Научная статья на тему 'Структурные компоненты процесса формирования культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации'

Структурные компоненты процесса формирования культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРСКИХ КАДРОВ / БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИЯ / КУЛЬТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ / УЧЕБНО-ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / MILITARY EDUCATION / TRAINING OF OFFICERS / UNMANNED AVIATION / CULTURE OF PROFESSIONAL THINKING / EDUCATIONAL AND TRAINING COMPLEX / STRUCTURAL COMPONENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кораблин И.И.

В статье рассматриваются структурные компоненты культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации. Приведены результаты диагностики когнитивного, практико-ориентированного, ценностного и рефлексивного компонентов культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации. Представлены результаты внедрения в процесс обучения учебно-методического наполнения универсального учебно-тренажерного комплекса «Тренировка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE CULTURE FORMATION PROCESS PROFESSIONAL THINKING OF FUTURE OFFICERS PILOTLESS AIRCRAFT

The article considers structural components of the culture of professional thinking of future officers of unmanned aviation. The results of diagnostics of cognitive, practical-oriented, value and reflexive components of culture of professional thinking of future officers of unmanned aviation are presented. The results of introduction of the universal training and training complex "Training" into the training process are presented.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты процесса формирования культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации»



УДК 355.232.6, 355.237.3, 37.012.3

ГРНТИ 78.21.14

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИИ

И.И. КОРАБЛИН

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В статье рассматриваются структурные компоненты культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации. Приведены результаты диагностики когнитивного, практико-ориентированного, ценностного и рефлексивного компонентов культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации. Представлены результаты внедрения в процесс обучения учебно-методического наполнения универсального учебно-тренажерного комплекса «Тренировка».

Ключевые слова: военное образование, подготовка офицерских кадров, беспилотная авиация, культура профессионального мышления, учебно-тренажерный комплекс, структурные компоненты.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE CULTURE FORMATION PROCESS

PROFESSIONAL THINKING OF FUTURE OFFICERS PILOTLESS AIRCRAFT

I.I. KORABLIN

MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The article considers structural components of the culture of professional thinking of future officers of unmanned aviation. The results of diagnostics of cognitive, practical-oriented, value and reflexive components of culture of professional thinking of future officers of unmanned aviation are presented. The results of introduction of the universal training and training complex "Training" into the training process are presented.

Keywords: military education, training of officers, unmanned aviation, culture of professional thinking, educational and training complex, structural components.

Введение. Происходящие в стране и мире сложные общественно-политические и социально-экономические процессы обуславливают необходимость в постановке новых задач по развитию и модернизации системы военного образования в Российской Федерации.

Анализ научных источников в области военного образования подтверждает необходимость в повышении качества военного образования как одного из важнейших направлений деятельности в обеспечении обороноспособности нашего государства. Как справедливо отмечает В.А. Македонский, «система военного образования РФ представляет собой уникальное социальное явление мирового масштаба, именно военное образование более трех столетий назад заложило основы профессионального образования страны» [1].

Рассматривая характерные черты военного образования, А.Ф. Чубуков отмечает, что «военное образование с момента зарождения постоянно привлекает к себе внимание ученых и практиков, представителей разных отраслей знаний, социальных сфер и государственных ведомств и многим видится в качестве одного из управляемых факторов, с помощью которых можно влиять на будущее армии и государства в целом, т.е. задавать определенное направление

развитию общества, глобальным процессам, цивилизации, военному строительству» [2]. Действительно, одним из основных векторов развития военного образования является подготовка высококвалифицированных офицерских кадров, ориентированных на изучение и эксплуатацию современных образцов вооружения и военной техники.

Актуальность. Служба в Вооруженных Силах и практический опыт в подготовке офицерских кадров позволяет констатировать, что для повышения качества их подготовки необходимы такие методы и средства обучения, которые соответствуют новейшим достижениям в области вооружения. Поэтому, на сегодняшний день потребность в подготовке офицерских кадров с высоким уровнем культуры профессионального мышления является актуальной проблемой.

Нельзя не согласиться с мнением автора статьи о системе непрерывного профессионального образования военного специалиста [1] и точкой зрения ряда других исследователей в области военного образования [1, 3, 4, 5] о том, что «выход на качественно новый уровень военного образования невозможен без повышения уровня профессиональной культуры будущих офицерских кадров». Анализ исследований различных направлений в области развития профессиональной культуры позволил выявить, что данный феномен неразрывно связан как с общей культурой в целом, так и с формированием культуры профессионального мышления будущих офицеров, а в контексте данного исследования, в подготовке офицеров в области беспилотной авиации. На сегодняшний день совершенствованию применения беспилотной авиации в Министерстве обороны РФ уделяется пристальное внимание. С увеличением задач по воздушной разведке, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведению войсковых испытаний комплексов с беспилотными летательными аппаратами до их принятия на вооружение остро стоит вопрос о подготовке грамотных операторов, способных к качественному выполнению служебной и военно-профессиональной деятельности по предназначению.

С целью более глубокого научного осмысления проблемы формирования культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации и выделения ее структурных компонентов обратимся к понятию «профессиональное мышление». Важным компонентом операциональной сферы сознания высококлассного специалиста можно считать его профессиональное мышление, использование мыслительных операций как средства осуществления качественной профессиональной деятельности. В большинстве психологических исследований профессиональное мышление рассматривается как доминирующее использование принятых в данной профессиональной области приемов решения проблемных задач, анализа профессиональных ситуаций, принятия профессиональных решений. Развитие профессионального мышления является важным компонентом процесса профессионализации будущего специалиста и достижения успеха в профессиональной деятельности. Наиболее полно профессиональное мышление может быть раскрыто через: совокупность процессов опосредованного отражения человеком его профессиональной реальности (предмета труда, задач, условий и результатов труда);

возможность получения новых знаний о трудовой деятельности и способах их преобразований; формулирование и решение предстоящих профессиональных задач;

планирование своей деятельности для достижения целей в ходе труда, выработку новых стратегий и путей профессиональной деятельности.

Развитие культуры профессионального мышления будущего специалиста неразрывно связано с развитием его как личности, так как профессионализация происходит во взаимосвязи с социализацией человека в обществе. При этом очевидно, что личностное пространство человека шире профессионального и существенно влияет на него. Личностные качества человека существенно влияют на выбор его профессии, на процесс профессиональной адаптации, поддержку профессионального мастерства и стимулируют или сдерживают профессиональное творчество. Личностные качества человека могут и препятствовать развитию

профессионального мышления. К таким качествам можно отнести - отсутствие трудолюбия, творческих способностей, побуждающих мотивов и т.п.

К личностным качествам, способствующим большему становлению и развитию профессионального мышления, можно отнести такие, как:

самооценка уровня своего профессионального мастерства; социальная ответственность за совершаемые действия; креативность (как способность находить новые решения в работе); гибкость и оперативность;

коммуникабельность и конкурентоспособность и другие.

Касаясь проблемы формирования культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации в образовательном процессе вуза военно-воздушных сил, необходимо отметить, что это сложный, длительный и многоэтапный процесс, проходящий под воздействием различных социокультурных и психических факторов в процессе всего периода подготовки к будущей профессиональной деятельности. Период учебы в вузе занимает особое место, так как именно в это время начинают формироваться основные компоненты культуры профессионального мышления будущих офицеров. Исходя из этого, формирование культуры профессионального мышления будущих офицеров является перспективным направлением современного образовательного процесса военного вуза.

Рассматривая культуру профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации, как «начальный уровень творческого овладения обучающимися профессиональной деятельностью, формирование профессионально-важных качеств личности будущего офицера, ценностных ориентаций и овладение первичной компетентностью в решении типовых профессиональных задач» [6], необходимо отметить, что процесс формирования культуры профессионального мышления у курсантов во время обучения в вузе связан с преодолением ряда теоретических и практических трудностей.

Основу учебы курсанта военного вуза должна составлять познавательная активность, осуществляемая, прежде всего, посредством мыслительных процессов. Для того, чтобы правильно учиться необходимо уметь мыслить. Целенаправленное формирование культуры профессионального мышления будущего офицера беспилотной авиации должно происходить за счет самостоятельной поисковой мыслительной работы курсанта, а также в процессе организованных и согласованных действий всех категорий образовательного процесса военного вуза - от командиров (начальников) до профессорско-преподавательского состава и направлен на решение учебных проблемных задач и знаний психологических законов мышления.

Для рассмотрения содержательной стороны культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации нам представляется возможным выделить следующие компоненты, входящие в ее структуру:

когнитивный (способность применять различные приемы решения проблемных задач; анализировать профессиональные ситуации; принимать профессиональных решений);

практико-ориентированный (умения оперировать системой специфических способов поисковой познавательной деятельности в процессе решения возникших профессиональных задач);

ценностный (обладание устойчивыми профессионально-нравственными ценностными ориентациями, стремлением к постоянному профессиональному самосовершенствованию);

рефлексивный (способность планировать, анализировать, оценивать профессиональные ситуации, профессиональные качества; самооценка, внутренний локус контроля, ответственность, гибкость, оперативность, стрессоустойчивость, личностные качества).

С целью определения сформированности компонентов культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации была проведена диагностика когнитивного компонента курсантов контрольной (КГ) и экспериментальной групп (ЭГ) по дисциплинам «Компьютерные технологии в приборостроении», «Информационно-измерительные системы

специального мониторинга» по результатам рубежного контроля и контрольных работ. Результаты диагностики сформированности когнитивного компонента на основе теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплин в КГ и ЭГ представлены в таблице 1.

Из представленной таблицы видно, что сформированность когнитивного компонента на основе теоретических знаний, полученных в ходе изучения дисциплин, в КГ и ЭГ в целом имеют достаточно высокие результаты. Результаты диагностирования показали, что при изучении дисциплины «Компьютерные технологии в приборостроении» на функциональном уровне находятся курсанты КГ с результатами 25,4 %; на функционально-творческом уровне - 54,6 %. Курсанты ЭГ имеют соответственно результаты: 17,5 % - функциональный уровень, 62 % -функционально-творческий уровень. Таким образом, на основе приобретенных теоретических знаний курсанты владеют компьютерной техникой, специализированной аппаратурой и в целом готовы к работе с информацией, получаемой из различных источников. Следовательно, курсанты как контрольной, так и экспериментальной группы на теоретическом уровне знают функциональные возможности программных сред конечного пользователя и основы технологии работы в них, освоили основы языков программирования; умеют осуществлять решение типовых расчетных задач профессиональной деятельности, используя программные средства обработки данных; а также владеют навыками работы с прикладным программным обеспечением при решении профессиональных задач.

Таблица 1 - Уровни сформированности когнитивного компонента

Дисциплина Уровни:

репродуктивный функциональный функционально -творческий

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Компьютерные технологии в приборостроении 15 % 10,5 % 25,4 % 17,5 % 54,6 % 62 %

Информационно-измерительные системы специального мониторинга 40 % 40,5 % 35,2 % 34,8 % 24,8 % 24,7 %

В ходе проведения констатирующего эксперимента было выявлено, что при изучении дисциплины «Информационно-измерительные системы специального мониторинга» курсанты, будущие офицеры беспилотной авиации испытывают определенные трудности при ее освоении. Курсанты КГ (40 % респондентов) знают основы построения информационно-измерительных систем, умеют обеспечивать безопасность информации в информационно-измерительных системах специального мониторинга; выделять сигналы контролируемых источников на фоне помех; оценивать информативные параметры регистрируемых сигналов; осуществлять идентификацию и оценивать параметры источников сигналов - 35,2 %, но наименьшие показатели у них на репродуктивно-творческом уровне - 24,8 %, что свидетельствует о том, что будущие офицеры беспилотной авиации недостаточно владеют навыками измерения (оценки) параметров источников сигналов средствами специального мониторинга и оформления результатов измерений; навыками оценки характеристик источников по информативным параметрам регистрируемых сигналов. Подобная ситуация была выявлена и в экспериментальной группе, где с повышение уровня показатели уменьшаются - 40,5 %; 34,8 %; 24,7 % соответственно.

Уровень сформированности практико-ориентированнного компонента будущих офицеров беспилотной авиации исследовался в ходе предварительного этапа практики курсантов, которая осуществляется в соответствии с учебным планом по военной специальности «Применение и эксплуатация наземных средств воздушной разведки» и имеет целью закрепление теоретических

знании и совершенствование практических навыков применения технических средств воздушной разведки, а также совершенствование военно-профессиональных навыков обработки разведывательной информации в системах воздушной разведки. На констатирующем этапе эксперимента курсантам, будущим офицерам беспилотной авиации была предложена анкета оценки уровня сформированности практических умений и навыков, разработанная автором совместно с доктором технических наук, доцентом полковником И.Н. Ищуком. Анкета была разработана согласно концепции Т.В. Кудрявцева по профессиональному становлению личности с учетом профессиональных намерений обучающихся; подготовки к будущей профессиональной деятельности; процесса вступления в профессию; самореализации личности в профессиональном труде [7].

В ходе эксперимента и в соответствие с учебным планом практика осуществлялась по тем же дисциплинам, по которым определялся уровень сформированности когнитивного компонента. В последующем, курсанты контрольной группы закрепляли знания и приобретали (совершенствовали) практические умения и навыки без применения унифицированного учебно-тренажерного комплекса (УУТК), а курсанты, будущие офицеры беспилотной авиации осуществляли практику с применением тренажерного комплекса «Тренировка».

Для выявления уровня сформированности ценностного компонента, а именно определения ценностных ориентаций будущих офицеров беспилотной авиации быта применена методика исследования ценностных ориентаций по М. Рокичу, на основе ранжирования списка ценностей [8]. Согласно данной методике, основанной на прямом ранжировании списка ценностей, М. Рокич выделяет два вида ценностей, к которым он относит «терминальные и инструментальные ценности».

Анкетирование носило анонимный характер, перед его проведением с курсантами быта проведена беседа, разъяснялись цели и задачи мониторинга. Было уточнено, что исследование проводилось исключительно в научных целях, и полученные данные будут использованы лишь в обобщенном виде. Результаты анализа полученных данных, способствовали разработке алгоритма повышения уровня ценностных ориентаций в процессе формирования культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации.

В ходе констатирующего этапа эксперимента был проведен сравнительный анализ ценностной значимости культуры профессионального мышления курсантов, будущих офицеров беспилотной авиации. Из 119 курсантов, принимающих участие в экспериментальном исследовании, важность формирования культуры профессионального мышления рассматривают с точки зрения значимости на период учебы: 44 % респондентов КГ и 51 % участников ЭГ, а в будущей профессиональной деятельности: 56 % - ЭГ; 49 % - КГ.

Так, 37 % курсантов ЭГ и 40 % испытуемых КГ ответили, что их выбор обусловлен интересом к данной профессии, ее востребованностью или перспективностью (рисунок 1).

Большинство курсантов выбрали данную профессию сознательно, руководствуясь своими убеждениями. Оставшиеся пошли учиться «случайно», «так получилось», «вместе с другом», «по совету родителей» и т.д.

Среди полученных данных лишь незначительная часть курсантов, не слишком оптимистично воспринимают свою будущую профессиональную деятельность, так как показывают некоторую инфантильность, сосредоточенность на переживаниях актуальных событий, неконкретностью и нереалистичностью перспективы будущей службы. Проведенное исследование показало, что они не удовлетворены сделанным профессиональным выбором и отличаются склонностью откладывать размышления о дальнейших планах.

При определении рефлексивного компонента курсантов, как структурного компонента культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации, была разработана анкета на основе диагностики уровня развития рефлексивности по опроснику Карпова А.В. При проведении констатирующего этапа эксперимента был получен первичный материал, необходимый для организации следующего, формирующего этапа эксперимента.

Рисунок 1 - Мотивы выбора профессии будущего офицера беспилотной авиации

Целенаправленного формирования компонентов культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации не осуществлялось. Объясняется это тем, что подготовка специалистов в данной области в Вооруженных Силах РФ является новаторской. Единого подхода к решению данной задачи не выработано. Об этом же свидетельствуют результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава факультета беспилотной авиации ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронежа. В ходе анкетирования установлено, что комплексная работа по формированию структурных компонентов культуры профессионального мышления будущих специалистов беспилотной авиации не велась.

Полученные по итогам констатирующего эксперимента результаты, были обобщены и переведены в процентное соотношение, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты констатирующего этапа эксперимента

Уровни Компоненты:

когнитивный практико-ориентированный ценностный рефлексивный

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

репродуктивный 22,7 % 20,7 % 30,7 % 29,7 % 19,1 % 20,5 % 18,7 % 19,3 %

функциональный 33,1 % 33,0 % 15,3 % 14,4 % 10,6 % 10,1 % 8,5 % 8,6 %

функционально -творческий 23,9 % 24,0 % 14,7 % 14,6 % 10,1 % 9,1 % 7,7 % 7,8 %

Второй этап исследования - формирующий этап, включал реализацию структурно-функциональной модели процесса формирования культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации в экспериментальной группе.

Основными направлениями формирующей деятельности на данном этапе стали: осуществление экспериментальной проверки эффективности педагогического обеспечения формирования культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации на основе разработанной модели; внедрение унифицированного учебно-тренажерного комплекса «Тренировка» с целью формирования культуры профессионального мышления будущих военных офицеров беспилотной авиации.

В ходе формирующего этапа эксперимента проводились наблюдения, беседы, анкетные опросы, экспертные оценки, создание специальных профессиональных ситуаций на основе УУТК «Тренировка» и др. Формирующий этап работы проводился в течение двух лет (3-4 курсы), в ходе обучения будущих военных специалистов беспилотной авиации. В экспериментальной группе учебный процесс строился посредством внедрения тренажерного комплекса УУТК «Тренировка». По мере овладения курсантами теоретическими знаниями каждый последующий вид задания усложнялся, что в свою очередь способствовало формированию и развитию культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации.

Проведенная работа способствовала заметному росту эффективности формирования культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации. Количественные показатели представлены ниже (таблица 3).

Таблица 3 - Динамика изменения показателей сформированности культуры профессионального мышления будущих офицеров в процессе формирующего эксперимента

№ п/п Показатели критериев Первичный замер Промежуточный замер Итоговый замер

КГ ЭГ КГ ЭГ КГ ЭГ

Когнитивный компонент

1 Степень усвоения теоретического материала на основе приемов решения проблемных задач 28 % 28 % 28 % 35 % 30 % 75 %

Практико-ориенти юванный

2 Наличие умений пошаговой отработки операций будущей профессиональной деятельности 29 % 29 % 30 % 48 % 31 % 78 %

Ценностный компонент

3 Наличие навыков самостоятельного решения задач по боевому применению комплекса с беспилотными летательными аппаратами 30 % 30 % 30 % 57 % 29 % 81 %

Рефлексивный компонент

4 Наличие способности анализа собственной деятельности 32 % 32 % 32 % 60 % 33 % 85 %

Формирование культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации на формирующем этапе эксперимента (на основе УУТК «Тренировка») в учебном процессе вуза военно-воздушных сил было направлено на усвоение теоретического материала на основе приемов решения проблемных задач, развитию умений пошаговой отработки операций будущей профессиональной деятельности, навыков самостоятельного решения задач по боевому применению комплекса с беспилотными летательными аппаратами, способности анализа собственной деятельности и др.

Следует отметить, что в процессе эксперимента отмечалось значительное возрастание интереса курсантов к решению предлагаемых задач, так как они были построены на основе

УУТК «Тренировка» с учетом максимальной приближенности к реалиям сферы управления полетом.

Одной из целей в процессе формирования культуры профессионального мышления будущих офицеров беспилотной авиации являлась и активизация их самостоятельной познавательной деятельности. Курсанты включались в процессе работы с УУТК «Тренировка» в самостоятельную работу по поиску информации, ее анализу, синтезу, обобщению и коллективному обсуждению. Такая работа способствовала подготовке курсантов к реальной профессиональной деятельности в области беспилотных летательных аппаратов в современных условиях. Результатом работы курсантов были рефераты, доклады, исследовательские проекты.

Выводы. Следует отметить, что проведенное опытно-экспериментальное исследование показало, в процессе формирования культуры профессионального мышления важное значение приобретают такие компоненты как: когнитивный, практико-ориентировнный, ценностный и рефлексивный. Представленные компоненты способствуют развитию у обучающихся ответственности за результаты своего труда, формируют устойчивые профессионально-нравственные ценностные ориентации, стремление к постоянному профессиональному самосовершенствованию и росту. Использование учебно-методического наполнения универсального учебно-тренажерного комплекса «Тренировка» пробудили интерес обучающихся к содержанию изучаемого материала и мотивировали курсантов на сознательное освоение культуры профессионального мышления. Методы и приемы культурологического, компетентностного, контекстного, технологического и структурно-функционального подходов, используемых в ходе эксперимента, качественно улучшили уровневые показатели структурных компонентов культуры профессионального мышления.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Македонский В.А. Система непрерывного профессионального образования военного специалиста в современных условиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 3 (47). С. 263-266.

2. Чубуков А.Ф. Современное военное образование России: характерные черты, тенденции и закономерности развития // Вестник Башкирского университета. 2009. Т. 14. № 4. С. 1557-1561.

3. Ковалевский В.Ф. Профессиональная культура офицера // Военная мысль. 1990. № 6. С. 52-61.

4. Жуковский В.П. Военное образование в России: преемственность, опыт, традиции: Монография. Саратов: Саратов, гос. техн. ун-т, 1999. 255 с.

5. Иванов В.П. Формирование личности офицера: Монография. М.: Воениздат, 1986. 160 с.

6. Ларина Т.В., Кораблин И.И. Сущность и специфика профессиональной культуры будущих военных специалистов беспилотной авиации // Научный журнал «Мир науки, культуры, образования». 2018. № 6 (73). С. 67-69.

7. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 67-69.

8. Rokeach М. Some Unresolved Issues in Theories of Beliefs, Attitudes and Values H Nebraska Symposium on Motivation, 1979 Vol. 27: Beliefs, Attitudes and Values / ed. by H. E. Howe, Jr., M M. Page. Lincoln, NE: University of Nebraska Press. P. 261-304.

9. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учеб, пособие / Р.В. Овчарова. М: ТЦ «Сфера», 2000. 448 с.

REFERENCES

1. Makedonskij V.A. Sistema nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya voennogo specialista v sovremennyh usloviyah // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2007. № 3 (47). pp. 263-266.

2. Chubukov A.F. Sovremennoe voennoe obrazovanie Rossii: harakternye cherty, tendencii i zakonomernosti razvitiya // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2009. T. 14. № 4. pp. 1557-1561.

3. Kovalevskij V.F. Professional'naya kul'tura oficera // Voennaya mysl'. 1990. № 6. pp. 52-61.

4. Zhukovskij V.P. Voennoe obrazovanie v Rossii: preemstvennost', opyt, tradicii: Monografiya. Saratov: Saratov, gos. tehn. un-t, 1999. 255 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ivanov V.P. Formirovanie lichnosti oficera: Monografiya. M.: Voenizdat, 1986. 160 p.

6. Larina T.V., Korablin I.I. Suschnost' i specifika professional'noj kul'tury buduschih voennyh specialistov bespilotnoj aviacii // Nauchnyj zhurnal «Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya». 2018. № 6 (73). pp. 67-69.

7. Kudryavcev T.V. Psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly // Voprosy psihologii. 1981. № 2. pp. 67-69.

8. Rokeach M. Some Unresolved Issues in Theories of Beliefs, Attitudes and Values H Nebraska Symposium on Motivation, 1979 Vol. 27: Beliefs, Attitudes and Values / ed. by H. E. Howe, Jr., M.M. Page. Lincoln, NE: University of Nebraska Press. pp. 261-304.

9. Ovcharova R.V. Tehnologii prakticheskogo psihologa obrazovaniya: ucheb, posobie / R.V. Ovcharova. M: TC «Sfera», 2000. 448 p.

© Кораблин И.И., 2019

Кораблин Игорь Иванович, заместитель начальника 4 факультета (беспилотной авиации) - начальник учебной части, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.