УДК 378.1
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СЛУЖБ
А.А. Муралев
Рассмотрены перспективы и преимущества использования квазипрофессиональной деятельности в процессе обучения будущих офицеров технических служб. Раскрыто понятие квазипрофесииональной деятельности, в состав которой входят передовые методы обучения: баскет-метод, военно-технические игры, тренинговая деятельность.
Ключевые слова: квазипрофессиональная деятельность, офицеры технических служб, баскет-метод, военно-технические игры, тренинговая деятельность.
В современных условиях глобального реформирования миропорядка Российская Федерация нуждается в подготовленных и высококвалифицированных офицерах, способных грамотно и качественно выполнять возложенные на них задачи. Система военно-профессионального образования в военных вузах выявляет новые тенденции к развитию и совершенствованию методов и форм обучения, способных качественно и в установленные сроки осуществлять подготовку офицеров технических служб.
Анализ передовых возможностей педагогического моделирования профессиональной деятельности офицера показал эффективность использования квазипрофессиональной деятельности в процессе подготовки курсантов. Квазипрофессиональная деятельность является формой контекстного обучения. Контекстное обучение апробировано в начале 1990-х годов А.А. Вербицким [1]. Данное направление решает учебные задачи в контексте игровых ситуаций, имитирующих реальные условия службы либо ситуации профессиональной деятельности [2].
Квазипрофессиональная деятельность характеризуется переходами от базовых форм деятельности к принципам и проблемности обучения, активности личности, взаимосвязью теории и практики, актуальностью педагогических задач, решением ситуаций профессиональной деятельности [3].
Многие педагоги и учебные заведения применяют в своей практике такую форму обучения, как экскурсию в организации по профессиональному предназначению, тем самым усиливают взаимосвязь теории с реальной профессиональной деятельностью. Во многих военно-технических вузах, практикуются посещения различных заводов и предприятий военно-промышленного комплекса по профилирующим направлениям, так же на выпускных курсах курсанты проходят стажировки и практики в воинских частях на должностях офицеров технических служб.
240
Проанализировав исследования в области военно-профессиональной подготовки и исходя из реалий современного обучения курсантов, можно сделать вывод, что учебный процесс должен быть тесно связан с будущей профессиональной деятельностью офицера. Данное условие возможно реализовать посредством квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования профессиональных навыков у курсантов. Соответственно курсант в период приведения занятий будет находиться в специально аккумулированной среде, направленной на непосредственную работу с техникой, вооружением и технической документацией, которая обеспечивает полноценный процесс формирования технических навыков.
Следует отметить, что использование квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования профессиональных технических навыков представляет собой проигрывание, моделирование и наблюдение ситуаций, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности офицера.
Основные задачи квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования профессиональных навыков:
- формирование военно-профессиональных качеств курсантов в области работы с технической документацией;
- развитие и закрепление мотивационно-ценностной составляющей в работе с вооружением и техникой;
- формирование здорового интереса (мотивации) к будущей военно-профессиональной деятельности офицера;
- приобретение опыта, совершенствование умений и навыков, закрепление полученных знаний в практической работе с вооружением и военной техникой.
При формировании профессиональных навыков у курсантов военных институтов эффективными методами квазипрофессиональной деятельности можно считать: тренинговую деятельность, баскет-метод, военно-технические игры [4] и др. При применении данных методов в процессе обучения они способствуют качественному и эффективному формированию профессиональных навыков.
Ниже рассмотрено содержание определенных методов квазипрофессиональной деятельности.
Баскет-метод основан на моделировании ситуаций военно-профессиональной деятельности офицера, участвуя в которых курсанты одновременно выполняют еще и заранее запланированные действия. Содержание метода основывается на следующих действиях: 1) курсантам дается общее описание ситуации; 2) происходит распределение ролей между курсантами; 3) курсантам вручают необходимые для работы материалы; 4) курсанты выполняют необходимые действия в соответствии с распределенными ролями; 5) в завершении происходит обсуждение и анализ выполненной работы совместно с преподавателем.
Отличительной особенностью баскет-метода является разработка и внедрение подробного плана проведения смоделированной ситуации с распределением ролей и по заранее заданному сценарию.
Военно-технические игры занимают большое значение в формировании технических навыков у курсантов. Военно-технические игры представляют собой прообразы реальных военно-профессиональных ситуаций, такие как учебный парк техники и вооружения, где курсанты выполняют профессиональные задачи офицера технических служб по своему направлению. В данных играх решение поставленных задач в условиях максимально приближенным к реальным способствует формированию навыков и умений в военно-профессиональной подготовке будущего офицера.
Целью применения таких игр является направленность на формирование профессионально-значимых качеств, мотивации, интереса к своей профессии, актуализации командных качеств будущих офицеров технических служб.
Еще одним актуальным методом обучения является тренинговая деятельность, которая организуется в процессе военно-профессионального обучения и нацелена на формирование навыков и умений посредством выполнения последовательных действий и заданий. Данный метод дает возможность получить курсантам необходимые знания, навыки и умения присущие военно-профессиональной направленности офицера. Основным достоинством тренинга является активное вовлечение курсантов в процесс военно-профессионального взаимодействия и общения.
Анализ и изучение ситуаций реальной военно-профессиональной деятельности офицеров положительно влияет на формирование у курсантов профессионального мировоззрения, навыков и умений в решении технических задач и последующего становления высококвалифицированного офицера технических служб.
Список литературы
1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. М.:ИЦПКПС, 2004. 84 с.
2. Загвязинский В.И. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008.
352 с.
3. Муралев А. А. Формирование документоведческой компетентности у курсантов военных институтов: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2016. 204 с.
4. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Интегративные методы обучения в современном вузе // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 3. С. 56 - 62.
Муралев Андрей Александрович, канд. пед. наук, старший преподаватель, ти-га1е\'-аатаИ.ги, Россия, Пермь, Пермский военный институт войск национальной гвардии РФ
INNOVATIVE METHODS OF PREPARATION OF FUTURE OFFICERS TECHNICAL SERVICES
A.A. Muralev
The prospects and benefits of using kvaziprofessional activities in the learning process of the future officers of technical services are considered. The concept kvaziprofe-siional activity, which consists of advanced teaching methods: in-basket test, militarytechnical games, training activity is opened.
Key words: kvaziprofessional activities, officers of technical services, in-basket test, military-technical games, training activity.
Muralev Andrey Aleksandrovich, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, muralev-a@mail. ru, Russia, Perm, Perm Military Institute of National Guard Troops Russian Federation
УДК 37.0
ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОДЕЛИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, НАПРАВЛЕННОЙ НА АДАПТАЦИЮ КУРСАНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ
С.Н. Усанин, М.Л. Буренков
Рассматривается идея системного анализа, позволяющая построить концептуальную каскадно-циклическую модель образовательного процесса, направленного на учебную адаптацию курсантов младших курсов.
Ключевые слова: модель образовательного процесса, курсанты младших курсов, каскадно-циклическая модель, государственный образовательный стандарт, оценка результатов, мотивация, мониторинг.
Модель - это образ (описание, схема и т.п.) или прообраз (образец) какого-либо объекта или системы объектов, используемый в качестве заменителя. Концептуальная модель - это содержательная модель, базирующаяся на определенной концепции или точке зрения. При этом за каждой концептуальной моделью стоит определенное видение проблемной ситуации.
Можно выделить следующие виды концептуальных моделей: логи-ко-семантические;структурно-функциональные,причинно-следственные. В структурно-функциональных моделях объект обычно рассматривают как целостную систему, в которой выделяют составные части - элементы, подсистемы и др. [1, 2].
В данном случае для описания и прогнозирования процесса адаптации курсантов младших курсов к обучению в вузе можно предложить концептуальную модель, в которой будут отражены основные этапы адапта-