ниже приводится результат оценивания надежности методики методом внутренней согласованности. Для этого был рассчитан коэффициент надежности альфа Кронбаха:

k

а = г =-

k -1

( Л 2^ Ъ Sг

1 - ' =1

где к - общее количество заданий (пунктов) теста; S2 - дисперсия первичных баллов опросника; £2- дисперсия первичных баллов по пункту i.

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

2015. Т. 25, вып. 3

Вычисление этого показателя осуществлялось в статистическом пакете SPSS 15. Полученное значение альфа Кронбаха = 0,573.

Следовательно, избранная методика обладает высокой надежностью, так как полученное значение альфа Кронбаха входит в интервал от 0,5 до 1.

Мы не проверяли тест на ретестовую надежность (она нужна для оценки риска воздействия ошибок, которые могут повлиять на результат тестирования), потому что основное условие ее проведения - это оптимальный выбор временного диапазона, чтобы выявить незначимость произошедших изменений. Повторное тестирование проводилось нами уже в конце учебного года, а при большом временном разрыве не может быть адекватных результатов [4].

Стандартизация методики и определение групповых норм осуществлялись на выборке учащихся 10-х и 11-х классов, объем выборки - 257 старшеклассников.

Проверка соответствия эмпирического распределения нормальному распределению проводилась по критерию X Колмогорова-Смирнова. Выявлено, что эмпирическое распределение результатов обследования по авторской методике не отличается от нормального распределения, X = 2,061, р < 0,05. Это позволяет осуществить стандартизацию методики и выделить групповые нормы.

Выявлено, что среднее значение психологической устойчивости личности равно 10,2 балла, стандартное отклонение - 2,2.

На основе правила трех сигм выделили групповые нормы для старшеклассников. Статистической норме соответствует интервал [хсреднее ± а]. Итак:

От 12,5-15 - высокий уровень ОПУЛ.

8,0-12,5 - средний уровень ОПУЛ.

0-8,0 - низкий уровень ОПУЛ.

Шкала высокого и среднего уровней психологической устойчивости личности является нормой, а низкая показывает отклонения в психологической устойчивости личности.

Старшеклассники с высоким уровнем психологической устойчивости личности при достижении целей адекватно оценивают свои возможности, характер, темперамент; знают, чего хотят и какие ресурсы необходимы им, чтобы оставаться психологически устойчивой личностью. Они уравновешенны, стойко преодолевают трудности, отличаются стабильным настроением и способностью к регуляции поведения в экстремальных ситуациях, проявляют высокую социальную активность, обладают высокой работоспособностью, успешно разрешают межличностные конфликты.

Старшеклассники со средним уровнем психологической устойчивости личности недооценивают свои возможности при достижении целей, но имеют представление об особенностях своего характера и темперамента (хотя и не всегда объективное), обладают потенциалом психологической устойчивости, однако часто не знают, что необходимо сделать, чтобы эту устойчивость проявить. Не вполне уравновешенны, иногда не в силах преодолеть возникающие трудности, плохое настроение; не в полной мере способны регулировать свое поведение в нестандартных ситуациях. Разрешение межличностных конфликтов у таких старшеклассников иногда носит деструктивный характер.

Старшеклассники с низким уровнем психологической устойчивости при достижении целей часто завышают свои возможности, у них нет объективной оценки своего характера и темперамента; они плохо ориентируются в ситуациях, требующих проявления психологической устойчивости личности. Не уравновешенны, часто бывают в плохом настроении, не способны регулировать свое поведение в экстремальных ситуациях, проявляют низкую социальную активность и работоспособность, не умеют разрешать межличностные конфликты.

Представленные нами результаты исследования психометрических показателей теста позволяют заключить, что тест «Определение психологической устойчивости личности» для учащихся старших классов (В.М. Минияров, К.А. Шиняев) точно измеряет те структурные компоненты психологической устойчивости личности, которые были положены в основу теста, то есть он является валидным и надежным.

Далее при помощи разработанного нами опросника было проведено эмпирическое исследование психологической устойчивости старшеклассников, перешедших в профильные классы (см. табл.).

2015. Т. 25, вып. 3

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Уровни психологической устойчивости старшеклассников в начале и в конце учебного года (группы с постоянным и сборным составом учащихся)

Уровень психологической устойчивости личности (в %) Сборный состав учащихся Постоянный состав учащихся

в нач. уч.г. в конце уч.г. в нач. уч.г. в конце уч.г.

Высокий 44,4 38,9 62,3 54,7

Средний 55,6 61,1 34 35,8

Низкий 0 0 3,9 9,5

Из таблицы видно, что высокий уровень психологической устойчивости в обеих группах к концу учебного года имеет тенденцию к понижению (44,4 % и 38,9 %; 62,3 % и 54,7 %). Однако в группе со сборным составом учащихся эта тенденция выражена в меньшей степени, вероятно, потому, что к концу учебного года по разным причинам в группах снижается интерес к учебе. В группе с постоянным составом учащихся отсутствует мотивация к достижению высоких результатов, они ориентированы на другие ценности. Несмотря на то, что мотивация достижения высоких результатов в группе со сборным составом учащихся выражена в достаточной степени, к концу учебного года, в силу чрезмерной учебной нагрузки и боязни не оправдать ожиданий родителей и педагогов, они в эмоциональном плане не выдержали предъявленных требований. Показатели среднего уровня психологической устойчивости в обеих выборках значимо не изменились, низкий уровень психологической устойчивости в сборном классе не представлен вовсе, тогда как в классе с постоянным составом учащихся он повысился.

Подводя итог сравнению выраженности психологической устойчивости между выборками в начале и в конце учебного года, констатируем, что в выборке с постоянным составом учащихся к окончанию учебного года уровень психологической устойчивости понижается, а в выборке со сборным составом учащихся - значимо повышается. Это свидетельствует о том, что в одном случае отсутствует тенденция к повышению психологической устойчивости (так как учащихся в большей степени интересуют взаимоотношения с одноклассниками), а в другом (там, где есть стремление к власти и достижению успеха), эта тенденция явно выражена.

Таким образом, с помощью эмпирических данных нам удалось подтвердить теоретическое положение о том, что психолого-педагогические факторы психологической устойчивости личности старшеклассников профильных классов значимо отличаются от таковой у учащихся классов с постоянным составом. Если в классе с постоянным составом в начале учебного года психологическая устойчивость выше, чем у учащихся профильных классов, то к концу учебного года ситуация меняется. В классе с постоянным составом учащихся психологическая устойчивость понижается, а в профильном мы наблюдаем тенденцию к ее повышению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. 11-е изд., перераб. и доп. М.: Русский язык, 2001. 568 с.

2. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика: учеб. пособие. М.: Изд-во УРАО, 1997. С. 126.

3. Дарвиш О.Б. Психологическая устойчивость как базовая характеристика личности // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 7. С. 362-370.

4. Крокер Л., Алгина Дж. Введение в классическую и современную теорию тестов. М.: Логос, 2012. 668 с.

5. Левшунова Ж.А. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и психологического благополучия у старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 34. С. 78-82.

6. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / под общ. ред. Д.И. Фельдштейна. 2-е изд., доп. М.: Ин-т практической психологии, 1996. 304 с.

7. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М.: Инноватор-БЕМЫБТТ COLLEGE-М, 1997.

С. 177-185.

8. Шиняев К.А. Особенности психологической устойчивости личности учащегося в образовательной среде как основа для разработки теста психологической устойчивости личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13, № 2 (6). С. 1438-1440.

9. Шиняев К.А. Психолого-педагогические факторы психологической устойчивости личности старшеклассника: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2015. 182 с.

Психологическая устойчивость личности старшеклассника... 35

ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2015. Т. 25, вып. 3

10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.

11. Ясвин В.А. Векторная модель школьной среды // Директор школы. 1998. № 6. С. 13-22.

Поступила в редакцию 06.08.15

L. G. Dmitrieva, V.M. Miniyarov, K.A. Shinyaev

PSYCHOLOGICAL STABILITY OF PERSONALITY OF A HIGH SCHOOLER STUDYING IN A PROFILE CLASS

The article provides a theoretical analysis of the problem of psychological stability of personality of a high schooler, which is related to the necessity of adaptation to new conditions of the educational environment of a profile class. A student meets new teachers, masters advanced curriculum. This has an impact on self-esteem, resistance to stress and other factors of psychological stability of personality. In order to identify the features of the process of adaptation of students to a profile class, a test "Definition of psychological stability of personality" was designed for high school students. We checked this test for validity and reliability. The test questions are based on the theoretical analysis of the construct "psychological stability of personality" and questioning the subjects. The structural components (cognitive, volitional, behavioral) are revealed, the characteristics of the scales (levels) of psychological stability of personality of high school students is described. The article also gives a detailed analysis of the results obtained during the test.

Keywords: psychological stability of personality of a high schooler, factors of psychological stability of personality, validity and reliability of a test, profile classes, educational environment.

Дмитриева Людмила Геннадьевна,

доктор психологических наук, профессор, заведующая

кафедрой психологии образования и развития

ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» 450000, Россия, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, 3а (корп. 2)

E-mail: [email protected]

Минияров Валерий Максимович,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий

кафедрой возрастной и педагогической психологии

ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» 443099, Россия, г. Самара, ул. М. Горького, 65/67 E-mail: [email protected]

Шиняев Клим Александрович, ассистент кафедры психологии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НОУ ВПО «Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия» 450092, Россия, г. Уфа, просп. Октября, 71/3 E-mail: [email protected]

Dmitrieva L.G.,

Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of psychology of education and development

Bashkir State Pedagogical University

450000, Russia, Ufa, Octyabr'skoy revolutsii st., 3A/2

E-mail: [email protected]

Miniyarov V.M., Doctor of Pedagogy, Professor, Head of Department of age and pedagogical psychology

Volga State Social and Humanitarian Academy 443099, Russia, Samara, M. Gorkogo st., 65/67 E-mail: [email protected]

Shinyaev K.A.,

assistant at Department of psychology

East Academy of the Humanities, Economics and Law 450092, Russia, Ufa, prosp. Oktyabrya, 71/3 E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.