Научная статья на тему 'Активные формы обучения курсантов в процессе формирования проектно-технологической культуры'

Активные формы обучения курсантов в процессе формирования проектно-технологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PROJECT-TECHNOLOGICAL CULTURE / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / LEARNING METHODS / ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / FORMS OF LEARNING / СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / MEANS OF EDUCATION / КУРСАНТ / ПЕДАГОГИКА / EDUCATION / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонов Игорь Анатольевич

В статье определены методы и формы активного обучения военнослужащих, обоснована мысль о необходимости формирования у будущих офицеров проектно-технолгической культуры. Проанализированы такие активные методы обучения будущих офицеров, как метод проектов, групповые обсуждения, мозговой штурм, деловые игры, ролевые игры, баскет-метод, тренинги, обучение с использованием компьютерных обучающих программ, анализ практических ситуаций, метод интерактивного взаимодействия, кейс-метод. В соответствии с теорией когнитивного развития личности выделено пять этапов формирования умственных действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Active Forms of Training Cadets in Process of Forming Design and Technological Culture

The article defines methods and forms of active training of military personnel as well as the idea of the need to develop a design and technological culture of future officers. Such active methods of training future officers as project method, group discussion, brain storming, business games, role-playing, the basket-method, training, training using computer-based training programs, analysis of practical situations, the method of interactive communication, case study are analyzed. In accordance with theory of cognitive development of personality five stages of the formation of mental actions are identified.

Текст научной работы на тему «Активные формы обучения курсантов в процессе формирования проектно-технологической культуры»

учебно-воспитательного процесса: профессорско-преподавательскому и командному составу института, практическим сотрудникам УИС, курсантам. Кроме того, необходимо создать для курсантов условия, которые будут способствовать их самостоятельной работе по формирования профессиональной коммуникативной компетенции [4, с. 96].

АННОТАЦИЯ

Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетентности курсантов в ведомственном вузе. Цель работы - определить уровень сформированности профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов ФСИН России на основе интерпретации данных констатирующего эксперимента. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической и воспитательной деятельности, анкетирование, обобщение педагогического опыта.

Ключевые слова: профессиональная коммуникативная компетенция, ведомственный вуз, курсант, анкетирование, констатирующий эксперимент.

SUMMARY

This article deals with the problem of formation of professional communicative competence of cadets in the departmental institution. The aim of this work is to determine the level of formation of professional communicative competence of cadets of universities of the Federal Penal Service on the basis of data interpretation of an experiment. For realization of research tasks the following methods of research were used: the analysis and generalization of pedagogical and educational activities, survey and the synthesis of pedagogical experience.

Key words: professional communicative competence, departmental University, cadet, questionnaire survey, ascertaining experiment.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дерябина Н. А. Развитие языковой личности студентов в процессе изучения иностранного языка в вузе: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2013. - 235 с.

2. Зорина О. С. Формирование коммуникативной компетенции будущих инженеров: дис. ... канд. пед. наук. - Нижний Новгород, 2016. - 240 с.

3. Никитина Т. В. Профессиональная коммуникативная деформация сотрудников уголовно-исполнительной системы // Юридическая психология. - 2017. - № 1.

4. Никитина Т. В., Никитин П. И. Учет специфики профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы при разработке модели подготовки выпускника юридического профиля в Пермском институте ФСИН России // Проблемы правоохранительной деятельности. - 2016. - № 3. -С. 90-96.

5. Рябухина Е. А. Моделирование дифференцированного обучения речевой деятельности в старших классах на основе компе-тентностного подхода: дис. ... д-ра пед. наук. -Москва, 2013. - 537 с.

6. Синявский В. В., Федорошин В. А. Коммуникативные и организаторские склонности [Электронный ресурс]. - URL: http://testoteka. narod.ru/lichn/1/17.html.

И. А. Сафонов

УДК 355.232.6

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ

ОБУЧЕНИЯ КУРСАНТОВ

В ПРОЦЕССЕ

ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОЕКТНО-

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Vысокие требования к профессиональной подготовке офицерского состава - залог успешного функционирования любой воен-

20///.3

ной структуры, главной составляющей которой являются специалисты с высшим профессиональным военным образованием. Качество профессиональной подготовки офицерского состава Военно-воздушных сил Российской Федерации требует освоения новых знаний и компетенций, позволяющих динамично и творчески решать профессиональные задачи, диктуемые складывающимися тактическими и оперативными условиями. Поэтому развитие проектно-технологической культуры курсантов является одним из компонентов военно-профессиональной компетентности офицера, способствующей эффективному решению служебно-боевых задач. Способствуют формированию данного типа организационной культуры активные методы обучения, поскольку позволяют получать знания, умения и навыки путем вовлечения курсантов в активную учебно-познавательную деятельность.

Целью данной статьи является анализ изучения влияния активных методов обучения на формирование проектно-технологической культуры курсантов военных вузов.

Проектно-технологическая культура представляет собой современный тип культуры организационной деятельности. На сегодняшний день ведущей формой организации деятельности, наряду с проектами, становятся технологии. Создание программ технологий, проектов становится массовым, поскольку в вооруженных силах все меняется так же стремительно, как в остальном мире. При использовании активных методов обучения происходит формирование проектно-технологиче-ской культуры.

Качество обучения курсантов зависит от качества планирования учебного процесса их подготовки; структурно-логической последовательности во взаимодействии дисциплин; методического мастерства профессорско-преподавательского состава при проведении занятий, использования ими различных методов, форм и средств обучения, контроля и анализа полученных результатов; совершенствования материально-технической базы и методических рекомендаций по проведению всех видов учебных занятий по дисциплинам военно-профессионального цикла.

Методы обучения составляют основу методической системы обучения курантов, в неразрывной связи с которыми находятся формы обучения, виды занятий и средства обучения [1; 2].

Начинающему преподавателю в начале своего карьерного роста необходимо разобраться в таких понятиях, как метод обучения и форма обучения. Под формой обучения понимается способ организации учебно-воспитательного процесса, а метод обучения лежит в основе формы, и под ним понимается способ совместной деятельности преподавателя и обучаемого, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

Формы обучения бывают конкретными (урок, самостоятельная работа, факультативные занятия, курсовые работы, консультации, дополнительные занятия, формы контроля и т. п.) и общими.

Форма обучения - это устойчивая, исторически сложившаяся и завершенная логическая организация педагогического процесса, главными свойствами которого являются систематичность и целостность, саморазвитие, личностно-деятельностный характер, постоянство состава его участников, а также наличие определенного поведения. Классификация форм обучения приведена на рисунке 1.

В военной педагогике чаще всего применяются учебно-плановые, служебно-плановые, внеслужебные и специфические формы обучения. Основу боевой и профессионально-должностной подготовки личного состава составляет учебно-плановые формы обучения, которые включают теоретические и практические занятия, практические стрельбы, полевые выходы, командно-штабные учения и т. д.

Служебно-плановые формы обучения проходят в форме парко-хозяйственных и регламентных дней в воинской части.

Внеслужебные формы обучения представляют собой военно-научные кружки, конкурсы и состязания. К специфическим формам обучения относятся конкретные занятия, характерные для каждого вида Вооруженных

Рис.1. Классификация форм обучения

сил Российской Федерации (в авиации данные формы обучения проявляются в отработке практических навыков на тренажере и в кабинах военной техники).

Формы обучения тесно взаимосвязаны с методами обучения.

Методы обучения - это упорядоченная система взаимосвязанных действий преподавателей и курсантов, включающая совокупность приемов, средств и способов предоставления новой информации, которые обеспечивают усвоение и преобразование этого материала в знания, умения и навыки, а также формирование высоких морально-психологических и боевых качеств.

Метод обучения направлен на определение цели обучения, способа усвоения информации, порядка взаимодействия субъектов обучения.

На сегодняшний день развитие проектно-технологической деятельности офицера напрямую зависит от военных вузов, в частности от их способности обучить курсантов проектным методам работы, которые способствуют формированию общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Эти компетенции лежат в основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС 3+), на которые с сентября 2011 года перешло высшее образова-

ние. Формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Особенностью современного образования становится деятельностный характер и отказ от традиционных представлений результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Главной задачей ставится развитие личности курсанта.

В портрете выпускника отражаются такие характеристики, как способность брать на себя ответственность при решении профессиональных задач и возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, саморазвитие и самообразование. Все эти качества являются ключевыми в формировании проектно-техноло-гической культуры.

Одно из возможных направлений изменения методов обучения для формирования проектно-технологической культуры - использование активных методов обучения в учебном процессе. Активные методы обучения позволяют курсантам в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного воспитания способностей курсанта и сознательного формирования у них необходимых деятельностей.

Активность курсанта на занятиях - одна из актуальных проблем в образовательной практике. Чтобы обучение проходило эффек-

20///.3 -

Рис.2. Классификация активных методов обучения.

тивно, необходимо, чтобы курсант самостоятельно открывал для себя такую часть учебного материала, какую максимально может усвоить. Включение курсантов в различные виды продуктивной деятельности развивает их творческие способности [7].

Наиболее эффективная форма обучения основывается на активном включении в соответствующее действие. Активные методы обучения можно разделить на имитационные и неимитационные. Классификация показана на рисунке 2 [4].

Рассмотрим их более подробно:

- проблемные лекции - метод обучения, при котором лекция обеспечивает самостоятельную творческую работу курсантов за счет контрольных вопросов, обсуждения рассматриваемого материала и прочего;

- мозговой штурм - метод обучения позволяющий стимулировать творческую активность курсантов и направленный на генерацию новых идей. В небольших группах курсанты для решения проблемы высказывают самые различные варианты решения. Затем

из высказанных идей выбирают наиболее подходящую для использования на практике;

- метод проектов - метод обучения, который вовлекает курсантов в детальную разработку проблемы и завершается в реальном практическом результате. Ориентирован на творческую самореализацию личности курсанта;

- групповые обсуждения - метод обучения, основанный на обсуждении проблемы в небольших группах (от 6 до 15 курсантов) для сравнения различных точек зрения и нахождения наилучшего решения данной проблемы;

- интерактивный метод взаимодействия - метод обучения, который предполагает взаимодействие курсанта и преподавателя, то есть означает диалоговую форму общения;

- деловые игры - метод обучения, при котором моделируется профессиональная деятельность военнослужащих. Способствует получению новых знаний, формированию умений, выработке навыков будущих офицеров;

- обучение с использованием компьютерных обучающих программ - метод обуче-

ния, который предполагает использование компьютерных технологий при изучении дисциплин;

- анализ практических ситуаций - метод обучения, при котором курсантами рассматривается профессиональная ситуация, при этом курсанты учатся анализировать информацию, выявлять суть проблемы, генерировать различные пути решения;

- кейс-метод - метод обучения, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций, имеющих отношение к реальным профессиональным проблемам. Применяя этот метод, преподавателю важно поставить корректно учебную задачу и подготовить «кейс» с информационным материалом, который поможет решить проблему;

- баскет-метод - метод обучения, основанный на имитации ситуаций, которые характерны профессиональной деятельности. Участвуя в них, курсант должен оперативно выполнять еще и не запланированные действия;

- тренинги - метод обучения, при котором в ходе моделирования заданных ситуаций курсанты развивают и закрепляют необходимые знания и навыки, меняется отношение к своему опыту и применяемым в работе подходам.

Данные методы помогают в формировании проектно-технологической культуры, что связано с созданием ориентировки на проект-но-технологическую деятельность, и позволяют организовать обучение будущих офицеров, основанное на теории поэтапного формирования умственных действий в проектно-технологической культуре.

Проанализировав литературу [3; 4; 5], мы пришли к выводу, что основой когнитивного развития личности является поэтапное формирование умственных действий. В соответствии с данной теорией мы выделяем следующие этапы формирования умственных действий:

Первый этап - ориентировка (формирование мотивационной основы действий). На данном этапе курсанты воспринимают информацию, создающую ориентировочную осно-

ву действий формирования проектно-техно-логической культуры, уточняются ценностные ориентиры, к которым стремится курсант.

Второй этап - усвоение с опорой на практические действия. На этом этапе происходит апробация полученной информации в практической деятельности: в процессе деловых игр, на групповых, практических и семинарских занятиях.

Третий этап - освоение без внешней опоры. На этом этапе происходит усвоение ценностно-смысловых установок курсантов, осознается значимость проектно-технологической культуры для будущей профессиональной деятельности. Формируются внутренние убеждения курсанта об организации деятельности.

Четвертый этап - действия с опорой «про себя». На данном этапе осмысление и ценностная оценка учебных профессиональных задач происходит с опорой на внутренние убеждения. Курсанты участвуют в дискуссиях, самостоятельном поиске информации в ходе тактико-военных учений.

Пятый этап - выполнение действий во внутреннем плане. Во время этого этапа происходит когнитивное закрепление, которое представляет понимание профессионального образа специалиста, которому обладание про-ектно-технологической культурой позволяет эффективно выполнять свои обязанности по должностному предназначению, а также понимание того, что проектно-технологическая культура является фактором профессионального развития.

На всех этапах предполагается использовать интерактивный метод взаимодействия, потому что он исключает доминирование одной из сторон образовательного процесса, а, следовательно, у курсантов развивается критическое мышление, они анализируют альтернативные мнения, учатся принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться друг с другом. Подробно методическое обеспечение этапов активизации умственных действий представлено в таблице 1.

Применение активных методов обучения при подготовке курсантов военных вузов способствует совершенствованию методики обу-

20///.3

Таблица 1.

Методическое обеспечение этапов активизации умственных действий

Наименование этапа Методы Средства Формы

Ориентирующая Групповые обсуждения, мозговой штурм, рассказ, показ, демонстрация наглядных пособий Мультимедийный комплекс, счетно-решающий инструмент, презентация, стенды, макеты Лекции, групповые, практические занятия

Усвоение с опорой на практические действия Баскет-метод, тренинги, обучение с использованием компьютерных обучающих программ, анализ практических ситуаций Мультимедийный комплекс, счетно- решающий инструмент, презентация, графики, таблицы, макеты Групповые, практические занятия, семинары

Освоение без внешней опоры Кейс-метод, тренинги, деловая игра, ролевая игра Учебные пособия, конспект, счетно-решающий инструмент, стенды, макеты Самостоятельная работа, консультация, дополнительные задания

Действия с опорой «про себя» Групповые обсуждения, мозговой штурм, обучение с использованием компьютерных обучающих программ Учебные пособия, конспект, счетно-решающий инструмент, стенды, макеты Самостоятельная работа, консультация, дополнительные задания

Выполнение действий во внутреннем плане Кейс-метод, тренинги, баскет-метод, интерактивный метод обучения, анализ практических ситуаций Мультимедийный комплекс, счетно-решающий инструмент, презентация, графики, таблицы, макеты, тренажер, оборудование (блоки, схемы, приборы) Военно-научный кружок, консультация, занятия на тренажере.

чения, выработке новых подходов к решению профессиональных ситуаций, развитию творческих способностей не только у курсантов, но и у преподавателей. В военном вузе создаются условия для развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в быстро меняющейся ситуации, находить свои подходы к решению проблем, что способствует формированию проектно-технологической куль-

туры. Это оказывает большое влияние на подготовку курсантов и формирует у них все необходимые знания, умения и навыки для профессиональной деятельности.

АННОТАЦИЯ

В статье определены методы и формы активного обучения военнослужащих, обоснована мысль о необходимости формирования у будущих офицеров проектно-техноло-

гической культуры. Проанализированы такие активные методы обучения будущих офицеров, как метод проектов, групповые обсуждения, мозговой штурм, деловые игры, ролевые игры, баскет-метод, тренинги, обучение с использованием компьютерных обучающих программ, анализ практических ситуаций, метод интерактивного взаимодействия, кейс-метод. В соответствии с теорией когнитивного развития личности выделено пять этапов формирования умственных действий.

Ключевые слова: проектно-технологи-ческая культура, методы обучения, формы обучения, средства обучения, курсант, педагогика.

SUMMARY

The article defines methods and forms of active training of military personnel as well as the idea of the need to develop a design and technological culture of future officers. Such active methods of training future officers as project method, group discussion, brain storming, business games, role-playing, the basket-method, training, training using computer-based training programs, analysis of practical situations, the method of interactive communication, case study are analyzed. In accordance with theory of cognitive development of personality five stages of the formation of mental actions are identified.

Key words: project-technological culture, learning methods, forms of learning, means of education, student, education.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахметшина Р. М., Кирюхина Л. Н. Технологии формирования профессиональных и общих компетенций. Образовательные технологии практико-ориентированного обучения: метод. рекомендации. - Казань: ИРО РТ, 2015. - 104 с.

2. Ефремов О. Ю. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О. Ю. Ефремова. -СПб.: Питер,2015. - 640 с.

3. Игнатьева В. Л. Учебная деятельность с точки зрения теории деятельности // Вестник МГЛУ. - 2012. - № 16 (649). - С. 63-71.

4. Петронюк И. С. Психолого-педагогические подходы к проблеме учебного познания // МНКО. - 2013. - № 2 (39). - С. 40-42.

5. Погожина И. Н. Деятельностный групповой тренинг - новый способ формирования сложных коммуникативных умений, разработанный на основе метода П. Я. Гальперина // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. - 2012. - № 4. -С. 123-132.

6. Рыжова Г. А. Развивающие возможности использования активных методов обучения в военном вузе // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 2. -С. 122-125.

7. Уварина Н. В. Ядро педагогической концепции: закономерности, принципы актуализации творческого потенциала личности учащихся в образовательном процессе // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 4 (263). - С. 34-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В. В. Валенцов

УДК 37.012.2

ИСТОРИКО-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПАТРИОТИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ

ВОЕННОСЛУЖАЩИХ-

КОНТРАКТНИКОВ

а протяжении многовековой истории развития нашего государства армейская служба являлась специфическим видом деятельности, а военнослужащий всегда притягивал внимание общества. Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.