Научная статья на тему 'Использование контекстного обучения в высшей школе для подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья'

Использование контекстного обучения в высшей школе для подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПЕДАГОГ / ДЕФЕКТОЛОГ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / БАСКЕТ-МЕТОД / ТРЕНИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РОЛЕВЫЕ И ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / КЕЙС-МЕТОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриевская Людмила Анатольевна

Повышение качества образования актуализирует потребность использования современных образовательных технологий, среди которых контекстное обучение. В статье раскрываются содержание контекстного обучения и возможности применения его методов в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование контекстного обучения в высшей школе для подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Улучшению здоровья могут способствовать следующие меры:

- своевременность проведения анализа уровня здоровья и интереса молодежи к культуре здорового образа жизни.

- разработка рекомендаций по привлечение молодежи к регулярным занятиям физической культуры и спортом на муниципальном уровне.

- выявление и формирование мотивов и интересов молодежи к здоровому образу жизни.

- увеличение числа доступных мест для занятий физической культуры общего пользования. Пропаганда физической культуры должна способствовать:

- повышению у людей интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры;

- популяризации самостоятельных занятий с широким использованием природных факторов;

- формированию в массовом сознании понимания жизненной необходимости физкультурно-спортивных занятий [1, с. 57].

Список использованной литературы:

1. Гуськов С.И. Спортивный маркетинг / С.И. Гуськов. - Киев.: Олимпийская литература, 2002. - 296 с.

2. Крамской, С. И. Социальное управление процессом физического воспитания студенческой молодежи: на материалах Белгородской области: диссертация ... канд. социологических наук: 22.00.08 Москва, 2007. - 227 c.

3. Павлов И. П. Полн. собр. соч. Т. III. Кн. 1. М. - Л., 1951.

© Агеев А.В., Стрельников Р.В., Мхце Б.А., 2015

УДК 378

Андриевская Людмила Анатольевна,

Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

г. Челябинск, Российская Федерация e-mail: ludmila_andrievskaja@icloud.com

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация

Повышение качества образования актуализирует потребность использования современных образовательных технологий, среди которых контекстное обучение. В статье раскрываются содержание контекстного обучения и возможности применения его методов в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова

Контекстное обучение, высшая школа, педагог, дефектолог, дети с ограниченными возможностями здоровья, баскет-метод, тренинговая деятельность, ролевые и деловые игры, кейс-метод.

Сегодня контекстное обучение одна из актуальных образовательных технологий высшей школы. Технология контекстного обучения рассматривается как средство активного обучения и используется в профессиональной подготовке специалистов.

Концепция контекстного обучения была разработана А.А. Вербицким в 1991 году. С позиции автора, контекстное обучение - «имитационная модель обучения, в которой задачи профессионального обучения решаются в учебных или учебно-игровых ситуациях, имитирующих реальные условия в ситуации профессиональной деятельности» [1, с. 62].

Исходя из идеи автора, контекстное обучение основано: на взаимосвязи теоретического и

практического обучения с будущей профессиональной деятельностью, с обязательным наполнением содержания обучения актуальной информацией, соответствующей особенностям профессии; на принципах проблемности обучения, активности личности, единства обучения и воспитания. Системообразующим элементом в контекстном обучении является ситуация будущей профессиональной деятельности, решение которой возможно через активность человека, что способствует формированию профессионально значимых качеств личности. Особенностью контекстного обучения среди других видов являются переходы базовых форм деятельности от учебной академической деятельности к квазипрофессиональной и далее к учебно-профессиональной деятельности.

Для подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности с детьми с ОВЗ в высшей школе предусмотрены практики. Также преподаватели применяют в качестве формы обучения экскурсии в специализированные образовательные организации, что усиливает взаимосвязь теоретического обучения с реальной профессиональной деятельностью педагогов специального образования. На наш взгляд, взаимосвязь теории и практики в подготовке педагогов к работе с детьми с ОВЗ не должна ограничиваться только прохождением студентами практики или проведением экскурсий в образовательные организации. Напротив, процесс обучения должен рассматриваться как совокупность учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности, в которой предусмотрены моделирование и использование проблемных ситуаций педагогической деятельности.

В таком понимании процесса профессиональной подготовки педагогов приобретает актуальность контекстное обучение. В этом случае на аудиторных занятиях студент будет находиться в специально созданной среде педагогических ценностей, идей, знаний, связанных с работой с детьми с ОВЗ, которая обеспечит непрерывный процесс формирования у студентов профессионально-значимых качеств личности, профессиональных ценностных ориентаций, профессиональных умений и навыков.

Итак, применение контекстного обучения в образовательном процессе подготовки будущих педагогов к деятельности с детьми с ОВЗ - наблюдение, моделирование и проигрывание ситуаций, приближенных к реальной педагогической деятельности с целью погружения студентов в профессиональную деятельность с детьми с ОВЗ и адаптации к ее особенностям - является, безусловно, необходимым.

Реализация контекстного обучения в работе с педагогами, деятельность которых связана с детьми с ОВЗ, способствует выполнению следующих задач:

- формирование и закрепление ценностей педагогической деятельности с детьми с ОВЗ;

- развитие мотивации и интереса к профессиональной деятельности педагога;

- закрепление знаний, совершенствование умений и освоение опыта деятельности педагогов с детьми с ОВЗ;

- формирование профессионально значимых качеств личности;

- развитие потребности в самосовершенствовании и самообразовании.

Среди эффективных методов контекстного обучения в подготовке студентов к будущей профессиональной деятельности с детьми с ОВЗ, обратим внимание, на деловые игры, ролевые игры, тренинговую деятельность, кейс-метод, баскет-метод и др. [2].

Рассмотрим содержание и значение данных методов в контекстном обучении будущих педагогов, деятельность которых связана с детьми с ОВЗ.

Тренинговая деятельность - деятельность, специально организованная в процессе обучения и направленная на получение необходимых умений через выполнение действий и последовательных заданий. Этот метод контекстного обучения способен дать студентам информацию, сформировать умения и навыки, характерные для профессиональной деятельности и поведения с целью решения педагогических задач. Общепринятым достоинством тренинговой деятельности признано активное вовлечение всех студентов в процесс подготовки к профессиональному общению и взаимодействию.

Большое значение в формировании профессиональных ценностных ориентаций будущих педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, занимают деловые и ролевые игры как методы контекстного обучения. Деловые и ролевые игры являются прообразами реальных профессиональных ситуаций. Именно в таких играх решение заданных задач в специально созданных условиях способствует получению новых знаний, формированию умений и навыков будущей реальной профессиональной деятельности. Цель применения ролевых игр заключается в использовании ее направленности на развитие личностных профессионально значимых качеств педагогов: целеустремленности, самостоятельности, ответственности, эмпатии,

коммуникативности и др. Использование деловых игр необходимо с целью формирования мотивации и интереса к выбранной профессии, актуализации творческого потенциала будущих педагогов в работе с детьми с ОВЗ.

Следующий актуальный метод контекстного обучения - кейс-метод, который представляет собой способ обучения путем решения ситуаций, характерных для профессиональной деятельности. Значение применения этого метода заключается в его сущности: коллективный анализ предложенной ситуации, поиск и выбор способа ее решения, защита публично представленного способа решения. Неоднозначность и разнообразие решений возникшей проблемы создают ситуации обсуждения, аргументации позиций, выбора оптимального пути решения проблемы. Применение данного метода способствует закреплению теоретических знаний и практических умений, а также формированию профессионально значимых качеств личности у студентов. Рассматриваемые ситуации, как правило, взяты из реальной профессиональной деятельности, подкреплены подобранными материалами: информацией, социологическими данными, наглядными материалами и др. Итак, изучение и анализ реальных ситуаций, взятых из профессиональной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ, способствует формированию у студентов активной жизненной позиции, обогащению знаний, умений, формированию мировоззрения и навыков решения профессиональных задач, что продуктивно сказывается на становлении и повышении их профессиональной компетентности.

Баскет-метод - способ обучения, основанный на моделировании наиболее характерных для профессиональной деятельности ситуаций, при участии в которых студент оперативно выполняет еще и не запланированные действия. Содержание этого метода заключается в следующем: студент получает описание ситуации, в которой он оказывается или роли, которую нужно сыграть; предоставляют сопутствующие материалы для выполнения упражнения; далее студент выполняет необходимые действия; в заключении проводится итоговое обсуждение. Отличие данного метода от вышеназванных в том, что он предполагает разработку подробного тактического плана поведения в ситуации и сценария распределения ролей.

Таким образом, использование методов контекстного обучения в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов с детьми с ОВЗ позволит повысить качество образования путем отработки способов выбора решений и поведения в ситуациях, типичных для будущей трудовой деятельности.

Список использованной литературы:

1. Загвязинский, В.И. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. - М.: Академия, 2008. - 352 с.

2. Яковлев, Е.В. Интегративные методы обучения в современном вузе / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2011. - № 3. - С. 56-62.

© Андриевская Л.А., 2015

УДК 378.147

Асеева Татьяна Владимировна

доцент ТГУ, г. Тольятти, РФ E-mail: violas10309@mail.ru Хальзова Валентина Михайловна канд.пед.наук, доцент ТГУ, г. Тольятти, РФ E-mail: khalzova.valentina@gmail. com

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация

В статье рассматриваются методические аспекты применения модульной технологии обучения в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.