Научная статья на тему 'Определение ведущего элемента структуры психологической безопасности личности первоклассников'

Определение ведущего элемента структуры психологической безопасности личности первоклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
149
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / PSYCHOLOGICAL SECURITY OF PERSONALITY / УСТОЙЧИВОСТЬ / STABILITY / СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ / RESISTANCE / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / RESILIENCE / ПЕРВОКЛАССНИКИ / FIRST-GRADERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костина Любовь Михайловна

В современных научных исследованиях проблеме психологической безопасности личности обучающихся уделяется большое внимание. В данной статье представлены результаты экспериментального изучения взаимосвязи характеристик психологической безопасности личности учащихся первых классов. Были использованы методы изучения устойчивости, сопротивляемости, переживания защищенности и эффективности деятельности, как показателей психологической безопасности, а также методы статистической обработки данных. Результаты выявления ведущего элемента психологической безопасности личности первоклассников позволяют говорить о тревожности, как показателе переживания защищенности/незащищенности в структуре психологической безопасности личности обучающегося на начальном этапе непрерывного образования. Полученные данные могут быть использованы в практике работы психолога при составлении программ психологического сопровождения учащихся на разных этапах непрерывного образования с целью превентивной психологической помощи детям в период перехода на следующую ступень образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DETERMINATION LEADING ELEMENT STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON OF FIRST-GRADERS

In modern psychological research studying the issue of security of the person is paid a lot of attention. This article presents the results of an experimental study of the relationship characteristics of the psychological security of the person of students of the first classes. methods of studying stability, resistance were used, feelings of security and performance as psychological safety performance, as well as statistical treatment. The results identify the leading element of psychological safety of the person first graders allow talk about anxiety, as an indicator of experience of security / insecurity in the structure of the psychological security of the individual learner at the initial stage of continuing education. The data obtained can be used in the practice of the psychologist in the preparation of programs of psychological support of students at different stages of continuous education for preventive psychological assistance to children in the transition to the next stage of education.

Текст научной работы на тему «Определение ведущего элемента структуры психологической безопасности личности первоклассников»

Костина Любовь Михайловна

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА СТРУКТУРЫ ..

психологические науки

УДК 159.9.07

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА СТРУКТУРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

© 2016

Костина Любовь Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология и педагогика семьи» Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,

Санкт-Петербург (Россия)

Аннотация. В современных научных исследованиях проблеме психологической безопасности личности обучающихся уделяется большое внимание. В данной статье представлены результаты экспериментального изучения взаимосвязи характеристик психологической безопасности личности учащихся первых классов. Были использованы методы изучения устойчивости, сопротивляемости, переживания защищенности и эффективности деятельности, как показателей психологической безопасности, а также методы статистической обработки данных. Результаты выявления ведущего элемента психологической безопасности личности первоклассников позволяют говорить о тревожности, как показателе переживания защищенности/незащищенности в структуре психологической безопасности личности обучающегося на начальном этапе непрерывного образования... Полученные данные могут быть использованы в практике работы психолога при составлении программ психологического сопровождения учащихся на разных этапах непрерывного образования с целью превентивной психологической помощи детям в период перехода на следующую ступень образования.

Ключевые слова: психологическая безопасность личности, устойчивость, сопротивляемость, жизнестойкость, первоклассники.

DETERMINATION LEADING ELEMENT STRUCTURE OF PSYCHOLOGICAL SECURITY OF THE PERSON OF FIRST-GRADERS

© 2016

Kostina Liubov Mikchailovna, candidate of psychological science associate professor of the chair

«Psychology and Pedagogy of the family» Herzen State Pedagogical University of Russia, St.Petersburg (Russia)

Abstract. In modern psychological research studying the issue of security of the person is paid a lot of attention. This article presents the results of an experimental study of the relationship characteristics of the psychological security of the person of students of the first classes. methods of studying stability, resistance were used, feelings of security and performance as psychological safety performance, as well as statistical treatment. The results identify the leading element of psychological safety of the person first graders allow talk about anxiety, as an indicator of experience of security / insecurity in the structure of the psychological security of the individual learner at the initial stage of continuing education... The data obtained can be used in the practice of the psychologist in the preparation of programs of psychological support of students at different stages of continuous education for preventive psychological assistance to children in the transition to the next stage of education.

Keywords: psychological security of personality, stability, resistance, resilience, first-graders.

На современном этапе развития общества наблюдается интенсификация геополитических, экономических и социальных преобразований. В новых изменяющихся условиях особо остро встают вопросы, с одно стороны, о влиянии этих изменений на общество и каждого человека, с другой - о возможности отдельно взятой личности приспосабливаться и противостоять негативному внешнему воздействию. Отечественная система образования подвергается интенсивной модернизации, в связи с чем, актуальна проблема достижения максимального эффекта в уровне образования ребенка в условиях его полной психологической безопасности. Исследования данной проблемы получают все большее распространение (И.А. Баева, М.Р. Битянова, Н.В. Груздева, Г.А. Мкртычан, В.И. Панов и др.). Вместе с тем, наблюдается расхождение в трактовке самого понятия «психологическая безопасность». В отдельных работах оно обозначается как качество какой-либо системы, определяющее ее возможность и способность к самосохранению, в других - система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних угроз. Общим мнением можно признать то, что безопасность направлена на сохранение системы, на обеспечение ее нормального функционирования. В более ранних работах мы описывали специфику психологической безопасности личности обучающихся на разных этапах адаптации к образовательному процессу [например, 1-4].

В качестве структурных компонентов психологической безопасности личности обучающихся были выделены: устойчивость, сопротивляемость, переживание защищенности, эффективность деятельности [5]. Приоритетной задачей прикладных исследований на современном этапе становится поиск наиболее эффективных механизмов психологической помощи обучающим-

ся в период адаптации на разных ступенях образования. На решение данного вопроса, то есть на поиск ведущего элемента психологической безопасности личности учащихся, как «мишени» дальнейшего психологического воздействия, и направлено данное экспериментальное исследование.

Целью исследования стало выявление ведущего элемента структуры психологической безопасности личности первоклассников на начальном этапе непрерывного образования.

Характеристика выборки: в работе приняли участие 482 ученика первых классов общеобразовательных школ г. Санкт-Петербург.

Методы исследования компонентов психологической безопасности личности первоклассников: Методика «Нерешаемая задача» (Н.И. Александрова, Т.И. Шульга), Методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн), Методика «Если бы я был волшебником», Методика на изучение эмоциональных проявлений детей А.Д.Кошелевой, Беседа «Мое будущее», Методика «Сюжетные картинки», «Цвето-рисуночный тест диагностики психических состояний младших школьников» (А.О.Прохоров, Г.Н.Генинг), «Детский вариант шкалы явной тревожности (CMAS)», адаптированная А.М.Прихожан, анализ документации.

Метод корреляции рангов по Спирмэну использовался для определения связей между показателями структурных компонентов психологической безопасности личности обучающихся на начальном этапе непрерывного образования. По критерию Ливиня определялась статистически достоверное равенства дисперсий, а по критерию Колмогорова-Смирнова - нормальность распределения.

Далее в работе остановимся более подробно на конкретных эмпирических результатах исследования.

психологические науки

Костина Любовь Михайловна ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ЭЛЕМЕНТА СТРУКТУРЫ ...

На первом этапе работы рассмотрим данные изучения структурных компонентов психологической безопасности личности первоклассников.

При изучении устойчивости были получены данные исследования, которые позволяют говорить о преобладании у первоклассников более высоких результатов по показателям самооценки и межличностных отношений. Такие показатели устойчивости как самоконтроль и направленность находятся в нижней границе средних значений. Данные изучения сопротивляемости позволяют говорить о наличии у младших школьников по всем показателям сопротивляемости значений среднего уровня. При этом в наименьшей степени проявляется уровень эмоциональности, склонности к эмпатии. Ближе к высоким значениям был получены результаты по показателю вовлеченность, наличие жизненных целей. Результаты определения такого компонента психологической безопасности личности как переживание защищенности, выраженном в эмоциональных состояниях и тревожности позволяют констатировать преобладание у первоклассников показателей позитивных эмоциональных состояний и выше среднего уровня тревожности. Данные полученные в ходе изучения эффективности деятельности демонстрируют преобладание в показателях успеваемости первоклассников значений высокого и выше среднего уровня.

На следующем этапе работы определялся ведущий элемент структуры психологической безопасности личности учащихся первых классов. Для этого был осуществлен корреляционный анализ компонентов психологической безопасности личности первоклассников на начальном уровне непрерывного образования.

Опираясь на результаты анализа корреляционных связей структурных компонентов психологической безопасности личности, была построена корреляционная плеяда, наглядно демонстрирующая наличие ведущего компонент в структуре психологической безопасности личности первоклассников.

При анализе выявленной плеяды показателей можно отметить следующее. Во-первых, отмечаются достаточно тесные связи между основными структурными компонентами психологической безопасности личности первоклассников. На высоком уровне достоверности (р<0,001) определяется зависимость устойчивости и сопротивляемости и на достаточно высоком (р<0,01) между эффективностью деятельности с компонентами «устойчивость» и «сопротивляемость». Данный факт говорит о тесной взаимосвязи компонентов психологической безопасности личности первоклассников. Наиболее значимая связь наблюдается в триаде «устойчивость - сопротивляемость - защищенность». Несколько менее значимы связи с успеваемостью, как проявлением эффективности деятельности учеников первого класса. Подобный результат может быть объяснен отсутствием реального оценивания результатов деятельности в период начала обучения детей в первых классах, что существенно снижает значимость оценки и ее влияние на эмоциональные, когнитивные и поведенческие проявления личности в данный период.

Во-вторых, и что наиболее важно в плане нашего исследования, особое место в структуре показателей занимает «защищенность/незащищенность». На высоком уровне достоверности (р< 0,001) особенно прочная связь определяется между данным и остальными компонентами структуры психологической безопасности личности, а именно: устойчивостью, сопротивляемостью и эффективностью деятельности. Это значит, что изменение одного из показателей компонента защищенности влечет за собой изменение в других показателях компонентов психологической безопасности личности первоклассников.

Исходя из результата существования зависимости между можно сделать вывод о защищенности, как ведущем компоненте в структуре психологической безопасности личности обучающихся на начальном этапе непрерывного образования.

Далее был проведен корреляционный анализ связей всех показателей структурных компонентов психологической безопасности личности обучающихся. Для эмпирического определения ведущего элемента психологической безопасности личности первоклассников и ввиду большого количества полученных данных был применен факторный анализ. Нам удалось подтвердить комплексные факторы, которые объясняют связи между переменными, определяющими психологическую безопасность личности первоклассников.

В первом факторе определен обобщенный конструкт умение устанавливать межличностные отношения, коммуникативность (0,631), уверенность в своих силах, самооценка (0,625), смысложизненные ориентации (0,532), самоконтроль (0,533). Такое сочетание перечисленных признаков в полной мере характеризуют устойчивость как структурный компонент психологической безопасности личности первоклассников.

Второй фактор включил конструкт вовлеченность (0,653) наличие представлений о конструктивном поведении и опыта решения проблем (0,644), эмоциональность, склонность к эмпатии (0,552). В целом ориентация на взаимодействие, вовлеченность и эмпатия определяет фактор сопротивляемости (жизнестойкости).

В третий фактор был определен конструкт с наибольшим весом - тревожность (0,877), позитивные/ негативные психические состояния (0,592). Данные характеристики определяют эмоционально-личностные проявления и переживание защищенности/незащищенности личности.

В четвертом факторе выявлен конструкт успеваемость (0,577), как компонент эффективности деятельности в общей структуре психологической безопасности личности первоклассников.

Подобный результат может быть подтвержден и рядом научных исследований, где в качестве фактора риска нарушения психологической безопасности личности младшего школьника отмечается высокий уровень тревожности.

Таким образом, результаты анализа корреляционных связей и проведенного факторного анализа позволили выделить ведущий элемент психологической безопасности личности первоклассников. Ведущим элементом является уровень тревожности как показатель переживания защищенности/незащищенности в структуре психологической безопасности личности обучающегося на начальном этапе непрерывного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Костина Л.М. Стратегические направления формирования психологической безопасности личности дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013 №155 С.66-71

2. Костина Л.М. Связь ведущего элемента психологической безопасности личности (тревожности) первоклассника с показателями школьной адаптации // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 33. С. 6-12.

3. Костина Л.М. Характеристики психологической безопасности личности учащихся пятых классов // Личность как объект психологического и педагогического воздействия. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Отв. ред.: А.А. Сукиасян. Уфа, 2016. С. 138-139.

4. Костина Л.М. Структурные компоненты психологической безопасности личности десятиклассников с различным уровнем адаптации к старшей школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 124-126.

5. Костина Л.М., Хоменко И.А Продуктивная социально востребованная деятельность - основа психологической безопасности личности. // Народное образование. 2012. № 7. С. 267-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.